Основная информация

Дата опубликования: 15 декабря 2020г.
Номер документа: RU43005405202000102
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Кировская область
Принявший орган: Верхнекамская районная Дума Верхнекамского района Кировской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Проект КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ОМУТНИНСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

ВЕРХНЕКАМСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА ПЯТОГО СОЗЫВА

РЕШЕНИЕ

15.12.2020 № 51/80

г. Кирс

О СОЗДАНИИ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕКАМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», Законом Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области», Уставом муниципального образования Верхнекамский муниципальный район, Верхнекамская районная Дума РЕШИЛА:

1. Создать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Верхнекамского района Кировской области.

2. Утвердить численный состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Верхнекамского района в количестве 18 человек.

3. Утвердить положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Верхнекамского района Кировской области согласно приложению.

4. Признать утратившими силу:

4.1. Решение Верхнекамской районной Думы от 27.06.2018 № 22/39 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Верхнекамский муниципальный район Кировской области».

4.2. Решение Верхнекамской районной Думы от 18.12.2018 № 28/83 «О внесении изменений в решение Верхнекамской районной Думы Кировской области от 27.06.2018 № 22/39 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Верхнекамский муниципальный район Кировской области».

4.3. Решение Верхнекамской районной Думы от 30.09.2019 № 37/65 «О внесении изменений в решение Верхнекамской районной Думы Кировской области от 27.06.2018 № 22/39 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Верхнекамский муниципальный район Кировской области» (с изменениями от 18.12.2018 № 28/83).

5. Опубликовать настоящее решение в Информационном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования Верхнекамский муниципальный район Кировской области.

6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Верхнекамского района

А.В. Олин

Председатель

Верхнекамской районной Думы

А.В. Кибардин

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

решением районной Думы

от 15.12.2020 № 51/80

Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Верхнекамского района Кировской области

Общие положения

1. Настоящее положение регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Верхнекамского района Кировской области (далее – муниципальная комиссия).

2. Правовую основу деятельности муниципальной комиссии составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, по защите прав ребенка и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон), Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», Семейный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Закон Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области», иные нормативные правовые акты Губернатора и Правительства Кировской области, Устав муниципального образования Верхнекамский муниципальный район Кировской области и настоящее Положение.

3. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Верхнекамского района Кировской области является коллегиальным органом системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Верхнекамского района, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

2. Порядок создания муниципальной комиссии

1. Муниципальная комиссия создаётся Верхнекамской районной Думой и подотчётна ей в своей деятельности.

2. Членами муниципальной комиссии являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, другие заинтересованные лица.

Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членом муниципальной комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

3. Положение о муниципальной комиссии утверждается реше­нием Верхнекамской районной Думы. Численный состав муниципальной комиссии утверждается реше­нием Верхнекамской районной Думы с учётом численности несовершеннолетнего населения, проживающего на территории муниципального образования, персональный состав муниципальной комиссии утверждается главой местной администрации.

Численный состав не может быть менее 9 человек.

В состав муниципальной комиссии входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и другие члены муниципальной комиссии.

4. Ответственный секретарь муниципальной комиссии и иные члены муниципальной комиссии, осуществляющие свою профессиональную деятельность на постоянной основе, являются муниципальными служащими.

3. Основные права и обязанности муниципальной комиссии

1. Муниципальная комиссия имеют право:

1) пользоваться в установленном порядке государственными информационными ресурсами;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для осуществления своих полномочий сведения и информацию;

3) приглашать на заседания муниципальной комиссии представителей организаций и учреждений, должностных лиц, специалистов, граждан, получать от них пояснения и другую информацию, необходимую для объективного рассмотрения соответствующих материалов (дел), указанных в Законе Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области»;

4) в установленном законом порядке посещать учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их права на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных конституционных прав;

5) формировать и вести банк справочно-информационных материалов, нормативных правовых документов по вопросам семьи и детства;

6) участвовать в разработке муниципальных программ по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий;

7) осуществлять иные права, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

2. Муниципальная комиссия обязана:

1) своевременно проводить заседания муниципальной комиссии;

2) осуществлять сбор, изучение и обобщение информационно-аналитических и статистических материалов о состоянии безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма и правонарушений несовершеннолетних, о социально значимых заболеваниях, гибели и травматизме детей, о деятельности органов и учреждений системы профилактики, действующих на территориях муниципального образования;

3) принимать решения по вопросам своей компетенции, обязательные для исполнения всеми органами и учреждениями системы профилактики;

4) направлять в областную комиссию информационные материалы о принятых мерах по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории муниципального образования и предложения по совершенствованию данной деятельности;

5) участвовать в разработке проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Верхнекамский муниципальный район Кировской области, касающихся прав и законных интересов несовершеннолетних;

6) в установленном законом порядке осуществлять контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, соблюдением их прав и свобод в учреждениях системы профилактики;

7) рассматривать письма, жалобы, обращения и другую информацию по вопросам, касающимся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

8) рассматривать материалы (дела), указанные в Законе Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области», принимать по результатам их рассмотрения соответствующие решения;

9) осуществлять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

4. Акты муниципальной комиссии, порядок их действия и исполнения

1. Муниципальная комиссия принимает решения, оформленные в виде постановлений, по отнесенным к её компетенции вопросам, установленным федеральными законами, Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 2013 года № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и Законом Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области», обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.

2. Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить муниципальной комиссии о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

3. Решения муниципальной комиссии оформляются в форме постановлений, в которых указываются:

а) наименование муниципальной комиссии;

б) дата;

в) время и место проведения заседания;

г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах муниципальной комиссии;

д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;

е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;

ж) содержание рассматриваемого вопроса;

з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);

и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);

к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;

м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

4. Постановления муниципальной комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании муниципальной комиссии является решающим.

5. Постановления муниципальной комиссии направляются членам муниципальной комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.

6. Постановление муниципальной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Производство по делам об административных правонарушениях (включая оформление постановления) и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Полномочия муниципальной комиссии

1. Муниципальная комиссия осуществляет следующие полномочия:

1) подготавливает совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их прав от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3) даёт согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;

4) даёт при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Муниципальная комиссия принимает совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;

5) обеспечивает оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобождённых из учреждений уголовно­исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно­воспитательных учреждений, а также состоящих на учёте в уголовно­исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);

6) применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Кировской области;

7) принимает решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;

8) выявляет и устраняет причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, случаям вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаям склонения их к суицидальным действиям;

9) принимает постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;

10) подготавливает и направляет в органы государственной власти Кировской области и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Кировской области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования Верхнекамский муниципальный район Кировской области.

11) рассматривает информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;

12) рассматривает дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесённых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» к компетенции Комиссии;

13) обращается в суд по вопросам возмещения вреда, причинённого здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

14) согласует подготовленные администрацией специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для направления в суд по месту нахождения указанного учреждения представление и заключение по вопросам:

а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-­воспитательном учреждении закрытого типа;

в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно­воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

15) даёт совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

16) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

17) организует и координирует проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона;

18) организует работу по выявлению и персонифицированному учёту несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 7 Закона Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области»;

19) взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики, осуществляющими деятельность на территории Верхнекамского района, а также службой судебных приставов, органами и учреждениями системы исполнения наказаний, иными правоохранительными и правозащитными органами, общественными объединениями, средствами массовой информации, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;

20) утверждает межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимает постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона, требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролирует их исполнение;

21) координирует на территории Верхнекамского района деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области;

22) содействует привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы;

23) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации или законодательством Кировской области.

2. Изменение объёма полномочий муниципальной комиссии, установленных данным разделом, не допускается.

6. Права и обязанности членов муниципальной комиссии с учетом их статуса

1. В состав муниципальной комиссии входят председатель муниципальной комиссии, заместитель (заместители) председателя муниципальной комиссии, ответственный секретарь муниципальной комиссии и члены муниципальной комиссии, наделённые правами и обязанностями в соответствии с их статусом, определённым действующим законодательством.

2. Председатель муниципальной комиссии осуществляет полномочия члена муниципальной комиссии, предусмотренные пунктами 1-5 и 7 части 5 настоящего раздела, а также:

1) осуществляет руководство деятельностью муниципальной комиссии;

2) председательствует на заседании муниципальной комиссии и организует ее работу;

3) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании муниципальной комиссии;

4) представляет муниципальную комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;

5) утверждает повестку заседания муниципальной комиссии;

6) назначает дату заседания муниципальной комиссии;

7) даёт заместителю председателя муниципальной комиссии, ответственному секретарю муниципальной комиссии, членам муниципальной комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции муниципальной комиссии;

8) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава муниципальной комиссии;

9) осуществляет контроль за исполнением плана работы муниципальной комиссии, подписывает постановления муниципальной комиссии;

10) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Кировской области.

3. Заместитель председателя муниципальной комиссии осуществляет полномочия члена муниципальной комиссии, предусмотренные пунктами 1-5 и 7 части 5 настоящего раздела, а также:

1) выполняет поручения председателя муниципальной комиссии;

2) исполняет обязанности председателя муниципальной комиссии в его отсутствие;

3) обеспечивает контроль за исполнением постановлений муниципальной комиссии;

4) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании муниципальной комиссии.

4. Ответственный секретарь муниципальной комиссии осуществляет полномочия члена муниципальной комиссии, предусмотренные пунктами 1, 3-5 и 7 части 5 настоящего раздела, а также:

1) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании муниципальной комиссии;

2) выполняет поручения председателя и заместителя председателя муниципальной комиссии;

3) оповещает членов муниципальной комиссии и лиц, участвующих в заседании муниципальной комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение муниципальной комиссии;

4) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых муниципальной комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;

5) обеспечивает вручение копий постановлений муниципальной комиссии.

5. Члены муниципальной комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции муниципальной комиссии, и осуществляют следующие полномочия:

1) участвуют в заседании муниципальной комиссии и его подготовке;

2) предварительно (до заседания муниципальной комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;

3) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;

4) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

5) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых муниципальной комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;

6) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

7) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях установления достоверности поступивших в муниципальную комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;

8) выполняют поручения председателя муниципальной комиссии;

9) информируют председателя муниципальной комиссии о своем участии в заседании или причинах отсутствия на заседании.

6. Председатель муниципальной комиссии несет персональную ответственность за организацию работы муниципальной комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кировской области.

7. Полномочия председателя муниципальной комиссии, заместителя председателя муниципальной комиссии, ответственного секретаря муниципальной комиссии, члена муниципальной комиссии прекращаются при наличии следующих оснований:

а) подача письменного заявления о прекращении полномочий председателя муниципальной комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена муниципальной комиссии) уполномоченным органам (должностным лицам;

б) признание председателя муниципальной комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена муниципальной комиссии) решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным и безвестно отсутствующим или умершим;

в) прекращение полномочий муниципальной комиссии;

г) увольнение председателя муниципальной комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена муниципальной комиссии) с занимаемой должности в органе или учреждении системы профилактики, ином государственном органе, органе местного самоуправления или общественном объединении, от которого указанное лицо включено (делегировано) в состав комиссии;

д) отзыв (замена) председателя муниципальной комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена муниципальной комиссии) по решению руководителя органа или учреждения системы профилактики, иного государственного органа, органа местного самоуправления или общественного объединения, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в её состав;

е) систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем муниципальной комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена муниципальной комиссии) своих полномочий;

ж) по факту смерти.

7. Материалы (дела), рассматриваемые муниципальной комиссией

1. Муниципальная комиссия, в том числе с целью организации и проведения индивидуальной профилактической работы, рассматривает:

1) дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, иных лиц, отнесенные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Кировской области от 4 декабря 2007 года N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области" к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

2) материалы (дела):

а) в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

б) в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

в) в отношении несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших преступления, по которым в возбуждении уголовных дел отказано либо уголовные дела прекращены по нереабилитирующим основаниям;

г) в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

д) в отношении несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и не исполняющих принудительные меры воспитательного воздействия;

е) в отношении условно осужденных несовершеннолетних, уклоняющихся от исполнения возложенных на них судом обязанностей или совершивших нарушения общественного порядка в период испытательного срока;

ж) в отношении несовершеннолетних, совершивших антиобщественные действия;

з) в отношении других несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

3) письменные обращения по вопросам:

а) принятия мер в отношении несовершеннолетних, уклоняющихся от учебы, и их родителей или иных законных представителей;

б) получение согласия на оставление несовершеннолетним обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования и на отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, из организации, осуществляющей образовательную деятельность;

4) представления работодателя о получении согласия муниципальной комиссии на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя;

5) ходатайства органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также граждан по вопросам ограничения лиц в родительских правах, лишения родительских прав.

2. По результатам рассмотрения материалов муниципальная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) применить меры воздействия, предусмотренные статьями 24, 25, 26 Закона Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области»;

2) отложить рассмотрение материала и провести дополнительную проверку;

3) прекратить рассмотрение материала (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

8. Основания рассмотрения материалов (дел)

Муниципальная комиссия рассматривает материалы (дела) по:

1) заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, иных лиц;

2) собственной инициативе;

3) обращению депутатов;

4) обращению органов местного самоуправления, опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, по делам молодежи, внутренних дел, занятости населения, медицинских организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, иных органов и учреждений, общественных объединений;

5) ходатайству работодателей;

6) постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры, решениям суда;

7) основаниям, предусмотренным законодательством об административных правонарушениях.

9. Место рассмотрения материала (дела)

1. Материал (дело) рассматривается муниципальной комиссией по месту жительства лица, в отношении которого рассматривается материал (дело).

2. При отсутствии у лица места жительства материал (дело) рассматривается по месту его фактического пребывания.

10. Подготовка заседания муниципальной комиссии

1. Материалы, поступившие в муниципальную комиссию, в целях обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя муниципальной комиссии.

В процессе предварительного изучения материалов определяется:

1) относится ли рассмотрение материалов к компетенции данной муниципальной комиссии;

2) круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание муниципальной комиссии;

3) наличие обстоятельств, исключающих рассмотрение материалов;

4) необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, а также необходимость истребования дополнительных материалов;

5) целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов;

6) наличие ходатайств или отводов.

2. По результатам предварительного изучения материалов разрешаются следующие вопросы:

1) о назначении времени и места рассмотрения материала;

2) об извещении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора о дате и месте заседания муниципальной комиссии;

3) о перенесении срока рассмотрения материалов;

4) о возвращении поступивших материалов, если их рассмотрение не отнесено к компетенции данной муниципальной комиссии или они требуют проведения дополнительной проверки направившим материалы органом;

5) о проведении проверки сведений, содержащихся в материалах, или поручении ее проведения соответствующим специалистам;

6) о назначении экспертизы;

7) о рассмотрении ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании муниципальной комиссии;

8) об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего;

9) о принятии мер по обеспечению явки несовершеннолетнего на заседание муниципальной комиссии;

10) о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители либо другие лица, в отношении которых рассматриваются материалы, имеют право ознакомиться с материалами, подготовленными к рассмотрению, до начала заседания муниципальной комиссии.

Право указанных в настоящей части лиц на ознакомление с материалами разъясняется им в повестке о вызове на заседание муниципальной комиссии.

Защитник и (или) представитель несовершеннолетнего допускается к участию в работе муниципальной комиссии со дня поступления материалов в муниципальную комиссию.

4. Материалы (дела), указанные в части 1 раздела 7 настоящего положения подлежат регистрации в течение трех рабочих дней со дня поступления в муниципальную комиссию и рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации, если иные сроки не установлены действующим законодательством.

В случае поступления ходатайства от участников рассмотрения материалов либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств по материалам срок рассмотрения может быть продлен муниципальной комиссией, но не более чем на один месяц.

11. Порядок проведения заседания муниципальной комиссии

1. Заседания муниципальной комиссии проводятся в соответствии с планами работы не реже двух раз в месяц.

2. Заседание муниципальной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены муниципальной комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.

На заседании муниципальной комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя муниципальной комиссии.

3. На заседании муниципальной комиссии обязательно присутствие лиц, в отношении которых рассматриваются материалы (дела), родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а в необходимых случаях - педагогов, иных лиц по усмотрению муниципальной комиссии.

4. Поступившие в муниципальную комиссию материалы (дела) могут быть рассмотрены без участия лиц, указанных в части 3 настоящего раздела, при условии надлежащего извещения о времени и месте проведения заседания и признании необязательности их присутствия, а также при отсутствии ходатайства об отложении рассмотрения или в случае, если ходатайство оставлено без удовлетворения.

5. В начале заседания муниципальной комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства или отводы, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.

Ходатайства или отводы по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, защитником и (или) представителем несовершеннолетнего, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в муниципальную комиссию с представлением в отношении несовершеннолетних или их законных представителей.

Результаты рассмотрения заявленных ходатайств или отводов заносятся в протокол заседания муниципальной комиссии.

6. Член муниципальной комиссии не может участвовать в рассмотрении материалов в случае, если является родственником лица, в отношении которого рассматриваются материалы, потерпевшего, законного представителя лица, а также в случаях, если он лично прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела.

При наличии данных обстоятельств член муниципальной комиссии обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председательствующему на заседании муниципальной комиссии.

По результатам рассмотрения заявления о самоотводе выносится решение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

7. На время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, в отношении которого рассматриваются материалы, муниципальная комиссия вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания муниципальной комиссии.

12. Протокол заседания муниципальной комиссии

1. Протокол заседания муниципальной комиссии ведётся на каждом заседании и включает в себя следующие обязательные положения:

1) наименование муниципальной комиссии;

2) дата, время и место проведения заседания;

3) сведения о присутствующих и отсутствующих членах муниципальной комиссии, иных лицах, присутствующих на заседании;

4) повестка дня;

5) отметка о способе документирования заседания коллегиального органа (стенографирование, видеоконференция, запись на диктофон и др.);

6) наименование вопросов, рассмотренных на заседании муниципальной комиссии, и ход их обсуждения;

7) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, в отношении которого рассматриваются материалы, число, месяц, год и место его рождения, адрес места жительства, место работы или учебы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;

8) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, разъяснении им их прав и обязанностей;

9) результаты голосования по вопросам, обсуждаемым на заседании муниципальной комиссии;

10) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

11) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого решения.

2. Протокол заседания муниципальной комиссии подписывается председательствующим на заседании муниципальной комиссии и секретарем заседания муниципальной комиссии.

13. Меры воздействия, применяемые муниципальной комиссией к несовершеннолетним

1. Рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего, муниципальная комиссия с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им деяния, особенностей его возраста, социального положения и поведения может применить к нему следующие меры воздействия:

1) вынести предупреждение;

2) объявить выговор или строгий выговор;

3) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему за причинение морального и (или) материального вреда;

4) применить меры административного воздействия в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Кировской области от 4 декабря 2007 года N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области";

5) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством;

6) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайству, закрепить общественного воспитателя;

7) направить несовершеннолетнего в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующего специального педагогического подхода, в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа органов управления образованием для содержания в нем с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет;

8) ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

9) направить несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя, а несовершеннолетнего от пятнадцати до восемнадцати лет по его просьбе или с его согласия в медицинскую организацию для обследования в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо употреблением одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

10) иные меры, предусмотренные федеральным законодательством.

2. Постановление муниципальной комиссии об объявлении предупреждения, выговора, строгого выговора действует в течение года со дня принятия и может быть досрочно отменено муниципальной комиссией, принявшей данное постановление.

3. Постановление муниципальной комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей муниципальной комиссией по ходатайству родителей или иных законных представителей, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.

4. Постановление муниципальной комиссии о передаче несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации, закреплении общественного воспитателя несовершеннолетнего действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей муниципальной комиссией по ходатайству трудового коллектива или общественной организации, общественного воспитателя, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.

5. Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с примерным положением об общественных воспитателях несовершеннолетних, утверждаемым Правительством Кировской области.

14. Меры, применяемые муниципальной комиссией к родителям, иным законным представителям несовершеннолетних

По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении родителей, иных законных представителей несовершеннолетних муниципальная комиссия может применить следующие меры воздействия:

1) вынести предупреждение;

2) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью;

3) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;

4) применить меры административного воздействия в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Кировской области от 4 декабря 2007 года N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области";

5) иные меры, предусмотренные федеральным законодательством.

15. Меры, принимаемые муниципальной комиссией, по защите и восстановлению прав несовершеннолетних

1. Мерами по защите и восстановлению прав несовершеннолетних являются:

1) согласование представления или заключения администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа по вопросам продления срока пребывания, прекращения пребывания до истечения установленного судом срока, перевода в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, восстановления срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

2) принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

3) подготовка и направление в уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний ходатайства:

а) о досрочной отмене условного осуждения несовершеннолетнего и снятии с условно осужденного несовершеннолетнего судимости;

б) о полной или частичной отмене установленных для условно осужденного несовершеннолетнего обязанностей;

4) подготовка и направление в администрацию воспитательной колонии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области ходатайства о применении к несовершеннолетнему мер поощрения, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации;

5) подготовка и направление в суд ходатайства:

а) об освобождении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

б) об освобождении несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, от наказания и помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

5) обращение в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью;

6) согласование расторжения трудового договора работодателя с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя;

7) направление в соответствующие органы обращений о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, решения или действия (бездействие) которых повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также не обеспечивших исполнение постановлений комиссий муниципальных образований и принятие мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, причин и условий, способствовавших их безнадзорности и правонарушениям;

8) иные меры по защите и восстановлению прав несовершеннолетних.

2. Постановления муниципальной комиссии для проведения индивидуальной профилактической работы с категориями лиц, указанными в статье 5 Федерального закона и в разделе 7 настоящего положения, направляются в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

16. Обжалование актов, принятых муниципальной комиссией

Постановление (решение) муниципальной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Информационный бюллетень № 461 от 22.12.2020
Рубрики правового классификатора: 110.030.040 Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать