Основная информация

Дата опубликования: 09 декабря 2019г.
Номер документа: RU35000201901587
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Вологодская область
Принявший орган: Комитет гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КОМИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 09.12.2019 № 154

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утверждённым протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 12 сентября 2017 года № 61(11)

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для организаций и учреждений Вологодской области (далее – Руководство).

2. Начальнику отдела государственного надзора в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (А.Н. Седлецкий) обеспечить размещение Руководства на официальном сайте Комитета.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Комитета

А.В. Колычев

Приложение к приказу

Комитета гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области

от «__» ______ 2019 года №__

РУКОВОДСТВО

по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для организаций и учреждений Вологодской области

Вологда

2019

Введение

Руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (для органов местного самоуправления и организаций) (далее - руководство) разработано Комитетом гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области (далее – Комитет) во исполнение требований статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом требований Стандарта комплексной профилактики рисков.

Целью руководства является разъяснение органам местного самоуправления муниципальных образований, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в доходчивой форме особенностей соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера содержатся в следующих нормативных правовых актах:

Федеральные законы:

от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Постановления Правительства Российской Федерации:

от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;

от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;

от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Приказы МЧС России:

от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;

от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»;

от 28.04.2004 № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации;

от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований»;

от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно- спасательных формирований»;

от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;

от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

Нормативные правовые акты Вологодской области:

закон области № 1773-ОЗ от 25.03.2008 «О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановление Правительства области от 31.01.2011 № 65 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области»;

постановление Правительства области от 18.10.2010 № 1183 «Об организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»;

постановление Правительства области от 14.01.2013 №  27 «Об утверждении Порядка сбора и обмена в Вологодской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановление Правительства области от 17.06.2013 № 614 «О поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения и информирования населения Вологодской области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий»;

постановление Губернатора области от 16.03.2007 № 85 «О поддержании общественного порядка в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Вологодской области»;

постановление Правительства области от 03.12.2010 № 1386 «О содействии устойчивости функционирования организаций Вологодской области в чрезвычайных ситуациях»;

постановление Правительства области от 02.06.2014 № 463 «О перечне сил и средств постоянной готовности Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Ссылки на тексты указанных нормативных правовых актов размещены на официальном сайте Комитета в сети «Интернет».

2. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены обязанности организаций (как юридических лиц), а следовательно, и их руководителей (как должностных лиц) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в частности:

1) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

2) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

3) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

4) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

5) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

6) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

7) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

8) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

9) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

2.1. Планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций

Создание координационных органов

В соответствии с требованиями статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и пунктов 6, 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в органах местного самоуправления и организациях, входящих в территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вологодской области, должны создаваться координационные органы.

Координационными органами являются:

на муниципальном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются положениями о них.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций возглавляются руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

координация деятельности органов управления и сил единой системы;

обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом;

рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Работа Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами.

В планы работ включаются мероприятия в целях реализации возложенных задач, в том числе:

организационные мероприятия (заседания комиссии, учебно-методические сборы, конференции и т.п.);

основные мероприятия по подготовке органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

проведение инженерно-технических мероприятий по защите населения, персонала и повышению устойчивости работы в чрезвычайных ситуациях;

создание резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создание постоянно действующих органов управления

В соответствии с пунктом 10 положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постоянно действующими органами управления являются:

на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Разработка планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с пунктом 23 положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов местного самоуправления и организаций (далее – Планы действий).

Разработку Планов действий городских округов и муниципальных районов осуществляют органы местного самоуправления во взаимодействии с органами исполнительной государственной власти Вологодской области и Главным управлением МЧС России по Вологодской области в пределах границ муниципальных образований.

Разработку Планов действий объектов первого и второго типов осуществляют владельцы объектов экономики. Объекты третьего типа не разрабатывают Планы действий и получают выписку из Планов действий городских округов и муниципальных районов по запросу.

Объекты первого типа – критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты.

Объекты второго типа – объекты экономики, которые не относятся к объектам первого  типа и на территории которых имеются места с массового пребывания людей.

Объекты третьего типа – объекты экономики, которые не относятся к объектам первого и второго типа.

Органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления, в срок не позднее одного месяца после получения запроса направляют выписки из соответствующих Планов действий на объекты третьего типа.

В организации, имеющей опасные производственные объекты 1 или 2 типа, План действий разрабатывается структурным подразделением (работником), уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Утверждается руководителем организации.

Планы действий объекты экономики первого типа согласовываются с начальником Главного управления МЧС России по Вологодской области, объекты экономики второго типа осуществляют согласование планов действий с руководителями органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера при органах местного самоуправления, по месту расположения объекта экономики.

Разработка Инструкции осуществляется организацией, имеющей опасные производственные объекты 3 типа, в соответствии с выпиской из Плана действий муниципального образования. Утверждается локальным нормативным актом, издаваемым руководителем организации.

Введение в действие Планов действий оформляется нормативным правовым актом соответствующего уровня. Срок действия Планов действий – пять лет, после чего они подлежат переработке.

2.2. Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях

Одними из основных мероприятий, проводимых органами управления, силами РСЧС и организациями, являются, принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышение устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

На предприятиях, в организациях и учреждениях разрабатываются, согласовываются и утверждаются в установленном порядке следующие документы:

приказ о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, с определением структуры, состава и задач комиссии;

положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования, функциональные обязанностей членов комиссии, планы работ комиссии на год;

перспективный План повышения устойчивости функционирования предприятия (на 5 или 10 лет).

2.3. Обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению, сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление обучения работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях

2.3.1. Обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению, сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на предприятии, в организации или учреждении:

издается приказ о создании сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в котором определяется их состав, структура и оснащение;

обеспечивается оснащенность сил ликвидации чрезвычайных ситуаций специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

организуется подготовка, всестороннего обеспечения деятельности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;

принимаются все необходимые меры по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.3.2. Осуществление подготовки работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях

Подготовка населения и должностных лиц организаций по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области ГО и защиты от ЧС переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной.

Повышение квалификации руководителей организаций, председателей КЧС и ОПБ, должностных лиц и работников защиты от ЧС, проводится не реже одного раза в 5 лет.

Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от ЧС осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных (объектовых) учений и тренировок.

При планировании учений и тренировок руководствуются Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Командно-штабные учения (КШУ) проводятся в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями защиты населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (далее - ШТ). Штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

Тактико-специальные учения (ТСУ) продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности - 1 раз в год.

Кроме того на предприятии выполняются следующие мероприятия:

разрабатывается приказ об организации подготовки персонала в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подводятся итоги предыдущего учебного года, ставятся задачи на новый учебный год, утверждается состав учебных групп, назначаются руководители занятий в каждой группе, утверждается график проведения учений и тренировок);

подготавливается Программа подготовки рабочих и служащих, личного состава НАСФ, личного состава служб, утвержденных руководителем организации, разработанных на основе программ, утвержденных МЧС России, с учетом особенностей организации;

составляются списки руководителей, должностных лиц и специалистов организации, уполномоченных на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подлежащих обучению;

подготавливаются Графики прохождения обучения сотрудниками предприятия уполномоченных на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, расписания занятий с рабочими и служащими на каждую учебную группу, утвержденных руководителем организации;

проводится обучение с получением документов, подтверждающих прохождение обучения, переподготовку и повышение квалификации руководителя организации, председателя КЧС и ОПБ и уполномоченных работников - в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

организуется ведение Журналов учета занятий;

подготавливаются методические разработки (конспекты);

обеспечивается разработка документов в ходе проведения и по результатам проведенных учений и тренировок (командно-штабные учения, тактико-специальные учения, комплексные учения, объектовые тренировки) в области защиты населения от ЧС.

2.4. Обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ликвидация локальных чрезвычайных ситуаций осуществляется, в первую очередь, силами и средствами организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Создание и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно спасательных формирований».

На предприятии разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке План локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

С профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями предприятием заключаются договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создание собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно- спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников.

Работники предприятия проходят обучение действиям в случае аварии или происшествия на опасном производственном объекте. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:

обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ, в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»;

обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;

участие формирований в учениях и тренировках по защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Также на объекте обеспечивается наличие и работоспособность технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, наличие систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение потенциально опасных веществ.

2.5. Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты

Приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее – Положение).

В соответствии с Положением обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Средства индивидуальной защиты для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.

Накопление запасов (резервов) средств индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Обеспечению средствами индивидуальной защиты подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:

защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно- и химически опасных объектов.

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты осуществляется за счет средств этих организаций.

2.6. Финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций

Порядок финансирования мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определен п. 2. ст. 24. Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера производится за счет средств организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 23.06.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» финансирование мероприятий на гидротехнических сооружениях входит в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.

2.7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Порядком создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов создается за счет собственных средств организаций, а номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств организаций, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.

На предприятии разрабатывается приказ о создании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядке использования резервов. Руководителем предприятия утверждается номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организуется непосредственное создание и наличие резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на складах организации. А также нормативным актом определяется порядок контроля за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов.

Размеры финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не установлены нормативными правовыми актами. Определить размер финансового резерва можно на основании методики «Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» от 29.12.2014 года.

Финансовый резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций должен быть целевым и удовлетворять ряду требований:

 резерв создается заблаговременно и восполняется после использования;

 резерв должен быть доступен в любой момент (оперативность);

 резерв может быть использован только на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (целевой);

 резерв должен быть сформирован одним из трех способов (собственные денежные средства, выделенные на отдельном расчетном счете, оформление банковской гарантии либо заключение договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций).

2.8. Предоставление в установленном порядке информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещение работников организаций об угрозе возникновения или о воз­никновении чрезвычайных ситуаций

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право получать, а организации, независимо от форм собственности, обязаны предоставлять сведения, об их деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Сбор информации и обмен ею в установленном порядке осуществляется в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также своевременного оповещения работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а это предполагает наличие дежурно-диспетчерских служб, должностных лиц (дежурных), определенных для приема информации и доведения ее до руководящего состава или непосредственно до работников организаций с использованием технических средств связи и информирования, локальных или объектовых систем оповещения.

Порядок оповещения и информирования работников о чрезвычайных ситуациях определяется приказом руководителя предприятия с указанием должностных лиц, ответственных за оповещение и информирование.

Кроме того на каждом предприятии необходимо:

создать системы оповещения работников организации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

разработать список должностных лиц предприятия подлежащих оповещению в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации;

в случае необходимости обеспечить своевременное доведение до заинтересованных лиц информации и сигналов оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

разработать памятки и (или) инструкции для дежурно - диспетчерского персонала или лиц ответственных за данное направление.

2.9. Осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Владелец опасного объекта обязан за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

Обязательному страхованию подлежат:

1) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов;

2) гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений;

3) автозаправочные станции жидкого моторного топлива.

2.10. Проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации

В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ч. 28 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постоянно действующие органы управления РСЧС, на объектовом уровне которыми являются - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязаны проводить мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, в том числе:

- разработать приказ о создании эвакуационной комиссии, определить структуру, состав и задачи комиссии;

- разработать и утвердить руководителем предприятия Положение об эвакуационной комиссии, функциональные обязанности членов комиссии;

- составить и утвердить руководителем предприятия список сотрудников, подлежащих эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

- разработать документы, определяющие безопасный район эвакуации, места размещения сотрудников предприятия, а также решение вопросов жизнеобеспечения эвакуируемых сотрудников.

Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы при возникновении чрезвычайной ситуации определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 № 303ДСП «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

2.11. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» организация мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов производится организациями, осуществляющими переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.

В организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в соответствии с приказом МЧС России от 28.04.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Планы разрабатываются с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

- автоцистерна - 100% объема;

- железнодорожный состав - 50% общего объема цистерн в железнодорожном составе;

- трубопровод при порыве - 25% максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;

- трубопровод при проколе - 2% максимального объема прокачки в течение 14 дней;

- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100% объема максимальной емкости одного объекта хранения.

Планы и Календарные планы организаций для локального уровня утверждаются ее руководителями и органом, специально уполномоченным решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Организации обязаны:

создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;

немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;

иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;

содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;

принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

проводить корректировку планов при изменении исходных данных;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах чрезвычайной ситуацией локального значения является разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта.

При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации при разливе на почве не должно превышать 6 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.

Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

3. ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ И НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

За нарушение требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.02.2020
Рубрики правового классификатора: 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.040.040 Режим чрезвычайных ситуаций (см. также 110.010.150)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать