Основная информация

Дата опубликования: 08 июня 2005г.
Номер документа: RU445240002005001
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Костромская область
Принявший орган: Собрание депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области
Раздел на сайте: Уставы муниципальных образований
Тип документа: Уставы МО

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Устав зарегистрирован постановлением губернатора Костромской области от 30 августа 2005 года № 45, о чем 31 августа 2005 года внесена запись в Государственный реестр уставов муниципальных образований Костромской области за порядковым № 45, реестровый № 30.14216//45

Губернатор Костромской области

Устав Шарьинского муниципального района

принят постановлением Собрания депутатов от 08 июня 2005 г. № 24

УСТАВ ШАРЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Утратил силу

постановлением Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области от 03.08.2006 года № 104

Оглавление

Глава I. Характеристика муниципального района, как муниципального образования. Границы и состав территории Шарьинского муниципального района.

Статья 1. Наименование и характеристика муниципального района.

Статья 2. Границы и состав территории муниципального района.

Статья 3. Изменение границ и преобразование муниципального района.

Статья 4. Символика муниципального района.

Глава II. Организация самоуправления муниципального района.

Статья 5. Понятие местного самоуправления.

Статья 6. Вопросы местного значения муниципального района.

Статья 7. Гласность в работе органов местного самоуправления муниципального района.

Глава III. Участие населения муниципального района в осуществлении местного самоуправления.

Статья 8. Местный референдум.

Статья 9. Муниципальные выборы.

Статья 10. Избирательная комиссия муниципального района.

Статья 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Статья 12. Конференции граждан.

Статья 13. Голосование по отзыву депутата Собрания депутатов, главы муниципального района.

Статья 14. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального района.

Статья 15. Правотворческая инициатива граждан.

Статья 16. Публичные слушания.

Статья 17. Опрос граждан.

Глава IV Принципы организации местного самоуправления и структура органов местного самоуправления муниципального района.

Статья 18. Основные принципы районного самоуправления.

Статья 19. Структура органов муниципального района.

Глава V. Собрание депутатов - представительный орган самоуправления муниципального района.

Статья 20. Состав Собрания депутатов муниципального района.

Статья 21. Право законодательной инициативы в областной Думе.

Статья 22. Компетенция Собрания депутатов муниципального района.

Статья 23. Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов и отдельных депутатов.

Статья 24. Статус депутата Собрания депутатов муниципального района.

Глава VI. Глава муниципального района.

Статья 25. Глава муниципального района.

Статья 26. Полномочия главы муниципального района.

Статья 27. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального района.

Статья 28. Ответственность главы муниципального района.

Статья 29. Социальные гарантии главы муниципального района.

Статья 30. Администрация муниципального района - исполнительно- распорядительный орган местного самоуправления.

Статья 31. Администрации сельских поселений.

Глава VII. Муниципальная служба.

Статья 32. Основные положения о муниципальной службе.

Глава VIII. Гарантии местного самоуправления муниципального района.

Статья 33. Гарантии местного самоуправления муниципального района.

Статья 34. Судебная защита прав.

Глава IХ. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправлениям муниципального района.

Статья 35. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района.

Статья 36. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Статья 37. Обжалование в суд решений, принятых путем референдума, решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района.

Глава X. Финансово экономическая основа местного самоуправления муниципального района.

Статья 38. Экономическая основа местного самоуправления района.

Статья 39. Муниципальное имущество муниципального района.

Статья 40. Отношения органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности.

Статья 41. Отношения органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.

Статья 42. Бюджет муниципального района.

Статья 43. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления муниципального района.

Глава XI. Разработка, принятие, регистрация Устава, внесение в него изменений и дополнений.

Статья 44. Порядок принятия Устава.

Статья 45. Государственная регистрация Устава.

Статья 46. Вступление устава в законную силу.

Устав Шарьинского муниципального района разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Костромской области, законом Костромской области «Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом», другими законами и иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти по вопросам местного самоуправления.

Устав определяет правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления района, роль жителей района и органов местного самоуправления в осуществлении народовластия, закрепляет полномочия, систему и структуру органов местного самоуправления Шарьинского муниципального района.

Глава I. Характеристика муниципального района, как муниципального образования. Границы и состав территории Шарьинского муниципального района.

Статья 1. Наименование и характеристика муниципального района.

Шарьинский район был образован в 1929 году, входил в состав Нижегородского края. С 1944 года Шарьинский район передан в состав Костромской области.

В соответствии с Конституцией РФ, Уставом Костромской области, федеральным и областным законодательством о местном самоуправлении, другими нормативными правовыми актами Шарьинский муниципальный район является муниципальным образованием в составе Костромской области с административным центром город Шарья.

Шарьинский муниципальный район (далее - муниципальный район) - муниципальное образование, состоящее из нескольких сельских поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, а так же осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Костромской области.

Статья 2. Границы и состав территории муниципального района.

Шарьинский муниципальный район расположен в юго-восточной части Костромской области.

На северо-западе Шарьинский район граничит с Межевским районом, граница проходит: ломаной линией на север по границам кварталов 71, 61, 51 Шарьинского лесхоза, далее граница поворачивает на восток и идет по границе кварталов 51, 52, 53, 54, делая поворот, в северо-восточном направлении тянется по границе кварталов 45, 39, 34, 31 Шарьинского лесхоза, в том же направлении граница района проходит по границе земель МУП "Пищевка". Дойдя до юго-западного угла кварталов 28, граница района поворачивает на северо-запад и идет по границе кв. 28, поворачивает на запад и тянется прямой линией по кварталам 27, 26, 25, плавно поворачивает на северо-запад, проходит по границе квартала 24. Далее граница района устремляется ломаной линией на север и проходит по границе кварталов 24, 14, 11, 8 Шарьинского лесхоза, огибает кварталы 8, 9 с северо-запада, поворачивая на северо-восток до стыка границы с Пыщугским районом.

На севере Шарьинский район граничит с землями Пыщугского района. Граница резко поворачивает и идет по границам кварталов Шарьинского лесхоза, далее поворачивает в северо-восточном направлении ломанной линией до реки Б. Шистом, пересекает автодорогу Пыщуг-Шарья, проходит через озеро Лиховое и по границе лесных угодий опускается на юг, дойдя до реки Нюрюг, граница поворачивает на восток и идет вверх по течению реки. Далее граница пересекает реку Земниха, меняет направление и прямой линией идет на восток по границам кварталов Шарьинского лесхоза, тянется ломанной линией на северо-восток и идет, чередуясь, то по границе Пыщугского лесхоза, то по границам лесных угодий и колхозов. Граница района снова меняет направление и идет на север прямой линией, а затем на восток до кварталов Пыщугского лесхоза, пройдя в этом направлении, граница тянется на северо-восток, меняя направления, спускается на юг, а затем следует на восток и опять направляется ломанной линией на север до стыка границы с Вохомским районом.

На северо-востоке граничит с землями Вохомского района. Граница идет от реки Якшанга, пересекает железнодорожную ветку Якшангского ЛПХ и направляется на юго-восток до кварталов Поназыревского лесхоза, далее идет в юго-восточном направлении, поворачивает на юго-запад и, вновь меняя направление на юго-восток, до Поназыревского лесхоза, пересекая железнодорожную ветку ЛПХ, направляется ломанной линией на юго-восток, пересекая автодорогу Матвеевское-Заветлужье, поворачивает на юго-запад, проходит по границе лесных площадей хозяйств. Далее по кварталам Шарьинского лесхоза спускается на юг до реки Шанга.

На востоке граничит с Поназыревским районам, где от реки Шанга спускается на юг до кварталов Шарьинского лесхоза, пересекает автодорогу на населенный пункт Васеневский, затем на населенный пункт Сосновка и железнодорожную ветку Зебляковского ЛПХ, далее резко поворачивает на юг и следует по границе кварталов Шарьинского лесхоза. Затем пересекает автодорогу Шарья-Поназырево, северную железную дорогу Кострома-Киров, автодорогу Заболотье-Якшанга, реку Большая Якшанга и спускается на юг. Дойдя до земель Ивановского лесхоза, идет до пересечения реки М. Якшанга, далее по землям Ивановского лесхоза до пересечения железнодорожной ветки Панино-Якшанга, а далее по кварталам Ивановского лесхоза до границы с Нижегородской областью.

На юге Шарьинский район граничит с землями Ветлужского района Нижегородской области. От земель Ивановского лесхоза пересекает озеро Неводное, озеро Старицу, доходит до реки Ветлуга и спускается вниз по течению реки. Дальше граница устремляется на запад, меняя направление на южное вблизи урочища Богомазово, доходит до реки Нужна, идя вниз по течению до земель Ивановского лесхоза, пересекая реку Антипиха, затем автодорогу Урень-Шарья, движется в юго-западном направлении по землям Ивановского лесхоза до пересечения реки Большая Туранка. Далее идет по землям хозяйств до кварталов Ивановского лесхоза пересекая неоднократно реку Солоница далее по землям Ивановского лесхоза до границы с Мантуровским районом.

На западе граничит с землями Мантуровского района. Граница проходит ломанной линией, пересекая реку Пумино, идя по землям Ивановского лесхоза до пересечения с рекой Меремша и далее с рекой Долматиха и Котельница. Пересекает границу между Ивановским и Шарьинским лесхозам, следует ломанной линией до пересечения реки Болть, реки Летни, далее, пересекая железнодорожную ветку, поворачивает на северо-восток. В этом направлении граница идет ломанной линией, пересекает автодорогу Мантурово-Шарья, идя по землям Шарьинского лесхоза до пересечения реки Суксула, и следует в северо-восточном направлении вдоль автодороги, которая является западной границей Дюковского лесничества Шарьинского лесхоза.

Территория Шарьинского района включает сельские населенные пункты, образованные исходя из исторически сложившегося расселения, социально-экономических и культурных связей территорий.

В состав территории Шарьинского муниципального района входят:

Берзихинское сельское поселение с административным центром деревня Берзиха, населенными пунктами: деревни Алешиха, Барабаново, Бараново, Берзиха, Глиновка, Гордюшиха, Иваньково, Рогачиха;

Варакинское сельское поселение с административным центром поселок Варакинский, населенными пунктами: деревни Безнег, Красный холм, Кузнецово, Лесничество, поселок Варакинский;

Головинское сельское поселение с административным центром село Головино, населенными пунктами: деревни Головино, Коневка, Королевка, Нюрюг, село Головино;

Заболотское сельское поселение с административным центром село Заболотье, населенными пунктами: деревни Балаболиха, Вторая Культура, Ершиха, Заболотье, Заводь, Казанка, Колобовка, Первая, Культура, Починок, Сысоиха, Фадиха, село Заболотье;

Зебляковское сельское поселение с административным центром поселок Зебляки, населенными пунктами: деревни Горланиха, Сабуриха, поселки Васенево, Зебляки, Соколовский;

Ивановское сельское поселение с административным центром село Рождественское, населенными пунктами: деревни Аксеново, Бодячиха, Быково, Глушиха, Гольяниха, Ивановское, Козиониха, Плосково, Пустошка, Семениха, Столбецкое, Хмелевка, Хреново, Якимиха, село Рождественское;

Катунинское сельское поселение с административным центром деревня Катунино, населенными пунктами: деревни Быково, Катунино, Комухино, Лычиха, Мещериха;

Коневское сельское поселение с административным центром деревня Конево, населенными пунктами: деревни Бердиха, Боярка, Еремино, Кебасиха, Кокуй, Конево, Лелеково, Медведица, Подолиха, Рожиха, Тютниха, село Конево;

Кривячское сельское поселение с административным центром деревня Кривячка, населенными пунктами: деревни Вагино, Высоково, Косиха, Коурчиха, Кривячка, Лысиха, Ново-Шангское, Прудовка, Старо-Шангское, хутор Ивановский;

Майтихинское сельское поселение с административным центром деревня Майтиха, населенными пунктами: деревни Воеводиха, Воробьиха, Гольяново, Иванчиха, Кривцово, Лукино, Майтиха, Максимиха, Серково;

Марутинское сельское поселение с административным центром деревня Сергеево, населенными пунктами: деревни Андрониха, Васильевское, Круглица, Кузино, Марутино, Молошница, Нужна, Ракитиха, Сергеево, Третьяково;

Матвеевское сельское поселение с административным центром село Матвеевское, населенными пунктами: деревни Бусыгинцы, Колеватовцы, Красавцы, Новоселовцы, Робяши, Смородинцы, село Матвеевское;

Одоевское сельское поселение с административным центром село Одоевское, населенными пунктами: деревни Аристиха, Вахнево, Мундоро, Нежданово, Старково, Яковищево, Якутино, село Одоевское;

Печенкинское сельское поселение с административным центром село Печенкино, населенными пунктами: деревни Белышиха, Власиха, Михалиха, Савиха, Филиха, Шубиха, село Печенкино;

Пищевское сельское поселение с административным центром деревня Пищевка, населенными пунктами: деревни Большое Варакино, Вардугино, Денисово, Дюково, Кораблиха, Кучериха, Малое Варакино, Матвеевка, Минино, Обуховица, Пищевка, Пятунино, Симоново, Яковлиха; кордон Дюковское лесничество;

Поляшовское сельсое поселение с административным центром деревня Поляшово, населенными пунктами: деревни Бухалкино, Быниха, Поляшово, Суриха;

Троицкое сельское поселение с административным центром село Троицкое, населенными пунктами: деревни Аристиха, Быково, Завьялиха, Киево, Киселиха, Колесиха, Красная Горка, Курганы, Медведица, Назимица, Поверткино, Притыкино, Слепниха, Филатиха, село Троицкое;

Шангское сельсое поселение с административным центром село Николо-Шанга, населенными пунктами: деревни Барановка, Большая Талица, Бородино, Бычиха, Выползово, Высоковка, Желниха, Заболотье, Зебляки, Коневка, Кузнечиха, Малая Талица, Надежино, Осипово, Павлово, Решетиха, Сафоново, Серегино, Середняя, Серегино, Уткино, Филино, Хмелевица, Ширикалиха, поселки Боровской, Луговой, село Николо-Шанга;

Шекшемское сельское поселение с административным центром поселок Шекшема, населенным пунктом поселок Шекшема.

Территорию муниципального района составляют земли сельских поселений, земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта, связи, земли особо охраняемых территорий и их объектов, земли лесного, водного фонда, земли запаса.

Схема территории является приложением к настоящему Уставу. (Приложение 1)

Порядок использования и распоряжения землей осуществляется согласно действующего законодательства Российской Федерации и Костромской области.

Статья 3. Изменение границ и преобразование муниципального района.

1. Изменение границ муниципального района осуществляется законом Костромской области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Костромской области.

Инициатива населения об изменении границ муниципального района реализуется в порядке и в соответствии с законом Костромской области, для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления об изменении границ муниципального района оформляется решениями Собрания депутатов муниципального района.

2. Изменение границ муниципального района влекущее отнесение территорий отдельных входящих в его состав сельских поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных сельских поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения Собрания депутатов муниципального района.

3. Изменение границ муниципального района и сельских поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав сельских поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или сельских поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного Собранием депутатов муниципального района и Советом депутатов сельского поселения.

4. Преобразование муниципального района осуществляется законом Костромской области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Костромской области.

Инициатива населения о преобразовании муниципального района реализуется в порядке и в соответствии с законом Костромской области, для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления о преобразовании муниципального района оформляется решениями Собрания депутатов муниципального района.

Статья 4. Символика муниципального района.

1. Символика муниципального района и порядок ее официального использования утверждаются Собранием депутатов муниципального района.

2. Муниципальный район имеет свой герб, флаг. Их изображение и описание является приложением к настоящему Уставу. (Приложение 2)

Глава II. Организация самоуправления муниципального района.

Статья 5. Понятие местного самоуправления.

1. Местное самоуправление в муниципальном районе - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Костромской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 6. Вопросы местного значения муниципального района.

1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро-и газоснабжения сельских поселений;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

8) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

9) организация и осуществление муниципального экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

10) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Костромской области, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

11) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

12) опека и попечительство;

13) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

14) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;

15) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов сельских поселений;

16) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

17) создание условий для обеспечения сельских поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

18) организация библиотечного обслуживания сельских поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора);

19) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности сельских поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

20) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

21) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

22) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Костромской области, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального и областного бюджета).

3. Органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления отдельных сельских поселений, входящих в его состав, вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из соответствующего бюджета.

Статья 7. Гласность в работе органов местного самоуправления муниципального района.

1. Органы местного самоуправления муниципального района действуют гласно и открыто, обеспечивают населению право на обращение и получение ответа, ознакомление с документами, иными материалами, затрагивающими интересы, права, свободы граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом.

2. Жителям района гарантируется свободный доступ на заседания Собрания депутатов муниципального района, кроме случаев, когда Собрание депутатов проводит закрытое заседание. Порядок посещения заседаний Собрания депутатов определяется регламентом Собрания.

3. Органы и должностные лица муниципального района обязаны информировать население в средствах массовой информации о содержании программ социального развития района, районного бюджета и других важных вопросов местного значения.

Глава III. Участие населения муниципального района в осуществлении местного самоуправления.

Статья 8. Местный референдум.

1. По наиболее важным вопросам местного значения на территории муниципального района может проводиться местный референдум.

2. Решение о проведении местного референдума принимается Собранием депутатов муниципального района. Для принятия Собранием депутатов решения о проведении местного референдума необходимы подписи участников референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума в количестве 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального района.

Период сбора подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума составляет 20 дней со дня получения инициативной группой по проведению местного референдума свидетельства о регистрации.

3. В районном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом. Граждане участвуют в районном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на районном референдуме осуществляется тайно. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

4. Решения, принятые на местном референдуме, являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении органами и должностными лицами государственной власти, местного самоуправления.

5. Порядок подготовки и проведения местного референдума определяется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Кодексом о референдумах в Костромской области».

6. Итоги голосования и принятое на референдуме решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 9. Муниципальные выборы.

1.Выборы главы муниципального района и депутатов Собрания депутатов муниципального района осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

2. Срок, на который избираются депутаты Собрания депутатов и глава муниципального района, составляет пять лет.

3. Выборы депутатов Собрания депутатов муниципального района проводятся по одномандатным и многомандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства.

При выборах депутатов Собрания депутатов муниципального района избирательная комиссия муниципального района не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему избирательных округов.

Собрание депутатов муниципального района не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, утверждает схему избирательных округов.

4.Выборы главы муниципального района проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию муниципального района. Выборы проходят по мажоритарной системе абсолютного большинства: избранным главой местного самоуправления муниципального района признается кандидат, который получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

5. Выборы депутатов Собрания депутатов, главы муниципального района в связи с истечением установленного срока полномочий назначаются Собранием депутатов муниципального района.

В случае прекращения полномочий Собрания депутатов, главы муниципального района до истечения установленного срока полномочий по основаниям, установленным федеральным, областным законодательством и настоящим Уставом, решение о назначении досрочных выборов принимается:

а) главой муниципального района - о назначении досрочных выборов Собрания депутатов муниципального района;

б) Собранием депутатов - о назначении досрочных выборов главы муниципального района.

6. Выборы депутатов Собрания депутатов и главы муниципального района проводятся в порядке, установленном Избирательным кодексом Костромской области.

7. Количество избирательных округов определяется Собранием депутатов муниципального района.

Статья 10. Избирательная комиссия муниципального района.

1. Избирательная комиссия муниципального района - постоянно действующий муниципальный орган муниципального района организующий подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву главы муниципального района, депутатов Собрания депутатов, голосования по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района.

2. Подготовку и проведение местного референдума, выборов главы муниципального района, депутатов Собрания депутатов муниципального района, а также другие полномочия в соответствии с компетенцией осуществляет избирательная комиссия муниципального района.

3. Избирательная комиссия формируется в порядке и сроки установленные избирательным Кодексом Костромской области в составе девяти членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены избирательной комиссии из своего состава тайным голосованием избирают председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии.

4. Срок полномочий избирательной комиссии составляет 4 (четыре) года.

5. Избирательная комиссия муниципального района организует свою деятельность в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, а также Положением об избирательной комиссии муниципального района, утверждаемым Собранием депутатов муниципального района.

Статья 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

1. Жители района имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления муниципального района.

2. Порядок обращения, сроки их рассмотрения определяются регламентами органов местного самоуправления в соответствии с Законом Костромской области "О порядке рассмотрения и разрешения обращений граждан на территории Костромской области".

Статья 12. Конференции граждан.

1. Для обсуждения вопросов местного значения муниципального района, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района могут проводиться конференции граждан.

2. Конференция граждан проводится по инициативе:

- Совета депутатов сельского поселения;

- Собрания депутатов муниципального района;

- главы муниципального района.

- граждан.

3. Избрание делегатов - участников конференции осуществляется собраниями граждан, проводимыми в соответствии с Уставами поселений, входящих в состав муниципального района.

4. Порядок назначения и проведения конференции граждан устанавливается Собранием депутатов муниципального района.

5. Итоги конференции граждан подлежат официальному опубликованию.

Статья 13. Голосование по отзыву депутата Собрания депутатов, главы муниципального района.

1. Голосование по отзыву депутата Собрания депутатов муниципального района, главы муниципального района проводится по инициативе населения в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Кодексом о референдумах в Костромской области.

2. Основаниями для отзыва депутата Собрания депутатов, главы муниципального района могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

3. Депутат Собрания депутатов, глава муниципального района имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

4. Депутат Собрания депутатов, считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе по которому избирался данный депутат.

5. Глава муниципального района считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном районе.

6. Итоги голосования по отзыву депутата Собрания депутатов муниципального района, главы муниципального района и принятые решения подлежат официальному опубликованию.

Статья 14. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального района.

1. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального района проводится в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Кодексом о референдумах в Костромской области.

2. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального района назначается Собранием депутатов муниципального района.

3. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального района считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального района или части муниципального района, обладающих избирательным правом.

4. Согласие населения на изменение границ, преобразование муниципального района считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального района или части муниципального района.

5. Итоги голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципального района и принятые решения подлежат официальному опубликованию.

Статья 15. Правотворческая инициатива граждан.

1. Инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом может выступать с правотворческой инициативой, в порядке, установленном Собранием депутатов муниципального района.

2. Право вносить на рассмотрение Собрания депутатов муниципального района или главы муниципального района проект муниципального правового акта имеет, инициативная группа граждан, собравших подписи не более 3 % от минимальной численности жителей муниципального района, обладающих избирательным правом.

3. Внесенный проект муниципального правового акта, подлежит обязательному рассмотрению, в течение трех месяцев со дня его внесения.

4. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

5. Принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта мотивированное решение, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Статья 16. Публичные слушания.

1. Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе:

- населения;

- Собрания депутатов муниципального района;

- главы муниципального района.

3. Решение о назначении публичных слушаний, инициированных населением или Собранием депутатов муниципального района, принимает Собрание депутатов муниципального района.

4. Решение о назначении публичных слушаний, инициированных главой муниципального района, принимает глава муниципального района.

5. На публичные слушания выносятся:

- проект Устава муниципального района, а так же проект акта о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального района;

- проект бюджета муниципального района и отчет о его исполнении;

- проекты планов и программ развития муниципального района проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- вопросы о преобразовании муниципального района.

6. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Собранием депутатов муниципального района.

Статья 17. Опрос граждан.

1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального района или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами муниципального района и должностными лицами, а так же органами государственной власти Костромской области и носит рекомендательный характер.

2. В опросе граждан участвуют жители муниципального района, обладающие избирательным правом.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

- Собрания депутатов муниципального района или главы муниципального района - по вопросам местного значения;

- органов государственной власти Костромской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального района дл объектов регионального и межрегионального значения.

4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется постановлением Собрания депутатов муниципального района.

5. Порядок назначения и проведения опроса граждан должен содержать:

- дату и сроки проведения опроса;

- формулировку вопроса (вопросов), предполагаемого (предполагаемых) при проведении опроса;

- методику проведения опроса;

- форму опросного листа;

- минимальную численность жителей муниципального района, участвующих в опросе.

6. Жители муниципального района должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

- за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе Собрания депутатов муниципального района или главы муниципального района;

- за счет средств бюджета Костромской области - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Костромской области.

Глава IV Принципы организации местного самоуправления и структура органов местного самоуправления муниципального района.

Статья 18. Основные принципы районного самоуправления.

Основными принципами организации самоуправления муниципального района являются:

1. Конституционная гарантия самостоятельности местного самоуправления.

2. Осуществление местного самоуправления района населением в границах муниципального образования - Шарьинского района.

3. Осуществление местного самоуправления на основе законности и в пределах компетенции.

4. Самостоятельность в осуществлении полномочий.

5. Учет исторических, культурных и иных традиций и особенностей в организации и деятельности самоуправления района.

6. Разнообразие форм местного самоуправления.

7. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением за надлежащее исполнение своих функций.

8. Учет общественного мнения и гласность в деятельности районного самоуправления.

Статья 19. Структура органов муниципального района.

1. Структуру органов муниципального района составляют:

- Собрание депутатов муниципального района - выборный представительный орган;

- глава муниципального района - высшее должностное лицо, избираемое на муниципальных выборах и возглавляющее администрацию муниципального района;

- администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган;

2. Изменение структуры органов муниципального района осуществляется путем внесения изменений в настоящий Устав.

3. Финансирование расходов на содержание органов муниципального района осуществляется за счет средств бюджета муниципального района.

Глава V. Собрание депутатов - представительный орган самоуправления муниципального района.

Статья 20. Состав Собрания депутатов муниципального района.

1. Собрание депутатов муниципального района избирается населением муниципального района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Число депутатов, избираемых от одного сельского поселения не должно превышать две пятые от установленной численности Собрания депутатов муниципального района.

3. Численность депутатов Собрания депутатов муниципального района составляет 15 человек.

4. Собрание депутатов муниципального района осуществляет свои полномочия при условии избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

5. Руководит работой, председательствует на заседаниях и подписывает постановления Собрания депутатов муниципального района, председатель Собрания депутатов муниципального района избираемый депутатами из своего состава.

6. Собрание депутатов муниципального района обладает правами юридического лица.

7. Финансирование деятельности Собрания депутатов муниципального района предусматривается в бюджете муниципального района отдельной строкой.

8. Порядок работы Собрания депутатов муниципального района определяется регламентом.

Статья 21. Право законодательной инициативы в областной Думе.

Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит Собранию депутатов муниципального района.

Статья 22. Компетенция Собрания депутатов муниципального района.

1. В исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального района находятся следующие вопросы:

а) принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений;

б) утверждение бюджета муниципального района и отчета о его исполнении;

в) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

г) принятие планов и программ развития муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении;

д) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

е) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

ж) определение порядка участия муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества;

з) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

и) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

к) установление символов, наград и почетных званий муниципального образования Шарьинский муниципальный район;

л) защита прав депутатов Собрания депутатов муниципального района;

м) утверждение структуры администрации муниципального района;

н) иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством:

2. Собрание депутатов муниципального района принимает решение в коллегиальном порядке.

Решения Собрания депутатов муниципального района принимается большинством голосов от числа депутатов присутствующих на заседании.

Решения Собрания депутатов муниципального района о принятии Устава, внесении в него изменений и дополнений принимается большинством - не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Собрания депутатов муниципального района.

По вопросам своей компетенции Собрание депутатов муниципального района принимает нормативно правовые акты в форме постановлений.

3. Проекты нормативно-правовых актов Собрания депутатов муниципального района, предусматривающие установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Собрания депутатов муниципального района только по инициативе главы администрации муниципального района или при наличии заключения главы администрации муниципального района.

4. Нормативно-правовой акт, принятый Собранием депутатов муниципального района, направляется главе муниципального района для подписания.

5. Глава муниципального района имеет право отклонить нормативно-правовой акт, принятый Собранием депутатов муниципального района и в течение 10 дней направить данный акт в Собрание депутатов муниципального района с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

6. В этом случае отклоненный нормативно-правовой акт вновь рассматривается Собранием депутатов муниципального района.

7. В случае повторного рассмотрения отклоненного нормативно-правового акта и его одобрения в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Собрания депутатов муниципального района, он подлежит подписанию главой муниципального района в течение 7 дней и обнародованию (опубликованию).

Статья 23. Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов и отдельных депутатов.

1. Полномочия Собрания депутатов муниципального района могут быть прекращены досрочно в случае:

а) роспуска Собрания депутатов муниципального района в соответствии с действующим законодательством;

б) принятия решения Собранием депутатов муниципального района о самороспуске;

в) вступления в силу решения Костромского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Собрания депутатов муниципального района, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) преобразования муниципального образования:

2. Решение о самороспуске принимается не менее двумя третями голосов от установленного числа депутатов Собрания депутатов муниципального района.

3. Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов муниципального района влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

4. В случае досрочного прекращения полномочий Собрания депутатов муниципального района, не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий указанного состава депутатов, проводятся досрочные муниципальные выборы Собрания депутатов муниципального района нового созыва.

5. Полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

а) смерти;

б) отставки по собственному желанию;

в) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

г) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

е) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

ж) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

з) отзыва избирателями;

и) досрочного прекращения полномочий Собрания депутатов Шарьинского муниципального района;

к) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Окончательное решение о прекращении депутатом его полномочий принимает Собрание депутатов муниципального района.

Дополнительные выборы по соответствующему избирательному округу назначает избирательная комиссия муниципального района.

Если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года, выборы депутата вместо выбывшего депутата не назначаются.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата Собрания депутатов муниципального района избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы проводятся, если в данном избирательном округе замещено менее 2/3 депутатских мандатов.

Статья 24. Статус депутата Собрания депутатов муниципального района.

1. Депутату Собрания депутатов муниципального района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

2. Срок полномочий депутата - пять лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Собрания депутатов нового созыва.

3. Ограничения и социальные гарантии, связанные со статусом депутата Собрания депутатов муниципального района, устанавливаются на основании федерального законодательства, закона Костромской области "О статусе депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Костромской области".

4. Депутаты Собрания депутатов муниципального района на территории района не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора области.

Глава VI. Глава муниципального района.

Статья 25. Глава муниципального района.

1. Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава муниципального района избирается на муниципальных выборах и является главой муниципального образования.

3. Глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района.

4. Глава муниципального района избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

5. Глава муниципального района не может быть одновременно председателем Собрания депутатов муниципального района.

6. Главой муниципального района может быть избран гражданин Российской Федерации, не моложе 21 года, обладающий избирательным правом.

7. Глава муниципального района избранный в соответствии с Уставом муниципального района и избирательным Кодексом Костромской области, вступает в должность по истечении установленного Уставом срока со дня вступления в должность главы муниципального района, избранного на предыдущих выборах главы муниципального района.

При проведении досрочных выборов, а так же в случае, если ко дню истечения установленного Уставом числа лет со дня вступления в должность главы муниципального района, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы, глава муниципального района вступает в должность на десятый день со дня официального опубликования избирательной комиссией муниципального района результатов выборов главы муниципального района.

8. Глава муниципального района приносит следующую присягу:

"Клянусь верно, служить населению района, добросовестно и честно выполнять высокие обязанности главы муниципального района, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Костромской области, Устав муниципального района".

9. Глава муниципального района подконтролен и подотчетен населению и Собранию депутатов муниципального района.

10. Срок и порядок вступления в должность главы муниципального района определяется законодательством Костромской области Уставом муниципального района.

Статья 26. Полномочия главы муниципального района.

1. Глава муниципального района осуществляет следующие полномочия:

а) представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района;

б) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативно-правовые акты, принятые Собранием депутатов муниципального района;

в) издает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты в форме постановлений и распоряжений, которые вступают в силу с момента подписания;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания Собрания депутатов муниципального района;

2. Глава муниципального района как глава администрации возглавляет администрацию муниципального района на принципах единоначалия.

Глава муниципального района разрабатывает и представляет на утверждение в Собрание депутатов муниципального района структуру администрации муниципального района, формирует штат администрации и назначает заместителей. Заместители главы администрации муниципального района выполняют свои функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных главой администрации муниципального района, и его поручениями. В случае отсутствия главы администрации муниципального района его полномочия осуществляет первый заместитель.

3. Глава администрации муниципального района осуществляет в сфере исполнительно-распорядительной деятельности следующие полномочия:

а) осуществляет общее руководство деятельностью администрации муниципального района, ее структурными подразделениями по решению вопросов отнесенных к их компетенции;

б) заключает договоры в пределах своей компетенции;

в) разрабатывает и представляет на утверждение Собрания депутатов муниципального района структуру администрации муниципального района, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание администрации;

г) утверждает Положения о структурных подразделениях администрации;

д) выносит на рассмотрение или дает заключение относительно установления, изменения и отмены местных налогов и сборов, осуществления расходов из средств местного бюджета вносимых на рассмотрение Собрания депутатов муниципального района;

е) назначает на должность и освобождает от должности заместителей, руководителей структурных подразделений администрации муниципального района;

ж) назначает на должность руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

з) отменяет акты должностных лиц администрации муниципального района в случае их противоречия действующему законодательству;

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Костромской области и настоящим Уставом.

4. Глава администрации муниципального района несет ответственность за деятельность структурных подразделений администрации муниципального района.

5. При главе муниципального района его распоряжением могут быть созданы коллегия, а также научно-методические, экспертные комиссии, решения которых носят совещательный характер и оформляются постановлениями или распоряжениями главы муниципального района.

6. Глава муниципального района вправе создать координационный совет для рассмотрения важнейших вопросов управления районом.

7. Глава администрации муниципального района не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Статья 27. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального района.

1. Полномочия главы муниципального района прекращаются досрочно в случае:

а) смерти;

б) отставки по собственному желанию;

в) отрешения от должности губернатором Костромской области в порядке и в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

г) признания судом недееспособным или ограничено дееспособным;

д) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

е) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

ж) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

з) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

и) отзыва избирателями;

к) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального района.

Статья 28. Ответственность главы муниципального района.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий, законодательства Российской Федерации и Костромской области, настоящего Устава глава муниципального района несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 29. Социальные гарантии главы муниципального района.

1. Главе муниципального района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

2. Срок полномочий главы муниципального района - пять лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

3. Полномочия главы муниципального района начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются с момента вступления в должность нового главы муниципального района.

4. В случае не избрания или освобождения от занимаемой должности главы муниципального района ему предоставляются выплаты среднемесячной зарплаты, с условием индексации по занимаемой ранее должности в течение года в соответствии с действующим законодательством.

Статья 30. Администрация муниципального района - исполнительно- распорядительный орган местного самоуправления.

1. Администрацию района возглавляет глава муниципального района - глава администрации.

2. Структура администрации района и штатное расписание определяются главой администрации в пределах утвержденных Собранием депутатов муниципального района бюджетных средств.

3. Администрация района осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Костромской области, настоящим Уставом, постановлениями Собрания депутатов муниципального района, правовыми актами главы муниципального района, Положением об администрации. (Приложение 3)

4. Администрация района является юридическим лицом.

5. Администрация района:

а) разрабатывает и осуществляет программы в области развития экономики, образования, здравоохранения, культуры, социальной политики, науки и техники, роста благосостояния населения, экологической безопасности;

б) разрабатывает и представляет Собранию депутатов муниципального района бюджет района и обеспечивает его исполнение, определяет источники доходов и направления расходования внебюджетных фондов района;

в) управляет и распоряжается муниципальной собственностью в порядке, установленном Собранием депутатов муниципального района;

г) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

д) содействует организации единой системы учета и статистики;

е) осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия, возложенные на администрацию муниципального района нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Костромской области, постановлениями Собрания депутатов муниципального района и нормативно-правовыми актами главы муниципального района.

Статья 31. Администрации сельских поселений.

1. Администрации сельских поселений являются органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные функции на подведомственных территориях.

На территории Шарьинского муниципального района сформировано 19 администраций сельских поселений.

2. Полномочия и порядок деятельности администраций сельских поселений определяются Уставом сельского поселения.

Глава VII. Муниципальная служба.

Статья 32. Основные положения о муниципальной службе.

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной.

2. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации, отвечающие квалификационным требованиям по занимаемой должности.

3. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке определенном настоящим Уставом в соответствии с федеральными и областными законами, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

4. Порядок организации и правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы регулируется Положением о муниципальной службе в Шарьинском муниципальном районе. (Приложение 4)

Глава VIII. Гарантии местного самоуправления муниципального района.

Статья 33. Гарантии местного самоуправления муниципального района.

1. Правовые акты и решения, принятые Собранием депутатов муниципального района, главой муниципального района, либо путем референдума, органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального района в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Решения органов местного самоуправления муниципального района и их должностных лиц могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо по решению суда.

3 Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем референдума, решений органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района влечет ответственность в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.

Статья 34. Судебная защита прав.

1. На территории муниципального района гарантируется судебная защита прав местного самоуправления. Организации, предприятия, учреждения всех форм собственности, их должностные лица, граждане несут перед органами местного самоуправления ответственность, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием в порядке, установленном законодательством.

2. Граждане, органы и должностные лица местного самоуправления муниципального района вправе предъявлять в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, а также права соответствующих органов местного самоуправления.

3. Споры и конфликты между органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципального района разрешаются посредством проведения согласительных процедур или в судебном порядке.

Глава IХ. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправлениям муниципального района.

Статья 35. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района.

1. Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области.

2. Ответственность органов и должностных лиц перед государством наступает в случае нарушения ими действующего законодательства.

3. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Статья 36. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района в соответствии с федеральным законодательством осуществляют прокуратура области, межрайонная прокуратура.

Статья 37. Обжалование в суд решений, принятых путем референдума, решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района.

Решения, принятые путем референдума, решения и действия (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Статья 38. Экономическая основа местного самоуправления района.

Экономическую основу местного самоуправления муниципального района составляет муниципальная собственность, местные финансы, природные ресурсы, имущество, переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения района.

Статья 39. Муниципальное имущество муниципального района.

1. Имущество, составляющее и находящееся в муниципальной собственности муниципального района, средства бюджета, а также имущественные права составляют экономическую основу муниципального района.

2. В собственности муниципального района может находиться:

а) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

б) имущество, предназначенное для осуществлений отдельных государственных полномочий, переданное органам муниципального района федеральными законами и законами Костромской области;

в) имущество, предназначенное для обеспечении деятельности органов, должностных лиц и муниципальных служащих муниципального района, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Собрания депутатов муниципального района.

3. Для решения вопросов местного значения в собственности муниципального района могут находиться:

а) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения сельских поселений в границах муниципального района;

б) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

в) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения между сельскими поселениями на территории муниципального района;

г) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

д) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

е) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

ж) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

з) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

и) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

к) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг:

л) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;

м) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

н) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральным законодательством;

о) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района.

4. В случаях возникновения у муниципального района права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам муниципального района, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц, муниципальных служащих муниципального района, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в пункте 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке и в сроки, установленные федеральным законом.

Статья 40. Отношения органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности.

1. Органы местного самоуправления муниципального района вправе в соответствии с действующим законодательством создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их организации и ликвидации.

2. Органы местного самоуправления района определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют

регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их Уставы, на контрактной основе назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Статья 41. Отношения органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального района.

Статья 42. Бюджет муниципального района.

1.Бюджет муниципального района представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, указанным в статье 6 настоящего Устава.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

2. Бюджет муниципального района разрабатывается и утверждается в форме постановлений Собрания депутатов муниципального района.

Составление проекта бюджета осуществляет администрация муниципального района.

В проекте постановления о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.

Проект постановления Собрания депутатов о бюджете должен быть рассмотрен и утвержден до начала очередного финансового года.

3. В бюджет муниципального района зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных и региональных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Костромской области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципального района для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, часть прибыли муниципальных предприятий, часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов, дотаций, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления муниципального района, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления муниципального района.

4. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами районного бюджета.

Сумма превышения доходов над расходами бюджета муниципального района по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Костромской области.

5. В доходной и расходной частях бюджета муниципального района раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления муниципального района отдельных федеральных и областных полномочий.

6. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными и областными органами государственной власти, компенсируются органами, принявшими эти решения.

Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления муниципального района в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.

7. Контроль за исполнением бюджета муниципального района осуществляет Собрание депутатов муниципального района и глава муниципального района.

8. Собрание депутатов муниципального района вправе самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы, льготы по их уплате в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

9. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Статья 43. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления муниципального района.

При передаче государственными органами отдельных государственных полномочий муниципальному району финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных муниципальному образованию, осуществляется за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов.

Расходование средств на исполнение отдельных государственных полномочий, подотчетно органу государственной власти, их передавшему.

Глава XI. Разработка, принятие, регистрация Устава, внесение в него изменений и дополнений.

Статья 44. Порядок принятия Устава.

1. Разработка Устава муниципального района, внесение в него изменений и дополнений осуществляется Собранием депутатов муниципального района.

2. Право внесения проекта Устава муниципального района и поправок к нему имеют депутаты Собрания депутатов муниципального района, глава муниципального района, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории муниципального района.

3. Устав муниципального района, нормативно-правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав, принимается Собранием депутатов муниципального района большинством в 2\3 голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов муниципального района.

Статья 45. Государственная регистрация Устава.

1. Устав муниципального района подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области.

2. Устав муниципального района направляется на регистрацию Собранием депутатов муниципального района, либо главой муниципального района в двух экземплярах. Устав муниципального района должен быть пронумерован, прошнурован, заверен подписью главы муниципального района и скреплен печатью Собрания депутатов либо соответствующей администрации.

3. Дополнительно предоставляется один экземпляр текста Устава на электронном носителе.

4.Одновременно с текстом Устава муниципального района представляются подлинник или заверенные копии постановления Собрания депутатов муниципального района.

5. Устав муниципального района представляется на регистрацию в течение месяца со дня принятия.

6. Изменения и дополнения, вносимые в Устав муниципального района, подлежат регистрации в том же порядке и те же сроки, что и регистрация самого Устава.

Статья 46. Вступление устава в законную силу.

Устав муниципального района, изменения и дополнения Устава вступают в законную силу со дня их официального опубликования (обнародования).

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: общественно-политическая газета "Ветлужский край" № 133 от 02.09.2005 опубликование устава после гос. регистрации
Рубрики правового классификатора: 010.030.030 Устав муниципального района, 010.150.020 Устав муниципального образования

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать