Основная информация

Дата опубликования: 17 ноября 2020г.
Номер документа: RU22000202001710
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Алтайский край
Принявший орган: Правительство Алтайского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17.11.2020 № 493

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ (МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ) НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ПЕРЕЖИВШИМ СУИЦИДАЛЬНУЮ ПОПЫТКУ

Правительство Алтайского края постановляет:

1. Утвердить Комплекс мер по оказанию помощи (медицинской реабилитации, социально-психологической, психолого-педагогической помощи) несовершеннолетним, пережившим суицидальную попытку (приложение).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации Комплекса мер, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления.

Губернатор Алтайского края,

Председатель Правительства Алтайского края

В.П. Томенко

ПРИЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства Алтайского края

от 17.11.2020 № 493

КОМПЛЕКС МЕР

по оказанию помощи (медицинской реабилитации, социально-психологической, психолого-педагогической помощи) несовершеннолетним, пережившим суицидальную попытку

I. Общие положения

1.1. Комплекс мер по оказанию помощи (медицинской реабилитации, социально-психологической, психолого-педагогической помощи) несовершеннолетним, пережившим суицидальную попытку (далее – «Комплекс мер»), разработан в соответствии со следующими федеральными законами:

от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

1.2. Комплекс мер определяет содержание и сроки комплексной помощи, направленной на профилактику совершения несовершеннолетними повторных суицидальных действий.

Медицинская реабилитация – система лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оказание специализированной помощи несовершеннолетним, пережившим суицидальную попытку.

Социально-психологическая помощь – система мероприятий, направленных на восстановление социальных связей несовершеннолетнего, пережившего суицидальную попытку, мобилизацию социального окружения несовершеннолетнего и его семьи, коррекцию межличностных семейных взаимоотношений и взаимодействия членов семьи.

Психолого-педагогическая помощь – формирование у несовершеннолетних жизненных качеств, позволяющих сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития.

Помощь несовершеннолетним, пережившим суицидальную попытку, оказывается специалистами системы здравоохранения, образования и социальной защиты.

Комплексная помощь (медицинская реабилитация, социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь) осуществляется в течение периода от 6 месяцев до 1 года и далее в сроки, необходимые для устранения причин и условий, способствующих суицидальному поведению, а также  для преодоления и устранения негативных последствий суицидальной попытки для физического и психического здоровья несовершеннолетнего.

Результатом оказания помощи является стабилизация психоэмоционального состояния несовершеннолетнего, мобилизация его физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширение диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей, укрепление уверенности в себе.

1.3. Принципы оказания помощи:

1.3.1. Принцип индивидуализированного подхода – заключается в учете личностных особенностей несовершеннолетнего, пережившего суицидальную попытку, и его ближайшего окружения (родственников, друзей, соседей);

1.3.2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований законодательства Российской Федерации и Алтайского края;

1.3.3. Принцип системности – предполагает работу с семьей несовершеннолетнего, пережившего суицидальную попытку, с коллективом класса и педагогами образовательной организации, где он обучается.

2. Этапы и содержание комплексной помощи

Вид помощи

Организация

Содержание

помощи

Продолжительность

Результат

1

2

3

4

5

1 этап. Кризисная доврачебная поддержка

Доврачебная

без ограничения

кризисная поддержка несовершеннолетнего

разовая

помощь

стабилизация эмоционального состояния (уменьшение аффективной напряженности)

оповещение родителей (если суицидальная попытка предотвращена субъектом системы профилактики)

установление контакта с ближайшим окружением; сбор экспресс-данных; инструктирование родителей (законных представителей) о проявлении оптимального реагирования на суицидальную попытку несовершеннолетнего

2 этап. Кризисное вмешательство

Экстренная

медицинская помощь

скорая медицинская помощь

оказание медицинской помощи врачом (фельдшером) скорой помощи

разовая

помощь

стабилизация состояния и купирование соматических осложнений, представляющих угрозу жизни вследствие осуществления суицидальных действий

отделения реанимации, интенсивной терапии

оказание медицинской помощи врачом-реаниматологом, врачом-анестезиологом

до стабилизации состояния

Стационарная медицинская помощь

психиатрические больницы (врачи-психиатры, врачи-психотерапевты, медицинские психологи)

осмотр врачом-психиатром

не более

30 дней

стабилизация психического состояния

первичный осмотр врачом-психотерапевтом

1 прием

определение вида и метода психотерапевтической помощи

первичный осмотр медицинским психологом

1 прием

диагностика состояния

психотерапия (индивидуальная или групповая) психотерапевтом, медицинским психологом

10 сеансов

дезактуализация авитальных намерений

Психолого-педагогическая помощь

образовательная организация, где обучается несовершеннолетний, переживший суицидальную попытку, и/или муниципальные базовые психологические кабинеты, центры психолого-педагоги-ческой, медико-социальной помощи (далее – «ППМС-центры»)

беседа педагога-психолога с педагогическим коллективом образовательной организации

не менее

1 раза

стабилизация психоэмоционального состояния членов педагогического коллектива, определение тактик поведения педагогов, содержания психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего, пережившего суицидальную попытку, и коллектива, в котором он обучается;

повышение психолого-педагогической компетенции педагогических работников образовательной организации

встреча педагога-психолога с классом (группой), где обучается несовершеннолетний, переживший суицидальную попытку (при необходимости может быть проведена беседа в нескольких классах)

не менее

1 раза

оценка наличия явной или потенциальной угрозы для жизни обучающихся;

актуализация социальных ресурсов поддержки в преодолении кризисной ситуации (службы помощи, телефон доверия);

при выраженности психотравмы – оказание экстренной психологической помощи

проведение внепланового родительского собрания

не менее

1 раза

информирование родителей обучающихся об их возрастных особенностях, способах реагирования в кризисных ситуациях;

рекомендации по вопросам взаимоотношения с детьми; актуализация социальных ресурсов поддержки в преодолении кризисной ситуации (службы помощи, телефон доверия);

при выраженности психотравмы – оказание экстренной психологической помощи

3 этап. Повышение уровня адаптации

Амбулаторно-поликлиническая помощь несовершеннолетнему

психоневрологические диспансеры, кабинеты участкового врача-психиатра при ЦРБ, кабинеты медико-психо-социальной работы в амбулаторных условиях: диспансерное наблюдение не менее 6 месяцев (по решению врачебной комиссии), консультативное наблюдение не менее 1 года

осмотр врачом-психиатром

1 раз в месяц

в течение

1 года

терапия психического расстройства, предотвращение повторных суицидальных действий

осмотр врачом-психотерапевтом (до психотерапии и после)

не менее 2 раз

определение вида и метода психотерапевтической помощи;

итоговая диагностика

тестирование медицинским психологом (до терапии и после)

не менее 2 раз

диагностика эмоционально-волевой сферы и риска развития социальной дезадаптации

психотерапия (индивидуальная или групповая) психотерапевтом, медицинским психологом

10 сеансов

дезактуализация антивитальных намерений

Социально-психологическая помощь

краевые государственные организации социального обслуживания

социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений

в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, исходя из индивидуальной нуждаемости

психологическая поддержка, поиск ресурсов, создание социально-психологической поддерживающей среды в окружении несовершеннолетнего, своевременное выявление кризисных ситуаций, оказание при необходимости социально-психологиче­ской помощи

социально-психологический патронаж

оказание консультативной психологической помощи

содействие в предоставлении медицинской и психологической помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)

содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей

исходя из индивидуальной нуждаемости

Психолого-педагогическая помощь

образовательная организация, где обучается несовершеннолетний, переживший суицидальную попытку, и/или муниципальные базовые психологические кабинеты, ППМС-центры

психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей)

не менее 10 раз в течение года

стабилизация психоэмоционального состояния родителей (законных представителей), актуализация социальных ресурсов поддержки в преодолении кризисной ситуации (службы помощи, телефон доверия); мобилизация семейных ресурсов, мотивирование родителей (законных представителей) на получение комплексной помощи; повышение родительской компетенции в вопросах воспитания, создании безопасной атмосферы в семье

развивающие занятия, направленные на формирование жизнестойкости и повышение ценности жизни, в классе (группе), где обучается несовершеннолетний, переживший суицидальную попытку

не менее 4 занятий в течение года

актуализация антивитальных факторов (родители, друзья, значимая деятельность, целеполагание);

оказание помощи в разрешении внутриличностных и межличностных конфликтов

индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с несовершеннолетним, пережившим суицидальную попытку

10-20 занятий (в течение 3 – 6 месяцев)

положительная динамика в развитии базовых компонентов жизнестойкости несовершеннолетнего

индивидуальное психологическое консультирование несовершеннолетнего, пережившего суицидальную попытку

не менее 10 раз в течение года

оценка суицидальных намерений, облегчение болезненных фантазий о смерти; снижение уровня тревоги, враждебности, страха; мобилизация личностных ресурсов при планировании деятельности по преодолению кризисной ситуации; дестигматизация принятия специализированной помощи

динамическое наблюдение за эмоциональным состоянием и поведенческими реакциями несовершеннолетнего, пережившего суицидальную попытку

постоянно

контроль за поведением обучающегося во время образовательного процесса, анализ его отношений со сверстниками, педагогами, взрослыми, своевременное распознавание признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении

включение несовершеннолетнего, пережившего суицидальную попытку, в социально значимую деятельность

постоянно

формирование позитивных потребностей, устойчивых интересов (спорт, искусство, познание)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.12.2020
Рубрики правового классификатора: 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать