Основная информация

Дата опубликования: 05 сентября 2011г.
Номер документа: 22285
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ (РОСОБРНАДЗОР)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201105287

В201105287В201404131

ОПУБЛИКОВАНО:

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 18.11.2011, N 260, СТР. 17

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 11.11.2011 ПОД N 22285

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИКАЗ

05.09.2011 N 1953

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ НОРМАТИВОВ

К НАЛИЧИЮ У ЛИЦЕНЗИАТА УЧЕБНОЙ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЛИЦЕНЗИЕЙ

НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

<Утратил силу: приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки  от 09.09.2014 N 1455 >

В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1651), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые лицензионные нормативы к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Муравьева И.А.

Руководитель

Л.Н. Глебова

Утверждены

Приказом Федеральной службы

по надзору в сфере образования

и науки Российской Федерации

от 05 сентября 2011 г. N 1953

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ НОРМАТИВЫ

К НАЛИЧИЮ У ЛИЦЕНЗИАТА УЧЕБНОЙ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЛИЦЕНЗИЕЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Лицензионные нормативы к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования (далее – Лицензионные нормативы) включают требования по:

формированию библиотечного фонда высшего учебного заведения;

обеспеченности обучающихся высших учебных заведений доступом к электронным научным и образовательным ресурсам;

содержательным и техническим характеристикам электронно-библиотечной системы.

2. Формирование библиотечного фонда высшего учебного заведения включает:

формирование библиотечного фонда высшего учебного заведения в соответствии с тематическим планом комплектования (далее – ТПК), который отражает профиль учебных дисциплин высших учебных заведений и тематику научно-исследовательских работ, и картотекой книгообеспеченности образовательного процесса;

возможность составления ТПК библиотекой совместно с кафедрами и другими структурными подразделениями высшего учебного заведения с возможностью систематической коррекции ТПК, а также утверждение ТПК ректором высшего учебного заведения;

необходимость содержания в картотеке книгообеспеченности информации об учебных дисциплинах, изучаемых в высшем учебном заведении, контингенте обучающихся и формах их обучения, изданиях, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе.

3. Лицензионные нормативы к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений доступом к электронным научным и образовательным ресурсам включают:

обеспечение каждого обучающегося высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе, включающей издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в высших учебных заведениях, и обеспечивающей возможность доступа к ним через сеть Интернет;

возможность одновременного использования высшим учебным заведением одной или нескольких сторонних электронно-библиотечных систем. При использовании нескольких электронно-библиотечных систем учитываются их совокупные качественные и количественные характеристики;

доступность для обучающихся высшего учебного заведения не менее трех учебных и (или) научных электронных изданий по изучаемым дисциплинам, в том числе входящих в электронно-библиотечную систему, доступ к которой обеспечивается для обучающихся высшим учебным заведением;

минимальный (базовый) уровень и динамику роста коэффициента обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе в соответствии с пунктом 4 настоящих Лицензионных нормативов;

минимальный (базовый) уровень и динамику роста коэффициента обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения электронными изданиями по изучаемым дисциплинам в соответствии с пунктом 5 настоящих Лицензионных нормативов.

4. Коэффициент обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе рассчитывается по формуле:

, где

– значение показателя, характеризующего качественные или количественные параметры электронно-библиотечной системы, в соответствии с пунктом 6 настоящих Лицензионных нормативов (от 0 до 1);

– общее количество показателей, характеризующих качественные или количественные параметры электронно-библиотечной системы (равняется 6).

Минимальный (базовый) уровень обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе составляет 25 баллов при условии достижения минимальных (базовых) значений содержательных характеристик такой системы.

С целью роста возможностей доступа через сеть Интернет к используемым в образовательном процессе изданиям учебной и учебно-методической литературы рекомендуются следующие значения данного коэффициента: 2013 год – не менее 50 баллов, 2014 год – не менее 75 баллов, 2015 год – не менее 100 баллов.

5. Коэффициент обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения электронными изданиями по изучаемым дисциплинам рассчитывается по формуле:

, где

– число дисциплин, в отношении которых выполняются лицензионные нормативы по обеспеченности электронными изданиями, в том числе входящими в электронно-библиотечную систему;

– общее число дисциплин, изучаемых обучающимися высшего учебного заведения.

Расчет коэффициента обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения электронными изданиями по изучаемым дисциплинам осуществляется для каждой специальности отдельно.

Минимальный (базовый) уровень коэффициента обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения электронными изданиями по изучаемым дисциплинам составляет 25 баллов.

С целью роста возможностей доступа через сеть Интернет к используемым в образовательном процессе изданиям учебной и учебно-методической литературы рекомендуются следующие значения данного коэффициента: 2013 год – не менее 50 баллов, 2014 год – не менее 75 баллов, 2015 год – не менее 100 баллов.

6. Содержательные характеристики электронно-библиотечной системы, к которой должен обеспечиваться доступ обучающихся высших учебных заведений, приведены в таблице:

┌──────────────────────────────────┬─────────────┬────────────────────────────────┐

│  Содержательные характеристики   │ Минимальное │    Динамика роста значения     │

│ электронно-библиотечной системы  │  (базовое)  │ показателя обеспеченности (К ) │

│                                  │  значение   │                             i  │

├──────────────────────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────┤

│1. Количество учебников и учебных │Не менее     │От 2,5 до 3,5 тыс. - 0,25       │

│пособий, изданных за последние 10 │2,5 тыс.     │от 3,5 до 4,5 тыс. - 0,5        │

│лет (для дисциплин гуманитарного, │изданий      │от 4,5 до 5,0 тыс. - 0,75       │

│социального и экономического цикла│             │свыше 5,0 тыс. - 1,0            │

│- за последние 5 лет)             │             │                                │

├──────────────────────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────┤

│2. Количество научных монографий  │Не менее     │От 0,5 до 0,75 тыс. - 0,25      │

│                                  │500 изданий  │от 0,75 до 1,0 тыс. - 0,5       │

│                                  │             │свыше 1,0 тыс. - 1,0            │

├──────────────────────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────┤

│3. Количество журналов из Перечня │Не менее 50  │От 50 до 75 - 0,25              │

│российских рецензируемых научных  │             │от 75 до 100 - 0,5              │

│журналов, в которых должны быть   │             │свыше 100 - 1,0                 │

│опубликованы основные научные     │             │                                │

│результаты диссертаций на         │             │                                │

│соискание ученых степеней доктора │             │                                │

│и кандидата наук, утвержденного   │             │                                │

│Высшей аттестационной комиссией   │             │                                │

│Министерства образования и науки  │             │                                │

│Российской Федерации              │             │                                │

├──────────────────────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────┤

│4. Количество учебников и учебных │Не менее     │От 20 до 30 изданий по каждой   │

│пособий по основным областям      │20 изданий   │из не менее чем 20% УГС - 0,25  │

│знаний (укрупненным группам       │по каждой из │от 30 до 40 изданий по каждой   │

│специальностей и направлений      │не менее чем │из не менее чем 20% УГС - 0,5   │

│подготовки (далее - УГС))         │20% УГС      │от 40 до 50 изданий по каждой   │

│                                  │             │из не менее чем 20% УГС - 0,75  │

│                                  │             │более 50 изданий по каждой из   │

│                                  │             │не менее чем 20% УГС - 1,0      │

├──────────────────────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────┤

│5. Количество представленных в    │Не менее 25  │От 20 до 50 - 0,25              │

│электронно-библиотечной системе   │             │от 50 до 75 - 0,5               │

│издательств, выпускающих издания, │             │от 75 до 100 - 0,75             │

│используемые в образовательном    │             │свыше 100 - 1,0                 │

│процессе                          │             │                                │

├──────────────────────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────┤

│6. Общее число изданий, включенных│Не менее     │От 5,0 до 10 тыс. - 0,25        │

│в электронно-библиотечную систему │5,0 тыс.     │от 10 до 50 тыс. - 0,5          │

│                                  │             │от 50 до 100 - 0,75             │

│                                  │             │свыше 100 - 1,0                 │

└──────────────────────────────────┴─────────────┴────────────────────────────────┘

7. Технические характеристики электронно-библиотечной системы, к которой должен обеспечиваться доступ обучающихся высших учебных заведений:

возможность индивидуального неограниченного доступа к содержимому электронно-библиотечной системы из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет;

возможность одновременного индивидуального доступа к содержимому электронно-библиотечной системы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

возможность полнотекстового поиска по содержимому электронно-библиотечной системы;

возможность формирования статистического отчета по пользователям;

представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной верстки);

возможность доступа к зарубежным периодическим научным изданиям.

[введено: 21.11.2011 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 06.12.2011 редактор НЦПИ – Солодникова М.Г.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 260 от 18.11.2011 Стр. 17
Рубрики правового классификатора: 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 130.010.010 Общие положения, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать