Основная информация
Дата опубликования: | 10 апреля 1990г. |
Номер документа: | С9000194 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР |
Раздел на сайте: | Законодательство СССР и РСФСР |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
С9000194
С9000194
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
ЗАКОН
от 10 апреля 1990 г. N
1421-1
ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР,
СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ
РЕСПУБЛИК
Настоящий Закон
определяет основы экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных
республик. Он основывается на принципах федерализма, экономической
самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР, союзных и автономных
республик. Законом разграничиваются полномочия Союза ССР и республик в
экономической сфере, определяются их финансово-экономические отношения,
устанавливаются правовые основы их участия в общественном рынке,
предусматриваются законодательные и договорные формы регулирования отношений
Союза ССР и республик, гарантии прав союзных и автономных республик, автономных
областей и округов, местных советов народных депутатов и самостоятельности
предприятий.
Статья 1. Компетенция
Союза ССР в экономической сфере
1. Ведению союза ССР
подлежит:
установление
законодательных основ хозяйственной деятельности СССР и функционирования
общесоюзного рынка;
организация налоговой
системы в СССР, установление общегосударственных налогов, сборов и обязательных
платежей в бюджет, предельных размеров налогообложения;
составление,
утверждение и исполнение союзного бюджета;
разработка перспектив
социально-экономического развития страны, составление и реализация общесоюзных
программ;
осуществление общей
политики ценообразования, организация финансово-кредитной системы и единого
денежного обращения;
образование
общесоюзных резервных, страховых и других фондов;
установление общих
норм и правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
управление
железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом,
оборонными объектами, космическими системами, единой энергетической системой
СССР, общесоюзными системами связи и информации, а также объектами,
относящимися к общесоюзной государственной собственности в соответствии с
законодательством СССР и соглашениями Союза ССР и республик;
координация
деятельности республик в вопросах инвестиционной и амортизационной политики;
науки и техники; занятости, миграции населения; народного образования,
здравоохранения и культуры;
установление в СССР
минимальных размеров оплаты труда, пенсионного и других видов социального
обеспечения;
определение основ и
проведение общесоюзной внешнеэкономической политики;
установление
принципов организации таможенного дела на основе единства таможенной территории
СССР, таможенных пошлин и таможенных сборов; определение границ экономической
зоны и континентального шельфа СССР и их охрана;
предоставление Союзом
ССР государственных займов и экономической помощи иностранным государствам,
заключение соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых Союзом
ССР из иностранных источников;
защита экономических
интересов Союза ССР, союзных и автономных республик, предприятий, организаций и
граждан СССР за рубежом;
организация
общесоюзной статистики и бухгалтерского учета;
организация единой
патентной и метеорологической служб, службы единого времени, мер и весов, установление
общесоюзных стандартов.
2. Союз ССР
осуществляет законодательное регулирование сфер, отнесенных к его ведению,
образует общесоюзные органы управления, в работе которых принимают участие
представители союзных и заинтересованных автономных республик, заключает с
республиками в необходимых случаях соглашения по экономическим вопросам.
Статья 2. Основы
экономической самостоятельности союзных и
автономных республик
1. Союзные и
автономные республики полномочны решать экономические и социальные вопросы за
исключением тех, которые Конституцией СССР, законодательством СССР и настоящим
Законом отнесены к ведению Союза ССР.
2. Союзные и
автономные республики на своих территориях с соблюдением законодательства СССР:
владеют, пользуются и
распоряжаются землей, другими природными ресурсами в своих интересах и
интересах Союза ССР;
принимают законы и
другие нормативные акты, регулирующие условия хозяйственной деятельности на
территории республик;
решают вопросы
налогообложения и осуществляют бюджетную деятельность;
осуществляют
регулирование экономического и социального развития на своей территории, а
также участвуют в выработке общегосударственных решений по развитию экономики и
путей их реализации;
регулируют
инвестиционную деятельность и условия строительства на территории республики;
осуществляют
регулирование цен исходя из общесоюзной политики ценообразования;
участвуют в
регулировании денежного обращения, руководят деятельностью республиканских
банков;
осуществляют
внешнеэкономическую деятельность с учетом обязательств, предусмотренных в
международных договорах СССР и соглашениях между Союзом ССР и республиками;
ведут приграничную и прибрежную торговлю; регистрируют создаваемые совместные
предприятия, международные объединения и организации, стимулируют внешнеэкономическую
деятельность предприятий и организаций; формируют и используют республиканский
валютный фонд;
решают вопросы
социального развития, занятости населения, регулирования доходов населения,
обеспечивают установленные законодательством СССР минимальные размеры оплаты
труда, пенсионного и других видов социального обеспечения;
устанавливают нормы
экологической безопасности и осуществляют природоохранную деятельность на
территории республики, определяют лимиты и нормативы природопользования и
осуществляют выдачу разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий
и организаций;
формируют
республиканские органы государственного управления и определяют их функции;
решают другие вопросы
экономического и социального развития, не относящихся к ведению Союза ССР.
Статья 3. Основы
финансовых и бюджетных отношений Союза ССР,
союзных и автономных
республик
1. Бюджетную систему
СССР составляют союзный бюджет, самостоятельные республиканские (союзных и
автономных республик) и местные бюджеты.
Порядок составления,
рассмотрения, утверждения и исполнения союзного бюджета определяется Верховным
Советом СССР, а порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения
республиканских бюджетов союзных и автономных республик - законодательством
этих республик.
2. К ведению Союза
ССР относится установление взимаемых на всей территории СССР и направляемых
полностью или частично на формирование союзного бюджета общегосударственных
налогов, сборов и обязательных платежей. Перечень и размеры ставок таких
налогов, сборов и платежей определяются Верховным Советом СССР.
Органы
государственной власти и управления союзных и автономных республик решают
вопросы взимания общегосударственных налогов и других общегосударственных
обязательных платежей в пределах, установленных законодательством Союза ССР.
3. Союзные и
автономные республики в соответствии с законодательством Союза ССР
устанавливают взимаемые на своей территории и зачисляемые в их бюджеты
республиканские налоги, сборы и обязательные платежи, включая платежи за
природные ресурсы.
4. Доходы союзного
бюджета формируются за счет общегосударственных налогов, сборов и обязательных
платежей (за исключением части, зачисляемой в республиканские бюджеты союзных и
автономных республик, в бюджеты автономных областей и округов и местные
бюджеты), доходов от использования общесоюзной собственности и проводимых
союзными органами мероприятий. Перечень доходных источников и структура
расходов союзного бюджета, включая расходы на выдачу субвенций союзным и
автономным республикам, определяются Верховным Советом СССР.
5. Союзные органы
совместно с органами союзных и автономных республик образуют фонды
регионального развития, резервный, инновационный, природоохранный и другие
общесоюзные фонды для финансирования общесоюзных и межреспубликанских
научно-технических, экономических, социальных, природоохранных и других
программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных
бедствий, катастроф и аварий.
6. Государственный
банк СССР осуществляет регулирование денежного обращения на базе единой
денежной единицы - рубля, эмиссию денег, устанавливает курс рубля по отношению
к иностранным валютам, правила его обмена, порядок продажи и покупки валютных
ценностей, проводит единую кредитную политику во внешнеэкономических связях.
Статья 4. Общесоюзный
рынок
1. Основой
формирования и функционирования общесоюзного рынка является самостоятельность
предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей,
осуществляющих свою хозяйственную деятельность в условиях состязательности и
равноправия всех форм собственности с учетом антимонопольного и иного
законодательства о рынке.
Экономические
отношения предприятий, объединений, организаций и индивидуальных
товаропроизводителей с республиканскими органами управления и местными органами
самоуправления строятся на налоговой и договорной основе, если иное не
предусмотрено законодательством.
2. Законодательством
СССР определяются полномочия государственных органов Союза ССР, союзных и
автономных республик по регулированию и защите общесоюзного рынка, а также
права и обязанности его участников, их преимущества и льготы.
3. Товарообмен на
территории СССР складывается в условиях открытости республиканских рынков и
отсутствия таможенных барьеров за исключением рынков, организуемых в зонах
свободного предпринимательства, для которых союзным и республиканским
законодательством устанавливаются особые экономические и правовые режимы.
В сфере
межреспубликанского товарообмена не допускается дискриминация какой-либо
республики, ее юридических лиц и граждан.
Союзные, автономные
республики без взаимного согласования с другими союзными, автономными
республиками не вправе вводить ограничения на ввоз-вывоз товаров и финансовых
ресурсов, препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещение за ее
пределы имущества и денежных средств, находящихся в собственности граждан и
юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи.
4. Союзные и
автономные республики на своей территории вправе в пределах своей компетенции
регулировать рынок товаров и услуг через системы налогообложения и
ценообразования, стимулировать производство и устанавливать льготы по реализации
отдельных видов товаров за счет республиканского бюджета.
5. Союзные и
автономные республики на своей территории в пределах своей компетенции
законодательно устанавливают единый для всех инвесторов порядок приобретения
имущества и осуществления капитальных вложений. Республиканским
законодательством гарантируется инвесторам выбор подрядных организаций, а также
возвращение вложенных инвестиций и вывоз полученных доходов.
6. Кредитное,
расчетное и страховое обслуживание субъектов хозяйствования осуществляют
учреждения Государственного банка СССР, самостоятельные коммерческие банки,
страховые общества и иные кредитные учреждения, создаваемые и действующие в
соответствии с законодательством СССР и республик.
7. Выпуск и обращение
акций и других ценных бумаг на общесоюзном рынке осуществляются в соответствии
с союзным и республиканским законодательством.
Статья 5. Договорные
формы экономических связей Союза ССР,
союзных и автономных
республик
1. Экономические
отношения Союза ССР и республик, а также республик между собой, не
предусмотренные соответствующим законодательством, регулируются двусторонними и
многосторонними соглашениями. На договорной основе решаются вопросы
межреспубликанского обмена и передачи друг другу находящегося в их
собственности имущества, создаются совместные предприятия, организации,
учреждения и единые органы управления, формируются фонды для совместного
решения социально-экономических задач. Соглашениями может предусматриваться
обмен необходимой плановой, прогнозной, коммерческой, научно-технической и
другой информацией.
Предметом
межреспубликанских соглашений не могут быть совместные действия, ущемляющие
интересы других республик или ведущие к подрыву единства общесоюзного рынка.
2. Союзные и
автономные республики вправе учреждать в столице Союза ССР и столицах других
республик свои представительства, содержащиеся за счет средств республиканских
бюджетов.
Органы
государственного управления Союза ССР могут создавать с согласия республики на
ее территории свои службы и подразделения.
Статья 6. Гарантии
экономической самостоятельности союзных и
автономных республик
1. Союзные и
автономные республики участвуют в решении экономических и социальных вопросов,
отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном
Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве
СССР и других органах Союза ССР. Вопросы, связанные с соблюдением Союзного
договора, рассматриваются Советом Федерации с участием высших государственных
должностных лиц автономных республик, автономных областей и округов.
2. Высшие органы
государственной власти республик могут вносить вопросы о соответствии
Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и
управления Союза ССР, регулирующих экономические отношения, на рассмотрение
Комитета конституционного надзора СССР.
3. Союзные и
автономные республики вправе обращаться к Президенту СССР с ходатайством о
приостановлении действия постановлений и распоряжений Совета Министров СССР,
противоречащих экономическим интересам этих республик.
4. Высшие органы
государственного управления союзных и автономных республик вправе
опротестовывать в Совет Министров СССР акты подведомственных ему органов
управления, противоречащие экономическим интересам республик. Совет министров
СССР в месячный срок рассматривает этот протест и принимает окончательное
решение.
Правительства
республик могут приостанавливать на своей территории действие опротестуемых
актов на время их рассмотрения.
5. Разногласия по
экономическим вопросам между Правительством Союза ССР, союзными и автономными
республиками, а также между республиками, возникающие при исполнении законов
СССР, постановлений и распоряжений Правительства СССР, рассматриваются
Верховным Советом СССР с учетом рекомендаций Совета Федерации.
Статья 7. Гарантии
экономической самостоятельности автономных
областей и округов,
органов местного самоуправления
и предприятий
1. Компетенция
автономных областей и округов в экономической сфере определяется законами СССР
и союзных республик, которые гарантируют право автономных областей и округов на
самостоятельное хозяйствование.
2. Автономные области
и округа в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик на
своей территории владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными
ресурсами, а также имуществом, находящимся в их собственности.
3. Автономные области
и округа обеспечивают комплексное социально-экономическое развитие на своей
территории, самостоятельно формируют и исполняют свои бюджеты, осуществляют
меры по укреплению финансовой базы органов местного самоуправления,
устанавливают и регулируют в пределах своей компетенции цены, участвуют в
определении лимитов и нормативов природопользования на их территории, в
соответствии с союзным и республиканским законодательством выдают разрешения и
накладывают запреты на деятельность субъектов хозяйствования, осуществляют
внешнеэкономическую деятельность, а также решают другие вопросы, отнесенные к
их компетенции.
4. Права органов
местного самоуправления обеспечиваются Законом СССР "Об общих началах
местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", другими
законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.
5. Союзные и
автономные республики, автономные области и округа, местные Советы народных
депутатов обеспечивают в соответствии с законодательными актами Союза ССР и
республик самостоятельность и равные правовые условия деятельности находящихся
на их территории предприятий, объединений и организаций независимо от видов их
организационных структур и форм собственности.
Статья 8.
Ответственность союза ССР, союзных и автономных
республик за
невыполнение обязательств
1. Союз ССР, союзные
и автономные республики несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее
выполнение обязательств в экономической сфере, устанавливаемых соглашениями.
Санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств
предусматриваются этими соглашениями.
2. Хозяйственные
споры, вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими
органами управления, органами управления союзных и автономных республик,
рассматриваются по инициативе заинтересованной стороны Государственным
Арбитражем СССР.
3. Органы управления
Союза ССР в случае реализации ими своих решений, принятых в нарушение действующего
законодательства без согласования с союзной или автономной республикой и
нанесших ущерб республике, обязаны по требованию республики устранить
отрицательные последствия таких решений и возместить ущерб.
4. В случае принятия
органами союзной или автономной республики решений, нарушающих права и
охраняемые законом интересы других республик и Союза ССР, убытки компенсируются
республикой, принявшей такое решение.
5. Все споры по
экономическим вопросам, в том числе о возмещении убытков, между Союзом ССР,
союзными и автономными республиками, автономными областями и округами
рассматриваются в порядке третейского разбирательства или Верховным Судом СССР.
Статья 9.
Регулирование особых условий экономической
самостоятельности
союзных и автономных республик
1. Союзом ССР по
инициативе республик могут устанавливаться для них в законодательном порядке
особые экономические условия без ущемления законных интересов остальных
республик и Союза ССР.
2. Полномочия союзных
и республиканских органов управления в отдельных сферах хозяйственной
деятельности могут перераспределяться на основе взаимных соглашений Союза ССР,
союзных и автономных республик.
С9000194
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
ЗАКОН
от 10 апреля 1990 г. N
1421-1
ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР,
СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ
РЕСПУБЛИК
Настоящий Закон
определяет основы экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных
республик. Он основывается на принципах федерализма, экономической
самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР, союзных и автономных
республик. Законом разграничиваются полномочия Союза ССР и республик в
экономической сфере, определяются их финансово-экономические отношения,
устанавливаются правовые основы их участия в общественном рынке,
предусматриваются законодательные и договорные формы регулирования отношений
Союза ССР и республик, гарантии прав союзных и автономных республик, автономных
областей и округов, местных советов народных депутатов и самостоятельности
предприятий.
Статья 1. Компетенция
Союза ССР в экономической сфере
1. Ведению союза ССР
подлежит:
установление
законодательных основ хозяйственной деятельности СССР и функционирования
общесоюзного рынка;
организация налоговой
системы в СССР, установление общегосударственных налогов, сборов и обязательных
платежей в бюджет, предельных размеров налогообложения;
составление,
утверждение и исполнение союзного бюджета;
разработка перспектив
социально-экономического развития страны, составление и реализация общесоюзных
программ;
осуществление общей
политики ценообразования, организация финансово-кредитной системы и единого
денежного обращения;
образование
общесоюзных резервных, страховых и других фондов;
установление общих
норм и правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
управление
железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом,
оборонными объектами, космическими системами, единой энергетической системой
СССР, общесоюзными системами связи и информации, а также объектами,
относящимися к общесоюзной государственной собственности в соответствии с
законодательством СССР и соглашениями Союза ССР и республик;
координация
деятельности республик в вопросах инвестиционной и амортизационной политики;
науки и техники; занятости, миграции населения; народного образования,
здравоохранения и культуры;
установление в СССР
минимальных размеров оплаты труда, пенсионного и других видов социального
обеспечения;
определение основ и
проведение общесоюзной внешнеэкономической политики;
установление
принципов организации таможенного дела на основе единства таможенной территории
СССР, таможенных пошлин и таможенных сборов; определение границ экономической
зоны и континентального шельфа СССР и их охрана;
предоставление Союзом
ССР государственных займов и экономической помощи иностранным государствам,
заключение соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых Союзом
ССР из иностранных источников;
защита экономических
интересов Союза ССР, союзных и автономных республик, предприятий, организаций и
граждан СССР за рубежом;
организация
общесоюзной статистики и бухгалтерского учета;
организация единой
патентной и метеорологической служб, службы единого времени, мер и весов, установление
общесоюзных стандартов.
2. Союз ССР
осуществляет законодательное регулирование сфер, отнесенных к его ведению,
образует общесоюзные органы управления, в работе которых принимают участие
представители союзных и заинтересованных автономных республик, заключает с
республиками в необходимых случаях соглашения по экономическим вопросам.
Статья 2. Основы
экономической самостоятельности союзных и
автономных республик
1. Союзные и
автономные республики полномочны решать экономические и социальные вопросы за
исключением тех, которые Конституцией СССР, законодательством СССР и настоящим
Законом отнесены к ведению Союза ССР.
2. Союзные и
автономные республики на своих территориях с соблюдением законодательства СССР:
владеют, пользуются и
распоряжаются землей, другими природными ресурсами в своих интересах и
интересах Союза ССР;
принимают законы и
другие нормативные акты, регулирующие условия хозяйственной деятельности на
территории республик;
решают вопросы
налогообложения и осуществляют бюджетную деятельность;
осуществляют
регулирование экономического и социального развития на своей территории, а
также участвуют в выработке общегосударственных решений по развитию экономики и
путей их реализации;
регулируют
инвестиционную деятельность и условия строительства на территории республики;
осуществляют
регулирование цен исходя из общесоюзной политики ценообразования;
участвуют в
регулировании денежного обращения, руководят деятельностью республиканских
банков;
осуществляют
внешнеэкономическую деятельность с учетом обязательств, предусмотренных в
международных договорах СССР и соглашениях между Союзом ССР и республиками;
ведут приграничную и прибрежную торговлю; регистрируют создаваемые совместные
предприятия, международные объединения и организации, стимулируют внешнеэкономическую
деятельность предприятий и организаций; формируют и используют республиканский
валютный фонд;
решают вопросы
социального развития, занятости населения, регулирования доходов населения,
обеспечивают установленные законодательством СССР минимальные размеры оплаты
труда, пенсионного и других видов социального обеспечения;
устанавливают нормы
экологической безопасности и осуществляют природоохранную деятельность на
территории республики, определяют лимиты и нормативы природопользования и
осуществляют выдачу разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий
и организаций;
формируют
республиканские органы государственного управления и определяют их функции;
решают другие вопросы
экономического и социального развития, не относящихся к ведению Союза ССР.
Статья 3. Основы
финансовых и бюджетных отношений Союза ССР,
союзных и автономных
республик
1. Бюджетную систему
СССР составляют союзный бюджет, самостоятельные республиканские (союзных и
автономных республик) и местные бюджеты.
Порядок составления,
рассмотрения, утверждения и исполнения союзного бюджета определяется Верховным
Советом СССР, а порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения
республиканских бюджетов союзных и автономных республик - законодательством
этих республик.
2. К ведению Союза
ССР относится установление взимаемых на всей территории СССР и направляемых
полностью или частично на формирование союзного бюджета общегосударственных
налогов, сборов и обязательных платежей. Перечень и размеры ставок таких
налогов, сборов и платежей определяются Верховным Советом СССР.
Органы
государственной власти и управления союзных и автономных республик решают
вопросы взимания общегосударственных налогов и других общегосударственных
обязательных платежей в пределах, установленных законодательством Союза ССР.
3. Союзные и
автономные республики в соответствии с законодательством Союза ССР
устанавливают взимаемые на своей территории и зачисляемые в их бюджеты
республиканские налоги, сборы и обязательные платежи, включая платежи за
природные ресурсы.
4. Доходы союзного
бюджета формируются за счет общегосударственных налогов, сборов и обязательных
платежей (за исключением части, зачисляемой в республиканские бюджеты союзных и
автономных республик, в бюджеты автономных областей и округов и местные
бюджеты), доходов от использования общесоюзной собственности и проводимых
союзными органами мероприятий. Перечень доходных источников и структура
расходов союзного бюджета, включая расходы на выдачу субвенций союзным и
автономным республикам, определяются Верховным Советом СССР.
5. Союзные органы
совместно с органами союзных и автономных республик образуют фонды
регионального развития, резервный, инновационный, природоохранный и другие
общесоюзные фонды для финансирования общесоюзных и межреспубликанских
научно-технических, экономических, социальных, природоохранных и других
программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных
бедствий, катастроф и аварий.
6. Государственный
банк СССР осуществляет регулирование денежного обращения на базе единой
денежной единицы - рубля, эмиссию денег, устанавливает курс рубля по отношению
к иностранным валютам, правила его обмена, порядок продажи и покупки валютных
ценностей, проводит единую кредитную политику во внешнеэкономических связях.
Статья 4. Общесоюзный
рынок
1. Основой
формирования и функционирования общесоюзного рынка является самостоятельность
предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей,
осуществляющих свою хозяйственную деятельность в условиях состязательности и
равноправия всех форм собственности с учетом антимонопольного и иного
законодательства о рынке.
Экономические
отношения предприятий, объединений, организаций и индивидуальных
товаропроизводителей с республиканскими органами управления и местными органами
самоуправления строятся на налоговой и договорной основе, если иное не
предусмотрено законодательством.
2. Законодательством
СССР определяются полномочия государственных органов Союза ССР, союзных и
автономных республик по регулированию и защите общесоюзного рынка, а также
права и обязанности его участников, их преимущества и льготы.
3. Товарообмен на
территории СССР складывается в условиях открытости республиканских рынков и
отсутствия таможенных барьеров за исключением рынков, организуемых в зонах
свободного предпринимательства, для которых союзным и республиканским
законодательством устанавливаются особые экономические и правовые режимы.
В сфере
межреспубликанского товарообмена не допускается дискриминация какой-либо
республики, ее юридических лиц и граждан.
Союзные, автономные
республики без взаимного согласования с другими союзными, автономными
республиками не вправе вводить ограничения на ввоз-вывоз товаров и финансовых
ресурсов, препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещение за ее
пределы имущества и денежных средств, находящихся в собственности граждан и
юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи.
4. Союзные и
автономные республики на своей территории вправе в пределах своей компетенции
регулировать рынок товаров и услуг через системы налогообложения и
ценообразования, стимулировать производство и устанавливать льготы по реализации
отдельных видов товаров за счет республиканского бюджета.
5. Союзные и
автономные республики на своей территории в пределах своей компетенции
законодательно устанавливают единый для всех инвесторов порядок приобретения
имущества и осуществления капитальных вложений. Республиканским
законодательством гарантируется инвесторам выбор подрядных организаций, а также
возвращение вложенных инвестиций и вывоз полученных доходов.
6. Кредитное,
расчетное и страховое обслуживание субъектов хозяйствования осуществляют
учреждения Государственного банка СССР, самостоятельные коммерческие банки,
страховые общества и иные кредитные учреждения, создаваемые и действующие в
соответствии с законодательством СССР и республик.
7. Выпуск и обращение
акций и других ценных бумаг на общесоюзном рынке осуществляются в соответствии
с союзным и республиканским законодательством.
Статья 5. Договорные
формы экономических связей Союза ССР,
союзных и автономных
республик
1. Экономические
отношения Союза ССР и республик, а также республик между собой, не
предусмотренные соответствующим законодательством, регулируются двусторонними и
многосторонними соглашениями. На договорной основе решаются вопросы
межреспубликанского обмена и передачи друг другу находящегося в их
собственности имущества, создаются совместные предприятия, организации,
учреждения и единые органы управления, формируются фонды для совместного
решения социально-экономических задач. Соглашениями может предусматриваться
обмен необходимой плановой, прогнозной, коммерческой, научно-технической и
другой информацией.
Предметом
межреспубликанских соглашений не могут быть совместные действия, ущемляющие
интересы других республик или ведущие к подрыву единства общесоюзного рынка.
2. Союзные и
автономные республики вправе учреждать в столице Союза ССР и столицах других
республик свои представительства, содержащиеся за счет средств республиканских
бюджетов.
Органы
государственного управления Союза ССР могут создавать с согласия республики на
ее территории свои службы и подразделения.
Статья 6. Гарантии
экономической самостоятельности союзных и
автономных республик
1. Союзные и
автономные республики участвуют в решении экономических и социальных вопросов,
отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном
Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве
СССР и других органах Союза ССР. Вопросы, связанные с соблюдением Союзного
договора, рассматриваются Советом Федерации с участием высших государственных
должностных лиц автономных республик, автономных областей и округов.
2. Высшие органы
государственной власти республик могут вносить вопросы о соответствии
Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и
управления Союза ССР, регулирующих экономические отношения, на рассмотрение
Комитета конституционного надзора СССР.
3. Союзные и
автономные республики вправе обращаться к Президенту СССР с ходатайством о
приостановлении действия постановлений и распоряжений Совета Министров СССР,
противоречащих экономическим интересам этих республик.
4. Высшие органы
государственного управления союзных и автономных республик вправе
опротестовывать в Совет Министров СССР акты подведомственных ему органов
управления, противоречащие экономическим интересам республик. Совет министров
СССР в месячный срок рассматривает этот протест и принимает окончательное
решение.
Правительства
республик могут приостанавливать на своей территории действие опротестуемых
актов на время их рассмотрения.
5. Разногласия по
экономическим вопросам между Правительством Союза ССР, союзными и автономными
республиками, а также между республиками, возникающие при исполнении законов
СССР, постановлений и распоряжений Правительства СССР, рассматриваются
Верховным Советом СССР с учетом рекомендаций Совета Федерации.
Статья 7. Гарантии
экономической самостоятельности автономных
областей и округов,
органов местного самоуправления
и предприятий
1. Компетенция
автономных областей и округов в экономической сфере определяется законами СССР
и союзных республик, которые гарантируют право автономных областей и округов на
самостоятельное хозяйствование.
2. Автономные области
и округа в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик на
своей территории владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными
ресурсами, а также имуществом, находящимся в их собственности.
3. Автономные области
и округа обеспечивают комплексное социально-экономическое развитие на своей
территории, самостоятельно формируют и исполняют свои бюджеты, осуществляют
меры по укреплению финансовой базы органов местного самоуправления,
устанавливают и регулируют в пределах своей компетенции цены, участвуют в
определении лимитов и нормативов природопользования на их территории, в
соответствии с союзным и республиканским законодательством выдают разрешения и
накладывают запреты на деятельность субъектов хозяйствования, осуществляют
внешнеэкономическую деятельность, а также решают другие вопросы, отнесенные к
их компетенции.
4. Права органов
местного самоуправления обеспечиваются Законом СССР "Об общих началах
местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", другими
законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.
5. Союзные и
автономные республики, автономные области и округа, местные Советы народных
депутатов обеспечивают в соответствии с законодательными актами Союза ССР и
республик самостоятельность и равные правовые условия деятельности находящихся
на их территории предприятий, объединений и организаций независимо от видов их
организационных структур и форм собственности.
Статья 8.
Ответственность союза ССР, союзных и автономных
республик за
невыполнение обязательств
1. Союз ССР, союзные
и автономные республики несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее
выполнение обязательств в экономической сфере, устанавливаемых соглашениями.
Санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств
предусматриваются этими соглашениями.
2. Хозяйственные
споры, вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими
органами управления, органами управления союзных и автономных республик,
рассматриваются по инициативе заинтересованной стороны Государственным
Арбитражем СССР.
3. Органы управления
Союза ССР в случае реализации ими своих решений, принятых в нарушение действующего
законодательства без согласования с союзной или автономной республикой и
нанесших ущерб республике, обязаны по требованию республики устранить
отрицательные последствия таких решений и возместить ущерб.
4. В случае принятия
органами союзной или автономной республики решений, нарушающих права и
охраняемые законом интересы других республик и Союза ССР, убытки компенсируются
республикой, принявшей такое решение.
5. Все споры по
экономическим вопросам, в том числе о возмещении убытков, между Союзом ССР,
союзными и автономными республиками, автономными областями и округами
рассматриваются в порядке третейского разбирательства или Верховным Судом СССР.
Статья 9.
Регулирование особых условий экономической
самостоятельности
союзных и автономных республик
1. Союзом ССР по
инициативе республик могут устанавливаться для них в законодательном порядке
особые экономические условия без ущемления законных интересов остальных
республик и Союза ССР.
2. Полномочия союзных
и республиканских органов управления в отдельных сферах хозяйственной
деятельности могут перераспределяться на основе взаимных соглашений Союза ССР,
союзных и автономных республик.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: