Основная информация

Дата опубликования: 09 октября 2008г.
Номер документа: RU14000200800392
Текущая редакция: 14
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)

ЗАКОН

от 9 октября 2008 г. 607-З № 105-IV

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

(в ред. Законов РС(Я) от 18.02.2010 798-З № 485-IV, от 13.04.2011 917-З № 727-IV, от 15.12.2012 1147-З № 1193-IV, от 15.03.2013 1184-З № 1241-IV, от 07.11.2013 1226-З № 7-V, от 02.04.2014 1290-З № 135-V, от 30.04.2014 1308-З № 173-V, от 17.06.2015 1468-З № 493-V, от 14.10.2015 1495-З № 547-V, от 15.06.2016 1673-З № 899-V, от 21.11.2019 2189-З № 289-VI, от 16.06.2021 2367-З № 645-VI, от 21.10.2021 2399-З № 709-VI)

Настоящий закон определяет в пределах компетенции Республики Саха (Якутия) правовые, экономические и социальные нормы обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Саха (Якутия).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности в Республике Саха (Якутия)

Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Республике Саха (Якутия) являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), настоящий закон и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия).

Глава 2. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

Статья 2. Виды и основные задачи пожарной охраны

(в ред. Закона РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

1. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

2. Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

3. К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

4. Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья 3. Противопожарная служба Республики Саха (Якутия)

1. Противопожарная служба Республики Саха (Якутия) (далее - противопожарная служба) входит в Государственную противопожарную службу, являющуюся составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.

(в ред. Закона РС(Я) от 17.06.2015 1468-З № 493-V)

2. Противопожарная служба создается Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и содержится за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и других источников финансирования, не запрещенных федеральным законодательством.

3. Основными задачами противопожарной службы являются:

1) организация и осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 798-З № 485-IV)

3) организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

4. Противопожарная служба включает в себя:

1) орган управления и обеспечения деятельности противопожарной службы;

2) пожарно-спасательные подразделения, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ на в населенных пунктах Республики Саха (Якутия);

(п. 2 в ред. Законов РС(Я) от 14.10.2015 1495-З № 547-V, от 21.10.2021 2399-З № 709-VI)

3) пожарно-спасательные подразделения противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях.

(п. 3 в ред. Закона РС(Я) от 14.10.2015 1495-З № 547-V)

5. Организационная структура, задачи, функции, полномочия и порядок деятельности противопожарной службы определяются положением о противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке Правительством Республики Саха (Якутия).

6. Техническая оснащенность противопожарной службы определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

Статья 4. Личный состав противопожарной службы

1. Личный состав противопожарной службы включает в себя лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники противопожарной службы).

2. В противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав противопожарной службы.

3. На работников противопожарной службы распространяются права, обязанности и гарантии, установленные трудовым законодательством.

4. Работники противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов в соответствии с законодательством могут объединяться или вступать на добровольной основе в профессиональные союзы и ассоциации.

5. В своей деятельности работники противопожарной службы не могут быть ограничены решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Статья 5. Обучение личного состава пожарной охраны

1. Личный состав противопожарной службы для приобретения необходимых знаний, получения соответствующей квалификации в обязательном порядке проходит обучение в учебном заведении противопожарной службы по типовой программе, разработанной и утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, с выдачей свидетельства установленного образца.

2. Личный состав иных видов пожарной охраны проходит обучение в учебных заведениях противопожарной службы на договорной основе.

Статья 6. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы

1. На личный состав противопожарной службы распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

2. Личный состав противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона.

3. Личному составу противопожарной службы, использующему в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.

4. В случае гибели работника противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного работника, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

5. Правительство Республики Саха (Якутия) имеет право устанавливать иные не предусмотренные настоящим законом гарантии правовой и социальной защиты для личного состава противопожарной службы.

6. Личный состав противопожарной службы обязан проходить предварительный и периодический (в установленные сроки) медицинский осмотр, особенно лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также лица в возрасте до 21 года.

(в ред. Закона РС(Я) от 30.04.2014 1308-З № 173-V)

Статья 7. Страховые гарантии работникам противопожарной службы

1. Работники противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных работников устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

2. В случае гибели (смерти) работника противопожарной службы, наступившей при исполнении им служебных обязанностей, либо смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного им при исполнении служебных обязанностей, до истечения одного года со дня увольнения из противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей в равных долях членам семьи погибшего (умершего) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

(в ред. Закона РС(Я) от 15.12.2012 1147-З № 1193-IV)

Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) работника противопожарной службы, считаются:

1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с работником противопожарной службы;

2) родители работника противопожарной службы;

3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

(в ред. Закона РС(Я) от 07.11.2013 1226-З № 7-V)

3. При досрочном увольнении работника противопожарной службы в связи с признанием его негодным к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного им при исполнении служебных обязанностей, ему выплачивается единовременное пособие в размере 2 000 000 рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

(в ред. Закона РС(Я) от 15.12.2012 1147-З № 1193-IV)

3.1. Порядок выплаты единовременного пособия утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).

(часть 3.1 введена Законом РС(Я) от 15.12.2012 1147-З № 1193-IV)

4. Ущерб, причиненный имуществу работника противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в установленном порядке.

Статья 8. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности

(в ред. Закона РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

1. Финансовое обеспечение деятельности подразделений противопожарной службы Республики Саха (Якутия), созданной Правительством Республики Саха (Якутия), социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) является расходным обязательством Республики Саха (Якутия).

2. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» является расходным обязательством муниципального образования.

3. Материально-техническое обеспечение противопожарной службы Республики Саха (Якутия) осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Республики Саха (Якутия).

4. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной и частной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» осуществляется их учредителями за счет собственных средств.

5. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций добровольным пожарным осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны

(в ред. Закона РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.

Статья 9.1. Пожарно-спасательные гарнизоны

(введена Законом РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

1. Пожарно-спасательный гарнизон - совокупность расположенных на определенной территории Республики Саха (Якутия) органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

2. Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

3. Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.

4. В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории Республики Саха (Якутия).

5. В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются все подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов.

6. Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

7. Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:

1) территориального пожарно-спасательного гарнизона - руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Республике Саха (Якутия);

2) местного пожарно-спасательного гарнизона - начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы, дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы - сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.

8. Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Республике Саха (Якутия).

Статья 9.2. Муниципальная пожарная охрана

(введена Законом РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Муниципальная пожарная охрана может создаваться в форме аварийно-спасательной службы или формирования.

Статья 9.3. Частная пожарная охрана

(введена Законом РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Статья 9.4. Добровольная пожарная охрана

(введена Законом РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 10. Общие требования по обеспечению пожарной безопасности

Населенные пункты и объекты организаций Республики Саха (Якутия) должны быть обеспечены пожарной охраной, противопожарным водоснабжением, дорогами и подъездами круглосуточного действия ко всем зданиям и сооружениям, страховой защитой, а также средствами связи, зданиями пожарных депо в комплексе с объектами обслуживания, обучения и жилыми зданиями в соответствии с требованиями действующих стандартов, норм и правил.

Статья 11. Профилактика пожаров

1. Профилактика пожаров на территории Республики Саха (Якутия) организуется и осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, в том числе Государственной противопожарной службой и иными видами пожарной охраны.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица,                              в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции обязаны разрабатывать и осуществлять превентивные меры, направленные на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

3. Порядок проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).

4. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе экстренное информирование по вопросам пожарной безопасности, направленное на обеспечение безопасности населения, осуществляется в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О пожарной безопасности».

5. Личный состав противопожарной службы, участвующий в осуществлении профилактики пожаров, руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о пожарной безопасности.

6. Личный состав противопожарной службы, участвующий в осуществлении профилактики пожаров, имеет право:

1) проводить информирование населения о мерах пожарной безопасности и осуществлять противопожарную пропаганду;

2) проводить обучение населения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа и действиям при пожаре;

3) участвовать в комиссиях (межведомственных комиссиях) по проведению профилактических осмотров (обследований) объектов защиты (территорий) на предмет соответствия установленным требованиям пожарной безопасности;

4) информировать о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органы местного самоуправления, организации и соответствующие территориальные подразделения федерального государственного пожарного надзора;

5) вносить в органы местного самоуправления и организации предложения по повышению уровня пожарной безопасности на территориях муниципальных образований и в организациях;

6) проводить консультирование должностных лиц и граждан по вопросам пожарной безопасности

(в ред. Закона РС(Я) от 21.10.2021 2399-З № 709-VI)

Статья 12. Организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

1. Организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров.

2. Организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Республики Саха (Якутия) осуществляют органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

3. Взаимодействие оперативных подразделений различных видов пожарной охраны на территории Республики Саха (Якутия) при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ определяется планом привлечения сил и средств для тушения пожаров и (или) расписанием выездов на пожары. В расписание выездов на пожары включаются все подразделения пожарной охраны, дислоцирующиеся на соответствующей территории.

4. Подразделения пожарной охраны осуществляют выезд на тушение пожаров на территории Республики Саха (Якутия) в обязательном порядке независимо от форм собственности объектов защиты.

5. Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

(часть 5 в ред. Закона РС(Я) от 15.03.2013 1184-З № 1241-IV)

6. При следовании на пожар пожарная техника пользуется правом беспрепятственного проезда по путям следования к объекту пожара, источникам наружного противопожарного водоснабжения, подъезда к ним с обеспечением необходимых для проезда и разворота специальной техники требований, а также первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях и проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания.

7. Пожарно-спасательные подразделения противопожарной службы осуществляют забор воды для тушения пожаров из хозяйственных и питьевых водопроводов, пожарных резервуаров, а также из естественных водоисточников на безвозмездной основе.

(в ред. Закона РС(Я) от 14.10.2015 1495-З № 547-V)

Статья 13. Необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ

(в ред. Законов РС(Я) от 15.03.2013 1184-З № 1241-IV, от 15.06.2016 1673-З № 899-V)

1. При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2016 1673-З № 899-V)

1) проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

2) создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

3) использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2016 1673-З № 899-V)

4) ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

(п. 4 в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2016 1673-З № 899-V)

5) ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к местам пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций территориях;

6) эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи;

(в ред. Законов РС(Я) от 18.02.2010 798-З № 485-IV, от 15.06.2016 1673-З № 899-V)

7) охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

(п. 7 введен Законом РС(Я) от 15.03.2013 1184-З № 1241-IV)

8) приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожаров, опасных проявлений аварий, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях.

(п. 8 введен Законом РС(Я) от 15.06.2016 1673-З № 899-V)

2. При тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ личный состав пожарной охраны должен принимать меры к сохранению вещественных доказательств и имущества.

3. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

(в ред. Закона РС(Я) от 16.06.2021 2367-З № 645-VI)

Статья 14. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

1. Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

(часть 1 введена Законом РС(Я) от 14.10.2015 1495-З № 547-V)

1.1. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

(часть 1.1 введена Законом РС(Я) от 14.10.2015 1495-З № 547-V)

1.2. Непосредственное руководство тушением пожара, проведением аварийно-спасательных работ, в которых не участвуют подразделения федеральной противопожарной службы, осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом противопожарной службы.

Часть 2 утратила силу. - Закон РС(Я) от 17.06.2015 1468-З № 493-V.

1.3. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона РС(Я) от 16.06.2021 2367-З № 645-VI)

3. Перечень и подчиненность оперативных должностных лиц противопожарной службы определяются Правительством Республики Саха (Якутия).

4. Руководство тушением пожара, проведением аварийно-спасательных работ осуществляется на принципах единоначалия.

5. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение поставленных задач, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующей в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

6. Руководитель тушения пожара определяет зону пожара, устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, порядок и особенности осуществления указанных действий, принимает решение о спасении людей и имущества, привлечении при необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливает порядок управления действиями подразделений пожарной охраны на месте пожара и привлеченных к тушению пожара сил, производит расстановку прибывающих сил и средств на месте пожара, организовывает связь в зоне пожара с участниками тушения пожара и привлеченными к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ силами, принимает меры по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

(часть 6 в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2016 1673-З № 899-V)

7. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

8. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

(в ред. Закона РС(Я) от 02.04.2014 1290-З № 135-V)

9. Руководство тушением пожара, в котором принимают участие подразделения федеральной противопожарной службы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности».

(в ред. Закона РС (Я) от 14.10.2015 1495-З № 547-V)

Статья 15. Особый противопожарный режим

1. В случае повышения уровня пожарной опасности решением органов государственной власти Республики Саха (Якутия) или органов местного самоуправления на соответствующей территории Республики Саха (Якутия) может устанавливаться особый противопожарный режим, а также определяться порядок его введения и контроль за его исполнением.

2. На период действия особого противопожарного режима на соответствующей территории Республики Саха (Якутия) нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 13.04.2011 917-З № 727-IV, от 16.06.2021 2367-З № 645-VI)

Статья 16. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

1. В целях решения вопросов обеспечения пожарной безопасности, координации деятельности различных видов пожарной охраны на территории Республики Саха (Якутия) по обеспечению пожарной безопасности создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - комиссия), которую возглавляет Глава Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

2. Комиссия является координационным органом, образуемым для обеспечения согласованности действий органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и организаций в целях реализации единой государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

3. В состав комиссии входят представители организаций, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, жизнеобеспечения, финансирования, строительства, управления имуществом, охраны общественного порядка.

4. Положение о комиссии и ее персональный состав утверждаются Главой Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

Статья 17. Статистический учет ресурсов и результатов деятельности пожарной охраны

1. Система учета ресурсов (материальных, финансовых и трудовых) и результатов деятельности пожарной охраны на территории Республики Саха (Якутия) является составной частью единой государственной системы статистического учета ресурсов и результатов деятельности пожарной охраны в Российской Федерации.

2. Статистическому учету подлежат все ресурсы пожарной охраны независимо от вида и источников приобретения, а также результаты ее деятельности.

3. Первичный статистический учет ресурсов и результатов деятельности пожарной охраны осуществляют соответствующие территориальные подразделения Государственной противопожарной службы. Информация о первичном статистическом учете направляется подразделениями пожарной охраны в орган, специально уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности в Республике Саха (Якутия).

4. Порядок ведения статистического учета ресурсов и результатов деятельности пожарной охраны, формы статистической отчетности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья 18. Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий

Планы, схемы и программы развития территории Республики Саха (Якутия), территорий муниципальных образований и организаций должны в обязательном порядке содержать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Статья 19. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области пожарной безопасности

1. К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области пожарной безопасности относятся:

1) нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;

2) организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

3) разработка, утверждение и исполнение государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

4) организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

5) разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;

6) осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике пожаров и борьбе с ними;

(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2016 1673-З № 899-V)

7) осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении Правительства Республики Саха (Якутия), и членов их семей;

8) создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

9) организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

10) утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

11) утратил силу Законом РС(Я) от 16.06.2021 2367-З № 645-VI

12) организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Республики Саха (Якутия), в соответствии с полномочиями, установленными Законом Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-З № 511-III «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

13) осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в соответствии со статьей 14 настоящего закона;

14) утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров

пункты введены Законом РС(Я) от 16.06.2021 2367-З № 645-VI

2. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности предусмотрены Федеральным законом «О пожарной безопасности».

Статья 19.1. Полномочия органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в области пожарной безопасности

(введена Законом РС(Я) от 21.11.2019 2189-З № 289-VI)

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти Республики Саха (Якутия) в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности на территории муниципального образования.

2. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти Республики Саха (Якутия) в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности на территории муниципального образования.

2.1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов

пункт введен Законом РС(Я) от 16.06.2021 2367-З № 645-VI

3. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Статья 20. Ответственность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области пожарной безопасности

Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) за действия или бездействия в области пожарной безопасности несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

1. Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с федеральным законодательством, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

2. Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

3. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

4. Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

5. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 23. Признание утратившими силу некоторых нормативных правовых актов

Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу:

1) Закон Республики Саха (Якутия) от 2 июня 1994 года З № 17-I «О пожарной безопасности и пожарной охране в Республике Саха (Якутия)»;

2) Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 31-З № 393-II «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О пожарной безопасности и пожарной охране в Республике Саха (Якутия)»;

3) Закон Республики Саха (Якутия) от 1 ноября 2006 года 389-З № 791-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О пожарной безопасности и пожарной охране в Республике Саха (Якутия)».

Президент

Республики Саха (Якутия)

В.ШТЫРОВ

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 160.020.000 Силы обеспечения безопасности (см. также 150.020.020), 160.040.050 Пожарная безопасность

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать