Основная информация

Дата опубликования: 06 июля 2009г.
Номер документа: ru14000200900294
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Департамент по водным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Приказ

От 06 июня 2009 года № 201

Об утверждении Административного регламента Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) на исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов в новой редакции

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 года № 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов», пунктом 3.2 Положения Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2008 года №143,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Отменить приказ от 22 мая 2009 года №175.

2. Утвердить Административный регламент Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) на исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (государственного водного контроля, на объектах хозяйственной или иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на территории Республики Саха (Якутия) в новой редакции в соответствии с заключением Департамента по государственно-правовым вопросам и федеральным законодательством.

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Департамента

И.В. Бочкарев

Утверждено

Приказом Департамента по водным отношениям

при Министерстве охраны природы РС (Я)

от « _06_ »___июля___ 2009 г. № __201____

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) на исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (государственного водного контроля), на объектах хозяйственной или иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на территории Республики Саха (Якутия)

1. Общие положения

Региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (далее - государственный водный контроль) - это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения водного законодательства.

Государственный водный контроль осуществляется в целях охраны и рационального использования поверхностных водных объектов.

Задачей государственного водного контроля является обеспечение соблюдения:

требований к использованию и охране водных объектов;

особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

иных требований водного законодательства.

Региональному государственному водному контролю в Республике Саха (Якутия) подлежат поверхностные водные объекты, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному водному контролю.

Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному водному контролю и региональному государственному водному контролю, определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного водного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

1.1. Назначение административного регламента

Административный регламент на исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (государственного водного контроля), на объектах хозяйственной или иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия) при осуществлении государственного водного контроля.

1.2. Содержание государственной функции

Государственный водный контроль осуществляется за:

соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации, стандартов, нормативов, правил и иных правовых актов, имеющих обязательную силу для всех пользователей водными объектами при проведении ими всех видов работ, связанных с использованием и охраной водных объектов;

выполнением водопользователями условий и требований лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование;

выполнение требований водного законодательства по внесению платы за пользование водным объектом;

соблюдением порядка ведения водопользователями и водопотребителями первичного учета использования вод по количественным и качественным показателям; наличием, состоянием и соблюдением установленных сроков государственной аттестации контрольно - измерительного оборудования и аппаратуры по определению количественных и качественных характеристик сточных вод;

реализация программ Республики Саха (Якутия) по использованию и охране водных объектов;

осуществлением мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся на территории Республики Саха (Якутия);

соблюдением режима использования прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов;

состоянием и эксплуатацией всех видов транспорта, применяемого при использовании и охране водных объектов, в части соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации по предотвращению загрязнения водных объектов;

соблюдением нормативных показателей и требований, исключающих загрязнение водных объектов сбросами сточных вод и отходов с очистных сооружений, устройств и от других источников;

наличием водоохранных сооружений на промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся в пределах водоохранных зон водных объектов, а также наличием средств сбора, приема и очистки бытовых и нефтесодержащих вод на судах и в портах;

недопущением самовольного использования водных объектов;

соблюдением иных требований водного законодательства Российской Федерации.

1.3. Принципы осуществления государственной функции

Государственный водный контроль основывается на принципах:

значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека;

установления обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

профессионализма и компетентности государственных инспекторов;

соблюдения государственными инспекторами требований законодательства при проведении мероприятий по контролю;

презумпции добросовестности проверяемых юридических и физических лиц;

открытости и доступности для проверяемых лиц нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля;

соответствия предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля;

периодичности и оперативности проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

учета мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля;

возможности обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля, нарушающих установленный порядок проведения мероприятий по контролю;

недопустимости взимания органами государственного контроля платы с проверяемых лиц за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

недопустимости непосредственного получения органами государственного контроля отчислений от сумм, взысканных с юридических и физических лиц в результате проведения мероприятий по контролю;

необратимости ответственности лиц, виновных в нарушении водного законодательства;

равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения;

презумпции невиновности лиц, привлекаемых к административной ответственности;

полного возмещения вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства;

защищенности государственных инспекторов от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;

взаимодействия государственных инспекторов в своей деятельности с общественными объединениями и гражданами, с иными органами государственного контроля и надзора;

обязательности исполнения законных требований, предписаний и решений государственных инспекторов;

государственной защиты государственных инспекторов.

1.4. Орган, осуществляющий государственную функцию

1.4.1. Государственный водный контроль на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется Департаментом по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - Департаментом по водным отношениям РС (Я)).

1.4.2. Должностные лица Департамента по водным отношениям РС (Я), наделенные полномочиями по осуществлению государственного водного контроля, одновременно по должности являются государственными инспекторами Республики Саха (Якутия) по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, в соответствии с указом Президента Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 2007 года № 206 «Об осуществлении полномочий Республики Саха (Якутия) в области водных отношений») и Постановлением Правительства РС (Я) от 17 апреля 2008г. № 143 «О первоочередных мерах по созданию Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия)». Персональный инспекторский состав утверждается приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

1.5. Нормативно-правовое регулирование осуществления государственной функции

Департамент по водным отношениям РС (Я) осуществляет государственный водный контроль в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 года (статья 72)/ "Российская газета", № 237, 25.12.1993;

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ/"Российская газета", N 256, 31.12.2001;

- Водным Кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ/ "Российская газета", №121, 08.06.2006;

- Земельным Кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ/"Российская газета", N 211-212, 30.10.2001;

- Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»/"Российская газета", N 52, 15.03.1995;

- Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»/"Российская газета", N 121, 30.06.1998;

- Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»/"Российская газета", N 6, 12.01.2002;

-Федеральным законом от 02 октября 2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

-Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Постановление от 27 января 2009г №53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 №801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов»;

- Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2006 №288 «Об утверждении перечня объектов, подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов»;

- Конституцией (Основной закон) Республики Саха (Якутия) от 17 октября 1992 года 54-З № 445-II/"Якутские ведомости", N 7, 26.04.1992;

- Законом Республики Саха (Якутия) «О государственном экологическом контроле Республики Саха (Якутия)» от 14.02.2007 З N 876-III/"Якутия", N 45, 13.03.2007;

- Законом Республики Саха (Якутия) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» от 25.12.2003 З N 212-III/"Якутские ведомости", N 4, 17.01.2004;

- Законом Республики Саха (Якутия) «Об экологическом мониторинге Республики Саха (Якутия) от 16.06.2005 З № 510-III/«Якутские ведомости», № 35, 21.07.2005г.;

- Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2007 года №796 «О Департаменте по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия)»;

- Постановлением Правительства РС (Я) от 17 апреля 2008г. № 143 «О первоочередных мерах по созданию Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия)»;

- Приказом Министерства охраны природы РС (Я) №01-05/2-96 от 18.06.2008 г. «О Перечне должностных лиц Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия), осуществляющих государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов на территории Республики Саха (Якутия)».

2. Административные процедуры при осуществлении

государственной функции

Основной формой осуществления мероприятий по контролю является проверка - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля, связанных с проведением проверки выполнения юридическим или физическим лицом обязательных требований, с осуществлением необходимых исследований, экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения проверки.

2.1. Планирование мероприятий по контролю

2.1.1. Мероприятия по контролю осуществляются в плановом и внеплановом порядке, в форме документарной и (или) выездной проверки.

2.1.2. Плановые мероприятия по контролю проводятся в целях проверки выполнения водопользователями условий и требований лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование.

2.1.3. В отношении одного водопользователя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в три года.

2.1.4. Плановые мероприятия по контролю государственными инспекторами проводятся на основании ежегодных планов комплексных проверок, утверждаемых приказом Департамента по водным отношениям РС (Я).

В ежегодный план проверок также включаются согласованные совместные проверки с органами прокуратуры, другими надзорными и правоохранительными органами.

2.1.5. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся в случаях:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований водного законодательства РФ и (или) требований, установленных федеральными и региональными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав граждан (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

2.1.6. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2.1.5 части 2 настоящего Административного Регламента, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

2.1.7. Внеплановые мероприятия по контролю государственными инспекторами проводятся на основании распоряжений (приказа) главного государственного инспектора (его заместителя).

При непосредственном обнаружении на месте административного правонарушения (или его признаков) государственный инспектор обязан немедленно принять меры к пресечению правонарушения, устранению его последствий и привлечению виновных лиц к административной ответственности. В данном случае проверка проводится без распоряжения (приказа).

2.1.8. В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора);

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

2.2. Описание последовательности действий при осуществлении мероприятия по контролю

2.2.1. Мероприятия по контролю осуществляются государственными инспекторами Департамента по водным отношениям РС (Я) непосредственно или во взаимодействии с улусными/районными инспекциями охраны природы Министерства охраны природы РС (Я), с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

2.2.2. Мероприятие по контролю проводится на основании распоряжения (приказа), выдаваемого в соответствии с п. 2.1. настоящего Регламента.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия государственным инспектором, осуществляющим мероприятие по контролю, предъявляется руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо физическому лицу одновременно со служебным удостоверением.

2.2.3. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

2.2.4. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется Департаментом по водным отношениям РС (Я) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Департамента по водным отношениям РС (Я) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

2.2.5. Юридические и физические лица, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечивать государственным инспекторам, осуществляющим государственный водный контроль, доступ на объекты, подлежащие такому контролю, и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.

2.2.6. Справки, документы или их копии, иная информация, необходимая государственному инспектору для выполнения возложенных на него полномочий, предоставляется на безвозмездной основе.

2.2.7. С целью проверки соблюдения нормативов и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, проверки работы очистных сооружений, отбора проб воды, государственный инспектор привлекает к мероприятию по контролю специалистов Специализированной инспекции государственного экологического контроля и анализа Государственного учреждения «Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга» или другой сертифицированной специализированной лаборатории.

2.2.8. При проведении мероприятия по контролю государственный инспектор не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных федеральными и региональными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора) от имени которых действуют эти должностные лица;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

2.2.9. Срок проведения проверки.

1. Срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Департамента по водным отношениям Республики Саха (Якутия), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

4. Срок проведения документарной и выездной проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

2.2.10. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.

В журнале учета мероприятий по контролю государственным инспектором производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом государственным инспектором по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

2.2.11. Решения Департамента по водным отношениям РС (Я) и государственных инспекторов, осуществляющих государственный водный контроль, являются обязательными для исполнения всеми участниками водных отношений.

2.3. Права государственных инспекторов при осуществлении регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

2.3.1. При осуществлении регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право:

1) осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

2) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

3) составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям;

4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

5) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;

6) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;

7) предъявлять физическим лицам, юридическим лицам требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и по организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;

8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случаях аварий на водных объектах.

6. Государственному инспектору по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов выдаются служебное удостоверение и форма установленного образца.

7. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, являются обязательными для исполнения всеми участниками водных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

8. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

2.3.2. Главный государственный инспектор (его заместитель) дополнительно к правам, предусмотренным в п. 2.3.1, имеют право:

выдавать государственным инспекторам распоряжения на проведение мероприятий по контролю;

привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случае аварии на водных объектах;

предъявлять физическим и юридическим лицам требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;

предъявлять иски в суд, арбитражный суд;

в установленном порядке отменять (оставлять в силе) постановления, предписания, решения государственных инспекторов.

2.4. Обязанности государственных инспекторов при осуществлении государственной функции

2.4.1. Государственный инспектор при проведении мероприятия по контролю обязан:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований водного законодательства;

соблюдать законодательство Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

проводить мероприятия по контролю на основании и в соответствии с распоряжением (приказом) о проведении мероприятия по контролю;

по распоряжению главного государственного инспектора (его заместителя) осуществлять внеплановые оперативные проверки предприятий при аварийных сбросах загрязняющих веществ в водные объекты; расследовать аварии, связанные с загрязнением водных объектов, и их последствия;

посещать объекты (территории и помещения) юридических и физических лиц в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

составлять по результатам проверок акты, предписания, протоколы, определения, постановления и прочие документы установленной формы;

знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

разъяснять нарушителям водного законодательства их права и обязанности;

давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов;

контролировать исполнение выданных предписаний в установленные сроки;

возбуждать дела об административных правонарушениях, проводить административные расследования, составлять протоколы об административном правонарушении, привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения водного законодательства;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для водных объектов, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

соблюдать установленные законодательством сроки проведения инспекторской проверки и сроки производства по делам об административных правонарушениях;

направлять судебным приставам материалы для принудительного взыскания сумм наложенных административных штрафов;

доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

исполнять прочие обязанности, предусмотренные действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

2.4.2. Главный государственный инспектор (его заместитель) дополнительно к обязанностям, предусмотренным в п. 2.4.1, обязаны:

готовить проекты законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и правовых актов Департамента по водным отношениям РС (Я) в сфере государственного водного контроля;

составлять план-график инспекторских проверок Департамента по водным отношениям РС (Я);

организовывать взаимодействие Департамента по водным отношениям РС (Я) с другими исполнительными органами государственной власти Российской Федерации по вопросам осуществления государственного водного контроля;

рассматривать в установленном порядке и принимать решения по ходатайствам государственных инспекторов о продлении срока проведения мероприятия по контролю и срока проведения административного расследования, о поручении административного расследования другому должностному лицу;

рассматривать в установленном порядке и принимать решения по жалобам физических и юридических лиц об отмене постановлений о назначении административного наказания, вынесенных государственными инспекторами;

проводить анализ результатов деятельности Департамента по водным отношениям РС (Я) по осуществлению государственного водного контроля;

оказывать государственным инспекторам консультационную и методическую помощь по вопросам осуществления государственного водного контроля;

проводить проверки соответствия требованиям действующего законодательства документов, составляемых государственными инспекторами при осуществлении государственного водного контроля;

организовывать ведомственную учебу государственных инспекторов по вопросам, связанным с осуществлением государственного водного контроля.

2.5. Порядок оформления результатов мероприятия по контролю

2.5.1. Формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному водному контролю, устанавливаются Департаментом по водным отношениям РС (Я).

2.5.2. По результатам мероприятия по контролю государственным инспектором составляется акт проверки установленной формы.

В акте указываются:

дата, время и место составления акта;

наименование органа государственного контроля;

дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

наименование проверяемого юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя или физического лица, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при проведении мероприятия по контролю;

дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя и руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются материалы об отборе проб воды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, должностных лиц, осуществлявших мероприятие по контролю и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Материалы проверки в обязательном порядке должны содержать документы, подтверждающие факт выполнения или не выполнения ранее выданных предписаний.

2.5.3. Акт проверки составляется:

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

2.5.4. При выявлении фактов нарушения водного законодательства, государственный инспектор составляет определения, протоколы, постановления и предписания по устранению нарушений, в соответствии с разделом 3 настоящего Регламента.

3. Меры, принимаемые государственными инспекторами по фактам нарушений, выявленных при проведении мероприятия по контролю

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином требований водного законодательства, государственный инспектор в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан принять меры по пресечению правонарушений, устранению последствий выявленных нарушений, привлечению виновных лиц к административной ответственности, обеспечению возмещения причиненного водным объектам вреда.

Департамент по водным отношениям РС (Я) вправе обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения водного законодательства.

3.1. Выдача предписаний об устранении нарушений

3.1.1. При выявлении фактов нарушения водного законодательства, государственный инспектор выдает предписания по их устранению.

3.1.2. В предписании указывается конкретный срок для устранения выявленных нарушений, а также срок о представлении государственному инспектору в письменной форме сведений об исполнении предписания. Срок исполнения предписания устанавливается с учетом реального времени, необходимого на устранение нарушения.

3.1.3. Предписания об устранении выявленных нарушений являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами, нарушившими водное законодательство.

Юридические и физические лица, не исполняющие в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

3.1.4. Контроль за выполнением выданных предписаний осуществляется государственный инспектор, который проводил мероприятие по контролю.

В случае непредставления сведений о выполнении предписания в установленные сроки, по данному факту делается письменный запрос (напоминание).

При не поступлении ответа, государственный инспектор в кратчайшие сроки обязан провести внеплановую проверку по вопросу выполнения ранее выданных предписаний.

3.1.5. По мотивированному ходатайству руководителя юридического лица, физического лица срок исполнения предписания может быть продлен государственным инспектором, который проводил мероприятие по контролю, или главным государственным инспектором (его заместителем).

3.2. Привлечение к административной ответственности

3.2.1. Привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушения водного законодательства, осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

3.2.2. В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения государственный инспектор обязан составить протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Требования к составлению протокола установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3.2.3. В случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается государственным инспектором в виде соответствующего определения.

Административное расследование проводится в течение одного месяца с момента вынесения определения об административном расследовании. В исключительных случаях, для продления срока административного расследования на срок не более одного месяца, государственный инспектор до истечения первого месячного срока подает письменное ходатайство главному государственному инспектору (его заместителю). Решение о продлении срока административного расследования оформляется в виде соответствующего определения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по решению руководителя Департамента по водным отношениям РС (Я) (главного государственного инспектора) может проводиться другим государственным инспектором Департамента по водным отношениям РС (Я).

По окончании административного расследования государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

3.2.4. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления государственный инспектор вправе применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

обращение в органы внутренних дел (милиции) для доставления, то есть принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения в целях составления протокола об административном правонарушении;

осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

изъятие вещей и документов;

привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также свидетеля, для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.

временный запрет деятельности.

Применение названных мер государственным инспектором оформляется в виде определений и протоколов, предусмотренных КоАП РФ.

3.2.5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции государственным инспектором, составившим протокол об административном правонарушении, или судьями (мировыми судьями).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных административным законодательством Республики Саха (Якутия), рассматриваются в пределах полномочий мировыми судьями или административной комиссией Департамента по водным отношениям РС (Я), создаваемой в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).

3.2.6. Если дело об административном правонарушении рассматривается судом, протокол об административном правонарушении направляется судье в течение суток с момента составления протокола.

3.2.7. Если дело об административном правонарушении рассматривается государственным инспектором, то срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня составления протокола.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен государственным инспектором, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока государственный инспектор выносит мотивированное определение.

Дело об административных правонарушениях подлежит открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится государственным инспектором, рассматривающим дело, в виде определения.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается почтой указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

3.2.8. Если государственному инспектору на рассмотрение поступили материалы административного дела, рассмотрение которых не относится к его компетенции, материалы направляются специально уполномоченному органу на рассмотрение по подведомственности. Решение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности принимается государственным инспектором в виде соответствующего определения.

3.2.9. Если государственным инспектором получена жалоба на его постановление по делу об административном правонарушении, он обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела главному государственному инспектору (его заместителю).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается главным государственным инспектором (его заместителем) единолично в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.

Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается почтой физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

3.2.10. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней с окончания срока уплаты штрафа, государственный инспектор направляет постановление по делу об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания суммы административного штрафа.

Срок подачи материалов судебным приставам-исполнителям не должен превышать трех месяцев со дня вынесения постановления об административном правонарушении.

Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

1. Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

2. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Государственный инспектор принимает также решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности за неуплату административного штрафа в срок. Данное решение оформляется в виде протокола об административном правонарушении, который направляется на рассмотрение мировому судье.

3.3. Ограничение, приостановление и прекращение водопользования и хозяйственной деятельности

3.3.1. Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:

угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;

возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

причинения вреда окружающей среде;

в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) или решением суда.

3.3.2. Нарушение требований водного законодательства влечет за собой временный запрет, приостановление (в том числе административное) или прекращение хозяйственной и иной деятельности.

3.3.3. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

О временном запрете деятельности государственным инспектором составляется соответствующий протокол.

Срок временного запрета деятельности не может превышать пять суток.

Для рассмотрения судом административного дела, по которому может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, протокол о временном запрете деятельности передается на рассмотрение судье вместе с протоколом об административном правонарушении.

3.3.4. Административное приостановление хозяйственной и иной деятельности наряду с административным штрафом является самостоятельным видом административного наказания.

Административное приостановление деятельности назначается судьями районных судов по тем видам правонарушений, по которым КоАП РФ предусматривает данный вид административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

3.3.5. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

3.3.6. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном федеральными законами.

3.3.7. Ограничение, приостановление, прекращение в полном объеме хозяйственной и иной деятельности при нарушении требований водного законодательства осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Исковое заявление на ограничение, приостановление, прекращение хозяйственной и иной деятельности направляется в судебные органы за подписью руководителя Департамента по водным отношениям РС (Я) или государственного инспектора при наличии соответствующей доверенности.

3.4. Возмещение вреда, причиненного водным объектам

3.4.1. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности возместить причиненный ими вред.

3.4.2. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Заявление о добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, направляется юридическому или физическому лицу за подписью руководителя Департамента по водным отношениям РС (Я) или государственного инспектора при наличии соответствующей доверенности.

При неисполнении в установленный срок юридическим или физическим лицом заявления о добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, в суд или арбитражный суд направляется исковое заявление о возмещении вреда, причиненного водным объектам. Исковое заявление направляется за подписью руководителя Департамента по водным отношениям РС (Я) или государственного инспектора при наличии соответствующей доверенности.

3.4.3. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3.4.4. Иски о возмещении вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

3.5. Направление материалов в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы

В случае, если при проведении мероприятия по контролю в действиях (бездействии) проверяемых лиц государственный инспектор выявляет признаки преступления, материалы проверки передаются в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы.

4. Порядок обжалования действий и решений государственных инспекторов

Действия государственного инспектора при проведении мероприятия по контролю и решения органа, осуществляющего государственный водный контроль, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Якутские ведомости № 44 от 22.07.2009
Рубрики правового классификатора: 020.010.010 Общие положения, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать