Основная информация

Дата опубликования: 27 октября 2020г.
Номер документа: RU89054497202000465
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация муниципального образования город Салехард
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Ямало-Ненецкий автономный округ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Администрации муниципального образования город Салехард

Об основных направлениях бюджетной и налоговой

политики муниципального образования город Салехард на 2021-2023 годы

27 октября 2020 года № 2934

             

В соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденным решением Городской Думы города Салехарда от 13 декабря 2013 года № 79, Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:

Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2021-2023 годы.

2. Муниципальному бюджетному информационному учреждению «Редакция газеты «Полярный круг» опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете «Полярный круг».

3. Муниципальному казённому учреждению «Информационно-техническое управление» разместить настоящее постановление на официальном сайте муниципального образования город Салехард.

             

Глава города Салехарда                                                                                   А.Л. Титовский                                         

                                              Утверждены

                                                                                 постановлением Администрации

                                                        города Салехарда

                                                                     от 27 октября 2020 года № 2934

Основные направления

бюджетной и налоговой политики

муниципального образования город Салехард на 2021-2023 годы

I. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард (далее – город Салехард) на 2021-2023 годы разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда от 13 декабря 2013 года № 79.

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Салехарда на 2021 - 2023 годы подготовлены на основе федерального и регионального законодательства в рамках процедуры составления проекта городского бюджета на новый бюджетный цикл с учетом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики прошлых периодов.

Бюджетная и налоговая политика города Салехарда ориентирована на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля       2019 года, положениях Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204), постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2021-2023 годы».

Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой  политики города Салехарда является определение условий и основных подходов к формированию проекта городского бюджета на 2021-2023 годы для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города, а также прозрачности и открытости бюджетного планирования.

II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики

в 2019 году и в первой половине 2020 года

Несмотря на финансовые ограничения за прошедший период, проводимые мероприятия по реализации бюджетной и налоговой политики позволили обеспечить реализацию поставленных задач, а именно сформировать и исполнить сбалансированный бюджет, обеспечить финансирование всех принятых обязательств.

В рамках проводимой бюджетной политики в 2019 году и первой половине 2020 года развитие бюджетного сектора экономики осуществлялось с учетом сохранения преемственности ранее принятых бюджетных решений, обеспечивающих стабильность городского бюджета и направленных на исполнение в полном объеме принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом.

Таким образом, в сложившихся условиях удалось решить следующие задачи:

1.  обеспечить сбалансированность бюджетной системы города Салехарда с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращения (перераспределения) неэффективных расходов;

2. исполнить показатели планов мероприятий по реализации региональных проектов, сформированные в рамках Указа №204.

3. усовершенствовать бюджетное планирование на основе муниципальных программ;

4. повысить качество предоставления муниципальных услуг и оптимизировать сеть муниципальных учреждений;

5. повысить эффективность осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;

6. усовершенствовать реализацию проекта «Бюджетная инициатива граждан» («Уютный Ямал»); 

7. повысить открытость и прозрачность бюджетного процесса по средствам государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

В 2019-2020 годах в городском бюджете предусмотрена реализация 18 муниципальных программ и 1 ведомственной программы с исполнением расходов в 2019 году 9 477,0 млн. рублей и планом в 2020 году 10 418,0 млн. рублей. Муниципальными программами охвачены все отрасли муниципального управления, программный метод планирования бюджетных расходов составляет 99%. Традиционно наибольшую долю в структуре муниципальных программ составляют расходы на социальную сферу (социальная политика, образование, культура, физическая культура и спорт) – более 60% от общего объема финансирования муниципальных программ.    

Оценка эффективности реализации муниципальных программ проводится на основе анализа выполнения целевых показателей, установленных в программах и подпрограммах, а также полноты использования финансовых средств.

По итогам проведенной оценки реализация всех муниципальных программ в отчетном году признана эффективной.

Исполнение городского бюджета в 2020 году направлено не только на выполнение социально ориентированных обязательств, но и на развитие реального сектора экономики.

На реализацию Адресной инвестиционной программы в 2020 году направлено 1 160 328,0 тыс. рублей, что более чем в 6 раз больше объема 2019 года (объем 2019 года 199 644,0 тыс. рублей). Из них 37% средств направлено на строительство и реконструкцию дорог, 62% на инженерное обеспечение объектов указанной программы, 1% в сферу образования.

Реализация Указов Президента Российской Федерации, направленных на повышение уровня оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, в прошедшем бюджетном цикле имела наивысший приоритет при исполнении расходных обязательств города Салехарда.

Все целевые показатели повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленные планами мероприятий («дорожными картами»), полностью достигнуты.

С 01 января 2019 года сохранен действующий порядок выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие «майских» Указов Президента Российской Федерации, который продолжен и в 2020 году.

В целях установления заработной платы низкооплачиваемых категорий работников не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, приводятся в соответствие должные оклады.

Кроме того, с 01 октября 2020 года осуществлена индексация заработной платы на 3,8% работников муниципальных учреждений, на которых не распространяется действие «майских» Указов Президента Российской Федерации.  

В целях развития контрольной деятельности в городе Салехарде полномочия органа муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю, возложены на департамент финансов Администрации города Салехарда. Контрольные полномочия осуществляются в соответствии с полномочиями, определёнными статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля регламентирован федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, которыми предусмотрены принципы контрольной деятельности, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего муниципального финансового контроля; права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц); правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов; правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего муниципального финансового контроля и их должностных лиц; правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля.

При реализации установленных контрольных полномочий финансовым органом города Салехарда в 2019 году и в течение первых трёх кварталов 2020 года проведено 17 контрольных мероприятий, общая сумма выявленных нарушений составила 76 366,183 тысяч рублей, в том числе в финансово-бюджетной сфере 12 750,615 тысяч рублей и в сфере закупок 63 615,568 тысяч рублей.

В целях выявленных нарушений, а также устранения условий и причин их совершения по результатам контрольных мероприятий направлялись обязательные для исполнения представления и предписания органа финансового контроля, требования которых исполнялись в полном объёме.

Кроме того, при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий в сфере закупок признаков административных правонарушений, полномочия по возбуждению которых у органа внутреннего муниципального финансового контроля отсутствуют, все необходимые в целях возбуждения дел материалы направлялись в прокуратуру города Салехарда.

В целях сохранения сбалансированности городского бюджета одним из основных направлений реализации бюджетной политики за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития муниципального образования и создания системы оценки эффективности использования бюджетных средств.

Также стоит отметить, что в городе Салехарде успешно продолжает свою реализацию проект по созданию новых объектов благоустройства в рамках регионального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

В целях проведения грамотной и взвешенной бюджетной политики, повышения ответственности главных распорядителей средств городского бюджета, их стимулирования при осуществлении бюджетного процесса, с 1 января 2012 года проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств городского бюджета. Данный мониторинг создает условия и определяет направления по повышению качества управления финансами на стадии планирования и исполнения городского бюджета и формирования отчетности.

Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены на официальном сайте города Салехарда. 

Эффективное управление общественными финансами – это важнейший фактор успешной реализации органами публичной власти своих функций. В связи с этим в городе Салехарде успешно внедряются прогрессивные методы управления бюджетным процессом.

С 2018 года на территории города Салехарда осуществляется реализация проекта «Бюджетная инициатива граждан» («Уютный Ямал»).

По итогам оценки за предшествующий период получены следующие результаты:

В 2019 году реализовано 4 инициативных проекта, что в два раза превысило показатель 2018 года.

Стоимость проектов в 2019 году составила 3 533,0 тыс. рублей. В 2018 году данный показатель равен 1 000,0 тыс. рублей.

Следует отметить, что количество отобранных проектов в 2020 году с плановой стоимостью составило 11 153,0 тыс. рублей.

В целях развития школьного инициативного бюджетирования с 2020 года на территории города Салехарда началась реализация школьного партисипаторного бюджетирования в рамках реализации проекта «Бюджетная инициатива граждан» («Уютный Ямал»).В проекте принимают участие 6 общеобразовательных организаций города Салехарда, с объемом средств на реализацию проектов 1,8 млн. рублей.

Также за отчетный период на территории города Салехарда были реализованы мероприятия, направленные на повышение бюджетной и финансовой грамотности населения, которые в первую очередь ориентированы на школьников. В рамках Всероссийской недели финансовой грамотности на базе общеобразовательных организаций проведены Дни финансовой грамотности. Всего проведено более 30 мероприятий.    

Исполнение доходной части бюджета за 2019 год (с учетом безвозмездных поступлений) составило 9 781,8 млн. рублей или 100 процентов к годовым бюджетным назначениям по доходам.

Всего в 2019 году в бюджет города поступило 1 956,5млн. рублей налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с предыдущим годом отмечено небольшое снижение вышеуказанных доходов на 1 процент или на 20,0 млн. рублей. Основными причинами являются:

- сокращение выплат материального характера и проведением оптимизации учреждений;

- снятие с налогового учета налогоплательщиковединого налога на вмененный доход;

- оспаривание арендаторами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;

- возврат переплаты налогоплательщикам по плате за негативное воздействие на окружающую среду за прошлые годы в связи с отменой коэффициента 2 к методике расчета платы, а также зачет переплаты в счет будущих платежей.

Основную долю в формировании доходной части бюджета города Салехарда составляют: налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, земельный налог, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В 2019 году доходы от вышеуказанных налогов составили 87 процентов всего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города Салехарда.

При сравнении объёма поступлений налоговых и неналоговых доходов за 1 полугодие 2020 года с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых показателях отмечено снижение поступлений на 1,2 процента или на 10,8 млн. рублей. Основной причиной является ухудшение экономической ситуации в России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и принятием мер по устранению последствий данной инфекции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» предусматривается для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших, в том числе в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, продление на шесть месяцев срока уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога за 2019 год. Перенесен на шесть месяцев срок уплаты по всем налоговым платежам, за исключением налога на добавленную стоимость, за 1 квартал 2020 года и на четыре месяца за полугодие (2 квартал) 2020 года. Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу за первый квартал 2020 года перенесен на 30 октября 2020 года, за второй квартал 2020 года – на 30 декабря 2020 года.

Во исполнение вышеуказанного постановления не будут применяться налоговые санкции за налоговые правонарушения, совершенные в период с 1 марта 2020 года до 30 июня 2020 года включительно.

В Ямало-Ненецком автономном округе утверждены и приняты пакеты мероприятий, направленные на поддержку малого и среднегопредпринимательства в отраслях экономики, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, предусматривающие:

- снижение ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения доходы в размере 1%;

- снижение ставки единого налога на вмененный доход до 7,5 процентов;

- имущественная поддержка предоставляется в отношении муниципального имущества (включая земельные участки), в виде максимального снижения размера арендной платы либо отсрочки ее уплаты.

Кроме того произведена выплата субсидий в целях возмещения затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере общественного питания и субсидий  субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность на территории города Салехарда и деятельность которых была приостановлена в период с 31 марта до 01 сентября 2020 года в связи с введением режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с постановлением Администрации города Салехарда  от 25 марта 2010 года № 83 «О порядке оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам» проведена оценка эффективности налоговым льгот. По результатам оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам за 2018 год установлены дублирующие и невостребованные налоговые льготы, которые подлежат отмене с 01 января 2020 года, а именно:

-  налог на имущество физических лиц – две категории налогоплательщиков;

- земельный налог – семь категорий налогоплательщиков.

Объем налоговых льгот по земельному налогу в 2019 году составил 19,5 млн. рублей.

В ходе реализации налоговой политики продолжена работа с  налогоплательщиками бюджета города Салехарда с целью обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет города, увеличения налогооблагаемой базы.

III. Основные направления налоговой политики города Салехарда

на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов

Основные направления налоговой политики города Салехарда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов определяют стратегию действий Администрации города Салехарда в части формирования доходов и являются основой для формирования бюджета города на 2021 год.

Целью налоговой политики города Салехарда на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, напрямую связанной с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, является увеличение доходной части бюджета города, обеспечение сбалансированности бюджетной системы при одновременной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков.

При определении общих параметров объема доходной части бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов учтены планируемые изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, а именно:

1. Установление дополнительных нормативов отчислений в бюджет города Салехарда с 01 января 2021 года:

- от платы за негативное воздействие на окружающую среду с 60 процентов до 100 процентов;

- от налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансовогоплатежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента с 40 процентов до 100 процентов.

2. Прекращение действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 02 июня 2016 года № 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Принят Федеральный закон от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году». В соответствии с изменениями, внесенными вышеуказанным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации с 2021 года устанавливается дополнительный норматив отчислений в бюджет городских округов от налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей в размере 13 процентов.

Постановлением Администрации города Салехарда от 13 февраля 2020 года № 353 «Об утверждении порядка формирования перечня налоговых расходов и порядка оценки налоговых расходов  муниципального образования город Салехард» определены новые подходы к проведению оценки эффективности налоговых расходов с учетом общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года №796.

В случае выявления несоответствия налоговых расходов целям муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики города Салехарда, не относящимся к муниципальным программам города Салехарда, кураторами налоговых расходов будет осуществляться подготовка предложений по их отмене, уточнению либо изменению условий их предоставления. Новые налоговые расходы должны устанавливаться на ограниченный период времени.В 4 квартале 2020 года будет сформирован и  утвержден перечень налоговых расходов муниципального образования город Салехард на 2021 год.

В соответствии с решением Городской Думы города Салехарда для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории города Салехарда, сохранены налоговые преференции по земельному налогу на 2021 год.

В течение 2020 года приняты на федеральном уровне изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с 01 января 2021 года:

1) С 1 января 2021 года устанавливаются особенности налогообложения налога на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках.

При определении налоговой базы в отношении таких доходов будет исключаться доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. Налог рассчитывают налоговые инспекциина основании сведений, предоставленных кредитными учреждениями.

2) С 1 января 2021 года увеличиваются лимиты по доходам и численности работников, дающие право на применение упрощенной системы налогообложения.

С 2021 года упрощенную систему налогообложения смогут применять налогоплательщики, доходы которых в отчетном году не превысили 200 млн. рублей, а средняя численность сотрудников – не более 130 человек (по действующему законодательству 150 млн. рублей и 100 человек соответственно).

При этом, начиная с квартала, в котором доходы превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей и (или) средняя численность сотрудников превысила 100 человек, но сложилась ниже 130 человек, применяются повышенные ставки налога:

- 8% (вместо 6%), если объектом налогообложения являются доходы;

- 20% (вместо 15%) для объекта налогообложения «доходы – расходы».

Кроме того, принят Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», определяющий в качестве одной из мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации предоставление льгот по налогам. С 01 января 2021 года планируется установление налоговой льготы для резидентов Арктической зоны, реализующих инвестиционные проекты в туристической сфере, в отношении земельных участков, непосредственно используемых для реализации инвестиционных проектов в туристической сфере, в течение 5 лет с момента получения статуса резидента.

В предстоящем трехлетнем периоде будет продолжена работа, направленная на укрепление и увеличение доходной части бюджета, а именно:

- обеспечение качественного прогнозирования и выполнения установленного плана по поступлению доходов бюджета;

- взаимодействие с администраторами доходов с целью выполнения плановых назначений и повышение ответственности за формирование администрируемых прогнозных показателей по доходам;

- обеспечение жесткого контроля администраторами доходов бюджета за поступлением платежей в бюджет, проведение своевременной претензионно-исковой работы;

- взаимодействие администраторов доходов со службой судебных приставов с целью обеспечения своевременного и в полном объеме взыскания задолженности в бюджет;

-  усиления муниципального земельного контроля;

- сокращение размеров просроченной задолженности по неналоговым доходам;

- активизации работы в части обеспечения полноценного и достоверного учета муниципального имущества, в том числе земельных участков;

- выявления организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Салехарда и не состоящих на налоговом учете;

- проведение мероприятий по развитию застроенных территорий.

IV. Основные направления бюджетной политики

на 2021-2023 годы

В условиях ухудшения экономической ситуации, связанных с  ограничениями, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19),приоритетом бюджетной политики в среднесрочной перспективе является обеспечение устойчивости бюджетной системы муниципального образования город Салехард.

В сложившихся условиях возникла необходимость корректировки ранее намеченных направлений реализуемой бюджетной политики, а также изменения приоритетов при формировании бюджетных расходов с одновременным выполнением задач, определенных в рамках реализации национальных проектов.

Таким образом, в сложившихся условиях основными направлениями бюджетной политики на 2021-2023 годы являются:

1.  Обеспечение сбалансированности бюджетной системы города Салехарда с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращения (перераспределения) неэффективных расходов.

2. Достижение показателей реализации региональных проектов, сформированных в рамках Указа №204.

3. Совершенствование бюджетного планирования на основе муниципальных программ.

4. Повышение качества предоставления муниципальных услуг и оптимизация сети муниципальных учреждений.

5. Совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля и повышения качества осуществления контрольной деятельности.

6. Реализация проекта «Бюджетная инициатива граждан» («Уютный Ямал») на территории муниципального образования город Салехард. 

7. Обеспечение публичности и открытости бюджетного процесса. Осуществление работы по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения.

1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы города

Салехарда с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращения (перераспределения) неэффективных расходов

На протяжении последних лет бюджет города Салехарда на очередной год и плановый период является сбалансированным и планируется без дефицита.   Сбалансированность бюджета является основополагающим принципом его формирования и исполнения, а соблюдение равновесия бюджетных расходов и доходных источников их финансирования определяется как ключевая задача бюджетной политики на долгосрочный период.

В этой связи при формировании бюджета необходимо обеспечить в полном объеме финансирование принятых ранее действующих расходных обязательств, а принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности и целесообразности реализации в пределах имеющихся ресурсов.

Как и ранее бюджетная политика в части расходов городского бюджета должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и быть направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов городского бюджета. Ключевым требованием к расходной части бюджета на предстоящий бюджетный цикл будет достаточность финансовых ресурсов для эффективного исполнения возложенных на органы местного самоуправления полномочий с максимальной отдачей.

Для реализации данных подходов главные распорядители бюджетных средств обязаны выстроить систему приоритезации принятых расходных обязательств, увязав объемы бюджетных расходов с целями и задачами социально-экономического развития города.

В этой связи в приоритетном порядке будут запланированы финансовые ресурсы на достижение целей, установленных региональными проектами, разработанными для реализации Указа №204.

По-прежнему остается актуальным вопрос предсказуемости бюджетного планирования. Главным распорядителям бюджетных средств необходимо уходить от практики распыления финансовых ресурсов на вопросы, не связанные с решением важных стратегических задач. Бюджетное планирование должно охватывать трехлетний горизонт, при этом главным распорядителям бюджетных средств следует сконцентрировать имеющиеся в распоряжении ведомства бюджетные ассигнования на достижении поставленных целей в соответствующей сфере муниципального управления.

Одновременно с повышением предсказуемости бюджетного планирования важным направлением реализации бюджетной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств, использование резервов для достижения планируемых результатов, сокращение неэффективных расходов.

Данное направление включает следующие мероприятия:

- совершенствование принятия бюджетных решений, направленных на исключение излишних процедур и механизмов в части предоставления и распределения финансовых ресурсов, исполнения городского бюджета, реализации мероприятий, направленных на решение вопросов, относящихся к приоритетным расходным обязательствам;

-  обеспечение гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или приоритетов за счет повышения оперативности принятия решений в бюджетной сфере;

- принятие бюджетных решений на основе принципов проектного управления;

- оптимизация бюджетных расходов, в том числе направленных на содержание муниципальных учреждений, включая передачу отдельных непрофильных функций на аутсорсинг;

- продолжение работы по инвентаризации принятых расходных обязательств на предмет соответствия приоритетам социально-экономического развития города;

- централизация обеспечивающих функций, в т.ч. бюджетного (бухгалтерского) учета, совершенствования методологии, оптимизации и унификации учетных процедур;

- применение механизмов, способствующих привлечению дополнительных внебюджетных источников для решения отдельных вопросов, связанных с развитием инфраструктуры города;

-  повышение качества оказания муниципальных услуг (работ);

- вовлечение граждан в процесс распоряжения муниципальными финансами посредством реализации проекта «Бюджетная инициатива граждан» (Уютный Ямал)».

2. Достижение показателей реализации региональных проектов, сформированных в рамках Указа № 204

Ключевые направления развития экономики установлены в Указе № 204.

На территории города Салехарда,  с учетом планов региональной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, планируется реализация национальных  проектов:

- национальный проект «Образование»;

- национальный проект «Жилье и городская среда»;

- национальный проект «Культура»;

- национальный проект «Экология»;

- национальный проект «Демография»;

- национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».  

Также приоритетным направлением бюджетной политики в социальной сфере на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов является сохранение достигнутых в 2020 году показателей средней заработной платы работников в сфере образования и культуры. В период 2021-2023 годов при формировании городского бюджета в рамках данного направления будет обеспечена в объеме потребности концентрация бюджетных ресурсов на достижении значений установленных показателей.

3. Совершенствование бюджетного планирования

на основе муниципальных программ

Одним из важнейших направлений бюджетной политики является совершенствование программно-целевого бюджетного планирования на основе муниципальных программ. В этой связи главной задачей остается увязать стратегическое и бюджетное планирование.

Перспективным направлением реализации программно-целевого метода в предстоящем бюджетном цикле будет построение комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с формированием муниципальных программ, основанных на проектных принципах управления, которые позволят обеспечить реализацию Указа № 204. Для этого будут продолжены работы по внедрению процедур проектного управления в деятельность исполнительных органов муниципального образования в части реализации региональных проектов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом на стадии принятия соответствующих бюджетных решений важным является отработать эффективный механизм финансирования муниципальных программ, в основе которого должно быть распределение бюджетных ресурсов в прямой зависимости от достижения конкретных результатов, а также обеспечить соответствие целей и задач региональных проектов с показателями муниципальных программ.

4. Повышение качества предоставления муниципальных услуг и оптимизация сети муниципальных учреждений

Принимая во внимание преемственность проводимой ранее бюджетной политики, а также необходимость реформирования системы оказания муниципальных услуг, важным направлением развития общественных финансов в предстоящий трехлетний период является оптимизация и повышение качества предоставления муниципальных услуг.

В новом бюджетном цикле необходимо продолжить дальнейшее совершенствование нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Данная работа должна осуществляться главными распорядителями средств городского бюджета до начала стадии планирования бюджетных ассигнований, иначе возникнет негативная ситуация, когда на счетах бюджетных и автономных учреждений будут скапливаться остатки средств, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов городского бюджета является недопустимым.

Также достаточно остро стоит вопрос оптимизации затрат на содержание имущества, непосредственно не связанного с оказанием муниципальных услуг. В этом направлении также необходимо унифицировать систему планирования, переходя к разработке единых базовых нормативов затрат.

Еще одним немаловажным направлением оптимизации бюджетных расходов и развития системы оказания муниципальных услуг является расширение практики оказания платных услуг населению. Необходимо добиться того, чтобы приносящая доход деятельность в общем объеме финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений составляла значимую величину.

При этом, предоставляя услуги населению на платной основе, необходимо не забывать и содействовать формированию рыночных механизмов оказания муниципальных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих развитие конкурентной среды с привлечением негосударственных организаций к их оказанию.

По-прежнему одним из важнейших направлений бюджетной политики города Салехарда является оптимизация сети муниципальных учреждений. Необходимо проанализировать все предоставляемые услуги муниципальными учреждениями и в случае выявления невостребованных услуг принимать решение об оптимизации штатной численности данного учреждения.

Также существенным резервом сокращения расходов городского бюджета при оптимизации сети муниципальных учреждений является проведение мероприятий, направленных на объединение и укрупнение учреждений по признаку аналогичности выполняемых задач и функций.

Главной целью данных мероприятий является:

- повышение уровня контроля главного распорядителя средств городского бюджета за деятельностью подведомственных учреждений;

- сокращение численности административно-управленческого аппарата;

- оптимизация цены услуг в направлении снижения их себестоимости;

- укрепление материально-технической базы учреждений за счет экономии бюджетных средств.

Эффективное использование бюджетных средств, прежде всего, должно касаться расходов на содержание органов местного самоуправления. В этой связи бюджетная политика города Салехарда будет развиваться в следующих направлениях:

- недопущение роста штатной численности в органах местного самоуправления, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа;

- расширение практики нормирования материальных затрат, призванной повлиять на совершенствование механизма планирования расходов на содержание органов местного самоуправления;

- продолжение работы по оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления (их структурных подразделений), совершенствованию управленческих структур, в том числе и за счет укрупнения и передачи на централизованное исполнение учетной деятельности, устранению избыточных функций, а также сокращению дублирования функций и полномочий.

5. Совершенствование системы внутреннего муниципального

финансового контроля и повышения качества

осуществления контрольной деятельности

Эффективное использование бюджетных средств является обязательным условием успешного функционирования государства, реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций.

Важную роль в этих вопросах занимает система муниципального финансового контроля. С ее помощью обеспечивается соблюдение положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдение условий муниципальных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Современный этап развития финансовых отношений характеризуется комплексным реформированием системы внутреннего муниципального финансового контроля.

В целях совершенствования контрольной деятельности Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» в положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле внесены изменения.

В значительной части расширены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Контроль теперь осуществляется не только за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, но и за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С 01 января 2020 года контроль в сфере закупок, осуществляемый органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, отнесен к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и осуществляется в рамках бюджетного законодательства.

В полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля также вошли, например: контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; проверка достоверности отчетов о результатах предоставления и использования бюджетных средств.

Принципиальная новая трактовка дана понятиям представления и предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен перечень бюджетных нарушений, которые могут быть допущены участниками бюджетного процесса. При этом статьями 306.4 - 306.7, определены виды бюджетных нарушений, в отношении которых возможно применение бюджетных мер принуждения.

С 01 июля 2020 года подлежат применению единые федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

Такие стандарты устанавливают в частности: принципы контрольной деятельности; права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов контроля; правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов; правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля; правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц.

Кроме того, органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля предоставлено право издавать ведомственные правовые акты (стандарты), обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Вносимые изменения и дополнения в бюджетное законодательство потребовали от органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Ямало-Ненецкого автономного округа приведение нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов) в соответствие с федеральным законодательством. Будет продолжена работа по разработке и утверждению ведомственных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Важной составляющей эффективности реализации национальных проектов является контроль за использованием средств, выделенных на их реализацию.

В рамках указанных поправок планируется изменение органами финансового контроля муниципального образования осуществления контрольных мероприятий в сфере закупок.

Согласно новой редакции пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2020 года к полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля относится, в том числе, контроль в сфере закупок. Органы внутреннего муниципального финансового контроля получают полномочия на направление в суд исков о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

С августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

Поправки направлены на расширение сферы государственного (муниципального) финансового контроля, формирование федеральной системы стандартов такого контроля, совершенствование порядка реализации его результатов, а также развитие внутреннего финансового аудита.

Расширен предмет контроля и детализирован перечень объектов проверки. Объекты контроля определяются дифференцировано с учетом необходимости сопровождения соответствующих средств до достижения конечной цели их предоставления.

Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» направлен на создание правовых основ для формирования федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, развития внутреннего финансового аудита, совершенствования порядка формирования представлений и предписаний органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и применения бюджетных мер принуждения.

Уточняется определение внутреннего финансового аудита, соответствующее международным стандартам.

6. Реализация проекта «Бюджетная инициатива граждан» («Уютный Ямал») 

на территории муниципального образования город Салехард

В этой связи представляется целесообразным проводить работу по вовлечению граждан в бюджетные инициативы, что автоматически приводит к росту заинтересованности общественности в бюджетной информации, повышает эффективность форм предоставления информации, но самое главное, обеспечивает сопричастность граждан к решению насущных проблем общества.

Внедрение и развитие инициативного бюджетирования в муниципальном образовании позволит достичь положительного экономического и социального эффекта:

- повышение эффективности расходования бюджетных средств;

- повышение сохранности реализованных проектов;

- привлечение дополнительного финансирования;

- рост вовлеченности граждан в бюджетный процесс;

- повышение уровня доверия к власти;

- повышение бюджетной грамотности населения;

- снижение иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в развитии муниципального образования.

7. Обеспечение публичности и открытости бюджетного процесса. Осуществление работы по повышению бюджетной

и финансовой грамотности населения

В целях обеспечения публичности и прозрачности бюджетного процесса  на регулярной основе осуществляется публикация в сети Интернет общедоступных данных. 

На предстоящий цикл будет продолжена работа по публикации «Бюджет для граждан» для обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджете и отчете, об исполнении бюджета, бюджетной системы и бюджетного процесса в муниципальном образовании.

В рамках исполнения бюджетной политики, направленной на повышение бюджетной и финансовой грамотности населения, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа разработана Стратегия повышения бюджетной и финансовой грамотности населения автономного округа с привлечением участия в ее реализации всех муниципальных образований автономного округа.

Разработанный комплексный план мероприятий позволит увеличить численность финансово грамотных людей на территории нашего города.

При реализации данного направления на территории муниципального образования город Салехард будут достигаться следующие цели: повышение бюджетной и финансовой грамотности населения города, создание условий для дальнейшего вовлечения граждан в принятие бюджетных решений, формирование у граждан разумного финансового поведения. Для достижения поставленных целей необходимо будет решить ряд задач. Таких как реализация образовательных программ по повышению бюджетной и финансовой грамотности, реализация информационной кампании, обеспечение доступности информационно-методических материалов и информационно-образовательных ресурсов для различной целевой аудитории населения.     

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Полярный круг" № 45/1 от 05.11.2020, Официальный Интернет-сайт муниципального образования города Салехард от 28.10.2020
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать