Основная информация
Дата опубликования: | 17 августа 2020г. |
Номер документа: | RU16063716202000107 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Татарстан |
Принявший орган: | Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты муниципальных образований |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
К А Р А Р
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е №935
от «17» августа 2020г.
Об утверждении программы «Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы»
В целях реализации государственной молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе, Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую программу «Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы».
Разместить настоящее постановление на официальном интернет-сайте Лениногорского муниципального района и официальном портале информации Республики Татарстан (pravo.tatarstan.ru).
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» по социальным вопросам В.В. Друка.
Руководитель
З. Г. Михайлова
А.И. Хабиров
5-49-40
1
Утверждена
постановлением исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
от «17» августа 2020г. №935
Муниципальная программа
«Развитие молодежной политики
в Лениногорском муниципальном районе
на 2021-2025 годы»
Паспорт программы
Наименование программы
Муниципальная программа «Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы» (далее - Программа)
Основной разработчик Программы
Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам молодежи, спорту и туризму» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Цель Программы
Управление социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности района, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения.
Задачи Программы
Создание условий для развития эффективных моделей трудовой активности учащейся и студенческой молодежи, развитие инновационного потенциала и предпринимательской активности молодого поколения.
Создание системы организации работы с молодежным активом предприятий, учреждений и организаций.
Поддержка и развитие социальной активности работающей молодежи.
Поддержка семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Формирование общественно-политической активности и гражданской компетентности молодого поколения.
Развитие и модернизация системы гражданско-патриотического воспитания, национального самосознания и толерантности в молодежной среде.
Создание условий для участия молодежи в добровольческой деятельности, поддержки организованных форм добровольчества.
Создание условий для молодежных общественных организаций, движений, создание условий для развития лидерских качеств молодежи и поддержки социально значимых проектов, инициированных молодежью и молодежными общественными организациями.
Поиск, поддержка одаренных детей и молодежи, создание условий для развития их интеллектуального и творческого потенциала.
Формирование и реализация действенной системы профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде.
Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Профилактика проявлений идей экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики.
Сроки реализации Программы
2021-2025 годы
Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам
Общий объем финансирования Программы в 2021-2025 годах за счет средств бюджета Лениногорского муниципального района составит
в 2021 году – 2065,0 тыс. рублей;
в 2022 году – 2165,0 тыс. рублей;
в 2023 году – 2265,0 тыс. рублей;
в 2024 году – 2365,0 тыс. рублей;
в 2025 году – 2465,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета Лениногорского муниципального района на соответствующий год и плановый период.
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) и показатели бюджетной эффективности
Реализация мероприятий Программы позволит достичь к 2025 году увеличения:
количества детей и молодежи организованными формами отдыха;
доли молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности;
доли молодых людей, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи;
доли молодых людей, участвующих в мероприятиях по общественно-политической активности и гражданской компетентности;
охвата молодежи, участвующей в мероприятиях патриотической направленности;
количества заявок, поданных на конкурс социально значимых проектов и программ;
охвата молодежи, участвующей в конкурсах, направленных на поддержку талантливой молодежи;
охвата молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику социально-негативных явлений;
количества молодых людей, вовлеченных в мероприятия по профилактике молодежного экстремизма;
количества мероприятий в сфере межрегионального и
Республиканском конкурсе профессионального мастерства в сфере ГМП;
количества специалистов, принимающих участие во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства работников сферы ГМП;
количества участников, охваченных в мероприятиях, посвященных Дню молодежи;
доли молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений.
1. Общая характеристика
сферы реализации программы, в том числе проблемы,
на решение которых направлена программа
На территории Лениногорского муниципального района проживает более 81697 человек, из них в возрасте от 14-35 лет – 22225 человек, что составляет 27,2%.
Молодежная политика в Лениногорском муниципальном районе относится к ряду стратегических вопросов и является развивающейся системой мер, направленных на создание условий для социализации и самореализации, развития инновационного и созидательного потенциала, конкурентоспособности молодежи.
Учитывая особенности государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, укрепилась межведомственная координация по всему спектру молодежных проблем: образованию, трудоустройству, организации досуга, профилактике негативных социальных явлений.
На сегодняшний день молодежная инфраструктура Лениногорского молодежного района насчитывает 5 учреждений:
Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам молодежи, спорту и туризму» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный центр в честь 100-летия ТАССР» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической помощи детям и молодежи «Логос» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «ФОРПОСТ» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное учреждение «Оздоровительно-досуговое учреждение «Дружба» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Для реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, эффективного решения проблем молодежи активно используется программный механизм.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 21 октября 1999 года №2443 «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», программой «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании «Лениногорский муниципальный район» Управление по делам молодежи, спорту и туризму осуществляет государственную поддержку улучшения жилищных условий молодых семей.
Составной частью укрепления здоровья детей и молодежи является оздоровительная кампания. Сфера отдыха – неотъемлемая часть воспитательного процесса детей и подростков. Для организации работы по обеспечению детского и молодежного отдыха в районе стало характерным стремление найти оптимальные формы в условиях противоречия между ограниченностью возможностей и необходимостью удовлетворения потребностей максимального количества нуждающихся в отдыхе. Ежегодно постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» утверждается программа «Об организации отдыха, занятости детей и молодежи в Лениногорском муниципальном районе», цель которой реализация государственной и муниципальной политики в области защиты детства, создание необходимых условий для организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, обеспечение их занятости в каникулярное время.
Получило дальнейшее развитие формирование по охране общественного порядка «Форпост». В Лениногорском муниципальном районе функционирует 36 отрядов по профилактике правонарушений, с общей численностью 420 человек.
Растет количество молодежи, активно включающейся в деятельность добровольческого движения в Лениногорском муниципальном районе, расширяется диапазон добровольческой активности – в текущую деятельность включены сохранение памятников природного и исторического наследия, популяризация мира и согласия между народами и т.д. Функционирует добровольческий центр «Волонтер».
Численность сельского населения Лениногорского муниципального района – 19723 человека. Молодежь в возрасте от 14 до 35 лет – 4893 человека, что составляет 6% от всего населения района и 25% от всего сельского населения района. Сельская молодежь как социальная группа не имеет в полном смысле слова собственного социального положения. Она образует возрастную группу населения, отражающую уровень развития всего современного молодого поколения со всеми его проблемами. В селе они более ярко выражены. В молодежной среде сельской местности особенно остро проявляются бедность, общее снижение уровня жизни, отсутствие условий для трудоустройства, неразвитость культурных потребностей, эмоциональная бедность, заниженность нравственных оценок своего и чужого поведения. Результат этого – пренебрежение к созидательной трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества, отчуждение от него.
В целях решения стоящих перед сельской молодежью проблем в рамках программы «Сельская молодежь Лениногорского муниципального района на 2021-2025 годы» планируются мероприятия по созданию условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Лениногорского муниципального района.
Работающая молодежь – молодые граждане, работающие на производстве, в социальной сфере и сфере услуг. Это социальная группа с разным уровнем доходов, интересов, актуальных проблем. Наиболее важными проблемами молодежи на сегодняшний день являются: низкий уровень жизни (в особенности, молодежи, впервые вступающей на рынок труда), слабая социальная и правовая незащищенность, сложность решения жилищно-бытовых и социальных проблем, слабо развитые возможности для самовыражения, самореализации и карьерного роста.
Активность данной категории граждан проявляется не только в грамотной и квалифицированной работе непосредственно в рамках функциональных обязанностей, но и в потребности общественной самореализации. На базе предприятий и учреждений создаются общественные объединения – молодежные комитеты, цель которых решение молодежных проблем совместно с администрацией предприятия, профсоюзных организаций и самой молодежи.
Не менее важной задачей является сегодня развитие проектной деятельности среди молодежи, а это невозможно без обучения ее социальному проектированию. Сейчас это можно сделать благодаря информационно-телекоммуникационной сети Интернет, используя дистанционное обучение и программы вебинаров.
На сегодняшний день в республике и районе созданы благоприятные условия для поддержки одаренных и талантливых детей, студенческой молодежи. Однако социальные группы молодежи, в состав которых входит сельская молодежь, рабочая молодежь, средний профессиональный класс и предприниматели сталкиваются с трудностями в профессиональном становлении и решении жизненно важных задач. Для решения этой проблемы требуется разработка комплекса мероприятий по поддержке талантливой молодежи в различных сферах науки, творчества, образования.
Требуется эффективное развитие профилактики социально-негативных явлений и формирование здорового образа жизни, которое должно включать в себя такие направления работы, как превентивные меры, работа с детьми «группы риска» и молодежью, попавшей в трудную жизненную ситуацию, организация полноценного досуга и воспитательной работы по месту жительства, привлечения большего количества молодых людей к профилактической работе силами самой молодежи.
На сегодняшний день противодействие проникновению в молодежную среду идеологии национального, расового, религиозного экстремизма и ксенофобии возможно исключительно с помощью системных действий, а именно координации и взаимодействия общества и государства, религиозных конфессий, а также активной позиции молодежных организаций.
Понимая, что за силовыми ведомствами – оперативная работа спецслужб, контроль и мониторинг ситуации проявлений экстремизма и терроризма, мы, исходя из функций нашего Управления, должны в первую очередь сосредоточиться на профилактической работе. Наша задача - создавать условия, возможность для социального продвижения молодежи, формирования личности жизнеспособного молодого поколения, умеющего противостоять деструктивным проявлениям.
Работу по социальному продвижению молодежи, формированию личности жизнеспособного молодого поколения, умеющего противостоять деструктивным проявлениям, необходимо строить путем реализации традиционных, проверенных форм работы, среди которых:
реализация республиканских и районных молодежных программ по приоритетным направлениям государственной молодежной политики, в том числе по профилактике терроризма и экстремизма, в которой отражены конкретные формы и технологии работы по данному направлению;
поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
привлечение молодежи к участию в социально значимых районных, республиканских и федеральных мероприятиях, среди которых: Республиканский молодежный форум, Международный образовательный форум «Сǝлǝт», турниры КВН на различных уровнях – от школьного до федерального;
дальнейшее развитие межнациональных и межконфессиональных отношений, усиление духовно-нравственного воспитания молодежи.
Программа имеет государственный статус и носит межведомственный характер. Она призвана выявить и максимально реализовать воспитательный потенциал всех государственных структур и общественных организаций, консолидировать их усилия в формировании условий для самореализации и самоорганизации молодежи.
Программа направлена на создание условий для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения района как стратегического ресурса социально-экономического развития республики, района и гражданского общества, для развития детских и молодежных общественных объединений Лениногорского муниципального района, деятельность которых способствует формированию духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи.
2. Основные цели и задачи программы,
описание ожидаемых конечных результатов, сроки ее реализации
Цель Программы – управление социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности района, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Создание условий для развития эффективных моделей трудовой активности учащейся и студенческой молодежи, развитие инновационного потенциала и предпринимательской активности молодого поколения.
Создание системы организации работы с молодежным активом предприятий, учреждений и организаций.
Поддержка и развитие социальной активности работающей молодежи.
Поддержка семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Формирование общественно-политической активности и гражданской компетентности молодого поколения.
Развитие и модернизация системы гражданско-патриотического воспитания, национального самосознания и толерантности в молодежной среде.
Создание условий для участия молодежи в добровольческой деятельности, поддержки организованных форм добровольчества.
Создание условий для молодежных общественных организаций, движений, создание условий для развития лидерских качеств молодежи и поддержки социально значимых проектов, инициированных молодежью и молодежными общественными организациями.
Поиск, поддержка одаренных детей и молодежи, создание условий для развития их интеллектуального и творческого потенциала.
Формирование и реализация действенной системы профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде.
Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Профилактика проявлений идей экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики.
В целях управления социальным развитием молодежи, использования ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности района, обеспечения оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения предусмотрена реализация программ: «Организация отдыха, занятости детей и молодежи в муниципальном образовании «Лениногорский муниципальный район», «Сельская молодежь Лениногорского муниципального района на 2017 - 2020 годы», «Патриотическое воспитание граждан Лениногорского муниципального района на 2015-2020 годы» и других.
Основными показателями, характеризующими результаты реализации программ, является увеличение:
количества детей и молодежи организованными формами отдыха;
доли молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности;
доли молодых людей, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи;
доли молодых людей, участвующих в мероприятиях по общественно-политической активности и гражданской компетентности;
охвата молодежи, участвующей в мероприятиях патриотической направленности;
количества заявок, поданных на конкурс социально значимых проектов и программ;
охвата молодежи, участвующей в конкурсах, направленных на поддержку талантливой молодежи;
охвата молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику социально-негативных явлений;
количества молодых людей, вовлеченных в мероприятия по профилактике молодежного экстремизма;
количества мероприятий в сфере межрегионального и Республиканском конкурсе профессионального мастерства в сфере ГМП;
количества специалистов, принимающих участие во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства работников сферы ГМП;
количества участников, охваченных в мероприятиях, посвященных Дню молодежи;
доли молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений.
Срок реализации муниципальной программы – 2021-2025 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем финансирования Программы в 2021-2025 годах составит 11325,0 тыс. рублей:
в 2021 году – 2065,0 тыс. рублей;
в 2022 году – 2165,0 тыс. рублей;
в 2023 году – 2265,0 тыс. рублей;
в 2024 году – 2365,0 тыс. рублей;
в 2025 году – 2465,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета Лениногорского муниципального района на соответствующий год и плановый период.
4. Механизм реализации программы
Органом исполнительной власти, ответственным за реализацию и координацию деятельности участников Программы, является муниципальное казенное учреждение «Управление по делам молодежи, спорту и туризму» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район».
Управление по делам молодежи, спорту и туризм подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий, затрат на их реализацию; уточняет перечень целевых индикаторов и их поквартальное распределение.
Программа носит комплексный, системный характер.
5. Оценка социальной эффективности программы
Социальный эффект реализации Программы:
улучшение качества жизни молодежи, повышение уровня доходов молодых людей;
увеличение количества семей, улучшивших свои жилищные условия, улучшение демографической ситуации, как в районе, так и в республике целом;
повышение уровня социального самочувствия молодого поколения;
устойчивое формирование здорового образа жизни в молодежной среде;
снижение уровня правонарушений, наркозависимости, алкоголизма, табакокурения среди молодежи;
увеличение вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие республики;
повышение уровня патриотической, политической и гражданской активности, зрелости молодежи;
увеличение количества молодежи, занятой в социально значимых программах и проектах;
повышение трудовой, предпринимательской, творческой активности молодежи;
повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи.
___________________________________________
1
Приложение №1
к муниципальной программе «Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы»
Задачи, индикаторы
оценки результатов и финансирование
по мероприятиям муниципальной программы
«Развитие молодежной политики
в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы»
Задача
Наименование основных мероприятий
Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения
Сроки реализации
Значения показателя по этапам реализации Стратегии1
2021 год (прогноз)
2022 год (прогноз)
2023 год (прогноз)
2024 год (прогноз)
2025 год (прогноз)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Создание условий для развития эффективных моделей трудовой активности учащейся и студенческой молодежи, развитие инновационного потенциала и предпринимательской активности молодого поколения.
Количество трудоустроенной молодежи в студенческих отрядах
увеличение количества молодых людей, участвующих в движении студенческих трудовых отрядов, человек
2021-2025
20
30
40
50
60
Поддержка семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Реализация закона Республики Татарстан «Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий»
увеличение количества молодых семей, улучшивших жилищные условия, семей
2021-2025
1
1
1
1
1
Реализация «ФЦП Жилище» «Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий»
2021-2025
1
1
1
1
1
Формирование общественно-политической активности и гражданской компетентности молодого поколения.
Координация работы Молодежного парламента
доля молодых людей, участвующих в мероприятиях общественно-политической направленности, %
2021-2025
5
6
8
9
10
Координация работы
детских и молодежных общественных объединений
2021-2025
Развитие и модернизация системы гражданско-патриотического воспитания, национального самосознания и толерантности в молодежной среде.
Участие в гражданско-патриотических, военно-патриотических форумах, слетах, семинарах различных уровней
увеличение количества молодых людей, участвующих в мероприятиях патриотической направленности, человек
2021-2025
8000
8500
8700
9000
9300
Организация и проведение мероприятий, приуроченных к памятным датам
количество мероприятий
2021-2025
25
25
25
25
25
Создание условий для участия молодежи в добровольческой деятельности, поддержки организованных форм добровольчества.
Участие в республиканской добровольческой акции «Неделя добра»
Увеличение доли молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, %
2021-2025
4,5
5
5,5
6,5
7
Участие в Республиканских добровольческих акциях, конкурсах, школах актива добровольцев.
2021-2025
Создание условий для молодежных общественных организаций, движений, создание условий для развития лидерских качеств молодежи и поддержки социально значимых проектов, инициированных молодежью и молодежными общественными организациями
Участие в конкурсах социально-значимых проектов.
количество заявок
2021-2025
2
4
5
6
8
Реализация проектов по развитию лидерского потенциала молодежи «Кадровый резерв», конкурсов «Вверх», «Лидер года»
количество человек
2021-2025
6
8
10
12
14
Поиск, поддержка одаренных детей и молодежи, создание условий для развития их интеллектуального и творческого потенциала.
Организация и проведение игр лиги КВН «Лениногорск»
организация игр лиги КВН, увеличение их количества, игры
2021-2025
6
7
8
9
10
ОРТМФЭИ «Созвездие-Йолдызлык», ЕОРТФТРМ «Безнең Заман – Наше время», фестиваль «Студенческая весна», РФДЮиМП «Алтын калǝм – Золотое перо», день молодежи «Дорогу молодым», день физкультурника, «Студент года», школа актива работающей молодежи, стипендия Главы МО «ЛМР» РТ.
увеличение количества человек, принимающих участие в конкурсах, фестивалях и другое, человек
2021-2025
750
800
850
900
950
Формирование и реализация действенной системы профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде.
Мероприятия по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа
увеличение количества мероприятий данной направленности
2021-2025
55
60
65
70
75
Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи
Охват детей и молодежи всеми формами отдыха
увеличение доли молодежи, охваченной различными видами отдыха, %
2021-2025
35 %
36%
36%
36%
36%
Развитие системы подростковых клубов по месту жительства
увеличение количества клубов
2021-2025
16
16
16
16
16
Профилактика проявлений идей экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Реализация мер и мероприятий по профилактике молодежного экстремизма
организация и проведение мероприятий, мероприятия
2021-2025
45
50
55
60
65
Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики
Подготовка докладов, аналитических, методических работ в области ГМП
количество подготовленных докладов, аналитических, методических работ в области ГМП, работ
2021-2025
25
27
30
33
35
Участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства в сфере ГМП
Количество специалистов, принимающих участие в Республиканском конкурсе профмастерства в сфере ГМП, человек
2021-2025
3
4
5
6
7
1
Приложение №2
к муниципальной программе «Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы»
Цель, задачи и финансирование муниципальной программы
«Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы»
№
п/п
Наименование
цели
Наименование
задачи
Исполнители
Сроки выполнения
основных
мероприятий, годы
Финансирование (тыс. руб), источники финансирования
2021
2022
2023
2024
2025
1.
Реализация программы государственной молодежной политики.
Управление социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности района, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения.
МКУ «УДМСиТ»,
МКУ «Управление образования»,
МКУ «Управление культуры», учебные заведения, предприятия и организации города
2021-2025
2065,0
(МБ)
2165,0
(МБ)
2265,0
(МБ)
2365,0
(МБ)
2465,0
(МБ)
Итого
11325,0
_________________________________________
К А Р А Р
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е №935
от «17» августа 2020г.
Об утверждении программы «Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы»
В целях реализации государственной молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе, Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую программу «Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы».
Разместить настоящее постановление на официальном интернет-сайте Лениногорского муниципального района и официальном портале информации Республики Татарстан (pravo.tatarstan.ru).
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» по социальным вопросам В.В. Друка.
Руководитель
З. Г. Михайлова
А.И. Хабиров
5-49-40
1
Утверждена
постановлением исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
от «17» августа 2020г. №935
Муниципальная программа
«Развитие молодежной политики
в Лениногорском муниципальном районе
на 2021-2025 годы»
Паспорт программы
Наименование программы
Муниципальная программа «Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы» (далее - Программа)
Основной разработчик Программы
Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам молодежи, спорту и туризму» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Цель Программы
Управление социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности района, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения.
Задачи Программы
Создание условий для развития эффективных моделей трудовой активности учащейся и студенческой молодежи, развитие инновационного потенциала и предпринимательской активности молодого поколения.
Создание системы организации работы с молодежным активом предприятий, учреждений и организаций.
Поддержка и развитие социальной активности работающей молодежи.
Поддержка семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Формирование общественно-политической активности и гражданской компетентности молодого поколения.
Развитие и модернизация системы гражданско-патриотического воспитания, национального самосознания и толерантности в молодежной среде.
Создание условий для участия молодежи в добровольческой деятельности, поддержки организованных форм добровольчества.
Создание условий для молодежных общественных организаций, движений, создание условий для развития лидерских качеств молодежи и поддержки социально значимых проектов, инициированных молодежью и молодежными общественными организациями.
Поиск, поддержка одаренных детей и молодежи, создание условий для развития их интеллектуального и творческого потенциала.
Формирование и реализация действенной системы профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде.
Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Профилактика проявлений идей экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики.
Сроки реализации Программы
2021-2025 годы
Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам
Общий объем финансирования Программы в 2021-2025 годах за счет средств бюджета Лениногорского муниципального района составит
в 2021 году – 2065,0 тыс. рублей;
в 2022 году – 2165,0 тыс. рублей;
в 2023 году – 2265,0 тыс. рублей;
в 2024 году – 2365,0 тыс. рублей;
в 2025 году – 2465,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета Лениногорского муниципального района на соответствующий год и плановый период.
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) и показатели бюджетной эффективности
Реализация мероприятий Программы позволит достичь к 2025 году увеличения:
количества детей и молодежи организованными формами отдыха;
доли молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности;
доли молодых людей, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи;
доли молодых людей, участвующих в мероприятиях по общественно-политической активности и гражданской компетентности;
охвата молодежи, участвующей в мероприятиях патриотической направленности;
количества заявок, поданных на конкурс социально значимых проектов и программ;
охвата молодежи, участвующей в конкурсах, направленных на поддержку талантливой молодежи;
охвата молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику социально-негативных явлений;
количества молодых людей, вовлеченных в мероприятия по профилактике молодежного экстремизма;
количества мероприятий в сфере межрегионального и
Республиканском конкурсе профессионального мастерства в сфере ГМП;
количества специалистов, принимающих участие во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства работников сферы ГМП;
количества участников, охваченных в мероприятиях, посвященных Дню молодежи;
доли молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений.
1. Общая характеристика
сферы реализации программы, в том числе проблемы,
на решение которых направлена программа
На территории Лениногорского муниципального района проживает более 81697 человек, из них в возрасте от 14-35 лет – 22225 человек, что составляет 27,2%.
Молодежная политика в Лениногорском муниципальном районе относится к ряду стратегических вопросов и является развивающейся системой мер, направленных на создание условий для социализации и самореализации, развития инновационного и созидательного потенциала, конкурентоспособности молодежи.
Учитывая особенности государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, укрепилась межведомственная координация по всему спектру молодежных проблем: образованию, трудоустройству, организации досуга, профилактике негативных социальных явлений.
На сегодняшний день молодежная инфраструктура Лениногорского молодежного района насчитывает 5 учреждений:
Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам молодежи, спорту и туризму» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный центр в честь 100-летия ТАССР» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической помощи детям и молодежи «Логос» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «ФОРПОСТ» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное учреждение «Оздоровительно-досуговое учреждение «Дружба» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Для реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, эффективного решения проблем молодежи активно используется программный механизм.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 21 октября 1999 года №2443 «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», программой «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании «Лениногорский муниципальный район» Управление по делам молодежи, спорту и туризму осуществляет государственную поддержку улучшения жилищных условий молодых семей.
Составной частью укрепления здоровья детей и молодежи является оздоровительная кампания. Сфера отдыха – неотъемлемая часть воспитательного процесса детей и подростков. Для организации работы по обеспечению детского и молодежного отдыха в районе стало характерным стремление найти оптимальные формы в условиях противоречия между ограниченностью возможностей и необходимостью удовлетворения потребностей максимального количества нуждающихся в отдыхе. Ежегодно постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» утверждается программа «Об организации отдыха, занятости детей и молодежи в Лениногорском муниципальном районе», цель которой реализация государственной и муниципальной политики в области защиты детства, создание необходимых условий для организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, обеспечение их занятости в каникулярное время.
Получило дальнейшее развитие формирование по охране общественного порядка «Форпост». В Лениногорском муниципальном районе функционирует 36 отрядов по профилактике правонарушений, с общей численностью 420 человек.
Растет количество молодежи, активно включающейся в деятельность добровольческого движения в Лениногорском муниципальном районе, расширяется диапазон добровольческой активности – в текущую деятельность включены сохранение памятников природного и исторического наследия, популяризация мира и согласия между народами и т.д. Функционирует добровольческий центр «Волонтер».
Численность сельского населения Лениногорского муниципального района – 19723 человека. Молодежь в возрасте от 14 до 35 лет – 4893 человека, что составляет 6% от всего населения района и 25% от всего сельского населения района. Сельская молодежь как социальная группа не имеет в полном смысле слова собственного социального положения. Она образует возрастную группу населения, отражающую уровень развития всего современного молодого поколения со всеми его проблемами. В селе они более ярко выражены. В молодежной среде сельской местности особенно остро проявляются бедность, общее снижение уровня жизни, отсутствие условий для трудоустройства, неразвитость культурных потребностей, эмоциональная бедность, заниженность нравственных оценок своего и чужого поведения. Результат этого – пренебрежение к созидательной трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества, отчуждение от него.
В целях решения стоящих перед сельской молодежью проблем в рамках программы «Сельская молодежь Лениногорского муниципального района на 2021-2025 годы» планируются мероприятия по созданию условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Лениногорского муниципального района.
Работающая молодежь – молодые граждане, работающие на производстве, в социальной сфере и сфере услуг. Это социальная группа с разным уровнем доходов, интересов, актуальных проблем. Наиболее важными проблемами молодежи на сегодняшний день являются: низкий уровень жизни (в особенности, молодежи, впервые вступающей на рынок труда), слабая социальная и правовая незащищенность, сложность решения жилищно-бытовых и социальных проблем, слабо развитые возможности для самовыражения, самореализации и карьерного роста.
Активность данной категории граждан проявляется не только в грамотной и квалифицированной работе непосредственно в рамках функциональных обязанностей, но и в потребности общественной самореализации. На базе предприятий и учреждений создаются общественные объединения – молодежные комитеты, цель которых решение молодежных проблем совместно с администрацией предприятия, профсоюзных организаций и самой молодежи.
Не менее важной задачей является сегодня развитие проектной деятельности среди молодежи, а это невозможно без обучения ее социальному проектированию. Сейчас это можно сделать благодаря информационно-телекоммуникационной сети Интернет, используя дистанционное обучение и программы вебинаров.
На сегодняшний день в республике и районе созданы благоприятные условия для поддержки одаренных и талантливых детей, студенческой молодежи. Однако социальные группы молодежи, в состав которых входит сельская молодежь, рабочая молодежь, средний профессиональный класс и предприниматели сталкиваются с трудностями в профессиональном становлении и решении жизненно важных задач. Для решения этой проблемы требуется разработка комплекса мероприятий по поддержке талантливой молодежи в различных сферах науки, творчества, образования.
Требуется эффективное развитие профилактики социально-негативных явлений и формирование здорового образа жизни, которое должно включать в себя такие направления работы, как превентивные меры, работа с детьми «группы риска» и молодежью, попавшей в трудную жизненную ситуацию, организация полноценного досуга и воспитательной работы по месту жительства, привлечения большего количества молодых людей к профилактической работе силами самой молодежи.
На сегодняшний день противодействие проникновению в молодежную среду идеологии национального, расового, религиозного экстремизма и ксенофобии возможно исключительно с помощью системных действий, а именно координации и взаимодействия общества и государства, религиозных конфессий, а также активной позиции молодежных организаций.
Понимая, что за силовыми ведомствами – оперативная работа спецслужб, контроль и мониторинг ситуации проявлений экстремизма и терроризма, мы, исходя из функций нашего Управления, должны в первую очередь сосредоточиться на профилактической работе. Наша задача - создавать условия, возможность для социального продвижения молодежи, формирования личности жизнеспособного молодого поколения, умеющего противостоять деструктивным проявлениям.
Работу по социальному продвижению молодежи, формированию личности жизнеспособного молодого поколения, умеющего противостоять деструктивным проявлениям, необходимо строить путем реализации традиционных, проверенных форм работы, среди которых:
реализация республиканских и районных молодежных программ по приоритетным направлениям государственной молодежной политики, в том числе по профилактике терроризма и экстремизма, в которой отражены конкретные формы и технологии работы по данному направлению;
поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
привлечение молодежи к участию в социально значимых районных, республиканских и федеральных мероприятиях, среди которых: Республиканский молодежный форум, Международный образовательный форум «Сǝлǝт», турниры КВН на различных уровнях – от школьного до федерального;
дальнейшее развитие межнациональных и межконфессиональных отношений, усиление духовно-нравственного воспитания молодежи.
Программа имеет государственный статус и носит межведомственный характер. Она призвана выявить и максимально реализовать воспитательный потенциал всех государственных структур и общественных организаций, консолидировать их усилия в формировании условий для самореализации и самоорганизации молодежи.
Программа направлена на создание условий для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения района как стратегического ресурса социально-экономического развития республики, района и гражданского общества, для развития детских и молодежных общественных объединений Лениногорского муниципального района, деятельность которых способствует формированию духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи.
2. Основные цели и задачи программы,
описание ожидаемых конечных результатов, сроки ее реализации
Цель Программы – управление социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности района, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Создание условий для развития эффективных моделей трудовой активности учащейся и студенческой молодежи, развитие инновационного потенциала и предпринимательской активности молодого поколения.
Создание системы организации работы с молодежным активом предприятий, учреждений и организаций.
Поддержка и развитие социальной активности работающей молодежи.
Поддержка семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Формирование общественно-политической активности и гражданской компетентности молодого поколения.
Развитие и модернизация системы гражданско-патриотического воспитания, национального самосознания и толерантности в молодежной среде.
Создание условий для участия молодежи в добровольческой деятельности, поддержки организованных форм добровольчества.
Создание условий для молодежных общественных организаций, движений, создание условий для развития лидерских качеств молодежи и поддержки социально значимых проектов, инициированных молодежью и молодежными общественными организациями.
Поиск, поддержка одаренных детей и молодежи, создание условий для развития их интеллектуального и творческого потенциала.
Формирование и реализация действенной системы профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде.
Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Профилактика проявлений идей экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики.
В целях управления социальным развитием молодежи, использования ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности района, обеспечения оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения предусмотрена реализация программ: «Организация отдыха, занятости детей и молодежи в муниципальном образовании «Лениногорский муниципальный район», «Сельская молодежь Лениногорского муниципального района на 2017 - 2020 годы», «Патриотическое воспитание граждан Лениногорского муниципального района на 2015-2020 годы» и других.
Основными показателями, характеризующими результаты реализации программ, является увеличение:
количества детей и молодежи организованными формами отдыха;
доли молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности;
доли молодых людей, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи;
доли молодых людей, участвующих в мероприятиях по общественно-политической активности и гражданской компетентности;
охвата молодежи, участвующей в мероприятиях патриотической направленности;
количества заявок, поданных на конкурс социально значимых проектов и программ;
охвата молодежи, участвующей в конкурсах, направленных на поддержку талантливой молодежи;
охвата молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику социально-негативных явлений;
количества молодых людей, вовлеченных в мероприятия по профилактике молодежного экстремизма;
количества мероприятий в сфере межрегионального и Республиканском конкурсе профессионального мастерства в сфере ГМП;
количества специалистов, принимающих участие во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства работников сферы ГМП;
количества участников, охваченных в мероприятиях, посвященных Дню молодежи;
доли молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений.
Срок реализации муниципальной программы – 2021-2025 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем финансирования Программы в 2021-2025 годах составит 11325,0 тыс. рублей:
в 2021 году – 2065,0 тыс. рублей;
в 2022 году – 2165,0 тыс. рублей;
в 2023 году – 2265,0 тыс. рублей;
в 2024 году – 2365,0 тыс. рублей;
в 2025 году – 2465,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета Лениногорского муниципального района на соответствующий год и плановый период.
4. Механизм реализации программы
Органом исполнительной власти, ответственным за реализацию и координацию деятельности участников Программы, является муниципальное казенное учреждение «Управление по делам молодежи, спорту и туризму» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район».
Управление по делам молодежи, спорту и туризм подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий, затрат на их реализацию; уточняет перечень целевых индикаторов и их поквартальное распределение.
Программа носит комплексный, системный характер.
5. Оценка социальной эффективности программы
Социальный эффект реализации Программы:
улучшение качества жизни молодежи, повышение уровня доходов молодых людей;
увеличение количества семей, улучшивших свои жилищные условия, улучшение демографической ситуации, как в районе, так и в республике целом;
повышение уровня социального самочувствия молодого поколения;
устойчивое формирование здорового образа жизни в молодежной среде;
снижение уровня правонарушений, наркозависимости, алкоголизма, табакокурения среди молодежи;
увеличение вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие республики;
повышение уровня патриотической, политической и гражданской активности, зрелости молодежи;
увеличение количества молодежи, занятой в социально значимых программах и проектах;
повышение трудовой, предпринимательской, творческой активности молодежи;
повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи.
___________________________________________
1
Приложение №1
к муниципальной программе «Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы»
Задачи, индикаторы
оценки результатов и финансирование
по мероприятиям муниципальной программы
«Развитие молодежной политики
в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы»
Задача
Наименование основных мероприятий
Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения
Сроки реализации
Значения показателя по этапам реализации Стратегии1
2021 год (прогноз)
2022 год (прогноз)
2023 год (прогноз)
2024 год (прогноз)
2025 год (прогноз)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Создание условий для развития эффективных моделей трудовой активности учащейся и студенческой молодежи, развитие инновационного потенциала и предпринимательской активности молодого поколения.
Количество трудоустроенной молодежи в студенческих отрядах
увеличение количества молодых людей, участвующих в движении студенческих трудовых отрядов, человек
2021-2025
20
30
40
50
60
Поддержка семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Реализация закона Республики Татарстан «Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий»
увеличение количества молодых семей, улучшивших жилищные условия, семей
2021-2025
1
1
1
1
1
Реализация «ФЦП Жилище» «Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий»
2021-2025
1
1
1
1
1
Формирование общественно-политической активности и гражданской компетентности молодого поколения.
Координация работы Молодежного парламента
доля молодых людей, участвующих в мероприятиях общественно-политической направленности, %
2021-2025
5
6
8
9
10
Координация работы
детских и молодежных общественных объединений
2021-2025
Развитие и модернизация системы гражданско-патриотического воспитания, национального самосознания и толерантности в молодежной среде.
Участие в гражданско-патриотических, военно-патриотических форумах, слетах, семинарах различных уровней
увеличение количества молодых людей, участвующих в мероприятиях патриотической направленности, человек
2021-2025
8000
8500
8700
9000
9300
Организация и проведение мероприятий, приуроченных к памятным датам
количество мероприятий
2021-2025
25
25
25
25
25
Создание условий для участия молодежи в добровольческой деятельности, поддержки организованных форм добровольчества.
Участие в республиканской добровольческой акции «Неделя добра»
Увеличение доли молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, %
2021-2025
4,5
5
5,5
6,5
7
Участие в Республиканских добровольческих акциях, конкурсах, школах актива добровольцев.
2021-2025
Создание условий для молодежных общественных организаций, движений, создание условий для развития лидерских качеств молодежи и поддержки социально значимых проектов, инициированных молодежью и молодежными общественными организациями
Участие в конкурсах социально-значимых проектов.
количество заявок
2021-2025
2
4
5
6
8
Реализация проектов по развитию лидерского потенциала молодежи «Кадровый резерв», конкурсов «Вверх», «Лидер года»
количество человек
2021-2025
6
8
10
12
14
Поиск, поддержка одаренных детей и молодежи, создание условий для развития их интеллектуального и творческого потенциала.
Организация и проведение игр лиги КВН «Лениногорск»
организация игр лиги КВН, увеличение их количества, игры
2021-2025
6
7
8
9
10
ОРТМФЭИ «Созвездие-Йолдызлык», ЕОРТФТРМ «Безнең Заман – Наше время», фестиваль «Студенческая весна», РФДЮиМП «Алтын калǝм – Золотое перо», день молодежи «Дорогу молодым», день физкультурника, «Студент года», школа актива работающей молодежи, стипендия Главы МО «ЛМР» РТ.
увеличение количества человек, принимающих участие в конкурсах, фестивалях и другое, человек
2021-2025
750
800
850
900
950
Формирование и реализация действенной системы профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде.
Мероприятия по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа
увеличение количества мероприятий данной направленности
2021-2025
55
60
65
70
75
Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи
Охват детей и молодежи всеми формами отдыха
увеличение доли молодежи, охваченной различными видами отдыха, %
2021-2025
35 %
36%
36%
36%
36%
Развитие системы подростковых клубов по месту жительства
увеличение количества клубов
2021-2025
16
16
16
16
16
Профилактика проявлений идей экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Реализация мер и мероприятий по профилактике молодежного экстремизма
организация и проведение мероприятий, мероприятия
2021-2025
45
50
55
60
65
Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики
Подготовка докладов, аналитических, методических работ в области ГМП
количество подготовленных докладов, аналитических, методических работ в области ГМП, работ
2021-2025
25
27
30
33
35
Участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства в сфере ГМП
Количество специалистов, принимающих участие в Республиканском конкурсе профмастерства в сфере ГМП, человек
2021-2025
3
4
5
6
7
1
Приложение №2
к муниципальной программе «Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы»
Цель, задачи и финансирование муниципальной программы
«Развитие молодежной политики в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы»
№
п/п
Наименование
цели
Наименование
задачи
Исполнители
Сроки выполнения
основных
мероприятий, годы
Финансирование (тыс. руб), источники финансирования
2021
2022
2023
2024
2025
1.
Реализация программы государственной молодежной политики.
Управление социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности района, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения.
МКУ «УДМСиТ»,
МКУ «Управление образования»,
МКУ «Управление культуры», учебные заведения, предприятия и организации города
2021-2025
2065,0
(МБ)
2165,0
(МБ)
2265,0
(МБ)
2365,0
(МБ)
2465,0
(МБ)
Итого
11325,0
_________________________________________
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: