Основная информация

Дата опубликования: 10 марта 2020г.
Номер документа: RU42024307202000071
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация Березовского городского округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10.03.2020 №237

Об утверждении Программы финансового оздоровления Березовского городского округа на 2019-2024 годы

В целях реализации п.4 распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.12.2019 №789-р «Об утверждении Программы финансового оздоровления Кемеровской области - Кузбасса на 2019-2024 годы» и создания условий для результативного управления муниципальными финансами Березовского городского округа, эффективного использования бюджетных средств и обеспечения сбалансированности бюджета Березовского городского округа

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Программу финансового оздоровления Березовского городского округа на 2019-2024 годы согласно приложению.

2. Исполнителям, ответственным за выполнение программных мероприятий, представлять информацию о ходе выполнения мероприятий в финансовое управление города Березовский ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

3. И.о. начальника организационного отдела Березовского городского округа А.А.Мальцевой обеспечить опубликование настоящего постановления в сетевом издании «Вестник Березовского городского округа Кемеровской области».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Березовского городского округа по экономике и финансам Ю.В.Апанасенко.

5. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Глава Березовского городского округа

С.А.Щегербаева

Приложение

к постановлению администрации

Березовского городского округа

от 10.03.2020 №237

Программа финансового оздоровления Березовского городского округа на 2019 – 2024 годы

1. Общие положения

Программа финансового оздоровления Березовского городского округа на 2019 – 2024 годы (далее – Программа) разработана в целях формирования бюджетной политики муниципального образования, предусматривающей создание условий для эффективного управления муниципальными финансами и повышения устойчивости бюджета Березовского городского округа.

В Программе определены основные направления деятельности органов местного самоуправления для повышения собственной доходной базы муниципального образования, оптимизации и повышения эффективности расходов бюджета Березовского городского округа, снижения размера дефицита бюджета, повышения эффективности управления муниципальным долгом.

2. Цель и задачи

Цель Программы – улучшение состояния бюджета Березовского городского округа, эффективное использование бюджетных средств в целях реализации основных целей и направлений социально-экономического развития Березовского городского округа, снижения муниципального долга.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа;

выполнение мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств;

сохранение объема муниципального долга Березовского городского округа на оптимальном уровне, минимизация стоимости его обслуживания.

3. Характеристики текущего состояния муниципальных финансов Березовского городского округа

Администрацией Березовского городского округа в целях повышения устойчивости бюджета городского округа и обеспечения его сбалансированности в 2016-2018 годах принимались комплексные меры в соответствии со следующими документами:

планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Березовского городского округа на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, утвержденным постановлением администрации Березовского городского округа от 28.04.2014 №223;

планом мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Березовского городского округа на 2016 год, утвержденным постановлением администрации Березовского городского округа от 11.04.2016 №259;

программой финансового оздоровления Березовского городского округа на 2017 – 2019 годы, утвержденной постановлением администрации Березовского городского округа от 14.04.2017 №284;

программой финансового оздоровления Березовского городского округа на 2018 – 2021 годы, утвержденной постановлением администрации Березовского городского округа от 15.11.2018 №826.

В связи с кризисными явлениями в экономике, а также влиянием санкционной политики, на отдельные отрасли экономики, начиная с 2014 года, наблюдался снижение уровня налоговых и неналоговых доходов бюджета Березовского городского округа. В результате зафиксированного в четвертом квартале 2016 года и в 2017 году резкого роста мировых цен на уголь и связанной с этим стабилизации работы угольных предприятий города уже в 2016 году объем дополнительно полученных в бюджет налоговых и неналоговых доходов составил 30,0 млн. рублей или 9,6% к уровню 2015 года. В 2017 году динамика поступлений составила 4,3% или 14,8 млн. рублей к уровню доходов 2016 года. При этом негативным фактором явился процесс независимой переоценки кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщиками, который принял массовый характер. Это привело к значительным выпадающим доходам бюджета по земельному налогу и платежам за аренду земельных участков, что в значительной мере нивелировало положительный эффект от увеличения поступлений налога на доходы физических лиц. В 2018 году в бюджет поступили дополнительные доходы в связи с увеличением налоговой базы ОАО УК «Северный Кузбасс» по налогу на доходы физических лиц. Это позволило увеличить налоговые и неналоговые доходы бюджета Березовского городского округа на 24,4 млн. рублей или 6,8 процента к уровню 2017 года. Но данные платежи имели разовый характер, не обеспечивающий устойчивую динамику роста доходов.

Объем расходов бюджета Березовского городского округа в 2016 году остался на уровне 2015 года, а в 2017 году – сократился на 8,2%. В 2018 году объем расходов бюджета Березовского городского округа увеличился на 16,1% к уровню 2017 года, но произошло это в основном за счет увеличения объёма полученных межбюджетных трансфертов. Сдержанная динамика расходования бюджетных средств за период 2016-2018 годов позволила снизить объем дефицит бюджета Березовского городского округа в 2016 году по сравнению с 2015 годом в 2,6 раза до 18,7 млн. рублей. По итогам 2017 года дефицит бюджета сократился в 2 раза и составил 9,2 млн. рублей. В 2018 году достигнут профицит в объеме 5,2 млн. рублей.

Обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов бюджета Березовского городского округа

Основные направления роста налоговых и неналоговых доходов бюджета Березовского городского округа:

1. Системная работа по улучшению инвестиционного климата и созданию условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства:

1.1. В целях повышения эффективности деятельности и создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на муниципальном уровне утверждено постановление администрации Березовского городского округа от 11.10.2013 №631 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Березовском городском округе»».

1.2. Постановлением администрации Березовского городского округа назначен инвестиционный уполномоченный, который помогает решить вопросы по устранению административных барьеров, оказывает организационную помощь инвесторам (распоряжение Главы города Березовский Кемеровской области от 14.12.2011 №916-р «О возложении обязанностей инвестиционного уполномоченного администрации Березовского городского округа»).

1.3. Утвержден состав координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства Березовского городского округа (Распоряжение администрации Березовского городского округа от 12.08.2019 № 515-р «Об утверждении координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства Березовского городского округа»).

1.4. Создан Общественный совет по развитию инвестиционной деятельности на территории Березовского городского округа (постановление администрации Березовского городского округа от 07.08.2018 №561).

1.5. Утверждено Положение об инвестиционной деятельности (постановление администрации Березовского городского округа от 09.12.2015 №880 «Об инвестиционной деятельности на территории Березовского городского округа»).

1.6. Имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается в виде передачи во владение и (или) пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности Березовского городского округа, на возмездной основе, в том числе по льготным ставкам арендной платы, утвержденным решением Совета народных депутатов №375 от 29.06.2017 «Об утверждении Порядка предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».

1.7. Внедрены и исполняются целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса. Действует распоряжение администрации Березовского городского округа от 02.06.2017 №292-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации целевых моделей для улучшения инвестиционного климата на территории Березовского городского округа».

1.8. Осуществляется реализация распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.08.2018 №351-р «Об утверждении плана «быстрых побед» Кемеровской области на 2018-2019 годы». Реализация этих мероприятий направлена на сокращение сроков прохождения процедур, оптимизацию процессов межведомственного взаимодействия. Для этого разработан и утвержден на местном уровне распоряжением администрации Березовского городского округа от 05.09.2018 №456-р «План мероприятий («дорожная карта») по улучшению инвестиционного климата на территории Березовского городского округа».

2. В качестве мер по созданию благоприятных налоговых условий для активизирования реализации приоритетных инвестиционных проектов утверждено постановление администрации Березовского городского округа от 05.08.2016 №566 «Об утверждении порядка присвоения инвестиционному проекту статуса приоритетного проекта Березовского городского округа и порядка формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов». Советом народных депутатов Березовского городского округа принято решение по освобождению инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на вновь отведенных земельных участках, от земельного налога на период строительства не более 2 лет (решение Совета народных депутатов Березовского городского округа от 15.10.2015 №216 «О внесении изменений и дополнений в решение Березовского городского совета народных депутатов от 25.11.2010 №183 «Об установлении земельного налога на территории Березовского городского округа и об утверждении положения «О земельном налоге на территории Березовского городского округа»»).

3. Сокращение задолженности по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды:

3.1. В рамках деятельности штаба по экономическому и финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики Березовского городского округа в 2016-2018 годах погашена задолженность по платежам во все уровни бюджета на сумму 96,1 млн. рублей, во внебюджетные фонды – 26,8 млн. рублей.

3.2. За период 2016-2018 годов погашена просроченная задолженность организаций города по заработной плате в размере 22,4 млн. рублей.

3.3. Активизирована работа со службой судебных приставов в части взыскания задолженности в бюджет Березовского городского округа.

3.4.Постоянно осуществляется работа с главными администраторами доходов Березовского городского округа в части усиления контроля за своевременностью осуществления платежей в бюджет и принятия мер по взысканию задолженности.

3.5. В соответствии с распоряжением администрации Березовского городского округа от 19.02.2016 №70-р установлена персональная ответственность заместителей главы Березовского городского округа по принятию мер по обеспечению поступления платежей по курируемым отраслям в бюджет.

4. Меры по противодействию выплате «серых» зарплат и снижению неформальной занятости:

4.1. Организована работа «горячей линии» по вопросам выплаты заработной платы по «серым схемам» и неформальной занятости.

4.2. В течение 2018 года заключено 358 соглашения с организациями о социально-экономическом сотрудничестве, в том числе по обеспечению уровня заработной платы не ниже размера, установленного Кузбасским соглашением.

5. Оптимизация налоговых льгот:

Ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных местными органами власти налоговых льгот в соответствии с Порядком и Методикой оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Березовском городском округе, утвержденными постановлением администрации Березовского городского округа от 14.08.2012 №489.

В результате проводимого мониторинга предоставленных льгот и оценки их эффективности принимаются конкретные меры по их оптимизации. По итогам принятых мер по оптимизации налоговых льгот дополнительные доходы бюджета Березовского городского округа составили в 2017 году 3,2 млн. рублей, в 2018 году - 1,7 млн. рублей.

6. Повышение эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных и имущественных отношений:

6.1. В соответствии с проведенной в 2015 году кадастровой переоценкой земель населенных пунктов с 01.01.2016 в целях исчисления земельного налога и арендной платы за землю применяется новая кадастровая стоимость земельных участков.

В результате применения новой кадастровой стоимости земельных участков по земельному налогу дополнительные доходы бюджета возросли в 2017 году по сравнению с 2016 годов на 11% или 2,2 млн. рублей.

Положительный эффект от введения новой кадастровой стоимости земель практически полностью нивелирован в результате обжалования результатов государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Березовского городского округа плательщиками. В 2016 году выпадающие доходы бюджета в результате составили 41,5 млн. рублей, в 2017 году - дополнительно еще 1,5 млн. рублей. Процесс продолжался и в 2018 году – 3,3 млн. рублей.

В целях снижения налоговой нагрузки, а также сокращения объема выпадающих доходов бюджета Березовского городского округа по земельному налогу, возникающих в результате обжалования результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, в 2015 году заключены Соглашения с крупнейшими плательщиками о не обжаловании с их стороны новой кадастровой стоимости земельных участков при условии снижения размера налоговой ставки по данной категории земель. В результате выпадающие доходы бюджета по земельному налогу в 2016 году были снижены на 3,3 млн. рублей, в 2017 году – на 4,3 млн. рублей, в 2018 году – на 4,7 млн. рублей.

6.2. Органами местного самоуправления принимаются меры по отмене неэффективных льгот и пониженных налоговых ставок по земельному налогу:

с 01.01.2017 повышены налоговые ставки:

- для земельных участков, предназначенных для недропользования, тяжелой промышленности, железнодорожного и автомобильного транспорта, установленные в рамках Соглашения с крупнейшими плательщиками в целях минимизации выпадающих доходов бюджета от обжалования результатов кадастровой оценки с 0,4% до 0,45% (дополнительные доходы бюджета составили в 2017 году 1,0 млн. рублей);

- для земельных участков, предназначенных для социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, культурного развития, спорта с 0,3% до 0,5% (дополнительные доходы бюджета составили в 2017 году 2,3 млн. рублей);

с 01.01.2018 повышены налоговые ставки:

- для земельных участков, предназначенных для недропользования, тяжелой промышленности, железнодорожного и автомобильного транспорта с 0,45% до 0,47% (дополнительные доходы бюджета составили в 2018 году 0,4 млн. рублей);

- для земельных участков, предназначенных для социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, культурного развития, спорта с 0,5% до 0,6% (дополнительные доходы бюджета составили в 2018 году 0,8 млн. рублей).

с 01.01.2019 повышены налоговые ставки:

- для земельных участков, предназначенных для недропользования, тяжелой промышленности, железнодорожного и автомобильного транспорта с 0,47% до 0,49%;

- для земельных участков, предназначенных для социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, культурного развития, спорта с 0,6% до 0,7%.

7. Повышение эффективности реализации полномочий местных органов власти в сфере имущественного налогообложения:

В соответствии с решением Совета народных депутатов Березовского городского округа от 28.11.2015 №228 с 01.01.2016 применяется налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, установленных статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, и определяется исходя из кадастровой стоимости облагаемых объектов (на основании Закона Кемеровской области от 23.11.2015 №102-ОЗ). С 2019 года расчет производится с учетом коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, исчисляемого на основании кадастровой стоимости не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом

В итоге объем поступлений налога на имущество физических лиц в 2017 году возрос по сравнению с предыдущим годом на 1,3 млн. рублей или на 53,6% к уровню 2016 года, в 2018 году – на 2,3 млн. рублей или на 61,6% к 2017 году.

Благодаря принятым комплексным мерам по повышению эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, а также реализации мероприятий по развитию собственной доходной базы, дополнительные доходы бюджета Березовского городского округа в 2016 – 2018 годах составили около 40,2 млн. рублей.

Реализация плана мероприятий по финансовому оздоровлению Березовского городского округа на 2019-2024 годы позволит привлечь дополнительные доходы в бюджет Березовского городского округа: в 2019 году – 24 498,8 тыс. рублей, 2020 году – 29 586 тыс. рублей, в 2021году – 18 989 тыс. рублей, в 2022 году - 19 193 тыс. рублей, в 2023 году – 19 396 тыс. рублей, в 2024 году – 19 600 тыс. рублей.

Реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации бюджетной сети в 2018 году приняты следующие меры:

1. Социальные выплаты и льготы, установленные муниципальными нормативными правовыми актами, осуществляются с учетом адресности и нуждаемости.

2. В соответствии с принятыми решениями в Березовском городском округе действует ограничение на увеличение численности муниципальных служащих Березовского городского округа, работников органов местного самоуправления, не являющихся муниципальными служащими Березовского городского округа и работников муниципальных учреждений Березовского городского округа.

3. Продолжается реализация мер по оптимизации бюджетной сети за счет реорганизации муниципальных учреждений и сокращения штатной численности работников.

По итогам 2017 - 2018 годов в Березовском городском округе количество учреждений сократилось на 7 единиц. Штатная численность сокращена на 25 единиц:

3.1. В сфере образования проведена реорганизация муниципальных учреждений:

- МАДОУ детский сад №15 «Журавушка» в форме присоединения к нему МБДОУ детский сад «Аленушка» и МБДОУ детский сад «Сказка»;

- МАДОУ детский сад №10 имени преподобного Сергея Радонежского в форме присоединения к нему МБДОУ детский сад «Ручеек»;

- МБДОУ детский сад «Росинка» в форме присоединения к нему МБДОУ детский сад «Топотушки»;

- МАУ «Ресурсный центр образования Березовского городского округа» в форме присоединения к нему МБУО «Центр диагностики и консультирования»;

- в связи с небольшой численностью детей закрыт МКО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом «Рябинка»». Воспитанники переведены в другие организации Кемеровской области.

В целом в сфере образования в результате проведенных мер по оптимизации сети сокращено 20 штатных единиц. Экономия бюджетных средств за прошедший период составила 5278 тыс.рублей, которые были направлены на повышение оплаты труда.

3.2. В сфере культуры, молодежной политики и спорта проведена реорганизация муниципального учреждения МБОУДО «Детская музыкальная школа №91» в форме присоединения к МБОУДО «Детская школа искусств №14», в результате чего были сокращены две штатные единицы. Экономия бюджетных средств в сумме 535,4 тыс. рублей направлены на повышение заработной платы отдельных категорий работников, поименованных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012.

3.3. В сфере социального обслуживания в МБУ «Центр социального обслуживания» в рамках реализации «дорожной карты» количество отделений социального обслуживания с шести доведено до четырех. Сокращена одна штатная единица. Экономия бюджетных средств составила 323,4 тыс. рублей и направлена на повышение уровня заработной платы социальным работникам. В Управлении социальной защиты населения сокращена одна штатная единица. Экономия составила 234 тыс. рублей.

3.4. В администрации Березовского городского округа сокращена в 2018 году одна штатная единица. Экономия бюджетных средств составила 272 тыс. рублей.

В результате реализации плана мероприятий по финансовому оздоровлению Березовского городского округа на 2019-2024 годы экономия бюджетных средств от повышения эффективности расходов бюджета Березовского городского округа составит: в 2019 году – 3 341,4 тыс. рублей, в 2020 году – 14 471,9 тыс. рублей, в 2021 году – 15 547,9 тыс. рублей, в 2022 году – 16 195,9 тыс. рублей, в 2023 году – 16 195,9 тыс. рублей, в 2024 году – 16 195,9 тыс. рублей.

Обеспечение мер по поддержанию объема муниципального долга Березовского городского округа на оптимальном уровне, минимизация стоимости его обслуживания

В 2018 году уровень муниципального долга относительно доходов бюджета Березовского городского округа без учета безвозмездных поступлений снизился до 19,5% по сравнению с 54,9% за 2016 год и 23,9% в 2017 году. Объем «коммерческого» долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений сократился в 2018 году по отношению в 2017 году с 23,6% до 19,5%.

Динамика основных показателей, характеризующих муниципальный долг Березовского городского округа за период 2016 – 2018 годов

Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

на 01.09.2019

Объем муниципального долга Березовского городского округа на конец года, млн. рублей

125,9

50,6

46,0

50,0

Прирост муниципального долга, млн. рублей

+19,8

-75,3

-4,6

+4,0

Темп роста муниципального долга к предыдущему периоду, в процентах

18,7

-59,8

-9,1

8,7

Отношение муниципального долга к объему доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, в процентах

54,9

23,9

19,5

36,2

Отношение объема «коммерческого» долга к объему доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, в процентах

17,8

23,6

19,5

36,2

Структура муниципального долга Березовского городского округа

2016 год

2017 год

2018 год

на 01.09.2019

Бюджетные кредиты

84,9

0,6

0

0

Кредиты коммерческих банков

41,0

50,0

46,0

50,0

Иные долговые обязательства

0

0

0

0

ИТОГО

125,9

50,6

46,0

50,0

По состоянию на 01.01.2018 объем муниципального долга составил 50,6 млн. рублей, что ниже уровня 2016 года в 2,5 раза в результате проведенной реструктуризации бюджетного кредита. По состоянию на 01.01.2019 объем муниципального долга сокращен еще на 9,1% и составил 46,0 млн.рублей.

Одновременно осуществляется на постоянной основе работа по минимизации стоимости обслуживания муниципального долга и улучшению его структуры. В целях снижения кредитной ставки действующих «коммерческих» кредитов на постоянной основе осуществляются процессы рефинансирования.

В 2018 году в результате заключения дополнительного соглашения с коммерческим банком по действующему договору кредитная ставка снижена с 11,94% до 8,8%. В целях замещения средств по вновь открытой кредитной линии коммерческого банка по ставке 9% годовых в течение года привлекались краткосрочные кредиты из средств федерального бюджета по ставке 0,1% годовых. Объем экономии расходов бюджета Березовского городского округа на обслуживание привлеченных кредитов составил в 2018 году 1,2 млн. рублей. Кроме того, в целях снижения кредитной ставки до 8,5% (ключевая ставка 7,5%, увеличенная на 1%) в 2019 году проведены конкурсные процедуры в целях привлечения кредитных ресурсов для рефинансирования задолженности по действующим договорам.

За период 2019 - 2024 годов в результате рефинансирования действующих кредитов в целях снижения стоимости обслуживания, а также в связи со снижением объема муниципального долга планируется сократить расходы бюджета на обслуживание кредитных ресурсов всего на 3 571 тыс. рублей.

4. Основные направления реализации Программы

Основными направлениями реализации Программы являются:

- увеличение поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Березовского городского округа;

- оптимизация расходов бюджета Березовского городского округа;

- сокращение муниципального долга Березовского городского округа.

Данные направления планируется реализовать в рамках плана мероприятий по финансовому оздоровлению Березовского городского округа на 2019 – 2024 годов согласно приложению к настоящей Программе.

5. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:

- улучшить состояние муниципальных финансов;

- укрепить устойчивость бюджета Березовского городского округа;

- обеспечить сокращение долговой нагрузки на бюджет и своевременное исполнение долговых обязательств Березовского городского округа.

Реализация плана мероприятий по финансовому оздоровлению Березовского городского округа на 2019 – 2024 годы позволит достичь следующих результатов:

привлечь дополнительные доходы в бюджет Березовского городского округа: в 2019 году – 24 498,8 тыс. рублей, 2020 году – 29 586 тыс. рублей, в 2021году – 18 989 тыс. рублей, в 2022 году - 19 193 тыс. рублей, в 2023 году – 19 396 тыс. рублей, в 2024 году – 19 600 тыс. рублей;

получить экономию бюджетных средств от повышения эффективности расходов Березовского городского округа: в 2019 году – 3 341,4 тыс. рублей, в 2020 году – 14 471,9 тыс. рублей, в 2021 году – 15 547,9 тыс. рублей, в 2022 году - 16 195,9 тыс. рублей, в 2023 году – 16 195,9 тыс. рублей, 2024 году - 16 195,9 тыс. рублей;

получить бюджетный эффект от совершенствования долговой политики Березовского городского округа: в 2019 году – 810 тыс. рублей, в 2020 году – 723 тыс. рублей, в 2021году - 648 тыс. рублей, в 2022 году - 560 тыс. рублей, в 2023 году – 451 тыс. рублей, в 2024 году – 379 тыс. рублей.

6. Риски реализации Программы

Реализация Программы связана с возникновением следующих основных рисков:

1) в сфере формирования доходов бюджета Березовского городского округа:

- изменение федерального, регионального налогового и бюджетного законодательства, в том числе уменьшение нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов в региональные и местные бюджеты;

- ухудшение экономической ситуации;

- снижение налоговой базы, в том числе за счет выплаты «серой» заработной платы;

- неисполнение или исполнение не в полной мере плательщиками своих обязательств перед бюджетом;

- снижение налоговой базы в результате обжалования результатов государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Березовского городского округа;

- сокращение финансовой помощи из вышестоящего бюджета;

2) в сфере формирования расходов бюджета Березовского городского округа:

- инфляционный рост текущих расходов бюджета;

- изменение законодательства, оказывающее влияние на увеличение расходных обязательств местных бюджетов;

- риски, связанные с возникновением непредвиденных ситуаций форс-мажорного характера;

- риски усиления социальной напряженности в связи с высвобождением работников из-за сокращения рабочих мест;

3) в сфере управления муниципальным долгом:

- неисполнение долговых обязательств в результате нарушения баланса между объемом финансовых активов и объемом долговых обязательств бюджета Березовского городского округа, а также возникновением необходимости полного и незамедлительного погашения обязательств;

- финансовые потери в случае привлечения заимствований для осуществления рефинансирования действующих обязательств на невыгодных условиях, либо невозможность рефинансирования или пролонгации действующих кредитных договоров;

- рост процентных ставок на рынке кредитных ресурсов.

Приложение

к Программе финансового оздоровления

Березовского городского округа

на 2019-2024 годы

План мероприятий по финансовому оздоровлению Березовского городского округа на 2019–2024 годы

№ п/п

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки выполнения

Бюджетный эффект (целевые показатели), тыс. рублей

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мероприятия по увеличению доходов бюджета Березовского городского округа

1

Проведение работы по улучшению инвестиционного климата Березовского городского округа с использованием нефинансовых инструментов (снижение административных барьеров, законодательная защита прав инвесторов, введение стандартов улучшения инвестиционной привлекательности Березовского городского округа)

Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа, Отдел по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Березовского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

2

Мероприятия по повышению доходной базы бюджета Березовского городского округа

2.1

Проведение мероприятий по определению (уточнению) характеристик объектов недвижимого имущества с целью их вовлечения в налоговый оборот, в том числе:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа, Отдел муниципального контроля администрации Березовского городского округа, Межрайонная инспекция ФНС России №12 по Кемеровской области (по согласованию)

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

2.1.1

Принятие решений об определении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

2.1.2

Уточнение сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае отсутствия соответствующих сведений в Едином государственном реестре прав

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

2.1.3

Проведение мероприятий по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

2.1.4

Установление (уточнение) адреса места нахождения объектов недвижимости, сведения по которым отсутствуют в государственном адресном реестре (ГАР, ФИАС)

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

2.1.5

Привлечение к регистрации прав новых собственников после смерти правообладателей объектов недвижимости

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

2.2

Принятие мер по регистрации прав собственности в отношении объектов недвижимого имущества участников долевого строительства, а также жилых домов, квартир, иных объектов недвижимости и объектов незавершенного строительства, введенных в эксплуатацию, сведения о регистрации прав по которым отсутствуют в Едином государственном реестре прав

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

50,1

51,0

52,0

53,0

54,0

55,0

2.3

Проведение мероприятий по выявлению фактических пользователей объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности ликвидированным юридическим лицам, с целью постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и предъявления исковых требований о взыскании суммы неосновательного обогащения за пользование объектами недвижимости

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

2.4

Выполнение рекомендаций для органов местного самоуправления в целях повышения эффективности реализации органами местного самоуправления полномочий по регулированию налоговой нагрузки по местным налогам

Администрация Березовского городского округа

2019–2024 годы

да

да

да

да

да

да

3

Повышение эффективности налоговых расходов бюджета Березовского городского округа

3.1

Проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот в соответствии с постановлением администрации Березовского городского округа от 14.08.2012 №489 «Об утверждении Порядка и Методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Березовском городском округе». Подготовка сводного аналитического отчета об оценке эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот на территории Березовского городского округа за отчетный финансовый год

Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа, Финансовое управление города Березовский

2019 – 31.12.2019

да

х

х

х

х

х

3.2

Разработка порядка формирования перечня и методики оценки налоговых расходов Березовского городского округа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 №796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа, Финансовое управление города Березовский

До 01.05.2020

х

да

х

х

х

х

3.3

Проведение оценки налоговых расходов Березовского городского округа в порядке, установленном постановлением администрации Березовского городского округа

Заместитель главы Березовского городского округа по экономике и финансам, Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа, Финансовое управление города Березовский

2020 – 2024 годы (ежегодно до 15 августа)

х

да

да

да

да

да

3.4

Проведение мониторинга налоговых льгот, устанавливаемых решениями Совета народных депутатов Березовского городского округа. Подготовка рекомендаций по отмене неэффективных налоговых льгот, изменению размера льгот и ставок по местным налогам

Заместитель главы Березовского городского округа по экономике и финансам, Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа, Финансовое управление города Березовский

2019–2024 годы (ежегодно до 1 октября)

да

да

да

да

да

да

3.5

Отмена неэффективных налоговых льгот, устанавливаемых органами местного самоуправления

Заместитель главы Березовского городского округа по экономике и финансам, Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа, Финансовое управление города Березовский

2019–2024 годы

да

да

да

да

да

да

3.6

Расширение налоговой базы по земельному налогу за счет изменения размера льгот и поэтапного увеличения ставок

Заместитель главы Березовского городского округа по экономике и финансам, Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа, Финансовое управление города Березовский

2019–2024 годы

4 900

5 500

6 000

6 500

7 000

7 500

3.7

Анализ размера корректирующего коэффициента базовой доходности К2, применяемого при расчете единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Отдел по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Березовского городского округа, Финансовое управление города Березовский

до 01.10.2019

да

х

х

х

х

х

4

Сокращение задолженности по платежам в бюджет Березовского городского округа

4.1

Продолжение деятельности штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики Березовского городского округа по вопросам:

увеличения поступлений налоговых платежей в бюджет Березовского городского округа и внебюджетные фонды;

погашения задолженности по уплате налогов и сборов, а также не исполнившими функции налогового агента по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц предприятиями и организациями городского округа;

проведения работы с убыточными предприятиями.

Заместитель главы Березовского городского округа по экономике и финансам, Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа, Отдел по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Березовского городского округа, Межрайонная инспекция ФНС России №12 по Кемеровской области (по согласованию), Финансовое управление города Березовский, Прокуратура г. Березовский (по согласованию), Клиентская служба в городе Березовский ГУ УПФ РФ Кемеровской области (по согласованию), Отдел МВД России по городу Березовскому (по согласованию), УФССП по Кемеровской области отдел судебных приставов по городу Березовскому (по согласованию)

2019–2024 годы (постоянно)

10 000

10 000

10 000

10 000

10 000

10 000

4.2

Усиление контроля за поступлением налоговых и неналоговых доходов в бюджет Березовского городского округа по курируемым направлениям деятельности в соответствии с распоряжением администрации Березовского городского округа от 19.02.2016 №70–р «О персональной ответственности должностных лиц»

Заместители главы Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

1 500

1 300

1 000

700

400

100

5

Реализация плана мероприятий по снижению неформальной занятости

2019–2024 годы (постоянно)

5.1

Регулярное информирование правоохранительных, налоговых, контрольно–надзорных органов о жалобах от населения по телефону «горячей линии» по вопросу неформальной занятости

Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

5.2

Работа с собственниками организаций (предприятий), расположенных на территории Березовского городского округа по вопросу повышения уровня оплаты труда работников во время заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве

Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа, Отдел по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

5.3

Проведение мероприятий по выявлению и пресечению фактов использования труда работников, в том числе из числа иностранных граждан, без оформления трудовых договоров, подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, применения «конвертных» схем оплаты труда, а также иных нарушений в сфере оплаты труда

Заместитель главы Березовского городского округа по экономике и финансам, Отдел экономики и труда администрации Березовского городского округа, Отдел по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Березовского городского округа, Межрайонная инспекция ФНС России №12 по Кемеровской области (по согласованию), Финансовое управление города Березовский, Прокуратура г. Березовский (по согласованию), Клиентская служба в городе Березовский ГУ УПФ РФ Кемеровской области (по согласованию), Отдел МВД России по г. Березовскому (по согласованию)

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

5.4

Проведение правоохранительными, контролирующими органами и органами местного самоуправления Березовского городского округа совместных рейдовых мероприятий по объектам розничной торговли, общественного питания и сферы услуг в целях выявления и пресечений фактов осуществления физическими лицами незаконной предпринимательской деятельности, побуждения их к регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей

Заместитель главы Березовского городского округа по экономике и финансам, Отдел муниципального контроля администрации Березовского городского округа, Отдел по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Березовского городского округа, Отдел МВД России по г. Березовскому (по согласованию)

2019-2024 годы

да

да

да

да

да

да

6

Повышение эффективности реализации полномочий в сфере земельно-имущественных отношений

6.1

Проведение инвентаризации муниципального имущества с целью приватизации выявленного непрофильного имущества

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

3 221

11 000

200

200

200

200

6.2

Повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

134,7

10

12

15

17

20

6.3

Усиление претензионно–исковой деятельности к должникам по арендной плате за пользование земельными участками

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

1 572,0

1 600

1 600

1 600

1 600

1 600

6.4

Выявление земельных участков, используемых без оформления договорных отношений, возмещение стоимости неосновательного обогащения

Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

121

125

125

125

125

125

Бюджетный эффект мероприятий по увеличению доходов (нарастающим итогом)

24 498,8

29 586

18 989

19 193

19 396

19 600

II. Мероприятия по оптимизации расходов бюджета Березовского городского округа

7

Оптимизация расходов на муниципальное управление

7.1

Ограничение на увеличение численности муниципальных служащих и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Березовского городского округа (за исключением принятых решений, связанных с исполнением переданных государственных полномочий Российской Федерации)

Администрация Березовского городского округа, включая отраслевые (функциональные) органы, Совет народных депутатов Березовского городского округа, контрольно- счетная палата Березовского городского округа

2019 – 2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

7.2

Соблюдение норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления

Администрация Березовского городского округа, включая отраслевые (функциональные) органы, Совет народных депутатов Березовского городского округа, контрольно- счетная палата Березовского городского округа

2019 – 2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

8

Инвентаризация социальных выплат и льгот, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, и их пересмотр с учетом принципов адресности и нуждаемости

Администрация Березовского городского округа, Управление социальной защиты населения Березовского городского округа, Управление образования Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

9

Усиление критериев нуждаемости и адресности при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

Администрация Березовского городского округа, Управление социальной защиты населения Березовского городского округа, Управление образования Березовского городского округа (по согласованию)

2019-2024 годы (постоянно)

5

20

25

25

25

25

10

Подготовка предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты Березовского городского округа в целях усиления адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

Администрация Березовского городского округа, Управление социальной защиты населения Березовского городского округа, Управление образования Березовского городского округа (по согласованию)

2019-2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

11

Увеличение доходов от оказания платных услуг с направлением дополнительных доходов на расходы бюджетных и автономных учреждений

Отраслевые (функциональные) органы администрации Березовского городского округа, имеющие подведомственную сеть учреждений

2019–2024 годы (постоянно)

1600,0

2315,5

2611,5

2918,5

3234,5

3561,5

12

Соблюдение показателей оптимизации численности отдельных категорий работников в соответствии с утвержденными планами мероприятий («дорожными картами») повышения эффективности сферы образования, культуры и социального обслуживания населения

Отраслевые (функциональные) органы администрации Березовского городского округа, имеющие подведомственную сеть учреждений

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

13

Реорганизация бюджетной сети муниципальных учреждений

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

13.1

Укрупнение или присоединение мелких учреждений, а также организаций, загруженных менее чем на 50%, к более крупным, размещение разнопрофильных учреждений «под одной крышей»

Отраслевые (функциональные) органы администрации Березовского городского округа, имеющие подведомственную сеть учреждений

2019–2024 годы (постоянно)

198,9

498,9

498,9

498,9

498,9

498,9

13.2

Закрытие и перепрофилирование муниципальных учреждений

Отраслевые (функциональные) органы администрации Березовского городского округа, имеющие подведомственную сеть учреждений

2019–2024 годы (постоянно)

637,5

10537,5

10537,5

10537,5

10537,5

10537,5

14

Оптимизация расходов на оказание муниципальных услуг

2019–2024 годы (постоянно)

14.1

Анализ муниципальных услуг (работ) на предмет целесообразности их оказания (выполнения) муниципальными учреждениями

Администрация Березовского городского округа, отраслевые (функциональные) органы администрации Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

14.2

Оптимизация численности административно-управленческого персонала путем обеспечения дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизации административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала с учетом предельной доли расходов на оплату его труда в фонде оплаты труда учреждений в сфере

Управление социальной защиты населения Березовского городского округа, Управление образования Березовского городского округа, Управление культуры, спорта, молодежи и национальной политики Березовского городского округа

2019-2024 годы

14.2.1

дошкольного образования

Не более 45%

Не более 45%

Не более 45%

Не более 45%

Не более 45%

Не более 45%

14.2.2

общего образования

Не более 33,4%

Не более 33,4%

Не более 33,4%

Не более 33,4%

Не более 33,4%

Не более 33,4%

14.2.3

дополнительного образования

Не более 40,6%

Не более 40,6%

Не более 40,6%

Не более 40,6%

Не более 40,6%

Не более 40,6%

14.2.4

социального обслуживания населения

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

14.2.5

культуры

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

14.2.6

остальных отраслях

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

Не более 40%

14.3

Соблюдение нормативов нагрузки на основной персонал, в том числе:

Управление социальной защиты населения Березовского городского округа, Управление образования Березовского городского округа, Управление культуры, спорта, молодежи и национальной политики Березовского городского округа

2019-2024 годы

дошкольное образование (число обучающихся/воспитанников, приходящихся на 1 педагогического работника, чел.);

10,9

10,9

10,9

10,9

10,9

10,9

общее образование (число обучающихся/воспитанников, приходящихся на 1 педагогического работника, чел.);

15,97

15,97

15,97

15,97

15,97

15,97

дополнительное образование (число обучающихся/воспитанников, приходящихся на 1 педагогического работника, чел.);

77,52

77,52

77,52

77,52

77,52

77,52

социальное обслуживание населения (число получателей услуг на 1 социального работника, чел.);

12,9

12,9

12,9

12,9

12,9

12,9

культура (число получателей услуг на 1 работника культуры, чел.)

275

273

272

271

271

271

14.4

Соблюдение коэффициента кратности руководителей и работников учреждений, в том числе:

предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников

Главные распорядители бюджетных средств

2019–2024 годы (постоянно)

1:5

1:5

1:5

1:5

1:5

1:5

15

Реализации мероприятий по энергосбережению

Главные распорядители бюджетных средств

2019–2024 годы (постоянно)

900,0

1100,0

1900,0

1900,0

1900,0

1900,0

16

Повышение эффективности государственных закупок в целях экономии в ходе закупочных процедур при условии соблюдения качества и требований законодательства

Главные распорядители бюджетных средств

2019–2024 годы (постоянно)

Экономия до 5%

Экономия до 5%

Экономия до 5%

Экономия до 5%

Экономия до 5%

Экономия до 5%

17

Снижение уровня просроченной кредиторской задолженности к общему объему расходов бюджета Березовского городского округа

Финансовое управление города Березовский

2019–2024 годы (ежегодно на 1 января)

Не более 0,11%

Не более 0,11%

Не более 0,11%

Не более 0,11%

Не более 0,11%

Не более 0,11%

Бюджетный эффект мероприятий по повышению эффективности расходов (нарастающим итогом)

3341,4

14471,9

15547,9

16195,9

16195,9

16195,9

III. Мероприятия по совершенствованию долговой политики

18

Поддержание уровня общего муниципального долга в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации

Финансовое управление города Березовский

2019–2024 годы (постоянно)

Не более 49,8 %

Не более 49,7 %

Не более 49,7 %

Не более 49,7 %

Не более 49,7 %

Не более 49,7 %

19

Оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания по отношению к общему объему расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы

Финансовое управление города Березовский

2019–2024 годы (постоянно)

Не более 0,8 %

Не более 0,7 %

Не более 0,7 %

Не более 0,7 %

Не более 0,7 %

Не более 0,7 %

20

Сохранение показателя муниципального долга по коммерческим заимствованиям в 2018–2024 годах на уровне, не превышающем 30 % объема доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений

Финансовое управление города Березовский

2019–2024 годы (постоянно)

Не более 30%

Не более 30%

Не более 30%

Не более 30%

Не более 30%

Не более 30%

21

Взаимодействие с территориальным органом Федерального казначейства по привлечению краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга

Администрация Березовского городского округа, Финансовое управление города Березовский

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

22

Проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию, досрочному погашению) долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга

Администрация Березовского городского округа, Финансовое управление города Березовский

2019–2024 годы (постоянно)

810

723

648

560

451

379

23

Проведение электронных аукционов с целью заключения муниципальных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитной линии от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых

Администрация Березовского городского округа

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

24

Мониторинг уровня муниципального долга

Финансовое управление города Березовский

2019–2024 годы (постоянно)

да

да

да

да

да

да

Бюджетный эффект мероприятий по совершенствованию долговой политики

810

723

648

560

451

379

Общий бюджетный эффект нарастающим итогом

28 650,2

44 780,9

35 184,9

35948,9

36042,9

36176,9

Заместитель главы Березовского

городского округа по экономике и финансам

Ю.В.Апанасенко

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: сетевое издание "Вестник Березовского городского округа Кемеровской области" от 10.03.2020
Рубрики правового классификатора: 040.000.000 РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ, 040.110.000 Банкротство. Финансовое оздоровление

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать