Основная информация

Дата опубликования: 20 января 2014г.
Номер документа: RU78000201400016
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Санкт-Петербург
Принявший орган: Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 января 2014 г. № 37-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ - СПБ РСОКО),

ПОЛОЖЕНИЯ О СПБ РСОКО И КРИТЕРИЕВ СПБ РСОКО

С целью реализации основных принципов государственной политики в области образования, изложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 487 «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы», распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 32-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013-2018 годов» и на основании решения Коллегии Комитета по образованию (далее - Комитет) от 19.12.2012:

1. Утвердить модель Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее - СПб РСОКО) согласно Приложению 1.

2. Утвердить Положение о СПб РСОКО согласно Приложению 2.

3. Утвердить перечень критериев СПб РСОКО согласно Приложению 3.

4. Рекомендовать отделам образования администраций районов Санкт-Петербурга руководствоваться настоящим распоряжением в работе по формированию, обеспечению функционирования и развитию системы оценки качества образования.

5. Руководителям образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Комитета, провести работу по формированию (развитию) систем оценки качества в организациях в соответствии с Положением о СПб РСОКО.

6. Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий»:

6.1. До 30.09.2014 разработать дополнения к перечню критериев СПб РСОКО для системы общего образования, включая критерии результативности и условий осуществления образовательной деятельности, и представить их в Комитет на утверждение.

6.2. До 30.12.2014 разработать критерии показателей СПб РСОКО по дополнительному образованию детей и среднему профессиональному образованию и представить их в Комитет на утверждение.

6.3. Обеспечить работу электронного сервиса СПб РСОКО в автоматизированной информационной системе «Регламентация образовательной деятельности» (АИС РОД).

7. Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования:

7.1. До 01.07.2014 разработать модули образовательных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций Санкт-Петербурга, представляющие СПб РСОКО, включая вопросы независимой оценки качества образования и педагогической экспертизы.

7.2. С 01.09.2014 обеспечить реализацию образовательных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций Санкт-Петербурга, включающих модули о СПб РСОКО, в том числе вопросы независимой оценки качества образования и педагогической экспертизы.

8. Дополнить п. 3.5 распоряжения Комитета по образованию от 07.09.2009 № 1528-р «Об утверждении Положения о Совете по образовательной политике при Комитете по образованию»:

«3.5. Выработка предложений и рекомендаций по развитию Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования, участие в развитии независимой системы оценки качества образования и педагогической экспертизы».

9. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Асланян И.А.

Председатель Комитета                                                                                                                          Ж.В.Воробьева

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к распоряжению

Комитета по образованию

от 20.01.2014 № 37-р

МОДЕЛЬ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

I. Введение

Санкт-Петербургская региональная система оценки качества образования (далее - СПб РСОКО) формировалась в 2000-х годах на основании:

- Концепции модернизации российского образования до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р);

- Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803);

- Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (одобрены Правительством Российской Федерации от 09.12.2004);

- Письма Рособрнадзора от 16.05.2005 № 01-203/08-01;

- Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 № 343 «О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010 гг.».

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 декабря 2007 года № 1535 была одобрена Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы и план мероприятий по ее реализации. Программа выполнена к 2011 году. СПб РСОКО начала функционировать в штатном режиме.

В начале 2010-х годов в связи с осуществлением национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», развитием Общероссийской системы оценки качества образования, изменением законодательства сложились условия для модернизации СПб РСОКО.

В начале 2010-х годов в Санкт-Петербурге актуализировалась необходимость:

- уточнения принципов организации процедур оценки качества образования в рамках СПб РСОКО;

- пересмотра оснований выбора показателей (критериев) СПб РСОКО;

- разработки алгоритмов управленческих действий и создания методических рекомендаций по результатам реализации СПб РСОКО;

- формулировки задач развития независимой системы оценки качества образования как части СПб РСОКО.

Настоящая модель СПб РСОКО разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 и от 20 декабря 2011 г. № 1034);

- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;

- распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 487 «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы»;

- Федеральным государственным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);

- Федеральным государственным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);

- Федеральным государственным стандартом среднего (полного) образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413);

- Приказом «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 10); распоряжением «О процедуре аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» (распоряжение Комитета по образованию от 18.03.2011 № 411-р);

- Концепцией и планом мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014-2016 годы (проект);

- Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге».

II. Общие принципы системы оценки качества образования

в Санкт-Петербурге

Система оценки качества образования - оценка качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий осуществления образовательного процесса в образовательных организациях, в деятельности образовательной системы Санкт-Петербурга на региональном и районном уровнях.

Общие принципы системы оценки качества образования в Санкт-Петербурге определены на основе положений общероссийской системы оценки качества общего образования с учетом региональных особенностей и тенденций развития российской образовательной системы:

Основные принципы оценки качества образования в 2005-2007 годах

Потребность обновления системы оценки качества образования в 2010-х годах

Ориентация на требования внешних пользователей

Открытость и информационная безопасность данных

Учет потребностей системы образования

Минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования

Снижение роли личностной оценки за счет использования автоматизированных информационных систем при определении качества освоения обучающимися образовательных программ

Инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию)

Информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности

Оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности)

Переход к системе мониторинговых исследований

Иерархичность системы показателей

Организация аналитической деятельности по результатам оценки качества

Сопоставимость системы критериев (показателей) с международными аналогами

Соблюдение морально-этических норм в отборе критериев (показателей)

Сочетание процедур профессиональной (ведомственной) и общественной экспертизы качества

Увеличение роли независимой системы оценки качества, педагогической экспертизы

III. Основные понятия в системе оценки качества образования

3.1. Понятие «качество образования», используемое как основа модели СПб РСОКО, закреплено Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, п. 29).

3.2. СПб РСОКО - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования:

- требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного, общего и среднего профессионального образования;

- образовательным потребностям участников образовательного процесса в образовательных организациях Санкт-Петербурга через получение полной, достоверной информации и последующей внешней и внутренней оценки.

3.3. Цель СПб РСОКО - получение и распространение субъектами СПб РСОКО достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений.

3.4. Задачи СПб РСОКО изменчивы во времени ввиду влияния социально-экономических факторов и устанавливаются Положением о СПб РСОКО. Структура и содержание СПб РСОКО определяется исходя из настоящей модели, подходов к его измерению и оценке качества образования. Оценка осуществляется на уровнях дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и включает независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу.

3.5. Комитет по образованию обеспечивает информационное, методическое и техническое сопровождение СПб РСОКО, а также формирование и развитие экспертного сообщества.

3.6. В основу СПб РСОКО положены принципы:

- объективности, достоверности, полноты и системности информации;

- открытости и информационной безопасности;

- учета текущих и перспективных потребностей системы образования;

- ориентации на требования внешних пользователей;

- информатизации процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;

- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

- иерархичности системы показателей;

- инструментальности и технологичности показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

- перехода к системе мониторинговых исследований;

- сопоставимости системы показателей с международными аналогами;

- единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на всех уровнях системы образования;

- соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;

- сочетания процедур профессиональной (ведомственной) оценки с независимой оценкой качества;

- обоснованное повышение роли независимой системы оценки качества и педагогической экспертизы.

3.7. Функции СПб РСОКО:

- сбор данных о состоянии систем дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга;

- отбор показателей (критериев) оценки качества дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, обработка и анализ получаемых о них данных;

- интерпретация результатов анализа данных для выработки решений, способствующих повышению качества образования и эффективности управления в системах дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования;

- информирование потребителей и групп потребителей о качестве образования;

- развитие независимой системы оценки качества, педагогической экспертизы и самооценки в системах дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга.

IV. Основные элементы и процедуры системы оценки

качества образования

4.1. Модель системы оценки качества образования в Санкт-Петербурге строится на трех уровнях СПб РСОКО: региональный, районный и уровень образовательной организации.

4.2. Функции управления качеством образования на каждом уровне СПб РСОКО имеют особенности, обусловленные целями и задачами СПб РСОКО.

4.2.1. Региональный уровень СПб РСОКО:

а. Формирование единого образовательного пространства:

- разработка и совершенствование нормативной базы;

- деятельность по лицензированию и аккредитации образовательной деятельности;

- мониторинг качества образовательной и педагогической деятельности;

- аттестация педагогических работников, руководителей и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций;

- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций.

б. Анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в образовании.

в. Стимулирование образовательной и педагогической деятельности:

- организация олимпиад, конкурсов, соревнований обучающихся;

- организация профессиональных конкурсов для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Санкт-Петербурга;

- развитие системы стимулов педагогического труда и инновационных процессов.

г. Организация научно-методического обеспечения СПб РСОКО.

д. Разработка и реализация программ развития систем дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге.

е. Развитие независимой системы оценки качества образования.

ж. Финансовое обеспечение СПб РСОКО.

4.2.2. Районный уровень СПб РСОКО:

а. Организация образования.

б. Охрана прав и здоровья обучающихся.

в. Создание условий для эффективной деятельности образовательных организаций.

г. Разработка и выполнение районных программ развития образования.

д. Развитие независимой системы оценки качества образования.

4.2.3. Уровень образовательной организации:

- разработка образовательной организацией на основе ФГОС образовательной программы, планов работы, программы развития и программы повышения квалификации работников;

- обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

- соотнесение достигнутого уровня качества образования в образовательной организации с достижениями других образовательных организаций, в том числе через анализ удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образования, анализ эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов; в том числе через независимую систему оценки качества;

- мониторинговые исследования удовлетворенности участников образовательного процесса;

- итоговая аттестация обучающихся в различных формах;

- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах и смотрах;

- аттестация педагогических работников, руководителей и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций.

V. Функции субъектов системы оценки качества образования

5.1. Перечень субъектов СПб РСОКО устанавливается Положением о СПб РСОКО.

5.2. Изменение функций субъектов системы оценки качества образования в Санкт-Петербурге в 2000-2010-х годах носит направленный характер и обусловлено региональными особенностями и тенденциями развития российской образовательной системы:

Характеристика функций субъектов в 2005-2010 годах

Характеристика новых функций субъектов в 2010-х годах

Образовательные организации

Мониторинг образовательной деятельности

Инициативы проведения независимой и общественной оценки

Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса

Районные информационно-методические центры, центры информатизации

Сбор и анализ образовательной статистики

Мониторинг в образовательной сети района

Информационно-методическое и консультационное сопровождение

Отделы образования администраций районов Санкт-Петербурга

Сбор и анализ образовательной статистики

Стимулирование развития независимой и общественной оценки качества

Формирование сети ОУ по результатам СПб РСОКО

Комитет по образованию

Регламентация СПб РСОКО

Создание условий организации и структуры образовательной деятельности

Регламентация образовательной деятельности

Осуществление оценочных процедур в образовании

Сбор и анализ образовательной статистики

Контрольно-надзорные процедуры

Разработка модели и Положения, регламентация СПб РСОКО

Определение и пересмотр перечня показателей (критериев) СПб РСОКО

Стимулирование независимой системы оценки качества

Помощь районам в проектировании систем управления качеством образования

Финансовое обеспечение СПб РСОКО

ГБОУ ДПО ЦПКС СПб РЦОКОиИТ

Оценочные процедуры в образовании

Мониторинг и образовательная статистика

Подготовка измерителей

Организационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение

Консультационное сопровождение

ГБОУ ДПО (ПК) СПб АППО

Научно-организационное обеспечение

Анализ и прогноз

Мониторинг и образовательная статистика

Научно-методическое обеспечение

Консультационное сопровождение

ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»

Анализ и прогноз

Мониторинг и образовательная статистика (вопросы воспитательной работы и дополнительного образования детей)

Консультационное сопровождение (вопросы дополнительного образования детей)

Общественные организации (объединения) и представители общественности

Формирование независимой системы оценки качества образования

Работодатели и бизнес-сообщество

Формирование системы внешней и общественной оценки качества образования

5.3. Положение о СПб РСОКО определяет перечень показателей (критериев) оценки качества образования в Санкт-Петербурге. Различная степень проработки показателей (критериев), характеризующих развитие образовательной системы, а также динамику характеристик показателей (критериев), обуславливает возможность поэтапного формирования перечня.

5.4. Формирование и изменение перечня показателей (критериев) СПб РСОКО относится к ведению Комитета по образованию, Совета по образовательной политике при Комитете по образованию и ГБОУ ДПО ЦПКС СПб РЦОКОиИТ и определяется Положением о СПб РСОКО. Утверждение перечня показателей (критериев) регламентируется Комитетом по образованию.

5.5. Развитие СПб РСОКО осуществляется Комитетом по образованию самостоятельно и/или на основании предложений Совета по образовательной политике при Комитете по образованию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к распоряжению

Комитета по образованию

от 20.01.2014 № 37-р

ПОЛОЖЕНИЕ

О САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о Санкт-Петербургской региональной системе оценки качества образования (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества в системе образования Санкт-Петербурга (далее - СПб РСОКО), ее организационную и функциональную структуру, функции субъектов.

1.2. Положение разработано в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271;

- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 792-р;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- Федеральным государственным стандартом начального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 года № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357);

- Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897);

- Федеральным государственным стандартом среднего (полного) образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413);

- Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 и от 20 декабря 2011 года № 1034);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 10 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

- Концепцией и планом мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014-2016 годы (проект);

- Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;

- распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 32-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013-2018 годов»;

- распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013 № 66-рп «О программе «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы».

1.3. Результаты СПб РСОКО как источник объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг могут использовать:

- исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга;

- территориальные органы федеральных органов государственной власти, осуществляющие государственный контроль;

- учреждения и организации Санкт-Петербурга, осуществляющие деятельность в сфере образования, подведомственные Комитету по образованию;

- отделы образования администраций районов Санкт-Петербурга;

- органы государственно-общественного управления образованием;

- учредители образовательных организаций и образовательные организации различных форм собственности;

- обучающиеся и их родители (законные представители);

- научные и методические организации;

- работодатели и их объединения;

- общественные организации (объединения);

- средства массовой информации;

- иные граждане и организации, заинтересованные в оценке качества образования.

1.4. Основные процедуры СПб РСОКО:

- итоговая аттестация обучающихся;

- мониторинг качества обучения (подготовки) обучающихся по результатам федеральных и региональных обследований, всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов;

- мониторинговые исследования достижений обучающихся по направлениям дополнительного образования детей;

- мониторинговые исследования здоровья обучающихся и работников системы образования, обеспечения здоровьесберегающих условий реализации образовательных программ;

- международные сравнительные исследования качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS и другие);

- процедуры аттестации педагогических работников, руководителей и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций;

- контрольно-надзорные процедуры;

- лицензирование и аккредитация образовательной деятельности;

- анализ баз данных о системе образования Санкт-Петербурга;

- социологические исследования в системе образования;

- анализ результатов независимой оценки (педагогической экспертизы).

II. Цель и основные задачи

2.1. Целью СПб РСОКО является получение и распространение субъектами СПб РСОКО достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений.

2.2. Основными задачами СПб РСОКО являются:

- определение перечня критериев качества образования с учетом социально-экономических особенностей Санкт-Петербурга;

- осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, включая независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу;

- оценка условий осуществления образовательной деятельности по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования;

- оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования Санкт-Петербурга для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа;

- формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования;

- информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;

- информирование населения Санкт-Петербурга о качестве образования.

III. Функции субъектов СПб РСОКО

3.1. Организационная структура СПб РСОКО предусматривает три уровня СПб РСОКО: региональный, районный и уровень образовательной организации. Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях законодательства, и вариативную составляющую, определяемую специальными потребностями субъектов СПб РСОКО и особенностями оценочных процедур.

3.1.1. Субъектами регионального уровня СПб РСОКО являются:

- Комитет по образованию;

- общественные организации (объединения);

- Совет по образовательной политике при Комитете по образованию;

- Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» (далее - ГБОУ ДПО ЦПКС СПб РЦОКОиИТ);

- Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (далее - ГБОУ ДПО (ПК) СПб АППО);

- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» (далее - ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»).

3.1.2. Субъектами регионального уровня СПб РСОКО являются:

- отделы образования администраций районов Санкт-Петербурга;

- информационно-методические центры районов Санкт-Петербурга;

- общественные организации (объединения).

3.1.3. Уровень образовательные организации в СПб РСОКО представлен образовательными организациями.

3.2. Предметы оценочной деятельности в СПб РСОКО по уровням управления:

Уровень СПб РСОКО

Результаты

Процессы

Условия

Образовательная организация

- Индивидуальные достижения учащихся;

- Индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических работников

- Образовательный процесс в учебном коллективе;

- Образовательный процесс, организуемый отдельным педагогическим работником

- Условия организации образовательного процесса (педагог, учебный кабинет, предмет и др.);

- Управление образовательной организацией

Самоанализ образовательного учреждения (результаты, процессы и условия деятельности образовательной организации)

Независимая оценка качества образования (далее - НСОК) (результаты и условия деятельности образовательной организации)

Районный

- Результаты деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций;

- Индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников

- Образовательный процесс в образовательных организациях

- Условия организации образовательного процесса в образовательных организациях;

- Управление образовательными организациями

Самоанализ районной образовательной системы (результаты и условия деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций)

НСОК (результаты и условия деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций)

Региональный

- Результаты деятельности образовательных организаций;

- Результаты деятельности групп (кластеров) образовательных организаций;

- Индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников

- Образовательный процесс в образовательных организациях и группах образовательных организаций

- Условия организации образовательного процесса в образовательных организациях и группах образовательных организаций;

- Управление образовательными организациями и группами (кластерами) образовательных организаций

Самоанализ образовательной системы Санкт-Петербурга (результаты и условия деятельности групп образовательных организаций)

НСОК (результаты и условия деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций)

3.3. Распределение функций между субъектами СПб РСОКО:

Комитет по образованию:

- формирование модели СПб РСОКО, регламентация ее функционирования;

- подготовка и принятие (внесение в Правительство Санкт-Петербурга) правовых актов по вопросам функционирования и развития СПб РСОКО;

- финансовое обеспечение СПб РСОКО;

- разработка, корректировка и утверждение критериев СПб РСОКО;

- постановка задач по аналитическому обеспечению СПб РСОКО перед подведомственными учреждениями (организациями) и/или привлечение для этой работы экспертов;

- принятие на основе аналитических материалов управленческих решений для повышения качества образования;

- обеспечение образовательных организаций, органов государственно-общественного управления в сфере образования, общественных организаций, средств массовой информации, граждан и организаций, заинтересованных в оценке качества образования, предусмотренной законодательством информацией о состоянии качества образования в образовательной системе Санкт-Петербурга;

- обеспечение повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций Санкт-Петербурга по вопросам управления и оценки качества образования;

- составление и публикация рейтингов образовательных организаций;

- контрольно-надзорные процедуры: контроль соблюдения образовательными организациями лицензионных требований, контроль содержания и качества результатов подготовки обучающихся образовательных организаций, в том числе в ходе процедур федерального государственного контроля качества и государственной (итоговой) аттестации (далее - ГИА), а также уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных организациях;

- стимулирование развития независимой системы оценки качества образования.

ГБОУ ДПО ЦПКС СПб РЦОКОиИТ:

- разработка и корректировка критериев СПб РСОКО;

- информационное и аналитическое обеспечение СПб РСОКО;

- ресурсное, техническое и организационно-технологическое сопровождение СПб РСОКО;

- организационное сопровождение федеральных и региональных мониторинговых исследований и оценочных процедур;

- разработка контрольно-измерительных материалов;

- разработка и адаптация программных средств для проведения оценки качества образования;

- организационно-технологическое сопровождение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ЕГЭ;

- организационно-технологическое сопровождение процедур лицензирования, государственной аккредитации, федерального государственного контроля качества образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга;

- формирование методик и проведение рейтингов образовательных систем, образовательных организаций;

- сбор, хранение, статистическая обработка информации о состоянии и динамике качества образования в Санкт-Петербурге;

- подготовка информационных материалов о состоянии качества образования в Санкт-Петербурге;

- ведение и совершенствование баз данных: АИС БД «ПараГраф»; базы данных экспертов при проведении процедур лицензирования, аккредитации, государственного контроля качества; разработчиков тестовых заданий; баз данных экспертов ЕГЭ и ГИА, баз тестовых заданий, баз результатов ЕГЭ и ГИА, международных сравнительных исследований качества образования;

- ведение баз данных о результатах самообследований и внешних оценок качества образования;

- ведение баз данных о результатах аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций.

ГБОУ ДПО (ПК) СПб АППО:

- научно-методическое и научно-организационное обеспечение СПб РСОКО;

- создание контрольно-измерительных материалов, аттестационно-педагогических измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий для процедур контроля качества образования, государственного контроля качества образования;

- разработка критериев СПб РСОКО, методик оценивания и рейтингования;

- анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций;

- организация и/или проведение дополнительных обследований (мониторингов по запросам Комитета по образованию;

- сбор и обработка информации об организациях - участниках независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной экспертизы, предоставление информации по запросу Комитета по образованию.

ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»:

- методическое и организационное обеспечение СПб РСОКО по дополнительному образованию детей;

- организация мониторинговых исследований и сбор образовательной статистики по дополнительному образованию детей;

- анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования и эффективности работы образовательных организаций по дополнительному образованию детей.

Отделы образования администраций районов Санкт-Петербурга:

- регламентация районного уровня СПб РСОКО;

- ведение и предоставление сведений на основе действующих в Санкт-Петербурге баз данных;

- организация сбора образовательной статистики;

- содействие в проведении мониторинговых, контрольно-оценочных процедур социологических исследований по вопросам качества образования;

- обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством;

- создание механизмов участия образовательных организаций в независимой системе оценки качества образования.

Информационно-методические центры районов Санкт-Петербурга:

- информационно-методическое сопровождение СПб РСОКО.

Образовательные организации:

- обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;

- сбор, ведение и предоставление данных, корректировка, внесение изменений в базы данных;

- контроль качества представляемой информации;

- обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством;

- проведение самообследования и включение в независимую систему оценки качества образования.

Общественные организации (объединения):

- общественный контроль качества образования и деятельности образовательных организаций в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;

- участие в формировании информационных запросов пользователей СПб РСОКО;

- подготовка предложений в адрес Комитета по образованию и отделов образования администраций районов Санкт-Петербурга по вопросам развития СПб РСОКО;

- участие в обсуждении системы критериев, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, систем образования районов Санкт-Петербурга и системы образования Санкт-Петербурга;

- участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе при лицензировании и аккредитации образовательных организаций, аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, проведении итоговой аттестации обучающихся.

Совет по образовательной политике при Комитете по образованию:

- участие в разработке, изменении модели и Положения о СПб РСОКО;

- предложения по разработке и изменению критериев СПб РСОКО;

- предложения и рекомендации по направлениям мониторинговых исследований;

- взаимодействие с общественными организациями в рамках СПб РСОКО;

- привлечение экспертов к реализации мероприятий и процедур СПб РСОКО.

IV. Организация и технология оценки качества образования

4.1. Организация СПб РСОКО предусматривает:

- оценку достижений обучающихся;

- оценку результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций;

- оценку качества деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций;

- оценку качества образовательной системы Санкт-Петербурга по уровням дошкольное, общее, дополнительное образование детей и среднее профессиональное образование.

4.2. Оценка достижений обучающихся осуществляется посредством следующих процедур:

- итоговая аттестация учащихся в различных формах;

- мониторинговые исследования, включая международные, общероссийские и общегородские обследования; мониторинги соответствия требованиям ФГОС;

- федеральный государственный контроль качества образования;

- аккредитация образовательных организаций, в части тестирования обучающихся;

- анализ материалов региональных баз данных о системе образования Санкт-Петербурга;

- региональные олимпиады и конкурсы;

- анализ результатов независимых и педагогических экспертиз, результатов общественной оценки;

- мониторинговые исследования удовлетворенности участников образовательного процесса.

4.3. Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций осуществляется посредством аттестации на квалификационные категории, участия в профессиональных педагогических конкурсах.

4.4. Оценка качества деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с системами оценки качества, утвержденными соответствующими локальными актами и нормативными документами. Дополнительными основаниями для формирования систем оценки качества в образовательных организациях являются формы самообследования образовательных организаций, утверждаемые Министерством образования и науки Российской Федерации, и примерные показатели эффективности, утверждаемые Комитетом по образованию.

Оценка условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями производится через процедуры лицензирования и аккредитации.

4.5. Оценка качества образования в образовательной системе Санкт-Петербурга по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

4.6. СПб РСОКО включает системы сбора и первичной обработки данных, анализа и оценки качества образования, адресного обеспечения статистической и аналитической информацией. СПб РСОКО регламентируется соответствующими документами (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации, распоряжения Комитета по образованию, модель СПб РСОКО, настоящее Положение, нормативные и локальные акты, методические рекомендации).

4.7. Оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество результатов, качество условий и качество процессов. Перечень критериев качества образования в Санкт-Петербурге, их количественные характеристики устанавливаются Комитетом по образованию.

4.8. Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования осуществляются в соответствии с планом работы Комитета по образованию.

4.9. Информация, полученная в результате экспертиз и измерений, подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений. Информация общего доступа размещается на официальном сайте Комитета по образованию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, портале «Петербургское образование», сайтах ГБОУ ДПО ЦПКС СПб РЦОКОиИТ, ГБОУ ДПО (ПК) СПб АППО, ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ».

Информирование заинтересованных сторон о качестве образования в Санкт-Петербурге осуществляется через Публичный доклад Комитета по образованию о состоянии и перспективах развития образовательной системы Санкт-Петербурга, иные общественно-профессиональные мероприятия, проводимые Комитетом по образованию, отделами образования администраций районов Санкт-Петербурга и образовательными организациями.

V. Независимые процедуры экспертизы и оценки качества

5.1. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ рассматриваются как независимые процедуры СПб РСОКО, осуществляются общественными организациями, профессиональными сообществами и отдельными экспертами в соответствии со ст. 94 - 96 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

5.2. Указанные в п. 5.1 процедуры могут быть организованы как по инициативе образовательной организации, так и по инициативе общественной организации, профессионального сообщества или эксперта. Организаторы процедур, указанных в п. 5.1, для их осуществления должны пользоваться открытыми данными, опубликованными, в том числе на сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

5.3. Порядок учета результатов, указанных в п. 5.1 процедур, определяется Комитетом по образованию, отделами образования администраций районов Санкт-Петербурга и образовательными организациями самостоятельно.

VI. Финансовое обеспечение СПб РСОКО

6.1. Финансовое обеспечение СПб РСОКО осуществляется в рамках финансирования деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и образовательных организаций за счет средств федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к распоряжению

Комитета по образованию

от 20.01.2014 № 37-р

КРИТЕРИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Общее образование. 2013 год. Часть 1

Средний балл ЕГЭ по предмету

- Русский язык

- Математика

- Физика

- Химия

- Информатика и ИКТ

- Биология

- История

- География

- Английский язык

- Немецкий язык

- Французский язык

- Испанский язык

- Обществознание

- Литература

- Физическая культура

- Экология

- Экономика

- Искусство (Мировая художественная культура)

Достижения в заключительном туре Всероссийской олимпиады

- Русский язык

- Математика

- Физика

- Химия

- Информатика и ИКТ

- Биология

- История

- География

- Английский язык

- Немецкий язык

- Французский язык

- Испанский язык

- Обществознание

- Литература

- Астрономия

- Основы безопасности жизнедеятельности

- Право

- Технология

- Физическая культура

Объекты инфраструктуры системы питания обучающихся

Объекты инфраструктуры медицинского обслуживания

Учебная нагрузка учителей

Движение педагогических кадров в ОУ

Награды сотрудников образовательного учреждения

Повышение квалификации руководящих и педагогических работников ОУ

Общее образование. 2014 год. Часть 3

Дополнительное образование детей. Среднее профессиональное образование. 2014 год.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 16.05.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать