Основная информация

Дата опубликования: 19 октября 2006г.
Номер документа: RU78000200600434
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Санкт-Петербург
Принявший орган: Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 октября 2006 г. № 1008-р

ОБ АПРОБАЦИИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

В целях развития деятельности Комитета по образованию по совершенствованию содержания учебных изданий, использующихся в образовательном процессе, и на основании распоряжения Комитета по образованию № 202-р от 12.05.2004 "Об утверждении Положения о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям, необходимым для реализации регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта, грифа Комитета по образованию в области общего образования":

1. Утвердить Положение об апробации учебных изданий согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

2. Утвердить Рекомендацию для составления мотивированного заключения по результатам апробации учебных изданий согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.

3. Считать утратившим силу распоряжение Комитета по образованию от 15.05.2006 № 508-р "Об апробации учебных изданий".

4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию Ю.В.Соляникова.

И.о. председателя Комитета

по образованию Е.Б.Спасская

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к распоряжению

Комитета по образованию

от 19.10.2006 № 1008-р

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует условия и процедуру проведения апробации учебных изданий.

1.2. Под апробацией учебных изданий понимается официальное одобрение (утверждение) учебных изданий, основанное на проверке результатов их использования в образовательной деятельности.

1.3. На апробацию направляются учебные издания, перечень которых определен в издательском ОСТе 29.130-97, а также учебные электронные издания, аудио- и видеопособия (в том числе учебники, изданные как на традиционном бумажном, так и на электронном носителе), предназначенные для использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (далее - учебные издания).

1.4. Апробация учебных изданий в образовательных учреждениях проводится с целью:

- установления перспективности использования в образовательных учреждениях региона учебных изданий, не имеющих грифа "Допущено исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга - Комитетом по образованию" (далее - "Допущено") и претендующих на его присвоение и получение рекомендации к использованию в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;

- практической проверки эффективности учебников, имеющих гриф "Допущено" и изданных как на традиционном бумажном, так и на электронном носителе, для присвоения грифа "Рекомендовано исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга - Комитетом по образованию" (далее - "Рекомендовано").

1.5. Основанием для проведения апробации учебных изданий является распоряжение Комитета по образованию № 202-р от 12.05.2004 "Об утверждении Положения о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям, необходимым для реализации регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта, грифа Комитета по образованию в области общего образования".

2. Условия проведения апробации

2.1. Апробация проводится при условии подачи в президиум Регионального экспертного совета (далее - президиум РЭС) заявления от издательства и автора (авторов), в котором гарантируется возмещение финансовых затрат на проведение апробации учебного издания. Заявления на проведение апробации принимаются в течение учебного года (в период с 1 сентября до 1 мая), предшествующего учебному году, в котором будет проводиться апробация. Формирование сводного перечня образовательных учреждений, в которых в следующем учебном году будет проводиться апробация учебных изданий, завершается в срок до 1 июня предшествующего учебного года.

К заявлению прикладываются:

- программа проведения апробации, в которой указаны цели и направления апробации;

- график проведения апробации (этапы, задачи, сроки, ответственные лица и т.п.);

- проект адресной программы апробации.

2.2. Президиум РЭС выносит решение о начале процедуры апробации и утверждает адресную программу для проведения апробации.

2.3. На основании решения президиума РЭС автор (авторы), издательство и образовательное учреждение составляют соглашение о проведении апробации, которое содержит:

- организационные условия проведения апробации;

- гарантии участия автора (авторов) и издательства в апробации и (при необходимости) в доработке учебного издания в соответствии с результатами апробации;

- гарантии необходимого финансирования процедуры апробации со стороны издательства.

Приложением к соглашению являются график и программа проведения апробации.

Копия соглашения о проведении апробации предоставляется в президиум РЭС.

2.4. Обязательным условием осуществления апробации является наличие полного учебно-методического комплекта, состав которого концептуально обоснован автором (авторами).

2.5. При рассмотрении вопроса о переходе от грифа "Допущено" к грифу "Рекомендовано" обязательным условием становится также востребованность учебного издания - использование его в качестве базового учебника не менее чем в 25 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в течение полного учебного года.

3. Процедура проведения апробации

3.1. Процесс апробации организуется и координируется государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее - СПб АППО), которая создает для этого экспертные группы в составе педагогов-экспертов и эксперта-аналитика. Формирование данных групп, разработка планов проведения апробации, организация работы педагогов-экспертов с авторами (авторскими коллективами) и издательствами является прерогативой Ученого совета СПб АППО. Участие педагогов-экспертов в апробации является добровольным.

3.2. Ученый совет СПб АППО по результатам апробации рассматривает и утверждает мотивированное заключение, подготовленное экспертом-аналитиком, отражающее ее ход, положительные и отрицательные (если таковые присутствуют) стороны апробируемого учебного издания, целесообразность и перспективность его использования в регионе, рекомендации автору (авторам) и издательству по доработке издания (в случае необходимости). Заключение передается в президиум РЭС для принятия решения.

3.3. Независимый эксперт, назначенный президиумом РЭС, на основе заключения об апробации оценивает:

- соблюдение процедуры апробации;

- убедительность выводов, представленных в заключении об апробации;

- значимость и новизну образовательных результатов, полученных в ходе апробации учебного издания;

- связь полученных результатов с дидактической концепцией учебного издания;

- связь учебного издания с предшествующими изданиями и изданиями, по которым будет продолжено изучение учебного предмета по завершении апробации;

- отличие учебного издания, прошедшего апробацию, от существующих дидактических линий в аспекте их дополнения или завершения.

По результатам проведенной оценки независимый эксперт готовит итоговое заключение о возможности присвоения грифа.

Заключение готовится в трех экземплярах, подписывается ответственным за апробацию представителем научно-методической службы СПб АППО - экспертом-аналитиком, утверждается Ученым советом СПб АППО и направляется в три адреса: президиум РЭС, издательство, автору (авторскому коллективу).

3.4. При рассмотрении вопроса о переходе от грифа "Допущено" к грифу "Рекомендовано" президиум РЭС дает заключение о возможности присвоения учебнику грифа "Рекомендовано" или рекомендацию к доработке. В случае последнего варианта доработанное издание проходит экспертизу по результатам доработки, после чего президиум РЭС повторно рассматривает вопрос о присвоении учебнику грифа "Рекомендовано".

3.5. Финансирование процедуры проведения апробации осуществляется в соответствии с п. 4.3 Положения о Региональном экспертном совете Комитета по образованию, утвержденного распоряжением Комитета по образованию № 201-р от 12.05.2004.

4. Сроки проведения апробации

4.1. Длительность периода (не менее одного учебного года, т.е. не менее 34 календарных недель, начиная с 1 сентября) и количество экспериментальных классов для проведения апробации определяются в соответствии с педагогической целесообразностью для каждого апробируемого учебно-методического комплекта. При проведении апробации по решению РЭС могут быть учтены результаты экспертизы, осуществленной до официального назначения апробации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к распоряжению

Комитета по образованию

от 19.10.2006 № 1008-р

1. Общие положения

В настоящей Рекомендации изложены требования к оценке учебного издания по результатам его апробации в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, проведенной под руководством и при участии Санкт-Петербургской академии педагогического мастерства (далее - СПб АППО). Результатом проведенной апробации учебного издания является мотивированное заключение Ученого совета СПб АППО, представляемое в президиум Регионального экспертного совета Комитета по образованию (далее - президиум РЭС) для принятия решения.

Подготовка акта по результатам апробации учебного издания осуществляется путем анализа и обобщения мнений и отчетов педагогов-экспертов образовательных учреждений, проводящих апробацию. При подготовке мотивированного заключения Ученый совет СПб АППО руководствуется нормативными документами, определяющими содержание образовательного процесса в соответствующем типе и виде образовательных учреждений.

Апробация учебного издания проводится совместно с автором (авторскими коллективами) или методистами издательства. Перед началом апробации издательство (автор, авторский коллектив) представляют в СПб АППО информацию о:

- программе по учебной дисциплине в целом, по которой подготовлено учебное издание, с указанием ее вида: типовая (государственная), скорректированная или авторская;

- соответствии учебного издания той или иной системе обучения (в том случае, если есть такая необходимость);

- адресности учебного издания (указывается категория обучаемых);

- месте учебного издания в ряду аналогичных учебников и учебных пособий и его взаимосвязи с ними; принадлежности соответствующему учебному и учебно-методическому комплекту.

Если учебное издание является составной частью учебно-методического комплекта, вместе с экземпляром апробируемого издания каждому педагогу-эксперту издательством или автором (авторским коллективом) предоставляются и остальные составляющие этого комплекта (хрестоматия, рабочая тетрадь, учебно-наглядные пособия, предназначенные для организации учебного процесса по одному предмету и используемые в учебной деятельности совместно, а также учебно-методическое пособие для учителя).

Ответственный за апробацию представитель научно-методической службы СПб АППО (эксперт-аналитик) может обратиться в издательство или к автору (авторскому коллективу) за необходимой дополнительной информацией, в частности, предложить изложить концептуальные положения, которые легли в основу издания.

Результаты проведения апробации оформляются экспертом-аналитиком в виде мотивированного заключения и утверждаются Ученым советом СПб АППО.

2. Требования к мотивированному заключению по результатам апробации учебного издания

Мотивированное заключение по результатам апробации учебного издания (далее - заключение) состоит из анкеты-матрицы и итогового вывода.

Анкета-матрица включает в себя четыре раздела: "Общие сведения", "Общие требования к оценке учебного издания", "Специальные требования к учебному изданию", "Резюме", которые заполняет эксперт-аналитик, интегрируя мнения педагогов-экспертов, проводящих апробацию учебного издания.

В первом разделе "Общие сведения" экспертом-аналитиком отражаются данные об учебном издании, переданном в СПб АППО автором (авторским коллективом) или издательством, а также сведения о порядке организации апробации.

Второй раздел "Общие требования к оценке учебного издания" включает параметры, характеризующие требования к содержанию учебного издания, логике, стилю и языку изложения, качеству и целесообразности использования справочно-иллюстративного материала, дидактическим, воспитательным, развивающим и методическим возможностям учебного издания при организации образовательной деятельности.

Третий раздел "Специальные требования к учебному изданию" содержит параметры, характеризующие требования к учебному изданию исходя из специфики конкретного предмета (предметной области).

Четвертый раздел "Резюме" включает в себя краткую характеристику концепции и программы, положенных автором (авторским коллективом) в основу при подготовке учебного издания, с точки зрения их новизны и современности, с учетом перспектив развития общего образования. По возможности отмечается принадлежность концепции и программы к одной из известных систем обучения, высказывается мнение о степени и последовательности их фактической реализации, а также соответствие издания указанному автором адресату. Эксперт-аналитик может высказать мнение об изменении и уточнении адресата учебного издания.

В анкету-матрицу включаются вопросы, ответы на которые даются по результатам апробации учебного издания педагогами-экспертами в ходе осуществления образовательного процесса. Ответы могут быть содержательно развернуты, иметь ссылки на конкретные темы и(или) разделы учебного издания, а также на результаты обученности учащихся. Допускается формирование приложений, поясняющих позицию экспертов.

В итоговом выводе высказывается аргументированная позиция по оценке учебного издания, в том числе - мнение о возможности присвоения учебному изданию грифа "Рекомендовано исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга - Комитетом по образованию". В случае необходимости даются рекомендации автору (авторскому коллективу) по доработке или корректировке отдельных содержательных аспектов, выявленных в ходе апробации.

К заключению прилагается список замеченных ошибок, неточностей и опечаток издания, выявленных в ходе апробации.

Возможно дополнение заключения рекомендацией о внесении апробированного учебного издания в бланк заказа учебной литературы, приобретаемой для комплектования библиотек образовательных учреждений на средства бюджета Санкт-Петербурга.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Санкт-Петербургские ведомости № 243 от 27.12.2006 "Санкт-Петербургские ведомости", N 243, 27.12.2006
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать