Основная информация

Дата опубликования: 28 октября 2008г.
Номер документа: ru78000200800515
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Санкт-Петербург
Принявший орган: Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 октября 2008 г. № 1533-р

О ФОРМАХ И ПРОЦЕДУРАХ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ

РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В целях совершенствования проведения аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию и до утверждения органом управления образованием Российской Федерации в установленном порядке вариативных форм и процедур аттестации:

1. Утвердить Положение о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга согласно приложению.

2. Считать утратившим силу распоряжение Комитета по образованию от 25.09.2006 № 944-р "О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга", за исключением п. 2.

3. Отделу аттестации и повышения квалификации педагогических кадров довести распоряжение до сведения руководителей органов управления образованием администраций районов и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию.

4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Заиченко Н.А.

Председатель Комитета

по образованию

О.В.Иванова

ПРИЛОЖЕНИЕ

к распоряжению

Комитета по образованию

от 28.10.2008 № 1533-р

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФОРМАХ И ПРОЦЕДУРАХ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга проводится на основе экспертизы уровня и результативности профессиональной деятельности аттестуемого (далее - экспертиза) по направлению его деятельности.

2. Экспертиза - это процедура изучения и оценки уровня и результативности профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников на основе взаимосвязанных методов получения, обработки и обобщения всесторонней информации.

3. Результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении об уровне и результативности профессиональной деятельности аттестуемого о соответствии (не соответствии) заявленной квалификационной категории.

4. Аттестация педагогических и руководящих работников включает следующие компоненты:

4.1. Определение уровня профессиональной деятельности.

4.2. Изучение результатов профессиональной деятельности.

5. Формами проведения экспертизы (аттестации) согласно приложению к Положению о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга являются:

5.1. Для педагогических работников: анализ методических разработок; анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; защита реферата; посещение (анализ) открытого урока (внеклассного мероприятия, мероприятия, проводимого аттестуемым); презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен; собеседование.

5.2. Для руководителей государственных образовательных учреждений (директора, начальника, заведующего, ректора): экзамен, собеседование.

5.3. Для руководителей (главного бухгалтера, главного экономиста, главного инженера, директора филиала государственного образовательного учреждения, заместителя директора, заместителя начальника, заместителя заведующего, проректора, главного администратора, главного балетмейстера, главного режиссера, главного хормейстера, главного художника, главного художественного руководителя, заведующего архивом, заведующего библиотекой, заведующего информационным центром, заведующего канцелярией, заведующего кафедрой, заведующего консультационным (консультативным) пунктом, заведующего практикой, заведующего производством, заведующего логопедическим пунктом, заведующего методическим кабинетом, заведующего отделением, заведующего отделом, заведующего направлением, заведующего лабораторией, заведующего курсами, заведующего секцией, заведующего сектором, заведующего складом, заведующего столовой, заведующего студией, заведующего типографией, заведующего художественной частью, заведующего фонотекой, заведующего хозяйством, заведующего учебно-производственными мастерскими, заведующего учебной частью, заведующего центром, капитана учебного морского судна, начальника отдела, начальника службы (гражданской обороны), начальника отряда (в исправительно-трудовых колониях), начальника базы (спортивной, загородной), начальника гаража, начальника котельной, руководителя клуба (детского объединения), помощника капитана, старшего воспитателя (кроме государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей), старшего мастера, старшего механика, старшего помощника капитана, управляющего учебным хозяйством, руководителя санатория-профилактория для государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, руководителя учебного корабля, катера, самолета и другой учебной техники, начальника (заведующего) загородного объекта, заведующего музеем, заведующего медиатекой (фильмотекой), заведующего бассейном, руководителя ресурсного центра, лаборатории, экспериментальной площадки в государственных образовательных учреждениях всех типов (в том числе опорным центром по различным видам спорта, направлениям), начальника учебно-тренажерного центра для государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, руководителя ресурсного центра, лаборатории, экспериментальной площадки), руководителя структурного подразделения учреждений образования: анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения; посещение образовательного учреждения; посещение (анализ) мероприятия; презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен; собеседование.

6. Все формы экспертизы (аттестации) предусматривают определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении аттестуемым квалификационных категорий по направлению их деятельности:

6.1. Анализ методических разработок - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на изучение и оценку методических разработок, созданных педагогическим работником, в аспекте возможности их использования в образовательном процессе, определения их места в образовательном пространстве (уровень образовательного учреждения, районный, региональный, федеральный).

6.2. Анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации - форма проведения экспертизы (аттестации), при которой аттестуемый, представив документ о повышении квалификации по специальности (обучение по образовательной программе, имеющей объем более 100 часов), ходатайство учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, подведомственных Комитету по образованию, отвечает на вопросы эксперта(ов).

6.3. Анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения - это форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет документы, подтверждающие результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, в котором он работает в должности руководителя учреждения образования, указанной в п. 5.3, не менее 3 лет. При этом аттестуемый представляет ходатайство Аккредитационной коллегии Комитета по образованию, позволяющее учитывать результаты процедур регламентации деятельности образовательного учреждения.

Эта форма проведения экспертизы (аттестации) может быть избрана аттестуемым при его аттестации на ту же квалификационную категорию, которая ранее была установлена при прохождении предыдущей аттестации.

6.4. Защита реферата - форма проведения экспертизы (аттестации), при которой оцениваются содержание реферата, подготовленного аттестуемым, правильность его оформления, выступление, ответы на вопросы и замечания эксперта. Тема реферата должна отражать основную профессиональную деятельность аттестуемого.

6.5. Посещение образовательного учреждения - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на ознакомление с состоянием, результатами образовательного процесса, тенденциями его развития в образовательном учреждении. При необходимости эксперт(ы) может(гут) использовать в качестве дополнительных такие методы экспертизы, как изучение документации (административных распоряжений, годового плана работы образовательного учреждения, плана по проведению внутришкольного контроля и т.д.), результатов деятельности образовательного учреждения; опрос (устный и(или) письменный), тестирование участников образовательной деятельности.

6.6. Посещение (анализ) открытого урока (внеклассного мероприятия, мероприятия, проводимого аттестуемым) - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на изучение процесса осуществления урока (мероприятия), а также причин, влияющих на конечный результат.

При необходимости при проведении этой формы экспертизы (аттестации) эксперт(ы) может(гут) использовать в качестве дополнительных такие методы экспертизы, как изучение соответствующей документации (классных журналов, тетрадей учащихся, их сочинений, творческих работ и т.д.); опрос (устный и(или) письменный), тестирование участников образовательной деятельности.

6.7. Презентация портфолио документов аттестуемого - форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет имеющиеся у него документы, подтверждающие:

6.7.1. Наличие у аттестуемого:

- ученой степени (по профилю преподаваемой дисциплины, педагогике, психологии);

- почетного звания Российской Федерации, установленного Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995 № 1341;

- следующего знака отличия в сфере образования и науки - медали К.Д.Ушинского, почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации (в том числе за победу в конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей, проводимом в рамках приоритетного национального проекта "Образование"), благодарности Министерства образования и науки Российской Федерации, нагрудного знака: "Почетный работник общего образования Российской Федерации", "Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник науки и техники Российской Федерации", "Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации";

- почетных спортивных званий "Заслуженный тренер России", "Заслуженный мастер спорта России", почетного знака "За заслуги в развитии физической культуры и спорта", знака "Отличник физической культуры и спорта" - при условии их соответствия профилю образовательного учреждения или профилю преподаваемых дисциплин;

- нагрудного знака "За гуманизацию школы Санкт-Петербурга";

- ранее существовавших званий, почетных знаков и знаков (значков) СССР, РСФСР, иных республик, входящих в состав СССР, Российской Федерации, которыми награждались работники сферы образования за заслуги и достижения в соответствующих областях образования, в том числе знаков "Отличник просвещения СССР", "Отличник просвещения РСФСР", "Отличник народного просвещения", "Отличник народного образования СССР", "Отличник профессионально-технического образования РСФСР", "Отличник профессионально-технического образования Российской Федерации", званий "Заслуженный учитель школы РСФСР", "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", "Заслуженный учитель профессионально-технического образования Российской Федерации", "Заслуженный мастер профессионально-технического образования Российской Федерации";

- премий Правительства Санкт-Петербурга "Лучший учитель Санкт-Петербурга", "Лучший мастер производственного обучения Санкт-Петербурга".

6.7.2. Успешную подготовку педагогическим работником обучающихся, ставших победителями или призерами всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, соревнований.

6.8. При проведении экспертизы (аттестации) в форме презентации портфолио документов аттестуемого, указанных в п. 6.7.1:

6.8.1. Педагогические работники представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, в котором отражается результативность их профессиональной деятельности, согласованное с методической службой соответствующего уровня.

6.8.2. Руководящие работники, указанные в п. 5.3 (кроме проректора, главного бухгалтера, главного экономиста, главного инженера), представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, в котором отражается результативность их профессиональной деятельности.

6.8.3. Руководящие работники (проректор, главный бухгалтер, главный экономист, главный инженер) подведомственных государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, в котором отражается результативность их профессиональной деятельности, согласованное с соответствующим подразделением Комитета по образованию.

6.8.4. Руководящие работники (главный бухгалтер, главный экономист, главный инженер) подведомственных государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных администрациям районов Санкт-Петербурга, представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, в котором отражается результативность их профессиональной деятельности, согласованное с органом управления образованием администраций района.

6.9. При проведении экспертизы (аттестации) в форме презентации портфолио документов аттестуемого, указанных в п. 6.7.2, педагогические работники представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, согласованное с методической службой соответствующего уровня, в котором отражается конкретная работа аттестуемого по подготовке победителей или призеров всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, соревнований.

6.10. Презентация портфолио документов аттестуемого как форма экспертизы (аттестации) может быть избрана аттестуемым при его аттестации на ту же квалификационную категорию, которая ранее была установлена при прохождении предыдущей аттестации.

6.11. Презентация портфолио профессиональной деятельности - форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет материалы, свидетельствующие о его профессионализме в педагогической или управленческой деятельности (методические разработки, документы, подтверждающие образовательные достижения учащихся, и др.).

6.12. Экзамен - форма проведения экспертизы (аттестации), которая предусматривает ответы аттестуемого на вопросы и выполнение им заданий, сформулированных в экзаменационном билете.

6.13. Собеседование - форма проведения экспертизы (аттестации), строящаяся как диалог аттестуемого и эксперта(ов), в процессе которого возможны уточнения, комментарии со стороны его участников. Вопросы в рамках собеседования, являясь более дробными, разворачиваются в определенной логике, что позволяет поэтапно проверить уровень и результативность профессиональной деятельности аттестуемого.

7. Предметом экспертизы результатов профессиональной деятельности аттестуемого являются:

7.1. Для педагогических работников - уровень образованности учащихся (воспитанников).

7.2. Для руководящих работников - уровень эффективности управленческой деятельности, результативность деятельности образовательного учреждения.

8. Для оценки уровня и результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников аттестационные комиссии привлекают экспертов.

9. Координация деятельности экспертов осуществляется аттестационной комиссией соответствующего уровня.

10. В качестве эксперта аттестационной комиссией может быть привлечено лицо, имеющее документ, дающий право на осуществление экспертной деятельности в сфере аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

11. Кандидатуры экспертов утверждаются аттестационной комиссией соответствующего уровня до 1 октября текущего года.

12. Эксперт не может проводить экспертизу на высшую квалификационную категорию у аттестуемого работника того учреждения, в котором работает сам.

13. По результатам экспертизы эксперт оформляет экспертное заключение, которое представляет в аттестационную комиссию соответствующего уровня.

14. Аттестационная комиссия соответствующего уровня на основе экспертного заключения об уровне и результативности профессиональной деятельности аттестуемого принимает решение о соответствии работника заявленной квалификационной категории.

15. Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации.

16. Начало аттестации для работника обусловлено спецификой формы проведения экспертизы, которую выбирает аттестуемый.

17. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения аттестационной комиссией.

18. Процедура проведения экспертизы в форме экзамена для руководителей, указанных в п. 5.2, состоит из двух этапов.

Цель проведения

Содержание

I
   этап

Оценка
   результативности
   деятельности
   руководителя и
   образовательного
   учреждения

1. Экспертная   оценка результативности деятельности
   руководителя по вопросам социально-психологического
   климатавруководимомколлективе,состояния
   делопроизводства вобразовательномучреждении,
   образовательных программ, реализуемых в учреждении,
   качества и уровня санитарно-гигиенических условий,
   состояния учебно-материальной и нормативно-правовой
   базыдляфункционированияиразвития
   образовательного учреждения проводитсявходе
   посещения экспертами образовательного учреждения.
   2. Экспертная оценка результативности деятельности
   образовательного учреждения по вопросам сохранения
   контингентаобучающихся,освоенияими
   образовательныхстандартов,количественныхи
   качественныххарактеристиккадровогосостава
   проводитсянаосновеанализапредставленных
   аттестуемым документови   материалов,атакже
   портфолио образовательного учреждения (приего
   наличии)

II
   этап

Оценка
   квалификации и
   профессионализма
   аттестуемого

Ответы   аттестуемого на вопросы, сформулированные в
   экзаменационном билете, и выполнение практического
   задания

19. Процедура проведения экспертизы в форме собеседования для руководителей, указанных в п. 5.2, состоит из двух этапов.

Цель проведения

Содержание

I
   этап

Оценка
   результативности
   деятельности
   руководителя и
   образовательного
   учреждения

1. Экспертная   оценка результативности деятельности
   руководителя по вопросам социально-психологического
   климатавруководимомколлективе,состояния
   делопроизводства вобразовательномучреждении,
   образовательных программ, реализуемых в учреждении,
   качества и уровня санитарно-гигиенических условий,
   состояния учебно-материальной и нормативно-правовой
   базыдляфункционированияиразвития
   образовательного учреждения проводитсявходе
   посещения экспертами образовательного учреждения.
   2. Экспертная оценка результативности деятельности
   образовательного учреждения по вопросам сохранения
   контингентаобучающихся,освоенияими
   образовательныхстандартов,количественныхи
   качественныххарактеристиккадровогосостава
   проводитсянаосновеанализапредставленных
   аттестуемым документов и материалов,атакже
   портфолио образовательного учреждения (приего
   наличии)

II
   этап

Оценка
   квалификации и
   профессионализма
   аттестуемого

Диалогаттестуемогоиэксперта(ов),который
   позволяетоценитьуровеньквалификациии
   профессионализма аттестуемого

Приложение

к Положению о формах

и процедурах аттестации

педагогических и руководящих

работников государственных

образовательных учреждений

Санкт-Петербурга

ФОРМЫ

ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ (АТТЕСТАЦИИ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Категории   работников системы
   образования/
   Формы проведения аттестации

Анализ
   мето-
   дичес-
   ких
   разра-
   боток

Анализ
   резуль-
   татов
   итого-
   вой
   аттес-
   тации в
   системе
   повыше-
   ния
   квали-
   фикации

Анализ
   резуль-
   татов
   лицензи-
   рования,
   аттеста-
   ции и
   государ-
   ственной
   аккреди-
   тации ОУ

Защи-
   та
   рефе-
   рата

Посе-
   щение
   обра-
   зова-
   тель-
   ного
   уч-
   реж-
   дения

Посещение
   (анализ)
   открытого
   урока
   (внеклас-
   сного
   мероприя-
   тия,
   мероприя-
   тия, про-
   водимого
   аттесту-
   емым)

Пре-
   зента-
   ция
   порт-
   фолио
   доку-
   ментов
   аттес-
   туемо-
   го

Пре-
   зента-
   ция
   порт-
   фолио
   про-
   фесси-
   ональ-
   ной
   дея-
   тель-
   ности

Экза-
   мен

Собе-
   седо-
   вание

Педагогические   работники

+

+

+

+

+

+

+

+

Руководитель(директор,начальник,
   заведующий, ректор)

+

+

Руководитель(главногобухгалтера,
   главного экономиста, главного инженера,
   директорафилиалагосударственного
   образовательногоучреждения,
   заместителядиректора,заместителя
   начальника, заместителязаведующего,
   проректора, главногоадминистратора,
   главногобалетмейстера,главного
   режиссера,главногохормейстера,
   главногохудожника,главного
   художественногоруководителя,
   заведующегоархивом,заведующего
   библиотекой, заведующего информационным
   центром,заведующегоканцелярией,
   заведующегокафедрой,заведующего
   консультационным(консультативным)
   пунктом,заведующегопрактикой,
   заведующего производством, заведующего
   логопедическимпунктом,заведующего
   методическимкабинетом,заведующего
   отделением,заведующегоотделом,
   заведующего направлением, заведующего
   лабораторией,заведующегокурсами,
   заведующегосекцией,заведующего
   сектором,заведующегоскладом,
   заведующегостоловой,заведующего
   студией,заведующеготипографией,
   заведующегохудожественнойчастью,
   заведующегофонотекой,заведующего
   хозяйством,заведующегоучебно-
   производственнымимастерскими,
   заведующего учебной частью, заведующего
   центром, капитана учебногоморского
   судна, начальника отдела, начальника
   службы(гражданскойобороны),
   начальника отряда (висправительно-
   трудовых колониях), начальникабазы
   (спортивной, загородной),начальника
   гаража,начальникакотельной,
   руководителяклуба(детского
   объединения),помощникакапитана,
   старшеговоспитателя(кроме
   государственныхобразовательных
   учреждений дополнительного образования
   детей), старшегомастера,старшего
   механика, старшего помощника капитана,
   управляющегоучебнымхозяйством,
   руководителясанатория-профилактория
   длягосударственныхобразовательных
   учреждений среднего профессионального
   образования,руководителяучебного
   корабля, катера, самолета идругой
   учебнойтехники,начальника
   (заведующего)загородногообъекта,
   заведующегомузеем,заведующего
   медиатекой (фильмотекой), заведующего
   бассейном,руководителяресурсного
   центра, лаборатории, экспериментальной
   площадкивгосударственных
   образовательных учреждениях всех типов
   (в томчислеопорныецентрыпо
   различным видам спорта, направлениям),
   начальника учебно-тренажерного центра
   длягосударственныхобразовательных
   учреждений среднего профессионального
   образования, руководителяресурсного
   центра, лаборатории, экспериментальной
   площадки,руководителяструктурного
   подразделения)

+

+

+

+

+

+

+

+

Рекомендуемое   количество экспертов для
   проведения экспертизы (аттестации)

2

2

1

2

2

2

1

2

5

5

Примечание. Знаком "+" обозначена форма экспертизы, которую может избрать аттестуемый (педагогический или руководящий работник).

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Утро Петербурга № 123 от 02.12.2008
Рубрики правового классификатора: 130.010.010 Общие положения, 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать