Основная информация

Дата опубликования: 28 февраля 2008г.
Номер документа: ru01000200800132
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Адыгея
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Адыгея
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

П Р И К А З

28.02.2008 г. № 124

г. Майкоп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

(Изменения и дополнения:

Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 19.11.2009г. № 1001, НГР:RU01000200900472)

В целях совершенствования управления качеством образования и обеспечения всех уровней управления образованием объективной информацией о состоянии и развитии региональной системы оценки качества образования

приказываю:

1. Утвердить Положение о региональной системе оценки качества образования в Республике Адыгея (приложение 1).

2. Утвердить план мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования в Республике Адыгея (приложение 2).

3. Руководителям муниципальных органов управления образованием, директорам учреждений начального и среднего профессионального образования оперативно довести настоящий приказ до сведения педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Республики Адыгея.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Республики Адыгея Н.И.Кабанову.

Министр

Р.А. Беданоков

Приложение №1

к приказу № 124 от 28.02.2008 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональной системе оценки качества образования в Республике Адыгея

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Республики Адыгея разработано в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. № 393 и решением коллегии Министерства образования и науки Республики Адыгея от 28.02.2008 г. № 1 «О концепции региональной системы оценки качества образования».

1.2. Положение о региональной системе оценки качества образования Республики Адыгея (далее - Положение) устанавливает единые требования при реализации региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) на территории Республики Адыгея.

1.3. Деятельность РСОКО строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Адыгея, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

1.4. Положение распространяется на все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами.

1.5. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

1.6. Под оценкой качества образования понимается процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

1.7. Под региональной системой оценки качества образования понимается целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных функциональных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

1.8. С целью оценки качества образования проводятся экспертизы и измерения. Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму, и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

1.9. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея.

2. Основные цели, задачи и принципы функционирования РСОКО

2.1. Целью РСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях изменения и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы по принятию управленческих решений, по совершенстванию функционирования и развитию системы образования Республики Адыгея. РСОКО обеспечивает поступательное движение системы образования, повышение качества образования в регионе и в каждом образовательном учреждении, а также формирование и управление системами сбора, хранения, и обработки информации.

2.2. Задачами РСОКО являются:

- формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;

- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования Республики Адыгея;

- разработка единой информационно-технологической платформы системы оценки качества образования;

- определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования для принятия управленческих решений, определение рейтинга школ по результатам экспертизы;

- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования региональной и муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;

- повышение квалификации педагогических и руководящих работников, специалистов системы образования по вопросам обеспечения лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации кадров, мониторинга и образовательной статистики региональной системы образования, индивидуальных достижений обучающихся;

- подготовка общественных экспертов;

- реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования.

2.3. В основу региональной системы оценки качества образования положены принципы:

- соблюдения преемственности и традиций российской системы образования;

- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

- инструментальности и технологичности используемых показателей, минимизации их количества с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

- учета социально-экономических и этнокультурных особенностей Республики Адыгея;

- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

- повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа;

- ориентация на требования внешних пользователей;

- иерархичность системы показателей;

2.4. Функции РСОКО:

- организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в образовании;

- организация государственной (итоговой) аттестации обучающихся;

- организация оценки и условий осуществления образовательной деятельности;

- организация работ по экспертизе, диагностике, оценке и прогнозу основных тенденций развития системы образования;

- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития системы образования различных уровней;

- обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о состоянии и развитии системы образования республики и муниципалитетов, а также отдельных образовательных учреждений, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей;

- участие в подготовке нормативной правовой документации иной образовательной деятельности в соответствии с государственными стандартами и нормативами.

3. Составляющие региональной системы оценки качества образования

3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:

- профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом;

- организационных структур системы управления образованием, выполняющих функции по организации, проведению оценочных процедур, аналитической обработке и представлению информации потребителям;

- общественной экспертизы качества образования, организуемой силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов.

3.2. Организационная структура РСОКО включает:

- Министерство образования и науки Республики Адыгея;

- Государственная аттестационная служба системы образования Республики Адыгея;

- Адыгейский республиканский институт повышения квалификации;

- муниципальные органы управления образованием;

- методические службы,

- образовательные учреждения и организации;

- ресурсные центры и отделы по оценке качества образования муниципального уровня и уровня образовательного учреждения.

3.3. РСОКО направлена на обеспечение регионального стандарта качества образования на основе сетевого взаимодействия существующих организационных структур, ориентированных на специальные задачи в сфере оценки качества образования.

3.4. Основные направления РСОКО Республики Адыгея

К основным направлениям региональной системы оценки качества образования Республики Адыгея относятся:

оценка общего уровня усвоения учащимися начальной школы основных знаний и умений по общеобразовательным предметам;

мониторинг качества образования на основе результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;

мониторинг качества образования на основе результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов (в том числе единого государственного экзамена);

мониторинг качества образования на основе результатов государственной аккредитации образовательных учреждений;

оценка качества муниципальных образовательных систем;

внутриучрежденческие системы оценки качества образования в системе начального профессионального образования;

внутриучрежденческие системы оценки качества образования в системе среднего профессионального образования;

оценка полученных знаний, умений и навыков учащихся на основе международных исследований образовательных результатов (РISА, ТIМSS и др.), в которых оцениваются наиболее общие качества: мышление, аргументация, постановка и решение проблем, моделирование, использование различных методов представления результатов, коммуникативные умения и компетентности трех уровней (воспроизведение, установление связей и рассуждение);

упорядочивание информационных потоков о состоянии образовательного процесса в Республике Адыгея;

создание системы общественного оценивания (контроля) качества образования;

проведение мониторинговых исследований метапредметных (надпредметных) компетенций учащихся;

проведение мониторинговых исследований условий организации образовательного процесса в образовательном учреждении;

оценка профессионализма учителей в рамках аттестации педагогических и руководящих работников;

создание единого информационного портала системы образования Республики Адыгея;

создание стандартизованных средств оценки учебных достижений для обеспечения сравнимости образовательных результатов с учетом видового разнообразия школ и подготовки школ к проведению итоговой аттестации;

мониторинг и диагностика учебных достижений учащихся по учебным предметам в рамках стартового, промежуточного и итогового контроля;

мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в образовательных учреждениях.

3.5. Министерство образования и науки Республики Адыгея:

- формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования;

- обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;

- координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования;

- определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию управления качеством образования в республике;

- осуществляет контроль качества в сфере образования.

(в ред. - Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 19.11.2009г. № 1001, НГР:RU01000200900472)

3.6. Государственное учреждение «Государственная аттестационная служба системы образования Республики Адыгея» (далее - ГАС) обеспечивает организационно-методическое и инструктивное сопровождение процедур контроля и оценки качества образования, информационное обеспечение функционирования РСОКО, организацию сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в республике.

(в ред. - Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 19.11.2009г. № 1001, НГР:RU01000200900472)

3.7. Адыгейский республиканский институт повышения квалификации (далее - АРИПК) осуществляет научно-методическое обеспечение оценки качества образования в республике, переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, дистанционное обучение.

3.8. Функционирование РСОКО ориентирует органы управления образованием на использование результатов оценки качества образования при принятии управленческих решений.

3.9. Муниципальные органы управления образованием (далее - МОУО) осуществляют разработку и реализацию муниципальных программ и проектов, направленных на развитие муниципальной системы образования, повышение качества, совершенствование содержания школьного образования; проводят мониторинговые исследования, направленные на обеспечение органов образования объективной информацией, необходимой для принятия обоснованных решений; осуществляют в рамках своей компетенции мероприятия по РСОКО, проводимые Министерством образования и науки Республики Адыгея, ГАС, АРИПК.

3.10. Образовательные учреждения осуществляют внутришкольный контроль, мониторинг и диагностику обученности и образовательных достижений учащихся, а также в рамках своей компетенции осуществляют мероприятия по РСОКО, проводимые Министерством образования и науки Республики Адыгея, ГАС, АРИПК, МОУО.

3.11. Общественные институты, потребители (обучающиеся, родители, работодатели и др.) осуществляют общественную экспертизу оценки качества образования через систему конкурсов, участвуя в лицензировании, аккредитации ОУ, аттестации педагогических и руководящих кадров. Данная экспертиза направлена на обеспечение соответствия требований, предъявляемых к качеству образования в конкретном ОУ, социальным ожиданиям и интересам общества, на формирование действенного инструментария для реализация общественных государственных принципов управления образовательными учреждениями, становления механизмов независимой экспертизы качества образования.

3.12. Согласованная работа всех организационных структур РСОКО позволяет обеспечить региональный стандарт качества образования.

3.13. Региональный стандарт качества образования включает:

- обоснованность целей, ценностей и содержания образования;

- качество обеспечения образовательного процесса;

- качество образовательных программ и образовательных технологий;

- качество освоения каждым обучающимся федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов;

- доступность и качество дополнительного образования обучающихся;

- обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;

- систему показателей и индикаторов качества регионального образования.

3.14. Региональный стандарт качества образования соотносится:

- с мировыми и общероссийскими тенденциями развития образования; с мировыми и общероссийскими стандартами и образцами качества образования;

- с мировыми и общероссийскими стандартами содержания и структуры образования;

- с международными и общероссийскими процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.

3.15. Организационная структура РСОКО в Республике Адыгея представляется в виде схемы.

4. Организация и технологии оценки качества образования

4.1. Предусматривается три уровня организации оценивания:

- уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей);

- муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития образовательных учреждений);

- региональный уровень (сравнительная оценка уровня достижений муниципальных образовательных систем).

4.2. Объектами РСОКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, деятельность педагогов, образовательные программы, деятельность образовательных учреждений, муниципальных систем образования и системы образования республики в целом.

4.3. РСОКО включает следующие компоненты: систему сбора и первичной обработки данных; систему анализа и оценки качества образования, а также систему адресного обеспечения статистической и аналитической информацией. Деятельность по реализации каждого компонента регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами.

4.4. Каждый из компонентов РСОКО, базируясь на едином концептуально-методологическом понимании проблем качества образования и подходов к его измерению и анализу, реализуется на всех уровнях оценивания.

4.5. Реализация РСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и оценки качества образования: государственной итоговой аттестации выпускников; мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения; аттестации педагогических и руководящих работников; лицензирования образовательной деятельности; государственной аккредитации образовательных учреждений; статистических (государственных и ведомственных) и социологических исследований в сфере образования.

4.6. Оценка качества образования в регионе проводится по инициативе:

- федерального государственного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования и науки;

- государственных органов исполнительной власти Республики Адыгея;

- органов местного самоуправления;

- образовательных учреждений;

- общественных и профессиональных объединений, физических лиц.

4.7. Периодичность проведения оценки качества образования определяется в зависимости от графика реализуемых процедур контроля и оценки качества образования.

4.8. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса).

4.9. Номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

4.10. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

4.11. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

4.12. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения.

4.13. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

4.14. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

4.15. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в республике, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО устанавливаются нормативными документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

4.16. Доступ к получению информации в рамках РСОКО определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование единого информационного портала системы образования Республики Адыгея.

5. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования

5.1. РСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.

5.2. РСОКО обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в процесс оценки качества образования на всех уровнях системы образования.

5.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает:

- соответствие требований, предъявляемых к качеству образования в конкретном образовательном учреждении, социальным ожиданиям и интересам общества;

- формирование инструментария для реализации принципов государственно-общественного управления образованием;

- развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.

5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:

- качество образования, обеспечиваемого образовательным учреждением, включая учебные и внеучебные достижения обучающихся;

- общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития обучающихся, обеспечиваемый конкретным образовательным учреждением;

- условия, созданные в образовательном учреждении в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья обучающихся.

5.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает:

- соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, современным тенденциям развития образования;

- формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся;

- развитие сетевого взаимодействия в рамках системы повышения квалификации, включающей АРИПК, муниципальные методические службы, ресурсные центры, образовательные учреждения, профессиональные сообщества и ассоциации.

5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:

- качество образовательных программ, учебников, учебных и учебно-методических материалов;

эффективность управления образовательными системами (образовательным учреждением, территориальной системой образования, региональной системой образования), в том числе - в финансово-экономической сфере;

- условия, созданные в образовательном учреждении в целях стимулирования и поощрения творческой инициативы педагогических работников, повышения их профессионального мастерства;

- условия, созданные для реализации программ дополнительного образования, реализации индивидуальных запросов обучающихся.

5.7. Доведение информации до общественности о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества образования на региональном и муниципальном уровнях.

Приложение №2

к приказу № 124 от 28.02.2008 г.

План мероприятий по развитию РСОКО в Республике Адыгея

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ № 2 от 29.02.2008
Рубрики правового классификатора: 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать