Основная информация

Дата опубликования: 18 мая 1989г.
Номер документа: С8900429
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Положения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&C8900429

&C8900429

УТВЕРЖДЕНО

Указом Президиума Верховного

Совета СССР

от 18 мая 1989 года N

10439-XI

П+O+Л+O+Ж+E+H+И+E

O PAБOЧEM KOHTPOЛE

ПPOФCOЮЗOB

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Рабочий контроль

профсоюзов устанавливается за деятельностью государственных, кооперативных и

общественных предприятий и организаций (об’ектов) торговли, в том числе

аптечных учреждений, общественного питания, бытового и коммунального

обслуживания, пассажирского транспорта /в дальнейшем - организации сферы

услуг/, независимо от их ведомственной подчиненности, с целью улучшения их

работы, справедливого удовлетворения потребностей населения в товарах и

услугах, обеспечения установленного порядка их реализации и оплаты, защиты прав

и интересов граждан.

2. Рабочий контроль

осуществляется инспекциями советов профсоюзов, комиссиями рабочего контроля

профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций.

3. В своей

деятельности рабочие контролеры руководствуются законами Союза CCP и союзных

республик, настоящим Положением, другими нормативными актами, Уставом

профессиональных союзов CCCP.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И

НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО

КОНТРОЛЯ

4. Рабочий контроль

профсоюзов призван предупреждать нарушения в сфере услуг, вести решительную

борьбу с фактами обмана потребителей, укрытия товаров и продуктов, спекуляции

ими,хищений, порчи и потерь материальных ценностей и других посягательств на

социалистическую собственность, наносящих ущерб интересам трудящихся.

5. Рабочий контроль в

пределах своей компетенции:

добивается искоренения

нарушений в сфере услуг и устранения причин, их порождающих, совершенствования

работы соответствующих организаций;

осуществляет контроль

за выполнением планов поставки в торговую сеть товаров для населения, в

особенности важнейших групп реализуемых по социально низким ценам товаров для

детей и лиц старшего возраста, за соблюдением розничных цен на материалы,

товары народного потребления и цен (тарифов) на услуги, оказываемые населению;

проверяет правильность

распределения товарных ресурсов и выборки фондов, соблюдение установленного

исполкомами местных Советов народных депутатов перечня и порядка реализации

товаров достаточного ассортимента, которые могут быть поставлены (отпущены)

кооперативам;

контролирует

соблюдение режима работы, правил торговли обслуживания населения, обеспечение

сохранности товарно-материальных ценностей, состояние и развитие

материально-технической базы организаций сферы услуг.

6. Рабочий контроль

строит свою работу на основе широкой гласности, в тесном взаимодействии с

комиссиями Советов народных депутатов, органами народного контроля,

комсомольскими организациями, органами ценообразования, правоохранительными,

другими государственными и общественными контролирующими органами, а также

советами ветеранов войны и труда, женсоветами, обществами потребителей,

населением.

7. О своей

деятельности и принятых по их проверкам мерах органы рабочего контроля

регулярно отчитываются перед советами и комитетами профсоюзов, при которых они

созданы, перед трудовыми коллективами, а также информируют население на

собраниях, через печать и другие средства массовой информации.

III. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК

ОБРАЗОВАНИЯ И

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ

РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ

8. Инспекция рабочего

контроля BЦCПC, инспекции рабочего контроля республиканских, краевых, областных

советов профсоюзов, районные, городские, районные в городах инспекции рабочего

контроля, комиссии рабочего контроля профсоюзных комитетов и цеховых комитетов

профсоюзов (профбюро) образуют единую структуру рабочего контроля профсоюзов.

9. Инспекции рабочего

контроля BЦCПC, республиканских, краевых, областных советов профсоюзов

образуются решением соответствующего профсоюзного органа на срок его

полномочий.

Cтруктура и

численность инспекций рабочего контроля определяются решением соответствующего

профсоюзного органа.

10. Районные,

городские, районные в городах инспекции рабочего контроля избираются открытым

голосованием общим собранием председателей или уполномоченных комиссий рабочего

контроля профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций района,

города, района в городе в составе председателя, заместителя председателя и

членов инспекции сроком на 2,5 года. Численный состав инспекции определяется

указанным собранием, инициатива в его проведении принадлежит комиссии рабочего

контроля наиболее многочисленного трудового коллектива или группе комиссий

рабочего контроля.

Председатель районной,

городской, районной в городе инспекции рабочего контроля, представляя интересы

рабочего контроля профсоюзов, входит в состав районного, городского, районного

в городе комитета народного контроля на правах заместителя председателя этого

комитета.

11. Комиссия рабочего

контроля профсоюзного комитета, цехового комитета профсоюза (профбюро)

избирается открытым голосованием на собрании (конференции) соответствующей

профсоюзной организации в составе председателя, заместителя (заместителей)

председателя и членов комиссии. Численный состав и срок полномочий комиссии

рабочего контроля определяются общим собранием (конференцией) профсоюзной

организации.

12. При формировании

инспекций и комиссий рабочего контроля должен соблюдаться принцип

периодического обновления их состава.

13. Инспекция рабочего

контроля BЦCПC осуществляет методическое руководство, обобщает и распространяет

положительный опыт работы инспекций и комиссий рабочего контроля,принимает меры

по обеспечению взаимодействия органов рабочего контроля с государственными и

общественными контролирующими органами, а также непосредственно участвует в

контроле за работой организаций сферы услуг.

14. Инспекции рабочего

контроля республиканских, краевых и областных советов профсоюзов, районные,

городские, районные в городах инспекции оказывают помощь комиссиям рабочего

контроля профсоюзных комитетов, цеховых комитетов профсоюзов (профбюро),

обеспечивают взаимодействие комиссий рабочего контроля с государственными и

общественными контролирующими органами, непосредственно участвуют в контроле за

работой организаций сферы услуг.

15. Комиссии рабочего

контроля профсоюзных комитетов, цеховых комитетов профсоюзов (профбюро)

осуществляют контроль за деятельностью организаций сферы услуг, перечень

которых определяется соответствующим районным, городским, районным в городе

Советом народных депутатов по предложению совета профсоюзов или уполномоченного

им органа.

B организациях сферы

услуг на видном месте вывешивается об’явление с указанием профсоюзной

организации, образовавшей комиссию рабочего контроля, и ее номер телефона.

16. Инспекции и

комиссии рабочего контроля рассматривают поступающие предложения, заявления и

жалобы трудящихся по вопросам деятельности организаций сферы услуг и принимают

по ним необходимые меры.

17. Советы профсоюзов

и профсоюзные комитеты выдают членам инспекций и комиссий рабочего контроля

удостоверения по установленной BЦCПC форме. Привлекаемым к разовым проверкам

активистам выдается временное удостоверение.

18. Проверки

организаций сферы услуг осуществляются, как правило, группами рабочих

контролеров, состоящими не менее чем из двух человек, с привлечением, в случае

необходимости, покупателей, заказчиков, посетителей, клиентов, пассажиров и

других граждан.

При выявлении

нарушений и злоупотреблений рабочие контролеры составляют протокол по

установленной форме. Один экземпляр протокола и материалы проверки передаются

соответствующему профсоюзному органу, а другой - руководителю проверяемой

организации для устранения выявленных нарушений.

B необходимых случаях

копия протокола направляется вышестоящей организации сферы услуг и

соответствующей инспекции рабочего контроля. Pабочие контролеры одновременно

делают записи в контрольных журналах проверяемых организаций сферы услуг о

времени и результатах проверок с указанием своих предложений и сроков

устранения выявленных нарушений.

19. Член инспекции или

комиссии рабочего контроля, не оправдавший оказанного ему доверия, выводится из

ее состава решением соответствующего профсоюзного органа, собрания

(конференции), а в установленных законодательством случаях привлекается к

ответственности.

IV. ПРАВА ИНСПЕКЦИЙ РАБОЧЕГО

КОНТРОЛЯ

20. Инспекции рабочего

контроля в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей

компетенции имеют право:

знакомиться при

проверках с документами, материалами, инструкциями и приказами, получать другую

необходимую информацию в проверяемых организациях сферы услуг, а также в их

вышестоящих органах;

запрашивать в связи с

проверками у руководителей организаций сферы услуг и их вышестоящих органов

необходимые документы и материалы, требовать письменные об’яснения по поводу

выявленных нарушений и недостатков, заслушивать отчеты о мерах, принятых ими по

результатам проверок;

давать обязательные

для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, передавать

материалы на обсуждение трудовых коллективов сферы услуг, рассмотрение

вышестоящих хозяйственных или соответствующих профсоюзных органов и других

общественных организаций для принятия мер и привлечения к ответственности

виновных лиц;

в случае необходимости

вносить предложения соответствующим хозяйственным органам или должностным лицам

о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности проверяемых

предприятий и организаций, давать предписания о проведении

производственно-технических экспертиз, лабораторных анализов;

ставить перед

руководителями организаций сферы услуг или вышестоящими органами вопросы о

пересмотре принятых ими актов, нарушающих права и интересы трудящихся,

приостановлении их действия и информировать об этом вышестоящие органы для

принятия необходимых мер;

вносить в

исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов предложения о

ликвидации кооперативов, неоднократно или грубо нарушающих законодательство;

применять к

руководителям организаций сферы услуг, виновным в допущенных нарушениях, фактах

бесхозяйственности и бесконтрольности, меры общественного воздействия в виде

предупреждения или порицания;

ставить перед

администрацией организаций сферы услуг вопрос об увольнении в установленном

порядке работников, виновных в нарушениях правил торговли и обслуживания, а в

необходимых случаях - перед профсоюзным органом не ниже районного о расторжении

трудового договора с руководящим работником или смещении его с занимаемой

должности по требованию профсоюзного органа.

21. Материалы на

работников, должностных лиц организаций сферы услуг, виновных в обмеривании,

обвешивании, обсчете, завышении розничных цен на материалы и товары, цен

(тарифов) на услуги, оказываемые населению, в нарушении порядка продажи

товаров, реализации их со склада, из подсобных помещений, сокрытии их от

покупателей, в неправильном распределении товарных ресурсов, необеспечении

сохранности товарно-материальных ценностей или допущении иных нарушений, если

эти нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством

уголовной ответственности, инспекции рабочего контроля направляют в административные

комиссии при исполкомах районных, городских, районных в городах Советов

народных депутатов.

Mатериалы проверок в

отношении должностных лиц организаций сферы услуг, виновных в указанных выше

нарушениях и не принимающих мер по их устранению, могут также направляться в

соответствующие комитеты народного контроля для привлечения их к

ответственности.

Представители рабочего

контроля, осуществляющие проверки, имеют право участвовать в заседаниях

комитетов народного контроля и административных комиссий при исполкомах Советов

народных депутатов.

22. Материалы о

злоупотреблениях и других противоправных действиях работников организаций сферы

услуг, выявленных проверками и влекущих за собой привлечение виновных к

уголовной ответственности, инспекции рабочего контроля направляют в органы

внутренних дел или прокуратуры, которые информируют их о принятых решениях.

V. ПРАВА КОМИССИЙ РАБОЧЕГО

КОНТРОЛЯ

23. Комиссии рабочего

контроля в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах их

компетенции имеют право:

знакомиться с

документами и материалами, получать другую необходимую информацию, связанную с

проверкой в организациях сферы услуг;

запрашивать об’яснения

(включая письменные) у руководителей проверяемых организаций по выявленным

нарушениям и мерам по их устранению;

беспрепятственно

осматривать торговые, складские (подсобные) и иные помещения закрепленных для

осуществления рабочего контроля организаций сферы услуг;

проводить контрольные

закупки товаров и проверки выполненных заказов, изымать образцы изделий

(товаров) и блюд для экспертизы и лабораторного анализа (с отнесением расходов

на контролируемую организацию);

требовать, в случае

выявленных нарушений, продажи населению товаров, имеющихся на складах и базах,

снятия с реализации некачественных товаров (пищевых продуктов, медикаментов), а

также через инспекции рабочего контроля проведения инвентаризаций и

документальных ревизий контролируемых организаций сферы услуг их вышестоящими

органами с участием рабочих контролеров;

давать предписания об

из’ятии или сдаче на проверку (клеймение, в ремонт) неисправных весов и других

контрольно-измерительных приборов без установленных клейм либо с истекшим

сроком проверки;

вносить на

рассмотрение профсоюзных комитетов, хозяйственных руководителей предложения по

улучшению деятельности организаций сферы услуг и привлечению виновных к

ответственности за допущенные нарушения;

в необходимых случаях

передавать в профсоюзные комитеты или инспекции рабочего контроля материалы о

выявленных злоупотреблениях и других противоправных действиях должностных лиц

для направления их в органы внутренних дел или прокуратуры;

вносить на

рассмотрение инспекций рабочего контроля предложения о привлечении виновных лиц

к ответственности в соответствии со статьями 20, 21 и 22 настоящего Положения;

обязывать

руководителей организаций сферы услуг выступать перед трудовыми коллективами с

сообщениями о мерах, принимаемых по устранению выявленных нарушений и

злоупотреблений.

24. Разногласия,

возникающие между рабочими контролерами и руководителями организаций сферы

услуг, рассматриваются совместно вышестоящими профсоюзными и хозяйственными

органами. Pазногласия между рабочими контролерами и кооперативами

рассматриваются совместно вышестоящими профсоюзными органами и исполкомами

местных Советов народных депутатов.

Жалобы на решения

инспекций рабочего контроля о привлечении к ответственности рассматриваются

вышестоящей инспекцией или профсоюзным органом, которым инспекция образована, в

порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

VI. ОБЯЗАННОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖ-

НОСТНЫХ ЛИЦ СОДЕЙСТВОВАТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГА-

НОВ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ И

УСТРАНЯТЬ ВСКРЫТЫЕ

ИМИ НАРУШЕНИЯ

25. Советские органы,

органы народного контроля, прокуратуры, внутренних дел, юстиции,

государственного арбитража и суды всемерно содействуют деятельности рабочего

контроля.

Pуководители

проверяемых организаций сферы услуг обязаны безотлагательно рассматривать

предложения органов рабочего контроля, принимать соответствующие меры и о

результатах рассмотрения сообщать им в установленные законом сроки.

VII. ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЛЕНОВ

ИНСПЕКЦИЙ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ

ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

(СЛУЖЕБНЫХ) ОБЯЗАННОСТЕЙ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ

РАБОТЫ

26. Члены инспекций

рабочего контроля в необходимых случаях с согласия администрации, профсоюзных

комитетов и советов трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций

могут освобождаться от выполнения производственных (служебных) обязанностей на

срок до семи дней в течение года по месту работы с сохранением за ними среднего

заработка и возмещением затрат по командировкам, связанным с выполнением

поручений органов рабочего контроля.

VIII. ОХРАНА ПРАВ РАБОЧИХ

КОНТРОЛЕРОВ

27. Противодействие

рабочим контролерам в выполнении возложенных на них обязанностей, их

преследование в связи с деятельностью по осуществлению контроля влекут за собой

привлечение виновных в этом лиц к ответственности, предусмотренной действующим

законодательством.

                IX. ПООЩРЕНИЕ

РАБОЧИХ КОНТРОЛЕРОВ

28. Советы и комитеты

профсоюзов, руководители предприятий, учреждений, организаций поощряют наиболее

отличившихся рабочих контролеров, используя для этого меры морального и

материального стимулирования, предусмотренные законодательством и Уставом

профессиональных союзов CCCP.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать