Основная информация

Дата опубликования: 12 февраля 2008г.
Номер документа: В200800649
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0800649

В200800649

В200800649

В0800649

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12.02.2008 N КАС07-763

[По делу о признании недействующим Приказа

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83]

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Меркулова В.П.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующим Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83; НГР:В0402085 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)"

по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ Германовой А.Л., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия установила:

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83; НГР:В0402085 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" утверждены Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 1), Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 2) и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение N 3).

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими названного выше Приказа, т.к. он издан неуполномоченным органом государственной власти, а также пунктов 2 и 10 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Порядок).

В обоснование своего требования указал на то, что оспариваемый в целом Приказ, пункты 2 и 10 Порядка противоречат статьям 20, 213 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695; НГР:Р0204530 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" и нарушают его право на трудоустройство, т.к. обязывают при трудоустройстве до заключения трудового договора проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в рамках обязательного предварительного медицинского осмотра.

Решением Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе М. ставит вопрос об отмене судебного решения, указав на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. В жалобе ссылается на то, что статья 20 Трудового кодекса РФ; НГР:Р0102414 определяет работника как лицо, уже заключившее трудовой договор с работодателем. Считает, что до заключения трудового договора не обязан проходить предварительный медицинский осмотр и осмотр психиатра.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Обязанность проходить предварительные и периодические медицинские осмотры установлена частью 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2003 года N 646; НГР:Р0304225 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)".

В соответствии с Трудовым кодексом РФ; НГР:Р0102414 работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (ст. 212).

Статья 213 Трудового кодекса РФ; НГР:Р0102414 предусматривает обязанность работника проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ст. 214).

В силу статьи 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2003 года N 646; НГР:Р0304225 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)" Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердить порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Реализуя предоставленные полномочия, Министерство здравоохранения и социального развития России издало Приказ от 16 августа 2004 г. N 83; НГР:В0402085 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)". Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г., регистрационный N 6015, опубликован в "Российской газете" 16 сентября 2004 г., N 202.

Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан правомочным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, обоснован.

Согласно пункту 2 Порядка предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе и соответствуют требованиям части 1 статьи 213 ТК РФ, предусматривающей обязанность проходить такие осмотры.

В соответствии с пунктом 10 Порядка работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - решение врачебной психиатрической комиссии. Данный пункт предусматривает обязанность работника представить решение врачебной психиатрической комиссии только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, что не противоречит федеральному законодательству.

Утверждения заявителя о противоречии пунктов 2 и 10 Порядка статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 суд обоснованно признал несостоятельными.

Согласно части 5 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414, на которую ссылается заявитель, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации во исполнение этой нормы закона 23 сентября 2002 г. приняло Постановление N 695, которым утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (влиянием вредных и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Правилами установлено, что освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (п. 2), с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем (п. 3).

Ссылка заявителя на противоречие оспариваемых пунктов статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 несостоятельна, поскольку данная норма определяет стороны трудовых отношений, их права и обязанности и не регулирует вопросы прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377; НГР:Р9302076 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым в отношении некоторых видов профессиональной деятельности предусмотрен обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр.

Вывод суда о том, что обязанность представлять в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, решение врачебной психиатрической комиссии не противоречит приведенным нормам федерального законодательства и не нарушает принцип добровольности, правомерен.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормативные положения не противоречат законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя не нарушают, а наоборот направлены на недопущение причинения работнику вреда здоровью при его трудоустройстве на работу с вредными и (или) опасными производственными факторами.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496 суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, обоснованно отказал в удовлетворении заявления.

С учетом изложенного, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ; НГР:Р0205496, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И. ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В. МАНОХИНА

В.П. МЕРКУЛОВ

[отформатировано: 09.04.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.140 Охрана труда, 060.020.160 Особенности регулирования труда работников, нуждающихся в социальной защите, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

[О деле по заявлению ЖСК
№-1664058646 от 20 марта 2008

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать