Основная информация

Дата опубликования: 28 апреля 1998г.
Номер документа: В199804277
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Письма

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199804277

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

                        28.04.98 N 36-6-98

О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ФАКТОВ СМЕРТИ ГРАЖДАН,

НАСТУПИВШЕЙ В ПОМЕЩЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Генеральной прокуратурой Российской Федерации организована проверка законности мер, принятых по материалам и уголовным делам о фактах смерти граждан, в том числе самоубийств, в помещениях органов внутренних дел 16-ти субъектов Российской Федерации: Чувашская Республика, Алтайский, Краснодарский, Хабаровский края, гг.Москва и Санкт-Петербург, Кировская, Московская, Новгородская, Пензенская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области.

По данным МВД России, в 1996-1997 гг. в помещениях милиции и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации скоропостижно скончались, погибли и покончили жизнь самоубийством свыше 1600 человек. Однако эти данные не отражают истинного положения дел, о чем свидетельствуют сведения, поступившие по запросам Генеральной прокуратуры Российской Федерации из бюро судебно-медицинских экспертиз г.Москвы и Московской области, о трупах, доставленных в морги из органов внутренних дел. Эти сведения (списки) позволили установить еще около 100 фактов наступления смерти граждан в зданиях и помещениях милиции в двух названных регионах.

Изучение показало, что многие прокуроры городов и районов, руководители прокуратур субъектов Федерации не придают подобным происшествиям должного значения, примирились с ущемлением прав граждан, не реагируют остро и принципиально на нарушения законности.

Почти повсеместно отсутствует полная информация о фактах смерти граждан в помещениях органов внутренних дел, не налажено систематическое поступление сообщений из дежурных частей.

Большинством прокуроров субъектов Федерации поручение Генеральной прокуратуры выполнено формально и поверхностно. Не принято исчерпывающих мер к установлению всех фактов скоропостижной смерти и самоубийства граждан, доставленных в органы внутренних дел. Не использованы возможности местных бюро судебно-медицинских экспертиз и материалы служебных расследований по линии МВД России, не проведена сверка с дежурной службой милиции.

Так, из докладной записки прокурора г.Москвы следовало, что за два последних года произошло 32 случая скоропостижной смерти граждан в подразделениях и помещениях ОВД. В то же время, по данным управления дежурной службы Главного штаба МВД России, в столице зарегистрировано 88 таких случаев. По ряду происшествий проверки вообще не проводились, а некоторые материалы оказались утерянными.

Прокурору г.Москвы в этой связи было поручено провести дополнительную проверку, установить причины расхождений, истребовать материалы по вновь вскрытым фактам и проверить законность принятых по ним решений.

Аналогичные поручения направлялись также прокурорам г.Санкт-Петербурга, Свердловской, Ростовской и некоторых других областей. В результате после вмешательства Генеральной прокуратуры в упомянутых регионах дополнительно выявлено 52 случая смерти граждан, в том числе с признаками насилия.

Больше всего граждан умерло в медвытрезвителях, ИВС, дежурных частях, комнатах административно задержанных. Самоубийства совершались путем повешения с использованием деталей одежды. Скоропостижная смерть наступала чаще всего от отравления этиловым спиртом, острой коронарной недостаточности, других заболеваний, связанных со злоупотреблением спиртными напитками, и неоказания гражданам своевременной медицинской помощи.

Наступлению смерти граждан в органах внутренних дел нередко способствовало невыполнение сотрудниками ОВД ведомственных приказов, инструкций. В дежурную часть, медицинский вытрезвитель доставлялись пьяные, находившиеся в бессознательном состоянии, лица с признаками острого отравления, наркотического опьянения, с опасными телесными повреждениями и другими явно выраженными симптомами, свидетельствующими о тяжелом состоянии доставленных. Отсутствовал надлежащий контроль со стороны руководства внутренних дел за несением службы дежурными нарядами.

Ослаблен прокурорский надзор за законностью задержания граждан, неукоснительным соблюдением их прав, свобод и конституционных гарантий.

Во многих случаях граждане задерживаются и доставляются в подразделения органов внутренних дел без достаточных на то оснований, причем не всегда это задержание оформляется документально. Практически в каждом втором случае в материалах и уголовных делах, представленных в Генеральную прокуратуру, отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность задержания и доставления в милицию граждан. Серьезные нарушения законности допускаются в изоляторах временного содержания, куда нередко помещаются административно задержанные. С другой стороны, лиц, находящихся в тяжелой степени алкогольного опьянения, оставляют в ИВС. При этом прокуроры в своих заключениях и сообщениях, адресованных в Генеральную прокуратуру, в подавляющем большинстве случаев считают задержание граждан (которые впоследствии умерли в помещениях органов внутренних дел) законным.

Участились случаи смерти граждан, наступившей в результате физического насилия со стороны работников милиции. По данным МВД России, за преступления, связанные с превышением власти и служебных полномочий, в 1996-1997 гг. привлечено к уголовной ответственности более тысячи сотрудников органов внутренних дел.

Прокуратурой Ульяновской области было возбуждено уголовное дело по факту смерти гражданина Каргина в помещении служебного кабинета ОМОН Димитровградского ГУВД Ульяновской области. Расследованием установлено, что Каргин по сфальсифицированным документам был незаконно задержан и доставлен в ГУВД. В ходе допроса ему было нанесено в общей сложности около 30 телесных повреждений, от которых он скончался в кабинете. Виновные осуждены к лишению свободы.

Прокуратурой Динского района Краснодарского края расследуется уголовное дело по ст.ст.111, 286 УК РФ в отношении оперуполномоченных, братьев Мирошник, которые с применением насилия незаконно доставили гр.Амелечко А.К. в пункт милиции станицы Пластуновской, где причинили ему телесные повреждения, от которых он скончался.

По фактам смерти граждан, наступившей в результате превышения своих полномочий работниками милиции, возбуждены и расследуются уголовные дела органами прокуратуры гг.Москвы, Санкт-Петербурга, Алтайского края, Самарской, Пензенской, Ульяновской областей. По выявленным нарушениям прокурорами ряда регионов внесены представления руководителям органов внутренних дел.

Однако во многих случаях проверка материалов в порядке ст.109 УПК РСФСР проводилась на таком низком уровне, что сделать вывод о наличии или отсутствии состава преступлений со стороны работников милиции не представляется возможным. Именно в связи с неполнотой проверки Генеральная прокуратура РФ была вынуждена отменить 65 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе с возбуждением дела - в 8 случаях.

Только по Московской области отменено 11 постановлений, по г.Москве - 25, причем прокуроры названных регионов нарушений не пресекли, с незаконными постановлениями согласились.

Так, Исаев А.В. был доставлен 3 апреля 1997 г. в медицинский вытрезвитель N 2 УВД САО г.Москвы в нетрезвом состоянии. На следующий день Исаева поместили в больницу, где он скончался от закрытой черепно-мозговой травмы. Однако никакой проверки фактически не проводилось, к материалам не приобщен даже акт судебно-медицинского исследования. Генеральной прокуратурой в этой связи возбуждено уголовное дело по признакам ст.111 УК РФ.

Абрамов М.В. скончался 6 сентября 1997 г. в ИВС Павлово-Посадского ОВД Московской области от острой сердечной недостаточности. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта на теле умершего обнаружены множественные телесные повреждения прижизненного характера, обстоятельства образования которых не выявлены. Не опрошен ни один сокамерник Абрамова, ни один сотрудник милиции. К материалам приобщено заявление вдовы погибшего о том, что мужа избили в милиции, однако и она не опрошена. Не проверялась обоснованность ареста Абрамова. Постановление отменено Генеральной прокуратурой, возбуждено уголовное дело.

В ряде мест по материалам исследуемой категории проверки в отношении работников милиции проводились сотрудниками органов внутренних дел с принятием процессуальных решений. По всем 7 материалам, поступившим в Генеральную прокуратуру из Пензенской области, проверки проводились и решения принимались только работниками милиции.

Укоренилась и иная порочная практика, когда основная часть проверочных действий выполняется сотрудниками ОВД, а следователи прокуратуры или помощники прокуроров только принимают решения в порядке ст.109 УПК РСФСР. В Новгородской области имели место случаи, когда решения об отказе в возбуждении уголовного дела принимались работниками прокуратуры даже на основании рапортов сотрудников ОВД своим руководителям без проведения проверочных действий и при отсутствии необходимых для правильного вывода данных.

Сообщая об изложенном, предлагаю:

1. Организовать надлежащий учет фактов смерти граждан, наступившей в зданиях и помещениях органов внутренних дел. Использовать в этих целях сведения дежурных служб милиции, материалы служебных проверок, информацию бюро судебно-медицинской экспертизы, жалобы и заявления граждан.

2. Обеспечить безусловный выезд на места происшествий по таким фактам работников прокуратур, проведение ими проверочных действий и принятие решений в порядке ст.109 УПК РСФСР.

3. При наличии данных, свидетельствующих о возможном доведении умершего до самоубийства или о замаскированном убийстве, возбуждать уголовные дела.

4. Во всех случаях, связанных со смертью граждан в помещениях органов внутренних дел, проверять законность доставления, задержания и нахождения умершего в органах внутренних дел.

5. Прокурорам Чувашской Республики, Хабаровского края, гг.Москвы и Санкт-Петербурга, Кировской, Московской, Новгородской, Пензенской, Ростовской, Свердловской, Тульской, Ярославской областей провести служебные расследования в отношении должностных лиц, в том числе руководителей прокуратур, которые формально и поверхностно выполнили поручение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не обеспечили надлежащий прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан, не приняли исчерпывающих мер к выявлению и пресечению нарушений законности.

О мерах реагирования проинформировать Генеральную прокуратуру РФ к 25.06.98.

6. Прокурорам субъектов Российской Федерации результаты проведенной работы по устранению нарушений, указанных в данном информационном письме, отразить отдельным разделом в годовом докладе за 1998 год.

Заместитель Генерального прокурора

Российской Федерации

государственный советник

юстиции 1 класса                                  М.Б. Катышев

[отформатировано 11.03.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.020.000 Силы обеспечения безопасности (см. также 150.020.020), 160.020.080 Органы внутренних дел (см. также 020.010.040), 160.040.000 Безопасность общества, 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат, 190.010.000 Прокуратура, 190.010.030 Прокурорский надзор

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О едином учете преступлений
№-427365242 от 29 декабря 2005

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать