Основная информация

Дата опубликования: 05 августа 1997г.
Номер документа: 1502
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В9705073В0202024

В199705073

Р202000261

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, 01.04.1998, N 8

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 03.04.1998 ПОД N 1502

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(Госстандарт России)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05.08.1997 N 17

О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ

<Отменяется с 1 января 2021 г.: постановление Правительства РФ от 30.01.2020 N 65 >

<Изменение: постановление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 5 июля 2002 г. N 56; НГР:В0202024>

<См. также:

письмо Государственного таможенного комитета РФ от 14 мая 1999 г. N 03-15/14073; НГР:В9906392,

постановление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 28 июля 2000 г. N 53; НГР:В0002990,

письмо Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 14 августа 2000 г. N ЮГ-110-19/2558; НГР:В0004672>

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять "Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации".

2. Направить Правила на Государственную регистрацию в Минюст России.

3. Правила ввести в действие в установленном порядке.

   Председатель Госстандарта России                  Г.П. Воронин

ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждены постановлением Госстандарта России

5 августа 1997 N 17

Настоящие правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. На основе настоящих правил федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации однородных работ и услуг.

Основные термины и определения, цели и принципы, состав и функции участников, общие правила сертификации работ и услуг соответствуют закону "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета, 1993, N 26, ст. 966 и в Собрании законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4) и "Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации" (Утверждены постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный номер 521, опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, N 6, стр. 5).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Объекты обязательной сертификации работ и услуг устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.

1.2. Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации.

1.3. При обязательной сертификации подтверждают соответствие работ и услуг обязательным требованиям (в том числе требованиям безопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса выполнения работ и оказания услуг).

1.4. Сертификацию работ и услуг проводят по схемам сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению приведены в приложении.

Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, НА СООТВЕТСТВИЕ

КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

   2.1. При сертификации работ и услуг применяют:

   законодательные акты Российской Федерации;

правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;

государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.

2.2. Нормативные документы, применяемые при сертификации должны содержать требования к качеству и безопасности работ и услуг, а также методы их оценки, проверки, испытаний, контроля.

2.3. При сертификации работ и услуг следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

2.4. Требования в нормативных документах, применяемых при сертификации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие точное и однозначное их толкование.

III. ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ

3.1. Сертификация работ и услуг включает:

подачу заявки на сертификацию;

рассмотрение и принятие решения по заявке;

оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;

принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;

выдачу сертификата;

инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

<В ред. постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 5 июля 2002 г. N 56; НГР:В0202024>

3.2. Подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по ней.

3.2.1. Заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации.

При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой их них.

3.2.2. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации.

3.3. Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:

оценку выполнения работ и оказания услуг;

проверку, испытания результатов работ и услуг;

3.3.1. Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает;

оценку мастерства исполнителя работ и услуг;

оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;

анализ состояния производства;

оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг;

оценку системы качества;

рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.

Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах.

3.3.2. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.

Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах.

3.4. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата.

3.4.1. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует.

Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.

При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

3.4.2. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более, чем на три года.

3.4.3. При внесении изменений в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.

3.5. Применение знака соответствия при обязательной сертификации.

3.5.1. Общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции (Утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138, Опубликованы в газете "Российские вести" 8 августа 1996 года N 147 (1068).

3.5.2. Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.

3.5.3. Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

3.6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг

3.6.1. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.

3.6.2. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

3.6.3. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей.

3.6.4. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ:

анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг;

разработку программы инспекционной проверки;

создание комиссии для проведения инспекционной проверки;

проведение инспекционной проверки;

оформление результатов и принятие решения.

3.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

3.6.6. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата.

<В ред. постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 5 июля 2002 г. N 56; НГР:В0202024>

3.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия.

<В ред. постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 5 июля 2002 г. N 56; НГР:В0202024>

3.6.8. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

приостанавливает действие сертификата;

информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;

устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

проверяет выполнение корректирующих мероприятий.

<В ред. постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 5 июля 2002 г. N 56; НГР:В0202024>

3.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.

<В ред. постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 5 июля 2002 г. N 56; НГР:В0202024>

3.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности, орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.

<В ред. постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 5 июля 2002 г. N 56; НГР:В0202024>

IV. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

4.1. Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

4.2. Органы по сертификации работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган исполнительной власти, организующий и проводящий работы по обязательной сертификации.

4.3. Органы по сертификации представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

V. РАССМОТРЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИЙ

5.1. При возникновении спорных вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородных работ и услуг.

5.2. Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке или Орган, возглавляющий систему добровольной сертификации.

5.3. Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.

Приложение

1. Схемы сертификации

__________________________________________________________________

! Номер !      Оценка       ! Проверка (испыта- ! Инспекционный  !

! схемы ! выполнения работ, ! ния) результатов  ! контроль       !

!       ! оказания услуг    ! работ и услуг     ! сертифицирован-!

!       !                   !                   ! ных работ и    !

!       !                   !                   ! услуг          !

!_______!___________________!___________________!________________!

!   1   ! Оценка мастерства ! Проверка (испыта- ! Контроль       !

!       ! исполнителя работ ! ния) результатов  ! мастерства     !

!       ! и услуг           ! работ и услуг     ! исполнителя ра-!

!       !                   !                   ! бот и услуг    !

!       !                   !                   !                !

!   2   ! Оценка процесса   ! Проверка (испыта- ! Контроль       !

!       ! выполнения  работ,! ния)  результатов ! процесса       !

!       ! оказания услуг    ! работ и услуг     ! выполнения ра- !

!       !                   !                   ! бот, оказания  !

!       !                   !                   ! услуг          !

!       !                   !                   !                !

!   3   ! Анализ состояния  ! Проверка (Испыта- ! Контроль состо-!

!       ! производства      ! ния) результатов  ! яния производ- !

!       !                   ! работ и услуг     ! ства           !

!       !                   !                   !                !

!   4   ! Оценка организации! Проверка (испыта- ! Контроль       !

!       ! (предприятия)     ! ния) результатов  ! соответствия   !

!       !                   ! работ и услуг     ! установленным  !

!       !                   !                   ! требованиям    !

!       !                   !                   !                !

!   5   ! Оценка системы    ! Проверка (испыта- ! Контроль       !

!       ! качества          ! ния) результатов  ! системы каче-  !

!       !                   ! работ и услуг     ! ства           !

!       !                   !                   !                !

!   6   !        _          ! Рассмотрение дек- ! Контроль каче- !

!       !                   ! ларации о соответ-! ства выполнения!

!       !                   ! ствии с прилагае- ! работ, оказания!

!       !                   ! мыми документами  ! услуг          !

!       !                   !                   !                !

!   7   ! Оценка системы    ! Рассмотрение дек- ! Контроль       !

!       ! качества          ! ларации о соответ-! системы качест-!

!       !                   ! ствии с прилагае- ! ва             !

!       !                   ! мыми документами  !                !

!_______!___________________!___________________!________________!

2. Применение схем сертификации

2.1. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг, и контролируют его при инспекционном контроле.

Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).

2.2. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.

В зависимости от сложности процесса оценивают:

полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;

оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;

метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;

безопасность и стабильность процесса;

профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.

Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).

2.3. По схеме 3 анализирует состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.

Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

2.4. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).

2.5. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (по схеме 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.

Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).

При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг.

2.6. Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.

В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.

Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемых документам проводят обследование организации (предприятия).

Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг.

Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют.

2.7. Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ сертификации, например:

результаты социологических обследований и экспертных оценок;

протоколы испытаний;

договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;

акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);

техническая и др. документация исполнителя работ и услуг.

Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ № 8 от 01.04.1998
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.060 Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Маркировка (см. также 030.100.050, 090.100.100, 100.130.020, 110.010.070, 110.050.040), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.100.000 Торговля, 090.100.130 Контроль за качеством и безопасностью товаров, за соблюдением норм и правил торговли. Ответственность за нарушение правил торговли

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать