Основная информация

Дата опубликования: 06 декабря 2012г.
Номер документа: RU70000201201997
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Томская область
Принявший орган: Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Приказ № 310-п от 06.12.2012 г.

Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и Порядка по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей

В связи с принятием Федерального закона от 30.11.2011 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса РФ и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в целях совершенствования подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей,

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), согласно приложению №1 к настоящему приказу.

Утвердить Порядок по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей (далее - Порядок), согласно приложению №2 к настоящему приказу.

3. Председателю Комитета по работе с семьёй и детьми (Морозова) направить    Программу и Порядок в учреждения, подведомственные Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, муниципальные районы и городские округа Томской области,  исполняющие отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству.

4. Признать утратившим силу Приказ Департамента от 14.02.2012 № 33-п «Об утверждении Порядка проведения подготовки замещающих родителей и Программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (разработана на основании Примерной программы подготовки, утверждённой Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2011 г. № 1681, с учётом имеющегося в Томской области опыта работы с кандидатами в замещающие родители) и рекомендаций к ней».

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник  Департамента

О.И.Кравченко

Приложение № 1

Утверждена

Приказом Департамента

по вопросам семьи и детей

Томской области

от «06»12.2012 г. №310-п

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

1. Целью Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа) является обеспечение психолого-педагогической, правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Основные задачи Программы:

1) ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

2) помочь лицам, желающим принять ребенка, разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей на воспитание;

3) помочь лицам, желающим принять ребенка, определиться с формой семейного устройства, в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной  ситуацией;

4) повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка, принятого на воспитания в семью, в том числе в ходе процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для  создания безопасной среды, успешной социализации и развития;

5) предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.

3. Целевой группой Программы являются лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

4. Ожидаемые результаты Программы:

1) осознанное восприятие потенциальными приемными родителями своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;

2) способствование осознанному восприятию приемными родителями факта появления ребенка в семье;

3) формирование у потенциальных приемных родителей четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в приемной семье;

4) повышение уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей;

5) более грамотная родительская позиция потенциальных приемных родителей в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;

6) развитие способности у потенциальных приемных родителей применять полученные теоретические знания на практике;

7) понимание  приемными родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.

5. Программа подготовки состоит из 13 разделов и предусматривает изучение следующих тем по разделам:

5.1. Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка), и изучение следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

5.2. Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» включающий изучение следующих тем:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

5.3. Раздел 3 «Этапы развития ребенка» включающий изучение следующих тем:

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

5.4. Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» включающий изучение следующих тем:

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

5.5. Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» включающий изучение следующих тем:

потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);

понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

5.6. Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» включающий изучение следующих тем:

особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

5.7. Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» включающий изучение следующих тем:

формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

5.8. Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» включающий изучение следующих тем:

создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

5.9. Раздел 9  «Особенности полового воспитания приемного ребенка» включающий изучение следующих тем:

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

5.10. Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» включающий изучение следующих тем:

родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

5.11. Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» включающий изучение следующих тем:

правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

5.12. Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» включающий изучение следующих тем:

родительские и профессиональные функции приемной семьи;

взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

5.13. Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители» включающий изучение следующих тем:

обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

6. Трудоемкость программы подготовки составляет 40 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга)).

Учебно – тематический план программы подготовки

№ 

Разделы

Всего часов

Количество часов, в том числе

Лекции

Практические занятия, семинары-тренинги

Другие формы

1.

Введение  в курс подготовки кандидатов в приемные родители.   Содержание и цели программы подготовки в приемные родители

2

1

-

1

2.

Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимые компетенции приемных родителей.  Понятие  мотивации приемных родителей

4

1

3

-

3.

Этапы развития ребенка.

2

1

1

-

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

4

1

3

-

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

3

-

3

-

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

4

1

3

-

7.

«Трудное» поведение приемного ребенка. Навыки управления «трудным» поведением ребенка

4

1

3

-

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

2

1

1

-

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

4

1

2

1

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

3



2

-

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

2

2

-

-

12.

Взаимодействие  приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям 

1

-

1

-

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

5

-

-

5

ВСЕГО

40

11  

22

7

Приложение №2

Утвержден

Приказом Департамента

по вопросам семьи и детей

Томской области

от «____» ___________  №_____

             

Порядок

по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок), регулирует организацию и осуществление подготовки лиц, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – подготовка).

1.2. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители) проводится с целью психолого-педагогической, правовой подготовки этих лиц, оказания помощи кандидатам в определении с формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, повышения уровня родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка, принятого на воспитание в семью по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа), утвержденной приказом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области.

1.3. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется органами опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Томской области или уполномоченными организациями (далее – Школа приемного родителя), отбор которых производится в соответствии с Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающими социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423».

1.4. Подготовка кандидатов в приемные родители является обязательной для всех граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением:

близких родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, передаваемого в семью на воспитание (родственники по прямой нисходящей линии (бабушки, дедушки, полнородные и неполнородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры);

лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

лиц, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, желающих взять ребенка, оставшегося без попечения родителей под опеку или попечительство, в том числе в приемную семью;

отчима и мачехи ребенка, подавшего заявление об его усыновлении.

Лица, перечисленные в абзацах втором – пятом настоящего пункта, могут пройти подготовку по своему желанию.

1.5. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется на безвозмездной основе.

1.6. Информация о Школах приемного родителя, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, размещается на информационных стендах органов опеки и попечительства местного самоуправления в Томской области и организаций, осуществляющих полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители, доводится до сведения граждан с использованием средств массовой информации, посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе на официальных сайтах муниципальных образований, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), а также предоставляется гражданам непосредственно специалистами органов опеки и попечительства и организаций, осуществляющих полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители, на личном приеме, по телефону, по электронной почте.

1.7. Школы приемного родителя обеспечивают процесс обучения исходя из интересов и удобства граждан в прохождении подготовки.

1.8. Школы приемного родителя организуют процесс обучения в соответствии с требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152–ФЗ «О персональных данных».

1.9. Школы приемного родителя должны оборудовать помещения для проведения групповых и индивидуальных занятий, места для хранения документации в соответствии с нормами санитарной и пожарной безопасности.

2. Подготовка кандидатов в приемные родители

2.1. Кандидат в приемные родители самостоятельно выбирает Школу приемного родителя, в которой будет проходить подготовку, независимо от своего места жительства или своего места пребывания в пределах Томской области.

2.2. Зачисление кандидатов в приемные родители на курс подготовки осуществляется по их письменному заявлению, поданному в Школу приемного родителя, при предоставлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

2.3. Заявления граждан, желающих пройти курс подготовки, регистрируются в журнале  регистрации письменных заявлений граждан о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители по форме согласно Приложению № 1 к настоящему Порядку.

2.4. Школа приемного родителя рассматривает заявление о прохождении подготовки в течение 7 календарных дней с момента получения заявления и в письменной форме уведомляет кандидата о принятом решении.

2.5. Кандидаты в приемные родители перед началом обучения проходят собеседование об условиях обучения и подписывают информированное согласие по форме согласно Приложению   № 2 к настоящему Порядку.

2.6. Подготовка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, осуществляется в следующих формах:

- очной;

- очно–заочной.

2.7. Подготовка проводится по очной форме в группах не более 25 человек либо в индивидуальном порядке. Подготовка по очно-заочной форме проводится в индивидуальной, групповой формах.

2.8. Кандидаты в приемные родители, должны приступить к прохождению курса подготовки не позднее 2 месяцев с момента подачи заявления.

2.9. При невозможности набора группы проводится индивидуальная подготовка граждан. В этом случае срок ожидания гражданами начала обучения с момента обращения в Школу приемного родителя не может превышать одного месяца.

2.10. Продолжительность подготовки граждан должна быть не менее 1 месяца и не более 3 месяцев с момента начала обучения.

2.11. Школы приемного родителя предусматривают возможность прохождения кандидатами в приемные родители в вечернее время и в выходные дни, а также совместно с гражданами определяют форму обучения.

2.12. Школы приемного родителя должны формировать тренерско-преподавательский состав из специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области психологии, медицины, педагогики и/или социальной работы, опыт практической работы с семьями опекунов (попечителей), усыновителей и детьми, оставшимися без попечения родителей, обладающих навыками преподавания с использованием активных форм обучения взрослых, навыками консультирования; возможно привлечение к проведению занятий узких специалистов, приемных родителей с учетом  индивидуальных или групповых потребностей и запросов обучающихся.

Состав преподавателей утверждается руководителем Школы приемного родителя.

2.13. Школы приемного родителя должны формировать группы для занятий с учетом форм и методов работы; активные формы обучения – семинары, тренинги, другие практические занятия предполагают соответствующий численный состав группы: до 15 человек – 1 тренер (консультант), от 16 человек и более – 2 тренера (консультанта).

2.14. Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором пункта 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации требованиями к содержанию Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2.15. В случае если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. Требования к уровню освоения кандидатами в приемные родители

содержания курса подготовки

3.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу подготовки, по завершении курса должны иметь четкое представление:

1) о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;

2) об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

3) о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

4) о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

5) о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

6) о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях) необходимых приемному родителю;

7) о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

3.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу подготовки, должны знать:

1) права и обязанности приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

2) закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

3) важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

4) причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

5) о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

6) этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

7) особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

8) о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

9) санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

10) способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

11) возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;

12) основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

13) порядок взаимодействия замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными органами и организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

3.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу подготовки, должны уметь:

1) использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных  воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

2) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

3) рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

4) выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

5) осознавать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

6) быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

7) предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

8) оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

9) понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

10) преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

11) прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

12) понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без  попечения родителей, и возможностями своей семьи;

13) оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

14) заботиться о здоровье ребенка;

15) соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

16) быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

17) быть готовыми к сотрудничеству с организациями, специалистами, работающими с семьей и детьми;

18) ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и приемным родителям.

4. Требования к итоговой аттестации

4.1. Цели итоговой аттестации:

1) изучение, диагностика и оценка представлений, знаний и умений кандидатов в приемные родители по курсу подготовки;

2) определение возможностей, способностей будущего приемного родителя к дальнейшему развитию, преодолению собственных трудностей и стереотипов;

3) определение дальнейшего взаимодействия с кандидатами в приемные родители, сотрудничества на перспективу, условий сопровождения кандидатов в приемные родители.

4.2. При аттестации важно соблюдать следующие правила:

1) кандидат в приемные родители аттестуется в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания курса подготовки (раздел 3 настоящего Порядка);

2) кандидат в приемные родители получает информацию о своих позитивно-потенциальных  возможностях,  перспективах развития;

3) создание и постоянное поддержание комфортных условий аттестации;

4) соблюдение границы и неприкосновенности внутреннего мира аттестуемого;

5) проведение согласовательной работы при расхождении оценки комиссии с оценкой аттестуемого.

4.3. Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится по окончанию курса подготовки кандидатов в приемные родители в форме собеседования и выборочного опроса по темам обучения.

4.4. Необходимыми условиями для допуска кандидата в приемные родители к итоговой аттестации является:

1) посещение кандидатом в приемные родители не менее 80 процентов занятий при очной форме обучения;

2) успешное выполнение кандидатом в приемные родители не менее 80 процентов заданий при очно-заочной форме обучения.

4.5. Общее время собеседования и выборочного опроса включается в сумму часов обучения и должно составлять не менее 30 минут. Критерием успешного прохождения итоговой аттестации является дача гражданином не менее 80 процентов верных ответов на вопросы по разделам обучения.

4.6. Состав аттестационной комиссии включает не менее трех специалистов в области психологии, медицины, педагогики и/или социальной работы, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители.

4.7. Решение аттестационной комиссии принимается в виде протокола, с которым гражданин знакомится под расписку в день проведения аттестации.

5. Процедура выдачи свидетельства

5.1. В случае успешного прохождения итоговой аттестации Школой приемного родителя гражданину в течение 3 календарных дней выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее – свидетельство) по форме согласно Приложению № 3 к настоящему Порядку.

5.2. Выданные свидетельства регистрируются в журнале учета выданных свидетельств о прохождении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме согласно Приложению №4 к настоящему Порядку.

5.3. Срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.

5.4. В случае утраты свидетельства либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения кандидат в приемные родители подает заявление о выдаче дубликата свидетельства, а также предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в Школу приемного родителя, в которой проходил подготовку.

Школа приемного родителя выдает дубликат свидетельства в срок, не превышающий одного месяца с момента обращения.

Приложение № 1

к Порядку

по организации и осуществлению

деятельности по подготовке лиц, желающих

принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей

ЖУРНАЛ

регистрации письменных заявлений граждан о прохождении подготовки лиц, желающих принять в свою семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей

№ п\п

ФИО гражданина

Паспортные данные

Адрес проживания

Орган опеки и попечительства, направивший гражданина на прохождение подготовки

Дата приема заявления

Форма прохождения подготовки, указанная в заявлении

1

2

3

4

5

6

7

Примечание: страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя органа опеки и попечительства/организации, осуществляющей подготовку граждан, и печатью.

Приложение № 2

к Порядку

по организации и осуществлению

деятельности по подготовке лиц, желающих

принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей

Бланк органа опеки и попечительства/организации,

осуществляющей подготовку граждан

Информированное согласие

гражданина на обучение по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

В соответствии с требованием п.1 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Я, _______________________________________________________________________,

(Ф.И.О. полностью)

«___» _____________ ______ года рождения;

номер документа, удостоверяющего личность:  __________________________;

сведения о дате выдачи указанного документа:             «___» _____________  _______;

сведения об органе, выдавшем указанный документ:   _________________________

_____________________________________________________________________________, 

своей волей и в своем интересе даю согласие:

1) на обработку моих персональных данных 

________________________________________________________________________________ 

(наименование  органа опеки и попечительства либо организации) 

________________________________________________________________________________ 

(далее – Оператор), расположенной по адресу: __________________________________

________________________________________________________________________________

в целях идентификации меня в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,  оказания мне услуг;

путем сбора, систематизации,  накопления,  хранения,  уточнения  (обновления,  изменения),

распространения (в том числе передачи в орган опеки и попечительства) и уничтожения моих персональных данных, с использованием средств автоматизации или без использования таких средств,

входящих в следующий перечень сведений:  фамилия, имя, отчество; дата рождения; адрес места проживания; номер телефона и адрес электронной почты;  сведения о профессии, должности, образовании, сведения о показанных мною результатах обучения; сведения о документе, удостоверяющем личность; ИНН, номер страхового пенсионного страхования), иные сведения, предоставленные мной для обработки персональных данных;

2) на оказание мне услуг обучения по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

Условия прохождения курса подготовки:

Количество часов курса подготовки   –  ________  академических часов.

Форма обучения  – _______________________ .

Условия получения документа о прохождении обучения:

- посещение  не менее 80 % занятий при очной форме обучения;

- выполненных заданий не менее 80% при очно-заочной форме обучения;

- прохождение итоговой аттестации.

3) на индивидуальное консультирование по вопросам подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Согласие вступает в силу со дня его подписания, действует пожизненно и может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления Оператору.

ФИО субъекта персональных данных ¹              ФИО и должность руководителя организации, осуществляющей подготовку

Подпись                                                                                    Подпись

Дата                                                                                                  Дата

__________________________

Примечание: участниками курса подготовки могут быть оба родителя, каждый из которых подписывает информированное согласие

Приложение № 3

к Порядку

по организации и осуществлению

деятельности по подготовке лиц, желающих

принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей

Бланк органа опекии попечительства/организации,

осуществляющей подготовкуграждан

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о прохождении подготовки лиц, желающих принять

на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося

без попечения родителей, на территории

Российской Федерации

от «____» ______________ 20___ г.                                                                      № ____________

Настоящее свидетельство выдано __________________________________________________

_______________________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество (при наличии))

в том, что он(а) с ___ __________ ____ г. по ___ ___________ ____ г. прошел(ла) подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью  ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории  Российской Федерации  в ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

(полное наименование органа опеки и попечительства/организации,

осуществляющей подготовку граждан)

по  программе  подготовки  лиц,  желающих  принять  на  воспитание  в  свою

семью   ребенка,   оставшегося   без   попечения   родителей,  утвержденной

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

(наименование и реквизиты нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации)

Руководитель органа опеки

и попечительства/организации  __________________              __________________________

                                                                (подпись)                                (ФИО)

                                                 М.П.

Приложение № 4

к Порядку

по организации и осуществлению

деятельности по подготовке лиц, желающих

принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей

ЖУРНАЛ

учета выданных свидетельств о прохождении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации

№ п/п

ФИО гражданина

Реквизиты свидетельства

Период прохождения подготовки

Форма прохождения подготовки

Дата получения свидетельства

Подпись гражданина о получении свидетельства

Дата

Номер

Начало

Окончание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Примечание: страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя органа опеки и попечительства/организации, осуществляющей подготовку граждан, и печатью.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.010 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.020 Усыновление (удочерение) детей, 040.060.040 Приемная семья

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать