Основная информация

Дата опубликования: 17 сентября 2020г.
Номер документа: RU86043305202000298
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Принявший орган: Администрация Сургутского района
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«17» сентября 2020 года                                                                                                   № 3891-нпа

г. Сургут

Об утверждении положения о системе управления охраной труда в администрации Сургутского района

В соответствии со статьями 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», в целях установления единого порядка в вопросах организации работы по охране труда:

1. Утвердить положение о системе управления охраной труда в администрации Сургутского района (далее - положение) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Руководителям отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района:

2.1. Обеспечить организацию работы по охране труда согласно требованиям настоящего положения.

2.2. Ознакомить работников отраслевых (функциональных) органов с настоящим положением под подпись.

3. Обнародовать настоящее постановление и разместить на официальном сайте муниципального образования Сургутский район.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его обнародования.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава Сургутского района                                                                                                   А.А. Трубецкой

Приложение к постановлению

администрации Сургутского района

от «17» сентября 2020 года № 3891-нпа

Положение

o системе управления охраной труда в администрации Сургутского района

1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления охраной труда в администрации Сургутского района (далее - положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, типовым положением о системе управления охраной труда, межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и иными нормативными правовыми актами об охране труда.

1.2. Настоящее положение регламентирует единый порядок организации работы по обеспечению безопасных условий труда в администрации Сургутского района (далее-администрация), определение основных элементов управления охраной труда, распределение полномочий, обязанностей и ответственности за создание безопасных условий труда, порядок осуществления контроля за соблюдением требований охраны труда, порядок разработки мероприятий по улучшению условий и охраны труда, порядок расследования несчастных случаев на производстве, предоставление отчётности по охране труда, по применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда.

1.3. Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

2. Политика в области охраны труда

2.1. Основными принципами системы управления охраной труда (далее-CУОТ) в администрации являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

- гарантии прав работников на охрану труда;

- деятельность по управлению профессиональными рисками;

- обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, правилах по охране труда, санитарных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране трудa для создания здоровых и безопасных условий труда;

- планирование мероприятий по охране труда;

- исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.

3. Цели в области охраны труда

3.1. Основные цели в области охраны труда в администрации заключаются в следующих положениях:

- обеспечение безопасности труда и сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- проведение специальной оценки условий труда и осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, выполнением профилактических мероприятий;

- обеспечение подготовки работников в области охраны труда путём проведения качественного обучения;

- повышение уровня ответственности каждого работника за соблюдение требований законодательства в области охраны труда;

- обеспечение функционирования всех уровней контроля за соблюдением и выполнением на рабочих местах законодательных и иных требований в области охраны труда;

- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах в администрации;

- обеспечение управления профессиональными рисками;

- непрерывное совершенствование и повышение эффективности CУOT.

4. Обеспечение функционирования CУOT (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами)

4.1. Структура системы управления охраной труда.

4.1.1. Организационно система управления охраной труда в администрации-трёхуровневая.

Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с Уставом Сургутского района осуществляет работодатель в лице главы Сургутского района.

Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с должностной инструкцией осуществляет специалист по охране труда управления общественных связей и информационной политики администрации Сургутского района.

Управление охраной труда на третьем уровне в соответствии с распоряжением администрации Сургутского района от 27.11.2014 № 643-р «О создании комиссии по охране труда» осуществляет комиссия по охране труда.

4.1.2. Порядок организации работы по охране труда в администрации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего положения.

4.2. Обязанности по охране труда должностных лиц, работников администрации.

4.2.1. Глава Сургутского района обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- создание и функционирование системы управления охраной труда;

- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- приобретение и выдачу за счёт собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование и учёт в установленном трудовым законодательством, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

- беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные трудовым законодательством, иными федеральными законами сроки;

- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

4.2.2. Обязанности по охране труда заместителей главы Сургутского района по направлениям деятельности:

- организуют работу по созданию и обеспечению безопасных условий труда в курируемых отраслевых (функциональных) органах администрации;

- принимают участие в разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда в администрации, организуют контроль за выполнением этих мероприятий через подчинённых им отраслевые (функциональные) органы;

- получают информацию о состоянии условий и охраны труда от курируемых отраслевых (функциональных) органов администрации, принимают меры по устранению выявленных недостатков в области охраны труда;

- принимают участие (при необходимости) в расследовании групповых несчастных случаев, тяжёлых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом в курируемых отраслевых (функциональных) органах, разработке мероприятий по их предупреждению, организуют контроль за их выполнением отраслевыми (функциональными) органами.

4.2.3. Обязанности по охране труда начальника управления муниципальной службы, кадров и наград:

- организует работу по осуществлению контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка работниками администрации;

- организует работу по согласованию, регистрации и хранению должностных инструкций работников администрации;

- организует работу по подготовке проектов муниципальных правовых актов об организации и проведении ежегодной диспансеризации работников администрации, формированию списков работников, подлежащих диспансеризации;

- организует работу по консультированию работников администрации по вопросам, входящим в компетенцию управления, в области трудового законодательства;

- участвует в работе комиссии, по специальной оценке, условий труда при рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию;

- организует работу по оформлению трудовых договоров с лицами, поступающими на работу (муниципальную службу) в администрацию при наличии у них соответствующего образования, после прохождения ими в установленном порядке предварительного медицинского осмотра и вводного инструктажа по охране труда;

- направляет предложения для формирования раздела «Охрана труда» коллективного договора администрации.

4.2.4. Обязанности по охране труда руководителя отраслевого (функционального) органа, не имеющего статус юридического лица:

- обеспечивает организацию работы по охране труда в отраслевом (функциональном) органе, в соответствии с настоящим положением, требованиями законодательства о труде и об охране труда, действующего в Российской Федерации;

- принимает участие в проведении специальной оценки условий труда в отраслевом (функциональном) органе;

- обеспечивает выполнение обоснованных предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов действующего законодательства Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, и рассмотрении представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, сроки;

- обеспечивает представление информации по охране труда в управление общественных связей и информационной политики администрации (по запросу соответствующего управления и в установленные им сроки);

- подготавливает предложения в план работы по охране труда;

- принимает участие в организации специального обучения по охране труда в объёме должностных обязанностей руководителей и специалистов отраслевого (функционального) органа не реже 1 раза в 3 года, непосредственно в отраслевом (функциональном) органе, организации проверки знаний требований охраны труда;

- вносит главе Сургутского района предложения о поощрении работников отраслевого (функционального) органа, за активную работу в области охраны труда, а также о привлечении к ответственности работников отраслевого (функционального) органа, допустивших упущения в работе, приведшие к нарушению норм и правил безопасности, а также не выполняющих должностные обязанности по охране труда.

4.2.5. Обязанности по охране труда начальника отдела-главного бухгалтера администрации:

- осуществляет контроль за целевым расходованием средств, выделяемых на охрану труда;

- осуществлять бухгалтерский учёт расходования средств на выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, планами мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- осуществляет учёт расходов в связи с несчастными случаями, выплатами штрафов по решению государственных органов надзора и контроля.

4.2.6. Обязанности по охране труда специалиста по охране труда управления общественных связей и информационной политики администрации:

- организует работу по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в администрации;

- разрабатывает программы вводного инструктажа и проводит вводный инструктаж вновь принимаемых в администрацию работников, в том числе в отраслевые (функциональные) органы, имеющих статус юридического лица;

- организует работу комиссии по обучению и проверке знаний требований охраны труда работников администрации и её отраслевых (функциональных) органах без права юридического лица и участвует в работе этой комиссии (по специальному обучению по охране труда в объёме должностных обязанностей руководителей и специалистов структурного подразделения не реже 1 раза в 3 года, непосредственно в структурном подразделении), оформляет протоколы установленной формы (форма протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников представлена в приложении 1 к порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённому Постановлением Министерства труда России и Министерства образования России от 13.01.2003 № 1/29);

- организует работу уголка по охране труда и принимает меры по оснащению его необходимыми учебными и наглядными пособиями, нормативной правовой базой по охране труда и другими материалами;

- организует работу по специальной оценке условий труда в администрации, оформляет соответствующую документацию, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в администрации в установленном порядке;

- обеспечивает информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, полагающихся компенсациях и льготах;

- обеспечивает хранение материалов по специальной оценке условий труда;

- составляет по администрации и её структурным подразделениям без права юридического лица отчёты, предусмотренные статистической отчётностью: по форме № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях»; приложение к форме № 7-травматизм «Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев» (1 раз в 3 года);

- организует работу по подготовке отчётности по охране труда «Информация о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования» в администрации и её отраслевых (функциональных) органах без права юридического лица. Подготавливает соответствующую отчётность;

- осуществляет контроль за соблюдением норм и правил безопасности, стандартов и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам охраны труда;

- организует и участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведении анализа причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению;

- участвует в разработке разделов коллективного договора администрации в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений отраслевых (функциональных) органов администрации для включения в план мероприятий по улучшению условий труда;

- организует обучение по охране труда руководителей и специалистов администрации и её отраслевых (функциональных) органов, не имеющих статус юридического лица в объёме соответствующих программ по охране труда в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях, и организациях, осуществляющих образовательную длительность;

- организует работу по присвоению неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, I группы по электробезопасности. Составляет перечень должностей, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности по администрации и её отраслевых (функциональных) органах без права юридического лица (группа I по электробезопасности должна присваиваться неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током);

- осуществляет взаимодействие с организацией обслуживающей электроустановки в администрации и её отраслевых (функциональных) органах в части присвоения неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, I группы по электробезопасности.

4.2.7. Основные обязанности по охране труда работников администрации:

- соблюдать требования охраны труда, установленные действующим законодательством Российской Федерации, а также внутренними локальными актами администрации;

- правильно применять средства коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния здоровья.

4.2.8. Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза:

- осуществляет профессиональный контроль соблюдения требований охраны труда в отраслевых (функциональных) органах администрации;

- осуществляет контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах;

- подготавливает предложения работодателю по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа;

- представляет интересы работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

4.2.9. Комиссия по охране труда:

- содействует специалисту по охране труда в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты;

- участвует в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов;

- готовит предложения работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- оказывает содействие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

5. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда

5.1. Обучение работников администрации по охране труда, проведение проверки знаний требований охраны труда.

Обучение по охране труда предусматривает:

- вводный инструктаж;

- инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый, целевой;

- обучение руководителей и специалистов.

5.1.1. Вводный инструктаж и порядок его проведения:

- программу вводного инструктажа по охране труда разрабатывает специалист по охране труда управления общественных связей и информационной политики администрации с учётом требований Системы стандартов безопасности труда (далее-ССБТ), правил, норм по охране труда. Утверждается программа распоряжением администрации Сургутского района;

- вводный инструктаж по охране труда проводится до приёма либо в день приёма со всеми вновь принимаемыми на работу в администрацию, независимо от их образования, стажа работы по данной должности, а также командированные в Администрацию работники, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в администрации производственную практику;

- вводный инструктаж по охране труда проводит специалист по охране труда управления общественных связей и информационной политики администрации, в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий;

- о проведении вводного инструктажа делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа (форма журнала приведена в приложении А, форма А 4 ГОСТ 12.0.004-2015 Организация обучения безопасности труда), с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Для повышения эффективности инструктажа и большей информативности излагаемого материала составляется, в соответствии с программой, текстовая часть вводного инструктажа.

5.1.2. Первичный инструктаж на рабочем месте:

- работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использования электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;

- перечень профессий и должностей работников, освобождённых от первичного инструктажа на рабочем месте по администрации утверждается распоряжением администрации Сургутского района.

5.1.3. Повторный инструктаж на рабочем месте:

- повторный инструктаж проходят все работники администрации, должности которых не включены в перечень освобождённых от первичного инструктажа на рабочем месте. Повторный инструктаж проводится не реже 1 раза в 6 месяцев.

5.1.4. Внеплановый инструктаж:

- в особых случаях, вызванных производственной (служебной) необходимостью, с работниками проводиться внеплановый инструктаж. Правила проведения такого инструктажа определены пунктом 2.1.6. Порядка, утверждённого постановлением Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 и пунктом 8.9 ГОСТ 12.0.004-2015;

- при регистрации внепланового инструктажа указывается причина его проведения.

О проведении первичного, повторного и внепланового инструктажей на рабочем месте делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (форма журнала приведена в приложении А Форма А 5 ГОСТ 12.0.004-2015 Организация обучения безопасности труда) с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.

5.1.5. Целевой инструктаж:

- целевой инструктаж проводит руководитель работ непосредственно на рабочем месте исполнителям;

- целевой инструктаж проводят:

а) при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями работника;

б) при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

- проведение целевого инструктажа оформляется в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (форма журнала приведена в приложении А Форма А 6 ГОСТ 12.0.004-2015 Организация обучения безопасности труда).

5.1.6. Порядок организации обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и служащих:

- обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники администрации, в том числе глава администрации района, заместители главы администрации района и руководители отраслевых (функциональных) органов администрации;

- все принимаемые на работу в администрацию, в течение первого месяца работы, должны пройти соответствующее обучение по охране труда, далее-по мере необходимости, но не реже одного раза в три года;

- обучение по охране труда руководителей, муниципальных служащих и специалистов осуществляющих техническое обеспечение администрации проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно в администрации или в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность (перечень категорий лиц, подлежащих обучению в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность приведен в разделе 2.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Министерства труда России и Министерства образования России от 13.01.2003 № 1/29);

- программу проведения обучения по охране труда разрабатывает специалист по охране труду управления общественных связей и информационной политики администрации. Утверждается программа распоряжением администрации Сургутского района;

- в процессе обучения по охране труда руководителей, специалистов и служащих комиссией по обучению и проверке знаний требований охраны труда проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и так далее, могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение;

- общее руководство и ответственность за правильную организацию, своевременное и качественное обучение работников по охране труда возлагается на начальника управления общественных связей и информационной политики администрации.

5.1.7. Присвоение I группы по электробезопасности:

- присвоение I группы производится после инструктажа, который должен завершиться проверкой знаний в форме устного опроса. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала, имеющий группу III по электробезопасности, назначенный приказом по муниципальному казённому учреждению «Хозяйственно-эксплуатационное управление администрации Сургутского района» - организации обслуживающей электроустановки администрации;

- персоналу, усвоившему требования по электробезопасности относящейся к его производственной (служебной) деятельности, присваивается I группа по электробезопасности с оформлением в журнале установленной формы (приложение № 1 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённым приказом Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 № 328н);

- присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже одного раза в год.

5.2. Проведение специальной оценки условий труда.

5.2.1. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», методикой проведения специальной оценки условий труда и классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н.

5.2.2. Специальная оценка условий труда проводится администрацией совместно с организацией или организациями, привлекаемыми на основании заключенных муниципальных контрактов.

5.2.3. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.

5.2.4. Для организации и проведения специальной оценки условий труда образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

5.2.5. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются распоряжением администрации Сургутского района.

5.2.6. Этапы специальной оценки условий труда:

- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

- исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

- отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

- оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.

5.2.7. В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, то условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

5.2.8. При отсутствии вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах подаётся декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

5.2.9. В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.

5.2.10. Отчёт о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчёту.

5.2.11. Работников ознакамливают с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда. Ознакомление с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах проводит специалист по охране труда.

5.2.12. Результаты проведения специальной оценки условий труда передаются в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче результатов возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

5.3. Обеспечение управления профессиональными рисками.

5.3.1. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками в администрации устанавливается порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

- выявление опасностей;

- оценка уровней профессиональных рисков;

- снижение уровней профессиональных рисков.

5.3.2. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением специалистов по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов, а также экспертами организации, проводящей специальную оценку условий труда в процессе проведения специальной оценки условий труда в администрации.

5.3.3. При выявлении опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными опасными ситуациями.

5.3.4. Профессиональные риски в администрации определяются с учётом характера деятельности и практически все подлежат управлению. Для обеспечения реализации мер по снижению или исключению профессиональных рисков необходимым требованием является соблюдение работниками требований охраны труда, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в рамках выполнения своих должностных обязанностей, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также других внутренних локальных актов администрации.

При описании процедуры управления профессиональными рисками должны учитываться следующее требования:

- управление профессиональными рисками осуществляется с учётом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;

- тяжесть возможного ущерба растёт пропорционально увеличению числа работников, подвергающихся опасности;

- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;

- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

5.4. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.4.1. Обязанность работодателя страховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрена статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

5.4.2. Страхованию подлежат все работники администрации, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного с работодателем.

5.5. Страхование жизни и здоровья муниципальных служащих администрации.

5.5.1. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», постановлением главы Сургутского района от 24.07.2020 № 61-пг/нпа утверждён Порядок страхования муниципальных служащих администрации Сургутского района.

5.5.2. Страхованию подлежат лица, замещающие должности муниципальной службы в администрации Сургутского района.

5.6. Организация расследования и учёта несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.6.1. Каждый несчастный случай на производстве расследуется в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

5.6.2. О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно сообщает непосредственному руководителю работ, который обязан:

- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и, при необходимости, доставку его в ближайшее лечебное учреждение;

- сообщить главе Сургутского района о происшедшем несчастном случае;

- принять все меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;

- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведёт к аварии). В случае невозможности её сохранения-зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т.п.).

5.6.3. Глава Сургутского района обеспечивает своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учёт, согласно срокам, в зависимости от тяжести несчастного случая, указанным в статье 229 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.6.4. Распоряжением администрации Сургутского района назначается комиссия по расследованию несчастного случая, которая обязана:

- в течение трёх суток провести расследование, выявить и опросить очевидцев, получить объяснения от пострадавшего;

- составить акт по форме «Н-1» в четырёх экземплярах, разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая.

5.6.5. Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено администрации (работодателю) или, в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.

5.6.6. При групповом несчастном случае на производстве, тяжёлом и со смертельным исходом в течение суток направляются сообщения в:

- государственную инспекцию труда в ХМАО-Югре;

- прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

- Фонд социального страхования;

- отдел по труду комитета экономического развития администрации Сургутского района;

- объединенную профсоюзную организацию работников администраций муниципальных образований Сургутского района.

5.6.7. Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжёлого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

5.6.8. Материалы расследования несчастного случая хранятся в течение 45 лет.

5.6.9. Расследование и учёт профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.7. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения, оборудования.

5.7.1. Безопасность зданий, сооружений в процессе эксплуатации обеспечивается МКУ «Хозяйственно-эксплуатационное управление администрации Сургутского района», посредством технического обслуживания, периодических осмотров и мониторинга состояния строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

5.8. Организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.

5.8.1. С целью обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников в администрации оборудованы санитарно-бытовые помещения: умывальные, уборные, гардероб, столовая и т.д. Ответственность за техническое состояние помещений, своевременным оснащением специальным оборудованием, мебелью и бытовыми принадлежностями несёт МКУ «Хозяйственно-эксплуатационное управление администрации Сургутского района».

5.8.2. Приобретение кулеров и бутилированной питьевой воды для работников администрации осуществляет МКУ «Хозяйственно-эксплуатационное управление администрации Сургутского района».

5.8.3. Организация и проведение обязательных медицинских осмотров осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

5.8.4. Ежегодно в соответствии с графиком проводится диспансеризация муниципальных служащих администрации.

6. Планирование мероприятий по реализации процедур

6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур в администрации ежегодно разрабатывается и утверждается главой Сургутского района план мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее - план мероприятий).

6.2. План мероприятий разрабатывается специалистом по охране труда на основе Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2012 № 181н с учётом анализа состояния условий труда в администрации.

6.3. Работу по планированию организуют:

- специалист по охране труда совместно с комиссией по охране труда;

- уполномоченные лица по охране труда;

- ответственные лица по обеспечению безопасных условий труда, назначенные главой Сургутского района.

6.4. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда направлены на:

- снижение и предупреждение рисков травматизма и профзаболеваний;

- устранение причин потенциальных рисков и предотвращения их появления;

- обеспечение санитарно-бытового, лечебно-профилактического обслуживания работников;

- обучение по охране труда;

- развитие физкультуры и спорта.

7. Контроль функционирования CУOT и мониторинг реализации процедур

7.1. В целях организации контроля функционирования CУOT и мониторинга реализации процедур в администрации осуществляется контроль за состоянием условий и охраны труда в администрации.

Контроль за состоянием условий труда и охраны труда является одним из основных мероприятий по профилактике и предупреждению производственного травматизма, которое осуществляется посредством выявления отклонения условий труда от требований законодательства о труде, правил и норм безопасности, стандартов с принятием решений по их устранению.

7.2. Виды контроля:

- текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;

- постоянный контроль состояния производственной среды;

- трёхступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;

- общественный контроль за состоянием охраны труда.

7.2.1. Текущий контроль выполнения плановых мероприятий представляет непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективного договора, плана мероприятий по улучшению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда и профилактику производственного травматизма.

Текущий контроль включает в себя:

- контроль выполнения мероприятий конкретных планов, установленных критериев результатов деятельности и целей;

- контроль организации труда;

- контроль состояния здоровья работников (путём проведения диспансеризации).

7.2.2. Постоянный контроль состояния производственной среды предусматривает измерение и оценку опасных и (или) вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах. Включает в себя контроль факторов рабочей среды и специальную оценку условий труда.

7.2.3. Трёхступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива администрации за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах.

I ступень-непосредственный руководитель (начальник отдела, начальник службы) или работник самостоятельно путём самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;

II ступень-руководитель отраслевого (функционального) органа, уполномоченный по охране труда профессионального союза, специалист по охране труда;

III ступень-комиссия по охране труда изучает состояние охраны труда в отраслевых (функциональных) органах.

7.2.4. Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда, выполнением условий коллективного договора, соглашения в сфере охраны труда осуществляют профессиональные союзы, которые избирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Организация работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов осуществляется на основании рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица профессионального союза или трудового коллектива, утверждённых постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08.04.1994 № 30, типового положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утверждённого постановлением Исполнительного комитета Федерации независимых профсоюзов России от 18.10.2006 № 4-3, методических рекомендаций по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утверждённых постановлением Федерации независимых профсоюзов России от 26.09.2007 № 4-6.

7.3. Основными видами оценок являются:

- статистическая отчётность по охране труда;

- сведения о состоянии условий и охраны труда;

- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;

- анализ производственного травматизма.

7.4. В результате контроля, оценок и проверок определяется достигнутый уровень охраны труда и его соответствие запланированным показателям. Результаты контроля, оценок и проверок условий труда оформляются соответствующими протоколами, актами.

7.5. Анализ эффективности системы управления охраной труда.

7.5.1. При анализе эффективности системы управления охраной труда, проводимом руководством администрации, оценивают:

- СУОТ для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;

- способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям администрации и её заинтересованных сторон, включая работников и органы контроля и надзора;

- необходимость изменения системы управления охранной труда, включая концепцию и цели по охране труда;

- необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда;

- выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования.

7.5.2. Анализ эффективности СУОТ учитывает:

- результаты расследования несчастных случаев и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;

- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.

7.5.3. Выводы из анализа эффективности СУОТ должны быть документально зафиксированы и доведены до сведения:

- лиц, ответственных за конкретный элемент системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;

- комиссии по охране труда;

- работников, а также их представителей.

8. Планирование улучшений функционирования СУОТ

8.1. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ в администрации устанавливается зависимость улучшения функционирования CУOT от результатов контроля функционирования CУOT и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учёта результатов расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

8.2. При планировании улучшения функционирования CУOT специалист по охране труда проводит анализ эффективности функционирования CУOT, предусматривающий оценку следующих показателей:

- степень достижения целей в области охраны труда;

- способность CУOT обеспечивать выполнение обязанностей участников всех уровней управления;

- эффективность действий на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования CУOT;

- необходимость изменения CУOT, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда;

- необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении CУOT;

- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в администрации разработаны инструкции по охране труда и пожарной безопасности, в которых указывается порядок действий в случае возникновения аварийной ситуации, а также порядок действий в случаях эвакуации.

9.2. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний администрация руководствуются нормативными документами, регламентирующими порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9.3. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.

10. Управление документами CУOT

10.1. Документация включает в себя муниципальные правовые акты администрации Сургутского района, должностные инструкции руководителей и специалистов, инструкции по охране труда, инструкции о соблюдении противопожарного режима и действиях при возникновении пожара, а также:

- правила внутреннего трудового распорядка;

- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- программа вводного инструктажа по охране труда;

- инструкция вводного инструктажа по охране труда;

- журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;

- программа обучения по охране труда;

- протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников;

- журнал учёта выдачи удостоверений по охране труда;

- перечень профессий, должностей, требующих присвоения I группы допуска по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;

- журнал учёта присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;

- журнал учёта инструкций по охране труда;

- журнал учёта выдачи инструкций по охране труда;

- материалы по проведению специальной оценке условий труда;

- материалы по расследованию несчастных случаев на производстве;

- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

- и другие документы по охране труда.

11. Ответственность работников администрации за нарушение требований охраны труда

11.1. Работники, виновные в нарушении Трудового кодекса Российской Федерации, правил и норм охраны труда, невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, невыполнении своих должностных обязанностей, невыполнении предписаний органов государственного надзора, а также организационно-распорядительных документов администрации, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

11.2. Нарушение правил и норм охраны труда рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

11.3. Незнание работниками Трудового кодекса Российской Федерации, требований правил и норм охраны труда в пределах их должностных обязанностей и выполняемой работы не снимает с них ответственности за допущенные нарушения.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: на информационном стенде Сургутского района № б/н от 17.09.2020
Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать