Основная информация

Дата опубликования: 29 мая 2003г.
Номер документа: В200302707
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0302707

В200302707

В0302707

ОПУБЛИКОВАНО: ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, 2003, N 10;

              ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, 2005, N 4, СТР. 23

КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29.05.2003 N КАС 03-239

[Гражданское дело по жалобе Иглина А.В. о признании

незаконными абз. 2 п. 1, абз. 2 и 3 п. 11 "Инструкции о

дополнительных выплатах военнослужащим при переездах

на новое место службы в другой населенный пункт,

направлении в служебные командировки и выполнении задач

вне места постоянной дислокации воинской части",

утвержденной Приказом Министра обороны РФ

от 10 августа 1999 г. N 355; НГР:В9902543, по кассационной

жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ

от 28 апреля 2003 г.]

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,

    членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,

                                                Петроченкова А.Я.,

    с участием прокурора                              Грубого И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 мая 2003 года гражданское дело по жалобе Иглина Алексея Владимировича о признании незаконными абзаца 2 пункта 1, абзацев 2 и 3 пункта 11 "Инструкции о дополнительных выплатах военнослужащим при переездах на новое место службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 10 августа 1999 года N 355; НГР:В9902543, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 28 апреля 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации Герасимчика В.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Грубого И.А., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Кассационная коллегия установила:

Иглин А.В. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой утверждает, что указанные положения Инструкции противоречат требованиям п. 3 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ; НГР:Р9802064 "О статусе военнослужащих" поскольку закон в отличие от Инструкции, не предусматривает в качестве обязательного условия выплаты военнослужащему подъемного пособия при переводе на новое место военной службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность - вступление военнослужащего в исполнение обязанностей по воинской должности.

Вышеуказанная норма закона, по мнению заявителя, также не предусматривает в качестве обязательного условия для выплаты подъемного пособия на членов семьи военнослужащего наличие регистрации их по месту жительства или по месту службы самого военнослужащего.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2003 года жалоба Иглина А.В. удовлетворена частично: абзац 2 пункта 1 и абзац 2 пункта 11 Инструкции признаны незаконными и недействующими с момента издания в части, устанавливающей одним из условий выплаты подъемного пособия военнослужащему и членам его семьи при переезде военнослужащего на новое место службы в другой населенный пункт, в связи с назначением на воинскую должность - вступление военнослужащего в исполнение обязанностей по воинской должности, на которую он назначен.

В удовлетворении жалобы в части установления условия выплаты подъемного пособия на членов семьи военнослужащего - их регистрацию по месту жительства военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы, отказано.

Не соглашаясь с таким решением, заявитель в кассационной жалобе просит о его отмене и удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. Поскольку, как считает заявитель, пунктом 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", во исполнение которого издана обжалуемая Инструкция, регистрация по месту жительства или месту пребывания членов семьи военнослужащего, переехавших на новое место военной службы военнослужащего, в качестве обязательного условия для выплаты на них подъемного пособия не предусмотрена. Кроме того, заявитель утверждает, что выплата подъемного пособия на членов семьи военнослужащего должна производиться в связи с их переездом на новое место службы военнослужащего или близлежащие от указанного места населенные пункты, то есть изменением места жительства. Далее в жалобе утверждается, что судом неправильно истолкован Закон РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года N 5242-1, поскольку в соответствии со ст. 3 указанного Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ; НГР:Р9305853 и законами РФ. Суд, по мнению автора кассационной жалобы, вопреки данному Закону признал допустимой зависимость выплаты подъемного пособия на членов семьи военнослужащего от наличия регистрации их по новому месту жительства.

Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 11 оспариваемой Инструкции выплата подъемного пособия на членов семьи военнослужащего, переехавших на новое место службы военнослужащего в другой населенный пункт, производится при условии их регистрации по месту жительства или пребывания, в том числе по их просьбе, по адресам воинских частей.

Данный Приказ издан в целях реализации требований Федерального закона "О статусе военнослужащих", в частности, в п. 3 ст. 13 которого определено, что при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность производится выплата подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты.

При этом Министр обороны РФ действовал в пределах своей компетенции и, вопреки мнению заявителя, не ограничил право военнослужащих и членов их семей на получение подъемного пособия, а напротив упорядочил механизм выплаты данного пособия, определив основанием для выплаты членам семьи военнослужащего, переехавшим на новое место службы военнослужащего, наличие регистрации по месту жительства и месту пребывания. Такое требование не только не нарушает конституционные права граждан, но и обязательно для всех граждан, в том числе и для военнослужащих и членов их семей согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Вышеназванной нормой предусмотрен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в целях обеспечения необходимых условий для реализации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, закрепляя тем самым обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства.

Таким образом, регистрация является обязанностью каждого гражданина, а не только членов семей военнослужащих, переехавшим на новое место службы военнослужащего, как ошибочно утверждается в кассационной жалобе. Во исполнение данного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" от 17 июля 1995 г. N 713; НГР:Р9502887, в ст. 23 которого закреплена обязанность военнослужащих регистрироваться по месту их жительства - на общих основаниях либо по их просьбам по адресам воинских частей.

Основной целью установления регистрации членов семей военнослужащих при переезде на новое место службы военнослужащих в качестве обязательного условия для выплаты им подъемного пособия является обеспечение контроля за правильным и целевым использованием денежных средств на расходы при переездах, как это записано в самом оспариваемом Приказе Министра обороны РФ, в связи с чем ссылка заявителя на допущенные в отношении него и членов его семьи нарушения прав и свобод не может быть признана обоснованной.

С учетом изложенного, требования Иглина А.В. о признании незаконными абзацев 2 и 3 пункта 11 оспариваемой Инструкции не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ; НГР:Р0205496, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Иглина А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.Федин

Члены коллегии

Н.К.Толчеев

А.Я.Петроченков

[введено: 22.10.2003 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 23.10.2003 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 150.000.000 Оборона, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.030 Льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

[О деле по заявлению ЖСК
№-1664058646 от 20 марта 2008

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать