Основная информация

Дата опубликования: 01 сентября 2006г.
Номер документа: В200601604
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0601604

В200601604

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.11.2006, N 11, СТР. 36

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

01.09.2006 N 7849/06

[О признании пункты 12 и 13 Правил по применению

в 2001 году Порядка проведения реструктуризации

кредиторской задолженности юридических лиц по налогам

и сборам, а также задолженности по начисленным

пеням и штрафам перед федеральным бюджетом

соответствующими Налоговому кодексу Российской

Федерации и Федеральному закону "О федеральном

бюджете на 1999 год"]

Именем Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Наумова О.А., судей Муриной О.Л. и Тумаркина В.М. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Коммерческая зерновая компания - Агро" о признании недействующими пунктов 12 и 13 Правил по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002; НГР:Р9904157, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 июня 2001 года N БГ-3-10/191; НГР:В0101410.

Протокол вел секретарь судебного заседания Маслов А.С.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя - открытого акционерного общества "Коммерческая зерновая компания - Агро" - Шефер В.А., по доверенности;

от Федеральной налоговой службы - Цай Кристине Бао-Хуа, по доверенности;

от Министерства финансов Российской Федерации - Ковпак С.В., по доверенности

Суд установил:

Открытое акционерное общество "Красноярский завод комбайнов" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 12 и 13 Правил по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002; НГР:Р9904157. утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 июня 2001 года N БГ-3-10/191; НГР:В0101410 (далее - Правила).

В связи с реорганизацией открытого акционерного общества "Красноярский завод комбайнов" в форме разделения на открытое акционерное общество "Коммерческая зерновая компания - Агро" и открытое акционерное общество "КЗК - Недвижимость" к участию в деле в качестве правопреемника открытого акционерного общества "Красноярский завод комбайнов" допущено открытое акционерное общество "Коммерческая зерновая компания - Агро" (далее - заявитель, общество).

Общество поддержало заявление, поданное открытым акционерным обществом "Красноярский завод комбайнов", и просило рассмотреть его по существу.

Заявление мотивировано несоответствием пунктов 12, 13 Правил пункту 1 статьи 4, подпунктам 7, 9 пункта 1 статьи 6, пункту 2 статьи 61, пункту 1 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 (далее - Кодекс), статье 1 и части 3 статьи 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон о бюджете).

Заявление уточнено обществом в судебном заседании.

По мнению общества, оспариваемые пункты Правил, указывая на последствия нарушения налогоплательщиком графика погашения платежей при реструктуризации задолженности по налоговым платежам, неосновательно называют условия и порядок прекращения отсрочки и рассрочки их уплаты, отличающиеся от условий и порядка прекращения отсрочки и рассрочки уплаты налоговых платежей, установленных Кодексом.

Заявитель также полагает, что оспариваемые пункты Правил в части последствий нарушения налогоплательщиком графика погашения платежей при реструктуризации задолженности по налоговым платежам противоречат цели реструктуризации, определенной статьями 1 и 115 Закона о бюджете, поскольку не способствуют финансовому оздоровлению налогоплательщиков.

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная налоговая служба считают, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт соответствует Кодексу и Закону о бюджете, постановлению Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002; НГР:Р9904157 и не нарушают субъективных прав заявителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требование открытого акционерного общества "Коммерческая зерновая компания - Агро" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктами 12, 13 Правил предусмотрено следующее.

В случае если организация в течение действия графика погашения задолженности уплачивает текущие платежи по федеральным налогам и сборам не в полном объеме, она утрачивает право на реструктуризацию задолженности. Выполнение организацией условий реструктуризации оценивается на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом.

При несоблюдении организацией графика погашения задолженности она утрачивает право на реструктуризацию задолженности, начиная с первого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором нарушен график.

Возникновение обстоятельств, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, дает право налоговому органу, принявшему решение о реструктуризации, в месячный срок принять решение о прекращении его действия. С указанной даты возобновляется начисление пеней и применяются все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры принудительного взыскания.

Таким образом, пункты 12 и 13 Правил в оспариваемой части воспроизводят содержание пунктов 7 и 8 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002; НГР:Р9904157.

Полномочие Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на утверждение Порядка установлено пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002; НГР:Р9904157 (с последующими изменениями).

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (с последующими изменениями) принято во исполнение статьи 115 Закона о бюджете, оно не признавалось не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и подлежит применению арбитражным судом в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с этим пункты 12, 13 Правил не могут быть признаны не соответствующими Закону о бюджете.

Согласно пункту 1 статьи 4 Кодекса нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Заявитель утверждает, что пункты 12, 13 Правил не соответствуют пункту I статьи 4 Кодекса, поскольку изменяют законодательство о налогах.

Между тем такое утверждение не обоснованно, поскольку оспариваемые пункты Правил воспроизводят положения постановления Правительства от 03.09.1999, принятого во исполнение федерального закона.

Пункт 1 статьи 6 Кодекса содержит положения об основаниях признания нормативных актов не соответствующими Кодексу.

Пункты 12, 13 Правил не регламентируют названные положения, поэтому нельзя согласиться с мнением заявителя о том, что эти пункты Правил не соответствуют пункту I статьи 6 Кодекса.

Заявитель полагает, что пункты 12, 13 Правил, определяя порядок изменения срока уплаты налога и сбора, отличающийся от порядка, предусмотренного главой 9 Кодекса, не соответствуют пункту 2 статьи 61 Кодекса,

Этот вывод заявителя ошибочен, так как не учитывает положений пункта 1 статьи 63 Кодекса, согласно которому органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3-5 настоящего пункта и пунктом 2 настоящей статьи).

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации было уполномочено на принятие решений о реструктуризации задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002; НГР:Р9904157.

Заявитель считает, что пункты 12, 13 Правил не соответствуют пункту 1 статьи 68 Кодекса, согласно которому действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено досрочно до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Между тем оспариваемые заявителем пункты Правил согласуются с пунктом 3 статьи 68 Кодекса, в силу которого при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В мотивировочной части искового заявления общество указало на то, что пункты 12, 13 Правил должны быть признаны противоречащими статьям 4 и 21 Федерального конституционного закона "О правительстве Российской Федерации". Вместе с тем резолютивная часть искового заявления общества не содержит требования о признании названных пунктов Правил не соответствующими упомянутому Федеральному закону. В связи с этим арбитражный суд в настоящем деле не рассматривает вопрос о соответствии пунктов 12, 13 Правил Федеральному конституционному закону "О правительстве Российской Федерации". Указанную мотивировочную часть искового заявления арбитражный суд оценивает как мнение заявителя о правовой значимости пунктов 12, 13 Правил, а не как требование о признании их не соответствующими Федеральному конституционному закону "О правительстве Российской Федерации".

Арбитражный суд также полагает, что пункты 12, 13 Правил не нарушают права и законные интересы общества, поскольку не возлагают незаконно на него каких-либо обязанностей и не создают иных препятствий для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Руководствуясь статьями 167, 169, 170, 176, 194 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

признать пункты 12 и 13 Правил по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002; НГР:Р9904157, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 июня 2001 года N БГ-3-10/191; НГР:В0101410. соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации; НГР:Р9803595 и Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1999 год".

Требование открытого акционерного общества "Коммерческая зерновая компания - Агро" оставить без удовлетворения.

Расходы на оплату государственной пошлины отнести на заявителя.

Председательствующий судья

О.А. Наумов

Судья

О.Л. Мурина

Судья

B.M. Тумаркин

[отформатировано: 03.07.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 07.04.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2006 Стр. 36
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.010 Общие положения, 080.100.060 Льготы по налогам, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать