Основная информация

Дата опубликования: 01 июля 2008г.
Номер документа: ru29000200800615
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ОПУБЛИКОВАНО: "Волна", N26, 08.07.2008;

АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

01 июля 2008 г. N113-ра/19

г. Архангельск

Об основных положениях лесного плана Архангельской области на 2009 - 2018 годы

В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации, областным законом от 27 июня 2007 года N368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений":

1. Одобрить прилагаемые основные положения лесного плана Архангельской области на 2009 - 2018 годы.

2. Департаменту лесного комплекса Архангельской области:

1) доработать проект лесного плана Архангельской области на 2009 - 2018 годы (далее - лесной план) в соответствии с прилагаемыми основными положениями лесного плана, определив ключевыми факторами его реализации следующие направления:

осуществление приоритетных инвестиционных проектов на основе аренды лесных участков;

привлечение потенциала малого и среднего лесного бизнеса по договорам купли-продажи лесных насаждений и по договорам субаренды с арендаторами, не имеющими достаточных производственных мощностей, а также путем адресного выделения лесных насаждений по исключительному случаю проведения аукционов для обеспечения конкретных предприятий, перерабатывающих древесину на территории Архангельской области и имеющих исключительное социальное значение;

вовлечение в рыночный оборот недревесных лесных ресурсов и развитие альтернативных заготовке древесины видов использования лесов для рекреационных целей, для нужд охотничьего хозяйства, для заготовки пищевых ресурсов, лесохимического сырья и др.;

осуществление инновационных проектов в рамках модельного леса;

развитие биоэнергетики;

привлечение средств государственной поддержки для развития транспортной инфраструктуры, деревянного домостроения, улучшения лесного фонда и модернизации лесопромышленного производства.

При доработке проекта лесного плана:

предусмотреть при территориальном зонировании лесного фонда для перспективного развития малого и среднего бизнеса лесосырьевые ресурсы в объеме не менее 10 процентов от общего объема заготовки древесины, установив приоритеты для предпринимателей, развивающих свой бизнес в депрессивных поселениях;

определить территории лесного фонда для дополнительного размещения инвестиционных проектов по глубокой переработке древесного сырья;

2) провести в июле - августе 2008 года обсуждение проекта лесного плана в муниципальных образованиях районов Архангельской области, в том числе по вопросу оптимального распределения лесов по направлениям их использования, а по итогам обсуждения указанного проекта - совещание с главами органов местного самоуправления муниципальных образований;

3) разместить проект лесного плана на официальном сайте администрации Архангельской области до 1 августа 2008 года в целях широкого общественного обсуждения;

4) направить доработанный проект лесного плана на согласование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере лесных отношений.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя главы администрации Архангельской области по управлению природными ресурсами и экологии Давитиашвили А.Ш.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Глава администрации

И.Ф.МИХАЛЬЧУК

ОДОБРЕНЫ

распоряжением администрации

Архангельской области

от 01.07.2008 N113-ра/19

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ЛЕСНОГО ПЛАНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2018 ГОДЫ

Лесной план Архангельской области на 2009 - 2018 годы (далее - лесной план) разрабатывается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и распространяется на территорию лесного фонда, находящегося в ведении Архангельской области. Указанная территория составляет 28591,5 тыс. га и охватывает 97 процентов всех лесов Архангельской области. Оставшиеся 3 процента лесов находятся в ведении Росприроднадзора (Кенозерский и Водлозерский национальные парки, Пинежский государственный заповедник), Министерства обороны Российской Федерации (леса военлесхоза N155) и органов местного самоуправления (леса на землях поселений и землях запаса).

Лесной план определяет основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Архангельской области на 10-летний период и является основным документом лесного планирования.

Структура лесного плана выстроена в соответствии с типовой формой лесного плана субъекта Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года N182, с некоторыми дополнениями, учитывающими региональные особенности лесов и региональные обстоятельства социально-экономического характера. Лесной план содержит четыре основных раздела:

характеристика состояния лесов и их использования;

социально-экономическая оценка использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.

Количественные показатели по планируемым мероприятиям в разрезе лесничеств, по годам срока действия лесного плана, а также другие множественные показатели и необходимый планово-картографический материал размещены в приложениях к лесному плану.

В качестве информационной основы для разработки лесного плана разработчиками представлены материалы лесоустройства по бывшим лесхозам и сельским лесхозам производства 1992 - 2006 годов, отчетные данные об использовании, охране, защите и воспроизводству лесов, статистические материалы о социально-экономическом положении отраслей экономики, материалы стратегического планирования социально-экономического развития и другие необходимые материалы.

По лесорастительному зонированию лесной фонд Архангельской области расположен в трех лесных районах:

в районе притундровых лесов и редкостойной тайги - 6080,5 тыс. га;

в северо-таежном районе - 12318,0 тыс. га;

в среднетаежном районе - 10258,0 тыс. га.

Леса первого лесного района (за исключением лесов Лешуконского лесничества) относятся к защитным лесам. Использование лесных ресурсов в них возможно только в порядке ухода за лесом. Во втором и третьем лесных районах возможна промышленная эксплуатация лесов, но она ограничена природной (относительно низкой) продуктивностью лесных насаждений.

Собственно лесов на землях лесного фонда по учетным данным насчитывается 22759,6 тыс. га. По целевому назначению они разделены на защитные леса - 5148,2 тыс. га (22,6 процента) и эксплуатационные леса - 17611,4 тыс. га (77,4 процента). В связи с принятием ряда новых нормативных правовых актов и в целях оптимизации эколого-защитного лесного комплекса требуется некоторая корректировка распределения лесов по категориям защитности, в результате которой площадь защитных лесов должна увеличиться до 24 - 25 процентов от общей площади лесов.

По породной, лесотипологической и возрастной структуре леса Архангельской области в целом остаются благоприятны для целей промышленного освоения, хотя длительная их эксплуатация без должных мер по охране и восстановлению наложила негативный отпечаток. Около 15 процентов хвойных насаждений за последние 100 лет сменились малоценными лиственными березняками и осинниками, а в 30 процентах оставшихся хвойных (преимущественно молодых) насаждений доля лиственной примеси имеет критическое значение. Без соответствующих лесоводственных уходов они могут очень быстро перейти в категорию лиственных лесов. При этом лиственные молодняки и хвойные молодняки с неустойчивым составом распространились на наиболее продуктивные лесные угодья, а в эксплуатационном фонде накопилась большая доля низкопродуктивных заболоченных сосняков и ельников. Ухудшилась возрастная структура лесов. Чрезмерно преобладание молодняков и перестойных древостоев, а приспевающих и средневозрастных насаждений, которые должны пополнять эксплуатационный фонд, мало. Это нарушает равномерность перспективного лесопользования. В составе лесного фонда высока доля насаждений послепожарного происхождения, часто неблагоприятного породного состава с высокой степенью захламленности, а также насаждений, поврежденных низовыми пожарами и требующих затратных санитарных мероприятий.

Данный анализ состояния лесов, приведенный в лесном плане, позволяет сделать вывод, что на предстоящий период (2009 - 2018 годы) необходимо интенсифицировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в новых правовых и социально-экономических условиях.

В течение последнего 100-летия Архангельская область специализировалась на заготовке и переработке древесины. В этот период ежегодные объемы заготовки составляли 10 - 15 млн. кубометров, а в семидесятые - восьмидесятые годы - до 25 млн. кубометров. Практически вся заготовленная древесина перерабатывалась на лесопильных и целлюлозно-бумажных предприятиях Архангельской области, которые занимали лидирующее положение в стране. Параллельно развивались сопутствующие лесоперерабатывающие производства: деревянное домостроение, мебельные, фанерные, плитные, деревоклеенные, гидролизные, лесохимические. Также развивалась инфраструктура лесопромышленного комплекса: научные, образовательные, проектные, машиностроительные, транспортные, строительные организации и предприятия.

Одновременно с лесной промышленностью развивалась лесохозяйственная структура. Были сформированы одна из крупнейших в стране баз авиационной охраны лесов от пожаров с 11 авиаотделениями и сеть 54 наземных пожарно-химических станций. Семь лесомелиоративных механизированных станций за два десятилетия осушили около 500 тыс. га заболоченных лесных угодий. Было создано 30 лесных питомников, которые обеспечивали посадочным материалом лесокультурные работы на площади до 10 тыс. га. Активно формировалась постоянная лесосеменная база с шишкосушилками, складами лесных семян и лесосеменными лабораториями. Двести лесничеств со штатами лесников и лесотехников обеспечивали отвод лесосек в объеме до 25 млн. кубометров и контроль за их освоением. Ежегодно проводилось лесоустройство на площади 1,5 - 2,0 млн. га и соответственно обновлялись лесоучетные материалы.

Лесной сектор составлял основу экономики Архангельской области, поддерживал социальную и транспортную инфраструктуру районов, обеспечивал более 100 тыс. рабочих мест.

К сожалению, за годы перестройки динамику развития лесного сектора не удалось сохранить и многие прогрессивные начинания были утрачены. Объемы заготовки и переработки древесины в девяностые годы снизились до 8 - 10 млн. кубометров, приостановились работы по строительству лесовозных дорог и модернизации производственных мощностей. Многие лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия обанкротились. Свернули до минимума свою деятельность научные и проектные организации. Ситуация усугубляется серьезным ухудшением структуры лесного фонда, о котором говорилось выше.

В данной ситуации главной целью лесного плана Архангельской области на 2009 - 2018 годы должна стать выработка программы мер по выводу лесного сектора на путь поступательного развития с использованием всех позитивных элементов современной системы лесных отношений и лесного законодательства. Ключевыми факторами роста могут стать следующие направления:

осуществление приоритетных проектов на основе аренды лесных участков;

привлечение созидательного потенциала малого и среднего лесного бизнеса по договорам купли-продажи лесных насаждений и по договорам субаренды с арендаторами, не имеющими достаточных производственных мощностей, а также путем адресного выделения лесных насаждений по исключительному случаю проведения аукционов для обеспечения конкретных предприятий, перерабатывающих древесину на территории Архангельской области и имеющих исключительное социальное значение;

вовлечение в рыночный оборот недревесных лесных ресурсов и развитие альтернативных заготовке древесины видов использования лесов для рекреационных целей, для нужд охотничьего хозяйства, для заготовки пищевых ресурсов, лесохимического сырья и др.;

осуществление инновационных проектов в рамках модельного леса;

развитие биоэнергетики;

привлечение средств государственной поддержки для развития транспортной инфраструктуры, деревянного домостроения, улучшения лесного фонда и модернизации лесопромышленного производства.

Первоочередной задачей лесного плана является определение перспективной потребности лесного сектора Архангельской области в древесине, обеспечивающей социальные нужды населения и ритмичную работу предприятий лесопромышленного комплекса, и путей для удовлетворения указанной потребности.

С учетом нормативов обеспечения граждан древесиной для удовлетворения их собственных нужд, установленных областным законодательством, и с учетом потребностей бюджетных и сельскохозяйственных организаций общая местная потребность в древесине составляет 1500 тыс. кубометров. Этот вид потребности подлежит удовлетворению в первоочередном порядке из лесных участков, удобных в транспортном отношении.

Перспективная потребность малого лесного бизнеса оценивается в 1500 тыс. кубометров с учетом полуторакратного наращивания производственных мощностей.

Потребность крупных лесопотребляющих предприятий архангельских холдингов составляет 12 млн. кубометров, а с учетом развития и модернизации в рамках осуществления приоритетных инвестиционных проектов к концу десятилетия достигнет 15 млн. кубометров.

Общая потребность Архангельской области на конец десятилетия составит 18 млн. кубометров. Она обеспечивается наличными ресурсами на 133 процента, так как общий размер расчетной лесосеки в спелых и перестойных лесах равен 19,98 млн. кубометров, а возможный объем заготовки в молодых насаждениях - 4,0 млн. кубометров.

Планируемый уровень использования ресурсов - 75 процентов - следует считать оптимальным, так как значительная их часть на предстоящее десятилетие находится в недоступной по транспортным или экологическим условиям зоне. Кроме того, 5,0 млн. кубометров недоиспользуемой лесосеки находится в арендованных лесных участках, и мероприятия по повышению уровня использования лесов не могут нарушать права арендаторов. Часть лесосеки размещается в низкопродуктивных заболоченных насаждениях, которые также на сегодняшний день недоступны по техническим и экономическим условиям.

В лесном плане проанализированы транспортные условия освоения лесов. Отмечено, что густота дорожной сети очень низкая - 1,75 км на 1000 га общей площади материковой территории Архангельской области. Из них 88 процентов составляют автомобильные дороги, из которых с твердым покрытием - только 14 процентов.

Размещение эксплуатационных запасов лесного фонда относительно путей транспорта крайне неблагоприятно. Наиболее богатые древесиной массивы леса располагаются на территориях, вообще лишенных дорог. Для поддержания существующего уровня лесопользования требуется ежегодно строить по 300 км лесовозных дорог (в соотношении: 25 процентов - технологических и 75 процентов - временной ветки), а для наращивания объемов лесопользования - 16 км на каждый дополнительный 1,0 млн. кубометров заготовки.

Развитие транспортной сети для целей освоения лесов, их охраны, защиты и воспроизводства планируется двумя вариантами:

за счет инвестиционных проектов и собственных средств арендаторов;

за счет инвестиционных проектов, собственных средств арендаторов и средств государственной поддержки.

4.1. Заготовка древесины.

Заготовка древесины лесным планом планируется на всей территории лесного фонда Архангельской области, исключая отдельные категории защитности, где это запрещено лесным законодательством. Резервные леса не планируются. Интенсивность и режим лесозаготовок по целевому использованию и категориям защитности регламентируются нормативными документами лесного законодательства.

Планируемые объемы заготовки древесины размещаются по лесничествам и по годам предстоящего десятилетия. Количественные показатели данного распределения приводятся в Приложении к лесному плану (Приложение - не приводится). Общий прогнозируемый объем заготовки составляет 175,1 млн. кубометров, из которых 159,2 млн. кубометров будет заготовлено в эксплуатационных лесах, 16,9 млн. кубометров - в защитных лесах. В хвойных насаждениях будет заготовляться 82 процента древесины и 18 процентов - в лиственных.

Структура лесозаготовок по видам рубок в течение срока действия лесного плана претерпит существенные изменения. В базовом 2007 году это соотношение характеризуется следующими показателями:

рубки в спелых лесах (преимущественно сплошные) - 9,36 млн. кубометров (69,7 процента);

рубки в молодых лесах (выборочные) - 2,04 млн. кубометров (15,2 процента);

прочие рубки (сплошные) - 2,02 млн. кубометров (15,1 процента).

Согласно прогнозу объемы заготовленной древесины возрастут на 34 процента (до 18 млн. кубометров), в том числе в результате ухода за лесом - на 50 процентов (до 3 млн. кубометров). Размер промежуточного пользования будет возрастать более высокими темпами по сравнению с заготовкой древесины при главном пользовании. Данный вид лесного сырья приобретает характер стратегического ресурса в масштабе всего лесопромышленного комплекса Архангельской области. Промежуточное пользование должно входить в сферу "большого" лесного бизнеса как составная часть лесообеспечения и как инструмент формирования новых высокопродуктивных, экономически привлекательных лесов, которые обеспечат движение по пути интенсивного развития лесопромышленного комплекса на планируемый период. Данное направление привлекательно тем, что эти лесные ресурсы находятся в ближней к деревообрабатывающим центрам зоне. Это позволит снизить остроту проблемы транспорта древесного сырья из лесосек.

По лесоэксплуатационному зонированию лесной фонд разделяется на четыре зоны:

зона краткосрочного лесопользования (местного потребления);

зона долгосрочного лесопользования;

зона перспективного лесопользования;

зона ограниченного лесопользования.

Данное зонирование осуществляется в процессе разработки лесохозяйственных регламентов лесничеств в соответствии с критериями, установленными настоящим лесным планом.

В зону краткосрочного лесопользования включаются кварталы, прилегающие к населенным пунктам и ближайшим путям транспорта, в количестве, обеспечивающем удовлетворение обоснованной расчетным путем местной потребности. В расчетную потребность включаются:

объемы древесины гражданам для отопления жилых помещений, не оборудованных центральным отоплением, рассчитанные по действующим нормативам;

объемы древесины гражданам для строительства и ремонта индивидуальных сооружений, рассчитанные по нормативам, установленным областным законодательством;

объемы древесины бюджетным и сельскохозяйственным организациям для отопления, строительства и ремонта, рассчитанные по действующим нормативам и проектно-сметным документам;

объемы древесины, необходимой для лесосырьевого обеспечения малых лесных предприятий, осуществляющих лесопереработку на территории Архангельской области, рассчитанной исходя из наличия таких предприятий и их производственной мощности.

Примерная площадь зоны - 3,0 млн. га, возможный ежегодный размер пользования - 3,0 млн. кубометров (должен использоваться на 100 процентов).

В зону долгосрочного пользования включаются кварталы, переданные в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное (срочное) пользование и планируемые для передачи в долгосрочное пользование в ближайшие годы. Ориентировочная площадь зоны - 16 млн. га, возможный ежегодный размер пользования - 17,5 млн. кубометров (будет использоваться на 85 процентов).

В зону перспективного лесопользования включаются кварталы эксплуатационных лесов, не вошедшие в зоны краткосрочного и долгосрочного пользования. Ориентировочная площадь зоны - 2,0 млн. га, возможный ежегодный размер пользования - 2,0 млн. кубометров. Использование ресурсов относится к будущим периодам.

В зону ограниченного лесопользования включаются кварталы, отнесенные целиком к защитным лесам. Ориентировочная площадь зоны - 7,0 млн. га, возможный ежегодный размер пользования - 1,5 млн. кубометров. Примерный уровень использования оценивается в 20 процентов.

По выделенным лесоэксплуатационным зонам дифференцируется режим ведения лесного хозяйства и источники его финансирования. В зоне краткосрочного лесопользования и в зоне ограниченного лесопользования организация лесохозяйственной деятельности осуществляется департаментом лесного комплекса Архангельской области с привлечением подрядчиков по государственным контрактам за счет субвенций из федерального бюджета. В зоне долгосрочного лесопользования лесное хозяйство ведут лесопользователи собственными силами или по договорам подряда за счет собственных средств. Лесопожарный мониторинг в авиационной зоне слежения осуществляет областное государственное учреждение "Северная база авиационной охраны лесов". Затраты на тушение лесных пожаров компенсируются из средств федерального бюджета. В зоне перспективного лесопользования лесохозяйственную деятельность осуществляет департамент лесного комплекса Архангельской области в минимальном режиме.

В зоне долгосрочного лесопользования в составе лесопользователей лесным планом предполагаются некоторые изменения. Основной категорией лесопользователей останутся арендаторы, переоформившие до 1 января 2008 года договоры аренды лесных участков, полученных ранее, и арендаторы, которые получат лесные участки по приоритетным инвестиционным проектам первой очереди (1,8 млн. кубометров расчетной лесосеки). Ротация состава арендаторов в связи с истечением сроков аренды, а также в связи с досрочным расторжением договоров аренды по тем или иным основаниям ожидается в размере 25 процентов (на 3,0 млн. кубометров расчетной лесосеки). На место прежних арендаторов придут новые хозяйствующие субъекты, в основном - по приоритетным инвестиционным проектам (2,0 млн. кубометров) и частично - по результатам аукционов по продаже права заключения договора аренды (1,0 млн. кубометров). Всего в долгосрочном пользовании на конец срока действия лесного плана предполагается около 16 млн. га лесного фонда с расчетной лесосекой 15 млн. кубометров.

Уровень использования расчетных лесосек на арендованных лесных участках согласно лесному плану должен увеличиться с 60 процентов до 85 процентов за счет наращивания производственных мощностей самими арендаторами, а также за счет развития такой новой формы лесных отношений, как субаренда, путем осуществления системы мер по оптимизации государственного лесоуправления.

4.2. Заготовка живицы.

Лесной план рассматривает ресурсы для заготовки живицы на всей территории Архангельской области, за исключением северных районов. Они зафиксированы на площади 34,3 тыс. га. В 2007 году эти ресурсы использовались на 365 га силами двух небольших предприятий, то есть уровень использования составляет 1 процент. Низкая потребность в лесохимическом сырье объясняется тем, что на территории Архангельской области нет лесохимических предприятий, перерабатывающих это сырье. Перспективы развития данного вида использования леса в течение срока действия лесного плана очень проблематичные.

4.3. Осуществление рекреационной деятельности.

Архангельская область обладает значительным туристическим потенциалом, который складывается из многочисленных и обширных природных ландшафтов на землях лесного фонда с высокими рекреационными свойствами, сочетающихся с объектами исторического и культурного наследия. Перспективными являются следующие виды лесной рекреации:

отдых в стационарных лесных пансионатах и курортах;

отдых в небольших базах и туристических фирмах в комплексе с охотой, рыбалкой, грибами, ягодами и другой деятельностью;

отдых в индивидуальных (собственных) объектах рекреации;

туризм - самостоятельный экскурсионный, спортивный, промысловый, экстремальный, экологический, научный, детский, паломнический.

Первые три вида могут осуществляться на праве аренды лесных участков, а последний - на праве публичного лесного сервитута.

Лесным планом предусматриваются зоны приоритетного развития данного вида использования лесов в виде локальных участков, привлекательных с точки зрения рекреации, формирование в них лесных участков и организация аукционов по продаже права заключения договоров аренды.

4.4. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.

В лесном фонде ежегодно вырастают значительные объемы пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений. Урожай ягод, доступный для сбора, оценивается в 26,8 тыс. тонн, грибов по трем наиболее распространенным видам (белый гриб, подосиновик, волнушка) - 5,1 тыс. тонн, березового сока - 501 тыс. тонн. Учет их использования не ведется. По очень осторожным оценкам, урожай ягод используется на 20 процентов, грибов - на 50 процентов, березового сока - на 1 процент. Сборщиками указанных лесных ресурсов являются местные жители. Из общего сбора около половины они продают на рынках или через торгово-закупочные предприятия из соседних регионов для последующей переработки. Вырученные средства составляют значительную долю семейного бюджета местных жителей. На территории Архангельской области перерабатывающих предприятий нет.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы заготовки пищевых ресурсов:

гражданами для собственных нужд свободно и бесплатно;

в целях предпринимательской деятельности на праве аренды лесных участков с оплатой, определяемой по результатам аукциона.

На территории Архангельской области ежегодно работают 3 - 5 крупных торгово-закупочных предприятий (из Костромской, Вологодской, Ленинградской областей, Республики Карелия и др.) с общим объемом закупки приблизительно 4000 тонн ягод и около 1000 тонн грибов. Закупку лесных пищевых ресурсов осуществляют также частные предприниматели с последующей их реализацией в других регионах Российской Федерации.

Заявок на предпринимательскую заготовку пищевых лесных ресурсов не поступало, поэтому потребность в данном виде использования леса не обозначена. Для регулирования продажи гражданами излишков собранных ими для собственных нужд ягод и грибов нет правовых оснований и административных ресурсов. Кроме того, такое регулирование может вызвать излишние конфликтные ситуации в сельской местности, где социальная обстановка остается неблагополучной. Есть мнение, что нужно сохранить право граждан заготовлять пищевые лесные ресурсы для собственных нужд свободно и бесплатно и распоряжаться ими по своему усмотрению.

4.5. Осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Для данного вида использования леса передано три участка:

АГТУ - 16 тыс. га (бывший учебно-опытный лесхоз Министерства образования Российской Федерации);

Обозерской лесной школе;

НП "Северная лесная опытная станция".

Ожидаются данные о потребности в лесных участках от нескольких училищ начального профессионального образования для организации учебных полигонов и от Коношского стационара Российской академии наук для научного полигона.

Кроме этого, в случае организации регионального модельного леса "Беломорская тайга" потребуются лесные участки для организации целевых научно-производственных полигонов, в том числе:

а) в зоне усыхания еловых лесов в междуречье Двины и Пинеги - площадью 500 тыс. га;

б) в зоне вторичных лесов:

в Обозерском лесничестве (расширение полигона НП "Северная лесная опытная станция") - 20 тыс. га;

в Каргопольском лесничестве - 20 тыс. га;

в Вельском лесничестве - 30 тыс. га;

в Котласском и Вилегодском лесничествах - 100 тыс. га;

в Мезенском лесничестве - 100 тыс. га.

Предполагается включение в эти полигоны лесных участков, находящихся в аренде у предприятий, которые имеют намерение присоединиться к данному научному проекту.

4.6. Использование лесов для религиозных целей.

Религиозная деятельность на землях лесного фонда осуществляется путем получения лесных участков, включающих в свой состав святые места, объекты религиозной деятельности, обустройство их и организацию паломничества к определенным объектам поклонения с использованием существующей дорожной сети (паломнические маршруты). Для этого в соответствии с действующим лесным и земельным законодательством требуется оформление договоров о безвозмездном срочном пользовании с департаментом лесного комплекса Архангельской области.

В настоящее время для использования в религиозных целях по договору безвозмездного пользования передан только один участок - лесные территории острова Анзерский (Соловецкому ставропигиальному монастырю Русской Православной Церкви).

Использование лесов для осуществления религиозной деятельности на территории других лесничеств, лесопарков Архангельской области Православной Церковью (согласно справке Архангельской и Холмогорской Епархии Московского Патриархата N 212 от 2 июня 2008 года) не планируется. Однако лесным планом Архангельской области и лесохозяйственными регламентами лесничеств определяются места (зоны приоритетного использования) около монастырей, святых пустынь, источников и других мест традиционного поклонения, которые могут потребоваться религиозным организациям для осуществления их деятельности.

4.7. Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты.

К охотничьим зверям и птицам относятся те виды фауны, которые являются объектами охоты и используются для получения продукции в виде мяса, шкур, пуха и других материальных ценностей. Часть зверей и птиц уже потеряла свое прежнее значение, а входящие в нее виды стали редкими или исчезающими и поэтому особо охраняемыми. Другая часть по-прежнему удовлетворяет материальные и духовные запросы охотников.

Охота производится на закрепленных за пользователями охотничьих угодьях, а также и на незакрепленных угодьях (в государственном резервном фонде) в соответствии с законодательством об охране и использовании животного мира. Действующими Правилами охоты в Архангельской области, утвержденными постановлением главы администрации Архангельской области от 18 июля 1996 года N366, добыча охотничьих животных разрешена почти на всей территории Архангельской области, за исключением заповедников (Пинежский, Ненецкий), национальных парков (Кенозерский и Водлозерский), Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, заказников федерального и регионального значения (биологических и ландшафтных) и зеленых зон вокруг населенных пунктов. На территории Архангельской области действуют 29 ландшафтных и биологических заказников регионального значения общей площадью 1375224 га, на которых режим охоты ограничен их положениями.

Общая площадь охотоугодий Архангельской области составляет 28331777 га, из них переданы в пользование (закреплены за государственными, общественными организациями и частными лицами) 1051534 га (4 процента).

Площадь охотугодий государственного резервного охотничьего фонда в Архангельской области составляет 27280243 га.

Первоочередными шагами ведения охотничьего хозяйства после закрепления угодий должно быть проведение внутрихозяйственного охотоустройства с разработкой плана предстоящего комплексного ведения охотничьего хозяйства и на его основе подготовка специалистов, планирование конкретных работ с учетом специфики каждого охотхозяйства и лесничества.

Следующим шагом в развитии охотничьего хозяйства (когда возникнет потребность вторгаться в сферу лесных отношений - производить рубку деревьев, прокладывать проезды, размещать временные объекты, городить заборы и оказывать услуги лицам, осуществляющим охоту) является передача лесных участков в аренду для осуществления охотничьего хозяйства. Для этого по заявлению заинтересованного лица лесничество формирует соответствующий лесной участок и представляет его на аукцион по продаже права заключения договора аренды.

4.8. Использование лесов для остальных видов деятельности.

Использование лесов, предназначаемых для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, для ведения сельского хозяйства, для создания лесных плантаций и их эксплуатации, для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, строительства и эксплуатации линейных сооружений, для переработки древесины и иных лесных ресурсов, на территории Архангельской области не осуществляется или осуществляется спорадически и не поддается планированию. Ресурсами такие потребности обеспечены, поэтому заявки на данные виды деятельности могут рассматриваться по мере их поступления.

4.9. Основные направления деятельности и планирование мероприятий по обеспечению охраны, защиты и воспроизводства лесов для достижения количественных и качественных целевых показателей улучшения лесов.

Лесной план предусматривает обширный перечень лесохозяйственных мероприятий по лесничествам для достижения количественных и качественных целевых показателей улучшения лесов. Планируются:

комплексная система (наземная, авиационная и космическая) противопожарного мониторинга и обнаружения очагов возгораний;

интегрированная структура сил и средств тушения пожаров;

комплекс профилактических мероприятий.

В целях гарантированного лесовозобновления сплошных вырубок и других не покрытых лесом площадей хозяйственно ценными породами предусматриваются система критериев для планирования лесовосстановительных работ и порядок их осуществления. Стратегия воспроизводства лесных ресурсов базируется на максимальном использовании природной возобновительной способности лесов и производстве лесных культур в тех условиях, где естественное возобновление не гарантирует нужного качества создаваемых насаждений. Основными принципами лесовосстановления является обязательность в кратчайший срок получения молодого поколения леса из хозяйственно ценных пород на вырубках и регулируемое облесение других категорий земель, не покрытых лесом, повышения доли лесных культур от общей площади сплошных рубок до 15 процентов. В течение 10 лет (до 2018 года) резкого увеличения объемов рубок ухода в молодняках не произойдет. Объемы рубок ухода в молодняках возрастут с 14,3 тыс. га в 2008 году до 17,0 тыс. га в 2018 году.

На конец планируемого периода платежи за использование лесов согласно планируемым целевым показателям возрастут с 872,8 млн. руб. до 2124 млн. руб. Общий объем выпуска производственной продукции возрастет до 147300 млн. руб.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ГАЗЕТА "ВОЛНА" № 26 от 08.07.2008
Рубрики правового классификатора: 110.050.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области лесных отношений. Контроль за охраной лесов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать