Основная информация

Дата опубликования: 02 июня 2020г.
Номер документа: RU46036405202000027
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курская область
Принявший орган: Администрация поселка Пристень Пристенского района Курской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ

ПОСЕЛКА ПРИСТЕНЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 02 июня 2020г. №108

Об утверждении Положения по борьбе

с пожарами, возникшими при ведении

военных действий или вследствие

этих действий

В соответствии с 8-ФЗ, Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановлением Правительства от 26 ноября 2007г. N804 «Об Утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации», Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», Администрация поселка Пристень Пристенского района Курской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава поселка Пристень                                                                                    В.В. Катыхин

УТВЕРЖДЕНО

постановлением администрации

поселка Пристень Пристенского района

Курской области

от 02.06.2020г. N108

Положение по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий

Одной из задач в области гражданской обороны является борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются:

- создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

- тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

- тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:

- создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области гражданской обороны и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

- организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

Одной из основных задач нештатных аварийно-спасательных формирований является:

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами.

Региональный центр МЧС России организует взаимодействие сил и средств, привлекаемых для аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях и тушении пожаров.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, созданные (подготовленные) в мирное время для ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются для решения задач гражданской обороны.

Одной из составляющих сил гражданской обороны на военное время являются спасательные службы гражданской обороны.

Службы гражданской обороны - это нештатные организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурные подразделения, обладающие сходным профилем деятельности и способные, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида работ, специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное время, так и при ведении военных действий.

Спасательные службы гражданской обороны создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий ГО, подготовки для этого сил и средств службы, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий.

Общими задачами служб являются:

- планирование и контроль за выполнением специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем службы;

- контроль за созданием и подготовкой в организациях, входящих в состав службы гражданской обороны, нештатных аварийно-спасательных формирований;

- подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

- управление подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими службами гражданской обороны, воинскими частями войск гражданской обороны, привлекаемыми для выполнения задач в интересах гражданской обороны на соответствующей территории с органами военного командования;

- руководство рассредоточением сил и средств служб гражданской обороны, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых созданы;

- ведение учета сил и средств, входящих в состав служб и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

- участие в поддержании в готовности пунктов управления; планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Основные задачи, осуществляемые в целях борьбы с пожарами при ведении военных действий или вследствие этих действий:

создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

организация тушения пожаров в жилой застройке в военное время выполнение технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости городов, других населенных пунктов и организаций.

локализация и тушение пожаров при проведении АСДНР в районах стихийных бедствий, а также при возникновении крупных аварий и катастроф.

Спасательные службы ГО организаций создаются распоряжениями (приказами) руководителей гражданской обороны организаций.

Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав служб ГО, несут начальники служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти силы.

Начальники служб гражданской обороны, начальники штабов служб назначаются приказами соответствующих руководителей гражданской обороны.

Состав штабов служб гражданской обороны и нештатных аварийно- спасательных формирований (формирований служб гражданской обороны) определяется приказами начальников служб гражданской обороны.

Задачи, организация и деятельность служб ГО определяются положениями, которые разрабатываются начальниками служб, согласовываются с органом соответствующего уровня, уполномоченным на решения задач в области гражданской обороны, и утверждаются соответствующими руководителями ГО.

Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими руководителями гражданской обороны.

1. Обязанности начальников служб гражданской обороны

Руководство деятельностью служб гражданской обороны и выполнением поставленных перед ними задач осуществляют начальники этих служб. Общими обязанностями начальников служб гражданской обороны различных уровней являются:

организация планирования и выполнения мероприятий гражданской обороны в соответствии с предназначением служб гражданской обороны;

управление силами и средствами служб гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также в районах (на объектах) возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий в военное время;

организация мероприятий и контроль за созданием, хранением и своевременным освежением запасов материально-технических и иных средств гражданской обороны;

руководство рассредоточением сил и средств, входящих в состав службы гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также размещением и порядком функционирования в военное время организаций, на базе которых созданы эти службы;

организация разработки предложений начальнику гражданской обороны для принятия решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнения других мероприятий гражданской обороны;

организация взаимодействия с органами управления гражданской обороной и другими службами гражданской обороны.

Указания вышестоящих начальников служб гражданской обороны являются обязательными для нижестоящих служб гражданской обороны данной специализации.

2. Задачи и порядок работы начальника противопожарной спасательной службы ГО и его штаба при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение в условиях применения противником современных средств поражения

Начальник противопожарной службы осуществляет непосредственное руководство службой в мирное время и при ведении гражданской обороны.

С приведением службы в готовность (перевод с мирного на военное положение) на начальников ППС ГО всех степеней возлагаются следующие основные задачи:

- оповещение и обеспечение сбора личного состава, а также введение в действие плана противопожарного обеспечения мероприятий ГО в этот период;

- приведение в готовность пунктов управления, организация круглосуточного дежурства на них руководящего состава;

- организация контроля за готовностью НПФ;

- организация контроля за выполнением неотложных противопожарных инженерно-технических мероприятий ГО;

- организация в установленном порядке материально-технического и медицинского обеспечения подразделений службы.

Начальники противопожарной службы всех степеней обеспечивают выполнение возложенных задач непосредственно и через органы управления (штабы, группы управления).

Кроме перечисленных основных задач, в зависимости от охраняемого района или объекта, возникает необходимость выполнения целого ряда частных задач и вопросов. Все мероприятия, подлежащие выполнению в период приведения службы в готовность, отражаются в «Календарном плане перевода противопожарной службы с мирного на военное положение» расписываются по времени (на 24 часа), назначаются ответственные лица.

После приведения службы в готовность ее силы и средства используются с учетом конкретной обстановки. Порядок использования устанавливает начальник ППС по согласованию с вышестоящим начальником службы и местным начальником ГО.

Основные задачи штаба:

Мирного времени

заблаговременная разработка и корректировка планов ППС ГО, и обеспечение их выполнения;

создание и обеспечение постоянной готовности штабов, сил и средств, органов и пунктов управления, системы связи и оповещения, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим, бактериологическим заражением;

организация подготовки руководящего состава службы, органов управления, сил ППС ГО;

проведение мероприятий по защите личного состава и техники, повышению противопожарной устойчивости городов и организаций;

прогнозирование возможной пожарной обстановки;

ликвидация стихийных бедствий, аварий, катастроф.

При угрозе нападения и в условиях войны

доведение сигналов ГО до подчиненных и обеспечение быстрого перевода службы с мирного на военное положение согласно плану ППС ГО;

непрерывное добывание, прогнозирование, изучение и оценка данных о пожарной обстановке;

подготовка предложений начальнику ГО по использованию сил и средств ППС ГО, своевременное принятие решений и доведение задач до подчиненных;

осуществление постоянного контроля за выполнением приказов, оказание помощи подчиненным;

организация и осуществление непрерывного взаимодействия с вышестоящими штабами, силами и средствами службы, с другими службами ГО;

учет состояния ППС ГО;

ведение отчетных документов по пожарной обстановке и боевым действиям сил службы.

3. Сбор данных о состоянии сил и средств службы и оценка обстановки в очагах поражения

Сбор данных о состоянии сил и средств службы осуществляют штабы и группы управления противопожарной службы ГО при повседневном несении службы в порядке выполнения обязанностей.

При переводе службы с мирного на военное положение, по имеющимся каналам связи начальники службы, штабы и группы управления уточняют состояние сил и средств службы, через соответствующих начальников ГО, организуют пополнение подразделений личным составом и техникой взамен ушедших в Вооруженные силы.

При работе в очагах поражения информация о пожарах по техническим средствам связи передается, открыто, но без указания места, времени возникновения, а также размеров и последствий.

Обобщение сведения об обстановке, последствиях применения средств поражения передаются по техническим средствам связи с применением переговорных, сигнальных таблиц, могут направляться с нарочным соответствующие донесения.

Связь в противопожарной службе должна содержаться в постоянной готовности, что достигается:

заблаговременным оборудованием узлов связи пунктов управления, их содержанием в постоянной готовности, наличием резерва средств связи;

комплексным использованием различных средств связи, постоянным развитием гарнизонных радиосетей и радионаправлений;

высокой специальной подготовкой и натренированностью личного состава пунктов управления, радиотелефонистов и радиотелеграфистов;

проведением мероприятий, обеспечивающих устойчивую работу радиосредств от радиопомех;

умением должностных лиц штаба и подразделений службы пользоваться средствами связи, документами скрытого управления и кратко вести переговоры.

Оценка пожарной обстановки после нанесения ядерного удара производится с целью определения объемов и сроков работ по противопожарному обеспечению АСДНР, восстановлению источников противопожарного водоснабжения, а также расчета сил и средств, подготовки решения на их использование.

Как известно, исходными данными для оценки пожарной обстановки в такой ситуации являются:

вид взрыва, мощность боеприпаса, координаты эпицентра и время взрыва;

скорость и направление среднего и приземного ветров;

материалы предварительной оценки пожарной обстановки.

Оценка пожарной обстановки в очаге ядерного поражения

производится в таком порядке:

а) на плане поселения, на котором заранее нанесены данные предварительной оценки пожарной обстановки, показываются вид, мощность, центр, дата (часы, минуты, число; месяц) взрыва;

б) в зависимости от мощности боеприпаса по справочным данным на плане вокруг эпицентра взрыва наносятся круги с радиусами, соответствующими 0, 50 и 100% плотности пожаров;

в) с учетом данных предварительной оценки пожарной обстановки, справочных данных и метеоданных определяются участки сплошных и отдельных пожаров, огневых штормов и пожаров в завалах, а также скорость и направление распространения сплошных пожаров; уточняется пожарная обстановка на маршрутах ввода сил ГО и на объектах АСиДНР. Возможность противопожарного обеспечения сил ГО на маршрутах ввода определяется с учетом проходимости улиц, непроходимые участки улиц обозначаются установленным знаком, при этом расчет сил и средств для противопожарного обеспечения сил ГО на этих участках не производится.

При оценке пожарной обстановки необходимо учитывать следующее:

сплошные пожары возникают, как правило, на участках с плотностью застройки зданиями и сооружениями IV—V степени огнестойкости не менее 15%, III— не менее 20%, I—II — не менее 30%;

пожары в завалах отмечаются на участках застройки зданиями и сооружениями I, II, III степени огнестойкости, оказавшихся в зоне полных разрушений;

огневой шторм может возникнуть после образования сплошного пожара на участке застройки площадью не менее 2, 5 кв. км (причем в который вписывается круг радиусом 0, 9 км), кроме того, влажность воздуха в этой зоне не должна превышать 30%, а скорость приземного ветра не более 5 м/сек. существует еще ряд ограничений — горячая загрузка в зоне огневого шторма должна быть не менее 100 кг/кв. м., плотность застройки зданиями III, IV, V степеней огнестойкости не менее 20%; в застройке сооружениями IV и V степеней огнестойкости огневой шторм возможен на участке 0, 25 кв. км (круг радиусом около 0, 3 км участок, охваченный огневым штормом, непроходим для людей и техники;)

отдельный пожар - пожар в отдельном здании, сооружении — практически не сдерживает продвижение людей и техники по застроенной территории, движение между отдельными пожарами возможно без средств защиты от теплового излучения;

продолжительность массового пожара может изменяться в широких пределах, но все-таки принято считать, что в застройке IV - V степени огнестойкости массовый пожар длится не более 7 часов, III степени огнестойкости - не более 24 часа;

продолжительность пожаров в завалах - не менее 24 часов.

После оценки пожарной обстановки на план поселения и на карты наносятся круги с радиусами, соответствующими избыточным давлениям ударной волны — 0, 1; 0, 2; 0, 3; 0, 5 - кгс/кв. см, для уточнения степени разрушения зданий и сооружений; а также след радиоактивного облака с учетом скорости и направления среднего ветра. После этого с учетом предварительной оценки пожарной обстановки, данных разведки осуществляется корректировка расчета сил и средств для противопожарного обеспечения сил ГО на маршрутах ввода, а также АСДНР.

При слаженной работе боевых расчетов штабов ППС ГО, наличии необходимой справочной литературы, оценка пожарной обстановки должна производиться в течение 30 минут. В результате оценки пожарной обстановки разрабатываются три основных документа:

план поселения и карта области с нанесенной на них пожарной, инженерной и радиационной обстановкой, а также с расстановкой сил и средств противопожарной службы;

предложения, начальнику гражданской обороны по вопросу противопожарного обеспечения АСДНР;

проект приказа начальника ППС ГО на противопожарное обеспечение АСДНР.

С учетом данных разведки, складывающейся обстановки уточняется решение, конкретизируется взаимодействие сил и средств ГО вплоть до полной ликвидации массовых пожаров.

4. Расчет потребности сил и средств для обеспечения спасательных и других неотложных работ (АСДНР)

При выборе маршрута ввода сил и расчете необходимо учитывать следующие положения:

продвижение сил ГО к объектам АСДНР может проводиться без противопожарного обеспечения, если ширина улицы 60 м, а застройка выполнена 1 - 2 этажными зданиями; при ширине улиц 100 м и более характер застройки значения не имеет;

в случае, если ширина улицы от 30 до 60 м на маршруте ввода сил, то привлекаются пожарные подразделения для снижения интенсивности теплового излучения от горящих сооружений (с помощью водяных струй, завес) ; при этом одно отделение может выполнить работу по снижению интенсивности теплового излучения до безопасных пределов на участке с односторонним фронтом огня не более 50 м; продолжительность работы на одном таком участке принимается не менее 0, 5 часа;

выбор маршрута ввода сил ГО шириной менее 30 м, как правило, не допускается; при необходимости использовать такой маршрут пожарное отделение может выполнить работу по снижению интенсивности теплового излучения до безопасных пределов на участке с двухсторонним фронтом огня не более 25 м (продолжительность работы не менее 0, 5 часа) ;

при противопожарном обеспечении АСДНР одно пожарное отделение может выполнить работу на участке (объекте) с фронтом огня не более 50 м (продолжительность работы принимается не менее 3-х часов) ;

продолжительность работ по тушению пожаров на складах горючих жидкостей и газов, на взрывоопасных объектах принимается не менее 24 часов, с учетом требований Боевого устава пожарной охраны;

для снижения интенсивности теплового излучения следует использовать взрывчатые вещества для подрыва многоэтажных зданий I - III степени огнестойкости, а также дорожно-строительные машины (бульдозеры, экскаваторы) для сноса горящих одно-, двухэтажных зданий IV и V степени огнестойкости;

следует иметь в виду, что расход воды, который подается одним пожарным отделением в условиях военного времени - 20 л/сек (т.е. на 0, 5 часа работы требуется приблизительно 36 куб. м. воды).

5. Постановка задач подчиненным и управление действиями формирований службы при выполнении поставленных задач

Одним из главных условий успешного выполнения всех задач, стоящих перед ППС ГО, является хорошо организованное управление службой. Принцип построения управления ППС ГО предусматривает наличие органов управления и исполнения. К органам управления относятся начальники ППС ГО, непосредственно участвующие в выполнении задач, стоящих перед службой.

Процесс управления включает:

подготовку штабов, дублирующих органов, пунктов управления и средств связи к осуществлению управления силами службы в условиях ведения ГО;

заблаговременную разработку, корректировку планов ППС ГО и обеспечение ими руководящих органов службы;

сбор, изучение и обобщение данных о пожарной обстановке, принятие решений и доведение задач до подчиненных начальников штабов службы;

поддержание взаимодействия с военными органами, вышестоящими штабами и службами ГО по планированию и проведению мероприятий службы.

Таким образом, управление ППС ГО есть целенаправленное постоянное руководство со стороны начальников и штабов ППС ГО всех степеней подчиненными органами и силами службы, осуществляемое с целью полного и эффективного выполнения стоящих перед службой задач.

К управлению ППС ГО предъявляются следующие требования:

«Оперативность» — выражается в умении начальников штабов и групп управления проводить все мероприятия в ограниченные сроки, быстро реагировать на все изменения обстановки и своевременно влиять на ход выполнения задач службы.

«Непрерывность» — заключается в постоянном влиянии начальника штаба службы на выполнение всех мероприятий ППС, исходя из создавшейся обстановки

«Скрытность» — заключается в сохранении в тайне всех организационных мероприятий, проводимых службой по организации и ведении ГО.

«Твердость» — проявляется в своевременном принятии решения по сложившейся обстановке и настойчивом претворении в жизнь, проявляя при этом высокую требовательность.

«Гибкость» — заключается в быстром реагировании на изменение обстановки и своевременном уточнении ранее принятых решений и задач штаба службы.

Основой управления ППС является решение начальника службы на организацию и проведение мероприятий при переводе службы с мирного на военное положение. Решение разрабатывается начальником ППС ГО лично и является основой для разработки планов службы. Оно согласовывается с соответствующими начальниками ГО.

Решению предшествует анализ возможной пожарной обстановки, который вытекает из характера застройки городов и населенных пунктов, пожарной опасности объектов экономики, лесных массивов, торфяников. Кроме того, для выработки правильного решения необходимо заранее изучить наличие и состояние сил и средств службы, характерные особенности районов их дислокации, маршруты выдвижения сил ГО. Необходимо учесть состояние дорог, мостов и переправ, характеристику районов катастрофического затопления, места нахождения АХОВ, защитных сооружений и их вместимость. По этим и другим вопросам делаются краткие выводы, которые и отражаются в решении.

В решении начальника ППС ГО, как правило, отражаются следующие основные вопросы:

краткие выводы из анализа и оценки пожарной опасности застройки населенных пунктов, объектов экономики и прилегающих торфяных, лесных массивов;

данные прогнозирования пожарной обстановки, инженерной и радиационной обстановки;

характеристика сил и средств службы и основные задачи при переводе службы с мирного на военное положение;

мероприятия по повышению устойчивого управления и связи с вышестоящими штабами, взаимодействующими органами, с подразделениями службы и НПФ;

мероприятия по повышению противопожарной устойчивости города, населенных пунктов и объектов экономики;

мероприятия, направленные на успешное ведение АСДНР и тушение массовых пожаров;

организация взаимодействия внутри ППС, а также с другими службами, начальниками и штабами ГО организация МТ, инженерного, медицинского обеспечения ППС ГО;

мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф в мирное время.

6. Порядок ввода и смены формирований службы, ведущих работы в очагах поражения

Задача по противопожарному обеспечению маршрутов ввода сил ГО заключается в создании безопасных, а в ряде случаев допустимых условий для проведения людей и техники через участок сплошных пожаров к объектам спасательных и других неотложных работ.

Важную роль в действиях службы по противопожарному обеспечению маршрутов ввода сил ГО играет правильный выбор направления для создания перехода на участке сплошного пожара. В этом случае необходимо учитывать ширину улиц, наличие вблизи них водоисточников, наличие сплошных завалов, глубину участка сплошного пожара, направление ветра. Для создания проходов к объектам АСДНР нужно выбирать наиболее широкие улицы, а при равной ширине те из них, на которых этажность зданий ниже, а степень огнестойкости выше. Исходный рубеж, с которого может быть начато создание прохода, должен иметь достаточный запас воды, чтобы обеспечить работу пожарных наносов в течение не менее 0, 5 часов (30 минут — нормативное время тушения в пределах зоны действия водяных стволов).

Время, необходимое для выполнения работ по противопожарному обеспечению маршрутов ввода сил ГО через участки сплошных пожаров; должно быть минимальным для того, чтобы как можно быстрее начать ведение спасательных работ.

В том случае, если принимаемые меры по тушению пожаров на маршрутах ввода не обеспечивают необходимую безопасность, то целесообразно организовать защиту людей и техники от воздействия тепловой радиации. Защита может быть осуществлена орошением людей и техники водяными струями или созданием водяных завес в местах интенсивного горения.

Для борьбы с пожарами на маршрутах ввода сил ГО целесообразно последовательно вводить пожарные машины в зону сплошного огня с выполнением боевого развертывания и подачей по фронту пожара ВМП и воды. При этом следует производить маневр развернутыми пеногенераторами и водяными стволами. При достижении частичной локализации первыми отделениями последующие отделения вступают в борьбу с огнем уже в глубине сплошного пожара

В начале и в конце маршрута ввода сил ГО остаются дежурные расчеты, которые обеспечивают продвижение сил. Кроме того, на этом маршруте должен быть тягач буксировки остановившейся техники. В ходе борьбы с пожарами на маршрутах ввода необходимо тесное взаимодействие подразделений пожаротушения с инженерной, медицинской и другими службами и подразделениями ГО.

Постоянная подача воды на тушение обеспечивается подвозом воды поливомоечными машинами или другими цистернами. При наличии надлежащих водоисточников следует использовать ПНС и АР.

Борьба с пожарами в очаге ядерного поражения отличается от тушения пожаров в мирное время. Отличие обусловлено наличием большого количества пожаров, разрушенными зданиями и сооружениями, образованием завалов на дорогах, повреждением коммунально-энергетических сетей, а также радиоактивным заражением.

При выдвижении ППС к очагу поражения командир подразделения пожаротушения получает от вышестоящего начальника задачу.

При постановке задачи указываются первоочередные объекты, на которых необходимо потушить пожары, ориентировочная обстановка (места пожаров и угроза людям, характер разрушения, уровень радиации). Режим работы (начало и конец работы в зоне, допустимые дозы облучения), место медпункта. При оценке пожарной обстановки командир должен учитывать многие факторы, влияющие на выполнение задач.

Командир подразделения после этого принимает решение об использовании сил и средств пожаротушения для обеспечения спасательных работ и отдает необходимые распоряжения. Отделениям пожарной разведки ставится задача по уточнению данных о пожарной обстановке на объектах спасательных работ и наличии водоисточников.

Так, необходимо сопоставить время подачи сигнала «ВТ» и ядерного взрыва. Это позволит определить более точное местонахождение основной массы пораженных в цехах или защитных сооружениях. Анализ предварительных данных о месте, размерах и направлении распространения пожаров позволит сделать вывод о том, где находятся люди, нуждающиеся в помощи в первую очередь. При этом должно учитываться возможное задымление территории, зданий и сооружений. Успех в ликвидации или локализации пожаров во многом зависит от правильности выбора и расстановки пожарной техники и личного состава на объектах спасательных работ.

Целесообразно места для установки пожарных машин выбирать так, чтобы по возможности избежать их частой перестановки. Рукавные линии следует прокладывать с расчетом максимального использования производительности насосов. При значительном удалении водоемов (более 500 м) необходимо использовать ПНС, схему подачи воды перекачкой или привлекать трубопроводные подразделения ГО, т. е. должна быть обеспечена интенсивность подачи воды не менее 0, 12 л/ сек. на 1 кв. м, горящей площади.

Большую опасность в очаге ядерного поражения для личного состава представляет состояние газовой среды. В зонах сильных и полных разрушений неизбежны пожары в завалах. Эти пожары опасны для людей содержанием окиси углерода в воздухе, достигающем в завалах в среднем 0, 8 - 2 мг/л, в отдельных местах 1, 5 - 5 мг/л.

Вследствие теплового и ветрового напоров и особенно при выходе из строя фильтровентиляционных установок, в убежище поступает определенное количество продуктов сгорания, которое может привести к поражению укрывающихся в них людей.

Высокое содержание окиси углерода, высокая температура среды в завалах ограничивают время работы смен формирований при проведении спасательных работ до 30 - 45 минут. Продолжительность работы людей может быть увеличена, если они будут обеспечены изолирующими противогазами, теплозащитными костюмами. В местах отдыха необходимо иметь подвижные герметизированные кабины, обеспеченные ФВУ с противодымными фильтрами, запасом кислорода и необходимого медицинского имущества для оказания неотложной помощи в случае отравления СО.

Для выполнения главной задачи - быстрейшего оказания помощи пораженным - противопожарное обеспечение спасательных работ ведется до полного их завершения. Смена подразделений и формирований производится без прекращения работ путем подмены личного состава на тех же участках.

7. Организация дозиметрического, химического контроля и специальной обработки личного состава, техники и имущества при выводе их из очага поражения

Контроль радиоактивного облучения личного состава проводится для установления боеспособности пожарных подразделений, определения степени тяжести лучевых поражений и проведения лечебно-профилактических мероприятий. Он осуществляется групповым и индивидуальными методами.

В пожарных караулах и отделениях применяется групповой контроль облучения, при этом доза облучения измеряется с помощью одного - двух индивидуальных дозиметров.

В отношении лиц среднего, старшего, высшего начальствующего состава, а также рядового и младшего начальствующего состава, которые выполняют боевые задачи в отрыве от своих подразделений применяется индивидуальный контроль облучения.

Как правило, снятие показаний дозиметров и их перезарядка производятся по распоряжению начальников пожарных подразделений. Полученные личным составом суммарные дозы облучения записываются в карточки учета доз радиоактивного облучения, которые хранятся личным составом при себе. Сведения о дозах облучения в вышестоящие штабы ППС ГО представляются один раз в сутки, а при однократном облучении свыше — 100Р — немедленно.

При работе на зараженной местности должен осуществляться непрерывный контроль за дозой облучения личного состава радиоактивными веществами. С этой целью организуются специальные пункты, которые обеспечивают л/с индивидуальными дозиметрами, измеряют дозу облучения, а также осуществляют контроль за временем пребывания на зараженной территории. Контрольные пункты должны давать сведения об уровнях радиации в местах ведения работ по тушению массовых пожаров. На основании этих данных, как правило, устанавливается допустимая доза облучения личного состава и время пребывания в зонах заражения.

Допустимая доза облучения устанавливается старшим начальником ППС ГО, возглавляющим работу по тушению массовых пожаров в очаге поражения. В зависимости от обстановки, важности задач и количества л/с службы допустимая доза облучения может быть в пределах 25 - 50 Р и в исключительных случаях до 100Р.

Время пребывания л/с с учетом установленной дозы облучения должно контролироваться, т.к. с учетом этого времени определяется количество работающих смен и время вывода л/с из зоны заражения. После выхода из зоны заражения л/с проходит специальную обработку и только после этого может быть отправлен на отдых.

Специальная обработка подразделений ППС заключается в проведении санитарной обработки л/с, дезактивации, дегазации и дезинфекции пожарной техники, оборудования, средств защиты и обмундирования. Обработка может быть частичной и полной.

Частичная обработка проводится по распоряжению командиров подразделений, не прекращая выполнения боевых задач, сводится она к следующему:

удалению радиоактивных веществ с открытых участков тела, обмундирования, средств защиты и техники путем обметания, смывания водой или оттирания тампонами, а кроме того вытряхиванием средств защиты и обмундирования;

обезвреживанию (удалению) отравляющих веществ и бактериальных средств на участках тела, обмундирования, средств защиты и техники с использованием индивидуальных противохимических и дегазационных пакетов (типа ИПП-8).

После проведения частичной специальной обработки при заражении радиоактивными веществами СИЗ, снимаются на выходе из зараженного участка, а при заражении, отравляющими веществами и бактериальными средствами СИЗ, не снимаются до проведения полной специальной обработки.

Полная специальная обработка проводится по разрешению вышестоящего начальника ППС ГО после выполнения боевых задач и включает полную санитарную обработку л/с и полную дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию пожарных машин, снаряжения, обмундирования и средств защиты.

При проведении полной специальной обработки сначала обеззараживаются техника и вооружение, а затем проводится санитарная обработка л/с.

Полная дезактивация, дегазация и дезинфекция пожарных машин, вооружения, обмундирования и средств защиты состоит и обработке всей поверхности зараженных объектов до безопасных пределов и проводится на специальных пунктах.

Полная санитарная обработка личного состава заключается в обмывании всего тела водой с мылом с обязательной сменой белья, а при необходимости и обмундирования. Одежда заменяется, если после ее обработки заражение остается выше допустимых величин.

Полная санитарная обработка должна проводиться по возможности не позднее 3 - 5 часов с момента заражения, проведение ее по истечении 10 - 12 часов практически не эффективно.

Для проведения полной санитарной обработки используются: комплект санитарной обработки, дезинфекционно-душевые установки, санитарно-обмывочные пункты на базе бань, душевых павильонов и санпропускников.

8. Организация и порядок взаимодействия с другими службами при выполнении возложенных задач

Выполняя возложенные функции, противопожарная служба ГО широко взаимодействует с различными органами государственного власти, объектами экономики, другими службами и подразделениями гражданской обороны.

Каждая из указанных организаций решает строго определенные задачи и имеет свои полномочия, что обуславливает разнообразие форм и методов взаимодействия.

Целью взаимодействия является повышение противопожарной устойчивости объектов, как в мирное время, так и в чрезвычайных условиях мирного и военного времени, создание условий для успешной, с минимальными потерями, ликвидации возможных пожаров, оказания взаимной помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Одной из форм взаимодействия ППС ГО является совместная разработка и утверждение различных управленческих решений (планов, приказов, инструкций и т. п.), направленных на усиление противопожарной устойчивости, особенно в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в особый период.

Инструкциями или приказами определяются конкретные действия ППС и взаимодействующей службы в конкретных ситуациях. Заранее оговаривается в какой форме, и в течение какого времени взаимодействующие службы (подразделения) должны выполнить мероприятия, направленные на ликвидацию последствий аварий, катастроф.

Инструкции взаимодействия разрабатываются заблаговременно, регулярно корректируются и задействуются при необходимости по распоряжению начальника службы или его штаба через центральный пункт пожарной связи (ЦППС) или пункт связи ППС ГО района (города).

Взаимодействие с некоторыми службами ГО организуется по следующим основным направлениям:

с инженерной службой по выполнению работ по сносу малоценных сгораемых строений на путях ввода сил ГО и объектах ведения АСДНР, восстановлению разрушенных водозаборных сооружений, расчистке подъездов к водоисточникам, производству взрывных работ на маршрутах ввода сил ГО, выполнении противопожарных мероприятий в помещениях сборных эвакопунктов, дооборудовании ПРУ, убежищ;

с технической службой по ремонту пожарной техники, прокладке временных трубопроводов, выделению техники для подвоза воды, обеззараживания техники, санобработки л/с НПФ;

с транспортными службами (железной дорогой, авиацией) - по выделению транспортных средств для проведения пожарной разведки, подвоза личного состава ППС и средств пожаротушения;

со службой охраны общественного порядка - по беспрепятственному проезду к месту работы, оцеплению опасных зон, охране материальных ценностей, обмену информацией, взаимному использованию радиосредств;

со службой оповещения и связи по предоставлению каналов связи при передаче донесений и распоряжений;

со службой дозиметрического контроля химических войск и ГО по получению обобщенной радиационной и химической обстановке;

с органами военного командования по вопросам поставки личного состава и пожарной техники для специальных формирований, бронирования личного состава, проведения совместных мероприятий при ведении разведки и АСДНР.

9. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана

В соответствии с ДНГО от 25.05.1997 г. «О планировании мероприятий гражданской обороны» План службы:

подписывается начальником службы и начальником штаба службы;

согласовывается с начальниками соответствующих органов ГОЧС при органах местного самоуправления, военно-мобилизационных органов и военных комиссариатов;

утверждается соответствующим руководителем гражданской обороны;

разрабатывается в трех экземплярах:

1 экз. - в штабе службы;

2 экз. - в вышестоящем штабе соответствующей службы;

3 экз. - в органе, уполномоченном для решения задач ГОЧС при органе исполнительной власти.

Корректировка плана проводится ежегодно по состоянию на 1.01 очередного года в срок до 1 марта.

Типовой порядок организации планирования мероприятий по гражданской обороне на всех уровнях осуществляется с учетом оценки возможной обстановки.

Разработку плана гражданской обороны условно можно разделить на три этапа:

организационно-подготовительный; практической разработки плана; согласования и утверждения.

Организационно-подготовительный этап включает:

Изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области гражданской обороны. Изучение и анализ соответствующих документов по планированию и разработке плана.

Сбор и обобщение необходимых данных, где предусматривается:

а) выявление объектов и территорий, являющихся целями для поражения;

б) проведение глубокого и всестороннего анализа и характера складывающейся обстановки на территории субъекта (города, района, объекта), величин ожидаемого ущерба, сроков выполнения мероприятий, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

в) получение сведений о количестве населенных пунктов и численности населения, которые могут оказаться в зонах поражения, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами, а также в зонах пожаров, других опасных районах.

С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие данные.

Составляется календарный план по разработке документов Плана гражданской обороны.

В календарном плане по каждому этапу определяется:

наименование мероприятий;

объем выполняемых мероприятий;

ответственные исполнители;

сроки исполнения;

отметка о выполнении.

Подписывается календарный план начальником службы и утверждается начальником органа, уполномоченного для решения задач в области ГО.

Этап практической разработки и оформления документов плана предусматривает:

Практическую разработку и оформление документов плана действий.

Проведение предварительного согласования со всеми заинтересованными структурами, в том числе с органами управлениями по делам ГОЧС.

Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при ведении военных действий и вследствие этих действий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.

При прогнозировании последствий во всех случаях необходимо установить (определить):

зоны разрушений, радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;

численность населения, объектов, которые могут оказаться в зоне разрушений;

возможный причиненный ущерб (потери населения, продукции, оборудования, материалов и т.п.);

предстоящие мероприятия и объемы по ликвидации последствий; силы, средства и порядок выполнения мероприятий.

Исходя из характера и объема предстоящих мероприятий, службами ГО муниципальных образований и объектов, в части их касающихся, разрабатывается план действий, т.е. осуществляется практическая разработка документов плана.

При разработке плана, чем полнее будут учтены вероятные условия, тем реальнее и эффективнее будут разработанные заранее мероприятия. Вместе с тем необходимо помнить, что данные прогнозов являются ориентировочными и должны постоянно корректироваться и уточняться.

На завершающей стадии разработки документов плана осуществляется их согласование.

Согласование осуществляется, как на уровне разработчиков отдельных разделов и приложений плана, так и на уровне вышестоящих и взаимодействующих структур управления.

После устранения замечаний и доработки документов, с учетом их проверки на штабных тренировках, План утверждается руководителем ГО - Руководителем органа местного самоуправления муниципального образования или объекта.

Корректировка плана осуществляется в порядке и сроки, установленные старшим начальником, но, как правило, 1 раз в год (до 1 февраля). Переработка 1 раз в 5 лет.

Перечень документов, разрабатываемых в спасательных службах гражданской обороны:

Выписка из распоряжения постановления главы муниципального образования о создании служб и назначении начальника службы.

Приказ начальника службы о создании штаба и НАСФ службы.

Штатно-должностной список службы.

Положение о службе согласованное и утвержденное руководителем ГО

Функциональные обязанности должностных лиц службы по режимам ЧС и на военное время.

Схема оповещения личного состава службы и нештатного АСФ службы.

План службы по обеспечению мероприятий гражданской обороны.

План службы по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Формализованные документы:

справка-доклад о состоянии службы ГО;

проекты решений начальника службы по обеспечению мероприятий ГО и ликвидации ЧС различного характера.

образцы форм предложений руководителю ГО на выполнение мероприятий;

образцы форм докладов на выполнение задач.

План подготовки службы ГО на очередной год с приложениями:

тематика учений и тренировок;

перечень учебных групп, руководителей занятий;

расписание занятий;

журналы учета занятий;

месячные планы работ, отчетные документы о проведенных (выполненных) мероприятиях.

Приказ начальника службы «Об итогах подготовки службы за год и задачи на очередной год.

План приведения в готовность каждого из созданных НАСФ.

Заявки, наряды, накладные, доверенности на получение имущества, техники.

Таблица позывных узлов связи и должностных лиц.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 120.000.000 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 120.020.000 Пожарная безопасность

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать