Основная информация

Дата опубликования: 17 мая 2016г.
Номер документа: RU52000201600623
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Министерство образования Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Министерство

образования Нижегородской области

ПРИКАЗ

от 17.05.2016 № 2101

Об утверждении форм и порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для обучающихся, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации на территории Нижегородской области

В соответствии с подпунктом 2 пункта 13 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 13 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 № 1394, пунктом 14 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400

приказываю:

1. Установить, что государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для обучающихся, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (далее - родной язык и родная литература) и выбравших экзамены по родному языку и родной литературе,  на территории Нижегородской области проводится в следующих формах:

1) по родному языку в форме письменного экзамена:

изложение для обучающихся общеобразовательных организаций с родным (нерусским) языком обучения;

диктант для обучающихся общеобразовательных организаций с русским языком обучения;

2) по родной литературе в форме устного экзамена с использованием билетов для обучающихся общеобразовательных организаций с родным (нерусским) и русским языками обучения.

2. Утвердить прилагаемый порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для обучающихся, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации.

3. Рекомендовать руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, руководствоваться при проведении государственной итоговой аттестации по родному языку и родной литературе настоящим приказом.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

И.о.министра                                                   Е.Л.Родионова

УТВЕРЖДЕН

приказом министерства образования

Нижегородской области

от 17.05.2016 № 2101

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по

образовательным программам основного общего и среднего общего

образования для обучающихся, изучавших родной язык из числа языков

народов Российской Федерации и литературу народов России на родном

языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших

экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации

и литературе народов России на родном языке из числа языков народов

Российской Федерации для прохождения государственной итоговой

аттестации

(далее - Порядок)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет форму проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для обучающихся, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (далее - ГИА по родному языку и родной литературе), правила организации и проведения ГИА по родному языку и родной литературе, сроки и продолжительность проведения экзаменов, проверки экзаменационных работ, а также оценки результатов ГИА по родному языку и родной литературе.

При проведении ГИА  по родному языку и родной литературе необходимо руководствоваться Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 № 1394, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26.12.2013 № 1400, в части общих требований к проведению ГИА, порядка подачи и рассмотрения апелляций, установленных ко всем формам проведения ГИА и настоящим Порядком.

2. Настоящий Порядок распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования, расположенные на территории Нижегородской области (далее - образовательные организации).

3. ГИА по родному языку и родной литературе обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

4. Для участия в ГИА по родному языку и родной литературе обучающиеся подают в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего и среднего общего образования соответствующее заявление.

Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего и среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего и среднего общего образования, проходящие промежуточную и итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, подают заявление в образовательную организацию.

II. Формы проведения ГИА по родному языку и родной литературе

5. ГИА по родному языку и родной литературе проводится:

5.1. по родному языку в форме письменного экзамена:

изложение для обучающихся образовательных организаций с родным (нерусским) языком обучения;

диктант для обучающихся образовательных организаций с русским языком обучения;

5.2. по родной литературе в форме устного экзамена с использованием билетов для обучающихся образовательных организаций с родным (нерусским) и русским языками обучения.

III. Организация проведения ГИА по родному языку и родной литературе

6. Министерство образования Нижегородской области обеспечивает проведение ГИА по родному зыку и родной литературе и осуществляет следующие функции:

- создает государственную экзаменационную комиссию, предметную комиссию, конфликтную комиссию, а также территориальные экзаменационные, предметные и конфликтные подкомиссии, и организует их деятельность;

- разрабатывает экзаменационные материалы для проведения ГИА по родному языку и родной литературе;

- устанавливает порядок использования и хранения экзаменационных материалов для проведения ГИА по родному языку и родной литературе;

- осуществляет методическое обеспечение проведения ГИА по родному языку и литературе;

- обеспечивает подготовку и отбор специалистов, привлекаемых к проведению ГИА по родному языку и родной литературе, в соответствии с требованиями настоящего Порядка и нормативных правовых актов Российской Федерации;

- устанавливает форму и порядок проведения ГИА для обучающихся, изучавших родной язык и родную литературу;

- обеспечивает ППЭ для проведения ГИА по родному языку и родной литературе необходимым комплектом экзаменационных материалов на родном языке (далее - экзаменационные материалы);

- обеспечивает информационную безопасность при хранении, использовании и передаче экзаменационных материалов, в том числе определяет места хранения экзаменационных материалов, лиц, имеющих к ним доступ, принимает меры по защите контрольных измерительных материалов от разглашения содержащейся в них информации;

- организует информирование обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет по вопросам организации и проведения ГИА по родному языку и родной литературе через образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии" и ведения раздела на официальном сайте министерства образования Нижегородской области;

- обеспечивает проведение ГИА  по родному языку и родной литературе в ППЭ в соответствии с требованиями настоящего Порядка и нормативных правовых актов Российской Федерации;

- определяет критерии оценивания экзаменационных работ по родному языку и родной литературе по пятибалльной системе;

- обеспечивает обработку и проверку экзаменационных работ по родному языку и родной литературе в соответствии с настоящим Порядком и нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- обеспечивает ознакомление обучающихся с результатами ГИА по родному языку и родной литературе.

7. Проведение ГИА обеспечивает государственная экзаменационная комиссия Нижегородской области.

8. Для проверки экзаменационных работ по родному языку и родной литературе формируются предметные комиссии/территориальные предметные подкомиссии.

9. В состав членов предметных комиссий/территориальных предметных подкомиссий по родному языку и родной литературе (экспертов) привлекаются лица, отвечающие следующим требованиям:

- наличие высшего образования;

- наличие опыта работы по соответствующему учебному предмету в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования или высшего образования (не менее трех лет);

- наличие документа, подтверждающего обучение по проведению ГИА (далее - Требования).

IV. Сроки и продолжительность проведения ГИА

10. Для проведения ГИА по родному языку и родной литературе на территории Нижегородской области предусматривается единое расписание экзаменов.

Единое расписание экзаменов ежегодно утверждается приказом министерства образования Нижегородской области.

11. Для лиц, повторно допущенных в текущем году к сдаче экзаменов по соответствующим учебным предметам, предусматриваются дополнительные сроки проведения ГИА по родному языку и родной литературе в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.

12. Продолжительность проведения изложения составляет 235 минут, диктанта - 60 минут, устного экзамена по родной литературе - 50 минут (из них: подготовка устного ответа - 40 минут, устный ответ - 10 минут).

13. ГИА по родному языку и родной литературе начинается в 10.00 по местному времени.

V. Проведение ГИА по родному языку и родной литературе

14. Экзамены проводятся в ППЭ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

15. Экзаменационные работы оформляются на тетрадных листах со штампом образовательной организации, на базе  которой организовано ППЭ.

16. В состав организаторов ППЭ, находящихся в аудиториях проведения ГИА по родному языку и родной литературе, не входят специалисты по данным общеобразовательным предметам.

17. Экзаменационные материалы для проведения ГИА включают в себя контрольные измерительные материалы (далее - КИМ), тетрадные листы для ответов со штампом образовательной организации, на базе  которой организовано ППЭ, черновики. Вскрытие КИМ до начала экзамена, разглашение информации, содержащейся в них, запрещено.

18. До начала экзамена организаторы проводят инструктаж участников ГИА, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ГИА. Организаторы информируют участников ГИА о том, что записи на черновиках и билетах для проведения ГИА по родной литературе не обрабатываются и не проверяются.

VI. Проведение ГИА по родному языку в форме изложения

19. В день проведения экзамена в ППЭ присутствуют руководитель и организаторы ППЭ, член/уполномоченный представитель ГЭК, эксперт, зачитывающий текст изложения, руководитель образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, или уполномоченное им лицо.

В качестве руководителей и организаторов ППЭ привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку.

20. Организаторы раздают участникам экзамена черновики (из расчета по два листа на каждого участника), листы для ответов со штампом образовательной организации, на базе которой организован ППЭ (из расчета по два листа на каждого участника).

В случае нехватки места в листе для ответов по просьбе участника ГИА организаторы выдают ему дополнительный лист.

21. Предложенный для изложения текст читается экспертом в аудитории трижды. В качестве эксперта для проведения экзамена в форме изложения привлекается специалист, имеющий опыт преподавания языка, на котором обучающийся сдает экзамен, не менее 3-х лет. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста, преподававшего данный предмет у участников экзамена.

22. На написание изложения, включая прослушивание исходного текста, отводится 235 минут.

В продолжительность проведения изложения не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, заполнение ими титульных листов работ и др.).

23. Организаторы объявляют начало проведения изложения и время его окончания, фиксируют его на доске (информационном стенде), после чего участники ГИА приступают к написанию изложения.

24. Во время проведения изложения участникам ГИА по родному языку запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

25. Участники ГИА по родному языку при написании изложения рассаживаются за рабочие столы в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол).

26. За 30 минут и за 5 минут до окончания изложения организаторы сообщают участникам ГИА по родному языку о скором завершении изложения.

27. По истечении времени экзамена организаторы объявляют об окончании экзамена и собирают у участников ГИА по родному языку экзаменационные материалы. Если листы для ответов со штампом образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, содержат незаполненные области (за исключением регистрационных полей), то организаторы погашают их путем написания "Z" на лицевой и оборотной сторонах.

28. Участники ГИА, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, сдают ее организаторам и покидают ППЭ, не дожидаясь завершения окончания экзамена.

29. Организаторы по окончании написания изложения участниками ГИА принимают экзаменационные работы участников ГИА и сдают их руководителю ППЭ.

VII. Проведение ГИА по родному языку в форме диктанта

30. В день проведения экзамена в ППЭ присутствуют руководитель и организаторы ППЭ, член/уполномоченный представитель ГЭК, руководитель образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, или уполномоченное им лицо.

В качестве руководителей и организаторов ППЭ привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку.

31. Организаторы объявляют начало проведения диктанта и время его окончания, фиксируют его на доске (информационном стенде), после чего участники ГИА по родному языку приступают к написанию диктанта.

Во время проведения диктанта участникам ГИА по родному языку запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Участники ГИА по родному языку при написании диктанта рассаживаются за рабочие столы в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол).

32. На написание диктанта, включая прослушивание исходного текста, отводится 60 минут.

В продолжительность проведения диктанта не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, заполнение ими титульных листов работ и др.).

33. Организаторы раздают участникам экзамена листы для ответов со штампом образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, (из расчета по два листа на каждого участника).

В случае нехватки места в листе для ответов по просьбе участника ГИА организаторы выдают ему дополнительный лист.

34. Участникам ГИА по родному языку предоставляется возможность прослушать исходный текст диктанта 3 раза:

- после первого чтения текста диктанта участникам ГИА по родному языку дается 2 минуты на осмысление услышанного текста;

- во время второго чтения текста диктанта участники ГИА по родному языку записывают текст под диктовку организатора-диктора (каждое предложение читается 2 раза);

- во время третьего чтения текста диктанта участники ГИА по родному языку проверяют записанный текст.

35. Организаторы по истечении времени на написание диктанта участниками ГИА по родному языку принимают экзаменационные работы участников ГИА по родному языку и сдают их руководителю ППЭ.

VIII. Проведение ГИА по родной литературе

36. В день проведения экзамена в ППЭ присутствуют руководитель и организаторы ППЭ (в аудитории подготовки ответов на вопросы - не менее двух организаторов, в аудитории проведения устного экзамена - не менее двух организаторов), член/уполномоченный представитель ГЭК, два эксперта в аудитории проведения устного экзамена, экзаменатор-собеседник, эксперт, ведущий протокол устного ответа обучающихся на родном языке, руководитель образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченное им лицо.

В качестве руководителей и организаторов ППЭ привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку.

37. Организаторы в аудитории подготовки ответов на вопросы раздают участникам экзамена черновики (из расчета по два листа на каждого участника), листы для ответов со штампом образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, (из расчета по два листа на каждого участника).

В случае нехватки места в листе для ответов по просьбе участника ГИА организаторы выдают ему дополнительный лист.

38. Организаторы в аудитории подготовки ответов на вопросы на доске (информационном стенде) готовят необходимую информацию для заполнения титульного листа работы участника ГИА по родной литературе.

39. В процедуру экзамена входят подготовка к устным ответам на билеты и собеседование при проведении устной части экзамена.

40. Для проведения экзамена используется два типа аудиторий:

аудитория подготовки, в которой участник ГИА по родной литературе готовит устные ответы на вопросы;

аудитория проведения устного экзамена, в которой участник ГИА по родной литературе дает устные ответы на вопросы.

41. Экзамен начинается в 10.00 по местному времени в аудитории подготовки.

42. В ППЭ во время проведения ГИА по родной литературе участникам ГИА по родной литературе запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

43. Участники ГИА по родной литературе не позднее чем за 30 минут до начала экзамена проходят в аудиторию подготовки.

44. Организаторы в аудитории подготовки в присутствии участников ГИА по родной литературе в 10.00 размещают билеты с вопросами на столе первого ряда.

45. Участники ГИА по родной литературе подходят к столу с билетами и выбирают билет.

46. Организаторы фиксируют в протоколе подготовки фамилию, имя, отчество (при наличии) участника ГИА по родной литературе, номер выбранного билета и время начала подготовки к устным ответам по билету.

47. Время подготовки к устному ответу не должно превышать 40 минут.

48. Участники ГИА по родной литературе рассаживаются за рабочие столы в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол).

49. Участники ГИА по родной литературе по мере готовности (от 10 до 40 минут) из аудитории подготовки проходят в аудиторию проведения устного экзамена.

50. На устный ответ участника ГИА отводится время - 10 минут.

51. В аудитории проведения устного экзамена присутствуют два эксперта, экзаменатор-собеседник, эксперт, ведущий протокол устного ответа участника ГИА по родной литературе, на языке, на котором обучающийся сдает экзамен.

52. По завершении устного ответа обучающемуся предоставляется возможность ознакомиться с протоколом его ответа и убедиться, что ответ записан верно.

IX. Доставка и проверка экзаменационных работ участников ГИА по родному языку и родной литературе

53. Собранные экзаменационные материалы организаторы упаковывают в пакеты. На каждом пакете организаторы отмечают наименование, адрес и номер ППЭ, номер аудитории, наименование учебного предмета, по которому проводился экзамен, и количество материалов в пакете, фамилию, имя, отчество (при наличии) организаторов.

54. Член/уполномоченный представитель ГЭК в день экзамена направляет экзаменационные материалы по родному языку и родной литературе из ППЭ в предметные комиссии/территориальные предметные подкомиссии по родному языку и родной литературе (далее - ПК/ТППК).

55. Работа ПК/ТППК организовывается в местах, утвержденных приказом министерства образования Нижегородской области, по согласованию с ГЭК.

56. В состав ПК/ТППК привлекаются лица, отвечающие Требованиям.

57. Обработка и проверка экзаменационных работ по родному языку и родной литературе проводится в период, не превышающий шести рабочих дней с даты проведения экзамена.

X. Утверждение, изменение и (или) аннулирование результатов ГИА по родному языку и родной литературе

58. ГЭК/председатель ГЭК рассматривает результаты ГИА по образовательным программам основного общего образования/среднего общего образования (далее - ГИА-9/ГИА-11) по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании в течение одного рабочего дня с момента получения результатов.

59. Утверждение результатов ГИА по родному языку и родной литературе осуществляется в течение одного рабочего дня с момента получения результатов проверки экзаменационных работ ГИА.

60. В случае если конфликтной комиссией Нижегородской области/территориальной конфликтной подкомиссией (далее - КК/ТКПК) была удовлетворена апелляция участника ГИА-9/ГИА-11 о нарушении установленного порядка проведения ГИА, ГЭК/председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результата ГИА данного участника ГИА по соответствующему учебному предмету, а также о его допуске к ГИА в дополнительные сроки.

61. В случае если КК/ТКПК была удовлетворена апелляция участника ГИА-9/ГИА-11 по родному языку и родной литературе о несогласии с выставленными баллами, ГЭК/председатель ГЭК принимает решение об изменении результата ГИА согласно протоколу КК/ТКПК.

62. Решение об аннулировании результатов ГИА-9/ГИА-11 по родному языку и родной литературе принимается в течение двух рабочих дней с момента принятия КК/ТКПК соответствующих решений, завершения проверки, организованной ГЭК/председателем ГЭК, документального подтверждения факта нарушения установленных порядков проведения ГИА.

63. После утверждения результаты ГИА по родному языку и родной литературе в течение одного рабочего дня передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям для ознакомления участников ГИА с полученными ими результатами ГИА по родному языку и родной литературе.

64. Ознакомление участников ГИА с полученными ими результатами ГИА по родному языку и родной литературе осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям.

_____________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.11.2019
Рубрики правового классификатора: 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать