Основная информация

Дата опубликования: 14 июня 2019г.
Номер документа: RU71000201900351
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тульская область
Принявший орган: Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ИНСПЕКЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ПРИКАЗ

от 14 июня 2019г. № 80

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «АНСАМБЛЬ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ», XVIII-XIX ВЕК, ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ, ЛИТЕРЫ А, А1, ПОСЕЛОК КРАПИВНА, ЩЕКИНСКИЙ РАЙОН, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 33 и статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 года № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», научно-проектной документацией «Проект предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», XVIII-XIX век, расположенного по адресу: Центральная площадь, литеры А, А1, поселок Крапивна, Щекинский район, Тульская область», разработанной государственным учреждением культуры Тульской области «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры», на основании Положения об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 20 мая 2015 года № 234, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», XVIII-XIX век, расположенного по адресу: Центральная площадь, литеры А, А1, поселок Крапивна, Щекинский район, Тульская область (приложение № 1) и его схематическое представление (приложение № 2).

2. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Начальник инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия

Д.И. Горецкий

Приложение № 1

к приказу инспекции Тульской области

по государственной охране

объектов культурного наследия

от 14.06.2019 № 80

Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», XVIII-XIX век, Центральная площадь, литеры А, А1, поселок Крапивна,

Щекинский район, Тульская область

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», XVIII-XIX век, расположенного по адресу: Центральная площадь, литеры А, А1, поселок Крапивна, Щекинский район, Тульская область, являются:

Градостроительные характеристики.

Расположение ансамбля на Центральной площади села Крапивна с уклоном на северо-восток; пять элементов, входящих в ансамбль и обладающих типологическими особенностями, объемно-пространственными и архитектурными характеристиками, силуэт храма и колокольни; видовые раскрытия ансамбля; объемно-пространственное взаимодействие сооружений ансамбля с окружающей средой (пункт 1 приложения № 2).

Объемно-пространственная и планировочная композиция здания.

Сложное композиционно-пространственное соотношение примыкающих друг к другу разновеликих и разностилевых объемов: основного объема (четверика), трапезной, колокольни; равновеликие объемы часовни и сторожки, замыкающие ограду с запада, высотные отметки карнизов и шпилевидного завершения колокольни (пункт 2 приложения         № 2).

Планировочные характеристики ансамбля.

Осевая композиция ансамбля Никольской церкви (восток-запад) в центре насыпного холма; расположение с запада часовни-крещальни и сторожки-караулки; ограда, повторяющая в плане форму храма; местоположение главного западного входа (пункт 3 приложения № 2).

Пятиглавый трехъярусный двусветный основной объем ‒ трехлепестковый в плане нижний ярус, в том числе восточное полукружие- апсида, северное и южное полукружия-апсидолы; квадратный в плане второй ярус верхнего света; квадратный в плане третий ярус (глухой четверик) ‒фонарь; одноэтажная прямоугольная в плане переходная галерея (пункты 4-5 приложения № 2).

Четырехстолпная трехнефная одноярусная трапезная, приближенная в плане к квадрату (пункт 6 приложения № 2).

Пятиярусное, квадратное в плане, вертикально ориентированное сооружение колокольни, увенчанное шпилем с крестом (пункт 7 приложения № 2).

Два одноэтажных прямоугольных в плане объема часовни-крещальни и сторожки-караулки; центральный западный вход (пункт 7 приложения № 2).

Ограда. Белокаменный цоколь; металлическая ажурная кованая ограда; чугунные литые столбики между звеньями ограды; художественное оформление чугунных столбиков; пропорциональное соотношение высот каменного ограждения и металлической решетки; двухстворчатые металлические ворота на северной и южной сторонах; декоративное оформление ворот (пункт 8 приложения № 2).

Строительные конструкции, материал и техника исполнения.

Фундаменты всех составных элементов ансамбля ‒ бутовые ленточные (пункт 9 приложения № 2).

Цоколь ‒ кирпичный с прямым обрезом, в том числе ступенчатый обрез над средним окном восточной апсиды; белокаменный цоколь ограды (пункт 9 приложения № 2);

Несущие стены ‒ кирпичные, сложенные из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, выложенные способом верстовой кладки; в кладке стен ‒ металлические внутристенные связи с анкерами; декор основного объема ‒ кирпич фасонный «лекальный» (пункт 9 приложения № 2).

Перекрытие двусветного четверика основного объема ‒ высокий сомкнутый свод с распалубками (пункт 10 приложения № 2).

Перекрытие завершения четверика-фонаря (пункт 10 приложения № 2).

Металлическая кованая стропильная система колокольни (пункт 10 приложения № 2).

Перекрытия нижнего яруса основного объема ‒ конха, окрытие ‒ металлическое, фальцевое (пункт 10 приложения № 2);

Перекрытия трапезной ‒ система крестовых сводов, опирающихся на столпы (пункт 11 приложения № 2).

Все перекрытия, опирающиеся на столпы, своды основного объема и трапезной ‒ кирпичные, с металлическими воздушными связями (пункты 11, 12 приложения № 2).

Крыша третьего яруса основного объема ‒ сложная, восьмискатная; центральное положение восьмигранного барабана (пункт 13 приложения        № 2).

Размеры, форма и местоположение четырех квадратных в плане глухих фонарей по углам четверика; главки с ложчатым рельефом, увенчанные резными крестами с небольшим яблоком в основании на шпиле; кровельное покрытие с двойной юбкой (пункт 14 приложения № 2).

Размеры, форма и местоположение квадратного в плане глухого центрального фонаря с люкарнами, восьмигранный барабан, главка ложчатого рельефа с резным крестом и яблоком в основании (пункт 15 приложения № 2).

Форма, размеры местоположение покрытия апсиды и апсидол (пункт 16 приложения № 2);

Крыша трапезной ‒ разновысотная скатная, сложная в плане; центральное местоположение круглого в плане глухого барабана, увенчанного крестом с подкрестным яблоком в форме «дыни» ложчатого рельефа, с металлическим кровельным покрытием с «юбкой» (пункт 17 приложения № 2).

Двускатная крыша часовни и сторожки, характер кровельного покрытия (пункт 17 приложения № 2).

Характер покрытия глав (пункты 14, 15 приложения № 2).

Металлическое окрытие всех выступающих частей (пункт 17 приложения № 2).

Местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проемов на фасадах основного храма, проемы: лучковые с распалубкой, арочные, прямоугольные с кирпичными веерными перемычками (пункт 18 приложения № 2).

Отделка фасадов ‒ окраска по штукатурке (пункт 19 приложения № 2).

Архитектурно-стилистические характеристики.

Основной объем.

Три световых вертикали ‒ апсиды и двух апсидол, ‒ разделенные раскрепованными лопатками; двойные раскрепованные угловые лопатки четверика между полукружиями; ступенчатый венчающий карниз первого яруса (пункт 20 приложения № 2).

Прясло стены четверика с венчающим карнизом в виде ступенчатой бровки со сложными понижающимися переходами к пилястрам; раскрепованные фланкирующие пилястры с перевязками и усеченной пирамидой (основанием вверх) в верхней четверти; декоративный профилированный пояс, подчеркивающий завершение прясла; круглая ширинка в тимпане; двусветный лучковый проем, обрамленный кирпичным наличником с прямоугольными ушами, полукруглым фартуком и трехчастными серьгами; сандрик ‒ бровка с трехлопастным камнем в тимпане; две спаренные трехчетвертные колонны на скошенных углах четверика ‒ ступенчатые кирпичные базы, ровный фуст с двумя перевязками, сложная двойная капитель, разделенная карнизным профилем ‒ три камня в форме усеченной пирамиды (основанием вверх) в нижней части и раскрепованная ступенчатая с расширением верхняя часть; все четыре прясла декорированы симметрично (пункт 21 приложения № 2).

Третий ярус (фонарь) ‒ лучковая ниша центральной части стены; сложный ступенчатый венчающий карниз; профилированный поясок с бровкой над лучком; раскрепованные трехчетвертные колонны по углам; люкарны сомкнутого завершения; восьмигранный барабан с колонками (пункты 22, 23 приложения № 2).

Четыре малых фонаря с главками ‒ лопатки на подвышенном цоколе, лучковая ниша; венчающий карниз ‒ бровка (пункт 22 приложения № 2). 

Переходная галерея (пункт 24 приложения № 2).

Трапезная.

Портик ‒ шесть колонн, расположение фланговых колонн попарно, антаблемент, треугольный фронтон; прямоугольные оконные проемы с замковым камнем; линейный руст; восьмиугольный барабан с лопатками, акцентирующими стороны (пункт 25 приложения № 2).

Колокольня.

Три неглубокие ниши прясла стены первого яруса, из них увеличенная центральная ‒ с арочными проемами, декорированными полуколоннами и архивольтом; ступенчатая ниша второго яруса по периметру с полуциркульными проемами и треугольными фронтонами над ними; три неглубокие ниши прясла стены третьего яруса, двухсветные полуциркульные проемы, обрамленные широким поясом; ступенчатый карниз; три неглубокие ниши прясла стены четвертого яруса звона; двухсветные полуциркульные проемы, декорированные в верхней части пояском; ограждения яруса звона; ступенчатый карниз с фризом; пятый ярус с круглыми проемами для часов; арочная ниша в центре и ромбовидные ниши по флангам; фризовый поясок с аркой в центре; по углам столбики с карнизами и главками с крестами (пункт 26 приложения № 2).

Часовня и сторожка.

Симметричные фасады ‒ кирпичные перемычки полуциркульных проемов; прямоугольный проем входа восточного фасада; кирпичный декор в виде симметрично расположенных лопаток; неглубокие ниши; фигурные  филенки; разорванный треугольный фронтон, две закругленные выемки на скатах фронтона; ступенчатый профилированный скат и карниз фронтона; тимпан с круглой филенкой; кирпичный ступенчатый неразвитый карниз по всем фасадам, восточный фасад глухой, архитектурное решение идентично западному фасаду; северный и южный фасады часовни ‒ глухие, на южном фасаде ‒ подстава (пункт 27 приложения № 2).

Архитектурно-художественное оформление интерьера.

Внутренняя анфиладная планировка основного объема, переходной галереи, трапезной, колокольни (пункт 28 приложения № 2).

Оконные проемы ‒ материал заполнения, характер и рисунок переплетов (пункт 29 приложения № 2).

Металлические решетки на окнах (пункт 29 приложения № 2).

Дверные проемы ‒ материал заполнения, характер и рисунок дверных заполнений (пункт 30 приложения № 2).

Двери из трапезной в основной объем (пункт 31 приложения № 2).

Полы нижнего яруса колокольни (пункт 32 приложения № 2).

Лестницы основного объема и колокольни (пункт 33 приложения № 2).

Иконостас северного придела трапезной (пункт 34 приложения № 2).

Иконостас южного придела трапезной (пункт 34 приложения № 2).

Киот напольный (пункт 35 приложения № 2).

Киот напольный с иконой «Святой преподобный Серафим Саровский» (пункт 36 приложения № 2).

Гробница (пункт 37 приложения № 2).

Главный иконостас пятиярусный основного объема во имя святителя Николая Чудотворца. Иконостас ‒ сложная конфигурация, резной декор растительного характера (пункт 37 приложения № 2).

Царские Врата (пункт 37 приложения № 2).

Левая конха основного объема, живописная композиция «Преображение Господне» (пункт 38 приложения № 2).

Правая конха основного объема, живописная композиция «Вознесение Господне» (пункт 39 приложения № 2).

Паникадило (пункт 40 приложения № 2).

Приложение № 2

к приказу инспекции Тульской области

по государственной охране

объектов культурного наследия

от 14.06.2019 № 80

1. Схематическое представление предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Никольской церкви», XVIII-XIX век, Центральная площадь, литеры А, А1, поселок Крапивна,

Щекинский район, Тульская область



Виды предмета

охраны

Описание

предмета охраны

Иллюстрации

Градостроительные характеристики

1.

Расположение ансамбля на Центральной площади села Крапивны с уклоном на северо-восток; пять элементов, входящих в ансамбль и обладающих типологическими особенностями, объемно-пространственными и архитектурными   характеристиками; силуэт храма и колокольни;

видовые раскрытия ансамбля;

объемно-пространственное взаимодействие сооружений ансамбля с окружающей средой

Исторически определяет застройку Центральной (ранее Главной) площади уездного города Крапивна. 

Силуэт храма и колокольни доминируют в природном ландшафте, служат ориентиром при подъезде к селу Крапивна.  Видовые раскрытия со стороны Щекина ‒ северное, села Малынь ‒ южное, Белева ‒ юго-западное, Мценска – юго-восточное, от реки Плавы ‒ северо-восточное

Панорама Крапивны

Вид с северо-востока.

Фото начала XX века

Фрагмент план-схемы Яндекс-карта, 2019 год

Объемно-пространственная и планировочная композиция здания

2.

Сложное композиционно-пространственное соотношение примыкающих друг к другу разновеликих и разностильных объемов: основного объема, трапезной, колокольни; равновеликие объемы часовни и сторожки, замыкающие ограду с запада, высотные отметки карнизов и шпилевидного завершения колокольни

Ансамбль составляют компактно расположенные внутри исторической ограды и обладающие своими типологическими, стилистическими, объемно-пространственными и архитектурными характеристиками элементы: церковь святителя Николая Чудотворца, 1759-1764, 1821-1823; трапезная и колокольня, 1821-1823; ограда, середины XIX века; часовня-крещальня, сторожка-караулка, 1866

Схема ансамбля

Вид с юга, со стороны

бывшей Чернской улицы

Планировочные характеристики ансамбля

3.

Осевая композиция ансамбля Никольской церкви (восток-запад) в центре насыпного холма; расположение с запада часовни-крещальни и сторожки-караулки; ограда, повторяющая в плане форму храма; местоположение главного западного входа

Все элементы ансамбля используются

по первоначальному функциональному назначению.

Сложная планировочная схема ансамбля относится к типу замкнутого характера; компактное расположение построек в исторической ограде

План участка из техпаспорта

4

Пятиглавый центрический бесстолпный трехъярусный двусветный основной объем ‒ трехлепестковый в плане нижний ярус, в том числе восточное полукружие ‒ апсида, северное и южное

полукружия ‒апсидолы; квадратный в плане второй ярус верхнего света; квадратный в плане третий

ярус ‒ глухой

четверик-фонарь

Целостность внутреннего пространства посредством гармоничного соединения двух ярусов, создающих единый объем в два света.

Третий ярус, глухой фонарь, освещается через люкарны завершения (сохранилась одна)

План схема церкви

Основной объем храма

Вид с северо-востока

5.

Одноэтажная прямоугольная в плане переходная галерея

Небольшая удлиненная по оси север-юг галерея, крытая крестовым сводом.

Дверной проем с распалубкой

Переходная галерея

6.

Четырехстолпная трехнефная

одноярусная трапезная, приближенная в плане к квадрату

Южный и северный фасады трапезной имеют идентичное декоративное оформление ‒ шестиколонные портики.

Четыре столпа трапезной образуют три продольных пространства ‒ нефы

7.

Пятиярусное, квадратное в плане, вертикально ориентированное сооружение колокольни, увенчанное шпилем

с крестом.

Два одноэтажных прямоугольных в плане объема часовни-крещальни и сторожки-караулки; центральный вход

По оси восток-запад расположены: основной объем, трапезная, колокольня, с востока примыкает апсида. Планировочные оси сторожки и часовни перпендикулярны главной оси, имеют направление север-юг.

Анфиладное расположение дверных проемов всех объемов по одной оси

Вид на церковь с запада

8.

Ограда: белокаменный цоколь; металлическая ажурная кованая ограда;

чугунные литые столбики между звеньями ограды; художественное оформление чугунных столбиков;

пропорциональное соотношение высот каменного ограждения и металлической решетки; двухстворчатые металлические   ворота на северной и южной сторонах; декоративное оформление ворот

Вдоль южного фасада, между храмом и оградой расположен некрополь

По периметру насыпной платформы ограждение на белокаменном основании; конфигурация белокаменного ограждения, в том числе полукруглый выступ восточной части; угол наклона белокаменного основания ограждения. 

Верхняя часть ограды – металлические кованые звенья; ажурный рисунок металлических кованых звеньев. Художественное оформление чугунных столбиков: опорные круглые базы с растительным рельефом, канелюры, горизонтальные пояски в виде крупной зерни по верху, низу и тройные посередине, элементы стилизованного цветочного декора, завершение столбика в виде крупного виноградного листа с гроздью винограда. Пропорциональное соотношение высот каменного ограждения и металлической решетки

Фрагмент металлической на каменном фундаменте ограды. Вид с юга

Вид с востока

Кованые ворота ограды

Вид с северной стороны

Элемент завершения чугунного литья

Строительные конструкции, материал и техника исполнения

              9.

Фундаменты

Цоколь ‒ кирпичный с прямым обрезом.

Ступенчатый обрез цоколя под средним окном восточной апсиды.

Несущие стены ‒ кирпичные, сложенные из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, выложенные способом верстовой кладки;

декор основного объема ‒ кирпич фасонный «лекальный»

Белокаменный цоколь ограды

Фундаменты всех составных элементов ансамбля ‒ бутовые ленточные

Кирпичный, облицованный белым камнем, в том числе ступенчатый обрез цоколя под средним окном восточной апсиды

В кладке стен заложены металлические внутристенные связи с анкерами

Цоколь ‒ обрезной

Ступенчатый цоколь восточной апсиды

Цоколь ограды

10.

Перекрытие двусветного четверика основного объема составляет высокий сомкнутый свод с распалубками;

перекрытие завершения фонаря четверика;

перекрытия нижнего яруса основного объема ‒ конха, окрытие ‒металлическое, фальцевое

Металлические кованые стропила колокольни

Высокий сомкнутый свод имеет по две распалубки у каждого угла и двойные воздушные связи

Металлическая конструкция завершения колокольни состоит из металлических кованных квадратного сечения брусьев, соединенных болтовыми соединения и клепками

Свод четверика

Конха южной апсидиолы

Металлические стропила колокольни

11.

Перекрытия трапезной ‒ система крестовых сводов, опирающихся на столпы.

Все перекрытия, опирающиеся на столпы, своды основного объема и трапезной ‒ кирпичные, с металлическими воздушными связями

Вспарушенный кирпичный свод нижнего яруса колокольни

Кладка крестовых кирпичных сводов трапезной выполняется рядами параллельно осям

Кладка вспарушенного свода в нижнем ярусе колокольни выполняется

«в елку»

Южный неф трапезной

Свод нижнего яруса колокольни

12.

Все перекрытия, опирающиеся на столпы, своды основного объема и трапезной ‒ кирпичные, с металлическими воздушными связями

и анкерами

Металлические воздушные связи представляют собой кованые брусья квадратного сечения

Воздушные связи в северном лепестке нижнего яруса

13.

Крыша третьего яруса основного объема ‒ сложная, восьмискатная

Кровельное покрытие по металлическим стропилам повторяет форму раскрепованного карниза

Фрагмент завершения фонаря с люкарной

14.

Размеры, форма и местоположение четырех квадратных в плане глухих фонарей по углам четверика; главки с ложчатым рельефом, увенчанные резными крестами с небольшим яблоком в основании на шпиле;

кровельное покрытие с двойной «юбкой»

Кровельное покрытие по форме бровки

Фрагмент с малым фонарем

15.

Размеры, форма и местоположение квадратного в плане глухого центрального фонаря.

Люкарны под круглым барабаном

Главка ложчатого рельефа с резным крестом и «яблоком» в основании

Расположение люкарн по сторонам света.

После ремонта кровли сохранилась одна люкарна

Сохранившаяся люкарна под барабаном, на фото с левой стороны

Главка ложчатого рельефа с резным крестом. Фото 1976

16.

Форма, размеры местоположение кровельного покрытия апсиды и апсидол

Конха покрыта металлической фальцованной кровлей по кружалам и обрешетке

Конфигурация крыши и кровельное покрытие апсидолы

17.

Крыша трапезной ‒ разновысотная скатная сложная в плане. Центральное местоположение круглого в плане глухого барабана, увенчанного крестом с подкрестным яблоком в форме «дыни» ложчатого рельефа, с металлическим кровельным покрытием с «юбкой»

Кровельное покрытие двускатной крыши часовни и сторожки;

характер покрытия глав, металлическое окрытие всех выступающих частей

Крыша трапезной устроена по деревянным стропилам.

Кровельное покрытие ‒ металлическое фальцевое

Покрытие глав ‒ металлическое, фальцы расположены

по линии кружал

Конфигурация крыши и кровельное покрытие трапезной

Конфигурация крыш и кровельное покрытие основного объема, выступающих частей

На переднем плане подкрестное яблоко в виде «дыни»

18.

Местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проемов на фасадах основного храма, проемы: лучковые с распалубкой, арочные, прямоугольные с кирпичными веерными перемычками

В основном объеме оформление окон в стиле барокко

Оформление окон в переходной галерее, трапезной и колокольне – в стиле классицизма

На северном и юном фасадах трапезной ‒ шестиколонные портики, несущие антаблементы с треугольными фронтонами.

Колонны портика с муфтами и перехватами. Стены с горизонтальным рустом

Нижний ярус основного объема

Переходная галерея

Трапезная

19.

Отделка фасадов ‒ окраска по штукатурке

Вид на ансамбль с юга

Архитектурно-стилистическая характеристика

20.

Основной объем:

три световых вертикали апсиды и двух апсидол, разделенные раскрепованными лопатками;

двойные раскрепованные угловые лопатки четверика между полукружиями; ступенчатый венчающий карниз первого яруса

Стилевая характеристика основного объема храма – Елизаветинское барокко

Идентичность архитектурного декора всех фасадов основного объема

Три оконных лучковых проема, обрамленных кирпичным

декором –

фигурными наличниками с сандриками.

На северной апсидоле дверной узкий арочный проем для подъема на крышу основного объема. Дверь деревянная, обшита металлом с заклепками.

В центральной восточной апсиде расположен главный алтарь. Дверные лучковые проемы северной и южной апсидол, по центру дверные лучковые проемы с металлическими кованными дверями Пилястры по сторонам дверей; над северной дверью фрагмент декоративной монументальной росписи.

Места примыкания полукружий лепестков укреплены угловыми выступами, декорированными пилястрами

Апсидола северного фасада

Дверь для подъема на крышу основного объема

             

Архитектурный декор оконного проема

21.

Прясло стены четверика с венчающим карнизом в виде ступенчатой бровки со сложными понижающимися переходами к пилястрам. Декоративный профилированный пояс ‒ завершение прясла.

Круглая ширинка в тимпане

Двусветный лучковый оконный проем, сандрик – бровка с трехлопастным камнем в тимпане.

Две спаренные трехчетвертные колонны на скошенных углах четверика

Сложная двойная капитель, разделенная карнизным профилем

Все четыре прясла декорированы симметрично

Стилевая

характеристика – барокко.

Форма главок изменена. Все детали выполнены из лекального кирпича

Раскрепованные фланкирующие пилястры с перевязками и усеченной пирамидой (основанием вверх) в верхней четверти.

Лучковый оконный проем обрамлен кирпичным наличником с прямоугольными ушами, полукруглым фартуком и трехчастными серьгами

Две спаренные трехчетвертные колонны на скошенных углах четверика ‒ ступенчатые кирпичные базы, ровный фуст с двумя перевязками

Сложная двойная капитель, разделенная карнизным профилем: три камня в форме усеченной пирамиды (основанием вверх) нижней части и раскрепованная ступенчатая с расширением верхняя часть

Вид с юго-востока

Фото 1976 года

Фрагмент четверика основного объема

Вид сверху

22.

Третий ярус.

Четыре малых фонаря с главками ‒лопатки на подвышенном цоколе, лучковая ниша;

венчающий карниз ‒ бровка

Материал ‒ кирпич

Лопатки с перевязками и ступенчатым карнизом

Фото 1976 года

23.

Третий ярус (фонарь) ‒ лучковая ниша центральной части стены; сложный ступенчатый венчающий карниз; профилированный поясок с бровкой над лучком; раскрепованные трехчетвертные колонны по углам;

люкарны сомкнутого завершения; восьмигранный барабан с колонками

Фонарь, малый глухой четверик, декорирован парными полуколоннами по углам, нишами с арочным завершением, кирпичным многоступенчатым карнизом с раскреповками. Завершен сферическим куполом, над которым ‒ граненый барабанчик с главкой и крестом.

Форма главки и глухого барабана в настоящее время изменена

Конфигурация крыш основного объема

Фото 1976 года

24.

Переходная галерея

Северный и южный фасады переходной галереи идентичны, имеют оконный проем с лучковой перемычкой;

стены ‒продолжение кирпичного многоступенчатого карниза

Вид с севера

25.

Трапезная

Стилевая

характеристика – классицизм

Металлические анкера для крепления декора на капителях

Портик – шесть колонн, расположение фланговых колонн попарно, антаблемент, треугольный фронтон; прямоугольные оконные проемы с замковым камнем; линейный руст; восьмиугольный барабан с лопатками, акцентирующими стороны; металлические решетки на окнах

Северный фасад трапезной

Оконный проем трапезной

26.

Колокольня:

три неглубокие ниши прясла стены первого яруса (из них увеличенная центральная с арочными проемами), декорированные полуколоннами и архивольтом; ступенчатая ниша второго яруса по периметру с полуциркульными проемами и треугольными фронтонами над ними;

три неглубокие ниши прясла стены третьего яруса, двухсветные полуциркульные проемы, обрамленные широким поясом; ступенчатый карниз; три неглубокие ниши прясла стены четвертого яруса звона; двухсветные полуциркульные проемы, декорированные в верхней части пояском; ограждения яруса звона; ступенчатый карниз с фризом;

пятый ярус с круглыми проемами для часов; арочная ниша в центре и ромбовидные ниши по флангам; фризовый поясок с аркой в центре;

по углам столбики с карнизами и главками с крестами

Стиль – классицизм. Завершение, в виде высокого металлического восьмигранного шпиля на четырехгранном куполе

Нижний ярус колокольни используется как притвор. Вход в храм через арочную дверь нижнего яруса западного фасада

Металл ‒ исторический материал покрытия яблок, шпиля, креста

Западный фасад колокольни

Нижний ярус западного фасада колокольни

Вход в храм

Фото 1976 года

27.

Часовня и сторожка: симметричные фасады ‒ кирпичные перемычки полуциркульных проемов; прямоугольный проем входа восточного фасада; кирпичный декор в виде симметрично расположенных лопаток; неглубокие ниши;

фигурные филенки; разорванный треугольный фронтон; две закругленные выемки на скатах фронтона; ступенчатый профилированный скат и карниз фронтона

тимпан с круглой филенкой;

кирпичный ступенчатый неразвитый карниз по всем фасадам

Каменные постройки 1866 года в стиле эклектики.

Восточный фасад глухой, архитектурное решение идентично западному фасаду; северный и южный фасады часовни ‒ глухие, на южном

фасаде ‒ подстава

Вид на западный фасад ансамбля

Часовня. Западный фасад

Сторожка. Западный фасад

Архитектурно-художественное оформление интерьеров

28.

Анфиладная планировка

Внутренняя анфиладная планировка основного объема, переходной галереи, трапезной, колокольни

Южный неф трапезной

Основной объем

29.

Оконные проемы ‒ материал заполнения, характер и рисунок переплетов

Многочастные окна основного объема с двойной распалубкой

Окна в полукружиях с небольшими распалубками

Металлические решетки на окнах в виде кованых прутьев

Окна основного объема

Окна южной апсидолы

Окно трапезной

30.

Дверные проемы ‒ материал заполнения, характер и рисунок дверных заполнений

Дверной проем в колокольне

Дверной проем в виде портала

Дверной проем входа в апсидолу

31.

Двери из трапезной в основной объем

Двери между трапезной и галереей-переходом, в том числе конструкция, форма, материалы: двойная двухстворчатая, по бокам от дверей остекленные перегородки, по бокам с внутренней и внешней сторон остекленные перегородки. Верхняя часть завершена полуциркульной остекленной фрамугой

Фрагмент основного объема

32.

Полы нижнего яруса колокольни

Белый камень пола и ступеней. Уровень пола нижнего яруса колокольни, используемого как притвор. Две ступени северной и южной сторон притвора

Белокаменный пол колокольни

Белокаменные ступени колокольни

33.

Лестницы основного объема и колокольни

Внутристенные каменные, в том числе: узкая (до 45 см) ‒ в стене северной апсидолы для подъема на крышу основного объема; лестница для подъема на второй ярус колокольни с входом на западном фасаде трапезной. Лестницы металлические для подъема со второго яруса колокольни на верхние ярусы, в том числе забежная

Лестница внутристенная северной апсидолы

34.

Иконостас южного придела во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Резьба верхней части створок Царских Врат. Стилистика существующего иконостаса, габариты, конфигурация, дерево ‒ материал изготовления;

характерное для XIX в. цветовое решение ‒ белый (либо разбеленной охры и иных светлых тонов) цвет тела иконостаса в сочетании с резным деревянным позолоченным декором, либо окраска под золото, бронзу

Иконостас северного придела

Иконостас южного придела

35.

Киот напольный

Придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.  Киот напольный, XIX век. Дерево, резьба, покраска под золото

Киот напольный

36.

Киот напольный с иконой «Святой преподобный Серафим Саровский»

Икона начала XX века (дерево, левкас, масло, цировка, позолота). Киот: дерево, резьба, позолота; в том числе габариты,

конфигурация, цветовое решение -

(разбеленная охра в сочетании с резным бронзированным позолоченным декором), что характерно для церковных интерьеров XIX- начала XX веков.  Возможно восполнение утраченных деталей киота

Киот напольный

37.

Гробница

Основной объем. Дерево, резьба, золочение. Живописные медальоны: дерево, левкас, смешанная техника

Гробница

38.

Главный иконостас основного объема во имя святителя Николая Чудотворца

Иконостас пятиярусный каркасного типа. Стилистика, план по нижнему ярусу, композиция, конструкция (стоечно-балочная система), габариты, дерево как исторический материал изготовления; декоративное резное убранство в технике объемной, сквозной, плоской

резьбы.

Цветовое решение (окрасочный цвет почти белый, бронзирование (ранее золочение) резного накладного декора.

Цокольный нижний ярус

Главный иконостас

37.

Царские Врата Главный иконостас

Иконы:

10 икон местного ряда и Царские Врата с медальонами, 10 икон праздничного ряда, 7 икон апостольского ряда, 7 икон пророческого ряда, 5 икон праотеческого ряда. Форма икон, размеры, резные рамы

Царские врата

             

Местный ряд. Левая половина

Местный ряд. Правая половина

Праздничный ряд. Левая половина

Праздничный ряд. Правая половина

Апостольский ряд

Пророческий ряд

Праотеческий ряд

38.

Левая конха основного объема, живописная композиция «Преображение Господне»

Основа ‒ левкас по штукатурному слою кирпичной кладки; техника ‒ масляная живопись. Академическая манера письма

Левая конха

39.

Правая конха основного объема, живописная композиция «Вознесение Господне»

Основа ‒ левкас по штукатурному слою кирпичной кладки; техника ‒ масляная живопись. Академическая манера письма

Правая конха

40.

Паникадило трехъярусное

В четверике основного объема.  Металл (предположительно, бронза), литье, чеканка.

Паникадило

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 16.07.2019
Рубрики правового классификатора: 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать