Основная информация

Дата опубликования: 23 декабря 2003г.
Номер документа: В200303868
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0303868

В200303868

В200303868

В0303868

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                       23.12.2002 N 9181/02

        [О рассмотрении в открытом судебном заседании дела

   по заявлению Общероссийского союза общественных организаций

   инвалидов (далее ОСООИ) к Министерству Российской Федерации

        (далее МНС России) по налогам и сборам о признании

    недействующими абзацев с первого по четвертый пункта 27.2

     Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты

        единого социального налога, утвержденных приказом

      Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

     от 05.07.02 N БГ-3-05/344; НГР:В0202102, как несоответствующих статьям

         2 и 10 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ; НГР:Р0102264

       "Об обязательном пенсионном страховании в Российской

            Федерации" и статье 239 Налогового кодекса

                      Российской Федерации; НГР:Р0003621]

именем Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Вышняк Н.Г., судей Першутова А.Г., Тумаркина В.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общероссийского союза общественных организаций инвалидов (далее ОСООИ) к Министерству Российской Федерации (далее МНС России) по налогам и сборам о признании недействующими абзацев с первого по четвертый пункта 27.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.02 N БГ-3-05/344; НГР:В0202102, как несоответствующих статьям 2 и 10 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ; НГР:Р0102264 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статье 239 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621.

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Богданчук В.З., доверенность от 05.11.02 б/н, от МНС России - гл. специалист правового Департамента Лежнева О.Ю., сл. удостоверение N 0476, зам. руководителя Департамента Постникова Т.И., сл. удостоверение N 1441, консультант Департамента Жарикова Е.В., сл. удостоверение N 0042,

от Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее ПФ России) начальник отдела судебно-арбитражной практики Бубнова Н.Д., доверенность от 14.12.01 N М309-38-10337.

Протокол вела помощник судьи Левкина О.В.

Заявитель просит признать недействующими абзацы 1-4 пункта

27.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, указывая на то, что в обжалуемых положениях методических рекомендаций разъясняется, что налоговые льготы, установленные для плательщиков единого социального налога, в части страховых взносов в Пенсионный фонд, не учитываются, что противоречит ст.ст. 239, 241, 243 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621. При этом заявитель утверждает, что обязательные страховые взносы в ПФ России являются частью единого социального налога и, следовательно, в том случае, если лицо освобождено от уплаты этого налога, оно должно быть освобождено от уплаты страховых взносов в ПФ России.

МНС России, возражая против иска ссылается на то, что методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога не являются нормативным актом общего пользования. Этот документ издан министерством в порядке руководства деятельностью налоговых органов. Он предназначен для должностных лиц этих органов. Рекомендации не являются обязательными для иных лиц и, следовательно, не могут нарушать права и законные интересы последних.

МНС России просит отклонить требования ОСООИ, считая, что обязательные страховые взносы являются возмездными, и потому не могут рассматриваться как налоговый платеж. В связи с этим страховые взносы в ПФ России не являются составной частью единого социального налога. Они подлежат уплате вне зависимости от наличия льгот по социальному налогу.

Пенсионным Фондом России поддерживается позиция МНС России. При этом фонд считает, что правоотношения по уплате страховых взносов в бюджет ПФ России регулируются Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ; НГР:Р0102264, и в части, касающейся льгот, относящихся к страховым взносам, следует руководствоваться только этим Законом. Положения Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 распространяются на страховые взносы только в той части, когда об этом прямо указано в законе.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно статье 138 Налогового кодекса; НГР:Р9803595 акты налоговых органов, в том числе и нормативные, ущемляющие права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, могут быть оспорены в арбитражном суде.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Приказом Министерства по налогам и сборам от 05.07.02 N БГ-3-05/344; НГР:В0202102 утверждены Методические рекомендации по порядку исчисления уплаты единого социального налога.

Данные рекомендации изданы в целях обеспечения единообразного применения положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Адресованные налоговым органам эти рекомендации содержат указания о правилах исчисления и уплаты социального налога, соблюдения которых должностные лица этих органов обязаны требовать от налогоплательщиков.

Налогоплательщик является лицом, зависимым от поведения должностного лица налогового органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления и уплаты налога. Следовательно рекомендации, утвержденные приказом МНС России от 05.07.02 и являющиеся обязательными к исполнению налоговыми органами в отношениях с налогоплательщиками, затрагивают права и законные интересы последних.

Таким образом имеются основания считать, что указанные выше методические рекомендации носят характер нормативного правового акта.

Проверив в соответствии с пунктом 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 оспариваемые положения пункта 27.2 Методических рекомендаций в полном объеме, суд пришел к выводу, что они не соответствуют пункту 2 статьи 4, пункту 1 статьи 6, статье 53, статье 237 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 в виду следующего.

В абзаце 1 пункта 27.2 Методических рекомендаций указывается, что налоговая база единого социального налога определяется исходя из ставки, рассчитанной как одна вторая ставки, установленной для расчета налога.

Согласно статье 237 Кодекса под налоговой базой единого социального налога понимается сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. Статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 разграничены понятия "налоговая база" и "налоговая ставка", и, исходя из смысла содержащегося в названной статье, налоговая база не может определяться исходя из ставки налога.

Таким образом формулировка абзаца 1 пункта 27.2 Методических рекомендаций содержит противоречащее Налоговому кодексу; НГР:Р9803595 определение налоговой базы, вследствие чего суд усматривает основания к признанию этого абзаца недействующим.

Абзацы 2 и 4 пункта 27.2 Методических рекомендаций устанавливают, что в организациях, которые полностью освобождены от уплаты единого социального налога, будет исчисляться и уплачиваться только сумма страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 предусмотрено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Как следует из статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595, под налогом понимается безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ России и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.

Таким образом, понятие "страхового взноса", приведенное в статье 3 названного Закона, является иным чем понятие "налогового платежа", содержащееся в статье 8 Кодекса.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что содержащиеся в абзацах 2 и 4 пункта 27.2 Методических рекомендаций разъяснения в части страховых взносов, уплачиваемых в ПФ России, даны Министерством по налогам и сборам с превышением имеющихся у него полномочий и, следовательно, в силу статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 признаются несоответствующими Кодексу.

Оснований для признания абзаца 3 пункта 27.2. Методических рекомендаций недействующим не усматривается. Текст этого абзаца самостоятельного значения не имеет и относится к иным положениям пункта 27.2 Методических рекомендаций, которые не оспариваются заявителем.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 170, п.5 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, решил:

признать абзац 1 пункта 27.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.02 N БГ-3-05/344; НГР:В0202102 недействующим, как несоответствующий статьям 53, 237 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595.

Признать абзацы 2 и 4 пункта 27.2 названных Методических рекомендаций недействующими, как не соответствующие пункту 2 статьи 4, подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595.

В признании недействующим абзаца 3 пункта 27.2 названных рекомендаций отказать.

Председательствующий

Н.Г. Вышняк

Судьи

А.Г. Першутов

В.М. Тумаркин

[отформатировано: 22.01.2004 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.010 Общие положения, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.090 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, 080.100.110 Иные вопросы налогообложения, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать