Загрузка страницы

Основная информация

Дата опубликования: 10 апреля 1990г.
Номер документа: С9000194
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

С9000194

С9000194

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ЗАКОН

от 10 апреля 1990 г. N

1421-1

ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР,

СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ

РЕСПУБЛИК

Настоящий Закон

определяет основы экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных

республик. Он основывается на принципах федерализма, экономической

самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР, союзных и автономных

республик. Законом разграничиваются полномочия Союза ССР и республик в

экономической сфере, определяются их финансово-экономические отношения,

устанавливаются правовые основы их участия в общественном рынке,

предусматриваются законодательные и договорные формы регулирования отношений

Союза ССР и республик, гарантии прав союзных и автономных республик, автономных

областей и округов, местных советов народных депутатов и самостоятельности

предприятий.

Статья 1. Компетенция

Союза ССР в экономической сфере

1. Ведению союза ССР

подлежит:

установление

законодательных основ хозяйственной деятельности СССР и функционирования

общесоюзного рынка;

организация налоговой

системы в СССР, установление общегосударственных налогов, сборов и обязательных

платежей в бюджет, предельных размеров налогообложения;

составление,

утверждение и исполнение союзного бюджета;

разработка перспектив

социально-экономического развития страны, составление и реализация общесоюзных

программ;

осуществление общей

политики ценообразования, организация финансово-кредитной системы и единого

денежного обращения;

образование

общесоюзных резервных, страховых и других фондов;

установление общих

норм и правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

управление

железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом,

оборонными объектами, космическими системами, единой энергетической системой

СССР, общесоюзными системами связи и информации, а также объектами,

относящимися к общесоюзной государственной собственности в соответствии с

законодательством СССР и соглашениями Союза ССР и республик;

координация

деятельности республик в вопросах инвестиционной и амортизационной политики;

науки и техники; занятости, миграции населения; народного образования,

здравоохранения и культуры;

установление в СССР

минимальных размеров оплаты труда, пенсионного и других видов социального

обеспечения;

определение основ и

проведение общесоюзной внешнеэкономической политики;

установление

принципов организации таможенного дела на основе единства таможенной территории

СССР, таможенных пошлин и таможенных сборов; определение границ экономической

зоны и континентального шельфа СССР и их охрана;

предоставление Союзом

ССР государственных займов и экономической помощи иностранным государствам,

заключение соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых Союзом

ССР из иностранных источников;

защита экономических

интересов Союза ССР, союзных и автономных республик, предприятий, организаций и

граждан СССР за рубежом;

организация

общесоюзной статистики и бухгалтерского учета;

организация единой

патентной и метеорологической служб, службы единого времени, мер и весов, установление

общесоюзных стандартов.

2. Союз ССР

осуществляет законодательное регулирование сфер, отнесенных к его ведению,

образует общесоюзные органы управления, в работе которых принимают участие

представители союзных и заинтересованных автономных республик, заключает с

республиками в необходимых случаях соглашения по экономическим вопросам.

Статья 2. Основы

экономической самостоятельности союзных и

автономных республик

1. Союзные и

автономные республики полномочны решать экономические и социальные вопросы за

исключением тех, которые Конституцией СССР, законодательством СССР и настоящим

Законом отнесены к ведению Союза ССР.

2. Союзные и

автономные республики на своих территориях с соблюдением законодательства СССР:

владеют, пользуются и

распоряжаются землей, другими природными ресурсами в своих интересах и

интересах Союза ССР;

принимают законы и

другие нормативные акты, регулирующие условия хозяйственной деятельности на

территории республик;

решают вопросы

налогообложения и осуществляют бюджетную деятельность;

осуществляют

регулирование экономического и социального развития на своей территории, а

также участвуют в выработке общегосударственных решений по развитию экономики и

путей их реализации;

регулируют

инвестиционную деятельность и условия строительства на территории республики;

осуществляют

регулирование цен исходя из общесоюзной политики ценообразования;

участвуют в

регулировании денежного обращения, руководят деятельностью республиканских

банков;

осуществляют

внешнеэкономическую деятельность с учетом обязательств, предусмотренных в

международных договорах СССР и соглашениях между Союзом ССР и республиками;

ведут приграничную и прибрежную торговлю; регистрируют создаваемые совместные

предприятия, международные объединения и организации, стимулируют внешнеэкономическую

деятельность предприятий и организаций; формируют и используют республиканский

валютный фонд;

решают вопросы

социального развития, занятости населения, регулирования доходов населения,

обеспечивают установленные законодательством СССР минимальные размеры оплаты

труда, пенсионного и других видов социального обеспечения;

устанавливают нормы

экологической безопасности и осуществляют природоохранную деятельность на

территории республики, определяют лимиты и нормативы природопользования и

осуществляют выдачу разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий

и организаций;

формируют

республиканские органы государственного управления и определяют их функции;

решают другие вопросы

экономического и социального развития, не относящихся к ведению Союза ССР.

Статья 3. Основы

финансовых и бюджетных отношений Союза ССР,

союзных и автономных

республик

1. Бюджетную систему

СССР составляют союзный бюджет, самостоятельные республиканские (союзных и

автономных республик) и местные бюджеты.

Порядок составления,

рассмотрения, утверждения и исполнения союзного бюджета определяется Верховным

Советом СССР, а порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения

республиканских бюджетов союзных и автономных республик - законодательством

этих республик.

2. К ведению Союза

ССР относится установление взимаемых на всей территории СССР и направляемых

полностью или частично на формирование союзного бюджета общегосударственных

налогов, сборов и обязательных платежей. Перечень и размеры ставок таких

налогов, сборов и платежей определяются Верховным Советом СССР.

Органы

государственной власти и управления союзных и автономных республик решают

вопросы взимания общегосударственных налогов и других общегосударственных

обязательных платежей в пределах, установленных законодательством Союза ССР.

3. Союзные и

автономные республики в соответствии с законодательством Союза ССР

устанавливают взимаемые на своей территории и зачисляемые в их бюджеты

республиканские налоги, сборы и обязательные платежи, включая платежи за

природные ресурсы.

4. Доходы союзного

бюджета формируются за счет общегосударственных налогов, сборов и обязательных

платежей (за исключением части, зачисляемой в республиканские бюджеты союзных и

автономных республик, в бюджеты автономных областей и округов и местные

бюджеты), доходов от использования общесоюзной собственности и проводимых

союзными органами мероприятий. Перечень доходных источников и структура

расходов союзного бюджета, включая расходы на выдачу субвенций союзным и

автономным республикам, определяются Верховным Советом СССР.

5. Союзные органы

совместно с органами союзных и автономных республик образуют фонды

регионального развития, резервный, инновационный, природоохранный и другие

общесоюзные фонды для финансирования общесоюзных и межреспубликанских

научно-технических, экономических, социальных, природоохранных и других

программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных

бедствий, катастроф и аварий.

6. Государственный

банк СССР осуществляет регулирование денежного обращения на базе единой

денежной единицы - рубля, эмиссию денег, устанавливает курс рубля по отношению

к иностранным валютам, правила его обмена, порядок продажи и покупки валютных

ценностей, проводит единую кредитную политику во внешнеэкономических связях.

Статья 4. Общесоюзный

рынок

1. Основой

формирования и функционирования общесоюзного рынка является самостоятельность

предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей,

осуществляющих свою хозяйственную деятельность в условиях состязательности и

равноправия всех форм собственности с учетом антимонопольного и иного

законодательства о рынке.

Экономические

отношения предприятий, объединений, организаций и индивидуальных

товаропроизводителей с республиканскими органами управления и местными органами

самоуправления строятся на налоговой и договорной основе, если иное не

предусмотрено законодательством.

2. Законодательством

СССР определяются полномочия государственных органов Союза ССР, союзных и

автономных республик по регулированию и защите общесоюзного рынка, а также

права и обязанности его участников, их преимущества и льготы.

3. Товарообмен на

территории СССР складывается в условиях открытости республиканских рынков и

отсутствия таможенных барьеров за исключением рынков, организуемых в зонах

свободного предпринимательства, для которых союзным и республиканским

законодательством устанавливаются особые экономические и правовые режимы.

В сфере

межреспубликанского товарообмена не допускается дискриминация какой-либо

республики, ее юридических лиц и граждан.

Союзные, автономные

республики без взаимного согласования с другими союзными, автономными

республиками не вправе вводить ограничения на ввоз-вывоз товаров и финансовых

ресурсов, препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещение за ее

пределы имущества и денежных средств, находящихся в собственности граждан и

юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи.

4. Союзные и

автономные республики на своей территории вправе в пределах своей компетенции

регулировать рынок товаров и услуг через системы налогообложения и

ценообразования, стимулировать производство и устанавливать льготы по реализации

отдельных видов товаров за счет республиканского бюджета.

5. Союзные и

автономные республики на своей территории в пределах своей компетенции

законодательно устанавливают единый для всех инвесторов порядок приобретения

имущества и осуществления капитальных вложений. Республиканским

законодательством гарантируется инвесторам выбор подрядных организаций, а также

возвращение вложенных инвестиций и вывоз полученных доходов.

6. Кредитное,

расчетное и страховое обслуживание субъектов хозяйствования осуществляют

учреждения Государственного банка СССР, самостоятельные коммерческие банки,

страховые общества и иные кредитные учреждения, создаваемые и действующие в

соответствии с законодательством СССР и республик.

7. Выпуск и обращение

акций и других ценных бумаг на общесоюзном рынке осуществляются в соответствии

с союзным и республиканским законодательством.

Статья 5. Договорные

формы экономических связей Союза ССР,

союзных и автономных

республик

1. Экономические

отношения Союза ССР и республик, а также республик между собой, не

предусмотренные соответствующим законодательством, регулируются двусторонними и

многосторонними соглашениями. На договорной основе решаются вопросы

межреспубликанского обмена и передачи друг другу находящегося в их

собственности имущества, создаются совместные предприятия, организации,

учреждения и единые органы управления, формируются фонды для совместного

решения социально-экономических задач. Соглашениями может предусматриваться

обмен необходимой плановой, прогнозной, коммерческой, научно-технической и

другой информацией.

Предметом

межреспубликанских соглашений не могут быть совместные действия, ущемляющие

интересы других республик или ведущие к подрыву единства общесоюзного рынка.

2. Союзные и

автономные республики вправе учреждать в столице Союза ССР и столицах других

республик свои представительства, содержащиеся за счет средств республиканских

бюджетов.

Органы

государственного управления Союза ССР могут создавать с согласия республики на

ее территории свои службы и подразделения.

Статья 6. Гарантии

экономической самостоятельности союзных и

автономных республик

1. Союзные и

автономные республики участвуют в решении экономических и социальных вопросов,

отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном

Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве

СССР и других органах Союза ССР. Вопросы, связанные с соблюдением Союзного

договора, рассматриваются Советом Федерации с участием высших государственных

должностных лиц автономных республик, автономных областей и округов.

2. Высшие органы

государственной власти республик могут вносить вопросы о соответствии

Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и

управления Союза ССР, регулирующих экономические отношения, на рассмотрение

Комитета конституционного надзора СССР.

3. Союзные и

автономные республики вправе обращаться к Президенту СССР с ходатайством о

приостановлении действия постановлений и распоряжений Совета Министров СССР,

противоречащих экономическим интересам этих республик.

4. Высшие органы

государственного управления союзных и автономных республик вправе

опротестовывать в Совет Министров СССР акты подведомственных ему органов

управления, противоречащие экономическим интересам республик. Совет министров

СССР в месячный срок рассматривает этот протест и принимает окончательное

решение.

Правительства

республик могут приостанавливать на своей территории действие опротестуемых

актов на время их рассмотрения.

5. Разногласия по

экономическим вопросам между Правительством Союза ССР, союзными и автономными

республиками, а также между республиками, возникающие при исполнении законов

СССР, постановлений и распоряжений Правительства СССР, рассматриваются

Верховным Советом СССР с учетом рекомендаций Совета Федерации.

Статья 7. Гарантии

экономической самостоятельности автономных

областей и округов,

органов местного самоуправления

и предприятий

1. Компетенция

автономных областей и округов в экономической сфере определяется законами СССР

и союзных республик, которые гарантируют право автономных областей и округов на

самостоятельное хозяйствование.

2. Автономные области

и округа в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик на

своей территории владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными

ресурсами, а также имуществом, находящимся в их собственности.

3. Автономные области

и округа обеспечивают комплексное социально-экономическое развитие на своей

территории, самостоятельно формируют и исполняют свои бюджеты, осуществляют

меры по укреплению финансовой базы органов местного самоуправления,

устанавливают и регулируют в пределах своей компетенции цены, участвуют в

определении лимитов и нормативов природопользования на их территории, в

соответствии с союзным и республиканским законодательством выдают разрешения и

накладывают запреты на деятельность субъектов хозяйствования, осуществляют

внешнеэкономическую деятельность, а также решают другие вопросы, отнесенные к

их компетенции.

4. Права органов

местного самоуправления обеспечиваются Законом СССР "Об общих началах

местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", другими

законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

5. Союзные и

автономные республики, автономные области и округа, местные Советы народных

депутатов обеспечивают в соответствии с законодательными актами Союза ССР и

республик самостоятельность и равные правовые условия деятельности находящихся

на их территории предприятий, объединений и организаций независимо от видов их

организационных структур и форм собственности.

Статья 8.

Ответственность союза ССР, союзных и автономных

республик за

невыполнение обязательств

1. Союз ССР, союзные

и автономные республики несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее

выполнение обязательств в экономической сфере, устанавливаемых соглашениями.

Санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств

предусматриваются этими соглашениями.

2. Хозяйственные

споры, вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими

органами управления, органами управления союзных и автономных республик,

рассматриваются по инициативе заинтересованной стороны Государственным

Арбитражем СССР.

3. Органы управления

Союза ССР в случае реализации ими своих решений, принятых в нарушение действующего

законодательства без согласования с союзной или автономной республикой и

нанесших ущерб республике, обязаны по требованию республики устранить

отрицательные последствия таких решений и возместить ущерб.

4. В случае принятия

органами союзной или автономной республики решений, нарушающих права и

охраняемые законом интересы других республик и Союза ССР, убытки компенсируются

республикой, принявшей такое решение.

5. Все споры по

экономическим вопросам, в том числе о возмещении убытков, между Союзом ССР,

союзными и автономными республиками, автономными областями и округами

рассматриваются в порядке третейского разбирательства или Верховным Судом СССР.

Статья 9.

Регулирование особых условий экономической

самостоятельности

союзных и автономных республик

1. Союзом ССР по

инициативе республик могут устанавливаться для них в законодательном порядке

особые экономические условия без ущемления законных интересов остальных

республик и Союза ССР.

2. Полномочия союзных

и республиканских органов управления в отдельных сферах хозяйственной

деятельности могут перераспределяться на основе взаимных соглашений Союза ССР,

союзных и автономных республик.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН СССР
№-348282098 от 30 августа 1991

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать