Основная информация

Дата опубликования: 25 июня 1997г.
Номер документа: RU705150002005001
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Томская область
Принявший орган: Совет народных депутатов Чаинского района Томской области
Раздел на сайте: Уставы муниципальных образований
Тип документа: Уставы МО

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЧАИНСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Решение № 31 от 25.06.1997 г.

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧАИНСКИЙ РАЙОН»

Утратил силу в соответствии с ч. 4 ст. 74 решения Думы Чаинского района Томской области от 17.11.2005 г. № 7.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. СТАТУС ЧАИНСКОГО РАЙОНА И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ

Статья 1. Чаинский район - муниципальное образование

1. Чаинский район в соответствии со статьей 65 Закона \"О местном самоуправлении в Томской области\" является муниципальным образованием (далее - муниципальное образование или район»).

В районе осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, единый местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

2. Районный центр - село Подгорное.

3. Территория района разделена на шесть территориальных округов:

Бундюрский

- с населенными пунктами с. Бундюр, д. Черемхово, с. Веселое;

Варгатерский

- с населенными пунктами с. Варгатер, с. Стрельниково, п. Лесоучасток Чая;

Коломиногривский

- с населенными пунктами с. Васильевка, с. Коломинские Гривы,
с. Чемондаевка, д. Галевка, с. Леботер, с. Новоколомино, с. Коломино, д. Петрово, с. Обское;

Подгорнский

- с населенными пунктами с. Подгорное, с. Мушкино, п. Трудовой, п. Элитное, п. Черемушки, д. Минеевка, д. Григорьевка, д. Кирпичное, д. Татаркино, с. Ермиловка, с. Сухой Лог, п. Восточное, п. Копаное Озеро;

Усть-Бакчарский

- с населенными пунктами с. Усть-Бакчар, п. Новые Ключи, с. Нижняя Тига, с. Третья Тига, д. Мостовая, с. Гореловка, с. Лось-Гора;

Чаинский

- с населенными пунктами с. Чаинск, д. Гвоздевка, с. Светлянка, с. Гришкино, с. Андреевка, д. Карамзинка, с. Тоинка.

4. Официальным документом, фиксирующим границы территориальных округов, является план границ (Приложение № 1).

Статья 2. Образование и граница района

1. Чаинский район как административно-территориальная единица Томской области образован 04.09.1924 года постановлением Сибирского революционного комитета (Сибревкома).

2. Граница Чаинского района определяет территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

3. Граница Чаинского района, как муниципальное образование, определяется Законом Томской области.

Чаинский район расположен на северо-западе Томской области, в 2288 км. от города Томска до границы Чаинского района и в 289 км от города Томска до села Подгорного.

Чаинский район на севере граничит с Колпашевским районом, юге и юго-западе с Бакчарским районом, на востоке и юго-востоке с Молчановским районом.

Общая площадь района в административных границах составляет 724,2 км2 или 724242 га.

Граница муниципального образования Чаинского района проходит с северной стороны по границам кварталов:

№№ 1-17 Нюрсинского лесничества Чаинского мехлесхоза, №№ 1-7, 13, 19 Поскоево-Добринского лесничества Чаинского мехлесхоза; №№ 1,4-8, 8а, 13, 31, 32, 37, 46, 59, 68 Чаинского межсовхозлесхоза, № 3 Обского лесничества Чаинского мехлесхоза; №№ 1-5, 19, 21, 24-26, 28, 31 Чаинского межсовхозлесхоза; далее по середине р. Обь; №№ 7-9, 12-14, 16-22, 156 Чаинского межсовхозлесхоза (с муниципальным образованием Колпашевского района);

с восточной стороны по границам кварталов: №№ 155, 156 Чаинского межсовхозлесхоза; №№ 22,23,27,28,31-34,41,44,48,52,56 Обского лесничества Чаинского мехлесхоза; №№ 51,64 Иксинского лесничества Чаинского мехлесхоза (с муниципальным образованием Молчановского района);

с южной и западной сторонами по границам кварталов: №№ 60-64, 58,59,66-69 Иксинского Чаинского мехлесхоза, №№ 162,163,177-193,132,133,148,149 Тигинского лесничества Чаинского мехлесхоза; №№ 41,45,46 Чаинского межсовхозлесхоза; №№ 101,102 Тигинского лесничества Чаинского мехлесхоза; №№ 12-15,18,22 Чаинского межсовхозлесхоза; №№ 90-100,69,46,23,1 Тигинского лесничества Чаинского мехлесхоза; №№ 143,117,91,65,42,18,1 Нюрсинского лесничества Чаинского мехлесхоза (с муниципальным образованием района).

4. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципального образования, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а так же органов государственной власти Томской области.

5. Изменение границы осуществляется на основе градостроительной документации и с учетом мнения землепользователей, арендаторов, собственников земель, расположенных на территориях, затрагиваемых в результате изменения границы, а также населения, проживающего на этих территориях.

6. Изменение границ муниципального образования без учета мнения населения территории не допускается.

7. Официальным документом, фиксирующим границу района, является план с описанием границ, смежных земель муниципального образования.

Статья 3. Земельный фонд района

Земельный фонд Чаинского района составляет земли следующих категорий:

а) земли сельскохозяйственного назначения;

б) земли поселений;

в) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

г) земли особо охраняемых территорий и объектов;

д) земли лесного фонда;

е) земли водного фонда;

ё) земли запаса, расположенные в границах муниципального образования независимо от права пользования и целевого назначения».

Нормативы земельной обеспеченности Чаинского района устанавливаются Государственной Думой Томской области.

2. План земель района, отражающий площади категорий (состав) земель по состоянию на момент принятия настоящего Устава, является его неотъемлемой частью (Приложение № 2).

3. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, с учетом разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Статья 4. Устав Чаинского района

1. Настоящий Устав является нормативным правовым актом Чаинского района, регулирующим основные вопросы организации и деятельности местного самоуправления, обладает прямым действием и распространяется на всей территории района.

2. Акты органов местного самоуправления, деятельность физических и юридических лиц на территории района могут противоречить Уставу. В случае противоречия актов органов местного самоуправления Уставу действует последний.

3. Устав района, изменения и дополнения к нему принимаются решением районного Совета народных депутатов или населением района непосредственно на референдуме.

Право внесения проекта Устава и поправок к нему имеют:

- избиратели, объединенные в группы, составляющие не менее 5% от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме;

- депутаты районного Совета народных депутатов;

- глава района;

- органы местного самоуправления.

4. Устав района, изменения и дополнения к нему после их принятия, подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с законом области \"О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Томской области\" и вступают в силу после их официального опубликования.

Статья 5. Символика Чаинского района

Чаинский район имеет свой герб.

Герб района утверждается Советом народных депутатов Чаинского района и регистрируется в соответствии с действующим законодательством. Герб муниципального образования вправе иметь так называемую вольную часть (четырехугольное пространство, прилегающее изнутри к краю гербового щита, как правило, - к его геральдически правому верхнему углу) с изображением скачущего серебряного коня с червлеными глазами и языком».

Описание герба района публикуется в районных средствах массовой информации.

ГЛАВА II. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧАИНСКОМ РАЙОНЕ

Статья 6. Принадлежность прав самоуправления населению района

1. Обладателем всех прав самоуправления в районе является население в лице жителей района, а также граждане Российской Федерации, временно проживающие на его территории: учащиеся и студенты, военнослужащие и члены их семей, вынужденные переселенцы, обладающие избирательными правами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области.

2. Жителем района признается гражданин Российской Федерации, который проживает в районе на жилой площади, принадлежащей ему на правах собственности или найма, или в общежитии, или входит в состав семьи собственника или нанимателя жилья, независимо от срока проживания в районе.

3. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе.

Статья 7. Формы реализации населением района прав на местное самоуправление

1. Жители района реализуют свое право на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные органы и выборных должностных лиц местного самоуправления района и органы территориального общественного самоуправления.

Статья 8. Система местного самоуправления в районе

1. В систему местного самоуправления района входят:

- местный референдум;

- Муниципалитет района;

- территориальные органы местного самоуправления (территориальные округа);

- органы территориального общественного самоуправления (домовые комитеты, уличные комитеты и т.д.);

- сходы граждан;

2. Структура системы местного самоуправления района утверждается Советом народных депутатов по представлению Главы района и публикуется в районных средствах массовой информации.

Статья 9. Приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления

1. Приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления в районе являются:

- создание для жителей благоприятных условий жизни;

- охрана их здоровья;

- обеспечение широкого доступа к образованию и культуре;

- социальная поддержка и личная безопасность жителей.

Статья 10. Функции органов местного самоуправления в реализации прав и свобод граждан

1. Обеспечение прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является главной Функцией органов местного самоуправления района.

Органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории района.

2. Граждане имеют право обжаловать в суд решение органов и должностных лиц местного самоуправления, если эти решения противоречат законодательству, нарушают права и законные интересы граждан.

3. В каждом органе местного самоуправления организуется прием жителей по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращение граждан.

4. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому жителю района возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

5. Органы местного самоуправления района информируют население о наиболее существенных вопросах развития района и его отдаленных территорий, о жилищном строительстве, развития сети социально-культурных и других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка. В этих целях используются средства массовой информации.

Статья 11. Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления района

1. В компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления района входят:

все полномочия, установленные Конституцией, законами Российской Федерации, законами Томской области и Уставом района;

отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления в установленном порядке;

полномочия, переданные другими муниципальными образованьями по договору.

Статья 12. предметы ведения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения

К предметам ведения органов и должностных лиц местного самоуправления района по вопросам местного значения в соответствии с действующим законодательством относятся:

1) принятие и изменение Устава района, контроль за его соблюдением;

2) владение, пользование, содержание и распоряжение муниципальной собственностью;

3) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие района;

5) организация, содержание, развитие и изменение статуса муниципальных учреждений дошкольного и начального, общего среднего (полного) образования;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения района и осуществление контроля за экологическим состоянием территории района;

7) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

8) регулирование планировки и застройки населенных пунктов района на основе утвержденной в соответствии с действующим законодательством градостроительной (планировочной) документации и градостроительных нормативов;

9) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

10) планирование использования земель, находящихся в муниципальной собственности;

11) муниципальный земельный контроль за использованием земель и других природных ресурсов на территории Чаинского района в соответствии с действующим законодательством;

12) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

13) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

14) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

15) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

16) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

17) благоустройство и озеленение территории населенных пунктов района;

18) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

19) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

20) организация и содержание муниципальных архивов;

21) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

22) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

23) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

24) сохранение памятников истории и культуры;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации на территории района;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;

28) организация социального партнерства, обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) определение основных направлений охраны окружающей природной Среды; учет и оценка состояния окружающей природной Среды; планирование, финансирование, обеспечение природоохранных мероприятий; экологическое воспитание, образование, просвещение; обеспечение населения необходимой экологической информацией;

30) обеспечение противопожарной безопасности и организация муниципальной пожарной службы;

31) осуществление защиты прав потребителей;

32) предупреждение ликвидации, чрезвычайных ситуаций и их последствий в соответствии с принятым законодательством Российской Федерации и Томской области;

33) организация воинского учета населения и подготовка его к службе в Вооруженных Силах;

34) организация и содержание особо охраняемых территорий местного значения;

35) содержание платежей и мест массового купания, охрана жизни людей на водоемах.

2. Органы местного самоуправления района вправе на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством

3. Органы местного самоуправления района не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или компетенции других органов местного самоуправления.

4. Полномочия органов местного самоуправления района по этому Уставу истолковываются широко в пользу района, и конкретно упоминание в Уставе частных полномочий не истолковывается, как ограничение общих полномочий.

Статья 13. Взаимоотношения органов местного самоуправления района с органами государственной власти

1. Органы местного самоуправления строят свои взаимоотношения с органами государственной власти на принципах законности, строгого разграничения компетенции, тесного взаимодействия в вопросах развития территории района, соблюдения законных прав и интересов населения и осуществляют свои функции самостоятельно, но в пределах своих компетенций.

Органы местного самоуправления района вправе заключать договоры и соглашения, создавать совместные координационные, консультативные, согласительные и иные рабочие органы с органами государственной власти.

2. Органы государственной власти не вправе к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3. Глава района представляет район во взаимоотношениях с органами государственной власти.

По отдельным вопросам взаимоотношений с органами государственной власти решением Совета или распоряжением главы района могут быть назначены иные уполномоченные лица.

ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧАИНСКОМ РАЙОНЕ

Статья 14. Экономическая основа местного самоуправления района

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, природные ресурсы (земля, вода, леса, растительный и животный мир), находящиеся в ведении местного сообщества, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, средства местного бюджета, Государственная собственность, переданная местному самоуправлению для осуществления отдельных Государственных полномочий, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

2. Имущество, принадлежащее на праве собственности району, является муниципальной собственностью.

Собственность Чаинского района составляют:

- средства местного бюджета;

- объекты государственной собственности, передаваемые в муниципальную собственность для выполнения полномочий местного самоуправления и отдельных государственных полномочий;

- имущество органов местного самоуправления, имеющееся на момент вступления в силу настоящего Устава;

- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения;

- муниципальный жилой фонд и нежилые помещения;

- муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.;

- имущество, находящееся на территории района и не имеющее собственника, признанное муниципальной собственностью в установленном законодательством порядке;

- другое движимое и недвижимое имущество, созданное или приобретенное на законных основаниях.

3. Население района обладает всей полнотой прав собственника в отношении имущества, составляющего муниципальную собственность, и осуществляет эти права непосредственно через референдум, а так же через органы местного самоуправления. Общий порядок владения, содержания, пользования и распоряжения муниципальной собственностью определяется районным Советом народных депутатов.

4. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляет глава района.

5. Имущество и объекты муниципальной собственности заносятся в Реестр муниципальной собственности, который ведется органами местного самоуправления района. Порядок ведения Реестра определяется решением районного Совета.

6. В реестре отдельно выделяются:

не подлежащие отчуждению объекты муниципальной собственности, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения района, удовлетворения потребностей населения, а также сохранения историко-культурного наследия (парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, системы водоснабжения и энергообеспечения, дороги, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие районное значение);

объекты муниципальной собственности, распоряжение которыми осуществляется только в порядке, установленном районным Советом (объекты социально-культурного назначения: школы и другие учебные заведения, библиотеки, дома культуры, детские сады и ясли, детские дома, дома для престарелых и инвалидов, больницы и поликлиники, спортивные сооружения, здания, используемые для нужд управления районом; объекты муниципального жилого фонда и другие важные объекты).

Статья 15. Хозяйствующие субъекты

1. Администрация района вправе создавать муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения с передачей им муниципального имущества для осуществления хозяйственной деятельности в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Администрация района определяет цели, условия и порядок их деятельности, утверждает их Уставы, назначает (в том числе на конкурсной основе) и увольняет их руководителей, осуществляет регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги) в случаях, предусмотренных законодательством РФ, заслушивает отчет об их деятельности, решает вопросы их реорганизации и ликвидации.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителям муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений строятся на договорной основе в соответствии с трудовым законодательством.

2. Муниципальное унитарное предприятие, осуществляя права хозяйственного ведения в отношении переданного им муниципального имущества, вправе самостоятельно заключать сделки по реализации продукции и услуг, а также с согласия Главы района заключать сделки, связанные со сдачей в аренду, передачей или продажей зданий и сооружений, вправе создавать филиалы и открывать представительства и передавать им имущество с согласия Главы района.

3. Муниципальные учреждения, основанные на праве оперативного управления, осуществляют все сделки с объектами, находящимися в муниципальной собственности, с согласия Главы района, а в случаях, предусмотренным абзацем 5 ст. 14 - с согласия районного Совета

4. Взаимоотношения органов местного самоуправления района с предприятиями, организациями, учреждениями, иными юридическими лицами, не находящимися в муниципальной собственности, а также физическими лицами по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, строятся на основе договоров и соглашений.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, организаций и учреждений в комплексном социально-экономическом развитии территории района.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

5. Органы местного самоуправления в отношении имущества, переданного им в управление иными органами власти, а также на находящихся в муниципальной собственности предприятий, организаций и учреждений осуществляют исключительно те права, которые определены решением соответствующего органа и договором о передаче имущества в управление органам самоуправления района.

6. Органы местного самоуправления не вправе ограничивать права предпринимателей, а также устанавливать ограничения для свободного перемещения трудовых, материальных и финансовых ресурсов внутри и за пределы территорий района.

7. Администрация района осуществляет внешнеэкономическую деятельность в интересах населения муниципального образования.

8. Положения п.п. 1-6 настоящей статьи распространяются соответственно и на органы территориального самоуправления в отношении объектов собственности, переданных в их управление.

Статья 16. Состав и использование земель в границах района

1. Все земли в пределах границ муниципального образования до разграничения земель находятся в государственной собственности. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется в пределах полномочий, установленных законодательством РФ и Томской области.

2. Отнесение земель к категориям земель в целях их соответствующего использования производится в плане земель, прилагаемом к настоящему Уставу.

Изменения в план земель вносятся решением районного Совета народных депутатов с соблюдением федерального и областного законодательства.

3. В муниципальной собственности района находятся земельные участки и природные объекты, переданные ему или приобретенные в порядке, предусмотренном законодательством РФ и Томской области о разграничении или приобретении земельной собственности, и зарегистрированные в порядке, установленном Федеральным законом.

4. Органы местного самоуправления могут предоставлять в бессрочное пользование, передавать в аренду, передавать и продавать в собственность земельные участки и природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, в соответствии с установленным районным Советом на основе законодательства порядком предоставления и изъятия земель, а также распоряжения земельными участками на подведомственной территории.

5. Районный Совет утверждает своим решением перечень земельных участков и других природных объектов муниципальной собственности, не подлежащих приватизации, а также перечень земельных участков и других природных объектов, передача во владение, пользование и продажа которых может осуществляться администрацией района только с согласия районного Совета.

Предоставление, передача и продажа земель и других природных ресурсов, состоящих в муниципальной собственности не предусмотренных перечнем, осуществляется администрацией района самостоятельно в соответствии с порядком, установленном районным Советом.

6. Органы местного самоуправления осуществляют на территории района выделение земельных участков для федеральных, региональных и межрегиональных нужд на договорной основе или в порядке, установленном законодательством.

7. Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в отношении земель, находящихся в пределах границ территориального общественного самоуправления, осуществляются органами территориального общественного самоуправления в пределах прав, переданных им органами местного самоуправления по их решению или не основе договора.

Решением органов местного самоуправления района определяются те земельные участки, которые с учетом надобности для всего муниципального образования остаются в непосредственном ведении органом местного самоуправления.

Статья 17. Финансовые средства района

1. Финансовые средства района состоят из средств местного бюджета, финансовых ресурсов муниципальных предприятий и учреждений, а также прочих средств, мобилизуемых на финансовом рынке, которые находятся в собственности района и могут быть изъяты только по решению соответствующих судебных органов.

2. Финансовые сре6дства района могут в соответствии с законодательством на договорной основе объединиться с финансовыми средствами других муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений и частных лиц для финансирования совместных программ социально-экономического развития.

3. В случае принятия органами государственной власти РФ, либо органами государственной власти Томской области решений и программ, влекущих увеличение расходов и уменьшение доходов бюджета района, недостающие финансовые средства компенсируются соответственно за счет федерального и областного бюджетов.

Статья 18. Бюджет района

1. Бюджет района - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

2. Доходная часть бюджета района формируется за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

К собственным налоговым доходам бюджета района относятся:

- местные налоги и сборы, перечень которых определяется на постоянной основе полностью или частично за бюджетом района законодательством РФ и Томской области;

- федеральные и региональные налоги сборы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за бюджетом района законодательством РФ и Томской области;

- пени и штрафы по вышеуказанным видам налогов и сборов.

К собственным неналоговым доходам бюджета района относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальному образованию, и иные суммы принудительного изъятия, подлежащие зачислению в бюджет района в соответствие с законодательством Российской Федерации и Томской области;

- иные неналоговые доходы в соответствии с законодательством РФ и Томской области.

К регулирующим налоговым доходам бюджета района относятся федеральные и региональные регулирующие налоги и сборы, передаваемые в бюджет района по нормативам, устанавливаемым Федеральным законом о федеральном бюджете и законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

К неналоговым доходам бюджета района относятся доходы в виде финансовой помощи от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Финансовая помощь не является собственными доходами бюджета района.

В доходы бюджета района могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

3. Расходная часть бюджета района включает:

- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные федеральным и областным законодательством и настоящим Уставом;

- расходы, связанные с осуществлением переданных по закону отдельных государственных полномочий;

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга;

- расходы на проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

- расходы на формирование муниципальной собственности и управление ею;

- иные расходы, предусмотренные настоящим Уставом и нормативными правовыми актами органом местного самоуправления района.

Расходы бюджета района делится на текущие расходы и капитальные расходы. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития, порядок и условия формирования которого определяются Федеральным законом.

4. В доходной и расходной частях бюджета района обязательно выделяются средства и расходы на решение вопросов, находящихся в ведении муниципального образования, и отдельно средства и расходы, связанные с выполнением федеральных полномочий, полномочий Томской области, переданных муниципальному образованию.

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления по формированию бюджета района

1. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, закрепленными настоящим Уставом, вправе:

- устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате;

- принимать решения о введении в действие конкретного вида местного налога (сбора), внесении изменений в действующий порядок уплаты налога (сбора) или прекращении его действия. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу;

- устанавливать налоговые льготы по федеральным и региональным налогам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области в пределах части (доли), зачисляемой в бюджет района;

- выпускать местные займы для развития социальной и производственной инфраструктуры;

- привлекать на основе договора кредиты на производственные и социальные нужды населения муниципального образования.

2. В целях обеспечения защиты интересов бюджета района и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов, решения об освобождении от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков, в части зачисляемой в бюджет района, принимаются районным Советом народных депутатов при утверждении бюджета и при уточнении бюджетов по доходам и расходам с учетом его исполнения.

3. Население непосредственно может принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования программ местного значения.

Собранные в соответствии с указанными решениями средства используются исключительно по целевому назначению.

Статья 20. Гарантии самостоятельности бюджета района

1. органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местный бюджет.

2. Самостоятельность бюджета района гарантируется:

- наличием собственных источников доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности, утвержденными органами государственной власти РФ и Томской области;

- правом самостоятельно определять направления расходования и использования бюджетных средств;

- правом независимого бюджетного планирования, самостоятельного исполнения собственных бюджетов и отчетности по ним;

- запретом на изъятие доходов, полученных дополнительно в ходе исполнения бюджета, а также сумм превышения доходов над расходами, образующимся по результатам отчетного года за счет перевыполнения доходной части или экономии в расходах;

- возмещением выпадающих доходов или увеличивающихся расходов бюджета, возникающих в связи с принятием решений органами государственной власти РФ или Томской области;

- правом самостоятельно определять источники финансирования дефицита бюджета района.

Статья 21. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета района

1. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета района принимает глава района не позднее шести месяцев до начала нового финансового года.

Составлению проекта бюджета района предшествует разработка планов и прогнозов социально-экономического развития района, определение направлений бюджетно-финансовой политики, предварительное рассмотрение районным Советом народных депутатов местных налогов и сборов.

Проект бюджета района разрабатывается администрацией района и с пояснительной запиской главы района направляется в районный Совет народных депутатов не позднее 3 месяцев до начала нового финансового года.

Пояснительная записка главы района включает в себя:

- проект бюджета района;

- оценку исполнения бюджета района текущего финансового года;

- прогноз социально-экономического развития района на предстоящий период и прогноз исполнения текущего года;

- основные направления бюджетной политики.

2. Постоянная депутатская финансово-экономическая комиссия районного Совета народных депутатов в течение 20 дней с момента получения проекта бюджета с пояснительной запиской главы района проводит рассмотрение на открытых заседаниях, готовит заключение и проект решения районного Совета.

При рассмотрении проекта бюджета районным Совет народных депутатов заслушивает доклад главы администрации района (или уполномоченного им лица) об основных направлениях социально-экономического развития района, основных принципах бюджетно-финансовой политики и принципах формирования бюджета района. Содоклад от имени Совета представляет финансово-экономическая депутатская комиссия.

По итогам рассмотрения проекта бюджета районный Совет народных депутатов принимает одно из следующих решений:

принять проект за основу и приступить к утверждению статей бюджета по основным показателям с последующим утверждением в целом. В том случае, если отдельные показатели статей бюджета не были утверждены Советом, глава района (или уполномоченное им лицо) в течении 10 дней представляет Совету новый вариант отклоненных показателей, не противоречащий утвержденным показателям;

отклонить проект бюджета в целом. В этом случае глава администрации района (или уполномоченное им лицо) обязан в течении последующих 20 дней представить на обсуждение новый вариант проекта с учетом рекомендаций, замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждения на заседании Совета. Возвращение проекта осуществляется один раз.

3. В случае, если решение о бюджете не вступило в законную силу с начала финансового года:

орган, исполняющий этот бюджет, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательствам, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, при условии, что из бюджета на предыдущий финансовых год уже выделялись средства, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (но не более одной двенадцатой - в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Орган, исполняющий этот бюджет, правомочен не финансировать расходы, не предусмотренные проектом решения о бюджете на очередной финансовый год.

Если решение о бюджете не вступило в силу через три месяца после начала финансового года, орган, исполняющий бюджет, правомочен осуществлять расходы, распределять доходы и осуществлять заимствования при соблюдении условий, определенных настоящим пунктом.

При этом указанный орган не имеет права:

предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;

предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;

предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;

осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;

формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

4. Администрация района после утверждения проекта бюджета районным Советом народных депутатов обязана через средства массовой информации информировать население о бюджете на предстоящий год.

Статья 22. Исполнение бюджета района.

1. Исполнение бюджета района администрацией организует глава администрации района.

2. В процессе исполнения бюджета глава района имеет право вносить изменения по доходам в пределах общей суммы доходов и по расходам в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

3. Глава района (или уполномоченное им лицо) информирует ежеквартально районный Совет народных депутатов о ходе исполнения бюджета и в случае необходимости вносит предложения о поправках к утвержденным показателям бюджета района.

Рассмотрение и утверждение поправок к бюджету района районный Совет осуществляет в порядке рассмотрения и утверждения бюджета района.

4. Администрация района не позднее апреля, следующего за отчетным годом, представляет в районный Совет отчет об исполнении бюджета.

На заседании Совета заслушивается доклад главы района (или уполномоченного им лица) об исполнении бюджета района.

По результатам слушаний районный Совет утверждает отчет.

5. Администрация района после утверждения отчета районным советом обязана через средства массовой информации проинформировать население о результатах исполнения бюджета за истекший финансовый год.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЧАИНСКОГО РАЙОНА.

ГЛАВА IV. СТАТУС ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА.

Статья 23. Органы местного самоуправления - юридические лица.

1. Юридическими лицами в системе органов местного самоуправления района являются:

администрация района;

территориальные органы местного самоуправления (территориальные округа);

самостоятельные органы управления администрации района в соответствии с Положениями о них.

2. Органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами. Для приобретения статуса юридического лица органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации в соответствии с действующим законодательством.

ГЛАВА V. МУНИЦИПАЛИТЕТ РАЙОНА.

Статья 24. Структура Муниципалитета района.

1. Структуру Муниципалитета района составляют:

-Глава Чаинского района;

-районный Совет;

-администрация района.

2. Возглавляет Муниципалитет Глава Чаинского района.

3. Финансирование органов местного самоуправления осуществляется за счет средств бюджета района. С этой целью в бюджете района должна предусматриваться отдельная статья расходов: «Функционирование органов местного самоуправления».

Статья 25. Муниципальная служба.

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

2. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, назначенный на муниципальную должность и исполняющий в порядке установленном Федеральными, областными законами и нормативно-правовыми актами местного самоуправления обязанности по этой должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

3. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям: статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяется Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в РФ», законом Томской области «О муниципальной службе в Томской области» и настоящим Уставом.

4. На муниципальных служащих распространяются ограничения, связанные с муниципальной службой, гарантии муниципального служащего, права и ответственность муниципального служащего, предусмотренные Федеральными законом и законом Томской области.

5. Граждане имеют право обращаться к любому должностному лицу, а также направлять индивидуальные и коллективные заявления и обращения в любой орган местного самоуправления.

6. Муниципальные служащие обязаны обеспечить каждому гражданину или юридическому лицу возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

7. Срок ответа на письменные и устные заявления и обращения определяется в соответствии с Законом томской области «Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

8. Письменные и устные заявления и обращения граждан в органы местного самоуправления и ответы на них подлежат обязательной регистрации.

9. Гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

10. Поступающие в органы государственной налоговой службы сведения, указанные в настоящей статье, составляют служебную тайну.

11. Постановления, распоряжения, приказы органов и должностных лиц местного самоуправления, а также руководителей территориальных подразделений этих органов, противоречащие федеральному, областному законодательству и решениям районного Совета, могут быть отменены по представлению, протесту прокурора, органов государственной власти Томской области, органами и должностными лицами местного самоуправления, их принявшими, либо в судебном порядке.

ГЛАВА VI. РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ.

Статья 26. Районный Совет - представительный орган населения района.

1. Районный Совет представляет все население района и осуществляет его власть при решении местных вопросов в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации», Законом Томской области «О местном самоуправлении в томской области», другими законами Российской федерации и томской области, настоящим Уставом.

2. Районный Совет избирается населением района сроком на 5 лет в количестве 10 депутатов по пяти двухмандатным избирательным округам в соответствии с избирательным законодательством РФ и Томской области.

В состав Совета кроме того входит избранный населением глава района, который председательствует на заседаниях.

3. Совету принадлежит право выступать от лица всего населения района в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, иными государственными и общественными организациями.

Статья 27. Полномочия районного Совета.

1. К полномочиям Совета относятся:

-принятие Устава района, изменений и дополнений к нему, контроль за его соблюдением;

-утверждение по представлению Главой района бюджета района, отчетов об его исполнении;

-определение основных направлений социальной и экономической политики района, принятие планов и программ развития района, а также отчетов об их выполнении;

-установление местных налогов и сборов, льгот по местным налогам и сборам в соответствии с действующим законодательством;

-установление порядка управления, распоряжения и приватизации муниципальной собственности района;

-утверждение общеобязательных правил и положений, регулирующих вопросы районного значения;

-контроль за деятельностью главы района, администрации района по вопросам своей компетенции;

-утверждение по представлению главы района структуры органов местного самоуправления района;

-принятие решения об объединении в новое муниципальное образование;

-согласование, по представлению Главы района, кандидатур на должности заместителей Главы района администрации района;

-установление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством в пределах части «доли», подлежащей зачету в бюджет района;

-образование, упразднение постоянных комиссий, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе.

Районный Совет образует не менее четырех постоянных депутатских комиссий из своего состава:

финансово-экономическую;

по соблюдению законности и правопорядка;

по социальной политике;

по аграрным вопросам.

2. Совет обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Томской области.

3. Совет имеет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством для представительных органов местного самоуправления, а также закрепленные настоящим уставом.

4. Совет вправе принимать к рассмотрению любые другие вопросы, соответствующие полномочиям Совета народных депутатов.

Статья 28. Контрольная деятельность Совета.

1. Районный Совет осуществляет контрольную деятельность по наиболее важным вопросам самоуправления с учетом разграничения полномочий органов местного самоуправления на территории района.

Контрольные функции Совет осуществляет самостоятельно на своих заседаниях через депутатов, комиссии и иные, создаваемые им органы.

Порядок осуществления контрольной деятельности устанавливается Регламентом Совета народных депутатов.

Результаты контрольной деятельности Совета и его органов в обязательном порядке заслушиваются и утверждаются им на заседаниях.

Совет вправе создавать специальные контрольные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские проверки.

2. Совет осуществляет контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своей компетенции. Объектом контроля является выполнение решений принятых Советом, расходование средств бюджета района, выполнение планов и программ экономического и социального развития района».

Статья 29. Депутат районного Совета.

1. Депутат районного Совета представляет интересы своих избирателей и всего населения района, строит свою деятельность в органе местного самоуправления в соответствии со своей предвыборной программой, руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Томской области и настоящим Уставом.

Статус депутата Совета определяется Законом Томской области и настоящим Уставом в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Депутат Совета отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже двух раз в год.

2. Депутат совета ведет работу в Совете на непостоянной основе.

3. Депутату районного Совета гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защита прав, чести и достоинства.

4. Депутатам, не имеющим постоянного заработка, из средств местного бюджета выплачиваются фиксированные почасовые суммы за время участия в заседаниях Совета, работы в комиссиях, членами которых они являются.

5. Полномочия депутатов начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы нового состава районного Совета народных депутатов, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

6. Депутаты районного Совета на территории района не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Томской области.

7. Порядок осуществления и прекращения полномочий депутатов (отзыва депутатов), привлечения депутатов к ответственности устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, законами Томской области.

Статья 30. Прекращение полномочий Совета и его депутатов.

1. Полномочия Совета и депутатов прекращаются в день первого заседания нового состава представительного органа местного самоуправления, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий, предусмотренных пунктами 2, 3 ст.30 настоящего Устава.

2. Полномочия Совета прекращаются досрочно:

если более 2/3 депутатов от установленного числа проголосуют за самороспуск Совета;

если более 2/3 депутатов от установленного числа прекратят свои полномочия досрочно;

если население района примет решение о недоверии Совету в соответствии с порядком, принятым Советом;

если Государственная Дума Томской области, в соответствии со статьей 52 закона области «О местном самоуправлении в томской области», примет решение о прекращении полномочий Совета.

Названные способы досрочного прекращения полномочий Совета являются исчерпывающими.

3. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;

б) утраты депутатом гражданства РФ;

в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;

г) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным либо ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

д) признания гражданина, являющегося депутатом, безвестно отсутствующим либо объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

е) роспуска представительного органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

ё) смерти депутата;

ж) избрания его депутатом Государственной Думы РФ, Государственной Думы Томской области;

Полномочия депутата подлежат досрочному прекращению также в иных случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

4. В случае досрочного прекращения полномочий районного Совета, а также в случае досрочного прекращения полномочий депутата районного Совета, выборы районного Совета, либо выборы депутата районного Совета должны быть назначены районным Советом:

при досрочном прекращении полномочий Совета - одновременно с принятием решения о досрочном прекращении полномочий;

при досрочном прекращении полномочий депутата районного Совета - не позднее чем через 14 дней такого прекращения полномочий.

Днем голосования в этом случае является первое или второе воскресенье по истечении 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

Статья 31. Структура районного Совета.

В состав районного Совета входят избранный всем населением глава района и 10 депутатов. Совет самостоятельно определяет свою структуру и закрепляет ее в Регламенте.

Статья 32. Регламент работы Совета.

По вопросам организации своей деятельности Совет принимает в обязательном порядке Регламент работы.

Статья 33. Заседания районного Совета.

1. Заседания Совета являются основной формой работы Совета

2. Первое заседание Совета созывается Главой района не позднее 30 дней со дня его избрания.

Последующие заседания созываются главой района и проводятся в соответствии с Регламентом работы, но не реже одного раза в два месяца.

Заседание Совета может созываться по требованию не менее 1/3 избранных депутатов.

3. Организует подготовку заседаний Совета Глава района совместно с постоянными депутатскими комиссиями и лицом, ответственным за организационную работу Совета народных депутатов, назначенным Главой района.

Председательствует на заседаниях Совета Глава района, а в случае его отсутствия - один из депутатов, присутствующих на заседании Совета народных депутатов, по решению Совета, принятому простым большинством голосов.

4. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

5. Протокол заседания Совета ведет секретарь, избираемый в начале каждого заседания из числа депутатов.

Протокол заседания Совета подписывается Главой района и секретарем заседания.

Статья 34. Решения районного Совета.

1. Совет в пределах своей компетенции принимает акты в форме решений.

Все решения Совета принимаются коллегиально на его заседаниях большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, если иное не определено законодательством, настоящим Уставом или Регламентом работы Совета.

Порядок принятия решений определяется Уставом района.

2. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению на территории района всеми предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами, не выполнение решений Совета влечет ответственность должностных лиц и граждан, налагаемую в установленном законом порядке.

3. Решения Совета подписываются главой района в 3-дневный срок с момента их принятия.

4. В случае мотивированного, в письменной форме, отказа главы района подписать решение Совета, решение считается не вступившим в силу и передается на повторное рассмотрение ближайшего заседания районного Совета.

При повторном рассмотрении данного решения на заседании Совета, если за него проголосовало не менее 2/3 от числа избранных депутатов, решение считается принятым.

5. Решения Совета вступают в силу с момента подписания их главой района, если иные сроки не будут предусмотрены в самом решении.

Решения Совета, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы граждан на территории района, вступают в силу после их официального опубликования.

ГЛАВА VII. ГЛАВА ЧАИНСКОГО РАЙОНА.

Статья 35. Глава района - высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления района.

1. В структуре органов местного самоуправления устанавливается должность главы Чаинского района - высшего выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

2. Глава района возглавляет муниципалитет района и одновременно является главой администрации района.

3. Глава района избирается всем населением района сроком на 5 лет по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию района в установленных границах на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы главы района назначаются и проводятся в соответствии с законом Томской области «О выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Томской области».

Статья 36. Вступление в должность главы района.

1. Вступление в должность Главы района осуществляется не позднее 10 дней со дня его избрания в торжественной обстановке на заседании районного Совета с приглашением общественности. Полномочия Главы района начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

2. При вступлении в должность в торжественной обстановке Глава района приносит присягу: «Клянусь осуществлять данные мне полномочия исключительно в интересах жителей, проживающих в районе, всей своей деятельностью способствовать развитию и благополучию района, как единого муниципального образования.

Клянусь соблюдать и защищать Устав района.

Клянусь оправдать доверие избирателей района».

3. Вступление в должность Главы района оформляется протоколом заседания районного Совета.

Статья 37. Полномочия Главы района.

1. Глава района:

представляет район на межтерриториальном уровне, во взаимоотношениях с органами государственной власти, с органами и должностными лицами местного самоуправления других муниципальных образований, с общественностью, физическими и юридическими лицами;

входит в состав районного Совета, организует его работу и председательствует на его заседаниях с правом решающего голоса. А также подписывает или мотивированно отклоняет решения Совета;

осуществляет на принципе единоначалия руководство работой администрации района;

организует исполнение бюджета района;

подотчетен населению и районному Совету в соответствии с законодательством РФ и настоящим Уставом.

2. Все органы администрации района находятся в подчинении Главы района, а их руководители подотчетны ему и перед ним ответственны за свою деятельность.

3. По вопросам своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Тоской области, а также настоящим Уставом, Глава района принимает постановления и издает распоряжения.

Постановления Главы района, связанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития района, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов, должны быть доведены до сведения населения в полном объеме или в изложении, а постановления, затрагивающие права граждан - в полном объеме.

4. К основным полномочиям Главы района относятся:

назначение на должность, по согласованию с райсоветом, и освобождение от должности заместителей Главы района;

назначение и увольнение с работы руководителей органов управления администрации района и руководителей структурных подразделений администрации района в соответствии с законодательством;

представление для утверждения районным Советом структуры системы местного самоуправления района, проектов бюджета района, планов и программ развития района, отчетов об их исполнении;

управление и распоряжение, в установленном Советом порядке, объектами муниципальной собственности;

- распоряжение, в пределах компетенции, муниципальной землей и государственными землями, до разграничения государственной собственности на землю, в границах района в соответствии с законодательными актами РФ, Томской области и муниципального образования;

исполнение государственных полномочий, преданных органами местного самоуправления законами Российской Федерации и Томской области.

5. Глава района обладает всей полнотой полномочий по руководству подразделениями администрации района, по решению вопросов управления районом, по осуществлению контроля, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации и Томской области, а также настоящим Уставом к компетенции районного Совета.

Статья 38. Прекращение полномочий Главы района.

1. Глава района прекращает свои полномочия с момента вступления в должность вновь избранного Главы района.

2. Глава района досрочно прекращает свои полномочия в случаях:

его отставки по личному заявлению, официально в письменном виде поданному в районный Совет;

утраты гражданства РФ;

признание недееспособным либо ограничено дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении Главы района;

принятия решения Государственной Думой Томской области, в соответствии со статьей 52 закона области «О местном самоуправлении в Томской области», о прекращении полномочий Главы района;

в случае смерти;

Полномочия главы района подлежат досрочному прекращению также в иных случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

3. Отставку Главы района принимает районный Совет на своем заседании.

4. В случае досрочного прекращения полномочий главы района выборы нового главы района должны быть назначены районным Советом не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование по выборам главы района должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не раньше чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

5. С момента досрочного прекращения полномочий Главой района и до вступления в должность вновь избранного Главы района полномочия Главы района исполняет его первый заместитель.

ГЛАВА VIII. АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА.

Статья 39. Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления района.

Администрация района является исполнительным органом местного самоуправления района и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством Главы района в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, нормативными актами и положениями, принимаемыми районным Советом и Главой района.

Статья 40. Компетенция администрации района.

1. Администрация района:

1.1. управляет объектами муниципальной собственности;

1.2. разрабатывает проекты местного бюджета, планов и программ социально-экономического развития района и его отдельных территорий, проекты иных нормативных актов органов местного самоуправления;

1.3. обеспечивает исполнение утвержденных планов, программ, бюджета и своевременно подготавливает отчеты об их исполнении;

1.4. организует контроль за исполнением нормативных актов органов и должностных лиц местного самоуправления района;

1.5. в установленном порядке предоставляет и изымает земельные участки на территории района;

1.6. в соответствии с законодательством, планами и программами развития района регулирует планировочные и строительные работы на территории района, организует жилищное и социально- культурное строительство, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

1.7. ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке предоставляет муниципальное жилье в наем или аренду, создает условия для индивидуального жилищного строительства;

1.8. организует эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, организует благоустройство населенных пунктов района;

1.9 утверждает нормативы потребления и тарифы коммунальных услуг;

1.10 организует снабжение населения и муниципальных учреждений топливом;

1.11 создает условия для экологического образования населения;

1.12 организует поддержание общественного порядка на территории района, содержит муниципальные органы общественного порядка, осуществляет контроль и координирует их деятельность;

1.13 обеспечивает противопожарную безопасность в муниципальном образовании, организует муниципальную пожарную службу;

1.14. соответствии с действующим законодательством осуществляет защиту прав потребителей;

1.15. реализует государственную политику и организует, содержит и развивает сеть муниципальных учреждений образования и здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта на территории района;

1.16. обеспечивает социальную поддержку населения района и содействует его занятости;

1.17. обеспечивает реализацию установленных законом льгот и гарантий гражданам;

1.18. создает условия для торгового и бытового обслуживания населения;

1.19. обеспечивает обслуживание населения внутрирайонным пассажирским транспортом, осуществляет контроль за соблюдением правил пассажирского обслуживания, утверждает маршруты движения автобусов;

1.20. организует обеспечение населения ритуальными услугами и содержание мест захоронения;

1.21. осуществляет меры по подготовке и переподготовке кадров;

1.22. создает условия для развития средств массовой информации;

1.23. способствует развитию предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности;

1.24. осуществляет обязательное медицинское страхование неработающего населения и контролирует выполнение условий договора между страхователем и медицинским учреждением.

1.25 осуществляет отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую в пределах полномочий;

1.26 утверждает генеральные планы, проекты планировки и застройки населенных пунктов, организует выбор земельного участка под застройку.

2. Администрация района осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения, а также государственные функции и полномочия, переданные ей нормативными актами.

Статья 41. Структура администрации района.

1. Администрация района формируется главой района в соответствии со структурой, утвержденной Советом народных депутатов.

2. В структуру администрации района входят:

- Глава Чаинского района;

первый заместитель Главы района;

заместители Главы района;

функциональные, отраслевые органы управления и иные подразделения администрации района (управления, комитеты, комиссии и отделы);

территориальные органы управления администрации района (территориальные округа).

3. Организационная структура предусматривает четкое разделение функций между структурными подразделениями администрации района.

4. Глава района своим постановлением утверждает Регламент деятельности администрации района и Положения об органах управления и структурных подразделениях администрации района.

Статья 42. Заместители Главы администрации района.

1. Первый заместитель и заместители Главы администрации района назначаются на должность главой района по согласованию с районным Советом.

Во всех случаях, когда Глава района не в состоянии выполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Главы администрации района, о чем Глава района подписывает распоряжение.

2. Распределение обязанностей между заместителями устанавливаются постановлением Главы района.

По вопросам своего ведения заместители Главы администрации района издают распоряжения, обязательные к исполнению соответствующими органами и должностными лицами администрации района.

3. Глава района вправе передать своим заместителям осуществление отдельных своих полномочий, как в целях выполнения отдельных поручений, так и без ограничения срока.

Статья 43. Органы управления и иные подразделения администрации района.

1. Органами управления района являются созданные в соответствии со структурой органов местного самоуправления района самостоятельные структурные подразделения, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления районом.

Органы управления района состоят на местном бюджете.

2. Органы управления района могут обладать правами юридического лица, иметь смету расходов, открывать лицевой счет в финансовом отделе или муниципальном казначействе. В их управлении могут находиться муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения и иные муниципальные объекты.

Имущество органов управления района закрепляется за ними на правах оперативного управления актами Главы района, если иное не предусмотрено законодательством.

3. Финансирование структурных подразделений в составе администрации района осуществляется в рамках сметы расходов.

4. Органы управления и структурные подразделения администрации района, имеющие статус комитетов или комиссий, принимают свои решения в коллегиальном порядке.

5. Управления и отделы возглавляются единоличными руководителями - начальниками и заведующими. Руководители этих органов в целях осуществления их полномочий издают приказы.

6. Органы управления и структурные подразделения администрации района самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению.

По вопросам, отнесенным к ведению соответствующих вышестоящих органов и должностных лиц органов местного самоуправления, органы управления и структурные подразделения администрации района подконтрольны соответствующим вышестоящим органам и должностным лицам.

7. Акты органов управления и структурных подразделений администрации района, противоречащие законодательству, решениям Совета, постановлениям и распоряжениям Главы района, могут быть отменены Главой района или судом.

8. Должностные инструкции для сотрудников самостоятельных органов управления и структурных подразделений администрации района утверждаются руководителем соответствующего органа, подразделения, по согласованию с Главой района или его заместителем.

Статья 44. Территориальные органы местного самоуправления (администрации территориальных округов).

1. Территориальные органы местного самоуправления (администрации территориальных округов) строят свою деятельность на принципах подотчетности и подчиненности главе района.

2. Руководители территориальных округов (управляющие территориальными округами) назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности главой района с учетом мнения населения.

3. По вопросам своей компетенции управляющий территориальным округом издает постановления и распоряжения.

Постановления и распоряжения обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, а также должностными лицами и гражданами.

4. Администрации территориальных округов:

4.1. решают в пределах своих прав, представленных законом «О местном самоуправлении в Томской области» и настоящего Устава все вопросы местного значения, исходя из интересов населения;

4.2. управляют объектами муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом;

4.3. обеспечивают исполнение сметы расходов территории, планов, программ социально-экономического развития территории, иные нормативные акты органов территориального и местного самоуправления;

4.4. организуют контроль за исполнением нормативных актов органов и должностных лиц;

4.5. организуют жилищное и социально-культурное строительство, строительство и содержание дорог местного значения;

4.6. ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

4.7. организуют сохранение памятников истории и культуры, находящихся на его территории;

4.8. выходят с предложениями, планами по вопросам улучшения социально-экономического развития территории к главе района, Совету народных депутатов;

4.9. согласовывают кандидатуры участковых уполномоченных милиции на подведомственной территории;

4.10. ведут прием граждан;

4.11. выполняют функции по учету военнообязанных в соответствии с федеральным законодательством;

4.12. ведут учет и оценку состояния окружающей природной среды; планируют природоохранные мероприятия; обеспечивают население необходимой экологической информацией; организуют экологическое воспитание;

4.13. организуют работу общественных комиссий (административной, благоустройству и т. д.);

4.14. принимают участие в разработке и осуществлении генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов;

4.15. составляют отчетность в органы государственного и местного управления;

4.16. способствуют трудоустройству безработных;

4.17. организуют работу по подготовке и переподготовке кадров;

4.18. совершают нотариальные действия в пределах, утвержденных законодательством;

4.19. организуют регистрацию по месту пребывания и по месту жительства и снятие с регистрационного учета, за исключением администрации Подгорнского территориального округа;

4.20. способствуют развитию предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности;

4.21. осуществляет защиту прав потребителей согласно действующему законодательству;

4.22. организуют проведение противопожарных мероприятий, предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий в соответствии с принятым законодательством РФ и Томской области;

4.23. принимают меры по содержанию и благоустройству населенных пунктов;

4.24. организуют и обеспечивают работу органов общественного самоуправления (сходы граждан, собрания, уличные комитеты и т.д.);

4.25. выступают органами консолидации населения и различных общественных движений на данной территории;

4.26. выявляют общественное мнение населения, используют его в своей работе, доводят его до сведения районного Совета народных депутатов, главы района;

4.27. информируют население о своей деятельности и о принятых решениях по проблемам своей территории;

4.28. кооперируют средства населения для общественных нужд на добровольных началах.

5. Территориальные органы местного самоуправления, кроме прав и обязанностей, предусмотренных п.4 ст.44., могут осуществлять другие функции в соответствии с действующим законодательством, Положением о территориальном органе местного самоуправления и функциональными обязанностями управляющих территориальными округами.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

ГЛАВА IX. МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ.

Статья 45. Местный референдум и его значение.

1. Местный референдум проводится для решения непосредственно населением важных вопросов местного значения.

2. Решения, принятые путем местного референдума, обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления района, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории района, а также гражданами. Они могут быть отменены и изменены также посредством референдума.

3. Порядок подготовки и проведения референдума определяется законодательством Российской Федерации и законом Томской области «О референдуме в Томской области».

ГЛАВА X. ИНЫЕ ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Статья 46. Коллективные обращения граждан.

1. Жителям района обеспечивается право на коллективные обращения в Совет и администрацию района по вопросам их ведения.

Коллективное обращение может иметь своей целью:

внесение на заседание Совета или в администрацию района предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся интересов населения и относящихся к ведению Совета или администрации района;

возбуждение в установленном порядке процедуры досрочного прекращения полномочий Совета или отзыва ее депутата;

возбуждение в установленном порядке отзыва Главы района.

2. Коллективные обращения граждан подлежат рассмотрению в обязательном порядке в соответствии с Законом Томской области «Об обращениях граждан в органы государственное власти и органы местного самоуправления в Томской области».

Статья 47. Мирные массовые акции населения.

1. Граждане Чаинского района имеют право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и другие акции при условии предварительного уведомления администрации Чаинского района в установленном законом порядке.

2. Администрация Чаинского района и милиция общественной безопасности, получив уведомление о мирной массовой акции, обязаны обеспечить общественный порядок при ее проведении.

3. Организаторы массовой акции несут ответственность за ее соответствие заявленным целям и форме поведения.

4. При проведении массовой акции никто не освобождается от ответственности за нарушение общественного порядка и закона.

Статья 48. Право граждан присутствовать на заседании Совета.

Доступ жителей на заседания Совета свободный, кроме случаев, когда, в соответствии с решением Совета, проводится его закрытое заседание.

Порядок посещения заседаний гражданами регулируется Регламентом работы Совета.

Статья 49. Право гражданина быть выслушанным на заседании Совета или должностным лицом, компетентным принять решение по поводу его жалобы.

Гражданин, подавший жалобу в связи с нарушением его законных прав и интересов на территории района, относящихся к ведению органов местного самоуправления, вправе быть выслушанным на заседании Совета или должностным лицом, компетентным принять решение по его жалобе.

Статья 50. Массовые обсуждения наиболее значимых вопросов.

1. Подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации содержание проектов планов экономического и социального развития района, экологической обстановки, в целях проведения их обсуждения населением на собраниях, в средствах массовой информации и использования материалов обсуждения для учета общественного мнения.

2. По решению Совета могут проводиться массовые обсуждения и других важных вопросов жизни.

Статья 51. Право граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления.

Каждый житель района вправе получать всю информацию, касающуюся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также принятых ими решениях, постановлениях и других актах.

ГЛАВА XI. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЙОНЕ.

Статья 52. Система территориального общественного самоуправления.

1. Жители района могут на добровольной основе объединятся в границах территорий общественного самоуправления - сел, деревень, микрорайонов, улиц, для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов территориального значения.

2. Органами территориального общественного самоуправления на территории района могут быть уличные комитеты, комитеты общественного самоуправления в населенных пунктах, сходы граждан в небольших населенных пунктах.

3. Территориальные границы деятельности органов общественного самоуправления устанавливаются решением Совета по представлениям самих этих органов, либо по представлению Главы района.

Статья 53. Порядок создания органов территориального общественного самоуправления.

1. Инициатива создания органов территориального общественного самоуправления принадлежит населению.

2. Порядок создания органов территориального общественного самоуправления определяется Положением о территориальном общественном самоуправлении, принимаемым Советом.

Статья 54. Функции и полномочия органов территориального общественного самоуправления.

Компетенция органа территориального общественного самоуправления определяется Положением (Уставом) о нем, а также решениями Совета о передаче ему полномочий на основе добровольно взятых на себя населением и этим органом обязательств.

Статья 55. Правовое регулирование деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления создаются и действуют в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении, принимаемым Советом на основании законодательства Российской Федерации и Томской области.

Статья 56. Контроль органов местного самоуправления за деятельностью органов общественного самоуправления.

1. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов территориального общественного самоуправления в части использования средств, выделяемых из бюджета муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления вправе обращаться к органу общественного самоуправления с требованием об отмене или изменении не позднее чем в недельный срок его решения по причине нарушения законности. В случае отказа органа общественного самоуправления органы местного самоуправления отменяют незаконное решение органа территориального общественного самоуправления.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

ГЛАВА XII. ВИДЫ И ФОРМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Статья 57. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством и перед населением района.

2. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законом Российской Федерации, Устава и законов Томской области и настоящего Устава.

3. Ответственность перед населением района наступает в случае нарушения настоящего Устава, утраты органами и должностными лицами местного самоуправления доверия со стороны населения.

Статья 58. Виды и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением района.

1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением реализуется в виде права населения на выражение недоверия соответствующим органам и должностным лицам.

2. Формами ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления являются отзыв депутата Совета, досрочное прекращение полномочий Совета или Главы района.

3. В случае принятия органом или должностным лицом местного самоуправления неправомерного решения оно может быть обжаловано в суд.

Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, возмещается ими на основании судебного решения.

Статья 59. Государственный контроль деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Томской области осуществляют контроль за выполнением органами и должностными лицами местного самоуправления действующего законодательства, в части переданных им законом отдельных государственных полномочий.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА XIII. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВА ЧАИНСКОГО РАЙОНА И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 60. Принятие Устава района.

Устав района принимается Советом на заседании квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 от установленного числа депутатов), после обнародования и всестороннего обсуждения с населением района его проекта.

Статья 61. Внесение изменений в Устав района.

1. Изменения и дополнения в Устав района принимаются Советом на его заседании квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 от установленного числа депутатов).

2. По инициативе Совета, главы района или непосредственно 5% жителей района изменения и дополнения в Устав района могут быть приняты на референдуме, проведенном на территории района в соответствии с законом области «О референдуме в Томской области».

3. Изменения и дополнения тех Положений Устава, которые были приняты местным референдумом, могут быть изменены или отменены только местным референдумом, назначаемым с этой целью.

Статья 62. Вступление в силу Устава района, изменений и дополнений к нему.

Устав района, изменения и дополнения к нему вступают в силу после государственной регистрации и опубликования в средствах массовой информации района.

Статья 63. Переходные положения.

1. Срок полномочий и численный состав Совета, принимающего настоящий Устав, сохраняются до избрания состава Совета нового созыва.

2. Глава района, избранный из состава районного Совета, продолжает исполнять обязанности до вступления в должность вновь избранного главы района. Выборы главы района назначаются одновременно с выборами очередного созыва районного Совета народных депутатов.

3. Нормативные акты, принятые органами местного самоуправления до вступления в силу настоящего Устава, сохраняют юридическую силу в части, не противоречащей ему.

Заместитель председателя

Совета народных депутатов

Л.И. Пазинич

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.150.020 Устав муниципального образования

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать