Основная информация

Дата опубликования: 29 октября 2009г.
Номер документа: RU63000200900956
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Самарская область
Принявший орган: Аппарат Правительства Самарской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

От 29.10.2009 № 10-п

Об определении Порядка проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области

Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Самарской области от 19.12.2012 N 770

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Самарской области от 9 февраля 2009 года № 2-ГД «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Самарской области» ПРИКАЗЫВАЮ:

1.  Определить      Порядок      проведения      правовой      экспертизы муниципальных    нормативных    правовых    актов    Самарской    области согласно приложению.

2.  Возложить     на     Главное     правовое     управление     аппарата Правительства      Самарской      области      (Моргунова)      осуществление следующих полномочий аппарата Правительства Самарской области  в сфере  проведения   правовой  экспертизы   муниципальных   нормативных правовых актов:

руководство деятельностью по проведению правовой экспертизы;

подписание соответствующих экспертных заключений по результатам проведённой правовой экспертизы;

осуществление контрольной деятельности за результатами рассмотрения экспертных заключений органами (должностными лицами) местного самоуправления.

3.  Опубликовать     настоящий     приказ     в     средствах     массовой информации.

4.  Настоящий приказ вступает в силу со   дня   его   официального опубликования.

Заместитель председателя Правительства Самарской области

руководитель аппарата Правительства Самарской области

А.И.Бендусов

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу аппарата Правительства

Самарской области от 29.10.2009 № 10-п

ПОРЯДОК

проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской области

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет сроки проведения правовой экс­пертизы муниципальных нормативных правовых актов Самарской облас­ти, устанавливает требования к проведению правовой экспертизы муници­пальных нормативных правовых актов Самарской области,  подготовке экспертного заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству и направлению его органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу ме­стного самоуправления, принявшему (издавшему) указанный акт.

1.2. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых ак­тов осуществляется в целях контроля их соответствия Конституции Рос­сийской Федерации, федеральному законодательству,    законодательству Самарской области (далее - действующее законодательство).

1.3.  Основанием для проведения правовой экспертизы муниципаль­ных нормативных правовых актов Самарской области является соответст­вующее обращение органов государственной власти Российской Федера­ции и Самарской области, органов местного самоуправления муниципаль­ных образований Самарской области, должностных лиц,   организаций и граждан (далее - заявители) или поручения руководителя аппарата Прави­тельства Самарской области, руководителя Главного правового управле­ния аппарата Правительства Самарской области (далее - Главное право­вое управление).

1.4.  Проведение правовой экспертизы осуществляется Главным пра­вовым управлением   с привлечением в случае необходимости специали­стов в соответствующих областях.

По решению руководителя Главного правового управления осущест­вление отдельных действий по проведению правовой экспертизы муници­пальных нормативных правовых актов Самарской области может быть по­ручено государственному бюджетному учреждению Самарской области «Региональный центр управления государственными и муниципальными информационными системами и ресурсами Самарской области» (далее -ГБУ СО «РЦУП»).

1.5. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых ак­тов проводится в срок не более 30 дней со дня поступления муниципально­го нормативного правового акта на экспертизу.

При необходимости этот срок может быть продлен по решению ру­ководителя Главного правового управления не более чем на 30 дней с уве­домлением об этом заявителя, направившего обращение, или руководителя аппарата Правительства Самарской области в случае проведения эксперти­зы на основании соответствующего поручения.

2. Проведение правовой экспертизы

2.1. На правовую экспертизу из регистра муниципальных норма­тивных правовых актов Самарской области представляется копия муници­пального нормативного правового акта в документальном виде (на бумаж­ном носителе), заверенная в порядке, установленном муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования. 2.2. При проведении правовой экспертизы устанавливаются: правовые основания, обусловившие принятие муниципального нор­мативного правового акта;

предмет регулирования и его соответствие предметам ведения мест­ного самоуправления, установленным действующим законодательством;

необходимость и достаточность муниципального нормативного пра­вового акта для урегулирования общественных отношений в соответст­вующей сфере;

компетенция принявшего муниципальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления (должностного лица);

соблюдение порядка принятия (издания) муниципального норматив­ного правового акта;

наличие в муниципальном нормативном правовом акте норм и поло­жений, противоречащих нормам действующего законодательства;

соблюдение порядка введения муниципального нормативного право­вого акта в действие.

При оценке компетенции органа местного самоуправления на приня­тие муниципального нормативного правового акта необходимо руково­дствоваться нормами действующего законодательства, закрепляющими соответствующие полномочия органов местного самоуправления.

2.3. Не проводится правовая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов.

2.4. При поступлении муниципального нормативного правового акта, вносящего изменение  (дополнение)  в ранее  принятый муниципальный нормативный правовой акт, проводится правовая экспертиза измененного (дополненного) муниципального нормативного правового акта и составля­ется экспертное заключение на измененный (дополненный) муниципаль­ный нормативный правовой акт.

Если муниципальный нормативный правовой акт, вносящий измене­ние (дополнение) в ранее принятый муниципальный нормативный право вой акт, устанавливает также самостоятельные нормы, или вносит измене­ния (дополнения) в большое количество муниципальных нормативных правовых актов, или по результатам правовой экспертизы будет признан не соответствующим действующему законодательству, составляется экс­пертное заключение на муниципальный нормативный правовой акт о вне­сении изменений (дополнений).

2.5.  При проведении правовой экспертизы муниципального норма­тивного правового акта, отменяющего или признающего утратившим силу другой муниципальный нормативный правовой акт, кроме установления фактов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, также оценивается возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в резуль­тате отмены (признания утратившим силу) муниципального нормативного правового акта.

2.6.  Если при анализе конкретных норм права возникает расхожде­ние между действующими нормативными правовыми актами, регулирую­щими одни и те же правоотношения, необходимо руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права:

приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой; приоритет специальной нормы перед общей; приоритет нормы, принятой позднее.

2.7.  В ходе проведения правовой экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципальной нормативного правового акта, то есть наличие необходимого набора рек визитов, построение, правильность использования юридической терминологии.

Муниципальный нормативный правовой акт, как правило, должен иметь следующие реквизиты (элементы):

вид (форма) муниципального нормативного правового акта;

наименование органа (должностного лица), принявшего (издавшего муниципальный нормативный правовой акт; название муниципального нормативного правового акта, в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального норматив­ного правового акта;

дата и место принятия и (или) подписания муниципального норма­тивного правового акта;

номер муниципального нормативного правового акта;

полное наименование должности лица, подписавшего муниципаль­ный нормативный правовой акт;

дата (срок) и порядок вступления муниципального нормативного правового акта в силу.

2.8.  При оценке юридических терминов должно быть проанализиро­вано следующее:

употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном нормативном правовом акте в одном и том же значении;

имеют ли термины общепринятое значение;

обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и тер­минологией, используемыми в федеральном законодательстве и законода­тельстве Самарской области.

2.9.  Основными признаками противоречия муниципального норма­тивного правового акта действующему законодательству являются;

принятие (издание) муниципального нормативного правового акта органом (должностным лицом), к компетенции которого не относится ре­гулирование соответствующих правоотношений, либо его издание с пре­вышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу);

наличие в муниципальном нормативном правовом акте норм и поло­жений, противоречащих нормам действующего законодательства;

принятие (издание) муниципального нормативного правового акта во исполнение недействующего нормативного правового акта; неправильный выбор вида (формы) нормативного правового акта, примененного при принятии (издании) муниципального нормативного правового акта;

нарушение порядка принятия (издания) муниципального норматив­ного правового акта;

нарушение порядка введения муниципального нормативного право­вого акта в действие.

2.10.  Противоречие муниципального нормативного правового акта действующему законодательству может быть установлено и по иным ос­нованиям, которые отдельно указываются в экспертном заключении.

2.11.  В случае воспроизведения в муниципальных нормативных пра­вовых актах норм действующего законодательства вопрос о законности (обоснованности) такого воспроизведения разрешается применительно к каждому конкретному случаю.

2.12. По результатам проведённой правовой экспертизы принимается решение о соответствии (несоответствии) муниципального нормативного правового акта действующему законодательству и подготавливается соот­ветствующее экспертное заключение.

3. Подготовка экспертного заключения

3.1. В случае выявления в ходе правовой экспертизы в муниципаль­ном нормативном правовом акте одного или нескольких признаков, ука­занных в пунктах 2.9 - 2.11 настоящего Порядка, составляется мотивиро­ванное экспертное заключение о несоответствии муниципального норма­тивного правового акта действующему законодательству по форме соглас­но приложению 1 к настоящему Порядку.

В случае невыявления в ходе правовой экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте признаков, указанных в пунктах 2.9 - 2.11 на­стоящего Порядка, составляется мотивированное экспертное заключение о соответствии муниципального нормативного правового акта действующе­му законодательству по форме согласно приложению 2 к настоящему По­рядку.

3,2. Экспертное заключение оформляется на бланке Главного право­вого управления и имеет следующую структуру.

Вводная часть, в которой отражаются:

реквизиты муниципального нормативного правового акта, проходя­щего юридическую экспертизу (в случае, если проводится правовая экс­пертиза муниципального нормативного правового акта с изменениями и дополнениями, указываются реквизиты всех муниципальных нормативных правовых актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осущест­влялась правовая экспертиза);

основание рассмотрения муниципального нормативного правового акта;

состояние нормативного правового регулирования в данной сфере (перечень актов законодательства, на соответствие которым рассматривал­ся акт).

Аналитическая часть, в которой отражаются:

предмет регулирования муниципального нормативного правового акта, его соответствие предметам ведения местного самоуправления, уста­новленным действующим законодательством (с указанием конкретных статей и пунктов соответствующих нормативных правовых актов);

оценка компетенции принявшего муниципальный нормативный пра­вовой акт органа местного самоуправления;

необходимость и достаточность муниципального нормативного пра­вового акта для урегулирования общественных отношений.

Резолютивная часть, в которой отражаются выводы, сделанные по результатам проведённой правовой экспертизы о соответствии (несоответ­ствии) муниципального нормативного правового акта действующему зако­нодательству. Рекомендательная часть (не обязательно), в которой может отра­жаться экспертное мнение о соответствии муниципального нормативного правового акта основным и общеизвестным правилам юридической техни­ки, указанным в пунктах 2.7, 2.8 настоящего Порядка, и (или) содержаться соответствующие рекомендации по повышению уровня юридической тех­ники в нормативном правовом акте.

Каждому экспертному заключению, исходя из последовательности подготовки соответствующих экспертных заключений, присваивается по­рядковый номер. Порядок присвоения порядковых номеров определяется Главным правовым управлением.

3.3.  При составлении мотивированного экспертного заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действую­щему законодательству должны быть описаны и проанализированы кон­кретные нормы рассматриваемого муниципального нормативного правово­го акта, противоречащие действующему законодательству.

При описании норм муниципального нормативного правового акта необходимо указывать следующее:

положение (абзац, подпункт, пункт, часть статьи, статью, часть, раз­дел) муниципального нормативного правового акта, противоречащее дей­ствующему законодательству, а также его содержание;

нарушенные положения действующего законодательства (абзац, подпункт, пункт, часть статьи, статью, часть, раздел соответствующего нормативного правового акта) и изложение их содержания.

3.4.  Если вывод о несоответствии нормы муниципального норматив­ного правового акта аргументируется несколькими логически взаимосвя­занными нормами, необходимо четко указать все эти нормы и конкретно определить, в какой части норма муниципального нормативного правового акта противоречит каждой из указанных норм действующего законода­тельства. 3.5. При составлении экспертного заключения о соответствии муни­ципального нормативного правового акта действующему законодательству в заключении отражаются только те положения, которые указаны в пункте 3.2 настоящего Порядка.

4. Последствия признания муниципального нормативного правового акта

не соответствующим действующему законодательству

по результатам проведенной правовой экспертизы

(подготовленного экспертного заключения)

4.1.  При выявлении в муниципальном нормативном правовом акте положений, не соответствующих действующему законодательству, экс­пертное заключение о несоответствии муниципального нормативного пра­вового акта действующему законодательству для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган (должно­стному лицу) местного самоуправления, принявший акт.

Копия экспертного заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству направля­ется заявителю, а также в ГБУ СО «РЦУП» для включения в регистр му­ниципальных нормативных правовых актов Самарской области.

При направлении заключения о несоответствии муниципального нормативного правового акта действующему законодательству в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший акт, и ГБУ СО «РЦУП» сопроводительное письмо не готовится.

4.2.   Орган местного самоуправления, получивший экспертное за­ключение, в 30-дневный срок со дня его получения принимает меры по устранению выявленных нарушений, о чем в 35-дневный срок со дня его получения информирует аппарат Правительства Самарской области или уполномоченное им должностное лицо. 4.3. В случае непринятия мер по устранению выявленных нарушений органами (должностным лицом) местного самоуправления либо отсутствия в аппарате Правительства Самарской области (у уполномоченного лица) информации о принятых мерах может быть:

подготовлено в порядке, установленном подпунктом «е» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации», обращение руководителя высшего исполнительного органа го­сударственной власти субъекта Российской Федерации (Губернатора Са­марской области) к органу местного самоуправления, выборному или ино­му должностному лицу местного самоуправления о необходимости приве­дения в соответствие с действующим законодательством изданных ими нормативных правовых актов;

направлена копия экспертного заключения на муниципальный нор­мативный правовой акт в прокуратуру Самарской области (за исключени­ем экспертных заключений, содержащих только замечания юридико-технического, редакционного, терминологического и стилистического ха­рактера).

5. Иные положения

5.1.  Экспертное заключение о соответствии муниципального норма­тивного правового  акта действующему  законодательству  направляется только заявителю и является приложением к ответу на соответствующее обращение заявителя, послужившее основанием для проведения правовой экспертизы.

5.2.  Экспертное заключение на муниципальный нормативный право­вой акт, затрагивающий компетенцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти или иных государственных органов при необходимости может быть направлено в их адрес.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Порядку проведения правовой

экспертизы муниципальных

нормативных правовых актов

Самарской области

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №

на

(указываются вид, дата принятия (подписания), номер и полное наименование муниципального нормативного правового акта)

Главным правовым управлением аппарата Правительства Самарской области в соответствии с приказами аппарата Правительства Самарской области «Об утверждении Порядка организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Самарской области, представлению и включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Самарской области» и «Об определении Порядка проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых         актов         Самарской         области»         на         основании

(указываются основания рассмотрения муниципального нормативного правового акта) проведена правовая экспертиза______________________________________

(указываются вид, дата принятия, реквизиты и полное наименование муниципального

нормативного правового акта)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: иное № 405 от 31.10.2009
Рубрики правового классификатора: 010.150.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать