Основная информация

Дата опубликования: 04 декабря 2013г.
Номер документа: RU05000201300650
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Дагестан
Принявший орган: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



О ведомственной целевой программе «Развитие социального питания и адресной продовольственной поддержки в Республике Дагестан» на 2014 – 2016 годы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПРИКАЗ

04.12.2013 № 191

О ведомственной целевой программе «Развитие социального питания и адресной продовольственной поддержки в Республике Дагестан» на 2014 – 2016 годы

В целях сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, других категорий населения, входящих в организованные коллективы Республики Дагестан, их обеспечения высококачественным, безопасным, сбалансированным питанием, увеличения удельного веса продукции республиканских предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме пищевых ресурсов, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить ведомственную целевую программу «Развитие социального питания и адресной продовольственной поддержки в Республике Дагестан» на 2014 – 2016 годы.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр

Б. Батталов

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие социального питания и адресной продовольственной поддержки в Республике Дагестан» на 2014-2016 годы

Каспийск 2013

ПАСПОРТ ПОГРАММЫ

Наименование Программы

ведомственная целевая программа «Развитие социального питания и адресной продовольственной поддержки в Республике Дагестан» на 2014-2016 годы (далее - Программа)

Наименование главного распорядителя средств республиканского бюджета

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

Наименование, дата и номер правового акта об утверждении Программы

приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан

от 4 декабря 2013 года № 191

Основание разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы»

Цели и задачи Программы

цель:

качественное улучшение обеспечения питанием отдельных категорий жителей республики, нуждающихся в социальном питании путем развития и модернизации всех элементов производственной инфраструктуры и товаропроводящей сети агропромышленного комплекса РД.

задача:

рост производства продуктов питания для обеспечения социального питания путем создания новых и развития существующих производств глубокой переработки растительного и животного сырья и производства продуктов для социального питания, формирование сети производственно-логистических центров, обеспечивающих производство и транспортировку продуктов для социального питания, а также формирование системы продовольственной помощи

Численность целевой группы населения республики, на которую ориентирована Программа

2977,4 тыс. человек, в том числе население республики, входящее в систему социального и специализированного питания - 1152,3 тыс. человек.

Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы

средний уровень охвата организованных коллективов безопасным и качественным питанием возрастет с 57 % до 80%;

увеличится объем производства пищевых продуктов для обеспечения организованных коллективов до 9,2 тыс. тонн;

возрастет производство специализированных продуктов для детского питания за счет продуктов местного производства на 60 %;

будут привлечены внебюджетные средства для создания отрасли - 286,6 млн. рублей;

создано дополнительно 400 рабочих мест.

Характеристика мероприятий Программы

возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта предприятиям республики, осуществляющим глубокую переработку растительного и животного сырья; на проведение реконструкции, модернизации и (или) строительства соответствующих производств.

Сроки реализации Программы

2014 - 2016 годы

Объемы финансового обеспечения Программы (с разбивкой по годам и источникам)

объем финансирования на реализацию программы в 2014-2016 годах составит 382000 тыс. руб., в том числе:

средства республиканского бюджета (25%) – _95400 тыс. руб., из них 2014 год – 32200 тыс. руб., 2015 год – 31700 тыс. руб., 2016 год – 31500 тыс. руб.;

внебюджетные средства (прогнозно) – 286600 тыс. руб., из них 2013год – 96800тыс. руб., 2014 год – 95300тыс. руб., 2015 год – 94500 тыс. руб.

Финансирование программных мероприятий будет осуществляться главным распорядителем бюджетных средств в объёмах, предусмотренных законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и плановый период.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

в результате реализации мероприятий программы организации и учреждения социального питания будут обеспечены высококачественным, безопасным, сбалансированным питанием:

- доля местных пищевых продуктов в общем объеме пищевых ресурсов, поставляемых в организации и учреждения социальной сферы, в соответствии с рациональными нормами питания будет доведена с 40 до 80%;

- созданы новые производственно-логистические центры;

- создано дополнительно 400 рабочих мест.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

решения программными методами

Ведомственная целевая программа «Развитие социального питания и адресной продовольственной поддержки в Республике Дагестан» на 2014-2016 годы является одним из инструментов выполнения положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. № 717, Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 № 559-р, плана мероприятий по реализации Основ государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1134-р.

1.1. Основные понятия, применяемые в настоящей Программе

Внутренняя продовольственная помощь – система государственной социальной поддержки населения, направленная на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Социальное питание – организация питания отдельных групп населения на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов за счет или с участием бюджетов различных уровней непосредственно в государственных (муниципальных) учреждениях.

Социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Адресная продовольственная помощь – обеспечение населения продуктами питания соответствующими по составу физиологическим потребностям организма с учетом возраста, вида деятельности, физического состояния и нагрузок, патологии, окружающей среды, в том числе, продуктами, содержащими биологически активные добавки к пище, оказывающие регулирующее воздействие на организм в целом или на определенные его функции, предназначенными для детского, диетического, функционального питания, питания подростков и молодежи, беременных и кормящих женщин, спецконтингента.

Услуга социального питания – совокупность комплексных мероприятий, направленных на организацию качественного и безопасного питания, включая осуществление производства, транспортировку, формирование рационов питания, производство полуфабрикатов, изготовление готовой кулинарной продукции для предприятий питания, а также обеспечение организации приема пищи в учреждениях социального питания.

Система социального питания – совокупное взаимодействие органов государственной власти, учреждений и исполнителей услуги социального питания, обеспечивающих организацию качественного и безопасного питания в государственных (муниципальных) учреждениях в соответствии с требованиями регламентирующих документов.

Объекты социального питания – учреждения, находящиеся в ведении исполнительных органов государственной власти, входящие в системы образования, здравоохранения, отдыха и оздоровления, социального обслуживания населения, в которых оказываются услуги социального питания.

Социально незащищенные слои населения – семьи с низким денежным доходом на 1 члена семьи (чаще всего это многодетные семьи и пенсионеры, получающие недостаточное пособие); семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; студенты, живущие на стипендию; безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов.

Исполнитель услуги социального питания – организация, предоставляющая услуги социального питания.

Государственный заказчик – исполнительный орган государственной власти, имеющий право заключения государственных контрактов на оказание услуг социального питания в подведомственных им учреждениях.

Получатели услуги социального питания – льготные категории граждан, имеющие право на получение услуг питания за счет средств бюджета.

Продовольственная помощь - способ государственной поддержки незащищенных слоев населения, направленный на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Малоимущие группы населения – это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление.

Организованный коллектив – группа, или совокупность людей, работающих, обучающихся в одной организации, на одном предприятии или живущие в одном учреждении (организации).

1.2 Характеристика проблемы и необходимость программного решения

Республика Дагестан, как аграрный регион, имеет достаточно высокий уровень продуктового самообеспечения (соотношение производства продукции к внутреннему потреблению). В 2012 году объем произведенной сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения республики составил более 22 тыс. рублей, это 3 результат в СКФО.

Общая численность населения Республики Дагестан составляет 2977,4 тыс. человек. Численность населения республики, входящего в организованные коллективы социального питания и потребителей пищевых продуктов в рамках адресной продовольственной поддержки, оценивается в 1152,3 тыс. человек.

Развитие системы социального питания и адресной продовольственной поддержки в Республике Дагестан на 2014-2016 годы является одним из инструментов поддержки отечественного сельского хозяйства и предприятий пищевой промышленности.

Социальное питание организовано по ведомственному принципу. Соответствующие объекты инфраструктуры находятся в ведении государственных (муниципальных) структур, ими финансируются и контролируются в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами (табл. 1-4).

Таблица 1

Численность категорий граждан системы социального обслуживания по Республике Дагестан, входящих в организованные коллективы и нуждающиеся в продовольственной помощи

Категории граждан

Численность 2012 г. (оценка), человек

Пенсионеры,

1031

из них престарелые граждане возраста от 80 лет и старше, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания населения

53

Инвалиды

824

в том числе инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания населения (всего)

- дети-инвалиды;

- инвалиды (старше 18 лет)

824

Престарелые граждане (мужчины – старше 60 лет, женщины – старше 55 лет) и инвалиды (старше 18 лет), проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов (всего)

1242

Семьи с детьми-инвалидами

876

Многодетные семьи

2507

в них детей

7501

Одинокие матери (малоимущие)

702

в них детей

751

Неполные семьи (малоимущие), за исключением одиноких матерей

1348

в них детей

1805

Неполные семьи с детьми-инвалидами

15

Беременные женщины и кормящие матери *

802

дети до трех лет *

905

Дети, оставшиеся без попечения родителей

1065

дети-сироты

12

в том числе проживающие в интернатах:

110

Таблица 2

Обеспеченность питанием организованных коллективов системы образования в Республике Дагестан

Наименование учреждений

Число учреждений

Число предприятий питания

Численность, чел. (оценка)

Охват питанием, %

Дошкольные образовательные учреждения

693

697

86997

100

Дневные муниципальные общеобразовательные учреждения

1630

652

368977

40

Общеобразовательные школы - интернаты

22

22

266

100

Специальные (коррекционные) школы - интернаты

9

9

-

100

Детские оздоровительные лагеря (областного подчинения)

51

-

26821

-

Учреждения начального профессионального образования

18

-

9656

-

Учреждения среднего профессионального образования, в т.ч. негосударственные и филиалы государственных вузов, реализующих программы среднего специального образования

38

-

26528

-

Учреждения высшего профессионального образования, в т.ч. филиалы (без заочников и вечерников)

52

-

95679

-

ВСЕГО

2513

1376

614924

-

В системе здравоохранения Республики Дагестан насчитывается 181 учреждение, в которых находятся пищеблоки, и закупается сельскохозяйственная продукция и продовольствие. Численность категорий граждан находящихся в организованных коллективах системы здравоохранения, образования и социальной защиты составляет 1152310 человек. При этом учет граждан нуждающихся в специализированном питании, не находящихся в организованных коллективах не ведется.

Таблица 3

Категории граждан

Министерство здравоохранения РД

Министерство образования РД

Министерство труда и социального развития РД

Всего

Численность категорий граждан находящихся в организованных коллективах

527105

614924

10281

1152310

Численность категорий граждан нуждающихся в специализированном питании, не находящихся в организованных коллективах

-

-

Учет не ведется

-

ИТОГО

527105

614924

10281

1152310

Таблица 4

Информация

о закупленных продуктах питания Минздравом РД, Минтруда РД, Минобразования РД Комитетом по делам молодежи РД в 2012 году

№ п/п

Наименование продуктов питания

Минздрав РД

Минтруд РД

Комитет по делам молодежи РД

Минобразования РД

Объем, тонн

Всего, тыс. руб.

Респ. бюджет, тыс. руб.

ОМС, тыс. руб.

Объем, тонн

Всего, тыс. руб.

Респ. бюджет, тыс. руб.

Объем, тонн

Всего, тыс. руб.

Респ. бюджет, тыс. руб.

Внебюджетные источник, тыс. руб.

Объем,тонн

Всего, тыс. руб.

Респ. бюджет, тыс. руб

1.

Картофель

540,46

15400,47

1993,61

13406,86

215,1

7449,2

7449,2

10,57

369,8

47,38

322,42

445,0

9345

9345

2.

Капуста

332,07

8231,72

666,61

7565,11

-

-

-

2,81

56,20

7,2

49,0

447,0

11175

11175

3.

Морковь

163,0

5035,80

650,80

4385,00

-

-

-

3,72

186,16

23,85

162,31

4.

Лук

28,92

764,98

76,50

688,48

-

-

-

0,9

26,98

3,46

23,52

5.

Свекла

110,37

3486,54

257,63

3228,91

-

-

-

1,35

67,44

8,64

58,8

6.

Иные овощи

155,09

3486,10

374,35

3093,75

151,8

6325,3

6325,3

9,41

564,81

72,36

492,45

7.

Фрукты

612,09

46025,34

4233,47

41791,87

181,7

9789,8

9789,8

8,42

421,15

53,96

367,19

91,1

6923,6

6923,6

8.

Мясо

630,62

134323,3

14776,30

119547,0

53,8

7013,6

7013,6

8,16

1959,13

250,99

1708,14

156,0

37440

37440

9.

Мясная продукция

31,16

5674,77

428,51

5246,26

78,4

6847,5

6847,5

15,08

3770,32

483,03

3287,29

-

-

-

10.

Молоко

1092,1

30012,22

5888,79

24123,43

157,8

5351,5

5351,5

9,44

283,34

36,3

247,04

445,0

13350

13350

11.

Молочная продукция

570,94

47420,00

4054,00

43366,00

224,4

10665,2

10665,2

17,64

881,92

112,99

768,93

12.

Хлеб и хлебобулочная продукция

1424,8

33064,90

6916,30

26148,60

224,1

6060,7

6060,7

16,59

796,47

102,04

694,43

600

16800

16800

13.

Мука

120,05

1391,00

106,40

1284,60

31,0

630,3

630,3

1,87

63,53

8,14

55,39

59,6

1311,4

1311,4

14.

Крупа

317,34

11095,00

1262,00

9833,00

55,2

2417,3

2417,3

5,4

323,71

41,47

282,24

-

-

-

15.

Соки

198,53

8727,80

894,85

7832,95

123,0

7005,2

7005,2

13,49

539,52

69,12

470,40

70,9

2482,1

2482,1

16.

Консервы

55,94

2904,57

648,88

2255,69

0,0

0,0

0,0

10,57

369,8

47,38

322,42

-

-

-

17.

Иная продукция

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого

6383,5

357026,5

43229,00

313797,5

1496,3

69555,6

69555,6

135,42

10680,28

1368,31

9311,97

2314,6

85387

85387

Учреждения системы здравоохранения, образования и социальной защиты в среднем в год закупают 1776,6 т овощей, 802,2 т фруктов и сухофруктов, 2072,3 т молока и молокопродуктов, 817 т мяса и мясопродуктов, 137 т птицы, 179 т соков и плодоовощных консервов.

В республике функционируют 693 детских сада (86997 детей). Организация питания осуществляется непосредственно образовательными учреждениями. Отличительными особенностями питания дошкольников являются 100% охват питанием, строгий режим приема пищи, соблюдение соотношения в суточном рационе пищевых веществ, при достаточном их общем количестве, хорошая кулинарная обработка продуктов.

Также функционируют 1630 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 368977 тыс. школьников, 9 специальных (коррекционных) школ-интернатов, 22 общеобразовательных школ-интернатов.

Система начального и среднего профессионального образования республики включает 18 учреждений начального (9656 детей) и 38 учреждений среднего профессионального образования (26528 человек).

Система высшего профессионального образования в РД включает 52 государственных вуза, в том числе филиалы. Контингент обучающихся в 2012/2013 учебном году составил 95679 человек, без студентов заочников и вечерников.

Динамика потребления основных продуктов питания на душу населения Республики Дагестан и общее состояние питания свидетельствуют о наличии отклонений от принципов здорового питания, особенно у граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Таблица 5

Потребность

населения в основных видах продовольствия

Наименование продукции

Потребность населения

Производство продукции по РД за 2012 год тыс. тонн

Разница к медицинским нормам тыс. тонн

Медицинская норма потребления на чел. в год

Всего требуется тыс. тонн

Мясопродукты

70

208,4

4,7

-

Молоко и молокопродукты

362

1072,9

19,7

-

Хлеб и хлебобулочные изделия

110

327,5

208

-

Овощи

165

491,3

1062,6

-

Плоды

76

226,3

120,6

-

Картофель

107,6

320,4

352

-

Болезни органов пищеварения в структуре заболеваемости школьников стоят на втором месте (после заболеваний органов дыхания). Заболеваемость желудочно-кишечного тракта у выпускников школ в два раза выше, чем у первоклассников. Одна из основных причин этого – далекое от здоровой нормы питание, как дома, так и в школе. Значительная часть работающего населения лишена возможности правильно питаться в рабочее время.

В связи с этим в сфере переработки продукции растениеводства и животноводства необходимо решить задачи по увеличению производства и реализации в социальную сферу продуктов питания, обогащенных необходимыми микронутриентами, повышения качества продукции путем установки современного ресурсосберегающего оборудования, расширение выпуска продукции для системы социального питания в порционной упаковке. Мероприятия, направленные на решение этих задач, частично прописаны в ведомственных целевых программах «Развитие переработки продукции в отрасли растениеводства в Республике Дагестан на 2013 – 2015 годы» и «Развитие переработки продукции в отрасли животноводства в Республике Дагестан на 2013 – 2015 годы». В данной программе будет осуществляться поддержка предприятий агропромышленного комплекса, не охваченных в выше указанных ведомственных программах.

В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для уязвимых слоев населения особое внимание необходимо уделить осуществлению мер, направленных на обеспечение продовольственной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание.

Основные проблемы организации системы социального питания относятся к сфере государственно-правового регулирования, обновления производственных фондов и повышения технико-технологического уровня производства, укрепления производственно-экономических связей социальной сферы с сельским хозяйством и пищевой промышленностью, совершенствования управления и мониторинга процессов развития.

В области государственно-правового регулирования:

1. В существующих правовых актах не предусмотрена обязанность республиканских органов исполнительной власти и муниципальных органов власти по организации социального питания в соответствии с рациональными нормами и обеспечение соответствующего финансирования.

2. Требуется внесение изменений в ряд действующих нормативных актов, связанных с организацией производства пищевых продуктов и питания в организованных коллективах, для создания благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности в сфере социального питания.

В области обновления производственного потенциала и повышения технологического уровня производства:

1. Применяемые технологии производства продукции коллективного питания неэффективны, в части использования материальных, энергетических, трудовых и иных видов ресурсов, сопровождаются большими отходами и дороги при их воспроизводстве. Потенциал имеющихся современных пищевых производств для обеспечения бюджетных учреждений используется недостаточно.

В области укрепления производственно-экономических связей отрасли с сельским хозяйством:

1. Долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Дагестан» на 2013 - 2020 годы слабо увязана с развитием социального питания.

2. Возможности обеспечения систем питания в организованных коллективах за счет отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов высокой степени готовности используются не в полном объеме.

3. Не задействован в полной мере потенциал организаций потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования для обеспечения пищевыми продуктами системы коллективного питания в сельской местности.

В области совершенствования системы управления и мониторинга процессов развития:

1. Система управления отраслью (социального питания) имеет ведомственный характер и требует совершенствования.

2. Отсутствует надежная статистическая информация о протекающих в отрасли процессах.

3. Не исследуются вопросы охвата и фактической обеспеченности рациона (сбалансированности) в социальном питании.

4. Не регистрируется и не анализируется доля поставок в отрасль социального питания отечественных пищевых продуктов.

6. Рыночные отношения и механизмы государственно-частного партнерства по осуществлению инвестиционной деятельности в данной сфере производства развиты недостаточно.

Таким образом, текущее состояние социального питания требует принятия и реализации ряда долгосрочных программных мероприятий межведомственного и межотраслевого характера, концентрации финансовых и материально-технических ресурсов на решении важных социально-экономических задач развития Республики Дагестан.

Без осуществления программных мер ситуация в проблемной области экономики будет консервироваться, принимать хронический характер. Использование старых технологий в условиях роста стоимости энергетических ресурсов, труда, других факторов производства сформирует потребность в существенном росте бюджетных расходов только для поддержания текущих показателей охвата и сбалансированности питания. Возможности роста бюджетной эффективности будут утрачены. Не будет задействован новый сегмент рынка для сельскохозяйственных производителей.

1.3 Возникновение рисков и их устранение

Основными предпосылками возникновения рисков и угроз при разработке и реализации Программы являются:

потребность в масштабном и долгосрочном финансировании из бюджетных средств и внебюджетных источников;

необходимость координации работ между различными органами исполнительной власти отраслевого управления в центре и на местах, между предприятиями и организациями различных форм собственности;

высокие технические требования предлагаемой технологии организации современного социального питания;

необходимость масштабной организации обучения персонала.

Возникающие при этом риски могут выражаться:

в отсутствии прогресса в принятии законодательных и нормативных актов, закрепляющих государственные гарантии и корпоративные обязательства в области питания организованных коллективов;

в отсутствии надлежащей координации действий и персональной ответственности за получаемые результаты;

в недофинансировании социального питания и государственных заказов на закупку продовольствия для питания организованных коллективов из-за бюджетных ограничений;

в невозможности привлечения инвестиционного капитала в требуемых объемах;

в затягивании сроков строительства и реконструкции объектов производства и инфраструктуры из-за ограничений и противодействия со стороны разрешительных (регистрирующих) органов и местных предпринимателей.

Для устранения подобного рода рисков предлагается сформировать действенный механизм управления Программой и создать целостную систему её реализации, включающей частно-государственное партнерство и органы управления Программой.

2. Основная цель и целевые индикаторы Программы

Основная цель Программы состоит в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков, других категорий населения, входящих в организованные коллективы и качественном улучшении обеспечения питанием основных категорий жителей РД, нуждающихся в социальном питании путем развития и модернизации всех элементов производственной инфраструктуры и товаропроводящей сети агропромышленного комплекса республики.

Целевые индикаторы устанавливаются в соответствии с наиболее вероятным сценарием развития отрасли (табл. 6)

Таблица 6

Наименование целевого индикатора

годы

2014 г

2015

2016

1

Удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме пищевых ресурсов, требуемых для полного охвата питанием по рациональным нормам в социальном питании, адресной продовольственной поддержки

70

80

89

2

Уровень достижения рациональных норм питания организованных коллективов,%

60

75

85

3

Средний уровень охвата организованных коллективов безопасным и качественным питанием,%

57

68

78

4

Уровень охвата безопасным и качественным питанием,%

60

70

80

5

Увеличение объема производства пищевых продуктов для обеспечения организованных коллективов в сравнении с 2010 г., тыс. тонн: специализированных продуктов

5,2

7,6

9,2

6

Создание новых рабочих мест, чел.

140

285

400

7

Обеспечение рынка специализированных продуктов для детского питания за счет продуктов отечественного производства, %

30

46

60

3. Задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

Указанная цель достигается посредством решения задачи: рост производства продуктов питания для обеспечения социального питания путем создания новых и развития существующих производств глубокой переработки растительного и животного сырья, формирование сети производственно-логистических центров, обеспечивающих производство и транспортировку продуктов питания для социального питания, а также формирование системы продовольственной помощи.

Основными принципами реализации Программы являются:

комплексный подход к решению задач развития в сфере производства, переработки, реализации и потребления пищевых продуктов для социального питания;

учет специфики различных групп организованных коллективов и мониторинг оказания продовольственной помощи уязвимым слоям населения;

учет приоритетов развития.

Реализация Программы обеспечит:

выполнение основных целей и задач Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, в части обеспечения продовольственной безопасности, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, обеспечения финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

развитие сельских территорий и развитие подотраслей сельского хозяйства.

Сроки реализации мероприятий Программы: 2014 - 2016 годы.

Выделяются два этапа реализации Программы:

на первом этапе (2014 - 2015 годы) предполагается:

осуществление пилотных и первоочередных инвестиционных проектов (по основным направлениям развития сельского хозяйства), в том числе мероприятия по развитию сырьевых зон, сельскохозяйственного производства и переработки, его кооперирования и интеграции в новые технологические цепочки;

разработка плана мероприятий, регулирующих отношения в сфере социального питания, а также внесение изменений в действующие нормативные акты, обеспечивающие развитие производства отечественных пищевых продуктов для обеспечения организованных коллективов, увеличение охвата участников сферы социального питания;

реализация мер по совершенствованию организации управления и мониторинга процессами развития;

На втором этапе (2015 - 2016 годы) будут реализовываться мероприятия Программы в полном объеме.

В 2014 году для реализации мероприятий по развитию социального питания, товаропроводящей инфраструктуры в учреждениях районов республики с последующим охватом других учреждений социальной сферы.

Предполагается создать условия для организации и развития системы социального питания и товаропроводящей инфраструктуры с последующим внедрением в учреждениях социальной сферы и здравоохранения.

Реализация Программы будет способствовать увеличению доли производства продуктов массового потребления республиканского производителя, включая продукты функционального, специального и диетического назначения, увеличение количества региональной сельхозпродукции, поступившей на переработку до 90%.

4. Система (перечень) программных мероприятий

Система основных программных мероприятий, планируемых к реализации, разработана исходя из приоритетов развития АПК Республики Дагестан и стратегии социально-экономического развития РД до 2025 года, на основе анализа проблем развития производства пищевой продукции для обеспечения социального питания.

Структура программных мероприятий представлена разделами, которые обеспечивают координацию деятельности исполнителей Программы и решение поставленных задач по достижению основных целей Программы.

Система программных мероприятий по решению задачи «Развитие материально-технической базы социального питания» представлена в Приложении № 1 к Программе.

Для создания товаропроводящей инфраструктуры сельскохозяйственной продукции, формирования устойчивого спроса на сельхозпродукцию регионального производства необходимо решить задачи по увеличению производства и реализации качественных продуктов питания, в том числе обогащенных микронутриентами, путем установки современного ресурсосберегающего оборудования.

В целях поддержки настоящей Программы разработаны две ведомственные программы «Развитие переработки продукции в отрасли животноводства в Республике Дагестан на 2013 – 2015 годы»» и «Развитие переработки продукции в отрасли растениеводства в Республике Дагестан на 2013– 2015 годы». Мероприятия, направленные на решение поставленных задач, прописаны в этих ведомственных целевых программах. В данной программе будет осуществляться поддержка предприятий, не охваченных в выше указанных ведомственных программах.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных источников.

Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан с учетом фактических цен на сельскохозяйственное сырье в 2012 и 2013 годах, экспертных оценок капитальных вложений на проведение модернизации предприятий республики, приобретение и установку технологического оборудования.

Потребность в технологическом оборудовании и автотранспорте необходимом для реализации Программы:

Таблица 7

Наименование

Количество,

шт.

Цена,

тыс. рублей

Сумма,

тыс. рублей

Линия по производству мясорастительных смесей (для детского питания)

3

6 700 000

20 100 000

Линия по производству пюре, соков, десертов из плодовоовощного сырья

5

1 400 000

7 000 000

Линия по производству детских продуктов на молочной основе

6

2 405 000

14 430 000

Линия по производству каш из различного вида сырья

2

709 000

1 418 000

Линия по производству мясных и рыбных консервов

3

6 310 000

18 930 000

Туннельный пастеризатор

5

43 000 000

215 000 000

Линия по фасовке детских смесей в стелобанки 0,3л

3

460 000

1 380 000

Линия по производству сухого молока

2

11 540 000

23 080 000

Оборудование для первичной приемки молока

20

443 333

9 000 000

Автоцистерны «Газель»

30

150 000

4 500 000

Автоцистерны «Камаз»

15

2 700 000

40 500 000

Сырье и материалы

-

-

26 662 000

ИТОГО:

382 000 000

Потребность в денежных средствах для реализации Программы:

Таблица 8

(млн. рублей)

Источники

Объем финансового обеспечения, всего

млн. руб.

в т.ч. по годам

2014

2015

2016

Всего

382,0

129

127

126

в т.ч. внебюджетные источники (прогнозно)

286,6

96,8

95,3

94,5

республиканский бюджет (прогнозно)

95,4

32,2

31,7

31,5

Удельный вес из бюджета республики в планируемом объеме финансирования мероприятий по созданию системы социального питания на период 2014-2016 годов составит 25 процентов, из внебюджетных источников – 75 процентов.

Раздел 6. Перечень и характеристика основных мероприятий Программы

В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для уязвимых слоев населения особое внимание необходимо уделить осуществлению мер, направленных на развитие социального питания и обеспечение продовольственной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание.

6.1 Развитие производства продуктов питания для социальной сферы

Реализация мероприятий программы предполагает создание условий в республике для развития производства продуктов питания и товаропроводящей инфраструктуры в учреждения социальной сферы и здравоохранения.

Предприятиями агропромышленного комплекса РД производится широкий ассортимент продовольственных товаров общего назначения. Наиболее социально значимыми продуктами питания являются молоко и молочные продукты, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мясные продукты и плодоовощная продукция.

Вместе с тем, ассортимент продукции для обеспечения организаций социальной сферы ограничен.

На территории республики в рамках инвестиционных проектов планируется к 2016 году построить логистические центры.

Логистические центры создаются для приобретения у сельхозтоваропроизводителей республики овощной продукции, ее хранения в период межсезонья и реализации ее в том числе, в учреждения и организации социальной сферы и торговые предприятия. Логистические центры будут включать складские помещения с терморегулируемыми камерами, технологические линии по предпродажной подготовке (сортировке, выбраковке, очистке упаковке, штабелированию и т. д.), зоны оформления документов и информационные центры.

Производственно-логистические центры осуществляют широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением сырья от источника снабжения (сельскохозяйственное сырье) до начала производственной линии и готовых продуктов или полуфабрикатов до места потребления.

Для решения поставленных задач предприятия агропромышленного комплекса нуждаются в государственной поддержке.

Поддержку предполагается осуществлять посредством возмещения части затрат на приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта предприятиям республики, осуществляющим производство мясомолочной продукции, плодоовощной продукции, соков, хлеба и хлебобулочных изделий специализированного назначения при проведении реконструкции, модернизации и (или) строительства соответствующих производств.

Раздел 7. Оценка эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы будут выполнены задачи и достигнуты основные показатели, определяемые Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, Основами государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года по формированию системы социального питания и Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.

Предприятия Республики Дагестан получат дополнительный импульс в развитии: гарантированный спрос, дальнейшее технологическое развитие, интеграции сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, вовлечении малых форм хозяйствования в обеспечение питанием организованных коллективов.

Удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме пищевых ресурсов, требуемых для полного охвата питанием по рациональным нормам в социальном питании, возрастет с 70 до 90%, в том числе местного производства - с 40 до 80%.

Объем производства и реализации специализированных продуктов (детского и лечебного питания) и обогащенных продуктов возрастет в 1,5 - 2 раза, что обеспечит внедрение принципов здорового питания в организованных коллективах. Развитие данного вида производств на предприятиях Республики Дагестан будет способствовать повышению их конкурентоспособности.

В отрасль будет привлечено до 286,6 млн. рублей из внебюджетных источников, что составит 75% от общей суммы затрат.

Реализация Программы будет способствовать улучшению финансовой устойчивости агропромышленного комплекса республики на основе стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, проведения реконструкции и модернизации предприятий агропромышленного комплекса, а также создания благоприятного социального климата для незащищенных слоев населения республики.

Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы приведена в приложении № 2 к Программе.

Реализация Программы будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона за счет внедрения безотходных технологий, организации переработки технических отходов.

Результатом реализации Программы являются:

- доведение объема производства мясной продукции с 4,7 тыс. тонн до 7,6 тыс. тонн, хлебобулочных изделий с 207 тыс. тонн до 320 тыс. тонн, в том числе продукции функционального назначения: хлебобулочных изделий с 400 до 670 тонн; цельномолочной продукции с 19,7 до 28 тонн;

- доведение доли местных пищевых продуктов в общем объеме пищевых ресурсов, поставляемых в организации и учреждения социальной сферы, в соответствии с рациональными нормами питания с 40 до 80%;

- создание дополнительно 400 рабочих мест.

Раздел 8. Механизм управления реализацией Программы

В задачи Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД входят:

обеспечение координации действий всех участников реализации Программы;

определение наиболее эффективных форм и порядка организации работ по выполнению Программы;

согласование объемов финансирования на очередной финансовый год;

контроль за ходом реализации Программы, в том числе за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, за выполнением сроков реализации мероприятий, исполнением договоров и контрактов;

сбор отчетности о ходе выполнения программных мероприятий.

Механизм реализации Программы включает экономические и правовые формы воздействия, регулирующие отношения федеральных, региональных и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий Программы.

Раздел 9. Меры по обеспечению эффективности реализации Программы

Государственная поддержка мероприятий настоящей программы увязана с устойчивым развитием сельских территорий Республики Дагестан.

Финансовые средства в рамках программы будут направлены на развитие перерабатывающей промышленности тех муниципальных районов Республики Дагестан, которые имеют и развивают социальную и инженерную инфраструктуру.

В настоящее время Республика Дагестан осуществляет разработку проекта долгосрочной областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Дагестан» на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, в республике предусматривается государственная поддержка мероприятий по строительству и приобретению жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности; строительство общеобразовательных учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики; учреждений культурно-досугового типа; распределительных газовых сетей и локальных водопроводов. Рассматривается возможность поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов и грантовой поддержки местных инициатив по решению отдельных общественно значимых вопросов местного значения. В целях поддержки развития сельских территорий, создания новых рабочих мест программой предусматривается реконструкция и модернизация действующих производств и строительство новых.

Во всех муниципальных районах республики разрабатываются схемы территориального планирования, которые размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных районов республики.

В целях обеспечения агропромышленного комплекса республики специалистами среднего технического звена, необходимо создать систему подготовки и переподготовки таких специалистов и разработать механизмы привлечения специалистов на работу в сфере социального питания.

При реализации крупных инвестиционных проектов осуществляется создание современной инженерной инфраструктуры, инвесторами решаются жилищные вопросы для привлекаемых специалистов.

Ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности предприятий АПК области, а также комплексное развитие социальной сферы села.

На реализацию мероприятий программы предусмотрено привлечение финансовых средств из внебюджетных источников.

Приложение 1 к ведомственной целевой программе «Развитие социального питания и адресной продовольственной поддержки в Республике Дагестан» на 2014-2016 годы

СИСТЕМА (ПЕРЕЧЕНЬ) ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

№ п/п

Цель, задачи, наименование мероприятий

Источники финансового обеспечения

Объём финансового обеспечения (тыс. рублей)

в том числе по годам:

Показатели результативности выполнения мероприятий

2014

2015

2016

Наименование показателя

Базовое значение

2014

2015

2016

Целе-вое значе-ние

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Цель:

Качественное улучшение обеспечения питанием основных категорий жителей республики, нуждающихся в социальном питании путем развития и модернизации всех элементов производственной инфраструктуры и товаропроводящей сети агропромышленного комплекса республики

Задача:

Рост производства продуктов питания для обеспечения социального питания путем создание новых и развитие существующих производств глубокой переработки растительного и животного сырья и производства полуфабрикатов, формирование сети производственно-логистических центров, обеспечивающих производство и транспортировку продуктов питания для социального питания, а также формирование системы продовольственной помощи

1

Субсидии на возмещение части стоимости приобретенного технологического оборудования, специализированного автотранспорта предприятиям республики, осуществляющим, производство хлеба и хлебобулочных изделий, мясопродуктов и кисломолочных продуктов при проведении реконструкции, модернизации и (или) строительства соответствующих производств

Всего

382,0

129

127

126

Увеличение доли местных пищевых продуктов в общем объеме пищевых ресурсов, поставляемых в организации и учреждения социальной сферы

40

45

60

80

80

Республикан-ский бюджет

95,4

32,2

31,7

31,5

Средства внебюджетных источников (прогноз)

286,6

96,8

95,3

94,5

Производство хлеба и хлебобулочных изделий, тыс.т

207

220

260

320

320

в т.ч. обогащенного,.т

400

470

520

670

670

Цельномолочные продукты, тыс.т

19,7

22

25

28

28

Мясная продукция

4,7

5,8

6,4

7,6

7,6

Создание рабочих мест, ед.

90

140

285

400

400

Охват продовольствием учреждений социальной сферы, а также категорий граждан, нуждающихся в специализированном питании, тыс. чел.

930

970

1030

1152,3

1152,3

Приложение 2 к ведомственной целевой программе «Развитие социального питания и адресной продовольственной поддержки в Республике Дагестан» на 2014-2016 годы

Справочная информация о выручке от реализации продукции для социального питания и адресной поддержки населения в Республике Дагестан в 2012 – 2015 годах в разрезе предприятий

млн. руб.

№ п/п

Наименование хозяйства

2012 (факт)

2014 (прогноз)

2015 (прогноз)

2016 (прогноз)

1.

ЗАО «Хасавюртовский консервный завод» г. Хасавюрт, ул. Тотурбиева, 66

-

556

775,1

1007,6

2.

ООО «Кикунинский консервный завод», Гергебильский район, с. Кикуни

-

347,5

484,4

629,7

3.

ИП Бейбулатов «Хлебозавод № 4»

-

100

107

115,6

4.

ИП Юсупов «Хлебозавод № 3»

-

50

54

59,4

5.

ООО «Каспийхлеб»

-

20

21,6

23,8

6.

МУП «Каякентский»

-

262,5

301,8

362

7.

ОАО «Кизлярагрокомплекс»

-

200

230

276

8.

ООО «Кизляр Урицкий мясокомбинат»

-

42

46,2

53,1

9.

ОАО «Махачкалинский молзавод»

-

117

131

150,6

10.

ООО «Нагорный Дагестан»

-

40

50

60

11.

ООО «Кавказ»

-

7,0

7,7

8,9

12.

ООО «Дербентский молочный комбинат»

-

12

13,2

15,2

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 070.080.060 Иные виды и формы социального обслуживания, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 070.030.030 Финансирование социального обслуживания и льгот

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать