Основная информация

Дата опубликования: 07 декабря 2020г.
Номер документа: RU16008209202000121
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Исполнительный комитет Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

АКТАНЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

пр. Ленина, дом 17, с.Актаныш, 423740

ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ

АКТАНЫШ МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫ БАШКАРМА КОМИТЕТЫ

Ленин пр.,17  йорт, Актаныш ав., 423740

Тел. (85552) 3-44-22, факс (85552)  3-44-14, E-mail:  mail.Aktanish@tatar.ru , www.aktanysh.tatarstan.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ                                                                                                              К А Р А Р

от ­­­­­­­­­­­­­­­­­­_07.12.2020_                                                                                                                  №ПР-244

Об утверждении муниципальной программы

по профессиональной ориентации и профессиональному

самоопределению обучающихся образовательных учреждений

Актанышского муниципального района Республики Татарстан

на 2021 – 2024 годы

Во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2011 года, приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008, приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 27 января 2015 года №360/15, в целях формирования у студентов, обучающихся и воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору профессиональной деятельности через создание эффективно действующей системы ранней профилизации и профессионального самоопределения обучающихся с учетом социально-экономической ситуации Актанышского муниципального района Исполнительный комитет Актанышского муниципального района постановляет:

1.Утвердить муниципальную программу по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся образовательных учреждений Актанышского муниципального района Республики Татарстана на 2021-2024 годы (приложение №1).

2. Опубликовать настоящее постановление на официальном портале правовой информации Республики Татарстан в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://pravo.tatarstan.ru и на официальном сайте Актанышского муниципального района по адресу: http://aktanysh.tatarstan.ru.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возлагаю на заместителя Руководителя Исполнительного комитета по социальным вопросам Л.Ф. Нурлыеву.

Руководитель                                                                                                                 И.И. Габдулхаев

Муниципальная программа

по   профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся образовательных учреждений Актанышского муниципального района Республики Татарстан

на   2021-2024              годы

Актаныш 2020 г.

1. Паспорт программы

Наименование программы

Муниципальная программа по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся образовательных учреждений Актанышского муниципального района Республики Татарстан на 2021-2024 годы

Основания для разработки программы

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) гл. 2 , ст. 37.

Конвенция  ООН о правах ребенка

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 42, п.4.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.07.2011г. № МОН-П-1968 «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования. Поручение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2011 г. № АЖ-П12-1623»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 г. № 378-ФЗ),  гл. 2, ст.11

Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года (Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000г. № 751)

Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования

Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан № 360/15 от 27 января 2015 г. «Об утверждении «дорожной карты» (плана мероприятий) по модернизации системы профессиональной ориентации в Республики Татарстан в 2015 году»

Заказчик – координатор программы

Исполнительный комитет Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Разработчики программы

Отдел по делам молодежи спорта и туризма исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Основные исполнители программы

Управление образованием, Отдел по делам молодежи спорта и туризма, Центр труда и занятости населения, Межшкольный учебный комбинат, учреждения среднего профессионального образования, общие образовательные учреждения,  учреждения дополнительного образования детей, дошкольные образовательные учреждения.

Сроки выполнения и этапы реализации программы

Январь – май 2021 г.

1. Подготовительный этап: анализ ситуации, работа   проектной группы по разработке Программы

Сентябрь 2021 г. – май 2024 г.

Основной этап: реализация ведущих направлений Программы

Май – август 2024 г.

Заключительный этап: анализ результатов и  подведение итогов

Цель программы

Формирование у обучающихся и воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору профессиональной деятельности через создание эффективно действующей системы ранней профилизации и профессионального самоопределения  обучающихся   с учетом  социально - экономической ситуации Актанышского муниципального района

Основные задачи программы

Организация Муниципального координационного центра (МКЦ), обеспечивающего создание единого пространства профессионального выбора на основе анализа образовательных запросов, потребностей рынка труда района.

Создание  в районе эффективно действующей системы профессиональной ориентации, содействующей осознанному выбору сферы деятельности выпускниками образовательных учреждений.

Создание информационно - методического обеспечения  системы    профессиональной ориентации молодежи через привлечение социальных партнеров.

Содействие ранней профилизации воспитанников дошкольных учреждений с целью расширения знаний о мире профессий, формировании интереса к трудовой деятельности взрослых.

Обеспечение условий  для самоопределения обучающихся в профессиональной сфере на основе формирования индивидуальной образовательной траектории и с разработкой «Профессионального маршрута школьника» (Приложение № 1).

Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, профессионального образования, предприятий и организаций города и района по вопросу профессионального самоопределения обучающихся.

Мониторинг реализации Программы: выявление, изучение, обобщение, распространение позитивного педагогического опыта, направленного на профориентацию и профессиональное самоопределение обучающихся.

Объем и источники финансирования

Муниципальный бюджет Актанышского муниципального района.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Повышение мотивации выпускников образовательных учреждений к профессиональной деятельности с учетом профессиональных предпочтений и потребностей рынка труда Актанышского муниципального района.

Целевые индикаторы

Наличие соглашений образовательных учреждений с предприятиями, организациями и учреждениями профессионального образования.

Эффективное функционирование МКЦ, внедряющего современные информационные технологии профориентационной работы.

Увеличение количества профессиональных проб на базе технологического техникума (Приложение № 3)

Увеличение количества специалистов предприятий, задействованных в организации профориентационной работы в образовательных учреждениях муниципального района, тьюторское сопровождение учреждений среднего профессионального образования.

Ежегодное участие и результативность школьников в работе международного некоммерческого движения WolrdSkills Russia с целью повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования.

Позитивная динамика корреляции  выбора профильных предметов и профильных экзаменов на государственной итоговой аттестации.

Позитивная динамика количества выпускников, трудоустроенных  в соответствии с «Профессиональным маршрутом школьника».

Система организации управления и контроля за исполнением программы

Управление и контроль за исполнением программы осуществляет Исполнительный комитет, управление образованием исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

2. Пояснительная записка

        Вопрос  профессиональной  ориентации  и  активизации  социально-профессионального самоопределения  подростков  и  молодежи  в  настоящее время  чрезвычайно  актуален. 

              В основном документе, регламентирующем профильное обучение – «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»  отмечается, что профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, воспитанников, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профориентация в современных социально - экономических условиях является частью образовательного процесса, способствующего формированию индивидуальной  траектории личного и профессионального становления человека с учетом его психофизиологических особенностей и реальных потребностей общества.

            В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечено, что школьник должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества.

            Однако в  настоящее  время  обучающиеся  часто  слабо  ориентируются  в социальной  жизни,  испытывают  затруднения  при  выборе  профессии, понимании  своих  социальных  возможностей.  Мотивом  выбора специальности  становится  чужое  желание,  возможности  и  амбиции родителей,  выбор  по  принципу  «за  компанию»  или  сложившаяся  в конкретной  социально-политической  обстановке  престижность  какой-либо профессии,  вовсе  не  гарантирующая  последующего  трудоустройства  и успешности  личности. Существуют следующие проблемы:  низкая  мотивация обучающихся  на  профессиональное  развитие,  дисбаланс  спроса  и предложения на рынке труда,  большой процент получения образования  ради диплома, неудовлетворенность  полученными компетенциями  как  со  стороны  обучающихся,  так  и  со  стороны работодателей,  последующая  трудовая  деятельность  не  по специальности.

Анализ рыночной экономики указывает что,  человеку, в течение всех этапов профессиональной жизни,  требуются умения и навыки выбора профессии, самоопределения, трудоустройства, конкурентного  поведения, что в условиях рыночных отношений определяет эффективную занятость и конкурентоспособность. В такой ситуации основным институтом самоопределения молодого человека является система образования, которая  в настоящее время рассматривает профессиональную ориентацию как действенный механизм социализации школьников.

В последнее  время значительную актуальность приобретает адаптационная, опережающая модель профориентационной работы, начиная с дошкольного возраста, в основе которой лежит концепция сопровождения профессиональной карьеры будущего работника с учетом особенностей рыночной экономики, развивающая его активность, ответственность за  свой профессиональный выбор, дальнейшее  успешное трудоустройство.

В связи  с этим, оказание  помощи в  профессиональном и личностном самоопределении, правильном выборе профессии, осознании  жизненного пути, построении профессиональной карьеры  является  одной из важнейших задач.

Решение данной проблемы во многом определяется успешностью организации  профессиональной ориентации и самоопределения школьников.

Таким образом, цель современной профориентационной работы - формирование у обучающихся, воспитанников образовательных учреждений внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, включая все ступени обучения, через создание комплексной эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения,  соответствующей новым социально-экономическим условиям, учитывающей как потребности личности в самоопределении, так и запросы экономики Актанышского района в рабочих кадрах и специалистах.

3. Актуальность разработки Программы

          Обоснованный выбор гражданами вида деятельности и форм занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями экономики, эффективное  самоопределение при выборе и планировании карьеры являются обязательными условиями для улучшения функционирования рынка труда. Принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация учащейся молодежи, впервые вступающей на рынок труда.

На сегодняшний день молодежь является одной из особо уязвимых групп по причине недостаточного информирования о востребованных профессиях на муниципальном рынке труда,  отсутствия навыков поведения при поиске работы и опыта работы в профессии, разрыва между высокими требованиями к уровню заработной платы и низкой стартовой оплатой труда молодых работников.

Сегодня перед муниципальным районом стоит задача подготовки активных, квалифицированных, мобильных молодых специалистов по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда. Именно поэтому возрастает важность и значимость системной профориентационной деятельности, так как качество профориентационной работы прямым образом отражается на качестве подготовки будущих специалистов.

В современных условиях вопросы выбора профессии, трудоустройства и занятости характеризуются рядом противоречий, негативно влияющих на процесс профессионального самоопределения молодежи:

            - между потребностью рынка труда в специалистах высокой квалификации и профессиональными возможностями;

  - между существующим спросом и предложением на рынке труда;

  - между требованиями работодателей к квалификации работников и отсутствием её у соискателей вакансий;

  - между высокой личной ответственностью за результат принятия решений профессионального выбора в новых конкурентных условиях и традицией полагаться на социальную поддержку со стороны государства;

- между требованием рационального распределения трудовых ресурсов и противоречащими этому личными интересами молодежи при выборе профессии.

Результаты социологического исследования, направленного на выявление профессиональных приоритетов молодежи Актанышского муниципального района, и сравнение этих данных с потребностями современного рынка труда, наглядно показывают существующее противоречие между потребностями рационального распределения трудовых ресурсов и сложившимися профессиональными предпочтениями молодежи. Изучение доминирующих мотивов профессиональных предпочтений показывает, что у подавляющего большинства молодых людей срабатывает стереотип получения модной, престижной профессии. По результатам исследования только 24% учащихся общеобразовательных учреждений области, выбирая профессию, интересовались, пользуется ли она реальным спросом на рынке труда, и ориентировались на этот критерий. Более половины будущих выпускников школ выбирают специальности экономического, управленческого и социально-гуманитарного профиля. Снижен интерес к профессиям материального производства и социально-бытового обслуживания: транспорт, связь, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание.

Учащимися Актанышского муниципального района было пройдено профессиональное тестирование, проведенное Республиканским центром мониторинга качества образования, направленное на выявление профессиональных интересов. По результатам тестирования сфера физкультуры и спорта занимает лидирующие позиции среди учащихся, к числу доминирующих можно отнести также такие направления, как: искусство, психология, военные специальности. Результаты тестирования показывают, что склонности и способности по характеру труда у обучающихся совпадают: большинство не только желают, но и могут выполнять творческие виды деятельности.

Наблюдается значительный рост прагматической ориентации молодежи, стремление получить профессии, максимально обеспечивающие материальный достаток. Такой выбор не всегда соответствует интересам работодателей и общества. Рабочие профессии молодежь оценивает как не престижные - всего 5%  молодых людей связывают свои профессиональные планы с получением рабочей профессии. В то же время в структуре вакансий, предлагаемых предприятиями органам службы занятости населения, около 80% составляют именно рабочие профессии.

Количество поступивших вакансий по отраслям за 2020 год



п/п

Отрасль

Количество вакансий

1.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

38

2.

Обрабатывающие производство

8

3.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

12

4.

Строительство

9

5.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорт. средств мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования

34

6.

Гостиницы и рестораны

6

7.

Транспорт и связь

26

8.

Операции с недвиж. имуществом, аренда и предоставление услуг

7

9.

Образование

5

10.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

16

11.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное соц.обеспечение

13

Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре приводят к дефициту квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей, что может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста района.

Все эти противоречия подтверждают факт актуализации вопросов по целенаправленному формированию профессиональных ориентаций молодежи, адекватных структуре рынка труда.

В данной ситуации требуются новые подходы к профессиональной ориентации молодежи, прежде всего, учащихся образовательных учреждений.

В районе реализуются мероприятия по вопросам:

-  содействия в профессиональном самоопределении, профессиональной занятости молодежи;

- формирования правовой грамотности в области труда и занятости;

- совершенствования программно-технического и информационного сопровождения профориентационной работы с молодежью.

В настоящее время сложившуюся систему профориентации рано называть сформированной. Для завершения формирования системы профессиональной ориентации молодежи требуется принять следующие меры:

- создать координирующий орган системы профориентации молодежи области;

-  сформировать нормативную базу профориентационной работы с молодежью;

- сформировать и совершенствовать методическую базу профориентационной работы с молодежью;

-  определить основные функции субъектов системы профориентации.

Для создания полноценной и преемственной системы профориентации молодежи требуется формирование единой системы профориентационной работы в каждом учреждении, учитывающей специфику его деятельности. Комплексный подход всех учреждений и ведомств, включенных в систему профессиональной ориентации, позволит разрешить ключевые проблемы выбора профессии, профессиональной подготовки молодежи и создания условий для профессионального развития.

Программа на 2021-2024 годы является целевой и позволит развернуть в Актанышском районе комплексную систему профессиональной ориентации обучающихся и воспитанников, охватывающую все ступени обучения.

4.Уровни реализации и задачи

Создание единого профориентационного пространства и эффективно действующей системы взаимодействия профессионального самоопределения в образовательных учреждениях Актанышского муниципального района требует комплексного решения на следующих уровнях:

Исполнительный комитет Актанышского муниципального района:             

1. Координация реализации программы «Муниципальной программы по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся образовательных учреждений Актанышского муниципального района Республики Татарстан на 2021-2024 годы.

2. Организация МКЦ, обеспечивающего создание единого  пространства профессионального выбора на основе анализа образовательных запросов и потребностей рынка труда.

3. Организация целенаправленной работы по привлечению социальных партнеров и вовлечению в совместную деятельность по реализации Программы.

Управление образованием:

Организация и проведение муниципальных мероприятий по реализации Программы.

Повышение квалификации педагогов с учетом содержания профессиональной подготовки и потребностей общества, рынка труда.

Координация работы образовательных учреждений и МКЦ по организации профориентационной работы.

Разработка критериев эффективности и определение показателей реализации Программы (Карта эффективности. Приложение № 2).

Мониторинг реализации Программы.

МКЦ:

Координация работ образовательных учреждений по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению школьников.

Создание, ведение и актуализация следующих баз данных:

 Банк методических разработок.

 Банк Профессий и Специальностей;

 «Профессиональный маршрут школьника»;

Информирование социальных партнеров о инновационных направлениях профориентационной работы.

Курирование учащихся при проведении профессиональных проб на базе учреждений СПО.

Образовательные учреждения:

1. Создание системы сопровождения профессионального самоопределения на уровне образовательного учреждения: формирование ключевых компетенций и развитие качеств личности учащихся, необходимых для профессионального становления, осознанного самоопределения и самореализации в социальной сфере.

Осуществление преемственности профориентационной работы посредством реализации «Профессионального маршрута школьника».

3. Руководство планированием и реализацией проектной деятельности учащихся.

ДОУ:

Создание условий для формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых.

Содействие формированию представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей, развитию эмоционально-положительного отношения к человеку труда, интереса к профессиям взрослых и желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

Развитие профессиональных предпочтений в игровой деятельности.

5. Критерии оценки

Исполнительный комитет Актанышского муниципального района:             

          - увеличение количества социальных партнеров, привлеченных к реализации Программы;

          - создание Муниципального координационного центра;

          - увеличение количество выпускников СПО, трудоустроенных на предприятиях города и района.

Управление образованием:

          - эффективное функционирование МКЦ;

          - сбалансированность количества обучающихся, поступающих на обучение в образовательные учреждения профессионального образования отвечающая актуальным потребностям района;

          - удовлетворенность муниципального рынка труда в рабочих кадрах и специалистах с учетом индивидуальных потребностей  обучающихся;

          - соответствие подготовки обучающихся к трудовой деятельности в  условиях рыночной экономики.

Муниципальный координационный центр:

          - скоординированная работа ОУ по профессиональному самоопределению школьников;

          - информационное и методическое обеспечение реализации Программы «ОРИЕНТИР»;

          - организация вариативных форм профессиональных проб на всех ступенях образования;

          - сопровождение работы по разработке «Профессионального маршрута школьника»

Образовательные учреждения:

          - наличие у обучающегося, воспитанника ОУ обоснованного «Профессионального маршрута школьника»;

          - выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими направлениями послешкольного образования;

          - представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

          - информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

          - наличие опыта по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении и современном рынке труда.

ДОУ:

         - ранняя профилизация в дошкольных учреждениях;

         - наличие условий для создания индивидуального профессионального маршрута.

6. Этапы реализации программы:

Сроки реализации Программы: 2021-2024 гг.

I этап: подготовительный.

Проектная, мотивационная и организационная деятельность:

анализ ситуации, организация работы проектной группы по разработке Программы, коррекция и определение механизмов реализации, утверждение Программы на муниципальном уровне. Разработка и утверждение локальных актов деятельности  МКЦ по обеспечению профессиональной ориентации обучающихся. Разработка и утверждение положений о проведении массовых мероприятий среди обучающихся и педагогов, направленных на раннюю профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение обучающихся, привлечение социальных партнеров, проведение профессиональных проб и тьюторского сопровождения.

II этап: основной (практический).

          Реализация ведущих направлений и корректировка Программы:

          обеспечение сетевого взаимодействия образовательных учреждений по профессиональному самоопределению обучающихся с привлечением работодателей, тьюторов, специалистов Центра труда и занятости населения.

         Организация и проведение конкурсных мероприятий среди педагогических работников, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся (конкурсов, семинаров-практикумов, круглых столов) с привлечением специалистов Центра труда и занятости населения, работодателей, администрации.

          Создание банка методических разработок по профессиональному самоопределению обучающихся.

          Проведение массовых мероприятий для обучающихся (конкурсов, смотров, фестивалей и др.), направленных на профессиональную ориентацию обучающихся.

          Информирование обучающихся ОУ о положении на региональном и муниципальном рынке труда через средства массовой информации.

          Организация и проведение ярмарок вакансий для выпускников ОУ, муниципального профориентационного форума.

          Проведение мероприятий по проблемам занятости молодёжи с участием представителей администрации, образовательных учреждений, работодателей.

          Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет в свободное от учебы время.

Разработка «Профессионального маршрута школьника».

III этап: заключительный (аналитический)

Проведение мониторинга эффективности  реализации муниципальной программы  по оказанию содействия профессиональному самоопределению подростков, их ориентации на рынке труда, временному трудоустройству. Подведение итогов и анализ результатов. Разработка проекта Программы на последующий период.

7. Практическая значимость

          В качестве ожидаемых конечных результатов реализации Программы необходимо отметить показатели практической значимости.

Создание и эффективное функционирование организационной структуры МКЦ.

Взаимодействие социальных партнеров по реализации Программы.

Комплексная система профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи.

Разработка и реализация баз данных и информационных сервисов.

Сбор данных и информационное наполнение Банка социальных партнеров, Банка Профессий и Специальностей, Профессионального маршрута школьника, Банка методических разработок.

Получение обучающимися   опыта прохождения профессиональных проб, навыков с отражением в «Профессиональном маршруте школьника».

Повышение квалификации педагогических кадров с учетом содержания профессиональной подготовки потребностям общества и обучающихся, воспитанников.

Увеличение выпускников ориентированных на востребованные в муниципалитете профессии.

Анализ эффективности системы профориентационной работы Актанышского муниципального района на основе мониторинга профессионального самоопределения учащихся.

Апробация и внедрение современных методик профориентации.

Мероприятия по реализации программы



п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Исполнители

Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение Программы по профориентации учащихся в образовательных учреждениях

Май 2021

ИК, УО, МКЦ

2.

Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность МКЦ по профориентации

Июнь-Июль 2021

УО,  МКЦ

3.

Утверждение «дорожной карты» (плана мероприятий) по реализации Программы

Июнь 2021

УО,  МКЦ

4.

Разработка локальных актов по профориентации в образовательных учреждениях

Август 2021

ОУ

Организационно-методическое сопровождение

1.

Заключение договоров с предприятиями для проведения профессиональных проб

Август-Сентябрь 2021

ОУ, МКЦ, руководители предприятий

2.

Создание  Банка  данных об учебных заведениях города             

Сентябрь 2021

МКЦ, ОУ

3.

Создание Банка Профессий и Специальностей

Сентябрь 2021

МКЦ, ОУ

4.

Создание « Профессионального маршрута школьника»

Сентябрь 2021

МКЦ, ОУ

5.

Проведение месячника по профориентационной работе

Ежегодно, март

ОУ

6.

Создание Банка методических разработок

Сентябрь 2021

МКЦ, ОУ

7 .

Проведение профессиональных проб на базе Центра профессиональной ориентации школьников «Профессионал», СПО, предприятий города

В течении года

МКЦ, ОУ

8.

Консультирование обучающихся по вопросам профориентации

В течении года

ЦТиЗ, ОУ

9.

Подготовка и участие обучающихся в национальном чемпионате по профессиональному мастерству WolrdSkills Russia

В течении года

МКЦ, ОУ

10.

Конкурс стендов, сайтов,   кабинетов  профориентационной  направленности  в  образовательных учреждениях

В течении года

ОУ, ДОУ

11.

Конкурс видеоуроков «Путь к успеху», «Мой ориентир»

Ежегодно

УО, МКЦ, ОУ

12.

Конкурс презентаций образовательных программ элективных курсов, дополнительных образовательных программ

Ежегодно

УО, МКЦ, ОУ

Повышение квалификации, работа с педагогами

1.

Инструктивно-методические совещания с участниками программы: педагогами, МКЦ, представителями предприятий по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности             

Сентябрь 2021

УО, МКЦ

2.

Семинары-практикумы  для ОУ «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися»

Октябрь 2021

УО, МКЦ

3.

Проведение курсов повышения квалификации  профессиональной направленности для педагогов ДОУ, УДО, МУК, ОУ, СПО

В течении года

УО

4.

Проведение круглых столов и тренингов для педагогов, ответственных за профориентационную работу в ОУ

По отдельному графику

УО, МКЦ

5.

Проведение тренинговой программы для классных руководителей школ по возрастам

По отдельному графику

МКЦ, ЦТ и ЗН

Работа с социальными партнерами

1.

Профессиографические экскурсии на  предприятия города и района

По отдельному графику

ОУ, предприятия раона

2.

Экскурсии в учебные заведения

с. Актаныш

По отдельному графику

МКЦ, ОУ, ВПО, СПО

3.

«Ярмарка профессий»

Февраль-Март

ОУ, ЦТиЗН, МКЦ, СПО, предприятия района

4.

Муниципальный профориентационный форум «Моя профессия! Моя карьера!»

Март

УО, ЦТиЗН, МКЦ, СПО, ВПО, ОУ

4.

Праздники труда на предприятиях города и района

Ежегодно

МКЦ, ОУ, ЦТиЗН, предприятия раона

5.

Встречи с представителями интересных профессий «Город – труженик»»

Ежегодно

МКЦ, ОУ, предприятия района

6.

Участие во Всероссийском инженерном фестивале

Ежегодно

МКЦ, ОУ,

ЦМИТ«Креатив»,

предприятия района

7.

Встречи с героями труда «Мастер своего дела»

Ежегодно

МКЦ, ОУ, предприятия района

8.

Тьюторское сопровождение профессиональных проб  

Ежегодно

МКЦ, ОУ, предприятия района

Работа с обучающимися ОУ и воспитанниками ДОУ

1.

Фотовыставки в ОУ:

   «Профессия в лицах»;

   «Профессия - Родину защищать»;

   «Профессия – дарить людям радость»;

Фотовыставки в ДОУ:

   «Профессии наших мам»;

   «Детские мечты»;

   «Радуга профессий»

Ежегодно

МКЦ, ОУ, ДОУ

2.

Конкурс творческих проектов, коллективно-творческих дел профориентационной направленности

Ежегодно

МКЦ, ОУ.

3.

КВН «Калейдоскоп профессий»

Ежегодно

МКЦ, ОУ

4.

Квест - игра «Люди Х-путешествие в мир профессий»

Ежегодно

МКЦ, ОУ

5.

Деловая игра:

  «Дорога в страну профессий»

Ежегодно

МКЦ, ОУ

6.

Создание   мини-музеев профессий

В течение года

ДОУ, ОУ

7.

Конкурсов синквейнов о профессиях

Октябрь 2021

ДОУ, ОУ

8.

Конкурса рисунков, сочинений, костюмированных  карнавалов профессий

Ноябрь 2021

ДОУ, ОУ

9.

Проведение тематических мероприятий ОУ:

Профессии моего города

Мир профессий

Известные люди Актаныша

Как изучить свои способности

Я и моя будущая профессия

Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса

Формула успеха - труд по призванию

В течение года

ОУ, МКЦ

10.

Проведение тематических мероприятий ДОУ:

Как письмо путешествовало

Где родился каравай

История одной вещи

Какие профессии живут в нашем городе

Город мастеров

Волшебство труда

В течение года

МКЦ, ДОУ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Профессиональный маршрут школьника

        Профессиональный маршрут школьника – это современный метод оценки достижений (портфолио) учащегося, в котором содержатся материалы, отражающие личностное развитие ребенка: его самоанализ, творческие задания, результаты проектной, исследовательской деятельности и профессиональных проб. По профессиональному маршруту школьника можно судить о развитии личности, индивидуальности, профессиональных предпочтениях и намерениях учащегося. Профессиональный маршрут школьника дает возможность оценивать развитие учащегося, сопоставляя разные этапы его деятельности.

Структура Профессионального маршрута школьника:

1-4 класс

Цели:

1.  Развитие профессионального самосознания учащегося в начальных классах.                                         

2. Формирование конкретно-наглядных представлений о разнообразии мира профессий.                            

3.  Развитие у школьников основ позитивного отношения к миру профессий в целом и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях.

Структура:

· Рисунки профессий:  рисунки, изображающие различные профессии с  письменными  пояснениями, уточнениями. 

· Профессии родителей и близких: сведения о профессиональной деятельности близких школьнику людей, фотографии, рисунки,  эссе на тему «Папа (мама, брат и т.д.) на работе»; интервью с родителями по поводу их работы; описание впечатлений от своего посещения места работы своих родителей или близких и т.д.

· Экскурсии: материалы, связанные с посещением школьниками различных предприятий: эссе, рекламная продукция, фотографии и т.д.

· Уроки профориентации: материалы профориентационной направленности (письменные работы, рисунки, раздаточные материалы, мини-сочинения  «Профессия моей мечты», изображения орудий труда, результаты  анкет, кроссворды, ребусы, описание интересных историй из профессиональной жизни людей,  подборка статей о профессиях из журналов и газет,  отзыв о прочитанной книге, связанной с миром профессий и другое).

· Отзывы родителей о различных материалах и профессиональном маршруте школьника  в целом: отзывы, оценки родителей или близких  людей о совместной трудовой деятельности, о выполненных трудовых поручениях школьника.

· Отзывы классного руководителя: примечания, напутствия, мнение  классного руководителя о развитии профессионального самосознания школьника.

5-8 класс

Цели:

1. Содействие   процессу профессионального самосознания учащегося.                                                           2. Развитие профессионально важных качеств.                                                                                                         3. Оценивание социальной значимости различных профессий, их роли в обществе.                                   

4. Готовность выполнять профессиональные пробы.

5. Формирование личностного смысла выбора будущей профессии.                                                                                             

Возможная структура:

· Мои профессиональные качества: результаты тестирования, анкет, эссе с примерами из своей жизни, интерпретация психолога, материалы, характеризующие развитие личности учащегося за время обучения в данном образовательном учреждении.

· Варианты моей будущей профессии: информация, иллюстрации о  профессиях, материалы о выбранной профессии, аргументы подтверждающие выбор.

· Мысли моих родных и близких о моей будущей профессии: комментарии значимых для подростка людей, анкеты, отзывы.

· От учебного предмета – к профессии: материал по учебным дисциплинам, связанный с выбранной профессией.

· Уроки профориентации: результаты профессиональных проб, материалы профориентационной направленности (отзывы, отчеты по экскурсиям на предприятия, фотографии, презентации и т.д.) 

· Интервью со специалистами: записи бесед со специалистами,  профессиональные биографии известных людей, впечатления о встречах с представителями интересных профессий.

· Профессиональная генеалогия моей семьи: материалы о трудовой родословной семьи, причины выбора профессий моих родственников, трудовая династия семьи.

9–11 класс

Цели:

1. Содействие   процессу выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности профессионального самосознания.                                                         

2. Формирование сознательного самоопределения с учетом требований рынка труда.

3. Содействие адекватной самооценки профессионально важных качеств.

4. Развитие самоанализа в процессе выполнения профессиональных проб.

Структура:

· Профориентационное представление на учащегося: общие сведения; состояние здоровья; успеваемость;  характеристика психолога; интересы, способности, склонности; социальная адаптация;

· Варианты профессионального выбора: аргументы подтверждающие выбор, способы осуществления профессионального выбора, вариативность  профессиональной самореализации.

· Образовательные профессиональные маршруты: сведения об образовательных маршрутах в рамках своего профессионального выбора; анализ рынка труда в регионе; информация  об учреждениях СПО и ВПО; информация о трудоустройстве выпускников, выбранных профессиональных  образовательных  учреждений. 

· Секреты успешной карьеры: итоги профессиональных проб; результаты  рефлексии, самоанализ, осуществляемый в процессе развития своего профессионального самосознания.

                                                                                       

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Карта эффективности

Эффективность  реализации Программы прослеживается по следующим показателям:

Показатели

ДОУ, 1-4классы

5-8классы

9классы

10-11классы

1.Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств

2.Наличие предпосылок для создания  Профессионального маршрута школьника

2. Наличие у обучающегося обоснованного Профессионального маршрута школьника

3. Достаточная информация о профессии и путях ее получения

4. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

4. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств.

5.Формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.

5.Формирование профессионально ориентированных ЗУН

5. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

5.Владение способами самодиагностики и саморазвития

6.Формирование познавательной активности и добросовестное отношение к получению знаний.

6.Формирование добросовестного отношения к получению знаний.

6. Заинтересованность в получении  знаний.

6. Устойчивые познавательные интересы.

7.Положительное отношение к человеку труда, интереса к профессиям взрослых.

7.Определение предрасположенности к направлениям деятельности  условиях предпрофильной подготовки.

7.Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем

7. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

8.Формирование навыков взаимодействия в социуме и способности к рефлексии.

8. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

8. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

9.Адеквантное отношение к своим способностям применительно к реализации себя в будущей профессии.

9. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

9. Адекватная самооценка профессионально важных качеств.

10.Развитие волевой сферы.

10. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

11.Готовность к коллективно-творческой и общественно-полезной деятельности.

11. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

11. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный портал правовой информации Республики Татарстан от 08.12.2020
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
№-537229348 от 25 ноября 2020

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать