Основная информация

Дата опубликования: 12 ноября 2020г.
Номер документа: RU24060208202000804
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация города Красноярска Красноярского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2020 г.               № 902

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 - 2023 ГОДОВ

В соответствии с Постановлением администрации города от 27.03.2015 № 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска", Распоряжением администрации города от 16.07.2020 № 241-р "Об утверждении перечня муниципальных программ города Красноярска на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов", руководствуясь ст. 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:

1. Утвердить муниципальную программу "Управление земельно-имущественными отношениями на территории города Красноярска" на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов согласно приложению.

2. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.

Глава города

С.В.ЕРЕМИН

Приложение

к Постановлению

администрации города

от 12 ноября 2020 г. № 902

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 - 2023 ГОДОВ

ПАСПОРТ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование муниципальной программы

"Управление земельно-имущественными отношениями на территории города Красноярска" на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов (далее - Программа)

Ответственный исполнитель муниципальной программы

департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города (далее - департамент муниципального имущества и земельных отношений)

Соисполнители муниципальной программы

отсутствуют

Структура муниципальной программы, перечень подпрограмм, отдельных мероприятий

подпрограмма 1 "Формирование, управление, распоряжение муниципальным имуществом и иным имуществом, расположенным на территории города Красноярска";

подпрограмма 2 "Управление земельными ресурсами на территории города Красноярска";

отдельное мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления";

отдельное мероприятие 2 "Обеспечение деятельности муниципальных учреждений"

Цели муниципальной программы

эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Красноярска при сосредоточении функций распоряжения этими объектами с целью увеличения неналоговых доходов местного бюджета

Задачи муниципальной программы

1. Оптимизация состава и структуры муниципального имущества города Красноярска.

2. Мобилизация доходов в бюджет города за счет эффективного управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами.

3. Обеспечение проведения необходимых работ по оформлению права муниципальной собственности и дальнейшему эффективному распоряжению объектами за счет выявления бесхозяйного имущества, приобретения (ввода в эксплуатацию) новых объектов муниципального имущества.

4. Контроль и анализ эффективности использования муниципального имущества.

5. Оформление документации для постановки на кадастровый учет земельных участков муниципального образования, актуализация сведений земельного кадастра

Сроки реализации муниципальной программы

2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов

Целевые индикаторы

1. Доходы от использования, продажи муниципального имущества и использования находящихся в муниципальной и государственной собственности земельных участков:

2021 год - 1378419,56 тыс. руб.;

2022 год - 1228687,14 тыс. руб.;

2023 год - 1231251,98 тыс. руб.

2. Удельный вес количества объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности, к общему количеству объектов недвижимости, учитываемых в Реестре муниципальной собственности, на:

2021 год - 95,00%;

2022 год - 97,00%;

2023 год - 99,00%

Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы

общий объем финансовых ресурсов на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 918106,40 тыс. руб., в том числе:

2021 год - 316257,40 тыс. руб.;

2022 год - 300924,50 тыс. руб.;

2023 год - 300924,50 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования:

бюджет города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 918106,40 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 316257,40 тыс. руб.;

2022 год - 300924,50 тыс. руб.;

2023 год - 300924,50 тыс. руб.

По подпрограмме 1 общий объем финансовых ресурсов на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 99596,00 тыс. руб., в том числе:

2021 год - 35822,00 тыс. руб.;

2022 год - 31887,00 тыс. руб.;

2023 год - 31887,00 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования:

бюджет города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 99596,00 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 35822,00 тыс. руб.;

2022 год - 31887,00 тыс. руб.;

2023 год - 31887,00 тыс. руб.

По подпрограмме 2 общий объем финансовых ресурсов на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 6140,00 тыс. руб., в том числе:

2021 год - 2350,00 тыс. руб.;

2022 год - 1895,00 тыс. руб.;

2023 год - 1895,00 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования:

бюджет города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 6140,00 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 2350,00 тыс. руб.;

2022 год - 1895,00 тыс. руб.;

2023 год - 1895,00 тыс. руб.

По отдельному мероприятию 1 общий объем финансовых ресурсов на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 667434,00 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 224618,00 тыс. руб.;

2022 год - 221408,00 тыс. руб.;

2023 год - 221408,00 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования:

бюджет города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 667434,00 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 224618,00 тыс. руб.;

2022 год - 221408,00 тыс. руб.;

2023 год - 221408,00 тыс. руб.

По отдельному мероприятию 2 общий объем финансовых ресурсов на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 144936,40 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 53467,40 тыс. руб.;

2022 год - 45734,50 тыс. руб.;

2023 год - 45734,50 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования:

бюджет города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов 144936,40 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 53467,40 тыс. руб.;

2022 год - 45734,50 тыс. руб.;

2023 год - 45734,50 тыс. руб.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ

ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью предполагает решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных от субъекта Российской Федерации, путем наиболее целесообразного использования собственного имущества муниципальным образованием.

Стратегические цели социально-экономического развития города Красноярска определены Стратегией социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года, утвержденной Решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 № 3-42.

Настоящая Программа является одним из инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года, утвержденной Решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 № 3-42, и направлена на достижение стратегической цели до 2030 года в части публичного эффективного управления муниципальным имуществом.

Реализация Программы, главная цель которой - эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Красноярска при сосредоточении функций распоряжения этими объектами с целью увеличения неналоговых доходов местного бюджета, позволит повысить эффективность процессов стратегического и бюджетного управления муниципалитетом.

Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

1. Оптимизация состава и структуры муниципального имущества города Красноярска.

2. Мобилизация доходов в бюджет города за счет эффективного управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами.

3. Обеспечение проведения необходимых работ по оформлению права муниципальной собственности и дальнейшему эффективному распоряжению объектами за счет выявления бесхозяйного имущества, приобретения (ввода в эксплуатацию) новых объектов муниципального имущества.

4. Контроль и анализ эффективности использования муниципального имущества.

5. Оформление документации для постановки на кадастровый учет земельных участков муниципального образования, актуализация сведений земельного кадастра.

Одним из средств повышения эффективности использования и развития муниципальной собственности является оптимизация ее структуры. Для реализации указанного направления необходимо сокращать часть муниципального имущества, не используемого (невостребованного) для выполнения закрепленных за органом местного самоуправления полномочий.

В целях оптимизации структуры муниципальной собственности департаментом муниципального имущества и земельных отношений производится отчуждение муниципального имущества в рамках реализации Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Также осуществляется отчуждение муниципального имущества в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Проводится передача муниципального имущества в краевую и федеральную собственность, основная часть муниципального имущества предоставляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления организациям муниципальной формы собственности для обеспечения возможности исполнения возложенных на них полномочий.

По состоянию на 01.09.2020 в Реестре муниципальной собственности города Красноярска учитывается 28473 объекта недвижимого имущества.

Осуществляется работа по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты. В информационной системе департамента муниципального имущества и земельных отношений по состоянию на 01.09.2020 учитывается 1435 бесхозяйных объектов, планируется, что к 2023 году 93,90% бесхозяйных объектов, учитываемых департаментом муниципального имущества и земельных отношений в составе выявленного на территории города бесхозяйного имущества, будут поставлены на кадастровый учет.

Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий состоит в увеличении доходов бюджета за счет роста поступлений доходов от мероприятий, связанных с распоряжением объектами недвижимости и земельными участками.

Площадь земельных участков, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности по состоянию на 01.09.2020, составляет 9403,70 га, планируется, что в 2023 году площадь земельных участков, на которые будет зарегистрировано право муниципальной собственности, составит 10473,93 га, или 27,60% от площади муниципального образования.

Вклад в увеличение доходной части бюджета будет достигнут за счет расширения в процессе инвентаризации земельных участков, являющихся объектами налогообложения.

Департаментом муниципального имущества и земельных отношений проводится работа по инвентаризации земельных участков, направленная на выявление и уточнение дополнительных сведений о таких участках, с целью вовлечения их в гражданский оборот.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые вносятся в уведомительном порядке.

Внесение (уточнение) указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости напрямую отражается на увеличении поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет города.

В рамках межведомственного взаимодействия с Управлением Росреестра по Красноярскому краю (далее - Управление) осуществляется внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) дополнительных сведений о земельных участках - видов разрешенного использования и категории. На основании принимаемых департаментом муниципального имущества и земельных отношений решений об установлении категории земельного участка, определении вида разрешенного использования в сведения ЕГРН вносится необходимая информация. Внесение данной информации позволяет Управлению произвести расчет кадастровой стоимости в отношении земельных участков, в результате чего обеспечивается вовлечение конкретного земельного участка в гражданский оборот.

С целью поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет города осуществляется комплекс мер по понуждению собственников объектов недвижимости к оформлению прав на земельные участки.

Реализация мероприятий Программы в части опубликования реестров муниципального имущества на официальных сайтах, обеспечения доступа предпринимателей к предоставленному на льготных условиях имуществу, выявления неиспользуемого, неэффективно используемого имущества, которое может быть предоставлено в форме имущественной поддержки малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, соответствует задаче 1 "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику" федерального проекта "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Сроки реализации настоящей Программы: 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.

II. ПЕРЕЧЕНЬ ПОДПРОГРАММ, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММ

Подпрограмма 1 "Формирование, управление, распоряжение муниципальным имуществом и иным имуществом, расположенным на территории города Красноярска" включает в себя следующие основные мероприятия:

мероприятие 1.1. Оценка недвижимости, оформление прав и регулирование отношений муниципальной собственности:

обеспечение подготовки документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества;

определение рыночной стоимости объектов муниципальной собственности, оценка жилых помещений по договорам мены;

обеспечение подготовки необходимых документов для прекращения права муниципальной собственности в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

расходы по подготовке документов, необходимых для оформления выморочного имущества в нотариальном порядке;

расходы по проведению судебной экспертизы, исполнение судебных решений и др.;

мероприятие 1.2. Обеспечение приватизации объектов муниципальной собственности:

уплата налога на добавленную стоимость за физических лиц от реализации муниципального имущества в рамках Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";

определение рыночной стоимости объектов муниципальной собственности, планируемых к приватизации;

мероприятие 1.3. Содержание и обслуживание объектов казны:

содержание объектов городской казны, не обремененных договорными и иными обязательствами;

обеспечение сохранности имущества городской казны;

мероприятие 1.4. Обеспечение передачи муниципального имущества в аренду:

определение рыночной стоимости арендной платы объектов муниципальной собственности.

Подпрограмма 2 "Управление земельными ресурсами на территории города Красноярска" включает в себя:

мероприятие 2.1. Образование новых и упорядочение существующих земельных участков:

проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства путем проведения торгов;

организация опубликования информационных сообщений о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и отклонение от предельных параметров разрешенного использования для дальнейшего проведения аукционов, о предоставлении (предварительном согласовании) земельных участков по заявлениям граждан и по решениям судов;

обеспечение проведения геодезических и кадастровых работ в целях регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые объектами муниципальной собственности, бесхозяйными объектами недвижимости, объектами недвижимости, принимаемыми в муниципальную собственность;

обеспечение проведения геодезических и кадастровых работ в отношении земельных участков общего пользования, расположенных в границах муниципального образования;

образование земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома (проведение кадастровых работ);

обеспечение определения рыночной стоимости земельных участков.

Отдельное мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления".

Мероприятие направлено на решение задачи по обеспечению реализации муниципальной программы и проведению работ по формированию документов.

В рамках данного мероприятия предусматриваются следующие расходы:

заработная плата с учетом страховых взносов работников департамента муниципального имущества и земельных отношений;

услуги почтовой, сотовой связи;

коммунальные услуги;

услуги по содержанию имущества;

текущий ремонт оборудования;

приобретение расходных материалов к оргтехнике, автомобилям, канцелярских товаров и др.

Отдельное мероприятие 2 "Обеспечение деятельности муниципальных учреждений".

Мероприятие направлено на решение задач:

по мобилизации доходов в бюджет города за счет исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, оказания платных услуг;

по проведению мероприятий по охране и защите городских лесов;

по проведению мероприятий по лесоустройству городских лесов Городского лесничества;

проведение работ по присвоению, изменению и аннулированию адресов объектов недвижимости, расположенных на территории города Красноярска.

В рамках данного мероприятия предусматриваются следующие расходы:

заработная плата с учетом страховых взносов работников МКУ г. Красноярска "Центр недвижимости";

услуги почтовой, внутригородской и междугородней связи, услуги интернет-соединения;

коммунальные услуги;

услуги по содержанию имущества;

текущий ремонт оборудования;

приобретение расходных материалов к оргтехнике, автомобилям, канцелярских товаров и др.;

работы по охране, защите и пожарной безопасности городских лесов Городского лесничества города Красноярска;

работы по лесоустройству городских лесов Городского лесничества.

Перечень мероприятий подпрограмм и отдельных мероприятий настоящей Программы с ожидаемыми непосредственными результатами от их реализации и сроками их реализации представлен в приложении 1 к настоящей Программе.

III. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,

КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

ПРОГРАММЫ, ПОДПРОГРАММ

Департамент муниципального имущества и земельных отношений в своей деятельности руководствуется:

Конституцией Российской Федерации;

Земельным кодексом Российской Федерации;

Градостроительным кодексом Российской Федерации;

Жилищным кодексом Российской Федерации;

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Лесным кодексом Российской Федерации;

Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Налоговым кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";

Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";

Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности";

Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 159-ФЗ);

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей";

Законом Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1732 "О порядке безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности края, и безвозмездного приема имущества, находящегося в муниципальной собственности, в государственную собственность края";

Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае";

Решением Красноярского городского Совета от 16.02.1999 № 17-155 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью";

Решением Красноярского городского Совета от 06.06.2000 № 24-273 "О городской казне";

Решением Красноярского городского Совета от 21.12.2004 № 4-69 "О порядке и условиях приватизации муниципального имущества в городе Красноярске";

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43 "Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1), категорию арендатора (К2), срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (К3), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена";

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.10.2012 № В-323 "Об аренде муниципального имущества города Красноярска и Методиках определения размера арендной платы";

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 "О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов";

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов";

Постановлением Главы города от 27.06.2008 № 343 "Об утверждении Методики определения размера части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет города Красноярска";

Постановлением администрации города от 19.09.2012 № 405 "Об утверждении Лесохозяйственного регламента Городского лесничества города Красноярска";

Постановлением администрации города от 01.08.2014 № 473 "Об утверждении Порядка списания имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию городу Красноярску";

Распоряжением администрации города от 24.03.2011 № 229-ж "Об утверждении Порядка согласования совершения крупных сделок муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными бюджетными учреждениями";

Распоряжением администрации города от 25.05.2011 № 510-ж "Об утверждении Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности";

Распоряжением администрации города от 30.01.2009 № 74-ж "О порядке формирования, ведения Перечня муниципального имущества, необходимого для реализации мер по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске".

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Система целевых индикаторов Программы и показателей подпрограмм включает:

источник информации;

периодичность определения значений целевых индикаторов, показателей результативности;

фактическое значение за отчетный год;

плановые значения на текущий год;

плановые значения на плановый период (два последующих года после текущего).

По каждому показателю подпрограммы приводится весовой критерий (в диапазоне от ноля до единицы), характеризующий приоритетность данного показателя. Вес определяется исходя из значимости показателя.

Целевой индикатор 1. Доходы от использования, продажи муниципального имущества и использования находящихся в муниципальной и государственной собственности земельных участков на 2021 год - 1378419,56 тыс. руб., 2022 год - 1228687,14 тыс. руб., 2023 год - 1231251,98 тыс. руб.

Целевой индикатор 2. Удельный вес количества объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности, к общему количеству объектов недвижимости, учитываемых в Реестре муниципальной собственности, на 2021 год - 95,00%, 2022 год - 97,00%, 2023 год - 99,00%.

Подпрограмма 1 "Формирование, управление, распоряжение муниципальным имуществом и иным имуществом, расположенным на территории города Красноярска" включает в себя следующие показатели:

удельный вес количества бесхозяйных объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет, к общему количеству бесхозяйных объектов недвижимости, учитываемых в составе выявленного на территории города Красноярска бесхозяйного имущества, на 2021 год - 92,70%, 2022 год - 93,30%, 2023 год - 93,90%;

удельный вес количества объектов, имеющих стоимость, к общему количеству объектов, учитываемых в Реестре муниципальной собственности, на 2021 год - 97,80%, 2022 год - 98,40%, 2023 год - 99,00%;

доля муниципальных объектов нежилого фонда и инженерной инфраструктуры, вовлеченных в гражданский оборот, к количеству объектов, учитываемых в Реестре муниципальной собственности, на 2021 год - 86,00%, 2022 год - 88,00%, 2023 год - 90,00%;

удельный вес объектов муниципального нежилого фонда, подлежащего контролю, из числа переданных объектов в аренду к общему количеству объектов муниципального нежилого фонда, переданного в аренду, на 2021 год - 97,00%, 2022 год - 97,00%, 2023 год - 97,00%.

Подпрограмма 2 "Управление земельными ресурсами на территории города Красноярска" включает в себя следующие показатели:

доля земель, находящихся в муниципальной собственности, к площади муниципального образования на 2021 год - 26,00%, 2022 год - 26,80%, 2023 год - 27,60%;

площадь земельных участков, переданных из земель муниципальной и неразграниченной государственной собственности в частную, общую долевую, общую совместную собственность, на 2021 год - 8083,01 га, 2022 год - 8263,01 га; на 2023 год - 8443,01 га;

доля площади земельных участков, вовлеченных в гражданский оборот, к площади муниципального образования на 2021 год - 40,00%; 2022 год - 40,80%; 2023 год - 41,60%.

Отдельное мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления" включает в себя показатель - уровень исполнения расходов, направленных на обеспечение аппарата управления департамента, на 2021 год - 100%, на 2022 год - 100%, на 2023 год - 100%.

Отдельное мероприятие 2 "Обеспечение деятельности муниципальных учреждений" включает в себя показатель - уровень исполнения расходов, направленных на обеспечение текущей деятельности подведомственных учреждений, на 2021 год - 100%, на 2022 год - 100%, на 2023 год - 100%.

Целевые индикаторы и показатели результативности Программы сформированы в соответствии с утвержденной Методикой расчета целевых индикаторов и показателей муниципальной программы "Управление земельно-имущественными отношениями на территории города Красноярска" на текущий год и плановый период.

Информация о составе и значениях целевых индикаторов и показателей результативности Программы, подпрограмм Программы и отдельных мероприятий представлена в приложении 2 к настоящей Программе.

V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА

ГОРОДА, ВЫШЕСТОЯЩИХ БЮДЖЕТОВ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Объем финансирования настоящей Программы на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов составит 918106,40 тыс. рублей, в том числе:

2021 год - 316257,40 тыс. руб.;

2022 год - 300924,50 тыс. руб.;

2023 год - 300924,50 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования:

бюджет города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов составит 918106,40 тыс. руб., в том числе:

2021 год - 316257,40 тыс. руб.;

2022 год - 300924,50 тыс. руб.;

2023 год - 300924,50 тыс. руб.

Распределение планируемых расходов по подпрограммам и мероприятиям настоящей Программы и планируемых объемов финансирования по источникам финансирования средств представлено в приложениях 3, 4 к настоящей Программе.

VI. ПОДПРОГРАММЫ ПРОГРАММЫ

ПОДПРОГРАММА 1

"ФОРМИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ

ИМУЩЕСТВОМ И ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, РАСПОЛОЖЕННЫМ НА ТЕРРИТОРИИ

ГОРОДА КРАСНОЯРСКА"

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ 1

Наименование подпрограммы

"Формирование, управление, распоряжение муниципальным имуществом и иным имуществом, расположенным на территории города Красноярска"

Исполнители мероприятий подпрограммы

департамент муниципального имущества и земельных отношений

Цель подпрограммы

повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и иным имуществом, расположенным на территории города Красноярска

Задачи подпрограммы

1) создание необходимых условий для проведения приватизации и аренды муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования;

2) поступление доходов на основе рационального использования муниципального нежилого фонда;

3) вовлечение муниципального имущества города Красноярска в гражданский оборот;

4) проведение контроля и анализа эффективности использования муниципального имущества;

5) создание механизма перераспределения имущества, обеспечивающего переход прав на это имущество к эффективно хозяйствующим субъектам;

6) оформление документов, необходимых для государственного учета объектов недвижимого имущества, регистрация права муниципальной собственности, оценка этого имущества

Показатели результативности подпрограммы

1) удельный вес количества бесхозяйных объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет, к общему количеству бесхозяйных объектов недвижимости, учитываемых в составе выявленного на территории города Красноярска бесхозяйного имущества, на 2021 год - 92,70%, 2022 год - 93,30%, 2023 год - 93,90%;

2) удельный вес количества объектов, имеющих стоимость, к общему количеству объектов, учитываемых в Реестре муниципальной собственности, на 2021 год - 97,80%, 2022 год - 98,40%, 2023 год - 99,00%;

3) доля муниципальных объектов нежилого фонда и инженерной инфраструктуры, вовлеченных в гражданский оборот, к количеству объектов, учитываемых в Реестре муниципальной собственности, на 2021 год - 86,00%,

2022 год - 88,00%, 2023 год - 90,00%;

4) удельный вес объектов муниципального нежилого фонда, подлежащего контролю, из числа переданных объектов в аренду к общему количеству объектов муниципального нежилого фонда, переданного в аренду, на 2021 год - 97,00%, 2022 год - 97,00%, 2023 год - 97,00%

Сроки реализации подпрограммы

2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов

Объемы и источники финансирования подпрограммы

объем финансирования на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 99596,00 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 35822,00 тыс. руб.;

2022 год - 31887,00 тыс. руб.;

2023 год - 31887,00 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования: бюджет города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 99596,00 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 35822,00 тыс. руб.;

2022 год - 31887,00 тыс. руб.;

2023 год - 31887,00 тыс. руб.

1. ПОСТАНОВКА ОБЩЕГОРОДСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОДПРОГРАММЫ 1

Муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления. Посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру экономики, деловой и инвестиционный климат, в конечном счете - на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения.

Наличие в собственности муниципального образования объектов недвижимости позволяет органам местного самоуправления решать разноплановые задачи, стоящие перед ними, основной из которых является обеспечение доходов бюджета муниципального образования от использования и приватизации муниципального имущества.

В сфере формирования и распоряжения муниципальным имуществом существует проблема недостаточного спроса на имущество, находящееся в муниципальной собственности.

В части поступлений от неналоговых источников возникают проблемы, связанные с недополучением арендной платы ввиду ненадлежащего исполнения арендаторами обязательств по своевременному внесению арендной платы.

Решение вышеуказанных проблем в рамках подпрограммы позволит более эффективно управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, иметь объективную информацию об объектах недвижимого имущества, увеличить доходную часть бюджета города.

Подпрограмма позволит:

повысить эффективность управления муниципальной собственностью;

увеличить доходную базу за счет поступлений от реализации и использования муниципального имущества;

вовлечь объекты муниципальной собственности в гражданский оборот;

обеспечить необходимым имуществом муниципальные бюджетные учреждения, муниципальные предприятия, автономные учреждения и органы администрации города для осуществления своих полномочий, функций и задач.

В рамках данной подпрограммы в целях повышения уровня собираемости арендных платежей департаментом муниципального имущества и земельных отношений планируется продолжить:

проведение досудебной работы с должниками;

обращение в суд с исковыми заявлениями о взыскании задолженности;

участие в совершении исполнительных действий, проводимых службой судебных приставов, направление ходатайств об обращении взыскания на имущество должника, обжалование действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей;

направление исполнительных документов в банки на списание денежных средств с должников.

Несмотря на наличие в составе муниципальной собственности объектов, имеющих низкую инвестиционную привлекательность, принятие управленческих решений в отношении таких объектов департаментом муниципального имущества и земельных отношений будет производиться и в дальнейшем путем включения в прогнозный план приватизации, реализации в рамках Закона № 159-ФЗ, передачи управляющим компаниям, передачи в аренду.

В целях обеспечения работы организаций муниципальной формы собственности (муниципальных учреждений) соответствующей сферы производится закрепление за ними муниципального имущества, необходимого для ведения уставной деятельности.

Данные действия относятся к полномочиям департамента муниципального имущества и земельных отношений и характеризуют одну из его основных функций - управление муниципальной собственностью, включающей в себя основные составляющие: учет, контроль и принятие решений.

Для надлежащего учета объектов муниципальной собственности обеспечивается взаимодействие с муниципальными учреждениями и предприятиями в части включения (внесения изменений) и анализа учетных данных по разным критериям имущества, проводится комплексная корректировка информации.

Доступность, достоверность и полнота информации является следствием надлежащего учета муниципальной собственности и ее эффективного использования в работе муниципальных учреждений.

Разработка подпрограммы необходима для развития комплексной информационной системы управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также для увеличения доходной части бюджета города, повышения эффективности управления имуществом города.

2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПОДПРОГРАММЫ 1

Основной целью реализации данной подпрограммы является повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и иным имуществом, расположенным на территории города Красноярска.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

создание необходимых условий для проведения приватизации и аренды муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования;

поступление доходов на основе рационального использования муниципального нежилого фонда;

вовлечение муниципального имущества города Красноярска в гражданский оборот;

проведение контроля и анализа эффективности использования муниципального имущества;

создание механизма перераспределения имущества, обеспечивающего переход прав на это имущество к эффективно хозяйствующим субъектам;

оформление документов, необходимых для государственного учета объектов недвижимого имущества, регистрация права муниципальной собственности, оценка этого имущества.

Реализация подпрограммы оценивается по следующим показателям:

1) удельный вес количества бесхозяйных объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет, к общему количеству бесхозяйных объектов недвижимости, учитываемых в составе выявленного на территории города Красноярска бесхозяйного имущества, на 2021 год - 92,70%, 2022 год - 93,30%, 2023 год - 93,90%;

2) удельный вес количества объектов, имеющих стоимость, к общему количеству объектов, учитываемых в Реестре муниципальной собственности, на 2021 год - 97,80%, 2022 год - 98,40%, 2023 год - 99,00%;

3) доля муниципальных объектов нежилого фонда и инженерной инфраструктуры, вовлеченных в гражданский оборот, к количеству объектов, учитываемых в Реестре муниципальной собственности, на 2021 год - 86,00%, 2022 год - 88,00%, 2023 год - 90,00%;

4) удельный вес объектов муниципального нежилого фонда, подлежащего контролю, из числа переданных объектов в аренду к общему количеству объектов муниципального нежилого фонда, переданного в аренду, на 2021 год - 97,00%, 2022 год - 97,00%, 2023 год - 97,00%.

Сроки реализации подпрограммы: 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.

3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ 1

В основу механизма реализации подпрограммы заложены следующие принципы, обеспечивающие сбалансированное решение основных задач:

консолидация средств для реализации приоритетных направлений в сфере управления муниципальным имуществом;

эффективное целевое использование средств местного бюджета в соответствии с установленными приоритетами для достижения показателей подпрограммы;

оценка результатов и социально-экономической эффективности подпрограммы на основе мониторинга показателей.

Реализация подпрограммы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Красноярского края и муниципального образования города Красноярска.

Текущее управление и контроль за реализацией подпрограммы, подготовку и представление информационных и отчетных данных осуществляет департамент муниципального имущества и земельных отношений.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ 1

Мероприятие 1.1. Оценка недвижимости, оформление прав и регулирование отношений муниципальной собственности.

В рамках данного мероприятия планируется реализация следующих направлений:

оформление документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества;

определение рыночной стоимости объектов муниципальной собственности;

оценка жилых помещений для осуществления переселения граждан из жилых домов, а также жилых помещений, поступающих в муниципальную собственность по договорам мены в соответствии с правовыми актами города;

оформление необходимых документов для прекращения права муниципальной собственности;

оформление документов, необходимых для оформления выморочного имущества в нотариальном процессе;

подготовка документов для проведения судебной экспертизы, исполнение судебных решений и др.

Мероприятие 1.2. Обеспечение приватизации объектов муниципальной собственности.

Реализация данного мероприятия осуществляется путем определения рыночной стоимости объектов приватизации и проведения аукционов, организации опубликования информационного сообщения о продаже объектов муниципальной собственности.

Мероприятия по приватизации объектов муниципальной собственности предусмотрены в рамках реализации Федеральных законов:

от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";

от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Осуществляется уплата налога на добавленную стоимость за физических лиц от реализации муниципального имущества в рамках Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну города, налоговым агентом по уплате налога на добавленную стоимость признается покупатель (получатель) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В связи с этим обязанность по уплате налога на добавленную стоимость за физических лиц, выкупающих муниципальное имущество в рамках Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", должен исполнять орган, осуществляющий реализацию данного имущества, то есть департамент муниципального имущества и земельных отношений.

Мероприятие 1.3. Содержание и обслуживание объектов казны.

Городскую казну города составляет имущество, находящееся в собственности города, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Содержание данных объектов городской казны производится за счет средств, предусмотренных на эти цели в смете департамента муниципального имущества и земельных отношений.

Для обеспечения сохранности имущества городской казны существует потребность в расходах на охрану объектов казны. В целях недопущения на свободные объекты городской казны третьих лиц, которые могут своими действиями ухудшить состояние объектов либо использовать объекты для осуществления деятельности без согласия собственника, а также ограничения доступа на объекты детей и подростков в целях предотвращения несчастных случаев свободные объекты городской казны подлежат охране до момента вовлечения их в гражданский оборот.

Мероприятие 1.4. Обеспечение передачи муниципального имущества в аренду.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены особенности порядка заключения договоров в отношении муниципального имущества с 02.07.2008. В соответствии со статьей 17.1 указанного закона заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам конкурсов или аукционов на право аренды, сведения о таких конкурсах (аукционах) публикуются в общедоступных источниках информации.

С целью получения доходов от имущества, переданного в аренду, необходимо осуществить работу по определению рыночной стоимости арендной платы такого имущества.

В рамках имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях предоставления муниципального имущества по результатам конкурсов или аукционов на право аренды субъектам малого и среднего предпринимательства Распоряжением администрации города от 30.01.2009 № 74-ж утвержден порядок формирования, ведения Перечня муниципального имущества, необходимого для реализации мер по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске. В соответствии с порядком указанный перечень размещается на официальном сайте администрации города в сети Интернет.

Сроки реализации подпрограммы: 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.

Исполнителем мероприятий подпрограммы является департамент муниципального имущества и земельных отношений.

Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, является департамент муниципального имущества и земельных отношений. Источником финансирования подпрограммы является бюджет города Красноярска в объеме 99596,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2021 год - 35822,00 тыс. руб.;

2022 год - 31887,00 тыс. руб.;

2023 год - 31887,00 тыс. руб.

ПОДПРОГРАММА 2

"УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА ТЕРРИТОРИИ

ГОРОДА КРАСНОЯРСКА"

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ 2

Наименование подпрограммы

"Управление земельными ресурсами на территории города Красноярска"

Исполнители мероприятий подпрограммы

департамент муниципального имущества и земельных отношений

Цель подпрограммы

обеспечение эффективного и рационального использования земельных ресурсов

Задачи подпрограммы

1) вовлечение земель и земельных участков на территории города Красноярска в гражданский оборот;

2) обеспечение выполнения работ по образованию земельных участков и осуществлению их государственного кадастрового учета;

3) обеспечение осуществления государственной регистрации права собственности;

4) контроль за использованием предоставляемых земель

Показатели результативности подпрограммы

1) доля земель, находящихся в муниципальной собственности, к площади муниципального образования на 2021 год - 26,00%, 2022 год - 26,80%; 2023 год - 27,60%;

2) площадь земельных участков, переданных из земель муниципальной и неразграниченной государственной собственности в частную, общую долевую, общую совместную собственность на 2021 год - 8083,01 га, 2022 год - 8263,01 га; на 2023 год - 8443,01 га;

3) доля площади земельных участков, вовлеченных в гражданский оборот, к площади муниципального образования на 2021 год - 40,00%; 2022 год - 40,80%; 2023 год - 41,60%

Сроки реализации подпрограммы

2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов

Объемы и источники финансирования подпрограммы

объем финансирования на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 6140,00 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 2350,00 тыс. руб.;

2022 год - 1895,00 тыс. руб.;

2023 год - 1895,00 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования: бюджет города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов - 6140,00 тыс. руб.,

в том числе:

2021 год - 2350,00 тыс. руб.;

2022 год - 1895,00 тыс. руб.;

2023 год - 1895,00 тыс. руб.

1. ПОСТАНОВКА ОБЩЕГОРОДСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОДПРОГРАММЫ 2

Управление земельными ресурсами является частью системы управления муниципальной собственностью. Подпрограмма охватывает все значимые вопросы развития и регулирования экономической деятельности.

В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования города Красноярска существуют следующие проблемы:

отсутствие кадастровой стоимости у ранее учтенных земельных участков в сведениях ЕГРН;

отсутствие полномочий у органов местного самоуправления по изменению в сведениях ЕГРН характеристик земельных участков, находящихся в частной собственности;

оспаривание кадастровой стоимости земельных участков правообладателями таких участков в целях ее снижения;

отсутствие утвержденных проектов межевания на некоторые части территории города;

собираемость арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, поступление денежных средств за фактическое использование земельных участков без договорных отношений;

несоответствие разрешенного использования земельных участков Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск;

отсутствие спроса потенциальных инвесторов.

Решение вышеуказанных проблем в рамках подпрограммы позволит более эффективно управлять и использовать земельные ресурсы на территории города, иметь объективную информацию об объектах недвижимого имущества, увеличить доходную часть бюджета города.

В рамках данной подпрограммы в целях повышения уровня собираемости арендных платежей, а также привлечения более широкого круга потенциальных инвесторов к участию в аукционах департаментом муниципального имущества и земельных отношений планируются следующие мероприятия:

участие в совершенствовании нормативно-правовой базы, регламентирующей земельные отношения на краевом и городском уровнях;

обеспечение своевременной корректировки коэффициентов, используемых для расчета арендной платы за земельные участки, с учетом изменения экономической ситуации и регулирование арендных отношений на землю в пределах компетенции;

рациональное предоставление земельных участков муниципальной собственности муниципальным учреждениям и предприятиям в целях их эффективного использования;

своевременное информирование арендаторов об образовании задолженности по арендной плате;

упрощение процедуры внесения арендных платежей за землю;

системный подход по работе с должниками;

инвентаризация земельных участков с целью выявления фактов их использования с нарушением земельного законодательства;

обеспечение своевременного внесения изменений в сведения ЕГРН в части характеристик земельных участков муниципальной и неразграниченной государственной собственности;

публикация сообщений (интервью, комментарии) о проведении торгов в средствах массовой информации: радио, телевидении, в новостных лентах интернет-изданий, организация работы по оповещению соседних регионов, размещение извещений на общедоступных сайтах, осуществляющих сделки с объектами недвижимости;

анализ возвращенных земельных участков по расторгнутым договорам аренды на предмет повторного предоставления в рамках конкурсных процедур.

Разработка подпрограммы необходима для развития комплексной информационной системы управления земельными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, а также для увеличения доходной части бюджета города, повышения эффективности управления земельными ресурсами.

2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПОДПРОГРАММЫ 2

Реализация данной подпрограммы направлена на достижение следующей цели - эффективное и рациональное использование земельных ресурсов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

вовлечение земель и земельных участков на территории города Красноярска в гражданский оборот;

обеспечение выполнения работ по образованию земельных участков и осуществлению их государственного кадастрового учета;

обеспечение осуществления государственной регистрации права собственности;

контроль за использованием предоставляемых земель.

Реализация подпрограммы оценивается по следующим показателям:

доля земель, находящихся в муниципальной собственности, к площади муниципального образования на 2021 год - 26,00%, 2022 год - 26,80%; 2023 год - 27,60%;

площадь земельных участков, переданных из земель муниципальной и неразграниченной государственной собственности в частную, общую долевую, общую совместную собственность, на 2021 год - 8083,01 га, 2022 год - 8263,01 га; на 2023 год - 8443,01 га;

доля площади земельных участков, вовлеченных в гражданский оборот, к площади муниципального образования на 2021 год - 40,00%; 2022 год - 40,80%; 2023 год - 41,60%.

3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ 2

В основу механизма реализации подпрограммы заложены следующие принципы, обеспечивающие сбалансированное решение основных задач:

консолидация средств для реализации приоритетных направлений в сфере управления земельными ресурсами;

эффективное целевое использование средств местного бюджета в соответствии с установленными приоритетами для достижения показателей подпрограммы;

оценка результатов и социально-экономической эффективности подпрограммы на основе мониторинга показателей;

контроль за использованием средств бюджета города в рамках реализации мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;

эффективность, направленная на получение максимально возможных результатов при наименьших затратах;

максимально полная реализация прав и законных интересов граждан;

сочетание публичных (общественных) и частных (личных) интересов;

планирование использования земельных ресурсов;

единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

платность использования земель.

Реализация подпрограммы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Красноярского края и города.

Текущее управление и контроль за реализацией подпрограммы, подготовку и предоставление информационных и отчетных данных осуществляет департамент муниципального имущества и земельных отношений.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ 2

Подпрограмма включает в себя мероприятие 2.1. Образование новых и упорядочение существующих земельных участков.

В рамках данного мероприятия планируется реализация следующих направлений:

инвентаризация земельных участков под объектами муниципальной собственности на предмет наличия кадастрового учета и государственной регистрации права;

выявление свободных земель неразграниченной государственной собственности с целью планирования их рационального использования;

анализ утвержденных проектов межевания территории с целью выявления многоквартирных домов, под которыми не образованы земельные участки для эксплуатации этих домов;

рациональное предоставление земельных участков муниципальной собственности муниципальным учреждениям и предприятиям в целях их эффективного использования для выполнения уставных задач;

систематизация, учет и мониторинг земельных участков в единой муниципальной геоинформационной системе;

организация проведения геодезических и кадастровых работ с целью осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, в том числе: под объектами муниципальной собственности, объектами, принимаемыми в муниципальную собственность, под многоквартирными жилыми домами, бесхозяйными объектами недвижимости, земельными участками общего пользования;

образование земельных участков и лесных участков;

образование земельных участков под многоквартирными жилыми домами;

регистрация права муниципальной собственности на земельные участки под объектами муниципальной собственности (объекты нежилого фонда, объекты улично-дорожной сети, благоустройства);

подготовка распорядительных актов о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность отдельным категориям граждан;

контроль за своевременностью заключения договоров аренды, купли-продажи земельных участков, а также государственной регистрации договоров аренды, купли-продажи земельных участков;

организация опубликования информации по условно разрешенным видам использования земельных участков, отклонениям от предельных параметров разрешенного использования для проведения аукционов о предоставлении земельных участков по заявлениям граждан, решениям судов;

направление в Управление Росреестра по Красноярскому краю копий распоряжений администрации города, на основании которых возникают право ограничения или обременение объекта.

Сроки реализации подпрограммы: 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.

Исполнителем мероприятий подпрограммы является департамент муниципального имущества и земельных отношений.

Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, является департамент муниципального имущества и земельных отношений. Источником финансирования подпрограммы является бюджет города Красноярска в объеме 6140,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2021 год - 2350,00 тыс. руб.;

2022 год - 1895,00 тыс. руб.;

2023 год - 1895,00 тыс. руб.

Приложение 1

к муниципальной программе

"Управление земельно-имущественными

отношениями на территории города

Красноярска" на 2021 год

и плановый период

2022 - 2023 годов

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММ И ОТДЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель мероприятия

Срок

Ожидаемый результат (краткое описание)

Последствия нереализации мероприятия

Связь с показателями муниципальной программы (подпрограммы)

начала реализации

окончания реализации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Подпрограмма 1 "Формирование, управление, распоряжение муниципальным имуществом и иным имуществом, расположенным на территории города Красноярска"

2

Мероприятие 1.1. Оценка недвижимости, оформление прав и регулирование отношений муниципальной собственности

департамент муниципального имущества и земельных отношений

2021 год

2023 год

оформление документов, необходимых для государственного учета;

подготовка и передача сведений об объектах капитального строительства для осуществления государственного учета;

постановка объектов инженерной инфраструктуры, бесхозяйных объектов и объектов, принимаемых в муниципальную собственность, на государственный кадастровый учет;

подготовка заключений о техническом состоянии нежилых помещений

неэффективное управление имуществом, а именно потеря контроля за его использованием, невовлеченность имущества в гражданский оборот

реализация мероприятия окажет влияние на достижение значений целевых индикаторов Программы, а также показатели подпрограммы 1:

удельный вес количества объектов, имеющих стоимость, к общему количеству объектов, учитываемых в Реестре муниципальной собственности, удельный вес количества бесхозяйных объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет, к общему количеству бесхозяйных объектов недвижимости, учитываемых в составе выявленного на территории города Красноярска бесхозяйного имущества, доля муниципальных объектов нежилого фонда и инженерной инфраструктуры, вовлеченных в гражданский оборот, к количеству объектов, учитываемых в Реестре муниципальной собственности

3

Мероприятие 1.2. Обеспечение приватизации объектов муниципальной собственности

департамент муниципального имущества и земельных отношений

2021 год

2023 год

поступление денежных средств в бюджет города, исполнение обязательств по уплате налога от продажи имущества

непоступление в бюджет города запланированных денежных средств от приватизации объектов муниципальной собственности, отсутствие возможности осуществить приватизацию объектов, штрафные санкции в соответствии с законодательством

реализация мероприятия окажет влияние на достижение целевого индикатора Программы:

доходы от использования, продажи муниципального имущества и использования находящихся в муниципальной и государственной собственности земельных участков

4

Мероприятие 1.3. Содержание и обслуживание объектов казны

департамент муниципального имущества и земельных отношений

2021 год

2023 год

обеспечение сохранности объектов и материальных ценностей, находящихся на объектах, до момента определения пользователя, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций (пожар, кража и т.п.)

потеря объекта, нанесение ущерба муниципальной собственности

реализация мероприятия окажет влияние на достижение значений целевых индикаторов Программы, а также показателя подпрограммы 1:

удельный вес объектов муниципального нежилого фонда, подлежащих контролю, из числа переданных объектов в аренду к общему количеству объектов муниципального нежилого фонда, переданных в аренду

5

Мероприятие 1.4. Обеспечение передачи муниципального имущества в аренду

департамент муниципального имущества и земельных отношений

2021 год

2023 год

поступление денежных средств в бюджет города

непоступление в бюджет города запланированных денежных средств от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности

реализация мероприятия окажет влияние на достижение значений целевого индикатора Программы:

доходы от использования, продажи муниципального имущества и использования находящихся в муниципальной и государственной собственности земельных участков

6

Подпрограмма 2 "Управление земельными ресурсами на территории города Красноярска"

7

Мероприятие 2.1. Образование новых и упорядочение существующих земельных участков

департамент муниципального имущества и земельных отношений

2021 год

2023 год

регистрация права муниципальной собственности на земельные участки в целях эффективного управления муниципальным имуществом;

увеличение поступления в бюджет города средств от продажи муниципального имущества;

реализация Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества"

невыполнение работ по формированию земельных участков ограничивает социально незащищенных граждан в вопросах оформления прав на земельные участки в упрощенном порядке

реализация мероприятия окажет влияние на достижение значений целевых индикаторов Программы, а также показателей подпрограммы 2:

доля земель, находящихся в муниципальной собственности, к площади муниципального образования, площадь земельных участков, переданных из земель муниципальной и неразграниченной государственной собственности в частную, общую долевую, общую совместную собственность, доля площади земельных участков, вовлеченных в гражданский оборот, к площади муниципального образования

8

Отдельное мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления"

департамент муниципального имущества и земельных отношений

2021 год

2023 год

своевременная реализация мероприятий Программы в полном объеме

снижение эффективности управления Программой, нереализация мероприятий Программы либо реализация не в полном объеме и не в установленные сроки

реализация мероприятия окажет влияние на достижение значений показателя:

уровень исполнения расходов, направленных на обеспечение аппарата управления департамента

9

Отдельное мероприятие 2 "Обеспечение деятельности муниципальных учреждений"

департамент муниципального имущества и земельных отношений

2021 год

2023 год

обеспечение исполнения расходных обязательств в рамках Программы в полном объеме

снижение эффективности управления Программой, нереализация мероприятий Программы либо реализация не в полном объеме и не в установленные сроки

реализация мероприятия окажет влияние на достижение значений показателя:

уровень исполнения расходов, направленных на обеспечение текущей деятельности подведомственных учреждений

Приложение 2

к муниципальной программе

"Управление земельно-имущественными

отношениями на территории города

Красноярска" на 2021 год

и плановый период

2022 - 2023 годов

СВЕДЕНИЯ

О ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРАХ И ПОКАЗАТЕЛЯХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ПРОГРАММЫ, ПОДПРОГРАММ ПРОГРАММЫ, ОТДЕЛЬНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ

№ п/п

Наименование целевого индикатора, показателя результативности

Единицы измерения

Вес показателя результативности

Источник информации

Периодичность определения значений целевых индикаторов, показателей результативности

Значения показателей, годы

2020

2021

2022

2023

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Муниципальная программа "Управление земельно-имущественными отношениями на территории города Красноярска" на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов

1

Целевой индикатор 1. Доходы от использования, продажи муниципального имущества и использования находящихся в муниципальной и государственной собственности земельных участков

тыс. руб.

Х

решение о бюджете города; отчет об исполнении бюджета города

по итогам года

1537496,64

1378419,56

1228687,14

1231251,98

2

Целевой индикатор 2. Удельный вес количества объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности, к общему количеству объектов недвижимости, учитываемых в Реестре муниципальной собственности

%

Х

отчетные данные на основании приказа руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений, данные Реестра муниципальной собственности в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества"

по итогам года

93,00

95,00

97,00

99,00

3

Подпрограмма 1 "Формирование, управление, распоряжение муниципальным имуществом и иным имуществом, расположенным на территории города Красноярска"

4

Показатель 1. Удельный вес количества бесхозяйных объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет, к общему количеству бесхозяйных объектов недвижимости, учитываемых в составе выявленного на территории города Красноярска бесхозяйного имущества

%

0,12

отчетные данные на основании приказа руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений

по итогам года

86,60

92,70

93,30

93,90

5

Показатель 2. Удельный вес количества объектов, имеющих стоимость, к общему количеству объектов, учитываемых в Реестре муниципальной собственности

%

0,11

отчетные данные на основании приказа руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений, данные Реестра муниципальной собственности в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества"

по итогам года

97,20

97,80

98,40

99,00

6

Показатель 3. Доля муниципальных объектов нежилого фонда и инженерной инфраструктуры, вовлеченных в гражданский оборот, к количеству объектов, учитываемых в Реестре муниципальной собственности

%

0,12

отчетные данные на основании приказа руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений, данные Реестра муниципальной собственности в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества"

по итогам года

84,00

86,00

88,00

90,00

7

Показатель 4. Удельный вес объектов муниципального нежилого фонда, подлежащего контролю, из числа переданных объектов в аренду к общему количеству объектов муниципального нежилого фонда, переданного в аренду

%

0,11

отчетные данные на основании приказа руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений, утвержденный план проверок

по итогам года

97,00

97,00

97,00

97,00

8

Подпрограмма 2 "Управление земельными ресурсами на территории города Красноярска"

9

Показатель 1. Доля земель, находящихся в муниципальной собственности, к площади муниципального образования

%

0,11

отчетные данные на основании приказа руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений, Закон Красноярского края от 06.07.2006 № 19-4986 "Об утверждении границ муниципального образования г. Красноярск"

по итогам года

23,95

26,00

26,80

27,60

10

Показатель 2. Площадь земельных участков, переданных из земель муниципальной и неразграниченной государственной собственности в частную, общую долевую, общую совместную собственность

га

0,11

отчетные данные на основании приказа руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений

по итогам года

8166,26

8083,01

8263,01

8443,01

11

Показатель 3. Доля площади земельных участков, вовлеченных в гражданский оборот, к площади муниципального образования

%

0,12

отчетные данные на основании приказа руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений, Закон Красноярского края от 06.07.2006 № 19-4986 "Об утверждении границ муниципального образования г. Красноярск"

по итогам года

36,55

40,00

40,80

41,60

12

Отдельное мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления"

13

Показатель 1. Уровень исполнения расходов, направленных на обеспечение аппарата управления департамента

%

0,10

годовой отчет об исполнении бюджета

по итогам года

100,00

100,00

100,00

100,00

14

Отдельное мероприятие 2 "Обеспечение деятельности муниципальных учреждений"

15

Показатель 1. Уровень исполнения расходов, направленных на обеспечение текущей деятельности подведомственных учреждений

%

0,10

годовой отчет об исполнении бюджета

по итогам года

100,00

100,00

100,00

100,00

Приложение 3

к муниципальной программе

"Управление земельно-имущественными

отношениями на территории города

Красноярска" на 2021 год

и плановый период

2022 - 2023 годов

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РАСХОДОВ ПО ПОДПРОГРАММАМ

И МЕРОПРИЯТИЯМ ПРОГРАММЫ

Тыс. рублей

Статус

Наименование муниципальной программы, подпрограммы, мероприятий

Ответственный исполнитель, соисполнители

Код бюджетной классификации

Расходы, годы

ГРБС

РзПр

ЦСР

ВР

очередной год

первый год планового периода

второй год планового периода

итого на период

2021

2022

2023

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Муниципальная программа

"Управление земельно-имущественными отношениями на территории города Красноярска" на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов

всего, в том числе:

х

х

0900000000

х

316257,40

300924,50

300924,50

918106,40

департамент муниципального имущества и земельных отношений, всего

905

х

0900000000

х

316257,40

300924,50

300924,50

918106,40

Подпрограмма 1

"Формирование, управление, распоряжение муниципальным имуществом и иным имуществом, расположенным на территории города Красноярска"

всего, в том числе:

х

х

0910000000

х

35822,00

31887,00

31887,00

99596,00

департамент муниципального имущества и земельных отношений

905

х

0910000000

х

35822,00

31887,00

31887,00

99596,00

Мероприятие 1.1

Оценка недвижимости, оформление прав и регулирование отношений муниципальной собственности

департамент муниципального имущества и земельных отношений

905

0113

0910084010

240, 830

8087,00

8087,00

8087,00

24261,00

Мероприятие 1.2

Обеспечение приватизации объектов муниципальной собственности

департамент муниципального имущества и земельных отношений

905

0113

0910084020

240, 850

5341,00

1406,00

1406,00

8153,00

Мероприятие 1.3

Содержание и обслуживание объектов казны

департамент муниципального имущества и земельных отношений

905

0113

0910084030

240

21910,00

21910,00

21910,00

65730,00

Мероприятие 1.4

Обеспечение передачи муниципального имущества в аренду

департамент муниципального имущества и земельных отношений

905

0113

0910084040

240

484,00

484,00

484,00

1452,00

Подпрограмма 2

"Управление земельными ресурсами на территории города Красноярска"

всего, в том числе:

х

х

0900000000

х

2350,00

1895,00

1895,00

6140,00

департамент муниципального имущества и земельных отношений

905

х

0920000000

х

2350,00

1895,00

1895,00

6140,00

Мероприятие 2.1

Образование новых и упорядочение существующих земельных участков

департамент муниципального имущества и земельных отношений

905

0412

0920084050

240

2350,00

1895,00

1895,00

6140,00

Отдельное мероприятие 1

Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления

всего, в том числе:

х

х

0990000210

х

224618,00

221408,00

221408,00

667434,00

департамент муниципального имущества и земельных отношений

905

0113

0990000210

120, 240, 850

224618,00

221408,00

221408,00

667434,00

Отдельное мероприятие 2

Обеспечение деятельности муниципальных учреждений

всего, в том числе:

х

х

0990000610

х

53467,40

45734,50

45734,50

144936,40

департамент муниципального имущества и земельных отношений

905

0113

0990000610

110, 240, 850

53467,40

45734,50

45734,50

144936,40

Приложение 4

к муниципальной программе

"Управление земельно-имущественными

отношениями на территории города

Красноярска" на 2021 год

и плановый период

2022 - 2023 годов

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Тыс. рублей

№ п/п

Источники финансирования

Объем финансирования

всего

в том числе по годам

очередной финансовый год

первый год планового периода

второй год планового периода

2021

2022

2023

1

2

3

4

5

6

1

Всего по Программе

918106,40

316257,40

300924,50

300924,50

2

По источникам финансирования:

3

1. Бюджет города

918106,40

316257,40

300924,50

300924,50

4

2. Краевой бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

5

3. Федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

6

4. Внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

7

Подпрограмма 1, всего

99596,00

35822,00

31887,00

31887,00

8

По источникам финансирования:

9

1. Бюджет города

99596,00

35822,00

31887,00

31887,00

10

2. Краевой бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

11

3. Федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

12

4. Внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

13

Подпрограмма 2, всего

6140,00

2350,00

1895,00

1895,00

14

По источникам финансирования:

15

1. Бюджет города

6140,00

2350,00

1895,00

1895,00

16

2. Краевой бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

17

3. Федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

18

4. Внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

19

Отдельное мероприятие 1, всего

667434,00

224618,00

221408,00

221408,00

20

По источникам финансирования:

21

1. Бюджет города

667434,00

224618,00

221408,00

221408,00

22

2. Краевой бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

23

3. Федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

24

4. Внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

25

Отдельное мероприятие 2, всего

144936,40

53467,40

45734,50

45734,50

26

По источникам финансирования:

27

1. Бюджет города

144936,40

53467,40

45734,50

45734,50

28

2. Краевой бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

29

3. Федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

30

4. Внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Городские новости № 135 от 18.11.2020
Рубрики правового классификатора: 250.000.000 ПОЛНОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать