Основная информация

Дата опубликования: 06 июля 2016г.
Номер документа: RU14000201600708
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПРИКАЗ

от 06.07.2016 № 01-05/1-301

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

В целях реализации статей 3 и 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Методические рекомендации по разработке предприятиями на территории Республики Саха (Якутия) Комплексной программы по охране окружающей среды на среднесрочный период согласно приложению.

2. Рекомендовать предприятиям, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия), использовать утвержденные Методические рекомендации при разработке Комплексной программы по охране окружающей среды на среднесрочный период.

Министр

С.М. Афанасьев

УТВЕРЖДЕНО

Приказом Министерства охраны природы

Республики Саха (Якутия)

от 06.07.2016 №01-05/1-301

Методические рекомендации

по разработке предприятиями на территории Республики Саха (Якутия)

Комплексной программы по охране окружающей среды на среднесрочный период

I. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по разработке предприятиями на территории Республики Саха (Якутия) Комплексной программы по охране окружающей среды на среднесрочный период (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 104-З № 211-III «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)», Положением о Министерстве охраны природыРеспублики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2011 № 1179.

1.2. Рекомендации предназначены для составления предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия),Комплексной программы по охране окружающей среды на среднесрочный период (далее – Программа).

1.3. Рекомендации определяют процесс разработки программ по природоохранному управлению и совершенствованию природоохранной деятельностипредприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия).

1.4. Основные понятия, используемые в рекомендациях:

целевой индикатор - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи программы;

непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации программы;

конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) окружающей среды, которое отражает выгоды от реализации программы.

II. Общие требования

2.1. Разработку программы целесообразно начинать с экологического аудита деятельности предприятия с целью получения необходимых исходных данных, их обобщения и анализа.

Предварительное оценивание воздействия деятельности организации на окружающую среду необходимо для получения полного, систематизированного представления о характере и величине этого воздействия.

В перечень вопросов, подлежащих изучению в процессе предварительного оценивания, могут включиться:

- анализ местоположения предприятия с позиций воздействия его деятельности на окружающую среду. Например, близость к жилой застройке, местам природной или культурной значимости, сельскохозяйственным угодьям; расположение розы ветров, топография, гидрология, география и история местности;

- выбор и систематизация природоохранных законодательных актов и нормативных документов, обязательных для применения на предприятии;

- определение экологических аспектов и оценка воздействия предприятия на окружающую среду (источники воздействия, фактические экологические характеристики деятельности предприятия);

- анализ существующих, используемых в практике природоохранной деятельности, методов и процедур;

- анализ мнений различных сторон, заинтересованных в природоохранной деятельности предприятия.

Результаты оценивания документируются в форме отчета, в заключительной части которого приводятся основные выводы и рекомендации.

Согласно статье 4.2. Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, установленыпостановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

По результатам первичной оценки, в дальнейшем определяются круг вопросов и мероприятий, требующих решения, составляется Программа.

Представляется также целесообразным разработать блок-схемы основных производственных процессов конкретного предприятия, оказывающих воздействие на окружающую среду, которые можно использовать в обучении персонала.

2.2. Рекомендуется программы разрабатывать на пять лет во взаимосвязи с государственными программами Республики Саха (Якутия), программами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) муниципальных образований РС (Я), планами основных направлений развития Республики Саха (Якутия), Экологической политикой предприятия.

2.3. Программа должна быть направлена на снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, снижение объемов образования и размещения отходов производства и потребления, сохранение или увеличение площадей лесных ресурсов и растительности, охрану и рациональное использование земельных ресурсов, сокращение потребления природных ресурсов, предупреждение возможных экологических рисков и т.д.

2.4. Программа должен  содержать следующие мероприятия:

- по охране окружающей среды, предусмотренные проектными решениями строительства, эксплуатации, ликвидации объекта негативного воздействия на окружающую среду;

- заложенные в нормативных документах (проекты ПДВ, НДС, ПНОЛРО) и других разрешительных документах, а также в условиях природопользования, договорах, лицензиях и т.д.;

- по выполнению предписаний государственных инспекторов по охране окружающей среды;

- предусмотренные республиканскими, местными районными (улусными) и иными программами по оздоровлению окружающей среды;

- по выполнению решений и рекомендаций Коллегий Минприроды РС (Я), межведомственных комиссий и других рекомендаций.

2.5. Приоритетность включения в Программу тех или иных мероприятий, не перечисленных выше, определяет предприятиеь, исходя из:

- реальной величины негативного воздействия на окружающую среду того или иного источника загрязнения;

- обеспеченности мероприятий, включенных в Программу, финансовыми и материально-техническими ресурсами.

При этом финансирование мероприятия должно предусматриваться из источников, находящихся в распоряжении предприятия, организации, составляющей Программу. Указывать в Программе финансирование из других источников допускается только при наличии документов, подтверждающих выделение указываемых средств в надлежащем объеме. Например, при включении в Госпрограмму РС (Я), программ СЭР МР РС (Я).

2.6. Программа может состоять из разделов, определяющих основные стратегические направления и иметь следующую структуру:

1) Показатели в области охраны окружающей среды;

2) Затраты по текущей деятельности, связанные с деятельностью в области охраны окружающей среды и их финансирование;

3) Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

2.6.1. Мероприятия по охране атмосферного воздуха: к основным техническим (технологическим) мероприятиям по охране атмосферного воздуха для производств, имеющих стационарные источники загрязнения, можно отнести оснащение источников выбросов установками по очистке газов, совершенствование, реконструкцию систем очистки газов, перевод технологического оборудования на более экологически чистые виды топлива, совершенствование технологических процессов, обеспечивающих сокращение выбросов.

Для передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха это в первую очередь оснащение автотранспорта системами нейтрализации отработавших газов, перевод на более экологичные виды топлива, проведение проверок на токсичность отработавших газов и регулировки автомобилей.

2.6.2. Мероприятия по охране водных ресурсов.

Мероприятия по охране водных ресурсов включают в программу, предприятия,  имеющие собственные водозаборы как из подземных, так и поверхностных водных источников; осуществляющие организованный и (или) неорганизованный сброс сточных вод; осуществляющие пользование водными объектами без изъятия воды (для целей гидроэнергетики, добычи полезных ископаемых, пользование акваторией водных объектов и т.д.); использующие для производственных целей воду из коммунального или ведомственного водопровода и т.п.

Если имеется водозабор, то обязательно, на основании проекта ЗСО,осуществление мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника.

2.6.3. Природоохранные мероприятия в области обращения с отходами производства и потребления: в перечень мероприятий можно отнести разработку и внедрение технологических процессов, позволяющих сократить количество образующихся и размещаемых отходов, поиск и внедрение технологий по переработке, проектирование, строительство объектов для размещения, для временного хранения отходов.

2.6.4. Мероприятия по охране земельных ресурсов и растительности. Охрана лесных ресурсов.

Сюда включаются следующие мероприятия: рекультивация нарушенных земель, создание твердого противофильтрационного покрытия в местах движения, ремонта, стоянки автотранспорта, складирования сырья, ГСМ и отходов, обустройство, озеленение санитарно-защитных зон предприятий, посадка зеленых насаждений, культуртехническая мелиорация и т.п.

Пользователи участков государственного лесного фонда обязаны предусмотреть мероприятия в соответствии с лесоустроительной документацией, обеспечивающие: расширенное воспроизводство, охрану, защиту, улучшение санитарного состояния лесов; повышение продуктивности лесов и плодородия лесных почв; организацию лесных пользований, ведение лесоустройства, учет лесов и охотничьей фауны; ведение работ экологически приемлемыми способами и методами, обеспечивающими сохранение средообразующих и средозащитных функций леса, а также условий своевременного восстановления насаждений, лекарственного, пищевого и технического сырья;противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда; необходимые меры к тушению лесных пожаров, борьбе с вредителями и болезнями леса.

2.6.5. Мероприятия по охране недр, включаются мероприятия по охране недр, предусмотренные лицензионными и проектными документами.

2.6.6. Программные мероприятия и ресурсное обеспечение мероприятий должны быть представлены в виде таблицы с указанием параметров финансирования на весь период реализации программы с разбивкой по годам.Объемы финансового обеспечения указываются в ценах планируемых лет. Примерная форма Программы с ресурсным обеспечением приведена в приложении 1.

2.7. Пояснительная записка к  программе включает следующее:

2.7.1. Общее сведение: краткое сведение о предприятии с указанием официального наименования предприятия, руководителя, адрес, телефон, ФИО контактного лица, основная производственная деятельность, количество объектов негативного воздействия на территории РС (Я) в разрезе муниципальных образований РС (Я), наличие разрешительной документации в области ООС и т.п;

2.7.2. Характеристика текущей ситуации по данным экологического аудита. В «характеристике» необходимо представить развернутую постановку проблемы в области охраны окружающей среды, в связи с деятельностью предприятия, включая SWOT - анализ текущего состояния окружающей среды с указанием объективных показателей, прогноз развития сферы реализации программы, обоснование связи с приоритетами предприятия, социально-экономического развития муниципального образованияРеспублики Саха (Якутия), на территории которой осуществляется деятельность предприятия.В целях  и стратегических направлениях программы должны быть представлены развернутые формулировки основной цели и стратегических направлений программы. Основная цель программы должна отражать конечные результаты реализации программына конец 5-летнего периода, при этом подпрограммы (стратегические направления) должны быть направлены на достижение основной цели  программы.

В случае, если программа предусматривает создание новых рабочих мест, привлечение рабочей силы должно быть представлено информацией о потребности в трудовых, материально-технических ресурсах.

2.7.3.  Обоснование природоохранных мероприятий. Содержит обоснование  объемов количественных показателей и финансовых ресурсовпредусмотренных программой природоохранных мероприятий, исходя из каждого объектанегативного воздействия на окружающую среду.

2.7.4. Перечень целевых индикаторов (показателей)» должен содержать прогнозируемые значения целевых индикаторов, соответствующих цели и стратегическим направлениям программы.

Сведения о целевых индикаторах могут быть представлены в виде отдельного приложения.

Для целевых показателей устанавливаются измеряемые характеристики, количественным выражением которых следует считать предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты; временно согласованные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты; лимиты образования и размещения отходов; расход воды; удельное образование отходов ит.д.

Достижение целевых экологических показателей могут определять следующие величины:

- количество использованных материалов, ресурсов;

- количество выбросов;

- количество отклонений в сторону превышения установленных пределов, экологических аварий;

- утилизированные отходы в %;

- количество специфических загрязняющих веществ;

- капиталовложения в охрану окружающей среды (инвестиции в основной капитал);

- изменение количества отходов, загрязнителей по отношению к капиталовложениям в чистые технологии и совершенствование производства;

- количество выбрасываемого загрязнителя на единицу торгового оборота;

- количество выбросов, исключенных путем замены материала.

Документально оформленные целевые показатели являются общими показателями экологической эффективности, взаимосвязанными с обязательствами экологической политики предприятия.

III. Утверждение программы

3.1. При наличии государственной поддержки или софинансирования мероприятий, предусмотренных республиканскими, муниципальными и другими ведомственными программами, проект Программынаправляется нав заинтересованные министерства и ведомства Республики Саха (Якутия) для заключения.

3.2. Заинтересованные министерства и ведомства, исходя из своего круга полномочий, в течение двадцати рабочих дней с момента получения оценивают, вносят предложения и коррективы в проект Программы.

3.3. После получения положительных заключений заинтересованных министерств и ведомств, проект направляется на согласование в Минприроды РС (Я) в 2 экземплярах с реестром замечаний и предложений.

3.3. При согласовании с Минприроды РС (Я) Программа утверждается руководством предприятия и 1 экземпляр Программы направляется в Минприроды РС (Я). 

IV. Внесение изменений в программу

4.1. Основанием для внесения изменений в программу являются:

результаты, полученные в ходе оценки эффективности реализации программы за отчетный период;

увеличение или уменьшение объемов финансирования программы.

4.2. Корректировка программы производится по согласованию с Минприроды РС (Я), в случае софинансирования – с заинтересованными  министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия).

V. Отчетность о ходе исполнения Программы

5.1. Отчет о ходе реализации Программы предоставляется в Минприроды РС (Я) ежегодно до 15 апреля следующего за отчетным годом для составления экологического паспорта территории РС (Я), осуществляемый на основании постановления Правительства РС(Я) от 25.12.2010 № 586 «О порядке осуществления экологической паспортизации территории Республики Саха (Якутия)».

5.2. Результатом исполнения мероприятий, предусмотренных Программой, является оценка достижения конечных результатов программы.При проведении оценки достижения конечных результатов программы должны учитываться фактические достижения целевых индикаторов с учетом объема ресурсов, направляемых на их достижение. Оценка осуществляется по итогам финансового года по итогам достижения плановых назначений мероприятий и показателей (индикаторов) программы.

5.3.При предоставлении ежегодного отчета о ходе реализации Программы по каждому мероприятию пишется плановые и фактические объемы финансового обеспечения (в рублях) и достижение целевых экологических показателей (в ед.изм).

5.4. Отчет о ходе реализации Программы может быть рассмотрен на Коллегии, заседании общественного экологического Совета  и других совещанияхМинприроды РС (Я).

___________________________________________________________________

Приложение 1 к методическим рекомендациям

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Министр охраны природы                                                                                                                                                     Генеральный директор

Республики Саха (Якутия)                                                                                                                                              наименования предприятия

ФИО                                                                                                                                                                                                             ФИО

Дата, печать                                                                                                                                                                         Дата, печать

Комплексная программа по охране окружающей среды на среднесрочный период в зоне действия природопользователя



п/п

Наименование показателей

Ед.изм

Плановые показатели

2016

2017

2018

2019

2020

1

Показатели в области охраны окружающей среды:

1.1

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

Количество объектов НВОС

Выброс ЗВ в АВ;

Сброс ЗВ в окружающую среду с отводными сточными водами;

Образование отходов;

Потребление водных ресурсов

Рекультивация земель, в т.ч. нарушенных,

загрязненных

Шт.

Тонн

Тонн

Тонн

Тыс.куб.м

Га

Га

га

2.

Затратыпо текущей деятельности, связанные с деятельностью в области охраны окружающей среды, и их финансирование

Наименование деятельности

Финансирование,

Тыс. руб с НДС

2016

2017

2018

2019

2020

2.1

Обеспечение функционирования системы охраны ОС:

- экологический аудит Системы экологического менеджмента (СЭМ), разработка и принятие внутрифирменных стандартов СЭМ, корректирующие действия и внедрение рекомендаций в рамках СЭМ, подготовка пакета документов для сертификации СЭМ;

- предсертификационный аудит в соответствии с требованиями м/н стандарта;

- сертификация СЭМ в соответствии с требованиями м/н стандартов, ежегодный инспекционный контроль соответствия;

- профессиональная подготовка, повышение квалификации и аттестация в области охраны окружающей среды;

- проведение конференций, участие в работе форумов, конгрессов, отраслевых Советов, семинаров, совещаний;

- информирование общественности о природоохранной деятельности Компании через СМИ, и т.п.

2.2.

Научно-техническое обеспечение:

- проектно-изыскательские работы;

- научно-исследовательские работы;

- проектные работы по нормированию

2.3.

Разработка и получение разрешительной документации в области охраны окружающей среды

2.4.

Мероприятия, снижающие негативные воздействия на окружающую среду, в т.ч. с использованием НДТ, в области:

- охраны атмосферного воздуха;

- охраны водных объектов и водопользования;

- обращения с отходами производства и потребления;

- охраны земель, рекультивация нарушенных и загрязненных территорий;

- охраны животного и растительного мира,

- охрана лесных ресурсов

2.5.

Осуществление производственного экологического контроля (мониторинга), в т.ч.:

- производственный аналитический контроль;

- техническое оснащение лабораторий;

-  аккредитация, инспекционный контроль

2.6.

Экологические платежи:

Плата за НВОС:

-  выброс ЗВ в АВ;

- сброс ЗВ в водные объекты;

- размещение отходов.

Плата за водо-, лесопользование

Водный налог

И т.д.

2.7.

Компенсационные мероприятия, в т.ч. по восполнению ресурсов животного и растительного мира

2.8.

Прочие

Итого по п.2:

3.

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

3.1.

Реконструкция, модернизация  и строительствоприродоохранных объектов согласно плану капитальных вложений

3.2.

Реализация программы природоохранных объектов, сооружений (КОС, БОС, ОРО,  с привлечением бюджетных средств по государственной программе РС (Я), муниципальной программе

3.3.

Внедрение ресурсосберегающих, безотходных (малоотходных) технологий

Итого по п.3

ВСЕГО (п.2, 3):

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 27.08.2019
Рубрики правового классификатора: 110.010.000 Общие вопросы охраны окружающей природной среды (см. также 200.150.020), 110.010.030 Экологические права и обязанности граждан и юридических лиц

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать