Основная информация

Дата опубликования: 23 марта 2020г.
Номер документа: RU13043606202000010
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Мордовия
Принявший орган: Администрация Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ

Документ подписан ЭП 17.09.2020 14:54

Владелец: Куткина Ольга Владимировна

ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕНЬГУШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Сертификат: 01A6957100E3AB20A24A04888A48975D9C

действителен с 23.06.2020 по 23.06.2021

Издатель: "ООО ""КОМПАНИЯ ""ТЕНЗОР"""

АДМИНИСТРАЦИЯ

ТЕНЬГУШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от « 23 » марта 2020 года № 147

с. Теньгушево

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЕНЬГУШЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ» НА 2020-2025 Г.Г.

Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2013 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 года № 507 «Об утверждении государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы», Уставом Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия, администрация Теньгушевского муниципального района постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Теньгушевском муниципальном районе» на 2020-2025 гг.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Теньгушевского муниципального района – начальника управления по социальной работе администрации Теньгушевского муниципального района Д.В. Казанцева.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

И.о. Главы Теньгушевского муниципального района

О.В. Куткина

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

администрации Теньгушевского

муниципального района

от «23» марта 2020 г. № 147

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЕНЬГУШЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ» НА 2020-2025 ГОДЫ

Паспорт

муниципальной программы
«Гармонизация межнациональных и межконфессиональных
отношений в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия на 2020 – 2025 годы»

(далее – муниципальная программа)

Наименование муниципальной программы

Муниципальная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия» на 2020 – 2025 годы

Заказчик муниципальной программы

Администрация Теньгушеского муниципального района Республики Мордовия

Основной разработчик муниципальной программы

Управление по социальной работе администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия

Цели программы

– упрочение гражданской солидарности и общероссийского гражданского самосознания в условиях формирования российской идентичности - осознания принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации (российской нации) у ее граждан, проживающих на территории Теньгушевского муниципального района;

– гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений на основе сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия народов, населяющих Теньгушевский муниципальный район;

– обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; противодействие распространению идей экстремизма и ксенофобии

Задачи программы

– совершенствование системы управления и координации органов местного самоуправления и институтов гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Теньгушевском муниципальном районе;

– сохранение и развитие духовного и культурного потенциала народов, населяющих Теньгушевский муниципальный район на основе идей межэтнического и межконфессионального согласия;

– развитие социальной инфраструктуры учреждений, способствующих поддержанию межнационального мира и согласия, созданию позитивного образа Теньгушевского муниципального района и культур народов, населяющих его

Важнейшие целевые индикаторы и показатели муниципальной программы

доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве жителей Теньгушевского муниципального района, %;

уровень толерантного отношения к представителям другой национальности, %;

численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия, тыс. чел.;

количество мероприятий муниципального значения, проведенных в Теньгушевском муниципальном районе и способствующих гармонизации межнациональных отношений, этнокультурному развитию, профилактике этнического и религиозно-политического экстремизма, снижению уровня межэтнической и религиозной напряженности, ед.

Сроки и этапы реализации муниципальной программы

2020-2025 годы

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Муниципальной программы составляет 30 тыс. рублей, из них за счет средств районного бюджета 30 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2020 году – 5 тыс. руб.;

в 2021 году – 5 тыс. руб.;

в 2022 году – 5 тыс. руб.;

в 2023 году – 5 тыс. руб.;

в 2024 году – 5 тыс. руб.;

в 2025 году – 5 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

в результате реализации Программы ожидается:

распространение идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации;

формирование общероссийской гражданской идентичности населения района вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности;

повышение уровня этнокультурной компетентности муниципальных служащих, сотрудников органов правопорядка и т. д.;

реализация комплекса мер, направленных на предупреждение ксенофобии, шовинизма, национализма и межэтнических конфликтов;

содействие интеграции этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, в местное сообщество.

Глава 1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития государственной национальной политики

в Теньгушевском муниципальном районе

В настоящее время в Теньгушевском муниципальном районе сохраняется в целом благоприятный климат межнациональных и межконфессиональных отношений между народами, исторически проживающими на этой территории. Этому способствует проведение в районе большой работы по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского и других народов, населяющих район, их приобщение к собственным национально-культурным традициям, создание атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности.

На 1 января 2019 года на территории Теньгушевского муниципального района проживают 9753 человека, из них: 59,2% - русские, 39% - мордва, 0,5% - татары и 1,3% - другие национальности.

На консолидацию многонационального сообщества района направлена деятельность Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при главе Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия. Органами местного самоуправления района ведется активная работа совместно с институтами гражданского общества по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в районе, а также по этнокультурному развитию народов, проживающих на его территории.

В процессах консолидации многонационального общества и повышения национального самосознания важную роль играют народные праздники и традиции, которые нацелены на сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальных традиций и фольклора народов, населяющих район. К их числу относятся: праздники села, района, ежегодный районный фестиваль народного творчества «Теньгушевское семицветье», «Шумбрат, Мордовия!», «Матрешка – достояние республики», «Ярмарка в Теньгушах», дни мордовского языка «Эрзянь келень чи», «Дни села», районные выставки декоративно-прикладного искусства, «Проводы русской зимы», пасхальные мероприятия. Инициация и проведение подобных мероприятий формируют имидж района, в котором сохраняется прочный гражданский мир, взаимопонимание и согласие между народами, создаются благоприятные условия для сохранения культурного многообразия.

В целях формирования толерантного отношения к мигрантам, уважительного и терпимого отношения населения к иностранным гражданам различных национальностей, повышения ответственности работодателей, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу, при главе администрации района создан Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям, на заседаниях которого рассматриваются вопросы недопущения обострения ситуации на рынке труда в условиях финансового кризиса, предупреждения конфликтных ситуаций среди мигрантов и коренного населения, противодействия экстремистским проявлениям в районе.

На страницах районной газеты «Примокшанье» открыты рубрики, где регулярно размещаются материалы, пропагандирующие идеи дружбы, гражданского и духовного единения народов, проживающих на территории Теньгушевского муниципального района.

Вместе с тем отношения в области межнациональных и межконфессиональных взаимодействий и взаимопроникновения, являясь важной составной частью общественных отношений в развивающемся, модернизирующемся государстве, требуют пристального внимания и системного регулирования.

Разработка муниципальной программы актуализирована целесообразностью реализации нового концептуального системного подхода по противодействию возможным проявлениям террористического и экстремистского характера, важностью сохранения стабильной ситуации во всех сферах общественных отношений в районе с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных вопросов в районе.

Муниципальная программа является действенным инструментом минимизации отмеченных негативных фактов и явлений, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в районе, повышения уровня благополучия граждан, комплексно-межотраслевой и социально ориентированный характер, которой призван развивать потенциал проживающих на ее территории народов. Реализация муниципальной программы должна способствовать выработке единых подходов к решению важных аспектов государственной национальной политики Российской Федерации муниципальными органами, различными политическими и общественными силами района.

Глава 2. Общая характеристика межнациональных и межконфессиональных отношений в Теньгушевском муниципальном районе

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Теньгушевского муниципального района проживают представители 39 национальностей, в число которых входят мордва, русские, татары, армяне, украинцы, чуваши и другие народы. Численность населения по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляла 11 530 человек, из них: 39,5% - мордва, 59% - русские 0,5% - татары и 1% - другие национальности.

Мордовский народ состоит из двух основных этнических групп: мокши и эрзи. Кроме того, на территории района выделяется ещё одна этническая группа мордовского этноса – шокша или теньгушевская мордва.

Государственные языки русский и мордовский (мокшанский, эрзянский). Мордовский язык принадлежит к финской группе урало-алтайской семьи.

Отмечаются тенденции в национальном составе населения, что осложняет ситуацию в сфере общественных отношений. К ним можно отнести естественное движение населения (рождаемость - смертность) и активизировавшиеся в последние десятилетия миграционные процессы, в результате которых в районе сформировались относительно немногочисленные группы выходцев из бывших союзных республик (армяне, узбеки, таджики, грузины, и т. д.)

Динамизм миграционных движений, связанных с переселением людей, детерминирует множество экономических и социальных проблем (размещение и трудоустройство мигрантов, рост нагрузки на социальную инфраструктуру, в частности, на детские сады, школы и больницы, различия национальных и культурных традиций). Приток мигрантов оказывает дополнительное давление на рынок труда. Неконтролируемые потоки рабочей силы входят в противоречие с интересами граждан, проживающих в районе, потерявших работу и претендующих на рабочие места, занятые мигрантами, прибывшими в район на заработки. Более того, мигранты сосредоточены в отраслях, привлекательных для местных жителей - торговля, сфера услуг, строительство. Если в прежние годы почти половина россиян надеялась на то, что мигранты восполнят нехватку рабочих рук на малооплачиваемой и непрестижной работе, то сейчас респонденты считают, что в Россию едут ненужные на родине люди или авантюристы с соответствующими наклонностями и предлагают ввести жесткие меры, регулирующие въезд мигрантов в страну.

Следовательно, требуется грамотная и продуманная государственная миграционная политика, первоочередными задачами которой стало бы совершенствование системы содействия адаптации и интеграции в сфере миграционного законодательства, усиления контроля за соблюдением мигрантами российских законов. Значительную роль в обеспечении успешной социокультурной адаптации и интеграции мигрантов призваны сыграть институты гражданского общества.

Следует отметить, что затрудняет процесс адаптации и интеграции мигрантов недостаточно эффективно организованное просвещение мигрантов. Решению этих проблем должно способствовать введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов. Задача органов местного самоуправления, принимающих мигрантов на свою территорию, - организация такого обучения.

Мешает успешной адаптации мигрантов и низкий уровень межкультурного общения и доверия между местным населением и мигрантами. Способствовать решению этой проблемы должно активное вовлечение мигрантов в проведение массовых культурных мероприятий по линии общественных организаций района и институтов гражданского общества.

Кроме того, на территории района выявляются и пресекаются правоохранительными органами факты проявлений политического и национального экстремизма, которые наиболее остро проявляются в молодежной среде.

Религиозная ситуация в районе характеризуется стабильностью и веротерпимостью. Доминирующей религией среди населения является православное христианство. Второе место по численности верующих среди населения занимает ислам. В целом межнациональные, межконфессиональные отношения оцениваются как устойчивые и весьма комфортные для проживания и жизнедеятельности представителей всех национальностей.

Комплексный подход, подкрепленный соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, при объединении усилий правоохранительных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, средств массовой информации, учреждений образования и культуры позволит добиться повышения результативности воздействия на формирование межнациональных и межконфессиональных отношений в районе.

Глава 3. Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в сфере реализации языковой политики, национального образования, науки и этнокультурного развития

в Теньгушевском муниципальном районе

Межнациональные и межконфессиональные отношения, основанные на взаимоуважении и доверии, закрепились в Теньгушевском муниципальном районе в виде прогрессивных тенденций и являются предметом особой заботы органов муниципальной власти во взаимодействии с общественными этнокультурными объединениями и иными институтами гражданского общества.

Этнокультурному развитию способствует проведение взвешенной и целенаправленной языковой политики, а также целенаправленное развитие национального образования в районе.

Языковая политика района строится на основе Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Мордовия и направлена на обеспечение использования, сохранение и равноправное развитие государственных языков Республики Мордовия, обеспечение конституционного права граждан на пользование родным языком.

Государственными языками района являются русский и мордовский (эрзянский) языки. Целями языковой политики района являются создание благоприятных условий для равноправного развития языков всех народов, проживающих в районе, повышение национального самосознания, сохранение достижений культуры и письменности, а также удовлетворение языковых и культурных запросов этнических диаспор на его территории.

Реализация языковой политики осуществляется в рамках Закона Республики Мордовия от 6 мая 1998 г. N 19-З "О государственных языках Республики Мордовия" и ряда нормативных правовых актов, в которых заложены принципы реализации юридического и фактического равенства государственных языков, формирования полноценного двуязычия (многоязычия), воспитания уважительного отношения к языкам всех народов, проживающих на территории района. В связи с этим осуществляются меры по изучению государственных языков в образовательных учреждениях района, созданию условий для расширения их функционирования в средствах массовой информации, в сфере культуры.

В районе недопустима пропаганда и пренебрежение к любому языку, равно как и дискриминация по языковому признаку. Гарантируются политические, экономические, социально-культурные, личные и иные права и свободы человека и гражданина вне зависимости от знания или незнания какого-либо языка.

Органы местного самоуправления обеспечивают на территории района создание системы образовательных учреждений с обучением на родном языке. Подготовка специалистов по мордовскому (эрзянскому, мокшанскому) государственному языку осуществляется в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», ГБОУ СПО «Зубово-Полянский педагогический колледж» и ГБОУ СПО «Ичалковский педагогический колледж им. С.М. Кирова». Эта работа ведется по совмещенным специальностям «Учитель эрзянского языка, литературы и русского языка и литературы», «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой по родному языку».

По состоянию на 1 сентября 2019/2020 учебного года, в Теньгушевском муниципальном районе функционируют 2 дошкольных образовательных учреждения (МБДОУ «Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко», МБДОУ «Барашевский детский сад»).

В связи с введением федеральных государственных требований в 2011 г. авторским коллективом преподавателей Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта «Национальное дошкольное образование в контексте единства образовательного пространства России» издан региональный модуль для детей дошкольного возраста «Мы в Мордовии живем», направленный на изучение языков, истории и культуры мордовского народа.

В настоящее время в Теньгушевском муниципальном районе функционируют 2 общеобразовательных учреждения: МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» с обособленными подразделениями Такушевская СОШ, Шокшинская СОШ, Широмасовская ООШ, МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» с обособленным структурным подразделениям Дачная СОШ. В ОСП «Шокшинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.С. Пряхина» мордовский (эрзянский) язык преподается с 5 по 11 класс, с общим охватом 26 учащихся. В школе оборудован кабинет родного языка, функционирует паспортизированный краеведческий музей. В МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» и обособленных структурных подразделениях со 2 по 7 классы изучается мордовский (эрзянский) язык как государственный язык РМ. В МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» изучается мордовский (мокшанский) язык. Изучением мордовского (эрзянского и мокшанского) языка в русскоязычных школах по району охвачено 520 учащихся.

Со смешанным по национальному признаку контингентом детей обучение в ОСП «Шокшинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.С. Пряхина» с 1 по 11 класс ведется на русском языке, родной (эрзянский) язык изучается как учебный предмет.

В общеобразовательных учреждениях проводятся обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы по вопросам этнокультурного образования, олимпиады по родным языкам.

В целях развития интереса к мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку, воспитания национального самосознания и гражданственности у учащихся общеобразовательных учреждений с 2009 г. проводится республиканская олимпиада по мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языку среди младших школьников русскоязычных школ.

Кроме того, ежегодно проводится межрегиональная олимпиада по мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку и мордовской литературе среди учащихся 9-11 классов, дистанционная олимпиада по родным языкам, для победителей и призеров Министерство образования Республики Мордовия организует межрегиональную образовательно-оздоровительную этнокультурную смену «Живи родной язык!».

Ежегодно школы Теньгушевского муниципального района обеспечиваются бесплатными учебниками и учебно-методическими пособиями на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке. В настоящее время существует две линии учебно-методических комплектов по мордовскому (эрзянскому) языку: учебники для национальных школ и для школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся.

Большую роль в повышении качества преподавания мордовского (мокшанского, эрзянского) языка, а также предметов регионального цикла играют курсы повышения квалификации учителей, которые ежегодно проходят на базе ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования». Для учителей родного языка ежегодно проводятся курсы повышения квалификации по теме: «Актуальные проблемы преподавания мордовских языков и литературы в общеобразовательных учреждениях».

Вопросы преподавания мокшанского и эрзянского языков в общеобразовательных учреждениях района как государственных и выполнение законодательства Республики Мордовия о государственных языках в Республике Мордовия рассматриваются на совещании директоров школ и их заместителей, на заседаниях педагогических и методических советов, проводятся проверки состояния преподавания родных языков, выполнения программного материала, оформление и содержание кабинетов родных языков.

Средство массовой информации Теньгушевского района обеспечивает использование государственных языков, а также учитывает информационные потребности лиц других национальностей, проживающих в районе.

Повышение эффективности работы муниципальных органов власти в сфере реализации государственной национальной политики в Теньгушевском муниципальном районе связано с решением следующих приоритетных задач:

- формированием и распространением идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивированием российского и национального патриотизма, формированием общероссийской гражданской идентичности;

- сохранением исторического наследия, развитием национальной самобытности, традиций взаимодействия народов России, поддержанием в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям:

- распространением и популяризацией знаний об истории и культуре народов, населяющих Теньгушевский муниципальный район:

- учета взаимовлияния национальных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержки усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;

- учета этнокультурных интересов национальных диаспор.

Глава 4. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом регулирования и прогноз развития межнациональных и межконфессиональных отношений в Теньгушевском муниципальном районе

Реализация муниципальной программы ориентирована на максимально эффективное использование бюджетных средств местного самоуправления в районе в части управления миграционными потоками, сферами образования и воспитания, средств массовой информации, по линии всех институтов гражданского общества.

Являясь основой государственной политики в этой области, муниципальная программа должна включать в себя комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий с учетом национальной структуры населения, специфики условий жизнедеятельности, ситуации на рынке труда, уровня жизни, возможностей современной системы образования, имеющейся в районе инфраструктуры, а также накопленного в различных районах опыта и существующих ограничений.

При отсутствии единой политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений можно прогнозировать рост конфликтности в межэтнических связях, проявлений ксенофобии, особенно в молодежной среде, институциональное оформление (появление организаций с откровенной или латентной националистической идеологией) настороженного отношения части населения района к представителям нетрадиционных для нее этнических групп Кавказа и Средней Азии.

Комплексные системные действия в национальной, миграционной, молодежной и информационной политике, системе образования, физической культуры и спорта, охраны порядка и взаимодействия местных сообществ, реализуемые на основе программно-целевого метода, позволят избежать обострения межнациональных и межконфессиональных отношений в районе.

Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации муниципальной программы, основные ожидаемые результаты, сроки и этапы ее реализации, обобщенная

характеристика мер правового регулирования

Глава 5. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы

Муниципальная программа разработана в соответствии с приоритетными задачами развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, а также иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной национальной политики, социальной политики, этнокультурного развития народов России, реализации и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.

Законодательную базу муниципальной программы на районном уровне обеспечивают Конституция Республики Мордовия, законы Республики Мордовия от 6 мая 1998 г. N 19-З "О государственных языках Республики Мордовия", от 14 июня 2000 г. N 28-З "О народных художественных промыслах и народных ремеслах в Республике Мордовия", от 1 декабря 2004 г. N 93-З "О государственной поддержке национально-культурных автономий", от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", от 8 августа 2013 г. N 53-З "Об образовании в Республике Мордовия", Комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Мордовия на 2011 - 2013 годы, утвержденный распоряжением Правительства Республики Мордовия от 23 мая 2011 г. N 325-Р.

Глава 6. Цели и задачи муниципальной программы

Целью муниципальной программы является реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:

1) совершенствование системы управления и координации органов местного самоуправления и институтов гражданского общества при реализации государственной национальной политики в районе, что предусматривает:

обеспечение экспертно-аналитического сопровождения принимаемых решений при развитии системы мер раннего учета и предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов на основе регулярного мониторинга этнокультурной и религиозной ситуации в районе с публикацией результатов в средствах массовой информации;

повышение уровня межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при осуществлении мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации в целях недопущения пропаганды межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;

2) сохранение и развитие духовного и культурного потенциала народов, проживающих на территории района, на основе идей межэтнического и межконфессионального согласия, что предусматривает:

укрепление и дальнейшее распространение норм и установок толерантного сознания и поведения;

формирование культуры межэтнического диалога и атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов района, Мордовии и России;

преодоление негативных этностереотипов и создание в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идеологии экстремизма и ксенофобии;

вовлечение этнокультурных, религиозных и общественных объединений в деятельность по совершенствованию межнационального и межконфессионального диалога и противодействию проявлений розни на этой почве в молодежной среде;

3) совершенствование механизмов интеграции внутренних и внешних этнических мигрантов в культурное пространство района, что предусматривает:

организацию специальных курсов (семинаров, тренингов) для муниципальных служащих по проблемам этнических отношений, методам профилактики и противодействия ксенофобии и экстремизму.

Глава 7. Показатели (индикаторы) реализации муниципальной программы

В качестве целевых индикаторов и показателей эффективности реализации муниципальной программы предлагается использовать следующие:

1) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве жителей района, %;

2) уровень толерантного отношения к представителям другой национальности, %;

3) численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия, тыс. чел.;

4) количество мероприятий регионального и районного значения, проведенных в районе и направленных на гармонизацию межнациональных отношений, этнокультурное развитие, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма, снижение уровня межэтнической и религиозной напряженности, ед.

Глава 8. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации муниципальной программы

Основными результатами реализации обозначенных направлений муниципальной программы будут являться:

совершенствование системы мониторинга и управления этнополитическими и этносоциокультурными процессами в районе по линии поддержания стабильной ситуации в этой области, консолидации ее многонационального населения;

распространение идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации;

формирование общероссийской гражданской идентичности населения района вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности;

повышение уровня этнокультурной компетентности муниципальных служащих, сотрудников органов правопорядка и т. д.;

реализация комплекса мер, направленных на предупреждение ксенофобии, шовинизма, национализма и межэтнических конфликтов;

содействие интеграции этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, в местное районное сообщество.

Реализация муниципальной программы рассчитана на 6 лет с 2020 по 2025 годы в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач.

Разделение муниципальной программы на этапы не предусматривается.

Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы

В настоящее время приоритетом деятельности по реализации государственной национальной политики в районе является создание условий для консолидации многонационального и многоконфессионального сообщества района и дальнейшее повышение его имиджа в Республике Мордовия и финно-угорском сообществе. Это служит основой социально-экономического развития района.

Для достижения цели и решения задач муниципальной программы планируется осуществление мероприятий, сгруппированных по следующим направлениям:

1) создание и сопровождение системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтов на этой почве;

2) реализация комплексной информационной кампании и создание информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности;

3) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики в районе, профилактика этнополитического и религиозно-политического экстремизма, ксенофобии и нетерпимости;

4) оказание поддержки общественным инициативам, направленным на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Теньгушевского муниципального района;

5) научно-методическое обеспечение и повышение квалификации муниципальных служащих, в компетенции которых находятся вопросы в сфере общегражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;

6) совершенствование системы адаптации и интеграции мигрантов.

Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы представлена в приложении 2.

Раздел 4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы

Глава 9. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы

Общий объем финансирования из средств бюджета Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия на реализацию муниципальной программы составляет 30,0 тыс. руб., в том числе по годам:

в 2020 году – 5,0 тыс. руб.;

в 2021 году – 5,0 тыс. руб.;

в 2022 году – 5,0 тыс. руб.;

в 2023 году – 5,0 тыс. руб.

в 2024 году – 5,0 тыс. руб.;

в 2025 году – 5,0 тыс. руб.

Ресурсное обеспечение муниципальной программы подлежит уточнению в соответствии с нормативно-правовыми актами администрации Теньгушевского муниципального района о бюджете Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия на соответствующие годы.

Раздел 5. Механизм реализации муниципальной программы по основным мероприятиям, возможным вариантам форм и методов управления

Глава 10. Механизм реализации муниципальной программы

В ходе реализации мероприятий муниципальной программы ответственный исполнитель программы в лице администрации Теньгушевского муниципального района обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств исполнителями.

Исполнительные органы и организации, участвующие в реализации муниципальной программы представляют в администрацию Теньгушевского муниципального района информацию о ее выполнении ежегодно.

Ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, ответственный за ходом исполнения программы представляет главе Теньгушевского муниципального района информацию об эффективности использования финансовых средств.

Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы с учетом рискового спектра, методика оценки эффективности реализации муниципальной программы

Глава 11. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы

Ожидаемыми конечными результатами реализации муниципальной программы и показателями ее социально-экономической эффективности являются следующие факторы:

доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составит 85 процента;

уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 80,3 процента;

численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия, составит 9979 человек;

количество мероприятий регионального и районного значения, проведенных в Теньгушевском муниципальном районе, направленных на гармонизацию межнациональных отношений за весь период реализации программы составит 98 мероприятий.

Глава 12. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы

Эффективность реализации муниципальной программы оценивается ежегодно на основании фактически достигнутых количественных значений показателей результативности реализации, приведенных в приложении 1 к муниципальной программе.

Эффективность реализации муниципальной программы определяется по формуле:

, где:

n - количество показателей результативности реализации районной муниципальной программы;

- фактически достигнутое по итогам года значение показателя результативности реализации районной муниципальной программы;

- предусмотренное подпрограммой на текущий финансовый год плановое значение показателя результативности реализации муниципальной программы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к муниципальной программе

«Гармонизация межнациональных и

межконфессиональных отношений

в Теньгушевском муниципальном районе

на 2020-2025 годы»

Целевые индикаторы и показатели результативности реализации муниципальной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия на 2020-2025 годы»

Целевой показатель

Единица измерения

Базовый показатель, 2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

1

2

3

6

7

8

9

10

Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве жителей Теньгушевского муниципального района

ед.

83,8

83,7

83,9

84,0

84,2

84,3

Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности

%

79,4

79,7

79,8

79,9

80,0

80,1

Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия

чел.

110

130

150

190

190

200

Количество программ по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Теньгушевском муниципальном районе

ед.

1

1

1

1

1

1

Количество мероприятий регионального и районного значения, проведенных в Теньгушевском муниципальным районе и направленных на гармонизацию межнациональных отношений, этнокультурное развитие, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма, снижение уровня межэтнической и религиозной напряженности

ед.

11

12

12

14

15

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к муниципальной программе «Гармонизация межнациональных

и межконфессиональных отношений в Теньгушевском

муниципальном районе на 2020-2025 гг.»

Перечень мероприятий

муниципальной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в

Теньгушевском муниципальном районе на 2020-2025 гг»



п/п

Наименование

мероприятий

Ответственные

исполнители

Срок

исполнения

Средства, предусмотренные на реализацию мероприятий, тыс.руб.

(всего, в т.ч. по источникам финансирования)

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Разработка нормативно-правовых актов в сфере гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений на территории района

Юридический отдел администрации Теньгушевского муниципального района

2020-2025

Не требует финансирования

Информационное сопровождение мероприятий в сфере образования, культуры, физической культуры, спорта и иных, в том числе массовых, направленных на профилактику экстремизма, развитие национальных культур и формирование толерантности в районе

Управление по социальной работе во взаимодействии с АНО «Редакция газеты «Примокшанье» (по согласованию)

2020-2025

Не требует финансирования

Участие в проведении мониторинговых и социологических исследованиях по межэтническим и межконфессиональным отношениям

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района

2020-2025

Не требует финансирования

Прохождение курсов повышения квалификации муниципальных служащих по программам межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма

Структурные подразделения администрации района

2020-2025

В рамках текущего финансирования

Проведение разъяснительной работы среди молодежи об уголовной и административной ответственности за экстремистскую деятельность

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел по делам молодежи, физкультуры и спорту администрации района

2020-2025

Не требует финансирования

Проведение разъяснительных бесед с призывниками по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций и неуставных взаимоотношений на национальной и религиозной почве в период прохождения военной службы

Управление по социальной работе во взаимодействии с отделом военного комиссариата РМ по Темниковскому, Ельниковскому и Теньгушевскому районам (по согласованию)

2020-2025

Не требует финансирования

С использованием мониторинга связи с населением, владеть обстановкой в области миграционных процессов, происходящих или затрагивающих каждый населенный пункт, расположенный на обслуживаемой территории.

Управление по социальной работе во взаимодействии с ОП №14 ММО МВД РФ «Темниковский» (по согласованию)

2020-2025

Не требует финансирования

В целях недопущения этноконфессиональных конфликтов, организовать проведение комплекса совместных профилактических мероприятий по отработке объектов жилого сектора, в том числе общежитий, потребительских рынков, предприятий, привлекающих иностранную рабочую силу.

Управление по социальной работе во взаимодействии с ОП №14 ММО МВД РФ «Темниковский» (по согласованию)

2020-2025

Не требует финансирования

В сотрудничестве с преподавательским составом, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, СМИ, представителями духовенства организовать выступление в образовательных учреждениях района о негативных проявлениях экстремизма и недопущения проникновения в общество идей межнационального и межконфессионального фанатизма.

Управление по социальной работе во взаимодействии с ОП №14 ММО МВД РФ «Темниковский» (по согласованию)

2020-2025

Не требует финансирования

Организация своевременного информирования представителями духовенства правоохранительных органов о прибытии на территорию обслуживания лиц, занимающихся пропагандой религиозной деятельности с целью проверки их деятельности на предмет наличия признаков экстремизма

Органы местного самоуправления Теньгушевского муниципального района

2020-2025

Не требует финансирования

Организация спортивных мероприятий с трудными подростками, состоящими на учете в органах системы профилактики.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел по делам молодежи, физкультуры и спорту администрации района

2020-2025

Не требует финансирования

Участие исполнителей Теньгушевского муниципального района во Всероссийском фестивале мордовской эстрадной песни «Од вий».

Отдел по культуре

2020-2025

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Подготовка цикла выставок и бесед о роли и месте различных религий в культуре народов России.

Отдел по культуре

2020-2025

Не требует финансирования

Организация и проведение районного праздника «Эрзянь келень Покш чи».

Отдел по культуре

2020-2025

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Организация и проведение районного и участие творческих коллективов в Республиканском фестивале народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»

Отдел по культуре

2020-2025

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

Организация и проведение районных, участие в республиканских выставках мастеров декоративно-прикладного творчества: «Красота и щедрость земли Мордовской»; «Праздник поля»

Отдел по культуре

2020-2025

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Участие в Республиканском конкурсе национального костюма народов Мордовии

Отдел по культуре

2020-2025

Не требует финансирования

Организация и проведение республиканских семинаров, конкурсов, краеведческих часов: «Мы – финно-угры», «Мы – мордва», «Путешествия по городам Мордовии» в библиотечных учреждениях района.

Отдел по культуре

2020-2025

Не требует финансирования

Участие в республиканской молодежной кампании «Экстремизму нет» (популяризация экстремальных видов спорта и позитивных молодежных субкультур)

Отдел по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Теньгушевского муниципального района

2020-2025

Не требует финансирования

Проведение профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных учреждений Теньгушевского муниципального района с целью привлечения их на учебу в высшие и средние профессиональные учебные заведения Республики Мордовия «Я выбираю Мордовию»

Управление по социальной работе во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями

2020-2025

Не требует финансирования

Проведение мероприятий: муниципальная акция «Ветеран живет рядом»; муниципальная акция «Георгиевская ленточка»; День России; День любви, семьи и верности, День Победы.

Администрация Теньгушевского муниципального района, МБУ «Районный дом культуры Теньгушевского района» (по согласованию с исполнителями)

2020-2025

В рамках текущего финансирования

Проведение районного конкурса «Государственная символика России и Республики Мордовия»

Управление по социальной работе с учреждениями образования

2020-2025

Не требует финансирования

Проведение районного конкурса патриотической песни «Я люблю тебя Россия»

Управление по социальной работе с учреждениями образования

2020-2025

Не требует финансирования

Организация образовательными учреждениями района экскурсий для учащихся по достопримечательностям РМ

Управление по социальной работе с учреждениями образования

2020-2025

Не требует финансирования

Проведение в образовательных учреждениях культурно-массовых и спортивных мероприятий, направленных на воспитание у учащихся уважения к традициям, обычаям и культуре народов России

Управление по социальной работе с учреждениями образования

2020-2025

Не требует финансирования

Проведение в школах месячника родного (русского, эрзянского, мокшанского) языка

Управление по социальной работе с учреждениями образования

2020-2025

Не требует финансирования

Реализация в образовательных учреждениях учебных курсов «Основы православной культуры».

Управление по социальной работе с учреждениями образования

2020-2025

Не требует финансирования

Проведение муниципального этапа олимпиад по мордовскому языку и мордовской литературе. Участие в межрегиональном этапе олимпиады.

Управление по социальной работе с учреждениями образования

2020-2025

Не требует финансирования

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Информационный бюллетень № 37 от 23.03.2020
Рубрики правового классификатора: 190.010.000 Управление в области культуры. Общие вопросы

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать