Основная информация

Дата опубликования: 10 сентября 2020г.
Номер документа: RU03033005202000020
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Башкортостан
Принявший орган: Администрация сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Администрация сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 сентября 2020 года № 42

Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

В соответствии с частью 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 г. N 1680 "Об утверждении требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными актами", на основании Устава сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Руководство по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан (прилагается).

2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава сельского поселения А.Н.Туманин

Приложение к

постановлению Администрации

сельского поселения Шаровский

сельсовет муниципального района

Белебеевский район

Республики Башкортостан

от 10.09.2020 года № 42

РУКОВОДСТВО

по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами при осуществлении муниципального земельного за использованием земель сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

1. Общие положения

Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан (далее - руководство по соблюдению обязательных требований) разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон №294-ФЗ) с целью оказания информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации области земельных отношений (далее - обязательные требования).

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ (далее Земельный кодекс РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществляют деятельность по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению таких нарушений:

- формируют ежегодный план проведения плановых проверок;

- организуют и проводят на территории поселения плановые и внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ (в соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона №294-ФЗ);

- организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений указанных требований в соответствии со статьёй 8.2 Федерального закона №294-ФЗ;

- организуют и проводят мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьёй 8.3 Федерального закона №294-ФЗ.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Плановые проверки проводятся на основании ежегодно утверждаемого органом муниципального контроля плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, являются поступления обращений и заявлений граждан, в том числе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации о фактах нарушения требований законодательства.

Федеральный закон № 294-ФЗ предусматривает обязательное предварительное согласование органами прокуратуры как ежегодных планов проверок, так и назначения внеплановых проверок, проводимых по ряду оснований. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры (часть 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Органы прокуратуры рассматривают проекты планов на предмет законности включения в них подконтрольных лиц, проверяя соблюдение установленной периодичности плановых проверок, срока их проведения и некоторых иных требований. Согласование органа муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Вместе с тем Федеральный закон № 294-ФЗ не требует участия прокуратуры в назначении рейдовых осмотров.

Согласно ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ, в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок". Согласно данному постановлению органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля:

а) принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок;

б) осуществляют внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с разделом IV указанных Правил;

в) несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.

Состав и сроки внесения в автоматизированную систему «Единый реестр проверок» информации о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, установлены в приложении № 1 вышеуказанных Правил.

Необходимость фиксации сведений о конкретной проверке в общедоступном информационном ресурсе ограничивает возможность проведения незаконных проверок.

Ознакомиться с планами проверок на текущий год удобнее всего на сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/). Она формирует ежегодный сводный план, в котором указывается информация по всем регионам и по всем контролирующим (надзорным) органам. Он размещается на сайте Генпрокуратуры РФ до 31 декабря текущего года.

Цель мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований -предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Профилактика нарушений осуществляется посредством максимального информирования юридических лиц и предпринимателей об обязательных требованиях и практике их применения в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений. Профилактическая работа ведётся в соответствии с требованиями части 2 статьи 8.2. Федерального закона № 294-ФЗ и согласно общим требованиям, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 г. № 1680 "Об утверждении требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными актами".

Органы муниципального контроля вправе выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок составления и направления предостережения регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения".

Решение о направлении предостережения в соответствии с частью 5 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ принимается при наличии одновременно следующих трёх условий:

1. Наличие у органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Указанные сведения поступили одним из следующих способов:

а) получены в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

б) содержатся в обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено);

в) содержатся в письмах от органов государственной власти, органов местного самоуправления;

г) размещены в средствах массовой информации.

3. Отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами:

а) причинило вред жизни, здоровью граждан;

б) причинило вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства;

в) привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) создало непосредственную угрозу указанных последствий.

Таким образом, предостережение направляется при отсутствии достаточных оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального Закона №294-ФЗ. Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

В случае согласия с предостережением индивидуальный предприниматель (юридическое лицо) направляет в указанный в нем срок в орган муниципального контроля уведомление о его исполнении. Если же организация полагает, что нарушений обязательных требований ею не допущено, она подает соответствующее возражение с обоснованием своей позиции. Орган муниципального контроля рассматривает данное возражение в течение 20 дней и направляет на него ответ. Если орган муниципального контроля не получит ответ о его исполнении или не согласится с возражениями, то это может явиться основанием для проведения внеплановой проверки индивидуального предпринимателя (юридического лица).

Приоритетными являются мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, к ним относятся:

1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона №294-ФЗ;

2) административные обследования объектов земельных отношений;

3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;

6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

К основным мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями относятся рейдовые осмотры.

Под рейдовым осмотром понимается специальную форму муниципального контроля, в рамках которой мероприятия по контролю (осмотры, обследования, измерение параметров территорий и находящихся на них объектов, отбор образцов объектов окружающей среды для проведения исследований) проводятся на определенной местности по заранее определенному маршруту без посещения территорий и помещений, находящихся во владении или пользовании юридических и физических лиц, и без взаимодействия с ними.

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Рейдовые осмотры и внеплановые проверки кардинально отличаются по процедуре проведения и оформления.

Во-первых, как следует из названия, плановые рейдовые осмотры должны осуществляться в плановом порядке, периодически, т.е. вне зависимости от наличия сведений о возможных нарушениях подконтрольными лицами обязательных требований. В свою очередь, внеплановые проверки являются формой реагирования на информацию о потенциальных или реальных нарушениях.

Во-вторых, рейдовые осмотры проводятся в отношении неопределенного круга подконтрольных лиц, деятельность или объекты которых могут быть обнаружены должностным лицом органа контроля на природных территориях, аттракционах или транспортных путях. Внеплановая проверка всегда проводится в отношении конкретного хозяйствующего субъекта (в том числе в отношении конкретного объекта, принадлежащего подконтрольному лицу).

Статья 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ допускает возможность осуществления рейдовых осмотров в отношении только трёх категорий объектов:

- природных объектов (особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации),

- аттракционов,

- транспортных средств в процессе их эксплуатации (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов).

Согласно ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ рейдовые осмотры должны проводиться уполномоченными должностными лицами органов контроля на основании плановых (рейдовых) заданий.

Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливается органом местного самоуправления.

Должностные лица, выявившие нарушения обязательных требований при проведении рейдовых осмотров, должны:

1) принять в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений;

2) довести в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ)) может стать непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения. Согласно ст. 28.5 КоАП РФ этот протокол составляется немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Примечанием к ст. 28.1 КоАП РФ предусматриваются отдельные правила возбуждения дела, если сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены в ходе проведения проверки при осуществлении государственного или муниципального контроля (надзора). В этом случае дело может быть возбуждено после оформления акта проверки. В то же время законодательство не предусматривает специальных требований к возбуждению дел об административных правонарушениях в случае, если признаки правонарушения обнаружены при осуществлении рейдового осмотра.

Конечными результатами проведения мероприятий по муниципальному контролю являются:

- составление актов проверки;

- выдача предписаний;

- составление протоколов об административных правонарушениях;

- направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях, если составление протокола об административном правонарушении не относится к компетенции лиц, уполномоченных на осуществление муниципального контроля;

- объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

- составление акта о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

2. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, утвержден постановлением Администрации сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан №39 от 10.09.2020 г. «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении муниципального земельного контроля на территории сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан» и размещен на сайте Администрации сельского поселения Шаровский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан. https:/ sharsel.ru/.

С 1 ноября 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Данный закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным.

3. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования.

Муниципальный контроль осуществляется в отношении субъектов контроля, являющихся: юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами (землепользователями).

4. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом №294-ФЗ;

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган муниципального контроля по собственной инициативе;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

5. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

Главой XIII Земельного кодекса РФ установлено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.

Согласно пункта 4 части 9 статьи 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях" от 23.06.2011 № 413-з (далее - КоАП РБ) при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель поселения должностными лицами органов местного самоуправления в пределах компетенции составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4, 5 статьи 2.13, частью 2 статьи 4.6, частью 2 статьи 4.8, статьями 6.1, 6.9, 7.3 КоАП РБ, а также статьями 7.1, 7.2, 7.10, 8.6, частями 1 и 2 статьи 8.8, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 15.2 КоАП РБ Протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 9 статьи 15.1 КоАП РБ вправе составлять лица, замещающие муниципальные должности, должности муниципальной службы в Республике Башкортостан (в пределах компетенции, установленной должностными инструкциями).

Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение Федерального закон №294-ФЗ

1. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона №294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несоблюдение вышеуказанных требований образует составы административного правонарушения предусмотренные гл. 19 КоАП РФ, а именно:

- статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль;

- статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля;

- статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль;

- статья 19.7. Непредставление сведений (информации).

6. Особенности осуществления муниципального контроля в 2020 году

В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» внесены изменения в статью 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

Согласно п. 1.1 статьи 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Проведение проверки с нарушением требований статьи 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ

В 2020 г. проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся с учетом следующих особенностей, введенных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 (ред. от 28.07.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Постановление РФ № 438):

1. В 2020 г. проводятся только следующие плановые проверки:

юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (пп. "и" п. 1, пп. "в" п. 2 Постановления РФ № 438);

юридических лиц и ИП (за исключением плановых проверок при осуществлении госконтроля качества и безопасности меддеятельности) - если деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска. Такие проверки не проводятся в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в единый реестр СМСП, а также некоторых НКО (пп. "б" п. 2 Постановления РФ № 438).

2. Эти ограничения не распространяются на мероприятия налогового и валютного контроля (п. 5 Постановления РФ № 438).

3. Проверки проводятся только дистанционно (п. 6 Постановления РФ № 438)., в том числе с использованием аудио- или видеосвязи, за исключением отдельных случаев (п. 7 Постановления РФ № 438).

4. Внеплановые проверки проводятся только в определенных случаях (п. 1 Постановления РФ № 438). Один из них - проверка с целью убедиться, что исполнено предписание устранить нарушения, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Такую проверку нужно согласовать с прокуратурой.

5. Внеплановая выездная проверка в случае причинения вреда жизни и здоровью граждан на производственных объектах I и II класса опасности проводится незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю (п. 7.1 Постановления РФ № 438).

Особенности проведения отдельных проверок в рамках разрешительной деятельности установлены Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (п. 13.1 Постановления РФ № 438).

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Информационный стенд от 10.09.2020
Рубрики правового классификатора: 250.080.000 Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования (см. также 210.010.070)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать