Основная информация

Дата опубликования: 01 июня 2020г.
Номер документа: RU64027596202000102
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Саратовская область
Принявший орган: Администрация Марксовского муниципального района
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ МАРКСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ МАРКСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                  

от  01.06.2020 г. № 755-н

О создании  учебно-консультационных пунктов  по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на территории Марксовского муниципального района и организации обучения неработающего населения

В соответствии с Федеральным законом  РФ от 12 февраля 1998 года              № 28-ФЗ «О гражданской обороне»,  Федеральным законом  от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», в целях организации обучения неработающего населения Марксовского муниципального района в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, руководствуясь Уставом Марксовского муниципального района, администрация Марксовского муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Создать на базе  муниципального учреждения культуры «Марксовская межпоселенческая централизованная библиотечная система» и ее филиалов  учебно-консультационные пункты  по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Марксовского муниципального района и организации обучения неработающего населения.

2. Утвердить Положение об учебно-консультационном пункте по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Марксовского муниципального района согласно приложению № 1.

3. Утвердить функциональные обязанности руководителя учебно-консультационного пункта и функциональные обязанности консультанта учебно-консультационного пункта согласно приложению № 2.

4. Утвердить примерную программу обучения неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от  чрезвычайных ситуаций согласно приложению № 3.

5. Директору муниципального учреждения культуры «Марксовская межпоселенческая централизованная библиотечная система»:

спланировать мероприятия по укомплектованию и организации работы на учебно-консультационных пунктах;

месторасположения учебно-консультационных пунктов утвердить своим решением;

назначить руководителей учебно-консультационных пунктов;

определить порядок работы учебно-консультационных пунктов.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

7. Обнародовать настоящее постановление в газете  МУП ЕРМ СМИ «Воложка» и разместить на официальном сайте Марксовского муниципального района.

Глава Марксовского

муниципального района                                                                                                  Д.Н. Романов

Приложение №1

к постановлению администрации

Марксовского муниципального района

от  01.06.2020 г. №  755-н           

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-консультационном пункте по гражданской защите

Марксовского муниципального района

1. Общие положения

Учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП) предназначен для подготовки населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания (далее — неработающего населения). Учебно-консультационные пункты создаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 21 декабря 1994 года  № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 2 ноября  2000  года № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 года  № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Главная цель создания УКП – обеспечение необходимых условий для подготовки неработающего населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по месту жительства.

2. Основные задачи УКП

Организация подготовки неработающего населения методами:

проведения занятий по рабочим программам, разработанным на основе примерных программ, утвержденных главой Марксовского муниципального района Саратовской области;

посещения периодических мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.);

чтения памяток, листовок и пособий, прослушиванием радиопередач и просмотром телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Повышение уровня морально-психологического состояния населения в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации их последствий.

Пропаганда знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, важности и необходимости всех мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в современных условиях.

3. Организация работы УКП

Создание и организация деятельности УКП осуществляется в соответствии с постановлением администрации Марксовского  муниципального района Саратовской области. УКП располагается в помещениях муниципального учреждения культуры «Марксовская межпоселенченская централизованная библиотечная система» (далее МУК «ММЦБС») и ее филиалов.

Общее руководство подготовкой неработающего населения в области гражданской обороны и действиям в случаях чрезвычайных ситуаций на территории района осуществляет глава Марксовского муниципального района Саратовской области.

Организационно-методическое руководство УКП осуществляет отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Марксовского муниципального района Саратовской области.

Непосредственная организация обучения возлагается на директора МУК «ММЦБС». Руководитель УКП издает приказ (распоряжения) в котором определяет:

месторасположения УКП и других помещений, используемых для подготовки неработающего населения;

порядок работы УКП и других помещений;

организацию проведения занятий, консультаций, тренировок;

должностных лиц (консультанта) УКП для проведения занятий, консультаций и других мероприятий по обучению;

порядок обеспечения литературой, учебными пособиями и техническими средствами обучения;

закрепление жителей домов (улиц, кварталов) за помещениями и распределение их по учебным группам;

другие организационные вопросы.

Лица, привлекаемые к организации процесса подготовки неработающего населения, выполняют свои обязанности на безвозмездной основе.

Подготовка должностных лиц  УКП, проводится в учебно-методических центрах по ГО и ЧС или на курсах гражданской обороны.

По согласованию, к проведению консультаций могут привлекаться специалисты служб Марксовского муниципального звена Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы по предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подготовка неработающего населения осуществляется путем проведения занятий по программе, утвержденной главой Марксовского муниципального района Саратовской области, пропагандистских и агитационных мероприятий (бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций, показов учебных кино- и видеофильмов), проводимых по планам гражданской обороны, распространения и чтения памяток, листовок, пособий, участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Основное внимание при подготовке неработающего населения обращается на умелые действия в чрезвычайных ситуациях, на воспитание чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Подготовка неработающего населения осуществляется круглогодично. Наиболее целесообразный срок проведения занятий в группах — ежегодно с 15 января по 31 декабря. В другое время проводятся консультации и другие мероприятия. Для проведения занятий подготавливаемые формируются в учебные группы из 10-15 человек. При создании учебных групп учитывается возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Продолжительность занятий одной группы обучаемых, как правило, 1 – 2 часа в день.

Кроме того, для обучения может применяться метод самостоятельной работы с учебно-методической литературой.

В конце учебного года проводится итоговое занятие в форме беседы в сочетании с выполнением практических нормативов по выполнению приемов оказания первой медицинской помощи и пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Основные планирующие документы:

копия постановления администрации района о создании УКП;

положение об УКП;

план работы УКП на год;

режим работы УКП;

расписания занятий и консультаций на год;

журналы учета занятий и консультаций;

журнал персонального учета населения, прошедшего обучение на УКП;

рекомендуемая тематика подготовки неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

На видном месте располагается распорядок дня и расписание занятий и консультаций. У входа целесообразно иметь вывеску 70 x 50 см. Учебно-материальная база УКП включает технические средства обучения, стенды, учебные наглядные пособия, учебно - методическую литературу.

Класс оборудуется следующими стендами и материалами:

- классификация ЧС и действия по ним;

- права и обязанности граждан по ГО и защите от ЧС;

- сигналы оповещения и действия по ним;

- порядок и правила проведения эвакуации;

- действия населения по предупреждению террористических актов.

Для повышения наглядности и обеспечения самостоятельной работы на УКП необходимо иметь комплекты плакатов, схем, видеофильмов, законодательные и нормативные акты, журналы «Гражданская защита» и др.

Содержание стендов, оформленных на УКП по гражданской защите, должно быть простым и доступным в понимании, убеждать людей в реальности защиты от поражений при возникновении чрезвычайных ситуаций, воспитывать высокие морально-психологические качества.

Каждый посетивший УКП  по гражданской защите должен получить конкретную исчерпывающую информацию о чрезвычайных ситуациях, возможных в районе его проживания, о местах укрытия и маршрутах следования к ним, об адресах пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и порядке эвакуации.

По окончании курса подготовки население должно:

а) знать:

- основные принципы, средства и способы защиты от ЧС, а также правила поведения при их возникновении;

- основные требования пожарной безопасности в быту;

- основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- порядок действий по сигналу «Внимание всем!» и другим речевым сообщениям органов управления ГОЧС на местах;

- правила проведения эвакуационных мероприятий при возникновении ЧС.

б) уметь:

- пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

- правильно действовать по сигналу «Внимание всем!» и другим речевым сообщениям органов управления ГОЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях;

- защищать детей и обеспечивать безопасность при выполнении мероприятий ГО.

Неработающее население, прошедшее подготовку по полной программе, в следующем году вместо текущей подготовки (частично или полностью) может привлекаться на проводимые учения и тренировки.

4. Оборудование и оснащение УКП.

УКП рекомендуется оборудовать в помещении, где есть возможность создать необходимые условия для организации учебного процесса. Помещение для подготовки обеспечивается необходимым количеством исправной мебели. На видном месте вывешиваются распорядок дня и расписание занятий (мероприятий) и консультаций.

Учебно-материальная база УКП может включать технические средства подготовки (телевизор, видеомагнитофон, средства статичной проекции), стенды, наглядные учебные пособия, медицинское имущество и средства индивидуальной защиты, учебно-методическую литературу и дидактические материалы.

Применительно к тематике подготовки, для повышения наглядности и обеспечения самостоятельной работы обучаемых на УКП может иметь комплекты плакатов, схем, видеофильмов, слайдов, законодательные и нормативные акты (выписки), в том числе Конституция Российской Федерации с комментариями для понимания, памятки, рекомендации, учебно-методические пособия.

Оснащение УКП, содержание стендов должно быть простым в оформлении, доступным в понимании, убеждать людей в реальности защиты от поражений при возникновении чрезвычайных ситуаций, воспитывать высокие морально-психологические качества. Каждый посетивший УКП должен получить конкретную исчерпывающую информацию о возможных чрезвычайных ситуациях в районе его проживания, местах укрытия и маршрутах следования к ним, адресах пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, порядке эвакуации.

Вход в помещение УКП оборудовать вывеской.

Начальник отдела по делам ГО и ЧС

администрации Марксовского

муниципального района                                                                                   Е.П. Буйницкий

Приложение № 2

к постановлению администрации

Марксовского муниципального района

от  01.06.2020 г. №  755-н                   

Функциональные

обязанности руководителя учебно-консультационного пункта.

Руководитель учебно-консультационного пункта подчиняется главе Марксовского муниципального района Саратовской области и начальнику отдела по делам ГО и ЧС администрации Марксовского муниципального района Саратовской области.

Руководитель учебно-консультационного пункта отвечает за состояние учебно-материальной базы и организацию обучения неработающего населения для выработки ими практических навыков в условиях чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий.

Он обязан:

разрабатывать и вести планирующие документы, учетные и отчетные документы;

в соответствии с расписанием проводить занятия и консультации в объеме, установленном распоряжением главы Марксовского муниципального района Саратовской области;

осуществлять контроль за ходом самостоятельного обучения людей и оказать индивидуальную помощь обучаемым;

вести учет подготовки неработающего населения;

составлять годовой отчет о выполнении плана работы УКП и представлять его главе Марксовского муниципального района Саратовской области;

составлять заявки на приобретение учебных и наглядных пособий, технических средств обучения, литературы, организовать их учет, хранение и своевременное списание;

следить за содержанием помещения, соблюдением правил пожарной безопасности;

пропагандировать важность и необходимость всех мероприятий ГОЧС в современных условиях.

Поддерживать постоянное взаимодействие по вопросам обучения с отделом по делам ГО и ЧС администрации Марксовского муниципального района Саратовской области

Функциональные обязанности

консультанта учебно-консультационного пункта

Консультант УКП подчиняется начальнику УКП.

Консультант УКП несет ответственность за организацию и ход учебного процесса.

Обязанности консультанта УКП:

разрабатывать и вести планирующие, учетные и отчетные документы;

в соответствии с расписанием проводить занятия и консультации в объеме, установленном распоряжением главы Марксовского муниципального района Саратовской области;

проводить встречи, беседы и консультации с неработающим населением;

осуществлять контроль за ходом самоподготовки неработающего населения и оказывать индивидуальную помощь обучаемым;

вести учет подготовки неработающего населения;

следить за содержанием помещения, соблюдением правил пожарной безопасности;

пропагандировать важность и необходимость всех мероприятий ГОЧС в современных условиях.

Начальник отдела по делам ГО и ЧС

администрации Марксовского

муниципального района                                                                                    Е.П. Буйницкий

Приложение № 3

к постановлению администрации

Марксовского муниципального района

от  01.06.2020 г. №  755-н                           

Программа обучения

неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

I. Общие положения.

Программа обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Программа определяет основы организации и порядок обязательного обучения неработающего населения в целях подготовки к  действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, с учетом специфических особенностей административных и экономических регионов.

В программе изложены методика обучения неработающего населения, тематика и расчет часов, определяющих базовое содержание подготовки, а также требования к уровню знаний, умений и навыков неработающего населения, прошедшего обучение.

II. Организация обучения.

1. Обучение неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г № 547  «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»  и от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, «Организационно-методические указания по  подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы».

2.Программа определяет базовое содержание подготовки неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и рассчитана по объему на 12 часов.

3. Обучение неработающего населения проводится на учебно-консультационных пунктах при жилищно-эксплуатационных органах, количество и размещение которых определяется распоряжением главы администрации муниципального образования город Маркс.

4. Для проведения занятий создаются учебные группы из жителей одного дома (нескольких малых домов или подъездов). Состав группы, как правило, не должен превышать 15-20 человек. При создании учебных групп желательно учитывать возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Для проведения занятий и консультаций привлекаются нештатные инструкторы (консультанты), специалисты жилищно-эксплуатационных органов, прошедшие подготовку на курсах гражданской обороны. Для отработки наиболее сложных тем, проведения практических занятий, тренировок привлекаются штатные работники органов управления ГОЧС и преподаватели учебно-методического центра по ГОЧС и  курсов ГО.

5. Занятия  проводятся с использованием учебных и наглядных пособий, при этом предпочтение отдается техническим средствам обучения, образцам средств защиты. На занятиях следует проводить дискуссии, обучающие игры, в том числе и компьютерные, использовать диапозитивы, учебные кинофильмы, видеоматериалы.

6. Руководителям жилищно-эксплуатационных органов предоставляется право с учетом местных физико-географических условий, особенностей контингента обучаемых, степени усвоения ранее изученных вопросов и других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем примерной программы, уточнять формы и методы проведения занятий. Вышеуказанные особенности, а также разбивка тем на отдельные занятия должны найти отражение в рабочих программах, разрабатываемых в ЖЭО, организациях.

7. Администрация муниципального образования город Маркс  организуют создание, оснащение и деятельность учебно-консультационных пунктов.

8. Ответственность за организацию обучения неработающего населения возлагается на  руководителей  жилищно-эксплуатационных органов.

9. Важной формой обручения  этой категории населения должны стать самостоятельное изучение памяток, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике чрезвычайных ситуаций. Неработающее население также привлекается к участию в учениях и тренировках, на которых главное  вникание должно обращаться на отработку практических действий, в чрезвычайных ситуациях

10. В результате обучения население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, должно

а) знать:

основные средства и способы защиты от сильнодействующих  ядовитых веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

порядок действий по сигналу «Внимание всем!»  и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС на местах;

правила проведения эвакомероприятий в ЧС мирного и военного времени;

б) уметь:

пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготавливать простейшие средства защиты органов  дыхания и кожи;

правильно действовать по сигналу «Внимание всем!» и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС в условиях  стихийных бедствий, аварий и катастроф;

оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, отравлениях, поражении электрическим током и тепловом ударе.

11. При проведении занятий по всем темам программы уделять серьезное внимание выработке у обучаемых психологической стойкости, уверенности в надежности средств и способов защиты от последствий чрезвычайных ситуаций, готовности к выполнению задач в сложной обстановке и высокой ответственности за  порученное дело.

III. Рекомендуемая тематика и расчет часов учебных занятий

№№ тем

Наименование тем

Вид занятия

Кол-во часов

1

Оповещение о чрезвычайных ситуациях. Действия производственного персонала и населения по предупредительному сигналу «Внимание всем!» и речевым информациям управлений (отделов, штабов) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Лекция

1

2

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них.

Лекция

1

3

Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации

Лекция

1

4

Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного характера

Лекция

1

5

Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Практическое занятие

1

6

Действия населения при террористических или диверсионных актах

Беседа

1

7

Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера

Практическое занятие

1

8

Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по ее организации

Лекция

1

9

Оказание само- и взаимопомощи при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах. Основы ухода за больными

Практическое занятие

1

10

Защита продуктов питания, фуража, воды от загрязнения радиоактивными, отравляющими  веществами и бактериальными средствами

Лекция

1

11

Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения. Обсервация и карантин

Лекция

1

12

Правила поведения населения при проведении изоляционно-ограничительных мероприятий

Лекция

1

Итого:

12

IV. Содержание тем занятий

Тема 1. Оповещение о чрезвычайных ситуациях. Действия производственного персонала и населения по предупредительному сигналу «Внимание всем!»

Порядок оповещения о стихийных бедствиях, об угрозе аварии или её возникновении, а также об угрозе или нападении противника. Варианты речевых  информации при авариях на химически опасных объектах, на атомных энергетических  установках, при угрозах землетрясений, наводнений

Отработка практических действий при нахождении дома, на работе, на улице в общественном месте и городском транспорте. Выполнение мероприятий на рабочем месте по безаварийной остановке производства.

Тема 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них.

Опасности военного характера и присущие им особенности. Поражающие факторы ядерного, химического, бактериологического и обычного оружия.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Гражданские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и подбор. Детские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и порядок применения. Камеры защитные детские, их назначение, устройство и порядок применения. Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими. Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования.

Средства индивидуальной защиты кожи. Их назначение и классификация. Простейшие средства защиты кожи и их свойства. Элементы герметизации одежды при использовании ее в качестве средств защиты кожи.

Медицинские средства индивидуальной защиты. Содержание, назначение и порядок применения. Индивидуальные противохимические пакеты. Назначение и порядок пользования ими.

Санитарная обработка людей. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Полная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения.

Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и аварийно химически опасных веществ.

Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.

Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения.

Тема 3. Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации.

Эвакуация, ее цели. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Отработка порядка оповещения в начале эвакуации

Подготовка людей к следованию в загородную зону. Подготовка вещей, документов, продуктов питания и воды. Работы, которые необходимо выполнить в квартире (дома) перед убытием. Знакомство со сборным эвакуационным пунктом (СЭП) и порядком его работы.

Действия населения на СЭП.

Построение пеших колонн. Правила поведения на маршруте движения и приемном эвакуационном пункте. Защита людей и медицинское обеспечение в ходе эвакуации, расселения и трудоустройство в местах размещения. Экстренная эвакуация, порядок ее проведения.

Тема 4. Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Понятия об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источниках чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.

Стихийные бедствия геофизического, геологического характера (землетрясения,  оползни, сели, обвалы и др.). Их причины и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и  геологического характера, во время и после их возникновения.

Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, во время их возникновения и после окончания.

Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, паводки, и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания.

Природные пожары. Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия работников при возникновении лесных пожаров.

Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий. Особенности осуществления специфических противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий.

Тема 5. Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Понятия об аварии и катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика.

Радиационно-опасные объекты. Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. Ионизирующее излучение. Доза облучения. Единицы измерения. Основные зоны безопасности в период нормального функционирования радиационно-опасного объекта. Последствия радиационных аварий. Виды радиационного воздействия на людей и животных. Степени лучевой болезни.

Действия населения: при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ; при эвакуации; при нахождении в доме; при движении по зараженной местности. Соблюдение специального режима поведения при проживании на местности с повышенным радиационным фоном. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения.

Химически опасные объекты. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их последствия. Характеристика наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ. Действия населения: при оповещении об аварии на химически опасном объекте; при эвакуации; при отсутствии возможности эвакуации; при выходе из зоны заражения. Неотложная помощь при поражении АХОВ.

Пожароопасные и взрывоопасные производства. Пожары и взрывы в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях. Общие сведения о пожарах и взрывах, их возникновении и развитии. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Предупреждение пожаров и взрывов. Действия населения при возникновении пожаров и взрывов. Особенности поведения людей при сильном задымлении, при загорании электроприборов. Действия человека, оказавшегося в завале после взрыва. Правила пользования первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).

Аварии на гидродинамически опасных объектах. Общие сведения о гидротехнических сооружениях, гидродинамически опасных объектах и гидродинамических авариях. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий. Основные меры по защите населения от гидродинамических аварий. Действия населения: при заблаговременном оповещении о гидродинамической аварии; при внезапной опасности разрушения плотины; после аварии и спада воды.

Транспортные аварии. Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия. Правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.

Аварии на воздушном транспорте, их основные причины и последствия. Основные и аварийные запасные выходы, используемые для экстренной эвакуации из самолета. Действия авиапассажиров в случае аварии: при взлете и посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной посадке самолета на воду. Индивидуальные и групповые спасательные средства.

Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Особенности оставления судна прыжком в воду. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.

Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия. Действия участников дорожного движения: при угрозе или возникновении дорожно-транспортного происшествия (ДТП); при падении автомобиля в воду. Правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, электричка), их причины и последствия. Действия пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре; при падении транспорта в воду. Действие пассажиров при пожаре в вагоне электропоезда, при аварийной остановке.

Тема 6. Действия населения при террористических или диверсионных актах.

Нормативно-правовые основы по защите населения от терроризма. Общественная опасность терроризма.

Виды террористических и диверсионных акций, их общие и отличительные черты, способы осуществления.  Получение информации об угрозе террористической или диверсионной акции, порядок действия населения.

Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. Действия при захвате в заложники и при освобождении.

Тема 7. Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.

Возможные негативные и опасные факторы бытового характера.

Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.

Действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусе животными.

Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом.

Правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице.

Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.

Тема 8. Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по ее организации.

Обязанности взрослого населения по защите детей. Действия родителей, персонала детских домов; дошкольных учреждений, образовательных школ, руководителей организаций, учреждений, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности по защите детей.

Защита детей при нахождении их дома, на улице, в учебном заведении и в детском дошкольном  учреждении.

Особенности размещения детей в убежищах и укрытиях. Эвакуация детей из городов, организация посадки на транспорт, правила поведения в пути и в местах размещения.

Особенности устройства детских противогазов (ПДФ-7, ПДФ-Ш, ПДФ-Ш2, ПДФ2-Д) и камеры защитной детской (КЗД). Подбор и подготовка маски противогаза на ребенка.

Надевание противогаза, респиратора, противопыльной тканевой маски и ватно-марлевой повязки на ребенка.

Особенности применения аптечки индивидуальной (АИ-2) и индивидуального противохимического пакета (ИПП-8) для защиты детей.

Особенности защиты детей при действиях по сигналу оповещения о чрезвычайных ситуациях и в очагах поражения (зонах заражения). Отыскание детей в горящих и задымленных зданиях.

Тема 9. Оказание само- и взаимопомощи при ранениях кровотечениях,  переломах, ожогах. Основы ухода за больными. 

Первая помощь при ранениях и кровотечениях. Приемы и способы остановки кровотечения. Применение табельных и подручных средств. Правила и приемы наложения повязок на раны и обожженные участки тела при помощи индивидуального перевязочного пакета, бинтов, марли и подручного материала.

Помощь при переломах, ушибах и вывихах. Приемы и способы обеспечения иммобилизации (достижения неподвижности суставов и т.д.) с применением табельных, подручных средств.

Помощь при ожогах и обморожениях. Ожоги от светового излучения. Оказание помощи при шоке, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах. Помощь утопающему. Способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Основы ухода за больными.

Тема 10. Защита продуктов питания, фуража, воды от заражения  радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.

Защита продуктов питания и воды в домашних условия. Практическое выполнение работ по защите хлеба и кондитерских изделий, крупы и вермишели, мяса и овощей. Использование металлической и стеклянной посуды, полиэтиленовых пленок и клеенки картонной и деревянной тары.

Места и порядок хранения продуктов в сельскохозяйственной местности. Защита фуража для животных в поле и на фермах. Защита воды от заражения в сельских условиях. Порядок проведения работ по подготовке шахтного колодца к защите от радиоактивных, отравляющих веществ и различного вида бактерий.

Создание запасов воды в порядок ее хранения. Нормы расхода воды на человеке в день для приготовления пищи, питья и санитарно-гигиенических мероприятий.

Тема 11. Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения.

Групповой способ защиты животных. Герметизация животноводческих помещений. Создание запасов воды и кормов. Подготовка на фермах помещений для обслуживающего персонала.

Защита сельскохозяйственных растений. Поражение растений химическими веществами, радиоактивными осадками и возбудителями  болезней

Защита растений на корню. Агрохимические мероприятия. Обработка пораженных растений. Ядохимикаты и правила обращения с ними. Защита сельскохозяйственной продукции при хранении, транспортировке и в полевых условиях.

Тема 12. Обсервация и карантин. Правила поведения населения при проведении изоляционно-ограничительных мероприятий.

Продолжительность обсервации и карантина. Правила поведения населения при проведении изоляционно-ограничительных мероприятий.

Порядок их снятия.

Начальник отдела по делам ГО и ЧС

администрации Марксовского

муниципального района                                                                                         Е.П. Буйницкий

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный сайт Марксовского муниципального района marks.sarmo.ru № 1 от 05.06.2020
Рубрики правового классификатора: 120.000.000 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 120.010.000 Гражданская оборона (ГО). Чрезвычайные ситуации (ЧС), 120.010.020 Создание постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать