Основная информация

Дата опубликования: 23 сентября 1999г.
Номер документа: В199904964
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199904964

В199904964

КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                      23.09.99 N КАС 99-244

[Кассационная жалоба на решение Верховного Суда РФ

от 10 августа 1999 года оставлена без удовлетворения]

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

   председательствующего                            Федина  А.И.

   членов   коллегии                                Нечаева В. И.

                                                    Пелевина Н.П.

   с участием прокурора                             Корягиной Л.Л.

рассмотрела в судебном заседании от 23 сентября 1999 года дело по заявлению ЗАО "Финист-Трэвел" о признании недействительным письма Государственной налоговой службы РФ, Министерства финансов РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму "О налоге на добавленную стоимость" от 25 сентября 1996 года по кассационной жалобе ЗАО "Финист-Трэвел" на решение Верховного Суда РФ от 10 августа 1999 года, которым в удовлетворении заявления ЗАО "Финист-Трэвел" отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Министерства РФ по налогам и сборам Кулагина А.Б. и Никулиной Л.М., Министерства финансов РФ Чехариной З.А., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Корягиной Л.Л., полагавшей жалобу необоснованной. Кассационная коллегия,

                           установила:

Письмом "О налоге на добавленную стоимость", утвержденным 25 сентября 1996 года Государственной налоговой службой РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму разъяснено, что в соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) от налога на добавленную стоимость освобождается стоимость лишь тех туристско-экскурсионных путевок, которые утверждены Министерством финансов РФ, как бланки строгой отчетности и зарегистрированы Министерством юстиции РФ в установленном порядке, и туристических ваучеров, выдаваемых иностранным туристам.

Закрытое акционерное общество "Финист-Трэвел" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой на данный нормативный правовой акт, сославшись на то, что содержащееся в акте положение о применении налоговой льготы лишь в случае оформления туристических путевок на бланках строгой отчетности противоречит требованиям Федерального закона, не содержащего такого ограничения относительно формы путевок.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения и удовлетворении заявленного требования, сославшись на ошибочность выводов суда, сделанных при разрешении спора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия считает вынесенное судом решение законным и обоснованным.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно сослался на то, что утверждение оспоренным актом форм туристических путевок, как документов строгой отчетности произведено заинтересованными органами (федеральными министерством и ведомствами) на основании постановления Совета Министров Правительства РФ от 30 июля 1993 года которым во исполнение Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента РФ от 16 февраля 1993 года N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" утверждено согласованное с Верховным Советом РФ "Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Данным правительственным постановлением Министерству финансов РФ поручено разработать и утвердить по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе путевок), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

Формы туристических путевок утверждены письмом Министерства финансов РФ от 16 июня 1994 года и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Лишь после регистрации форм туристических путевок как документов строгой отчетности Министерство юстиции РФ зарегистрировало и оспоренное заявителем письмо (нормативный правовой акт).

При таких обстоятельствах Кассационная коллегия считает правильным вывод суда о том, что туристическая путевка является документов строгой отчетности и лишь в таком качестве согласно приведенному постановлению Совета Министров - Правительства РФ может использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, а, следовательно, от налога на добавленную стоимость должна освобождаться стоимость не любых туристско-экскурсионных путевок, а лишь тех, которые утверждены Минфином РФ как бланки строгой отчетности.

Довод в кассационной жалобе о том, что в подпункте "у" пункта 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не оговорена определенная форма туристических и экскурсионных путевок, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость, не свидетельствует о несоответствии оспоренного акта этому закону, поскольку, как правильно отметил суд первой инстанции в своем решении, согласно ст. 1 Закона РФ "Об основах туристической деятельности в РФ" туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. Вопрос же о форме этого (и других аналогичных документов) и разрешен приведенным выше постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 года во исполнение Федерального закона "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента РФ от 16 февраля 1993 года.

Само правительственное постановление заявителем в суде не оспаривалось.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что оспоренный акт исключает возможность пользоваться предоставленной законом льготой по налогообложению при реализации путевок юридическим лицам и при безналичных расчетах за путевки, производимых юридическими лицами.

Однако этот довод нельзя признать обоснованным, так как в соответствии со ст.1 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристическая путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, являющегося правом на тур, предназначенным для реализации туристу.

Коме того, согласно пункту 3 ст. 6 Закона РФ "О бухгалтерском учете" формы документов первичного учета (к таковым относится и туристская путевка) может быть утверждена приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета в организации только в том случае, если для них не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.

Следовательно, и по безналичным расчетам при продаже путевок организациям должны использоваться лишь путевки утвержденных Минфином РФ форм с тем, чтобы и на этой стадии реализации действовала предусмотренная подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" налоговая льгота, поскольку и при такой стадии реализации путевок предназначение ее туристу (физическому лицу) сохраняется.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

                           определила:

решение Верховного Суда РФ от 10 августа 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Финист-Трэвел" - без удовлетворения.

   Председательствующий                             Федин А.И.

   Члены коллегии                                   Нечаев В.И.

                                                    Пелевин Н.П.

[отформатировано: 15.02.2000 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

[О деле по заявлению ЖСК
№-1664058646 от 20 марта 2008

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать