Основная информация

Дата опубликования: 15 марта 2016г.
Номер документа: RU44000201600213
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Костромская область
Принявший орган: Департамент образования и науки Костромской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу приказом департамента образования и науки Костромской области от 10.01.2019 № 1

Департамент  образования и науки

Костромской области

П Р И К А З

15 марта 2016 года                                    г. Кострома                        № 512

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.10.2013 № 1873

В целях приведения нормативного правового акта департамента образования и науки Костромской области в соответствие с Законом Костромской области от 25 декабря 2014 года № 618-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Законом Костромской области от 18 декабря 2015 года № 44-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2016 год»

ПРИКАЗЫВАЮ:

Внести изменения в приказ департамента образования и науки Костромской области от 25 октября 2013 года № 1873 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2014-2016 годы» (в редакции приказов департамента образования и науки Костромской области от 24.09.2014г. № 1742, от 16.03.2015г. № 515, от 24.04.2015г. № 951), изложив ведомственную целевую программу «Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2014-2016 годы» в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль исполнения данного приказа возложить на заместителя директора департамента образования и науки Костромской области - начальника отдела дошкольного, общего и дополнительного образования М.О. Антонову.

3. Настоящий приказ вступает в силу с момента подписания и подлежит официальному опубликованию.

Директор департамента                                                                 Т.Е. Быстрякова

Приложение

Утверждена

приказом департамента образования

и науки Костромской области

от «15» марта 2016г. № 512

Ведомственная целевая  программа

«Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2014-2016 годы»

Глава 1. Паспорт Программы

1. Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы «Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2014-2016 годы» (далее - Программа)

Департамент образования и науки Костромской области

2. Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области

Подпрограмма «Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области» государственной программы Костромской области

«Развитие образования Костромской области на 2014 - 2020 годы»

3. Должностное лицо, утвердившее Программу, реквизиты соответствующего нормативного правового акта

Директор департамента образования и науки Костромской области.

Приказ департамента образования и науки Костромской области от 25 октября 2013 года № 1873 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2014-2016 годы»

4. Цели и задачи Программы

Цель Программы – совершенствование региональной системы общего и дополнительного образования для достижения современного качества образования.

Основные задачи  программы:

1) создание условий для обеспечения общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

2) развитие кадрового ресурса системы общего и дополнительного образования детей, повышение социального статуса педагогических работников;

3) создание условий для успешной самореализации обучающихся образовательных организаций;

4) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

5. Сроки реализации Программы

2014-2016 годы

6. Перечень мероприятий Программы

Мероприятия Программы разделены по следующим направлениям:

1) обеспечение общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

2) развитие кадрового ресурса системы общего и дополнительного образования детей;

3) создание условий для успешной самореализации обучающихся образовательных организаций;

4) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

7. Объемы и источники финансирования Программы

Объемы и источники финансирования осуществляется за счет  средств областного и федерального бюджета по отрасли «Образование».

Общий объем финансирования Программы составляет 141 881,0 тыс. рублей (федеральный бюджет – 61 504,8 тыс. рублей, областной бюджет – 80 376,2 тыс. рублей), в том числе:

в 2014 году  объем финансирования составит   52 304,6 тыс. рублей (федеральный бюджет – 22 496,5 тыс. рублей, областной бюджет – 29 808,1 тыс. рублей);

в 2015 году  объем финансирования составит   67 899,0 тыс. рублей (федеральный бюджет – 39 008,3 тыс. рублей, областной бюджет – 28 890,7 тыс. рублей);

в 2016 году  объем финансирования составит   21 677,4 тыс. рублей.             

8. Ожидаемые конечные результаты Программы

Ожидаемые конечные результаты:

За период реализации Программы (2014-2016 годы) планируется достичь следующих результатов:

1) увеличение доли школьников, которые обучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности школьников, на 3,8 процента;

2) увеличение доли общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов в общей численности общеобразовательных организаций, на 0,6 процента;

3) увеличение доли учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей,  на 50 процентов;

4) увеличение доли обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования, на 14,5 процента;

5) увеличение численности обучающихся, принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников на 312 человек;

6)   увеличение доли общеобразовательных организаций, открыто предоставляющих публичную информацию о своей деятельности, в том числе с использованием информационной сети интернет, в общей численности общеобразовательных организаций, на 42 процента;

7) увеличение числа общеобразовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги в электронном виде (электронные дневник, журнал, учительская) на 16 единиц.

Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Программа ориентирована на обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования детей, соответствующего требованиям социально ориентированного развития Костромской области.

Программа является программно-целевым инструментом подпрограммы «Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области» Государственной программа Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014 - 2020 годы» и направлена на решение задачи по совершенствованию региональной системы общего и дополнительного образования для достижения современного качества образования.  В результате достижения поставленной задачи 92 процента школьников Костромской области будет предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями.

2. Сеть общего образования в Костромской области представляют 334 дневных общеобразовательных организаций, а также 8 вечерних (сменных) общеобразовательных организаций. 18 процентов школьников Костромской области обучаются в учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии, школа с углубленным изучением иностранного языка, кадетская школа-интернат).

71 процент дневных общеобразовательных организаций Костромской области составляют сельские школы, из них 33 процента - малокомплектные. В результате оптимизации сети сельских общеобразовательных организаций в 27 процентах школ реализуются образовательных программы дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Получили развитие базовые школы, расположенные в районных центрах муниципальных образований Костромской области, обеспечена транспортная доступность базовых школ для детей из близлежащих населенных пунктов.

За последние  2 года наблюдаются следующие тенденции:

рост контингента учащихся дневных общеобразовательных организаций на 1,8 процента (1115 человек) в 2012 году.

Оптимизация сети общеобразовательных организаций проводится путем интеграции, создаются модели основной школы, реализующей программы дошкольного и дополнительного образования (19 процентов от общего количества школ); а также начальные школы – детские сады, (4 процента от общего числа школ); базовые школы дистанционного обучения детей-инвалидов (9 процентов), школы - «социокультурные комплексы» (1 процент от общего числа школ);

3.  Все школы Костромской области подключены к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», из них 33,85 процента имеют широкополосный «Интернет» со скоростью не менее 2 Мб/с (аналогичный средний мониторинговый показатель по Российской Федерации – 27,43 процента). С использованием информационного портала «Образование Костромской области» создана система дистанционного обучения.

На 40 процентов обновилась информационно-технологическая среда образовательных организаций, показатель обеспеченности школьников компьютерной техникой вырос с 16 человек на 1 компьютер в 2010 году до 10 человек на 1 компьютер в 2012 году.

4. Вместе с тем, улучшилась инфраструктура общего образования. С 2011 года выделяются целевые средства из федерального и областного бюджетов на приобретение оборудования и учебников, транспортных средств, энергосбережение, капитальный, текущий ремонт и реконструкцию зданий. Это позволило увеличить показатель доли школьников, обеспеченных основными базовыми условиями обучения, с 26,4 процента в 2010 году до 59 процентов в 2012 году (аналогичный средний мониторинговый показатель по Российской Федерации – 58,73 процента). Проявилась позитивная динамика значений статистического показателя «Число учреждений, имеющих все виды благоустройства»: доля школ, обеспеченных базовыми условиями получения общего образования, увеличилась с 67,5 процента в 2011 году (в том числе, по городу – 88,5 процента, по селу – 59 процентов) до 78 процентов в 2012 году (в том числе, по городу – 94процента, по селу – 71,4 процента). Показатель «Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями в общем количестве школьников» вырос с 41,28 процента в 2011 году до 45 процентов в 2012 году.

5. В общеобразовательных организациях действуют современные финансово-экономические и организационно-управленческие механизмы.

6. Средняя заработная плата учителей доведена до средней заработной платы в регионе.

7. В Костромской области обеспечивается поэтапное введение новых федеральных государственных образовательных стандартов в 1 и 2 классах во всех школах; в 5 классах в 22 пилотных школах. В 2012 году показатель доли школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников  увеличился с 12 процентов до 23,4 процента.

8. В 5 процентах школ создана «безбарьерная» среда для организации совместного обучения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих отклонений в развитии.

Охват детей-инвалидов дистанционными формами образования достиг 82,7 процента (аналогичный средний мониторинговый показатель по Российской Федерации – более 70 процентов); до 12 процентов в 2012 году увеличилась доля общеобразовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования.

9. Услуги специального (коррекционного) образования для детей с особыми образовательными запросами предоставляют 12 областных государственных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (2,3 процента от общего количества школьников Костромской  области) и дети-сироты (0,33 процента от общего количества школьников или 8,2 процента от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

10. Формируется система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи. Сформирован электронный банк данных «Одаренные дети Костромской области» (свыше 4 тысяч учащихся). Костромская область обеспечивает высокий процент участников школьных (массовых) этапов олимпиады – 51 процент (аналогичный средний мониторинговый показатель по Российской Федерации – 38,6 процента).

11. Услуги дополнительного образования детям предоставляет 61 образовательная организация, в том числе 8 государственных и 52 муниципальных; в которых обучаются 44958 детей.

Всего услугами дополнительного образования в Костромской области в настоящее время пользуются 67,7 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет (средний показатель по Российской Федерации – 49,1 процента).

Система дополнительного образования Костромской области обеспечивает внешкольную занятость и социализацию детей, в том числе посредством создания интегрированных моделей общего и дополнительного образования в целях реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов.

12. Результаты анализа современного состояния образования Костромской области свидетельствуют о том, что региональная  образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. 

Основная проблема, на решение которой направлены мероприятия Программы, - преодоление неравных условий доступности качественного современного образования для различных категорий граждан.

13. В системе общего образования первоочередной является проблема обеспечения качества образовательных услуг. Сегодня сохраняются риски неравенства в доступе к качественному образованию в сельских территориях с малокомплектными школами, в городских округах – в школах, работающих со сложным контингентом обучающихся.

По результатам единого государственного экзамена за 2010-2012 годы 26 процентов школ стабильно показывают средние результаты, как по математике, так и по русскому языку, что ниже средних результатов по Костромской области. Наличие сегмента школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты, в которых образование перестает выполнять функцию «социального лифта», закрепляет социальную и культурную дифференциацию, свидетельствует о необходимости принятия комплексных программных решений.

Программа нацелена на преодоление разрыва в образовательных результатах между общеобразовательными организациями – лидерами и аутсайдерами. Поддержка школ, работающих со сложным контингентом обучающихся, позволит улучшить результаты сдачи единого государственного экзамена выпускниками этих школ.

14. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

15. Необходимо повысить эффективность в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, создать систему педагогического и научно-методического сопровождения талантливых и одарённых детей.

16. Использование в образовании информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов недостаточно эффективно. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования находится в начальной стадии формирования.

17. Необходима модернизация организационно-экономических механизмов работы образовательных организаций дополнительного образования.

18. Качество предоставления образовательных услуг напрямую зависит от кадрового потенциала системы общего образования региона.  В 2012 году в школы области пришли работать 97 учителей – предметников, из них 24 человека – в сельские школы Костромской области.

19. Существующие проблемы регионального образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к их решению.

Глава 3. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы

20. Цель Программы – совершенствование региональной системы общего и дополнительного образования для достижения современного качества образования.

21.  Задачи программы:

1) создание условий для обеспечения общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

2) развитие кадрового ресурса системы общего и дополнительного образования детей, повышение социального статуса педагогических работников;

3) создание условий для успешной самореализации обучающихся образовательных организаций;

4) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

22. Сроки реализации Программы – 2014-2016 годы.

Глава 4. Ресурсное обеспечение Программы

23. Объемы финансового обеспечения программных мероприятий за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета.

24. Общий объем финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам финансирования  представлен в таблице

Всего за 2014 – 2016 гг.

(тыс. рублей)

2014 год

(тыс. рублей)

2015 год

(тыс. рублей)

2016 год

(тыс. рублей)

Всего,

в том числе:

141 881,0

52 304,6

67 899,0

21 677,4

федеральный бюджет

61 504,8

22 496,5

39 008,3

-

областной бюджет

80 376,2

29 808,1

28 890,7

21 677,4

Глава 5. Перечень программных мероприятий

25. Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в системе общего и дополнительного образования детей по пяти основным направлениям.

26. Раздел «Обеспечение общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» включает в себя следующие мероприятия:

обеспечение доступа общеобразовательных организаций  области к информационной сети интернет;

приобретение лицензионного программного обеспечения;

организация дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому по образовательным программам общего образования;

создание условий для распространения современных моделей успешной социализации детей на базе федеральной стажировочной площадки по распространению современных  образовательных и организационно-правовых и моделей «Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально-трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида (для детей с нарушением интеллекта);

проведение  региональным центром дистанционного образования мероприятий, направленных на развитие дистанционного обучения на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

приобретение учебно-лабораторного  оборудования;

пополнение фондов школьных библиотек;

проведение мероприятий по комплексному внедрению ФГОС в общеобразовательных организациях;

выделение субсидий бюджетам муниципальных районов на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.

27. Раздел «Развитие кадрового ресурса системы общего и дополнительного образования детей» включает в себя следующие мероприятия:

выплата единовременного пособия («подъемных») по трудовому договору выпускникам организаций профессионального образования, принятым на работу в общеобразовательные организации в сельских населенных пунктах;

проведение областного конкурса «Учитель года»;

проведение церемонии награждения педагогов – победителей конкурсных отборов приоритетного  национального проекта «Образование»;

обеспечение участия педагогов государственных и муниципальных образовательных организаций Костромской области во Всероссийских конкурсах.

проведение областного конкурса «Учитель в информационно- образовательной среде»;

проведение августовской конференции педагогических работников Костромской области;

реализация регионального проекта «Областная многопредметная школа для учителей общеобразовательных организаций».

28. Раздел «Создание условий для успешной самореализации обучающихся образовательных организаций» включает в себя следующие мероприятия:

организация и проведение номинации «Художественное слово и театральное искусство» областного открытого фестиваля творчества «Вифлеемская звезда»;

проведение церемонии награждения выпускников общеобразовательных организаций;

выплата денежного поощрения выпускникам общеобразовательных организаций, награжденных золотыми медалями «За особые успехи в учении»;

проведение мероприятий, посвященных Дню защиты детей;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения детей, в том числе участие представителей Костромской области во Всероссийском конкуре «Школа безопасности»;

проведение региональных мероприятий, направленных на развитие технического творчества детей и молодежи;

участие команд юных техников Костромской области во Всероссийских и межрегинальных соревнованиях технического творчества детей и молодежи;

участие воспитанников ОГБУ ОГБОУ Кадетская школа-интернат «Костромской Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетский корпус» в Международных, Всероссийских конкурсах, фестивалях, конференциях воспитанников кадетских корпусов;

участие детей с ограниченными возможностями здоровья во всероссийских конкурсах и фестивалях;

проведение телевикторины для дошкольников, регионального этапа и участие во Всероссийской телевизионной гуманитарной олимпиаде «Умницы и Умники»;

областной конкурс «Ученик года»;

выплата премий департамента образования и науки Костромской области одаренным школьникам;

проведение региональных  конкурсов, фестивалей, конференций, программ для одаренных школьников;

участие костромских школьников во Всероссийских конкурсах, фестивалях, конференциях, культурно-образовательных программах и проектах;

проведение зимней и летней спартакиад  школьников на призы губернатора Костромской области;

проведение областного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры». Участие команд Костромской области во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры», «Президентские состязания», «Готов к труду и обороне»; 

областные конкурсы детского творчества;

организация и проведение мероприятий, направленных на развитие детского общественного движения;

участие во  II международном открытом конкурсе проектно-исследовательских творческих работ детей и взрослых «Мир детства - мир открытий, творчества и достижений»;

организация работы очно-заочной школы «Юные хозяева Костромской земли»;

подготовка и проведение Фестиваля цветов;

проведение муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников;

участие делегации школьников в отборочных турах и заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников;

организация участия представителей Костромской области во Всероссийском слете ученических производственных бригад;

проведение областных конкурсов учащихся общеобразовательных организаций по профессиям агропромышленного комплекса и лесного хозяйства Костромской области;

проведение региональных этапов и участие представителей Костромской области во Всероссийских экологических конкурсах и выставках;

проведение областных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, развитие экологической культуры;

участие делегации школьников Костромской области в Общероссийской Кремлевской новогодней елке;

организация участия делегаций муниципальных образований Костромской области в мероприятии «Губернаторская елка»;

проведение областных новогодних мероприятий для одаренных школьников;

проведение регионального этапа Всероссийского фестиваля хоров «Поют дети России»;

проведение регионального этапа Всероссийского фестиваля-конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» для учащихся 1-11 классов;

организация и проведение региональных краеведческих конкурсов, смотров, слетов, туристических соревнований учащихся общеобразовательных организаций;

подготовка и участие представителей региона в Международных, Всероссийских,  межрегиональных детских краеведческих конкурсах, олимпиадах, туристических соревнованиях и слетах;

организация участия учащихся общеобразовательных организаций в очных и дистанционных олимпиадах для школьников;

областной конкурс  «Серебряный глобус».

29. Раздел «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» включает в себя следующие мероприятия:

формирование региональной системы мониторинга уровня подготовки и социализации школьников;

организация и проведение государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций;

проведение мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования, в том числе по независимой системы оценки качества работы образовательных организаций;

информационное обеспечение мероприятий департамента образования и науки Костромской области;

размещение информации о проведении государственной итоговой аттестации в средствах массовой информации Костромской области;

проведение комплекса мероприятий, направленных на увеличение числа общеобразовательных организаций, перешедших на электронный документооборот  (электронные системы управления).

30. Перечень мероприятий Программы по срокам, ресурсам и исполнителям представлен в приложении к Программе.

Глава  6. Целевые индикаторы Программы,

описание ожидаемых результатов

31. Для достижения поставленной цели и задач департамент образования и науки Костромской области проводит анализ выполнения программных мероприятий, осуществляет мониторинг заявленных и фактически достигнутых показателей.

32. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить достижение показателей, определенных Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», а также государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»; Федеральной целевой программой развития образования на 2011 – 2015 годы; а также Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Главным итогом реализации мероприятий Программы станет повышение  эффективности и качества предоставления услуг в сфере общего и дополнительного образования в Костромской области.

33. Социальные и экономические последствия реализации Программы.

Выполнение предусмотренных в Программе мероприятий позволит:

1) увеличить долю школьников, которые обучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности школьников с 58,5 процента до 62,3 процента (на 3,8 процента);

2) увеличить долю общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов в общей численности общеобразовательных организаций с 8,4 процента до 9 процентов (на 0,6 процента);

3) увеличить долю  учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационных коммуникационных технологии, в профессиональной деятельности, в общей численности учителей с 35 процентов до 85 процентов (на 50 процентов);

4) увеличить долю обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования с 35 процентов до 49,5 процента (на 14,5 процента);

5) увеличить численность обучающихся, принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников, с 28 688 человек до 29 000 человек (на 312 человек);

6) увеличить долю общеобразовательных организаций, открыто предоставляющих публичную информацию о своей деятельности, в том числе с использованием информационной сети интернет, в общей численности общеобразовательных организаций  с 58 процентов до 100 процентов (на 42 процента);

7) увеличить число общеобразовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги в электронном виде (электронные дневник, журнал, учительская), с 109 единиц до 125 единиц (на 16 единиц).

34. Эффективность реализации поставленных в Программе задач оценивается по  следующим планируемым значениям целевых показателей, а также качественных и количественных показателей в разрезе этапов реализации Программы:

Целевые показатели

Значение показателей

2012

(базовое)

2014

2015

2016

Доля школьников, которые обучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности школьников  (процент)

-

-

58,5*

62,3

Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов в общей численности общеобразовательных организаций (процент)

8,4

8,8

8,9

9,0

Доля учителей,    эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационные коммуникационные технологии, в профессиональной деятельности, в общей численности учителей (процент)

35

55

85

85

Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования (процент)

35

49,5

49,5

49,5

Численность обучающихся, принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников (человек)

-

-

28 688*

29 000

Доля общеобразовательных организаций, открыто предоставляющих публичную информацию о своей деятельности, в том числе с использованием информационной сети интернет, в общей численности общеобразовательных организаций (процент)

58

68

84

100

Число общеобразовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги в электронном виде (электронные дневник, журнал, учительская) (единиц)

-

-

109*

125

* Базовое значение года исчислено по данным 2015 года

35. Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет внедрения новых подходов, методик и технологий системы общего и дополнительного образования детей, за счет использования принципов программно-целевого подхода и «управления, направленного на результат».

Глава  7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств

36. Оценка эффективности расходования бюджетных средств на  реализацию мероприятий Программы осуществляется ежегодно департаментом образования и науки Костромской области исходя из показателя полноты использования средств.

37. Расчет показателя полноты использования средств определяется соотношением исполнения расходов по Программе в отчетном году с плановыми:

В случае отклонения исполнения расходов по Программе от плановых объемов расходов по причинам:

получения экономии по итогам проведения конкурсных процедур или реализации мероприятий Программы;

возникновения кредиторской задолженности областного бюджета по состоянию на 1 января  года, следующего за отчетным;

используется следующая формула для расчета показателя полноты использования средств:

,

где

– полнота использования запланированных на реализацию Программы средств;

– исполнение расходов по Программе в отчетном году (рублей);

– плановые объемы средств по Программе в отчетном году (рублей),

Бэ – экономия бюджетных средств, полученная по итогам проведения конкурсных процедур или реализации мероприятий Программы;

Кэ – сумма кредиторской задолженности областного бюджета по состоянию на 1 января  года, следующего за отчетным.

Глава 8. Методика оценки эффективности Программы

38. Для оценки эффективности Программы используется количественный и качественный методы.

Количественный метод: оценка достижения показателя результативности проводится на основе анализа информации, указанной в государственных статистических и ведомственных отраслевых формах отчетности.

Качественный метод: достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.

39. При расчете эффективности реализации Программы используются основные целевые показатели и их коэффициенты весомости.

Целевые показатели

Коэффициент

весомости

(К1, К2,.., К7)

Доля школьников, которые обучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности школьников  (проценты)

0,2

Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов в общей численности общеобразовательных организаций (проценты)

0,1

Доля учителей,    эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационные коммуникационные технологии, в профессиональной деятельности, в общей численности учителей (проценты)

0,1

Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования (проценты)

0,2

Численность обучающихся принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников (человек)

0,1

Доля общеобразовательных организаций, открыто предоставляющих публичную информацию о своей деятельности, в том числе с использованием информационной сети интернет, в общей численности общеобразовательных организаций (проценты)

0,2

Число общеобразовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги в электронном виде (электронные дневник, журнал, учительская) (единиц)

0,1

Всего                                                 

1,0

40. Эффективности реализации Программы рассчитывается по формуле:

Эобщ = (Р1хК1 + Р2хК2 + Р3хК3 + Р4хК4 + Р5хК5 + Р6хК6+ Р7хК7) х 100%

где:

Эобщ    - показатель эффективности реализации Программы

Р1, … Р7 – степень достижения целевого показателя, которая определяется как отношение фактического значения целевого показателя к плановому,

К1,… К7 – коэффициент весомости.

При значении показателя эффективности до 50 % эффективность Программы признается низкой, при значении показателя от 50 % до 85 % - средней, свыше 85 % - высокой.

41. Для достижения поставленной цели и задач департамент образования и науки Костромской области проводит анализ выполнения программных мероприятий, осуществляет мониторинг заявленных и фактически достигнутых показателей.

42. Доля школьников, которые обучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности школьников.

Единица измерения – процент.

Используются: результаты регионального электронного мониторинга «Наша новая школа»,  статистические данные,  данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.

Показатель определяется ежегодно как отношение количества  учащихся общеобразовательных организаций, которые обучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, к общему количеству учащихся.

43. Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов в общей численности общеобразовательных организаций.

Единица измерения – процент.

Используются:  статистические данные,  данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.

Показатель определяется ежегодно как отношение количества  общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов к общей численности общеобразовательных организаций.

44. Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии, в профессиональной деятельности, в общей численности учителей.

Единица измерения – процент.

Используются: результаты статистических данных департамента образования и науки Костромской области за отчетный период, отчетные данные ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования».

Показатель определяется ежегодно как отношение количества  учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии,  прошедших курсовую подготовку, к общей численности учителей.

45. Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования

Единица измерения – процент.

Используются:  статистические данные,  данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.

Показатель определяется ежегодно как отношение количества  учащихся общеобразовательных организаций, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, к общему количеству учащихся.

46. Численность обучающихся, принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников.

Единица измерения – человек.

Используются:  статистические данные,  данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.

Показатель определяется ежегодно путем подсчета количества обучающихся общеобразовательных организаций Костромской области, принявших участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в текущем году.

47. Доля общеобразовательных организаций, открыто предоставляющих публичную информацию о своей деятельности, в том числе с использованием информационной сети интернет, в общей численности общеобразовательных организаций.

Единица измерения – процент.

Используются: данные электронного мониторинга «Наша новая школа»,   результаты статистических данных департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.

Показатель определяется ежегодно как отношение количества  общеобразовательных  организаций, открыто предоставляющих публичную информацию о своей деятельности, в том числе с использованием информационной сети интернет, к общей численности общеобразовательных организаций.

48. Число общеобразовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги в электронном виде (электронные дневник, журнал, учительская).

Единица измерения – единица.

Используются:  статистические данные,  данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.

Показатель определяется ежегодно путем подсчета количества общеобразовательных организаций, предоставлявших образовательные услуги в электронном виде (электронные дневник, журнал, учительская) в текущем году.

Глава 9. Описание системы управления реализацией Программы

49. Департамент образования и науки Костромской в ходе реализации Программы осуществляет следующие функции:

1) осуществляет текущее управление Программой, обеспечивает целевое и эффективное использование финансовых средств;

2) организует ведение отчетности по Программе;

3) вносит изменения в действующую Программу;

4) осуществляет мониторинг реализации Программы;

5) проводит оценку эффективности реализации Программы.

50. Отчет о результатах реализации Программы представляется в департамент экономического развития Костромской области ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным периодом.

51. Отчет о результатах реализации Программы основывается на оценке эффективности ее реализации, уровня достижения планируемых результатов и намеченных целей Программы.

Приложение

к  ведомственной целевой программе

«Развитие системы общего и дополнительного образования детей  Костромской области на  2014-2016 годы»

Перечень мероприятий ведомственной целевой программы

«Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2014-2016 годы»



Наименование направления

Сроки исполнения

Исполнители

Источники финансирования

Объем

финансирования

(в тыс.руб.)

В том числе по годам

(в тыс. руб.)

2014

2015

2016

Раздел 1. Обеспечение общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

1.

Обеспечение доступа общеобразовательных организаций  области к информационной сети интернет

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

22 734,9

6 839,4

8 395,5

7 500,0

2.

Приобретение лицензионного программного обеспечения

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

6 995,9

1 997,2

2 498,7

2 500,0

3.

Организация дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому по образовательным программам общего образования

2014, 2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

5 000,0

3 000,0

-

2 000,0

4.

Создание условий для распространения современных моделей успешной социализации детей на базе федеральной стажировочной площадки по распространению современных  образовательных и организационно-правовых и моделей «Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально-трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида (для детей с нарушением интеллекта)

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Федеральный бюджет

Областной бюджет

701,0

890,0

-

290,0

701,0

300,0

-

300,0

5.

Проведение  региональным центром дистанционного образования мероприятий, направленных на развитие дистанционного обучения на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

900,0

300,0

300,0

300,0

6.

Приобретение учебно-лабораторного  оборудования

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

4 835,2

888,2*

2 970,0

977,0

7.

Пополнение фондов школьных библиотек

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

8 144,6

6 300,0

744,6

1 100,0

8.

Проведение мероприятий по комплексному внедрению ФГОС в общеобразовательных организациях

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Без финансирования

-

-

-

-

9.

Выделение субсидий бюджетам муниципальных районов на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом 

2014,2015

Департамент образования и науки Костромской области

Федеральный бюджет

Областной бюджет

60 803,8

4 504,8

22 496,5

1 184,1

38 307,3

3 320,7

-

Итого по разделу 1:

Всего,

в том числе

115 510,2

43 295,4

57 537,8

14 677,0

федеральный бюджет:

61 504,8

22 496,5

39 008,3

-

областной бюджет:

54 005,4

20 798,9

18 529,5

14 677,0

Раздел 2. Развитие кадрового ресурса системы общего и дополнительного образования детей

10.

Выплата единовременного пособия («подъемных») по трудовому договору выпускникам организаций профессионального образования, принятым на работу в общеобразовательные организации в сельских населенных пунктах

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

5 100,0

1 500,0

2 100,0

1 500,0

11.

Проведение областного конкурса «Учитель года»

2015-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

168,9

-

68,9

100,0

12.

Проведение церемонии награждения педагогов – победителей конкурсных отборов приоритетного  национального проекта «Образование»

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

85,0

25,0

30,0

30,0

13.

Обеспечение участия педагогов государственных и муниципальных образовательных организаций Костромской области во Всероссийских конкурсах

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

226,4

22,5

153,9

50,0

14.

Проведение областного конкурса «Учитель в информационно- образовательной среде»

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Без финансирования

-

-

-

-

15.

Проведение августовской конференции педагогических работников Костромской области

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

525,0

216,8

88,2

201,5

16.

Реализация регионального проекта «Областная многопредметная школа для учителей общеобразовательных организаций»

2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

350,0

-

-

300,0

Итого по разделу 2:

Всего, областной бюджет:

6 386,8

1 764,3

2 441,0

2 181,5

Раздел 3. Распространение современных моделей успешной социализации детей в образовательных организациях

17.

Организация и проведение номинации «Художественное слово и театральное искусство» областного открытого фестиваля творчества «Вифлеемская звезда»

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

269,2

129,2

70,0

70,0

18.

Проведение церемонии награждения выпускников общеобразовательных организаций

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

550,0

200,0

200,0

150,0

19.

Выплата денежного поощрения выпускникам общеобразовательных организаций, награжденных золотыми медалями «За особые успехи в учении»

2014-2015

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

8 110,0

4 110,0

4 000,0

-

20.

Проведение мероприятий, посвященных Дню защиты детей

2014

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

24,0

24,0

-

-

21.

Проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения детей, в том числе участие представителей Костромской области во Всероссийском конкуре «Школа безопасности»

2014

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

10,0

10,0

-

-

22.

Проведение региональных мероприятий, направленных на развитие технического творчества детей и молодежи

2015-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

88,0

-

50,0

38,0

23.

Участие команд юных техников Костромской области во Всероссийских и межрегиональных соревнованиях технического творчества детей и молодежи

2015-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

232,0

-

100,0

132,0

24.

Участие воспитанников ОГБУ ОГБОУ Кадетская школа-интернат «Костромской Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетский корпус» в Международных, Всероссийских конкурсах, фестивалях, конференциях воспитанников кадетских корпусов

2015-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

180,4

-

80,4

100,0

25.

Участие детей с ограниченными возможностями здоровья во всероссийских конкурсах и фестивалях

2016

Департамент образования и науки костромской области

Областной бюджет

40,0

-

-

40,0

26.

Проведение телевикторины для дошкольников, регионального этапа и участие во Всероссийской телевизионной гуманитарной олимпиаде «Умницы и Умники»

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

427,5

147,0

130,5

150,0

27.

Областной конкурс «Ученик года»

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

71,5

22,4

24,1

25,0

28.

Выплата премий департамента образования и науки Костромской области одаренным школьникам

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

                            255,0

85,0

85,0

85,0

29.

Проведение региональных  конкурсов, фестивалей, конференций, программ для одаренных школьников

2014

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

59,2

59,2

-

-

30.

Участие костромских школьников во Всероссийских конкурсах, фестивалях, конференциях, культурно-образовательных программах и проектах

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

113,8

17,6

46,2

50,0

31.

Проведение зимней и летней спартакиад  школьников на призы губернатора Костромской области

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

3 028,5

528,5

1 200,0

1 300,0

32.

Проведение областного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры».

Участие команд Костромской области во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры», «Президентские состязания», «Готов к труду и обороне» 

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

800,0

294,0

300,1

205,9

33.

Областные конкурсы детского творчества

2014

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

16,4

16,4

-

-

34.

Организация и проведение мероприятий, направленных на развитие детского общественного движения

2014

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

23,7

23,7

-

-

35.

Участие во  II международном открытом конкурсе проектно-исследовательских творческих работ детей и взрослых «Мир детства - мир открытий, творчества и достижений»

2015

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

60,0

-

60,0

-

36.

Организация работы очно-заочной школы «Юные хозяева Костромской земли»

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

88,7

23,4

25,3

40,0

37.

Подготовка и проведение Фестиваля цветов

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

300,0

100,0

100,0

100,0

38.

Проведение муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

1 697,8

551,3

571,5

575,0

39.

Участие делегации школьников в отборочных турах и заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

1 379,1

364,4

394,7

620,0

40.

Организация участия представителей Костромской области во Всероссийском слете ученических производственных бригад

2014, 2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

296,0

146,0

-

150,0

41.

Проведение областных конкурсов учащихся общеобразовательных организаций по профессиям агропромышленного комплекса и лесного хозяйства Костромской области

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

126,1

22,8

53,3

50,0

42.

Проведение региональных этапов и участие представителей Костромской области во Всероссийских экологических конкурсах и выставках

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

215,0

15,0

80,0

120,0

43.

Проведение областных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, развитие экологической культуры

2015 -2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

155,3

-

75,3

80,0

44.

Участие делегации школьников Костромской области в Общероссийской Кремлевской новогодней елке

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

417,8

130,0

152,8

135,0

45.

Организация участия делегаций муниципальных образований Костромской области в мероприятии «Губернаторская елка»

2015-2016

Департамент образования и науки костромской области

Областной бюджет

90,0

-

45,0

45,0

46.

Проведение областных новогодних мероприятий для одаренных школьников

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

265,5

200,0

55,5

10,0

47.

Проведение регионального этапа Всероссийского фестиваля хоров «Поют дети России»

2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

60,0

-

-

60,0

48.

Проведение регионального этапа Всероссийского фестиваля-конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» для учащихся 1-11 классов         

2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

20,0

-

-

20,0

49.

Организация и проведение региональных краеведческих конкурсов, смотров, слетов, туристических соревнований учащихся общеобразовательных организаций

2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

71,0

-

-

71,0

50.

Подготовка и участие представителей региона в Международных, Всероссийских,  межрегиональных детских краеведческих конкурсах, олимпиадах, туристических соревнованиях и слетах

2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

269,0

-

-

269,0

51.

Организация участия учащихся общеобразовательных организаций в очных и дистанционных олимпиадах для школьников

2015-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Без финансирования

-

-

-

-

52.

Областной конкурс  «Серебряный глобус»

2016

Департамент образования и науки костромской области

Областной бюджет

100,0

-

-

100,0

Итого по разделу 3:

Всего, областной бюджет:

19 910,5

7 219,9

7 899,7

4 790,9

Раздел 4.  Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг

53.

Формирование региональной системы мониторинга уровня подготовки и социализации школьников

2015-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Без финансирования

-

-

-

-

54.

Организация и проведение государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

21,2

5,0

8,2

8,0

55.

Проведение мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования, в том числе по независимой системы оценки качества работы образовательных организаций

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Без финансирования

-

-

-

-

56.

Информационное обеспечение мероприятий департамента образования и науки Костромской области

2015-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

9,8

-

4,8

5,0

57.

Размещение информации о проведении государственной итоговой аттестации в средствах массовой информации Костромской области

2014-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Областной бюджет

42,5

20,0

7,5

15,0

58.

Проведение комплекса мероприятий, направленных на увеличение числа общеобразовательных организаций, перешедших на электронный документооборот  (электронные системы управления)

2015-2016

Департамент образования и науки Костромской области

Без финансирования

-

-

-

-

Итого по разделу 4:

Всего,

областной  бюджет:

73,5

25,0

20,5

28,0

Итого по разделам 1-4:

Всего,

В том числе

141 881,0

52 304,6

67 899,0

21 677,4

федеральный бюджет:

61 504,8

22 496,5

39 008,3

-

областной бюджет:

80 376,2

29 808,1

28 890,7

21 677,4

* Средства на проведение мероприятия были секвестированы при принятии Закона Костромской области от 20 ноября 2014 года №590-5-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области от 19 декабря 2013 года № 476-5-ЗКО».

____________________________________________________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал государственных органов Костромской области (www.adm44.ru) от 15.03.2016
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 130.010.010 Общие положения, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать