Основная информация

Дата опубликования: 13 апреля 2020г.
Номер документа: RU30002017202000009
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Администрация муниципального образования "Володарский район"
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Астраханская область

Администрация муниципального образования «Володарский район»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 апреля 2020 года № 444

Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ на территории муниципального образования «Володарский район» в новой редакции

В связи с приведением нормативной базы в соответствие с законодательством, согласно статье 179 бюджетного кодекса Российской Федерации, администрация МО «Володарский район»

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить порядок разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ на территории муниципального образования «Володарский район» в новой редакции (Приложение № 1)

2. Постановление администрации МО «Володарский район» № 1467 от 01.10.2015г. «Об утверждении порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ на территории муниципального образования «Володарский район» считать утратившим силу.

3.Постановление администрации МО «Володарский район» № 2181 от 26.12.2019г. «О внесении изменений в постановление администрации МО «Володарский район» № 1467 от 01.10.2015г. «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ на территории муниципального образования «Володарский район» считать утратившим силу.

4.Сектору информационных технологий организационного отдела администрации МО «Володарский район» (Лукманов) опубликовать настоящее постановление на сайте администрации муниципального образования «Володарский район».

5.Главному редактору МАУ «Редакция газеты «Заря Каспия» (Шарова) опубликовать настоящее постановление в районной газете «Заря Каспия».

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие начиная с составления проекта местного бюджета с 2020 года, и разработки муниципальных программ администрации МО «Володарский район», указанных в Перечне муниципальных программ.

7.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации МО «Володарский район» Бояркину О.В.

Глава администрации

Б.Г. Миндиев

Приложение №1

к постановлению администрации

МО «Володарский район»

от 13.04.2020 г. № 444

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛОДАРСКИЙ РАЙОН»

I. Общие положения

1.Настоящий Порядок определяет процедуры принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального образования «Володарский район», основные принципы, механизмы и этапы их формирования, утверждения и реализации.

2.Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:

1)муниципальная программа муниципального образования «Володарский район» (далее муниципальная программа) представляет собой систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), направленных на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования «Володарский район»;

2)подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, нацеленных на решение конкретных задач в рамках муниципальной программы;

3)цель - планируемый за период реализации программы (подпрограммы) конечный результат решения проблемы социально-экономического развития муниципального образования «Володарский район» посредством реализации мероприятий программы (подпрограммы);

4)задача - планируемый результат выполнения совокупности взаимоувязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций, направленных на достижение цели реализации муниципальной программы (подпрограммы);

5)мероприятие муниципальной программы - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;

6)координаторы муниципальной программы – заместители главы администрации МО «Володарский район» в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемых Главой администрации МО «Володарский район»;

7)муниципальный заказчик муниципальной программы (подпрограммы) (далее муниципальный заказчик) – администрация МО «Володарский район» (далее Администрация) и/или структурные подразделения администрации МО «Володарский район» или муниципальное учреждение муниципального образования «Володарский район» (далее муниципальное учреждение) в соответствии с установленными полномочиями.

В случае разработки программы, в составе которой указаны подпрограммы - Муниципальным заказчиком программы является Администрация, а муниципальными заказчиками подпрограмм структурные подразделения администрации МО «Володарский район».

8)ответственный за выполнение мероприятия муниципальной программы (подпрограммы) - структурное подразделение, муниципальное учреждение, муниципальное предприятие муниципального образования «Володарский район», иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, в случаях привлечения внебюджетных средств.

9)результативность муниципальной программы (подпрограммы) - степень достижения запланированных результатов;

10)эффективность муниципальной программы (подпрограммы) - соотношение достигнутых результатов и ресурсов, затраченных на их достижение.

3.Муниципальная программа разрабатывается на срок от 1 года и включает в себя подпрограммы и/или отдельные мероприятия муниципальной программы. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности, решаемых в рамках муниципальной программы задач. Мероприятия подпрограмм в обязательном порядке должны быть увязаны с запланированными результатами подпрограмм.

4.Муниципальная программа утверждается постановлением администрации МО «Володарский район».

II. Требования к структуре муниципальной программы

1.Муниципальная программа состоит из следующих частей:

1)Паспорт муниципальной программы по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;

2)Текстовая часть муниципальной программы, которая содержит общую характеристику сферы реализации муниципальной программы, формулировку основных проблем в указанной сфере, прогноз развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы, включая возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при реализации программы.

3)Паспорт подпрограммы по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

4)Перечень программных мероприятий, в котором для каждого мероприятия указываются его содержание, сроки исполнения и ответственный орган администрации за выполнение мероприятия. Объем финансирования (всего и в том числе по годам реализации, источникам финансирования) указывается по разделам и подразделам муниципальной программы.

В перечень мероприятий муниципальной программы включаются мероприятия, непосредственно влияющие на изменение ситуации в сфере реализации муниципальной программы в соответствии с планируемыми результатами ее реализации.

III. Разработка муниципальных программ

1.Муниципальные программы разрабатываются на основании перечня муниципальных программ, утверждаемого администрацией муниципального образования «Володарский район» (далее - Перечень).

2.Перечень формируется бюджетным отделом ФЭУ администрации МО «Володарский район» на основании предложений структурных подразделений.

3.Внесение изменений в Перечень в части дополнения (исключения) муниципальных программ и направлений реализации муниципальных программ, изменения наименований муниципальных программ, изменения муниципальных заказчиков программ и подпрограмм, планируемых к реализации с очередного финансового года, производится по решению администрации до 31 декабря текущего финансового года на основании предложений органов администрации и муниципальных учреждений.

4.В Перечень входят следующие пункты:

-наименования муниципальных программ;

-наименования подпрограмм;

-координаторы муниципальных программ;

5.Проекты муниципальных программ должны быть представлены на согласование в бюджетный отдел ФЭУ не менее чем за 2 недели до внесения проекта бюджета МО «Володарский район» в представительный орган (Совет МО «Володарский район»).

6.Предельный срок внесения в администрацию МО «Володарский район» согласованных в установленном порядке проектов программ за 1 неделю до внесения проекта бюджета МО «Володарский район» в представительный орган (Совет МО «Володарский район»).

7. Муниципальные программы, предусмотренные к реализации с очередного финансового года, утверждаются Главой администрации муниципального образования до 1 января очередного финансового года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января текущего финансового года.

Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с Законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления в его силу. 8.Утвержденная муниципальная программа подлежит опубликованию на официальном сайте администрации МО «Володарский район».

9.В случае несоблюдения сроков подготовки, согласования муниципальных программ, данные муниципальные программы не допускаются к реализации.

10.В течение 10 рабочих дней со дня принятия муниципальных программ, установленных Перечнем, бюджетным отделом ФЭУ формируется реестр муниципальных программ (далее Реестр), включающий в себя следующие пункты:

-наименования муниципальных программ;

-наименования подпрограмм;

-координаторы муниципальных программ;

-муниципальные заказчики муниципальных программ;

-срок финансирования муниципальных программ;

-объем финансирования муниципальных программ.

IV. Внесение изменений в муниципальную программу

1.В муниципальную программу (подпрограмму) могут быть внесены изменения в случаях:

1)изменения перечня мероприятий муниципальной программы (подпрограммы),

2)изменения сроков и (или) объемов их финансирования в связи с изменением объема предоставления средств на их реализацию из федерального, регионального или местного бюджетов,

3)наделения или исключения отдельных полномочий органов местного самоуправления или вопросов местного значения муниципального образования;

2.Проект изменений в муниципальную программу должен быть согласован в порядке, предусмотренном для согласования нормативных правовых актов.

Обязательным является проведение согласований с бюджетным отделом ФЭУ администрации МО «Володарский район».

3.Бюджетный отдел ФЭУ администрации МО «Володарский район» по результатам проведения согласований готовит заключения.

4.В процессе реализации муниципальной программы муниципальный заказчик вправе по согласованию с координатором муниципальной программы и ответственным исполнителем мероприятий принимать решения о внесении изменений в перечень мероприятий программы, сроки и (или) объемы их финансирования на текущий финансовый год и плановый период в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.

V. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ

1.Утвержденная муниципальная программа реализуется за счет средств федерального, областного бюджета, внебюджетных источников и бюджета муниципального образования «Володарский район» в объемах, установленных решением о бюджете муниципального образования «Володарский район» на текущий финансовый год и плановый период, и за счет средств иных привлекаемых для реализации муниципальной программы источников.

2.Финансирование из бюджета муниципального образования «Володарский район» муниципальной программы, утвержденной в текущем финансовом году после принятия решения о бюджете муниципального образования «Володарский район» на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется с момента, указанного в Постановлении администрации об утверждении программы.

VI. Управление реализацией муниципальной программы

1.Управление реализацией муниципальной программы осуществляет координатор муниципальной программы.

2.Координатор муниципальной программы организовывает работу, направленную на:

1)координацию деятельности муниципального заказчика программы и муниципальных заказчиков подпрограмм в процессе разработки муниципальной программы;

2)организацию управления муниципальной программой;

3)создание при необходимости комиссии (штаба, рабочей группы) по управлению муниципальной программой;

4)реализацию муниципальной программы;

5)достижение целей, задач и конечных результатов муниципальной программы

6)проведение анализа эффективности реализации программы.

7)анализ дальнейшей целесообразности реализации мероприятий программы исходя из эффективности реализации программы

3.Муниципальный заказчик муниципальной программы:

1)разрабатывает муниципальную программу;

2)формирует прогноз расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);

3)обеспечивает согласование проекта муниципальной программы;

4)обеспечивает взаимодействие между ответственными за выполнение отдельных мероприятий муниципальной программы и координацию их действий по реализации муниципальной программы (подпрограммы);

5)участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией и финансированием муниципальной программы;

6)обеспечивает заключение соответствующих договоров по привлечению внебюджетных средств для финансирования муниципальной программы;

7)готовит и представляет в бюджетный отдел ФЭУ администрации МО «Володарский район» отчет о реализации муниципальной программы

8)на основании заключения об оценке эффективности реализации муниципальной программы представляет в установленном порядке координатору муниципальной программы предложения о перераспределении финансовых ресурсов между программными мероприятиями, изменении сроков выполнения мероприятий и корректировке их перечня;

9)обеспечивает эффективность и результативность реализации муниципальной программы.

10)осуществляет координацию деятельности муниципальных заказчиков подпрограмм по подготовке и реализации программных мероприятий, анализу и рациональному использованию средств бюджета муниципального образования «Володарский район» и иных привлекаемых для реализации муниципальной программы источников.

11)несет ответственность за подготовку и реализацию муниципальной программы, а также обеспечение достижения количественных и/или качественных показателей эффективности реализации муниципальной программы в целом.

4.Муниципальный заказчик подпрограммы осуществляет функции, предусмотренные пунктом 3 настоящего раздела.

Муниципальный заказчик подпрограммы представляет отчет о реализации подпрограммы муниципальному заказчику муниципальной программы в установленные сроки.

5.Ответственный за выполнение мероприятия муниципальной программы (подпрограммы):

1)формирует прогноз расходов на реализацию мероприятия муниципальной программы (подпрограммы) и направляет его муниципальному заказчику муниципальной программы (подпрограммы);

2)определяет исполнителей мероприятия подпрограммы, в том числе путем проведения торгов, в порядке установленном законодательством РФ;

3)участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией и финансированием муниципальной программы (подпрограммы) в части соответствующего мероприятия;

4)готовит и представляет муниципальному заказчику муниципальной программы (подпрограммы) отчет о реализации мероприятия.

VII. Контроль и отчетность при реализации муниципальной программы

1.Контроль за реализацией муниципальной программы осуществляется бюджетным отделом ФЭУ администрации МО «Володарский район» программы.

2.С целью контроля за реализацией муниципальной программы муниципальный заказчик ежегодно до 1 февраля года, следующего за последним годом, направляет в бюджетный отдел ФЭУ администрации МО «Володарский район» годовой отчет оценки эффективности муниципальной программы (Приложение 3).

К отчету должна быть приложена аналитическая записка, раскрывающая эффективность (неэффективность) реализации программных мероприятий по методике оценки эффективности реализации муниципальной программы.

Отчет направляется на бумажном носителе и в электронном виде в бюджетный отдел ФЭУ администрации МО «Володарский район». Копия отчета на бумажном носителе представляется координатору муниципальной программы.

3.Муниципальный заказчик ежеквартально готовит отчет о реализации муниципальной программы с нарастающим итогом (Приложение № 4) и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет согласованный с координатором программы отчет в бюджетный отдел ФЭУ администрации МО «Володарский район.

К отчету должна быть приложена аналитическая записка, раскрывающая исполнение (неисполнение) программных мероприятий.

4. После согласования и утверждения решения Совета МО «Володарский район» «Об исполнении бюджета МО «Володарский район» за предшествующий год не позднее 1 полугодия года, следующего за отчетным, бюджетный отдел ФЭУ администрации МО «Володарский район» готовит годовой комплексный отчет о ходе реализации муниципальных программ и представляет его Главе муниципального образования «Володарский район».

VIII. Порядок проведения и критерии оценки эффективности

реализации муниципальной программы

Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации муниципальных программ согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.

По итогам оценки эффективности реализации муниципальной программы бюджетный отдел ФЭУ администрации МО «Володарский район» подготавливает соответствующее заключение и направляет координатору муниципальной программы, муниципальному заказчику, и Главе МО «Володарский район».

По результатам оценки эффективности реализации муниципальной программы Администрацией МО «Володарский район» не позднее чем за два месяца до дня внесения проекта решения о бюджете муниципального образования «Володарский район» на очередной финансовый год и плановый период в Совет муниципального образования «Володарский район» может быть принято решение:

-о целесообразности сохранения и продолжения муниципальной программы (подпрограммы);

-о сокращении (увеличении) начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы);

-о досрочном прекращении реализации муниципальной программы (подпрограммы).

В случае принятия решения о досрочном прекращении реализации муниципальной программы (подпрограммы) и при наличии заключенных во исполнение соответствующей муниципальной программы (подпрограммы) муниципальных контрактов в бюджете муниципального образования «Володарский район» предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

Согласованный главой администрации МО «Володарский район» годовой доклад, о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ, подлежит размещению на официальном сайте администрации муниципального образования «Володарский район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ФОРМА ПАСПОРТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛОДАРСКИЙ РАЙОН»

Наименование муниципальной программы

Цели муниципальной
программы

Задачи муниципальной
программы

Муниципальный заказчик
муниципальной программы

Координатор муниципальной программы

Сроки реализации
муниципальной программы

Перечень подпрограмм

Источники финансирования
муниципальной программы,
в том числе по годам:

Расходы (тыс. рублей)

Всего

Текущий
финансовый
год

1-й год
планового
периода

2-й год
планового
периода

3-й год
планового
периода

4-й год
планового
периода

Средства районного бюджета

Средства бюджета
Астраханской области

Другие источники

Планируемые результаты
реализации муниципальной
программы

ФОРМА ПАСПОРТА ПОДПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛОДАРСКИЙ РАЙОН»

Наименование подпрограммы

Цель подпрограммы

Муниципальный заказчик
подпрограммы

Задачи подпрограммы

Сроки реализации подпрограммы

Источники
финансирования
подпрограммы по
годам реализации и
главным
распорядителям
бюджетных средств,
в том числе по
годам:

Наименование
подпрограммы

Главный
распорядитель
бюджетных
средств

Источник
финансирования

Расходы (тыс. рублей)

Очередной
финансовый
год

1-й год
планового
периода

2-й год
планового
периода

3-й год
планового
периода

4-й год
планового
периода

Итого

Подпрограмма

Всего:
в том числе:

Средства районного
бюджета

Средства
бюджета
Астраханской
области

Другие источники

Перечень мероприятий подпрограммы «___________________________________»



п/п

Наименование мероприятия

Источник финансирования

Срок исполнения

Объем финансирования (тыс. руб.)

Ответственный исполнитель мероприятия

Планируемые результаты реализации мероприятия

Всего

1-й год реализации мероприятия

2-й год реализации мероприятия

3й год реализации мероприятия

ФОРМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

____________________________________________

(наименование муниципальной программы)

за 20___ год

N
п/п

Задачи,
направленные на
достижение цели

Наименование мероприятия

Планируемый объем
финансирования на
решение данной
задачи (тыс. руб.)

Фактический объем
финансирования на
решение данной задачи
(тыс. руб.)

Количественные
и/или
качественные
целевые
показатели,
характеризующие
достижение целей
и решение задач

Единица
измерения

Базовое
значение
показателя (на
начало
реализации
муниципальной
программы)

Планируемое
значение
показателя
на 20___

Достигнутое
значение
показателя
за 20___

Бюджет
района

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Бюджет
района

Областной бюджет

Федеральный бюджет

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

13

14

15

16

1.

Задача 1

Показатель 1

Показатель 2



...

2.

Задача 2

Показатель 1

Показатель 2



...

Заказчик муниципальной программы                                                                       Подпись

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы определяет алгоритм оценки результативности и эффективности муниципальных программ ( подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы), в процессе и по итогам ее реализации.

В случае продолжения реализации в составе муниципальной программы мероприятий, начатых в рамках реализации долгосрочной целевой программы муниципального образования «Володарский район», оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется с учетом количественных и качественных показателей на момент включения данного мероприятия (мероприятий) в муниципальную программу.

Эффективность реализации муниципальной программы определяется как оценка эффективности реализации каждой подпрограммы, входящей в ее состав.

Под результативностью понимается степень достижения запланированного уровня нефинансовых результатов реализации подпрограмм.

Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения анализа реализации подпрограмм.

Для оценки результативности подпрограмм должны быть использованы плановые и фактические значения соответствующих показателей.

Индекс результативности подпрограмм определяется по формуле:

I = SUM (M x S), где

р п

I - индекс результативности подпрограмм;

р

S - соотношение достигнутых и плановых результатов значений показателей. Соотношение рассчитывается по формулам:

S = R / R -

ф п

в случае использования показателей, направленных на увеличение значений;

S = R / R -

п ф

в случае использования показателей, направленных на снижение значений;

R - достигнутый результат целевого значения показателя;

ф

R - плановый результат целевого значения показателя;

п

M - весовое значение показателя (вес показателя), характеризующего подпрограмму.

п

Вес показателя рассчитывается по формуле:

M = 1 / N, где

п

N - общее число показателей, характеризующих выполнение подпрограммы.

Под эффективностью понимается отношение затрат на достижение (фактических) нефинансовых результатов реализации подпрограмм к планируемым затратам подпрограмм. Эффективность подпрограмм определяется по индексу эффективности.

Индекс эффективности подпрограмм определяется по формуле:

I = (V x I ) / V , где

э ф р п

I - индекс эффективности подпрограмм;

э

V - объем фактического совокупного финансирования подпрограммы;

ф

I - индекс результативности подпрограммы;

р

V - объем запланированного совокупного финансирования подпрограмм.

п

По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации подпрограмм:

наименование индикатора - индекс эффективности подпрограмм (I );

э

диапазоны значений, характеризующие эффективность подпрограмм, перечислены ниже.

1.Значение показателя:

0,9 <= I <= 1,1.

э

Качественная оценка подпрограмм: высокий уровень эффективности.

2.Значение показателя:

0,8 <= I < 0,9.

э

Качественная оценка подпрограммы: запланированный уровень эффективности.

3.Значение показателя:

I < 0,8.

э

Качественная оценка подпрограммы: низкий уровень эффективности.

ФОРМА ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕНИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛОДАРСКИЙ РАЙОН»

________________________________________

(наименование муниципальной программы, код программы)

за январь - _____________ 20__ года

Муниципальный заказчик ______________________________________________

(районный бюджет, другие источники)

Разработчик подпрограммы

Подпрограмма

Мероприятия

Объем
финансирования
на 20__ год
(тыс. руб.)

Выполнено
(тыс. руб.)Факт на квартал

Отклонение

Исполнение %

Наименование подпрограммы МЦП

Код подпрограммы МЦП

Направление расходов

Источник финансирования

Код направления расходов

Подпрограмма 1

Мероприятие подпрограммы 1

...

Подпрограмма 2

Мероприятие подпрограммы 2

...

Итого по муниципальной
программе

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: районная газета "Заря Каспия" № 17 от 01.05.2020
Рубрики правового классификатора: 020.020.000 Расходы местных бюджетов

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать