Основная информация

Дата опубликования: 10 января 2012г.
Номер документа: RU29000201201063
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: Инспекция по ветеринарному надзору Архангельской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

ОПУБЛИКОВАНО: Документ опубликован не был;

ИНСПЕКЦИЯ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ НАДЗОРУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 января 2012 года № 4-пи

г. Архангельск

Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на содержание имущества государственных бюджетных учреждений Архангельской области, подведомственных инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», постановлением Правительства Архангельской области от 07 сентября 2010 года № 254-пп «Об утверждении положения о порядке формирования государственных заданий государственными учреждениями Архангельской области и порядке финансового обеспечения выполнения этих заданий», инспекция по ветеринарному надзору Архангельской области  п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый Порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на содержание имущества государственных бюджетных учреждений Архангельской области, подведомственных инспекции по ветеринарному надзору

Архангельской области

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2012 года.

Руководитель

С.Н. Копосов

Согласовано исполняющий обязанности заместителя Губернатора Архангельской области по экономике и финансам -министра финансов Архангельской области

________________Е.Ю. Усачева

             

УТВЕРЖДЕН

Постановлением инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области

от __________2012 года №

Порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на содержание имущества государственных бюджетных учреждений Архангельской области, подведомственных инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями постановления Правительства Архангельской области от 07 сентября 2010 года № 254-пп «Об утверждении Положения о порядке формирования государственных заданий государственным учреждениям Архангельской области и порядке финансового обеспечения выполнения этих заданий» и на основании методических рекомендаций по определению нормативных затрат на оказание государственными учреждениями Архангельской области государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Архангельской области.

2. Порядок определяет цель, условия и способ определения расчетно – нормативных затрат на оказание государственных услуг государственными бюджетными учреждениями Архангельской области (далее - учреждения), подведомственными инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области (далее - инспекция), и расчетно–нормативных затрат на содержание их имущества. 

3. Порядок устанавливается единый для всех учреждений, подведомственных инспекции, по государственным услугам, включенным в ведомственный перечень государственных услуг, оказываемых в качестве основных видов деятельности учреждений, подведомственных инспекции.

4. Порядок утверждается в целях определения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг учреждениями за счет средств областного бюджета.

5. По решению инспекции нормативные затраты на оказание государственной услуги (нормативные затраты на выполнение работы) могут определяться:

1) отдельно по каждому учреждению;

2) в среднем по группе учреждений;

3) по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов.

Инспекция вправе установить график и особенности перехода от установления нормативных затрат на оказание государственной услуги (нормативных затрат на выполнение работы) отдельно по каждому учреждению к установлению указанных затрат в среднем по группе учреждений и/или по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов.

6. При использовании средних значений по группе учреждений нормативные затраты на оказание государственной услуги (нормативные затраты на выполнение работы) на очередной финансовый год рассчитываются как отношение суммы нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги (нормативных затрат на выполнение работы) по всем учреждениям, входящим в группу, на количество учреждений, входящих в группу.

7. При использовании корректирующих коэффициентов определение нормативных затрат на оказание государственных услуг (нормативных затрат на выполнение работы) учреждения осуществляется путем умножения среднего значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги (нормативных затрат на выполнение работы) по группе учреждений на корректирующие (понижающие или повышающие) коэффициенты, учитывающие достижение показателей качества оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), а также особенности учреждений (например, место нахождения, категорию (группу, вид) учреждения и т.п.) и другие критерии.

8. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждениями, определяемый на основе нормативных затрат, не должен превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели сводной бюджетной росписью областного бюджета и бюджетными росписями главных распорядителей средств областного бюджета на соответствующий финансовый год.

9. В целях согласования расчета нормативных затрат инспекция направляет в министерство финансов Архангельской области расчет нормативных затрат с представлением исходных данных и результатов расчетов объема нормативных затрат на оказание учреждениями государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества учреждений на соответствующий финансовый год, по форме согласно приложению к настоящему порядку.

10. Для подведомственных учреждений другой отраслевой принадлежности по решению инспекции возможно применение Порядка определения нормативных затрат, утвержденного главным распорядителем (учредителем), осуществляющим полномочия в соответствующей сфере государственного управления, в отношении подведомственных ему государственных учреждений Архангельской области.

11. Объем субсидии на выполнение государственного задания государственному бюджетному или автономному учреждению Архангельской области в соответствующем финансовому году определяется по следующей формуле:

Су = SUMi Nуi * kуi +SUMj Nрj + Nим , где

Су – объем субсидии на выполнение государственного задания государственному бюджетному или автономному учреждению Архангельской области в соответствующем финансовом году;

Nуi – нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги в соответствующем финансовом году;

kуi – объем (количество единиц) оказания i-той государственной услуги в соответствующем финансовом году;

Nрj – нормативные затраты на выполнение j-той государственной работы в соответствующем финансовом году;

N им – нормативные затраты на содержание имущества в соответствующем финансовом году.

При оказании в случаях, установленных федеральным законом, учреждениями государственных услуг (выполнении работ) за плату в пределах установленного государственного задания размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения указанного государственного задания рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).

II. Методы определения нормативных затрат

12. Для определения нормативных затрат могут использоваться следующие методы:

1) нормативный метод;

2) структурный метод;

3) экспертный метод.

13. При применении нормативного метода нормативные затраты определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат (рабочего времени персонала, расходных материалов и т.п.) на количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы государственной услуги (выполнения работы).

В случае наличия утвержденных натуральных нормативов, характеризующих процесс оказания государственной услуги (выполнения работы), в том числе нормативов питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, норм потребления расходных материалов, нормативов затрат рабочего времени, типовых штатных расписаний, объемов снижения потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иных натуральных параметров оказания государственной услуги (выполнения работы) (например, Санитарные правила «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» СП 2.4.990-00; Санитарно-эпидемиологические правила «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.1178-02; Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» СанПиН 2.4.5.2409-08) указанные натуральные нормативы используются при определении нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы).

В случае отсутствия утвержденных натуральных нормативов инспекцией в целях определения нормативных затрат могут быть самостоятельно установлены натуральные нормативы, не противоречащие пункту 8 настоящего порядка нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества учреждений.

14. При применении структурного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию (например, затратам на оплату труда и начисления на оплату труда персонала, занятого в оказании государственной услуги (выполнении работы); численности персонала, непосредственного занятого в оказании государственной услуги (выполнении работы); площади помещения, используемого для оказания государственной услуги (выполнения работы) и др.).

15. При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются на основании экспертной оценки (например, оценки доли данной группы затрат в общем объеме затрат; оценки трудозатрат, необходимых для оказания государственной услуги (выполнения работы) и др.).

16. Выбор метода(ов) определения нормативных затрат для каждой группы затрат осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственной услуги (выполнения работы).

При этом структурный метод используется в случае невозможности использования нормативного метода, экспертный метод – в случае невозможности использования нормативного или структурного метода.

III. Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги

17. Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги в соответствующем финансовом году определяются по следующей формуле:

Nуi = SUMj Gуj , где

Nуi – нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги в соответствующем финансовом году;

Gуj – нормативные затраты, определенные для j-той группы затрат на единицу услуги на соответствующий финансовый год.

18. Состав групп затрат определяется главным распорядителем (учредителем) с учетом особенностей оказания соответствующей государственной услуги.

19. В составе затрат на оказание государственной услуги выделяют:

1) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;

2) нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

20. В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, выделяют следующие группы затрат:

1) нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;

2) нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;

3) иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.

21. К затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества.

Распределение затрат на общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять в соответствии с методами, указанными в разделе II настоящего Порядка расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества учреждений.

В составе затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие группы затрат:

1) нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества в соответствии с разделом V настоящего Порядка расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества учреждений);

2) нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным или автономным учреждением Архангельской области на праве оперативного управления или приобретенного данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества в соответствии с разделом V настоящиго Порядка расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества учреждений) (далее – нормативные затраты на содержание недвижимого имущества);

3) нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества в соответствии с разделом V настоящего Порядка расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества учреждений) (далее – нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества);

4) нормативные затраты на приобретение услуг связи;

5) нормативные затраты на приобретение транспортных услуг;

6) нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги);

7) прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.

22. Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве должностей (ставок) персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги, с учетом действующей системы оплаты труда.

23. Нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги, определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов (в случае их утверждения) или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают в себя затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги.

24. Нормативные затраты на коммунальные услуги для учреждений определяют исходя из нормативных объемов потребления коммунальных услуг или фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы в натуральном выражении с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения и поправкой на расширение состава используемого особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества обособленно по видам энергетических ресурсов:

1) нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;

2) нормативные затраты на горячее водоснабжение;

3) нормативные затраты на теплоснабжение;

4) нормативные затраты на электроснабжение.

Для определения нормативных затрат на коммунальные услуги, по возможности, рекомендуется устанавливать нормативные объемы потребления коммунальных услуг на единицу государственной услуги для группы учреждений, находящихся в однотипных зданиях и оказывающих схожий набор услуг, с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности.

В составе нормативных затрат на коммунальные услуги должны быть учтены:

нормативные затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

нормативные затраты на потребление электрической энергии в размере 90 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей.

25. Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

1) нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

2) нормативные затраты на проведение текущего ремонта объектов недвижимого имущества, не учтенные в составе целевых субсидий;

3) нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;

4) нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;

5) прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.

26. Нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

1) нормативные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;

2) нормативные затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги;

3) нормативные затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

4) прочие нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.

27. Нормативные затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя из нормативных объемов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

28. Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги) определяются в соответствии с утвержденным штатным расписанием.

29. В случае если учреждение оказывает несколько государственных услуг, либо также оказывает услуги на платной основе для физических и юридических лиц, распределение затрат на общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:

1) пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;

2) пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если оказываемые государственные услуги имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (чел., тыс. чел, посещений и т.д.), либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одна государственная услуга измеряется в чел., а другая в тыс. чел., то единицы изменения первой государственной услуги могут быть переведены в тыс. чел. путем умножения объема соответствующей государственной услуги на 1000);

3) пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей учреждения между оказываемыми государственными услугами);

4) путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну государственную услугу (или часть оказываемых учреждением государственных услуг), выделенную(ых) в качестве основной(ых) услуги для учреждения;

5) пропорционально иному выбранному основанию.

Для распределения затрат на общехозяйственные нужды между несколькими государственными услугами, выбранными в качестве основных, можно использовать один из перечисленных выше способов.

IV. Определение нормативных затрат на выполнение государственной работы

30. Нормативные затраты на выполнение j-той государственной работы в соответствующем финансовом году определяются по следующей формуле:

Nрj = SUMi Gрi , где

Nрj – нормативные затраты на выполнение j-той государственной работы в соответствующем финансовом году;

Gрi – нормативные затраты для i-той группы затрат на выполнение j-той государственной работы на соответствующий финансовый год.

31. Состав групп затрат определяется главным распорядителем (учредителем) с учетом особенностей выполнения соответствующих видов работ.

32. Для определения нормативных затрат могут применяться нормативный, структурный или экспертный методы расчета.

В случае невозможности применения указанных методов расчета рекомендуется применять один из следующих методов расчета нормативных затрат на выполнение государственной работы:

сметный метод;

проектный метод.

33. При применении сметного метода определение нормативных затрат на выполнение государственной работы осуществляется на основе детализированной сметы выполняемых работ, которая согласовывается с главным распорядителем (учредителем) в установленном им порядке.

34. При применении проектного метода определение нормативных затрат на выполнение государственной работы может осуществляться как на основе общей суммы затрат на реализацию выполняемых работ, так и с разбивкой по укрупненным статьям расходов в порядке, установленном главным распорядителем (учредителем).

V. Определение нормативных затрат на содержание имущества

35. В составе нормативных затрат на содержание имущества учреждения выделяют:

1) затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

2) затраты на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

3) затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

36. Нормативные затраты на потребление тепловой энергии рекомендуется определять исходя из тарифов на тепловую энергию и объемов потребления тепловой энергии по следующей формуле:

NО = ТО x VО x 0,5, где

NО – нормативные затраты на потребление тепловой энергии;

ТО – тариф на потребление тепловой энергии, установленный на соответствующий год;

VО – объем потребления тепловой энергии (Гкал) в соответствующем финансовом году, определенный с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности и поправки на расширение состава используемого недвижимого имущества.

37. Нормативные затраты на потребление электрической энергии рекомендуется определять исходя из тарифов на электрическую энергию и объемов потребления электрической энергии по следующей формуле:

NЭ = ТЭ x VЭ x 0,1, где

NЭ – нормативные затраты на электроснабжение;

ТЭ – тариф на электрическую энергию, установленный на соответствующий год;

VЭ – объем потребления электрической энергии (кВт/ч) в соответствующем финансовом году с учетом требований по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности и поправки на расширение состава используемого движимого и недвижимого имущества.

38. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, затраты на содержание соответствующего имущества включаются в состав арендной платы и не учитываются при определении нормативных затрат на содержание имущества.

39. Нормативные затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки, определяются в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Порядку

расчета нормативных затрат на оказание

государственных услуг (выполнение работ)

и на содержание имущества

государственных бюджетных учреждений

Архангельской области, подведомственных

инспекции по ветеринарному надзору

Архангельской области

                                                           УТВЕРЖДАЮ

                   ________________________________________________________

                   (______________________________________________________)

(подпись, ф.и.о. руководителя исполнительного органа государственной власти Архангельской области)

Исходные данные и результаты расчетов объема нормативных затрат на оказание государственными учреждениями Архангельской области государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Архангельской области на ____ год

Наименование государственной услуги (работы)

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды

Итого нормативные затраты на оказание государственной   
услуги

Объем государст-венной услуги

Итого затраты на оказание государственной услуги

Нормативные затраты на выполнение работы

Нормативные затраты на содержание имущества государствен-ного учреждения

Сумма финансового обеспечения выполнения государственного задания

тыс. руб. за ед.

тыс. руб. за ед.

тыс. руб. за ед.

ед.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

1

2

3

4=2+3

5

6=4*5

7

8

9=6+7+8

Услуга N 1

Х

Х

Х

Услуга N 2

Х

Х

Х

...

Х

Х

Х

Работа N 1

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Работа N 2

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

...

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Итого отчетный финансовый год

Х

Х

Х

Х

Услуга N 1

Х

Х

Х

Услуга N 2

Х

Х

Х

...

Х

Х

Х

Работа N 1

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Работа N 2

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

...

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Итого текущий финансовый год

Х

Х

Х

Х

Услуга N 1

Х

Х

Х

Услуга N 2

Х

Х

Х

...

Х

Х

Х

Работа N 1

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Работа N 2

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

...

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Итого очередной финансовый год

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 030.090.030 Право государственной собственности (см. также 030.150.050, 200.030.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать