Основная информация

Дата опубликования: 06 августа 2009г.
Номер документа: RU02000200900613
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Алтай
Принявший орган: Министерство сельского хозяйства Республики Алтай
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 06 августа 2009 года N 87

г. Горно-Алтайск

{Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия.}

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2009-2012 ГОДЫ»

В целях реализации республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 16 апреля 2009 года № 70, повышения результативности расходов бюджета, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие мясного скотоводства в Республике Алтай на 2009-2012 годы».

2. При финансировании мероприятий Программы исполнителям руководствоваться утвержденной Программой.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Тоорчукова Р.С.

Министр                                                                                                  С.И. Огнев

Утверждено приказом Министерства сельского хозяйства Республики Алтай

от «06» августа 2009 года № 87

«Развитие молочного скотоводства  и повышение качества  молока  в Республике Алтай на 2009- 2012 годы»

Ведомственная целевая программа

Министерства сельского хозяйства Республики Алтай

ПАСПОРТ

г. Горно-Алтайск

2009

Утверждено приказом Министерства сельского хозяйства Республики Алтай

от «06» августа 2009 года № 87

«Развитие молочного скотоводства  и повышение качества  молока  в Республике Алтай на 2009- 2012 годы»

Ведомственная целевая программа

Министерства сельского хозяйства Республики Алтай

1. Паспорт программы

Наименование программы

«Развитие молочного скотоводства и повышение качества молока в  Республики Алтай на 2009- 2012 годы»

Основание для разработки программы

Закон Республики Алтай «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Республики Алтай»

Заказчик программы

Правительство Республики Алтай

Основные разработчики программы

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

Цель программы

Создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока  с  80,5 тыс. тонн в 2008 г. до 90,4 тыс. тонн в 2012 году.

- увеличение производства молока сельхозтоваропроизводителями.

- увеличение производства высококачественной молочной продукции.

Основные задачи

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

- развитие племенной базы молочного скотоводства.

- увеличение  поголовья высокопродуктивного дойного стада с повышением уровня концентрации желательного  генотипа по каппа-казеину  (K-Cas BB),

- создание единой селекционной системы производства высокоценного племенного молодняка с желательным генотипом,

- разработка модельной селекционной программы для регионов с горной спецификой,

- совершенствование системы  селекционно-племенной работы и заготовки качественного молока в личных подсобных хозяйствах,

-модернизация и техническое перевооружение организаций  молочного скотоводства и молокоперерабатывающих организаций

Участники программы

Сельхозтоваропроизводители Республики Алтай

Основные мероприятия программы

Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного  скотоводства, направленных на стимулирование стабилизации численности коров и производства высококачественного  молока и молочной продукции путем субсидирования части затрат на следующие цели:

- развитие племенного скотоводства, в том числе:

- стимулирование производства высокоценного племенного материала,

- стимулирование концентрации производства молока в средних (от 200 до 400 голов) фермах и комплексах,

- повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота через покупку высокоценных племенных телок;

- приобретение высокоценной племенной  биопродукции (семени и эмбрионов),

-   полная автоматизация племенного учета в племенных хозяйствах,

- создание региональной базы племенного скота молочных пород;

- создание селекционной программы по разведению молочного скота в Республике Алтай;

- повышение качества молочного скота в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ) и фермеров.

- создание пунктов искусственного осеменения (сервисных центров);

- повышение квалификации кадров и освещение в СМИ проблем производства и потребления молока;

- регулирование рынка молока  в целях выравнивания  его производства по сезонам года и достижения стабильных заготовительных цен;

- расширение доступности кредитных ресурсов финансовых организаций;

- реконструкция и модернизация предприятий по производству и переработке молока;

- организация молочной и иммуногенетической лабораторий;

- региональные научные исследования,

- повышение заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводите­лей в увеличении производства молока и повышения его качества;

- укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов.

Сроки и этапы реализации программы

1 января 2009 года – 31 декабря 2012 года

Исполнители программы

Сельхозтоваропроизводители Республики Алтай

Объёмы и источники финансирования

Объем финансирования на реализацию программы на период 2009 – 2012 г.г. составляет:  740,95 млн. рублей, в том числе 2009 год – 166,88 млн. рублей, 2010 год – 178,5 млн. рублей, 2011 год – 190,72 млн. рублей, 2012 год – 204,85 млн. рублей; из средств Республиканского бюджета на реализацию программы на период 2009 – 2012 г.г. составляет 233,6 млн. рублей, в том числе 2009 год – 54,0 млн. рублей, 2010 год – 56,6 млн. рублей, 2011 год – 59,5 млн. рублей, 2012 год – 63,5 млн. рублей; из средств Федерального бюджета – 77,85 млн. рублей, в том числе 2009 год – 18,28 млн. рублей, 2010 год – 18,6 млн.  рублей, 2011 год – 19,62 млн. рублей, 2012 год – 21,35 млн. рублей; внебюджетные средства – 429,5 млн. рублей, в том числе 2009 год – 94,6 млн. рублей, 2010 год – 103,3 млн. рублей, 2011 год – 111,6 млн. рублей, 2012 год – 120,0 млн. рублей.

Целевые индикаторы и показатели программы

Показатели программы:

- увеличение удельного веса племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота  на 2,3 % ежегодно;

- приобретение племенного молодняка  не менее 150 голов ежегодно;

- производство молока:                             2009 год – 82,9 тысяч тонн;

2010 год – 85,3 тысяч тонн;

2011 год – 87,8 тысяч тонн;

2012 год – 90,4 тысяч тонн;

- выход телят на 100 маток довести  до 82 голов в 2012 году;

- увеличение поголовья скота с 59436 голов в 2009 году до 61971 в 2012 году

- удой на 1 корову в 2012 году – 3157 кг.

Ожидаемые результаты реализации программы

Увеличение валового производства молока до 90,4 тыс. тонн, стабилизация  поголовья коров молочного направления  на уровне 34,5 тысяч голов, увеличение продуктивности в 2012 году до 3157 кг на 1 корову. Удельный вес племенного скота от общего поголовья к 2012 году – 10 %, в сельскохозяйственных организациях и крупных крестьянских хозяйствах – до 30%

Система управления и контроля

Ответственным за реализацию программы в целом является Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

             

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена

программа

В Республике Алтай молочное скотоводство является одной из  перспективных отраслей животноводства, что обусловлено снижающимся спросом на продукцию прочих направлений  сельского хозяйства – мараловодства, овцеводства, козоводства, и, в меньшей степени, коневодства и мясного скотоводства. Низкие закупочные цены на мясо, панты, шерсть и пух вынуждают сельхозтоваропроизводителей развивать самую рентабельную отрасль, которая приносит стабильный доход в течение всего года – производство молока.

На сегодняшний день по производству молока на душу населения Республика Алтай вышла в лидеры по Сибирскому Федеральному округу. За 2008 год на каждого жителя республики было произведено 388,7 кг молока, что на 161 кг больше, чем в среднем по России.

В то же время, молочное скотоводство, особенно в отдаленных горных регионах – самая затратная отрасль животноводства, требующая больших капитальных вложений и текущих затрат.

Вследствие этого, к основным мероприятиям по развитию АПК республики отнесены меры по расширению доступности хозяйствующих субъектов к кредит­ным ресурсам, в первую очередь с целью ускоренного развития животноводства, а также по обновлению его основных фондов.

Увеличение объемов и повышение доступности кредитных ресурсов достига­ется тем, что процентная ставка по кредитам, полученным на строительство и ре­конструкцию животноводческих комплексов и ферм, на 80 % субсиди­руется из федерального бюджета и на 20 % из республиканского бюджета.

Основная задача обновления основных фондов в животноводстве - повышение генетического потенциала животных, разводимых в республике пород скота и соз­дание современных условий их содержания. Решение этой задачи будет осуществ­ляться через приобретение высокоценной биопродукции быков-производителей, закупку племенного скота и современного технологического оборудо­вания, кормозаготовительной техники.

Важным направлением реализации проекта станет дальнейшее стимулирова­ние малого предпринимательства в агропромышленном комплексе республики. Предполагается создание инфраструктуры в виде создания перера­батывающих и других обслуживающих кооперативов, что даст возможность обес­печить сбыт продукции, произведенной в личных подсобных и крестьянских (фер­мерских) хозяйствах, повысить доходность от ее реализации.  Повышение инвестиционной привлекательности животноводства и конкурентоспособности производи­мой продукции приведет, в конечном итоге, к увеличению потребления основных продуктов питания в расчете на душу населения.

В настоящее время Республика Алтай обладает высоким потенциалом для реализации программы, поскольку хозяйства готовы вкладывать средства в развитие этой отрасли путем покупки племенных и товарных нетелей и первотелок, установки современного доильного оборудования, создания прочной кормовой базы, приобретения высококачественного семени быков-улучшателей,  искусственного осеменения, и прочих мероприятий.

Поголовье молочного скота во всех категориях хозяйств (в том числе, личных подсобных) Республики Алтай составляет 60,1 тысяч голов, в том числе коров 33,4 тысяч голов. В то же время, в сельскохозяйственных предприятиях содержится только 16,5 % молочного скота, а остальные животные являются собственностью крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств. В связи с этим, учет продуктивности  по ЛПХ и мелким  К(Ф)Х  проводится расчетным методом и не отражает фактического положения дел, поскольку традиционное ведение хозяйства в личных подворьях не предусматривает использование дойных коров для получения товарного молока  на протяжении всего периода лактации (значительный процент коров используется для получения товарного молока два-четыре месяца, а в дальнейшем, с уменьшением продуктивности,  используется на подсосе).

   Хозяйства малых форм собственности производят 86 % от общего объема производства молока в республике. В настоящее время эти категории хозяйств испытывают трудности со сбытом продукции, обеспеченностью пастбищами, кормами на зимний стойловый период,  в хозяйствах малых форм собственности практически не ведется селекционно-племенная работа, не соблюдается технология выращивания молодняка и производства молока.

Государственная поддержка в виде субсидий на приобретение племенного молодняка и субсидий на маточное поголовье и продукцию, обеспечения жильем молодых семей и льготного кредитования, открытия пунктов искусственного осеменения, на сегодняшний день практически не коснулась хозяйств малых форм собственности.

Обеспеченность животноводства кормами в настоящее время пока остается низкой. На период зимовки на условную голову заготавливается не более 6-8 ц к.ед. Корма не сбалансированы по основным элементам питания, особенно по белку, которого приходится всего 80-81 г на кормовую единицу. Недостаток белка, витаминов и других элементов питания приводит к перерасходу кормов. В результате на производство, например, 1 ц прироста крупного рогатого скота затрачивается более 13 ц к.ед.

Основной источник производства кормов в Республике – полевое кормопроизводство. Общая территория Республики Алтай составляет 2456,5 тысяч гектаров, из них сельскохозяйственные угодья 961,8 тысячи гектаров (39 % от общей площади), пашни 122,3 тысячи гектаров (13% от площади сельскохозяйственных угодий), сенокосов 61,6 тысячи гектаров (6% от площади сельскохозяйственных угодий), пастбищ 776 тысяч гектаров (81% от площади сельскохозяйственных угодий). Кормовые культуры представлены в основном посевами овса в смеси с бобовыми культурами (горох, вика), подсолнечника, суданской травы, рапса и кукурузы, а так же многолетними травами на сено и сенаж.

Доля заготавливаемых кормов с пашни составляет более 80 %.

Кормовые культуры занимают в сельскохозяйственном производстве 83 тысячи гектаров или 81 % посевных площадей, в том числе многолетние травы 57 тысяч га, однолетние 21,8 тысяч га, силосные без кукурузы 3,2 тысяч га.

Посевы многолетних трав имеют в своем составе смешанные злаково-бобовые компоненты, в которые входят из бобовых культур клевер, люцерна и эспарцет. Расширение посевов козлятника восточного (галеги) сдерживает ограниченное количество  семян и их дороговизна.

Однолетние культуры представлены многокомпонентными смесями (овса в смеси с бобовыми и другими зерновыми культурами), подсолнечника, суданской травы, рапса.

Кроме сеяных кормовых культур, на корм используют естественные сенокосы. Уборочная площадь естественных сенокосов составляет более 45 тысяч гектаров.

В перспективе для создания устойчивой кормовой базы для животноводства должны быть углублены разработки  в направлениях:

-    агроэкологическое районирование территории;

- конструирование высокопродуктивных и экологически устойчивых агроэкосистем и агроландшафтов;

- введение в культуру новых видов кормовых растений, особенно фитомелиорантов;

- адаптация интенсивных технологий кормопроизводства и их соответствие законам развития природы и сохранения биосферы природных ландшафтов.

Пути повышения обеспеченности животноводства кормами:

- увеличение объемов применения минеральных и органических удобрений,

- внедрение новых высокоурожайных кормовых культур,

- повышение качества заготавливаемых кормов, путем применения консервантов и биологических добавок,

- увеличение доли концентрированных кормов в рационе животных,

- вовлечение в севооборот ранее не используемой пашни,

- повышение продуктивности пашни,

- техническое перевооружение

Первоочередная задача программы развития молочного скотоводства Республики Алтай – реализация комплекса мер по повышению уровня жизни населения путем создания условий для эффективного рентабельного производства молока и мяса во всех категориях хозяйств.

Важнейшее мероприятие по повышению эффективности отрасли – обеспечение сельхозтоваропроизводителей высокопродуктивным рентабельным поголовьем скота, имеющим высокий генетический потенциал молочной продуктивности и способный реализовать его в природно-климатических и кормовых условиях Республики Алтай. Специфика нашего региона – большое количество естественных пастбищ и сенокосов при ограниченном количестве пахотной земли. В силу этих обстоятельств, в регионе не создано ни одного промышленного комплекса с интенсивной технологией производства молока, а самые крупные хозяйства насчитывают 500-600 голов взрослого маточного поголовья.

Таким образом, рентабельным для нашего региона является скот, способный максимально использовать горные пастбища летом, а в зимний период – преимущественно грубый корм. Основной породой молочного скота, разводимого в регионе, является симментальская порода, удельный вес которой составляет 90 процентов.

Промышленное производство молока  возможно только при наличии развитых  средних и крупных животноводческих комплексов или ферм, однако потенциал ЛПХ при  соответствующем развитии племенной базы и заготовительной инфраструктуры  в Республике Алтай имеет решающее значение.

Племенная база молочного скотоводства включает семь племенных репродукторов по разведению скота симментальской породы:

ОАО "Оленевод" Шебалинского района

ФГУП АЭХ СО РАН Шебалинского района

ООО "Русь" Усть-Коксинского района

СПК ПКЗ "Амурский" Усть-Коксинского района

ОАО "Катанда" Усть-Коксинского района

ФГУ СП ПОПХ "Чуйское" Майминского района

КХ "Кызыл-Озек" Майминского района

Ведется работа по созданию племенных репродукторов на базе к/х «Лесное» Шебалинского района, ООО «Карагуж» Майминского и СПК «Абайское» Усть-Коксинского района.

В настоящее время поголовье племенных животных составляет 6,3 % от общего поголовья скота молочных пород республики.

В рамках национального проекта проведена реконструкция  товарных молочных ферм ООО Семинский, к/х «Лесное» Шебалинского района, СПК «Турочак» Турочакского района.

Таблица 1

Анализ состояния молочного скотоводства в регионе.

Показатели

Ед. изм.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. к 2006 г., %

1.Поголовье молочных коров, всего

тыс.

голов

29,6

31,8

33,4

112,8

2. Удой на корову в год во всех категориях хозяйств

кг

1953

2344

2406

123,2

3. Валовое производство молока

тыс. тонн

66,8

75,4

80,5

120,5

4. Производство на душу населения

кг

353,4

362,3

388,7

110,0

5. Покупка племенного  молодняка крупного рогатого скота молочных пород (телок и нетелей)

гол.

134

294

122

91,0

6. Выход телят на 100 маток

гол.

71

72

76

107,0

7. Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород

%

3,5

7,0

8,0

228,6

8. Закупка сухого молока

тонн

84

138

315

3,7 раза

9. Рентабельность производства молока - с господдержкой

%

14

21

27

192

                          - без господдержки

%

- 12

- 7

- 9

75

Развитие перерабатывающей промышленности

Развитие перерабатывающей промышленности, в том числе малых форм, агропромышленного комплекса Республики Алтай продиктовано следующими факторами:

              во многом уникальным качеством производимого сырья,

              фиксированными объемами производства,

              эксклюзивностью некоторых видов продукции.

              сохранением старых традиционных технологий и обеспечения тем самым неповторимых качеств продукции,

              наличием удаленных населенных пунктов с достаточными объемами производства молока и мяса и неразвитой транспортной инфраструктурой,

              необходимостью сохранения и развития производства традиционных продуктов питания и изделий из сельскохозяйственного сырья,

              увеличением количества населения, вовлеченного в процессы производства и переработки продукции сельского хозяйства, особенно в кооперативах и других малых формах хозяйствования.

Система заготовок и переработки  продукции животноводства в Республике Алтай за последние  годы создавалась практически   заново. Она представлена предприятиями различных форм собственности производящими 37 основных видов продукции. В республике действует 50 перерабатывающих  предприятий.           

Поскольку  основным направлением сельскохозяйственной деятельности является животноводство, то и самыми крупными  отраслями переработки  является  мясоперерабатывающая  и молочная.

            В настоящее время в Республике  Алтай действует 6 предприятий по заготовке и переработке молока. На 40 т в сутки возросла по сравнению с 2001 годом суммарная мощность предприятий, достигнув 280 тонн молока в сутки. Годовой объём заготовок молока в Республике Алтай  составляет более 9,5 тыс. тонн, из которых 15 % закупается в личных подворьях граждан.

              Объём заготовок мяса в 2006 году составил 12001 тонн, а в 2008 году - 12058 тонн.

          Республика Алтай постоянно  принимает участие в составе коллективной экспозиции в агропромышленной выставке «Золотая осень» в Москве, а также в Сибирской Ярмарке  «Алтайская Нива», где произведенная в  Республике Алтай продукция получает из года в год самые высокие награды и оценки.

              Однако, основной проблемой, мешающей выходу продукции предприятий Республики на достойный уровень и рынок, является отсутствие необходимых для конкурентной борьбы объемов производимой продукции. Решению этой проблемы должна способствовать и реализация мероприятий программы.

              Кроме этого, необходимо отметить, что в абсолютном  большинстве существующие предприятия перерабатывающей промышленности имеют далеко не лучшее оборудование и устаревшие производственные технологии. С учетом крайней удаленности некоторых из них  проблематика поставки современного оборудования возрастает и обостряется. Учитывая отсутствие свободных средств и  залогов, обеспечение  новым технологическим оборудованием осложняется и в одиночку предприятиям эти проблемы не решить.

              Особенное внимание должно быть уделено создающемуся кооперативному движению. В реальных условиях вновь созданный кооператив не имеет никаких возможностей начать производство, поскольку из-за недоступности кредитов и отсутствия собственных залогов получить финансовые средства практически не возможно.

              Государственная поддержка будет осуществляться в форме предоставления субсидий из федерального и республиканского бюджетов на  возмещение  части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам - на приобретение сырья, по инвестиционным кредитам - на приобретение оборудования.

Основными целями  реализации мероприятий   по развитию перерабатывающей промышленности являются:

- увеличение объемов и   ассортимента выпускаемой продукции переработки,

- повышение качества,  обеспечение сбыта произведенной в республике сельскохозяйственной  продукции,

- увеличение доли произведенной в регионе продукции в торговых сетях,

-  развитие рынка труда,

-  вовлечение большого количества населения в производство сырья и переработку продукции.

Основными задачами реализации мероприятий являются:

1. Повышение конкурентоспособности (ценовой и качественной) основных перерабатывающих отраслей сельского хозяйства и их специализации на республиканском и российском рынках.

2. Обеспечение занятости экономически активного сельского населения.

3. Рост эффективности агропродовольственного сектора.

4. Развитие рыночных институтов и инфраструктуры заготовки и переработки продукции сельского хозяйства,

5. Развитие сети сельскохозяйственных  перерабатывающих и заготовительных потребительских кооперативов

6. Консолидированное участие предприятий Республики Алтай в регулярных межрегиональных, всероссийских и зарубежных профильных выставках, смотрах, презентациях.

     Развитие производств будет осуществляться  на основе модернизации существующих предприятий, в том числе за счет кредитов с  возмещением затрат на уплату процентов по кредитам в  размере 100 % ставки рефинансирования  Центрального банка России, а также через создание и развитие заготовительных и перерабатывающих кооперативов и предприятий малого бизнеса.

3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основными целями  Программы являются:

- увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий;

- развитие племенной базы молочного скотоводства;

- увеличение  поголовья высокопродуктивного дойного стада с повышением уровня концентрации желательного  генотипа по каппа-казеину  (K-Cas BB);

- создание единой селекционной системы производства высокоценного племенного молодняка с желательным генотипом;

- разработка модельной селекционной программы для регионов с горной спецификой;

- совершенствование системы  селекционно-племенной работы и заготовки качественного молока в личных подсобных хозяйствах;

- модернизация и техническое перевооружение организаций  молочного скотоводства и молокоперерабатывающих организаций;

- увеличение производства качественной и эксклюзивной  молочной продукции ( в том числе твердых  сычужных сыров). 

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

- развитие племенного животноводства;

- создание и реализация единой региональной селекционной программы;

- увеличение численности высокопродуктивного дойного стада;

- разработка мероприятий по созданию внутрипородного типа скота симментальской породы с повышенными технологическими качествами молока по сыропригодности;

- стимулирование создания новых средних ферм и комплексов с поголовьем от 200 до 400 голов;

- расширение доступности кредитных ресурсов;

- стимулирование развития малого предпринимательства в агропромышлен­ном комплексе;

- реконструкция и модернизация производственных мощностей по производству и переработке молока;

-повышение заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводите­лей в увеличении производства молока и повышения его качества;

- совершенствование и техническое оснащение заготовительной сети;

- создание дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, современная  подготовка и переподготовка кадров.

4. Целевые индикаторы программы

Результаты реализации программы должны быть количественно измеряемы и описываются количественными индикаторами (показателями) целей и задач программы.

Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам приведены в таблице 2.

Таблица 2

Основные целевые индикаторы программы

Целевой индикатор

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. к 2008 г.

1. Валовое производство молока

тыс. тонн

80,5

82,9

85,3

87,8

90,4

112,0

2. Удой на корову в год во всех категориях хозяйств

кг

2406

2575

2757

2950

3157

131,2

3. Производство на душу населения

кг

388,7

423,0

426,0

492,0

532

136,9

4. Покупка племенного  молодняка крупного рогатого скота молочных пород

гол.

122

150

150

150

150

123,0

5. Выход телят на 100 маток

гол.

76

78

80

81

82

107,9

6. Удельный вес племенного  поголовья в общей численности крупного рогатого скота

%

9,6

9,8

9,9

10,0

10,0

104,2

6.1. Удельный вес племенных  коров в общем поголовье коров

%

8,0

8,5

9,3

10,5

11,5

143,8

6.2. Объём реализации племенного молодняка

гол.

122

150

150

150

150

123,0

в т. ч. в % к пред год.

41,5

123

100

100

100

241,0

7. Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству с/х животных

ед.

7

2

2

3

3

42,9

5. Перечень и описание программных мероприятий

Создание специализированной отрасли с высокой продуктивностью животных должно идти по следующим основным направлениям:

- реализация региональной селекционной программы;

- распространение искусственного осеменения;

- организация и совершенствование  стабильной кормовой базы;

- увеличение поголовья высокопродуктивного молочного скота;

- увеличение производства высококачественной молочной продукции                             (сыров твердых сычужных);

-         модернизация и техническое перевооружение предприятий по производству и переработке молока;

- приобретение техники и оборудования для молочных ферм;

- проведение научных исследований и внедрение их в производство;

Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного  скотоводства, направленных на стимулирование стабилизации численности коров и производства высококачественного  молока и молочной продукции путем субсидирования части затрат на следующие цели:

-  развитие племенного скотоводства, в том числе:

- стимулирование производства высокоценного племенного материала;

- стимулирование концентрации производства молока в средних (от 200 до 400 голов) фермах и комплексах;

- повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота через покупку высокоценных племенных телок;

- приобретение высокоценной племенной биопродукции (семени и эмбрионов);

-   полная автоматизация племенного учета в племенных хозяйствах;

-   создание региональной базы племенного скота молочных пород;

- создание селекционной программы по разведению молочного скота в Республике Алтай;

- повышение качества молочного скота в личных, подсобных хозяйств населения (ЛПХ) и фермеров;

- создание пунктов искусственного осеменения (сервисных центров);

- повышение квалификации кадров и освещение в СМИ проблем производства и потребления молока;

- регулирование рынка молока  в целях выравнивания  его производства по сезонам года и достижения стабильных заготовительных цен;

- расширение доступности кредитных ресурсов финансовых организаций;

- реконструкция и модернизация предприятий по производству и переработке молока;

- организация молочной и иммуногенетической лабораторий;

- региональные научные исследования;

- повышение заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводите­лей в увеличении производства молока и повышения его качества;

- укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов.

В Республике Алтай отрасль молочного скотоводства имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при реализации программы:

         В силу специфики молочного скотоводства в Республике Алтай (относительно небольшое количество продуктивного скота, значительная отдаленность хозяйств от основных рынков сбыта молочной продукции) большая часть молока должна перерабатываться в молочные продукты с длительным сроком хранения. Учитывая высокие показатели молока по содержанию жира и белка, а также его хорошие органолептические свойства и экологически благоприятные условия в регионе (отсутствие промышленных предприятий), необходимо разработать систему получения молока высокого качества («экстра») и его глубокой переработки в дорогостоящую востребованную на рынке продукцию (йогурты, творожные продукты, детское питание, высококачественные сыры, и.т.д.). Только при условии высокой рентабельности, достигнутой путем производства и реализации дорогостоящей молочной продукции, перерабатывающие предприятия окажутся в состоянии повышать закупочные цены на принимаемое сырье.

       Важным компонентом в питании населения является сыр. В результате микробиологических, ферментативных, биохимических процессов, протекающих в сыре при его изготовлении и созревании, готовый продукт имеет повышенные вкусовые и питательные свойства по сравнению с молоком. Пищевая ценность сыра обусловлена высоким содержанием белка (до 25%), молочного жира (до 30 %), наличием незаменимых аминокислот, витаминов А, группы В, РР, пантотеновой кислоты, солей кальция и фосфора. Питательные вещества, содержащиеся в сыре, усваиваются организмом почти полностью (на 98-99%). Сыр является ценным диетическим продуктом в питании детей, людей пожилого возраста, беременных и кормящих женщин, людей с нарушениями в пищеварении. Годовая медицинская норма потребления сыра составляет 6,5 кг, в то время как среднестатистический  россиянин потребляет 2,3 кг сыра в год.

     Наиболее ценными являются твердые сычужные сыры (голландский, швейцарский и др.). Основными производителями этих видов сыров в России являются Республика Алтай и предгорные районы Алтайского края.

Поскольку Республика Алтай является традиционным регионом сыроделия,   к качеству молока, а именно – его сыропригодности, предъявляются особые требования.

Пригодность молока к производству обусловлена рядом факторов, в числе которых: содержание и качественный состав жира и белка, рацион кормления, бактериальная обсемененность и кислотность, и.т.д. Для успешной селекции по признаку сыропригодности, используется показатель генотипа животных по каппа-казеину. Наиболее сыропригодным является молоко животных, имеющих генотип по каппа-казеину ВВ (гомозиготные), в меньшей степени – молоко коров, имеющих генотипы АА и АВ. Молоко от коров с генотипом ВВ имеет достоверно более высокий процент белка и способность к образованию сгустка. В симментальской породе зарегистрировано большое процентное соотношение в пользу животных с желательным генотипом (по данным разных авторов, от 6 до 12 %), в то время, как голштино-фризская порода только на 2-6 % представлена подобными животными. Большинство регионов РФ в результате проводимой в течение ряда лет «голштинизации» практически полностью утеряли свойство молока к сыропригодности.

Исследования, проведенные в 2008 году на базе СибНИПТИЖ, выявили повышенное количество коров с генотипом ВВ в стаде АЭХ СО РАН (16 %) и ОАО «Оленевод» (15 %).  Увеличение количества животных с желательным генотипом ВВ позволит развивать производство высококачественных твердых сыров. Программой предусматривается проведение генетического тестирования всего племенного поголовья и ведение селекционной работы в этом направлении. Поскольку генетический потенциал и наследуемость таких селекционируемых признаков  как  молочность, содержание жира находятся на высоком уровне и реализация генетически обусловленных предпосылок зависит только от соблюдения технологии и кормления, то планируется внедрение раннего выявления у телок   повышенного содержания генотипа ВВ с дальнейшим более серьезным подходом к выращиванию таких ценных в генетическом отношении животных. 

Для успешной реализации региональной селекционной программы необходимо создать 2 племенных завода по разведению крупного рогатого скота на базе племрепродукторов ОАО «Оленевод» и АЭХ СО РАН, дополнительно создать 2 племенных репродуктора по разведению скота симментальской породы на базе СПК «Абайское» и СПК «Семинский» и 2 племенных репродуктора по разведению скота красно-пестрой породы (к/х «Лесное» и ООО «Карагуж»). Таким образом, к 2012 году племенная база молочного скотоводства республики увеличится с 7 до 11 хозяйств.

Таблица 3

Развитие племенной базы молочного скотоводства в Республике Алтай

показатель

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. к 2008 г.

1. количество племенных организаций

шт

7

7

8

9

11

137,5

В том числе племенных заводов

шт

-

-

-

-

2

в 2 раза

2. Удой на корову в год в племенных хозяйствах

кг

2950

3000

3100

3200

3300

113,8

3. Поголовье скота, всего

голов

3828

3900

4220

4455

5355

139,9

В том числе коров

голов

2367

2421

2541

2761

3009

127,1

4. Реализация молока с повышенными технологическими свойствами* перерабатывающим предприятиям

тыс. тонн

27,1

28,8

30,6

32,4

34,2

126,2

5. Производство сыра пререрабатывающими предприятиями Республики Алтай в год

тыс. тонн

3,0

3,2

3,4

3,6

3,8

126,7

* молоко с содержанием жира не менее 4,0 %, белка не менее 3,2 %, от коров с генотипом по каппа-казеину ВВ не менее 18 % от взрослого поголовья стада.

        Реализация селекционной программы в сельскохозяйственных организациях возможна при условии 100 % охвата маточного поголовья искусственным осеменением. В рамках программных мероприятий предусмотрено субсидирование части затрат на приобретение семени высокоценных быков-производителей и на модернизацию и реконструкцию животноводческих помещений, включающую затраты на оборудование и техническое оснащение пунктов искусственного осеменения. Для повышения продуктивности скота в частном секторе необходимо создать сеть прокатных пунктов для содержания и использования быков-производителей молочных и молочно-мясных пород, а также создать дополнительные пункты искусственного осеменения при сельских администрациях.

        Программный подход предусматривает   доведение  до племенных хозяйств плана выращивания быков- производителей  Быки должны соответствовать требованиям класса элита-рекорд по живой массе и экстерьеру, происходить от искусственного осеменения, с достоверным происхождением, подтвержденным иммуногенетически с генотипом по каппа-казеину ВВ. Требования к продуктивности матерей (удой, жир, белок): 4000-4,1-3,4, требования к продуктивности матерей отцов – 5000-4,0-3,2. По данным бонитировки 2007 года, в хозяйствах республики насчитывалось 127 коров с продуктивностью 4000 кг молока и выше. Первоначально хозяйство ставит на выращивание количество бычков, в 1,5-2 раза превышающее план (все бычки от высокопродуктивных коров), затем, в возрасте 10 мес. отбираются лучшие животные по родословной, типу, экстерьеру, энергии роста, развитию семенников. Из поставленных на выращивание 70 голов, необходимо отобрать 3-4 головы для постановки на племпредприятие с целью наморозки семени и широкого использования в хозяйствах республики путем искусственного осеменения (не менее 1000 голов в год семенем каждого из производителей). Из оставшегося количества, лучшие 60-70 % бычков реализуются в товарные хозяйства республики и в сельские поселения для организации пунктов проката с целью воспроизводства крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах населения, остальные подлежат выбраковке.                                                                                                 

Таблица 4

План реализации ремонтных быков симментальской породы племрепродукторами Республики Алтай на 2009-2012 годы

хозяйство

Ед. изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Итого

ООО «Русь»

голов

4

4

5

5

18

к/х «Кызыл-Озек»

голов

5

5

6

6

22

АЭХ СО РАН

голов

7

9

11

11

38

ОАО «Оленевод»

голов

9

11

13

13

46

СПК ПКЗ «Амурский»

голов

9

10

11

11

41

ОАО «Катанда»

голов

4

4

5

5

18

ПОПХ «Чуйское»

голов

6

7

7

7

28

Всего:

44

50

58

58

210

             

         Традиционно молочное скотоводство должно  базироваться на прочной кормовой базе. Так, на 1 условную голову в хозяйствах молочного направления по зоотехническим нормам требуется заготовить 30-36 цн. кормовых единиц. В структуре рациона в зимний период концентрированные корма должны составлять 20-30 % по питательности, 20 % - сено и 50-60 % от рациона должны составлять сочные корма. Сбалансированное кормление позволяет увеличить производство молока при наименьших затратах корма.

       В Республике Алтай кормление животных базируется на использовании в летний период естественных пастбищных угодий, а в зимний период – на использовании грубых и сочных кормов, без использования корнеклубнеплодов. Именно такой подход обеспечивает наивысшие качественные показатели производимого молока для высококачественного сыроделия. В связи с малым количеством пахотных земель, зерновыми кормами хозяйства себя обеспечить на 100 % не в состоянии.  То же время, решение вопроса путем завоза концентрированных кормов из-за пределов региона, значительно повышает себестоимость молока. Для повышения эффективности отрасли, необходимо организовать выращивание и переработку зерна (дробление) и грубых кормов (измельчение и запаривание) непосредственно в хозяйствах. Приготовление комбикорма, с использованием собственного зернофуража и закупаемых премиксов и БМВД, позволит получать хорошо сбалансированный рацион, при этом дополнительная отдача от кормления таким комбикормом, по сравнению с зерносмесью от каждой тонны составляет 250-300 кг молока и 25-30 кг мяса.

      В рамках программы необходимо провести инвентаризацию имеющихся в хозяйствах земель сельскохозяйственного назначения и разработать систему их эффективного использования  при условии увеличения производства экологически чистой продукции молочного скотоводства.

Для создания высокопродуктивных стад молочного скота и увеличения производства высококачественной молочной продукции необходимо реализовать ряд программных мер следующего содержания:

- осуществить реконструкцию и модернизацию молочных ферм, провести техническое переоснащение  доильного оборудования, обеспечить летние доильные площадки современным молочными блоками, для охлаждения молока и его временного хранения;

- произвести реконструкцию и оснащение современным оборудованием по производству молочных продуктов глубокой переработки на действующих перерабатывающих предприятиях;

- организовать работу передвижной молочной лаборатории по определению качественных параметров молока (жир, белок, СОМО, плотность, наличие соматических клеток, генотип по каппа-казеину, и.т.д.) с мощностью не менее 50 тыс. проб в год. Постоянный мониторинг, проводимый в сельхозпредприятиях республики и хозяйствах малых форм собственности, позволит своевременно выявлять и устранять погрешности в технологии, повлекшие снижение качества молочной продукции;

- создать 3 кооператива по заготовке молока.

       Для повышения эффективности отрасли, необходимо проводить работу по дополнительным направлениям:

- обеспечить уровень кормления при выращивании племенных телок, обеспечивающий достижение живой массы 320-340 кг к моменту осеменения (к 16-18 мес.), с контролем живой массы в установленные периоды (в 6,12,15,18 мес. и при первом осеменении);

- довести процент нетелей для саморемонта  в структуре стада до 35 % и полное исследование всех телок на наличие генотипа ВВ.

- разработать систему раздоя коров для каждого хозяйства с учетом специфических условий, что позволит увеличить продуктивность коров по 1 отелу на 15 %, по 2 отелу – на 20 %, по 3 отелу и далее – на 30-35 %;

- раздой первотелок в контрольных дворах или группах с оценкой по 100-дневной лактации, что увеличит молочную продуктивность на 400-500 кг;

- проводить комплектование стада проверенными (оцененными) первотелками;

- усилить лечебно-профилактическую работу со стадом, добиваться выбраковки животных по низкой молочной продуктивности – 30 %, гинекологическим заболеваниям – 25 %, прочим заболеваниям – 10 %. В хозяйствах оборудовать лечебно-санитарные пункты для содержания и лечения заболевших животных.

Предоставление субсидий из федерального и республиканского бюджетов для компенсации процентных ставок Центрального Банка Российской Федерации в полном объеме и увеличение сроков кредитования до 8 лет.

Поддержка племенных репродукторов в виде выделений субсидий на содержание маточного поголовья молочного скота, дифференцированное субсидирование производимой продукции (молока) в зависимости от качества, возмещение затрат в объёме 25 процентов на строительство и реконструкцию производственных помещений, модернизацию доильного оборудования.             

Субсидирование части затрат (30 %) на выращивание ремонтных быков-производителей,

субсидирование приобретения  молодняка племенного скота,

субсидия на приобретение глубокозамороженного семени высокоценных быков-производителей плановых  молочных пород,

субсидия на возмещение части затрат на проектирование, строительство и реконструкцию животноводческих объектов,

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение животноводческого, кормоприготовительного оборудования и техники.

Дифференцированная субсидия на приобретение племенного молодняка племенными репродукторами и товарными хозяйствами;

Субсидирование мероприятий по культуротехническому улучшению горных пастбищ и других кормовых угодий.

Субсидия на компенсацию части затрат на приобретение и завоз концентрированных специализированных кормов, не производящихся в регионе.

5.1.1. Субсидии на поддержку племенного скотоводства  за счет средств федерального бюджета

В 2008 году затраты  на содержание одной коровы составили в племенных репродукторах 22000 рублей.  Размер поддержки  на корову в год (до 30% от издержек) в племенных репродукторах составляет в  год 5,0 тыс.  руб. Общая сумма на 2009-2012 гг. составит 22,0 млн. рублей. 

В соответствии с планируемым увеличением численности скота в племенных репродукторах в 2012 году до 3009 голов размер государственной поддержки по годам составит:

Таблица 5

Годы

Число коров, голов

в т.ч. имеющих субсидии,

гол

Субсидии, млн. руб.

2009

2421

1100

5,5

2010

2541

1100

5,5

2011

2761

1100

5,5

2012

3009

1100

5,5

Всего за

2009-2012 гг

22,0

5.1.2. Приобретение семени племенных быков-производителей. Ставка субсидий определяется из расчета 15 руб. за одну дозу семени.

Объем субсидий  за 4 года составит 2,4 млн. руб. 

Таблица 6

Годы

Приобретение семени племенных быков-производителей, доз

Ставка субсидий, руб.

Субсидии,

всего,

млн. рублей

2009

35000

15

0,5

2010

38000

15

0,6

2011

42000

15

0,6

2012

45000

15

0,7

Итого

2,4

             

5.1.3. Покупка улучшенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород

Размеры субсидий рассчитываются по ставке на 1 кг живой массы молодняка - 30 рублей.

Потребность в субсидиях на покупку высокоценных нетелей и телок   составит (в ценах 2008 года) на период 2009-2012 гг.-  7,1 млн. рублей из них по годам:

Таблица 7

Годы

Требуется телок и нетелей,

Ставка субсидий на 1 кг живой массы, руб.

Всего субсидии на покупку телок и нетелей, млн. рублей

голов

их живая масса,

тонн

2009

150

56,0

30

1,7

2010

155

58,3

30

1,7

2011

160

60,7

30

1,8

2012

165

63,0

30

1,9

Всего за 2009-2012г.г.

630

238

7,1

Приобретение молодняка будет производиться  из ведущих племенных заводов и репродукторов Российской Федерации.             

5.1.4. Субсидии на создание сервисных центров по искусственному осеменению крупного рогатого скота и компенсацию затрат по искусственному осеменению.

Ставка субсидий определяется в расчете на одну стельность, в размере 100% издержек связанных с искусственным осеменением.  Искусственное осеменение коров в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и фермерских хозяйствах за оплату из субсидий выполняют:

а) техники по искусственному осеменению крупного рогатого скота и ветеринарные работники сервисных центров по искусственному осеменению;

б) техники по искусственному осеменению и ветеринарные работники сельскохозяйственных предприятий;

в) специалисты ветеринарных участков и районных ветеринарных станций.

Охват искусственным осеменением ЛПХ и фермерских хозяйств составит 50%. Затраты на одно плодотворное осеменение коров составляют 140 рублей. Для оснащения сервисных центров предусматривается выделение 500 тыс. руб.  (100% субсидирование). Общая сумма на компенсацию затрат на искусственное осеменение на период 2009-2012 годов составит 2400,0 млн.руб, в том числе по годам:

Таблица 8

Годы

Предусмотрено увеличить поголовье коров и телок, осеменяемых искусственно, тыс. гол.

Требуется субсидий из расчета 140 руб. за голову, млн.руб.

Затраты на создание сервисных центров по воспроизводству с/х животных, млн. руб.

Всего субсидий, млн. руб.

2009

3,5

0,5

1,0

1,5

2010

4,1

0,6

1,0

1,6

2011

4,7

0,6

1,5

2,1

2012

5,2

0,7

1,5

2,2

Всего за 2009-2012 гг

2,4

5,0

7,4

5.1.5. Субсидирование из федерального бюджета в размере 100% затрат на повышение квалификации кадров и освещение в СМИ проблем производства и потребления молока.

Ставка субсидий определяется в расчете на одно издание, один фильм и подготовленного специалиста в размере 100 % издержек.

     Потребность в субсидиях  приведена в таблице 9

Таблица 9

Годы

                    Объемы субсидий на мероприятия, млн. руб.

Подготовка, издание и распространение  новых материалов  по производству молока

Создание фильмов о передовых  решениях в технологии, генетике и кормлении молочного скота

Повышение квалификации специалистов

разных уровней

Всего

Число

Сумма

2009

0,5

0

0

0,2

0,7

2010

0,4

0

0

0,3

0,7

2011

0,5

0

0

0,2

0,7

2012

(дополн.потреб.)

0,6

1

1,1

0,3

2,0

Итого

2,0

1

1,1

1,0

4,1

За период действия программы планируется  проведение повышения квалификации специалистов животноводства и кормопроизводства (техников-осеменаторов,  ветеринарных специалистов, специалистов зооинженерно-селекционной  службы, агрономической и технологической служб хозяйств и  управлений сельского хозяйства муниципальных образований.  

5.1.6. Возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур

Ставка субсидии определяется из расчета средней стоимости семян на посев 1 га высокобелковых культур (спектр стоимости 1 кг семян бобовых – клевера, люцерны, козлятника, эспарцета находится в значениях от 110 до 150  руб., а норма высева семян колеблется от 6 до 80 кг/га).

В 2008 году средняя стоимость семян на 1 га посева составила 900 руб. Субсидии  рассчитаны в размере 8-10 %   на 1 га. Потребность в площадях под бобовыми культурами и размер субсидий на приобретение семян представлены в таблице 10.

Таблица 10

Годы

Площадь бобовых, тыс. га

Затраты, млн. руб.

Субсидии, млн. руб.

2009

2,0

1,8

0,18

2010

2,2

1,98

0,2

2011

2,5

2,25

0,22

2012

2,8

2,52

0,25

       2009-2012

8,55

0,85

5.1.7.  Возмещение части затрат на приобретение комбикормов   

Предусмотрено с 2009 года скармливание 100% концентратной части рациона осуществлять в виде полноценных комбикормов-концентратов в высокопродуктивных стадах. Объем их производства за весь период составит 15,5 тысяч тонн, что в денежном выражении – 110,3 млн. рублей.

Ставка субсидий определяется из расчета стоимости 1 кг комбикорма при его затратах к 2012 году на производство 1 кг молока – 0,3 кг, на производство 1 кг прироста – 2,2 кг.

Стоимость комбикорма-концентрата в 2008 г. составляет 8 руб./кг.

Объем комбикормов, концентратов их стоимость и размер субсидий представлены в таблице 11.

Таблица 11

Годы

Потребность в комбикормах, тыс. тонн

Затраты, млн руб.

Ставка субсидий в %

Субсидии млн. руб.

2009

3,6

28,7

26,8

7,7

2010

3,7

24,6

31,7

7,8

2011

4,0

27,5

29,8

8,2

2012

4,2

29,5

28,6

8,3

2009-2012

15,5

110,3

32,0

5.1.8. Финансирование наиболее перспективных научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели программы. Ориентировочно для НИОКР потребуется 4,0 млн. рублей.

Проекты НИОКР, направленные на реализацию программы

Разработка и внедрение методов создания новых пород, типов и линий крупного рогатого скота (2009-2012 г.г., 2,0 млн. руб.)

Разработка системы воспроизводства стада высокопродуктивных коров с использованием биотехнологических методов разведения (на 2009-2012 г.г. 4,0 млн. руб.)

Всего: 6,0 млн. руб.

1

Поддержка молочного скотоводства из бюджета Республики Алтай на 2009 – 2012 годы.

Таблица 12

Млн. рублей

Субсидия на приобретение глубокозамороженного семени быков-производителей молчных пород

(доз/рублей)

Субсидии на молоко, произведенное для перерабатывающих и бюджетных организаций

Субсидия на возмещение части затрат на проектирование, строительство и реконструкцию животноводческих и отдельных объектов сельскохозяйственного назначения и социальной сферы в сельской местности предоставляется сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, после ввода объектов в эксплуатацию или завершения реконструкции в размере 25 процентов произведенных затрат

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение животноводческого оборудования и сельскохозяйственной техники выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств) по ставке 30 процентов от стоимости

Финансирование  наиболее

перспективных научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели программы

Финансирование затрат на повышение квалификации кадров и освещение в СМИ проблем производства и потребления молока

Всего субсидий

2009

0,6

39,3

3,8

3,0

0,5

0,7

47,9

2010

0,7

39,9

4,5

4,0

0,5

0,7

50,3

2011

0,8

40,4

5,5

5,0

0,5

0,7

52,9

2012

0,8

44,0

6,0

5,0

0,5

2,0

58,3

ИТОГО:

2,9

163,6

19,8

17,0

2,0

4,1

209,4

Потребность в субсидиях молочного скотоводства из бюджета Российской Федерации на 2009 – 2012 годы.

Таблица 13

Млн. рублей

Субсидия на создание сервисных центров по искусственному осеменению крупного рогатого скота и компенсацию затрат по искусственному осеменению

Финансирование из Федерального бюджета 100% затрат на повышение квалификации кадров и освещение в СМИ проблем производства и потребления молока

Возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур

Возмещение части затрат на приобретение комбикормов   

Финансирование «прорывных» научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели программы

Всего субсидий

2009

1,5

0,2

0,18

8,815

0,3

10,995

2010

1,6

0,2

0,2

9,0

0,3

11,3

2011

2,1

0,2

0,22

9,5

0,3

12,32

2012

2,2

0,2

0,25

10,3

0,3

13,25

ИТОГО:

7,4

0,8

0,85

37,615

1,2

47,865

1

             Государственная поддержка   молочного  скотоводства из федерального и республиканского бюджетов позволит сельхозтоваропроизводителям увеличить количество и улучшить качество производимого молока, улучшить породный и классный состав имеющегося поголовья, снизить затраты на строительство животноводческих ферм и комплексов, обеспечить при­быльность от реализации  молока. Перечень хозяйств, включенных в систе­му программных мероприятий, приведен в таблице 14.

Таблица 14

Список хозяйств-участников программы

«Развитие молочного скотоводства Республики Алтай на 2009-2012 годы»

№ п/п

Хозяйство

район

Порода скота

статус

Поголовье животных

Всего

в т.ч. коров

1

ООО «Русь»

Усть-Коксинский

симментальская

ПР

280

111

2

к/х «Кызыл-Озек»

Майминский

симментальская

ПР

605

255

3

АЭХ СО РАН

Шебалинский

симментальская

ПР

521

310

4

ОАО «Оленевод»

Шебалинский

симментальская

ПР

655

450

5

СПК ПКЗ «Амурский»

Усть-Коксинский

симментальская

ПР

582

230

6

ОАО «Катанда»

Усть-Коксинский

симментальская

ПР

204

135

7

ПОПХ «Чуйское»

Майминский

симментальская

ПР

981

510

8

ООО «Карагуж»

Майминский

красно-пестрая

-

356

62

9

СПК «Мак»

Усть-Канский

симментальская

-

520

220

10

СПК «Абайское»

Усть-Коксинский

симментальская

-

367

124

11

СПК «Семинский»

Шебалинский

симментальская

-

535

185

12

ООО «Коргон»

Усть-Канский

симментальская

-

451

134

13

ЗАО «Новый Путь»

Шебалинский

симментальская

-

366

238

14

СПК «Коксинский»

Усть-Коксинский

симментальская

-

131

49

15

ООО «Турочак»

Турочакский

симментальская

-

313

127

16

к/х «Лесное»

Шебалинский

красно-пестрая

-

214

105

17

СПК «Красносельское»

Чойский

симментальская

-

92

50

18

СПК Ынырга

Чойский

симментальская

-

277

127

19

КФХ «Фокин»

Майминский

симментальская

-

300

50

ИТОГО:

7750

3472

6. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы

Реализация программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока, что позволит в перспективе увеличить снабжение населения  молоком и молочными продуктами, а также реализация высококачественного молока в перерабатывающие предприятия для производства сыров.

Реализация программы обеспечит повышение производительности труда  на фермах в среднем на 14 %, дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней за три года в сумме  141  млн. руб. и др.

Расчет социально-экономической эффективности реализации программы приведен в таблице 15.

Таблица 15

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

2012 г. К 2008 г

1. Поголовье молочных коров, гол

33416

33716

33958

34229

34502

103,2

В т.ч. в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, гол

3450

3472

3500

3535

3600

104,3

2. Удой на корову в год, кг

2406

2575

2757

2950

3157

131,2

3. Валовое производство молока, тыс. тонн

80,5

82,9

85,3

87,8

90,4

112,0

4. Валовой продукт отрасли, млн. руб.

676

729

734

856

915,6

135,4

5. Валовой доход отрасли, млн. руб.

845

911

917

1070

1144,5

135,4

6. Чистая прибыль отрасли, млн. руб.

169

182

183

224

228,9

135,4

7. Рабочие места, чел.

1303

1361

1379

1388

1401

107,5

Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе приведен в таблице 16.

Таблица 16

Показатели

Ед.

изм.

2009

2010

2011

2012

Всего за 4 года

Выручка от реализации молока (ТП)

млн. руб.

703

708

825

883

3113

Ежегодный прирост выручки от реализации молока (ΔТП)

млн. руб.

52

5

17

58

132

Финансирование программы - всего (Ф)

млн. руб.

72,28

75,2

79,12

84,85

311,45

Показатели эффективности  - Эобщ.

%

72,5

6,7

21,6

69,9

42,9

Следует отметить, что реализация программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий на площади более 40 тыс. га.

7. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Объем финансирования на реализацию программы на период 2009 – 2012 г.г. составляет: 740,95 млн. рублей, в том числе 2009 год – 166,88 млн. рублей, 2010 год – 178,5 млн. рублей, 2011 год – 190,72 млн. рублей, 2012 год – 204,85 млн. рублей; из средств Республиканского бюджета на реализацию программы на период 2009 – 2012 г.г. составляет 233,6 млн. рублей, в том числе 2009 год – 54,0 млн. рублей, 2010 год – 56,6 млн. рублей, 2011 год – 59,5 млн. рублей, 2012 год – 63,5 млн. рублей; из средств Федерального бюджета – 77,85 млн. рублей, в том числе 2009 год – 18,28 млн. рублей, 2010 год – 18,6 млн.  рублей, 2011 год – 19,62 млн. рублей, 2012 год – 21,35 млн. рублей; внебюджетные средства – 429,5 млн. рублей, в том числе 2009 год – 94,6 млн. рублей, 2010 год – 103,3 млн. рублей, 2011 год – 111,6 млн. рублей, 2012 год – 120,0 млн. рублей.

Объёмы средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитаны с учетом:

фактических цен на племенной скот в 2008 г. по России и внутри Республики Алтай;

средне республиканских расходов на содержание молочных коров в племзаводах и племрепродукторах;

средних по республике производственных издержек на производство молока и племенного материала крупного рогатого скота;

экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг и др.

Расчеты и исходные данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий программы приведены в таблице 17.

Таблица 17

Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники, млн. руб.



п/п

Мероприятия

Источник

2009

2010

2011

2012

Всего за 2009-2012 гг.

1

Содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления

Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного  скотоводства, направленных на стимулирование стабилизации численности коров

Республиканский бюджет

3,1

3,2

3,3

3,3

12,9

Федеральный бюджет

5,5

5,5

5,5

5,5

22,0

Внебюджетные средства

44,7

45,7

46,5

47,3

184,2

2

Приобретение племенного крупного рогатого скота молочного направления

приобретение племенного молодняка

Республиканский бюджет

1,7

1,7

1,8

1,9

7,1

Федеральный бюджет

1,7

1,7

1,8

1,9

7,1

Внебюджетные средства

6,7

7,0

7,3

7,5

28,5

3

проведение мероприятий по улучшению продуктивности животных

повышение качества молочного скота в личных, подсобных хозяйств населения (ЛПХ) и фермеров.

Приобретение глубокозамороженного семени

Республиканский бюджет

0,6

0,7

0,8

0,8

2,9

Федеральный бюджет

0,5

0,6

0,6

0,7

2,4

4

Субсидии на молоко, произведенное для перерабатывающих и бюджетных организаций

Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного  скотоводства, направленных на стимулирование  производства высококачественного  молока

Республиканский бюджет

35,6

36,0

36,6

37,2

145,4

5

Субсидия на создание сервисных центров по искусственному осеменению крупного рогатого скота и компенсацию затрат по искусственному осеменению

Повышение качества молочного скота в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах

Федеральный бюджет

1,5

1,6

2,1

2,2

7,4

6

Субсидирование из федерального бюджета в размере 100% затрат на повышение квалификации кадров и освещение в СМИ проблем производства и потребления молока

повышение квалификации кадров и освещение в СМИ проблем производства и потребления молока

Федеральный бюджет

0,7

0,7

0,7

2,0

4,1

Республиканский бюджет

0,7

0,7

0,7

2,0

4,1

7

Финансирование «прорывных» научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели программы

региональные научные исследования в области молочного скотоводства

Федеральный бюджет

0,5

0,5

0,5

0,5

2,0

Республиканский бюджет

0,5

0,5

0,5

0,5

2,0

8

Возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур

укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов

Федеральный бюджет

0,18

0,2

0,22

0,25

0,85

9

Возмещение части затрат на приобретение комбикормов

снижение затрат на приобретение комбикормов

Федеральный бюджет

7,7

7,8

8,2

8,3

32,0

11

Субсидия на возмещение части затрат на проектирование, строительство и реконструкцию животноводческих и отдельных объектов сельскохозяйственного назначения и социальной сферы в сельской местности предоставляется сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, после ввода объектов в эксплуатацию или завершения реконструкции в размере 25 процентов произведенных затрат

реконструкция и модернизация предприятий по производству и переработке молока

Республиканский бюджет

5,8

6,8

7,8

8,8

29,2

Внебюджетные средства

23,2

27,2

31,2

35,2

116,8

12

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение животноводческого оборудования и сельскохозяйственной техники выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств) по ставке 30 процентов от стоимости

модернизация и техническое перевооружение предприятий по производству и переработке молока; приобретение техники и оборудования для молочных ферм

Республиканский бюджет

6,0

7,0

8,0

9,0

30,0

Внебюджетные средства

20,0

23,4

26,6

30,0

100,0

13

Источники финансирования

Всего

166,88

178,5

190,72

204,85

740,95

Республиканский бюджет

54

56,6

59,5

63,5

233,6

Федеральный бюджет

18,28

18,6

19,62

21,35

77,85

Внебюджетные средства

94,6

103,3

111,6

120

429,5

8. Описание системы управления реализацией программы.

Комплексное управление Программой и распоряжение средствами республиканского бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования – Министерство сельского хозяйства Республики Алтай.

Система управления реализацией  Программы:

- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

- координацию деятельности подразделений Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы, осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

- финансирование программных мероприятий осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

- мониторинг реализации Программы осуществляют Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются Министерство сельского хозяйства Республики Алтай.

Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных Республиканским законом «О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период на 2009 - 2011 годы» и последующий   2012 год Министерству сельского хозяйства Республики Алтай на соответствующие мероприятия. Составной частью механизма финансирования является выделение средств (субсидий) на запланированные мероприятия (кроме НИОКР).

Правовые основания расходных обязательств  республиканского бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между  Министерством сельского хозяйства Республики Алтай и участниками программы.

Оценка рисков реализации программы

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

а) Внешние риски:

недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно- частного  партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;

неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией.

б) Внутренние риски:

организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;

производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).

Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.

При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год,  и темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняли   уровень предыдущего года по производству молока на корову  и  выполнение только на 96% (минус 4% к плану) плана по численности коров.

Расчёты возможных рисков представлены в таблице 18.

Таблица 18

Виды рисков

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову)

169

351

544

751

От невыхода на плановое поголовье коров, гол.

242

454

661

885

Общая оценка рисков: тыс. тонн

0,04

0,16

0,36

0,66

                                       млн. руб.

0,4

1,6

3,6

6,6

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.

Таблица 19

9. График реализации программных мероприятий



п/п

Разделы программы, мероприятия

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

Объем работ

Примечание

1

2

3

4

5

1

Поддержка отрасли молочного  скотоводства, направленных на стимулирование стабилизации численности коров

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г.

Увеличение поголовья племенного скота, создание 3 племенных репродукторов по разведению крупного рогатого скота симментальской и красно-пестрой пород

2

Приобретение племенного молодняка

сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г.

Приобретение племенного молодняка не менее 150 голов ежегодно

3

Повышение качества молочного скота в личных, подсобных хозяйств населения (ЛПХ) и фермеров.

Минсельхоз РА, муниципальные образования РА

2009 – 2012 г.г.

Приобретение глубокозамороженного семени быков-производителей для осеменения коров в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения

4

Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного  скотоводства, направленных на стимулирование  производства высококачественного  молока

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г.

Стимулирование сельхозтоваропроизводителей и личные подсобные хозяйства населения для увеличения производства молока

5

Повышение квалификации кадров и освещение в СМИ проблем производства и потребления молока

Минсельхоз РА, муниципальные образования РА

2009 – 2012 г.г.

Проведение семинаров, конкурсов, курсов по повышению квалификации специалистов и работников АПК,

6

Региональные научные исследования в области молочного скотоводства

Специализированные научные предприятия

2009 – 2012 г.г.

Проведение научно-исследовательских работ в области молочного скотоводства

7

Укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г

Проведение работ по улучшению кормовой базы, приобретение техники, оборудования.

8

Реконструкция и модернизация предприятий по производству и переработке молока

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г

Стимулирование сельхозтоваропроизводителей для приобретения новых технологий

1

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 090.060.000 Сельское хозяйство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать