Основная информация

Дата опубликования: 12 ноября 2020г.
Номер документа: RU24060208202000805
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация города Красноярска Красноярского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2020 г.                   № 903

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ" НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 - 2023 ГОДОВ

В целях повышения качества управления муниципальными финансами и муниципальным долгом города Красноярска, в соответствии с Постановлением администрации города от 27.03.2015 № 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска", Распоряжением администрации города от 16.07.2020 № 241-р "Об утверждении перечня муниципальных программ города Красноярска на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов", руководствуясь ст. 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:

1. Утвердить муниципальную программу "Управление муниципальными финансами" на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов согласно приложению.

2. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.

Глава города

С.В.ЕРЕМИН

Приложение

к Постановлению

администрации города

от 12 ноября 2020 г. № 903

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ" НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 - 2023 ГОДОВ

ПАСПОРТ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование муниципальной программы

муниципальная программа "Управление муниципальными финансами" на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

департамент финансов администрации города (далее - департамент финансов)

Соисполнители Программы

отсутствуют

Структура Программы, перечень подпрограмм, отдельных мероприятий

подпрограмма "Организация бюджетного процесса";

отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска"

Цели Программы

обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Красноярска, повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами

Задачи Программы

1) повышение качества и эффективности управления муниципальными финансами, в том числе с учетом применения принципов программно-целевого и проектного планирования;

2) мобилизация доходов бюджета города;

3) нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в городе, организация планирования и исполнения бюджета города;

4) обеспечение внутреннего муниципального финансового контроля;

5) эффективное управление муниципальным долгом города Красноярска

Сроки реализации Программы

2021 - 2023 годы

Целевые индикаторы

1) доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска;

2) темп прироста доходной части бюджета города;

3) соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета об его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города;

4) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе годовой бюджетной отчетности;

5) доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города;

6) количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска";

7) соотношение объема проверенных средств бюджета города к общей сумме расходов бюджета города (без учета субвенций);

8) удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города

Объемы бюджетных ассигнований Программы

объем бюджетных ассигнований на 2021 - 2023 годы за счет средств бюджета города - 4114297,00 тыс. рублей, в том числе:

2021 год - 1394699,00 тыс. рублей;

2022 год - 1367899,00 тыс. рублей;

2023 год - 1351699,00 тыс. рублей.

Общий объем финансирования подпрограммы "Организация бюджетного процесса" за счет средств бюджета города - 649857,00 тыс. рублей,

в том числе:

2021 год - 216619,00 тыс. рублей;

2022 год - 216619,00 тыс. рублей;

2023 год - 216619,00 тыс. рублей.

Общий объем финансирования отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска" за счет средств бюджета города - 3464440,00 тыс. рублей, в том числе:

2021 год - 1178080,00 тыс. рублей;

2022 год - 1151280,00 тыс. рублей;

2023 год - 1135080,00 тыс. рублей

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В существующих экономических условиях, на которые повлияло распространение новой коронавирусной инфекции, деятельность органов администрации города Красноярска в сфере управления муниципальными финансами направлена на сохранение долгосрочных ориентиров бюджетного планирования.

В зоне особого внимания находятся мероприятия по проведению ответственной бюджетной и долговой политики, повышению рациональности использования бюджетных средств, укреплению доходной базы бюджета города.

Эффективное управление муниципальными финансами является базовым условием для улучшения качества и уровня жизни населения, устойчивого экономического роста и достижения стратегических целей социально-экономического развития города. Стратегическими направлениями деятельности по-прежнему остаются совершенствование бюджетного процесса, обеспечение его прозрачности и открытости, внедрение новых методов и технологий в формирование и исполнение бюджета города Красноярска.

Организация бюджетного процесса на основе программно-целевого принципа позволяет объединить в одном документе цели и задачи муниципалитета с полным набором инструментов и мероприятий, которыми эти цели будут достигнуты. Таким образом, применение программного бюджетирования обеспечивает более четкую взаимосвязь распределения расходов с результатами реализации программ, а также способствует повышению качества контроля за использованием бюджетных ресурсов и уровня ответственности главных распорядителей бюджетных средств.

В текущем году в Красноярске действует 14 муниципальных программ, разработанных на основе стратегических целей социально-экономического развития города. Каждая программа содержит целевые индикаторы и показатели результативности, которые количественно характеризуют ход ее реализации, отражают специфику развития конкретной отрасли.

Настоящая Программа является одним из инструментов реализации стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года, утвержденной Решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 № 3-42, и нацелена на стратегическую цель до 2030 года в части публичного эффективного управления муниципальными финансами.

Основой для формирования Программы также является Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р (далее - Концепция). В рамках Концепции предусматриваются действия по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов, совершенствованию межбюджетных отношений, развитию программно-целевого и проектного бюджетного планирования, повышению эффективности и качества оказания услуг в социальной сфере и другие меры.

Исходя из основных положений Концепции и в целях повышения качества финансового управления администрацией города Красноярска проводится работа по ряду направлений.

В течение 2019 - 2020 годов приоритетной задачей для всех уровней власти стала реализация национальных проектов, обозначенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

В июле 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены пять новых национальных целей развития, срок достижения которых продлен до 2030 года. При этом долгосрочные ориентиры социально-экономического развития остались неизменными.

В связи с этим в предстоящем трехлетнем периоде не теряет своей приоритетности задача активно участвовать в региональных проектах, направленных на реализацию национальных проектов. Также планируется продолжать работу по взаимодействию с отраслевыми краевыми и федеральными органами исполнительной власти по привлечению дополнительных средств из вышестоящих бюджетов на решение важных для города задач. Развитие межбюджетных отношений в условиях достижения общегосударственных национальных целей приобретает особую актуальность.

Падение экономической активности, вызванное текущей эпидемиологической ситуацией, оказало негативный эффект на динамику поступлений в бюджет города. В ответ на экономические трудности в 2020 году всеми уровнями власти принимались инициативы, направленные на поддержку экономики, малого и среднего предпринимательства.

На уровне города были приняты решения, предусматривающие снижение налоговых ставок по единому налогу на вмененный доход, уменьшение размера арендной платы за муниципальные нежилые помещения и земельные участки, предоставление отсрочек внесения арендных платежей за муниципальное имущество и земельные участки.

Сложившиеся экономические условия и изменения законодательства, ограничивающие наполнение доходной части бюджета, потребовали своевременного реагирования со стороны органов администрации города в части поиска дополнительных источников, необходимых для решения текущих вопросов жизнедеятельности города.

В целях расширения собственной доходной базы была продолжена работа в рамках Сводного плана мероприятий по мобилизации доходов и наращиванию налогового потенциала города Красноярска на 2020 год.

Планы по мобилизации доходов начиная с 2014 года утверждаются Главой города и реализуются администрацией города. В них входят мероприятия, направленные на эффективное управление муниципальной собственностью и земельными ресурсами, повышение качества администрирования доходов, выявление в рамках межведомственного взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и иными федеральными органами резервов увеличения налоговой базы бюджета города.

На постоянной основе осуществляется взаимодействие с налоговыми органами и службой судебных приставов по повышению собираемости и взысканию задолженности по налоговым и неналоговым платежам.

Для укрепления доходной базы местного бюджета перед краевыми органами власти обозначаются вопросы о необходимости пересмотра межбюджетных отношений в части установления городу дополнительных нормативов отчислений, внесения изменений в федеральное законодательство, влияющее на поступление доходов в местные бюджеты.

В 2019 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, дающие право субъекту Российской Федерации устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от неналоговых доходов, в том числе от штрафов. В связи с этим администрацией города ведется работа с Правительством Красноярского края по вопросу установления городу норматива отчислений от штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (100% зачисляются в краевой бюджет).

Согласно федеральному законодательству (Федеральный закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ) с 01.01.2021 отменяется единый налог на вмененный доход, который в размере 100% поступает в бюджет города.

Краевыми властями планируется компенсировать потери бюджета города за счет установления с 2021 года норматива отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В рамках установленных законодательством муниципальных полномочий органы местного самоуправления также реализуют мероприятия, направленные на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.

С целью повышения эффективности бюджетных расходов органами администрации города ежегодно проводится работа по оптимизации расходов и выявлению внутренних резервов, которые направляются на реализацию задач социально-экономического развития города и повышение качества оказания муниципальных услуг населению.

Наибольшие резервы по итогам проведенных мероприятий за последние годы были изысканы посредством:

инвентаризации ассигнований с целью выявления экономии, полученной от торгов и невостребованных средств, в том числе за счет снижения сметной стоимости объектов при рассмотрении проектно-сметной документации путем применения новых технических решений;

проведения претензионно-исковой работы с подрядчиками, поставщиками в случае неисполнения обязательств по муниципальным контрактам (договорам);

снижения расходов на содержание аппарата управления;

снижения расходов на содержание муниципального долга путем замещения действующих кредитных линий кредитами с более низкой процентной ставкой. По итогам проведения 94 аукционов по кредитованию бюджета города, а также за счет работы с коммерческим банками ставки по кредитам за период с 2017 года были снижены с 12,4% - 9,2% до 7,6% - 6,5% годовых. Кроме того, уменьшение расходов на обслуживание муниципального долга произошло ввиду замещения банковских кредитов бюджетными, а также в результате реструктуризации бюджетных кредитов.

Сэкономить расходы на обслуживание муниципального долга и равномерно распределить долговую нагрузку по годам позволит и запланированное на IV квартал 2020 года размещение облигационного займа города в объеме 3,0 млрд рублей. Данный вид заимствований стал доступен Красноярску благодаря высокому кредитному рейтингу города, присвоенному Национальным рейтинговым агентством "Эксперт РА": ruA-/Стабильный. Средства, полученные от размещения муниципальных ценных бумаг, планируется направить на погашение более дорогих коммерческих заимствований.

Повышение качества оказания муниципальных услуг достигается путем использования инструмента муниципального задания, обеспечения взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий. Муниципальные задания составляются в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ.

Финансовое обеспечение муниципальных заданий формируется на основании нормативных затрат в расчете на единицу услуги (работы), а не на учреждение. То есть осуществляется финансирование, ориентированное на результат. Применение такого механизма позволяет повысить прозрачность обоснования бюджетных ассигнований для муниципальных нужд, снизить вероятность необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг.

Для повышения эффективности бюджетной сети проводится работа по:

укрупнению бюджетной сети муниципальных учреждений социальной сферы;

передаче несвойственных функций на исполнение сторонним организациям;

сокращению объемов потребления коммунальных услуг и реализации мероприятий по энергосбережению;

анализу действующих тарифов и платных услуг муниципальных учреждений с целью их актуализации.

Еще одним инструментом рационального использования бюджетных ресурсов является внутренний муниципальный финансовый контроль за расходованием органами городского самоуправления, муниципальными учреждениями, предприятиями города и иными организациями средств, полученных из бюджета города.

Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок является неотъемлемой частью работы департамента финансов. Он обеспечивает соблюдение получателями бюджетных средств финансовой дисциплины, повышает их ответственность в использовании бюджетных ресурсов.

В целях единого подхода к осуществлению контрольной деятельности со второй половины 2020 года вступили в силу федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденные Правительством Российской Федерации.

В связи с этим будет продолжена работа по совершенствованию системы правовых актов города и повышению профессионального уровня специалистов в данной сфере.

Учитывая современные тенденции социально-экономического развития, а также практику исполнения бюджета города Красноярска в текущих экономических условиях остается актуальным продолжение работы по совершенствованию механизмов управления муниципальными финансами в целях повышения финансовой устойчивости муниципалитета. Финансовая устойчивость - одна из ключевых характеристик стабильного развития территории. В связи с этим обеспечение сбалансированности бюджета является приоритетной задачей бюджетной политики.

В сложившейся ситуации существует необходимость приводить расходы бюджета города в соответствие с имеющимися финансовыми возможностями, что требует особого внимания к управлению бюджетными средствами, повышению результативности и рациональности использования расходов бюджета.

Для обеспечения стабильного развития города в трехлетнем периоде планируется проведение мероприятий, направленных на мобилизацию доходов, повышение гибкости расходов, выявление резервов и перераспределение ресурсов в пользу приоритетных направлений и проектов, совершенствование долговой политики. Также планируется продолжить работу по повышению открытости и прозрачности бюджета города, вовлечению граждан в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.

Активное участие жителей в принятии решений на местном уровне - основа эффективной работы органов администрации города. Данный механизм позволяет наилучшим образом реализовать потенциал местного самоуправления и повысить уровень доверия граждан к власти.

Настоящая Программа имеет существенные отличия от других муниципальных программ города. Она ориентирована (посредством развития правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов управления муниципальными финансами в рамках политики, проводимой на федеральном и краевом уровнях, а также реализацию мероприятий, направленных на решение первоочередных задач.

Прогноз развития сферы управления муниципальными финансами города Красноярска в рамках реализации настоящей Программы направлен на:

достижение сбалансированности, устойчивости и прозрачности бюджета города;

сокращение объема муниципального долга города и совершенствование его структуры;

формирование бюджетных параметров исходя из принципов безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

соблюдение установленных законодательством требований к показателям бюджета.

Управление муниципальными финансами в городе Красноярске осуществляется на основе нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Красноярска, нормативной правовой базой Красноярского края, и ориентировано на приоритеты социально-экономического развития, обозначенные на федеральном, краевом и муниципальном уровнях.

Реализация настоящей Программы зависит от множества экономических и социальных факторов:

непрерывно меняющееся законодательство, прежде всего, федеральное;

сложившиеся экономические условия, оказывающие влияние на поступление доходов в бюджет города;

изменение уровня ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации ввиду изменения условий проводимой денежно-кредитной политики.

Данные факторы могут привести к изменению показателей настоящей Программы.

Целями настоящей Программы являются: обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Красноярска, повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами.

Достижение указанных целей Программы будет обеспечено за счет решения следующих задач:

повышения качества и эффективности управления муниципальными финансами, в том числе с учетом применения принципов программно-целевого и проектного планирования;

мобилизации доходов бюджета города;

нормативно-методического обеспечения бюджетного процесса в городе, организации планирования и исполнения бюджета города;

обеспечения внутреннего муниципального финансового контроля;

эффективного управления муниципальным долгом города Красноярска.

Планируемый период реализации Программы: 2021 - 2023 годы (без деления на этапы).

II. ПЕРЕЧЕНЬ ПОДПРОГРАММ, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММ

В рамках настоящей Программы планируется реализация подпрограммы "Организация бюджетного процесса" и отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска".

Цель реализации подпрограммы "Организация бюджетного процесса" (далее - подпрограмма) - создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов бюджета города.

В рамках подпрограммы планируется реализация трех мероприятий:

мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления".

В соответствии с функциями департамента финансов будут проводиться:

разработка основных направлений бюджетной политики города;

организация и координация работы органов администрации города по формированию и исполнению бюджета города;

организация работы по привлечению дополнительных средств из вышестоящих бюджетов на решение ключевых для города задач;

детализация кодов бюджетной классификации для контроля за расходованием средств бюджета города;

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере управления муниципальными финансами;

мероприятие 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города".

Реализация мероприятия предусматривает применение современных цифровых технологий и механизмов организации работы по управлению бюджетом города на основе программных комплексов с участием органов администрации города;

мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".

В рамках мероприятия планируется дальнейшее развитие сайта "Открытый бюджет города Красноярска", наполнение его актуальной информацией о бюджете города, повышение финансовой и бюджетной грамотности населения и реализация эффективной системы общественного контроля за организацией бюджетного процесса в городе Красноярске.

Подробная характеристика мероприятий представлена в разделе 4 подпрограммы настоящей Программы.

Долговая политика города является неотъемлемой частью бюджетной политики города. Основными целями долговой политики города на ближайшую перспективу являются обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга, сокращение расходов на обслуживание муниципального долга и совершенствование механизмов управления им, а также достижение высокого уровня долговой устойчивости города.

В рамках отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска" настоящей Программы планируется провести работу по следующим направлениям:

1) снижение удельного веса муниципального долга в собственных доходах бюджета города с целью достижения показателей долговой устойчивости, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по высокому уровню долговой устойчивости.

В 2019 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены существенные изменения, касающиеся осуществления муниципальных заимствований. Введено новое понятие "долговая устойчивость", предполагающее ужесточение требований к управлению муниципальным долгом.

С целью достижения высокого уровня долговой устойчивости в условиях ограниченных возможностей бюджета города по собственным доходам администрацией города сразу, с момента вступления в силу изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости (август 2019 года), начата работа с Правительством Красноярского края по привлечению финансовой помощи из краевого бюджета на сокращение объема долга.

В апреле текущего года благодаря взаимодействию с вышестоящими органами государственной власти городу предусмотрена дотация из краевого бюджета на повышение финансовой устойчивости бюджета города Красноярска в сумме 2,0 млрд рублей, основной объем которой направлен на снижение объема муниципального долга.

С учетом полученной финансовой поддержки объем долга на сегодняшний день составляет 11,1 млрд рублей, его доля в налоговых и неналоговых доходах - 64,85%. Работа в данном направлении ведется непрерывно.

В настоящее время проектом закона о внесении изменений Закон Красноярского края от 05.12.2019 № 8-3414 "О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов" дополнительно предусмотрены средства в сумме 1,0 млрд рублей, из которых 0,8 млрд рублей ожидается также направить на погашение долга.

В целом, к концу 2020 года объем долга будет снижен до 10,7 млрд рублей, доля долга в собственных доходах - до 63,1%.

В 2021 году планируется продолжить работу с Правительством Красноярского края по привлечению финансовой помощи из краевого бюджета на сокращение объема муниципального долга;

2) совершенствование структуры муниципального долга с целью равномерного распределения долговой нагрузки по годам.

В качестве инструментов заимствований планируется использовать кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты.

Коммерческие кредиты планируется привлекать в рамках возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий. Это позволит оперативно управлять заимствованиями, использовать механизмы досрочного погашения и снижать расходы на их обслуживание.

В апреле 2020 года по причине сложной экономической ситуации в стране, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, Министерство финансов Российской Федерации приостановило выдачу муниципальным образованиям бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета.

Указанные кредиты позволяли восполнять возникающие в процессе исполнения бюджета кассовые разрывы, обеспечивая дополнительную финансовую устойчивость бюджета города.

В случае возобновления в 2021 году предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета у города появится возможность привлекать заимствования под низкие процентные ставки - 0,1% годовых.

В планируемом трехлетнем периоде продолжится работа с Правительством Красноярского края по привлечению бюджетных кредитов на замещение коммерческих кредитов, а при необходимости - на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджета;

3) соблюдение ограничений по расходам на обслуживание муниципального долга, установленных бюджетным законодательством.

Планирование расходов на обслуживание муниципального долга осуществляется в объеме, необходимом для полного и своевременного исполнения долговых обязательств по выплате процентных платежей по муниципальному долгу.

Расходы на обслуживание новых муниципальных контрактов, заключаемых с целью погашения долговых обязательств, срок действия которых заканчивается в 2021 - 2023 годах, запланированы с учетом ценовых предложений коммерческих банков, предоставленных в рамках проведения электронных аукционов по кредитованию бюджета города в октябре 2020 года.

Это обусловлено тем, что среднее значение ценовых предложений от коммерческих банков по очередным торгам составило 7,0% годовых, несмотря на то, что ключевая ставка Центрального Банка Российской Федерации установлена на уровне 4,25% годовых;

4) качественное обслуживание муниципального долга.

Город Красноярск имеет безупречную кредитную историю в результате своевременного исполнения принятых долговых обязательств и, как следствие, отсутствие просроченной задолженности;

5) минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.

Для снижения расходов на обслуживание муниципального долга администрация города планирует продолжить работу по:

проведению электронных аукционов на оказание услуг по предоставлению кредитов в рамках возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий;

привлечению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета города, предоставляемых Российской Федерацией за счет остатка средств на Едином счете федерального бюджета, в случае возобновления в 2021 году предоставления таких кредитов;

привлечению бюджетных кредитов на погашение долговых обязательств по коммерческим кредитам, а также на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджета;

снижению процентных ставок в рамках заключенных муниципальных контрактов;

досрочному погашению коммерческих кредитов за счет привлечения финансовой помощи из краевого бюджета.

Информация об отдельном мероприятии "Управление муниципальным долгом города Красноярска" настоящей Программы представлена в приложении 1 к настоящей Программе.

III. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ, ПОДПРОГРАММЫ

Реализация программных мероприятий будет производиться в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс в городе:

Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц";

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах";

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.07.2013 № 74н "О порядке заключения и форме договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)";

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.01.2017 № 47-п "Об утверждении Порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Красноярского края бюджетных кредитов, полученных из краевого бюджета, и порядка проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по ним";

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 № 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске";

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 № 3-42 "О стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года";

Постановлением Главы города от 03.09.2007 № 500 "О муниципальной долговой книге города Красноярска";

Постановлением администрации города от 07.06.2013 № 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период";

Постановлением администрации города от 03.03.2015 № 105 "Об утверждении Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ";

Постановлением администрации города от 27.03.2015 № 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска";

Постановлением администрации города от 24.09.2015 № 600 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза города Красноярска на долгосрочный период";

Постановлением администрации города от 23.06.2020 № 470 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг города Красноярска";

Постановлением администрации города от 27.07.2020 № 576 "Об утверждении Условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг города Красноярска 2020 года".

Департамент финансов проводит постоянную работу по совершенствованию правовой базы города, приведению ее в соответствие с федеральным и краевым законодательством.

За истекший период 2020 года наиболее значимые изменения коснулись следующего:

внесены изменения в Порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города, утвержденный Постановлением администрации города от 27.03.2015 № 153;

внесены изменения в Положение о порядке и сроках разработки бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период, утвержденное Постановлением администрации города от 07.06.2013 № 271.

В ходе реализации настоящей Программы по мере необходимости будут разрабатываться проекты соответствующих нормативных правовых актов.

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Исходя из целей и задач определены целевые индикаторы и показатели результативности настоящей Программы.

Целевые индикаторы:

доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска;

темп прироста доходной части бюджета города;

соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета об его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе годовой бюджетной отчетности;

доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города;

количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска";

соотношение объема проверенных средств бюджета города к общей сумме расходов бюджета города (без учета субвенций);

удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города.

Показатели результативности:

процент исполнения расходных обязательств города (за исключением безвозмездных поступлений);

доля полученных положительных заключений экспертной комиссии, осуществляющей проведение публичной независимой экспертизы проектов решений Красноярского городского Совета депутатов по бюджетным и налоговым вопросам;

доля органов администрации города, имеющих установленные показатели результативности деятельности;

количество дополнительно автоматизированных задач, решаемых в процессе планирования и исполнения бюджета города;

количество посещений сайта "Открытый бюджет города Красноярска";

соотношение количества контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения, к общему количеству проведенных контрольных мероприятий;

соотношение количества нарушений, по которым проверенными организациями разработаны меры по устранению и недопущению их в дальнейшем, к общему количеству выявленных нарушений;

доля расходов на обслуживание муниципального долга в объеме расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

просроченная задолженность по долговым обязательствам города;

доля платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов и дотаций.

Сведения о целевых индикаторах и показателях результативности, характеризующих достижение целей и решение задач, представлены в приложении 2 к настоящей Программе.

Расчет целевых индикаторов и показателей результативности осуществляется в соответствии с приказом руководителя департамента финансов администрации города от 30.09.2019 № 283 "Об утверждении Методики измерения и (или) расчета целевых индикаторов и показателей результативности муниципальной программы "Управление муниципальными финансами".

V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ГОРОДА

Настоящая Программа включает в себя особые расходы по сравнению с другими муниципальными программами. Прежде всего, это расходы на управление финансовыми ресурсами и обслуживание муниципального долга.

Размер ассигнований на управление финансовыми ресурсами определен исходя из предварительной оценки расходов на реализацию настоящей Программы.

Расходы, связанные с обслуживанием муниципального долга, определены исходя из планируемого объема заимствований.

Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Программы на 2021 - 2023 годы за счет средств бюджета города составляет 4114297,00 тыс. рублей, в том числе:

2021 год - 1394699,00 тыс. рублей;

2022 год - 1367899,00 тыс. рублей;

2023 год - 1351699,00 тыс. рублей.

Общий объем финансирования подпрограммы "Организация бюджетного процесса" за счет средств бюджета города - 649857,00 тыс. рублей, в том числе:

2021 год - 216619,00 тыс. рублей;

2022 год - 216619,00 тыс. рублей;

2023 год - 216619,00 тыс. рублей.

Общий объем финансирования отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска" за счет средств бюджета города - 3464440,00 тыс. рублей, в том числе:

2021 год - 1178080,00 тыс. рублей;

2022 год - 1151280,00 тыс. рублей;

2023 год - 1135080,00 тыс. рублей.

Информация о распределении планируемых расходов бюджета на реализацию настоящей Программы по кодам классификации расходов бюджетов представлена в приложении 3 к настоящей Программе.

Аналитическое распределение объемов финансирования Программы по источникам финансирования представлено в приложении 4 к настоящей Программе.

VI. ПОДПРОГРАММА ПРОГРАММЫ

ПОДПРОГРАММА "ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА"

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ

Наименование подпрограммы

"Организация бюджетного процесса"

Исполнители мероприятий подпрограммы

департамент финансов

Цель подпрограммы

создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов бюджета города

Задачи подпрограммы

1) осуществление планирования и исполнения бюджета города;

2) развитие программно-целевых и проектных принципов формирования бюджета;

3) совершенствование нормативно-правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;

4) мобилизация собственных доходов бюджета города и привлечение средств из вышестоящих бюджетов;

5) формирование объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения;

6) обеспечение автоматизации процессов составления и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности;

7) повышение прозрачности и открытости информации в сфере управления муниципальными финансами;

8) соблюдение законодательства в части исполнения бюджета города

Показатели результативности подпрограммы

1) процент исполнения расходных обязательств города (за исключением безвозмездных поступлений);

2) доля полученных положительных заключений экспертной комиссии, осуществляющей проведение публичной независимой экспертизы проектов решений Красноярского городского Совета депутатов по бюджетным и налоговым вопросам;

3) доля органов администрации города, имеющих установленные показатели результативности деятельности;

4) количество дополнительно автоматизированных задач, решаемых в процессе планирования и исполнения бюджета города;

5) количество посещений сайта "Открытый бюджет города Красноярска";

6) соотношение количества контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения, к общему количеству проведенных контрольных мероприятий;

7) соотношение количества нарушений, по которым проверенными организациями разработаны меры по устранению и недопущению их в дальнейшем, к общему количеству выявленных нарушений

Сроки реализации подпрограммы

2021 - 2023 годы

Объемы и источники финансирования подпрограммы

объем бюджетных ассигнований на 2021 - 2023 годы за счет средств бюджета города - 649857,00 тыс. рублей, в том числе:

2021 год - 216619,00 тыс. рублей;

2022 год - 216619,00 тыс. рублей;

2023 год - 216619,00 тыс. рублей

1. ПОСТАНОВКА ОБЩЕГОРОДСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОДПРОГРАММЫ

Экономические условия, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, и принятые на всех уровнях власти меры поддержки малого и среднего предпринимательства оказали влияние на состояние бюджета города в 2020 году. Существенно снизились поступления в бюджет города налоговых и неналоговых доходов.

С учетом этого политика города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов будет направлена на развитие налогового потенциала, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

В рамках расширения налоговой базы, мобилизации собственных доходов бюджета города продолжится реализация следующих мероприятий:

актуализация сведений Государственного адресного реестра (ГАР), включение в реестр новых объектов адресации;

популяризация патентной системы налогообложения;

выявление граждан, сдающих в аренду жилые помещения, в целях привлечения их к уплате налога на доходы физических лиц или покупке патента;

проведение информационно-разъяснительной работы с иностранными гражданами о необходимости осуществления официальной трудовой деятельности на территории города Красноярска и уплаты налогов, а также с физическими лицами по вопросу своевременной уплаты имущественных налогов;

проведение акции "Начни с себя" в части добросовестного исполнения обязанности по уплате имущественных налогов муниципальными служащими и сотрудниками муниципальных учреждений.

В сложившихся экономических условиях должны получить дальнейшее развитие и совершенствование меры административного реагирования в отношении хозяйствующих субъектов, имеющих задолженность по уплате налогов и выплате заработной платы.

Совместно с налоговыми органами, службой судебных приставов продолжится работа районных комиссий по взысканию задолженности по налогам в консолидированный бюджет края, а также работа с налогоплательщиками в рамках комиссии по совершенствованию системы налогообложения, укреплению налоговой, бюджетной и платежной дисциплины.

Кроме того, будет продолжена работа территориальных комиссий по легализации "теневой" заработной платы, городской межведомственной комиссии по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд, городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, направленная на ликвидацию задолженности по заработной плате, легализацию заработной платы и трудовых отношений, повышение размера заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики до среднеотраслевого уровня, но не ниже установленного минимального размера оплаты труда, с начислением районного коэффициента и северной надбавки, действующих на территории города Красноярска.

Совместно с Центром занятости населения г. Красноярска планируется проведение мероприятий, направленных на снижение уровня безработицы в городе.

В целях развития собственной доходной базы администрацией города в условиях сокращения количества привлекательных объектов муниципальной собственности планируется осуществление комплекса мероприятий в сфере имущественных и земельных отношений:

анализ фактического использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий и оперативном управлении муниципальных учреждений, с целью выявления излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества и принятию решений по его рациональному использованию, в том числе за счет передачи в аренду и реализации на аукционах;

проведение контрольных мероприятий по выявлению неиспользуемых либо используемых не по назначению земель с целью последующей реализации права аренды через открытые торги;

выявление бесхозяйных объектов для оформления их в муниципальную собственность в целях дальнейшего вовлечения в хозяйственный оборот;

передача объектов инженерной инфраструктуры в хозяйственное ведение, оперативное управление муниципальным предприятиям и учреждениям, а также по договорам аренды;

проведение рекламно-информационной кампании с целью привлечения более широкого круга потенциальных покупателей к участию в аукционах по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся на территории города.

Учитывая, что дополнительным источником поступления неналоговых доходов являются платежи по погашению задолженности, будут усилены меры по ее взысканию, в том числе путем:

системного взаимодействия с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю посредством проведения совместных исполнительных действий, обмена информацией в отношении должников и сверки статистических данных;

проведения регулярной работы городской комиссии по взысканию задолженности по неналоговым доходам при участии Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, органов администрации города, администраций районов в городе.

Сохранятся и получат свое развитие следующие формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности:

оказание консультационной, финансовой, имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и увеличение числа занятого населения в данной сфере, обеспечение надежного функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

оказание информационно-консультационного и организационного содействия инвесторам при разработке и реализации инвестиционных проектов на территории города Красноярска, сопровождение инвестиционных проектов по принципу "единого окна";

предоставление организациям в приоритетных для города отраслях инвестиционных налоговых кредитов по земельному налогу;

содействие развитию на территории города промышленных и технологических парков, инжиниринговых центров;

содействие привлечению ресурсов российских институтов развития для реализации инвестиционных проектов на территории города Красноярска;

создание условий для размещения в городе Красноярске центров принятия решений и финансовой ответственности крупных компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность в Восточной Сибири, включая развитие деловой инфраструктуры международного уровня;

содействие развитию кооперационных связей предприятий города с предприятиями других территорий, стимулирующих размещение новых производств на территории Красноярской агломерации.

Продолжится работа и по привлечению средств из вышестоящих бюджетов, что позволит в существующих социально-экономических условиях поддерживать курс на развитие города.

В современных условиях экономического развития города особо актуальными остаются мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

В целях обеспечения оптимального объема расходов, соответствующих источникам их финансового обеспечения, планируется:

формировать бюджетные параметры исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

активно участвовать в региональных проектах, направленных на реализацию национальных проектов;

применять программно-целевой и проектный принципы при бюджетном планировании;

обеспечивать гибкость объема и структуры бюджетных расходов;

применять бюджетный маневр, означающий, что любые дополнительные расходы, носящие "обязательный" характер, обеспечиваются за счет внутреннего перераспределения расходов внутри отраслей;

расширять практику вовлечения жителей города в обсуждение и определение приоритетов расходования средств бюджета города, в том числе путем реализации проектов инициативного бюджетирования.

В рамках цифровизации экономики Российской Федерации в городе ведется работа по наполнению государственной интегрированной информационной системы управления финансами "Электронный бюджет" (далее - портал "Электронный бюджет").

Формирование единого информационного пространства позволяет повысить качество планирования и исполнения бюджета, ответственность публично-правовых образований за выполнение возложенных на них функций, а также обеспечивает открытость управления бюджетными ресурсами.

Портал "Электронный бюджет" постоянно развивается и обновляется. Ежегодно открываются новые разделы, требующие обязательного наполнения необходимой информацией и поддержания ее в актуальном состоянии.

С 1 января 2020 года в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 № 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации" на муниципалитеты возложена обязанность размещения на портале "Электронный бюджет" большого объема финансовых документов, в том числе документов стратегического планирования города. В связи с этим в данном направлении администрацией города проводится масштабная работа.

Одним из инструментов повышения прозрачности и открытости муниципальных финансов является сайт "Открытый бюджет города Красноярска". Размещение материалов на нем ведется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Красноярского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Красноярска.

Вся представленная на сайте информация структурирована в несколько тематических разделов: "Бюджет города", "Муниципальные программы", "Исполнение бюджета", "Инициативное бюджетирование" и другие. Для удобства посетителей сайта "Открытого бюджета" материалы каждого раздела отображаются как в графическом, так и в табличном виде. Кроме того, сайт оснащен простой системой поиска по ключевым словам. А также предусмотрена возможность обратной связи с посетителями. В рубрике "Вопрос - ответ" можно не только задать интересующий вопрос, но и предложить обсудить какую-либо тему, связанную с бюджетом города, получить комментарии специалистов.

С 2016 года на сайте "Открытый бюджет" функционирует еще один инструмент для ознакомления с главным финансовым документом - электронная версия "Путеводителя по бюджету", которая в течение финансового года обновляется с учетом изменений, вносимых в решение о бюджете города. С 2018 года ежегодно размещается еще и "Путеводитель по исполнению бюджета города Красноярска".

Современные тенденции социально-экономического развития требуют постоянного повышения публичности и прозрачности бюджетного процесса, уровня информированности и финансовой грамотности жителей в вопросах формирования, утверждения и исполнения бюджета. В связи с этим работа по наполнению сайта "Открытый бюджет города Красноярска" доступной и актуальной информацией о параметрах бюджета города, основных направлениях и результатах расходования бюджетных средств осуществляется на постоянной основе.

Только комплексный подход к вовлечению граждан в процессы принятия бюджетных решений способствует воспитанию ответственного отношения у населения к общественным и личным финансам, укреплению практик гражданского участия, а также повышению эффективности управления муниципальными финансами. В связи с этим постоянно идет поиск новых инструментов в данном направлении.

В новом бюджетном цикле в городе Красноярске планируется внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Данная система будет реализована посредством электронных образовательных сертификатов, которые представляют собой именной документ, устанавливающий право родителей (законных представителей) ребенка на оплату услуг дополнительного образования. То есть за ребенком закрепляется гарантия, что, вне зависимости от того, какую программу дополнительного образования он выберет, куда пойдет обучаться, он может рассчитывать на то, что государство заплатит за его обучение.

Запуск модели персонифицированного финансирования позволит повысить значимость и востребованность дополнительных общеобразовательных программ, качество и доступность дополнительного образования для детей.

Реализация подпрограммы позволит стабилизировать финансовое состояние бюджета города, а именно:

обеспечить устойчивое функционирование и развитие бюджетного процесса города;

продолжить совершенствование системы исполнения бюджета города и бюджетной отчетности;

обеспечить сбалансированное распределение бюджетных ресурсов, направленное на повышение качества работы по исполнению расходных обязательств;

повысить эффективность и результативность использования средств бюджета города, в том числе за счет осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;

проводить работу по повышению гибкости расходов, то есть оперативной корректировке их в случае необходимости;

продолжить автоматизацию процессов планирования и исполнения бюджета города;

проводить работу по повышению открытости бюджета города для населения, а также формированию у горожан ответственной гражданской позиции через понимание сущности и функций бюджета.

Особенно актуальной разработка и реализация настоящей подпрограммы становится в связи с необходимостью достижения долгосрочных целей социально-экономического развития города в реальных экономических условиях.

2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПОДПРОГРАММЫ

Целью подпрограммы является создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов бюджета города.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

осуществление планирования и исполнения бюджета города;

развитие программно-целевых и проектных принципов формирования бюджета;

совершенствование нормативно-правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;

мобилизация собственных доходов бюджета города и привлечение средств из вышестоящих бюджетов;

формирование объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения;

обеспечение автоматизации процессов составления и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности;

повышение прозрачности и открытости информации в сфере управления муниципальными финансами;

соблюдение законодательства в части исполнения бюджета города.

Решение поставленных задач охватывает все стадии планирования и исполнения бюджета города и позволит создать организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.

Период реализации подпрограммы: 2021 - 2023 годы.

Исполнителем подпрограммы является департамент финансов.

Показатели результативности мероприятий подпрограммы представлены в приложении 2 к настоящей Программе.

3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий подпрограммы производится в соответствии со следующими основными правовыми актами города, регулирующими бюджетный процесс в городе Красноярске:

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 № 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске". Данное решение является базовым нормативным правовым актом города, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, вопросы формирования доходов и расходов бюджета города, процессы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города. На основании данного решения принимаются нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы бюджетного процесса в городе;

Постановлением администрации города от 27.03.2015 № 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска". Порядок определяет правила разработки муниципальных программ города Красноярска, формирования, реализации и контроля за их выполнением;

Постановлением администрации города от 07.06.2013 № 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период". Документ утверждает порядок и сроки разработки бюджетного послания, план мероприятий по разработке бюджетного послания.

Контроль за использованием средств бюджета города в рамках реализации мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, в том числе Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Департамент финансов является уполномоченным органом администрации города Красноярска по управлению средствами бюджета города и обеспечивает проведение ответственной финансовой политики муниципальной власти.

Одна из ключевых задач департамента финансов - формирование и организация исполнения бюджета города (подготовка проектов решений о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в решение о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, об утверждении отчета об исполнении бюджета города).

В целях своевременной и качественной подготовки проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период департамент финансов:

составляет проект бюджета города и материалы к нему;

разрабатывает основные направления бюджетной политики города;

участвует в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики в городе, управлению муниципальным имуществом;

устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований;

ведет реестр расходных обязательств города;

организует методологическое руководство работой главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов при подготовке проекта бюджета города;

доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;

проводит работу по совершенствованию процесса планирования и организации исполнения бюджета, правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса.

Также к ведению департамента финансов относятся:

установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города и кассового плана исполнения бюджета города, а также состава и сроков предоставления главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами доходов сведений, необходимых для их составления и ведения;

осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий, а также контроля в сфере закупок в пределах полномочий;

участие в совершенствовании системы оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц городского самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений в рамках реализации принятых решений на уровне федерации, субъекта и муниципалитета;

ведение реестра источников доходов бюджета города;

иные вопросы, определенные нормативными правовыми актами.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ

Решение задач подпрограммы планируется осуществлять в рамках трех мероприятий.

В рамках мероприятия 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления" будут решаться задачи по:

укреплению собственной доходной базы бюджета города и привлечению средств из вышестоящих бюджетов;

формированию объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения;

осуществлению планирования и исполнения бюджета города;

развитию программно-целевых и проектных принципов при бюджетном планировании;

совершенствованию правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;

обеспечению соблюдения законодательства в части исполнения бюджета города.

Мероприятие будет включать в себя несколько направлений деятельности:

мобилизация собственных доходов бюджета города и привлечение средств из вышестоящих бюджетов;

определение объема расходных обязательств с учетом их распределения на действующие и принимаемые;

активное участие в региональных проектах, направленных на реализацию национальных проектов;

размещение и поддержание в актуальном состоянии информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации "Электронный бюджет", в том числе продолжение работы:

по занесению большого объема документов в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 № 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации";

по формированию и публикации структурированной информации о муниципальных учреждениях.

В рамках мероприятия 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города" продолжится процесс автоматизации планирования и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности.

По мере развития и совершенствования бюджетной системы возникает необходимость использования цифровых технологий и новых современных программных продуктов, направленных на автоматизацию процессов планирования и исполнения бюджета города.

В связи с этим в данное мероприятие включается доработка используемого в администрации города программного обеспечения:

программного комплекса "Информационная система управления финансами" (ПК "ИСУФ");

программного комплекса "Система анализа и планирования финансов региона" (ПК "САПФИР") и т.д.

Данные программные продукты позволяют:

обеспечить взаимодействие участников бюджетного процесса;

проводить многовариантные расчеты при формировании бюджета;

повысить эффективность и прозрачность бюджетного процесса;

повысить качество формирования и исполнения бюджета города.

Другим мероприятием подпрограммы является мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".

В последние годы в обществе формируется запрос на активную гражданскую позицию. Жители проявляют все больший интерес к участию в бюджетном процесса города. Учитывая это, а также современные тенденции социально-экономического развития, требуется:

повышение публичности и прозрачности бюджетного процесса;

создание условий для обратной связи между органами местного самоуправления и горожанами при формировании и исполнении бюджета города с целью повышения уровня доверия граждан к органам власти;

повышение уровня информированности и финансовой грамотности жителей в вопросах формирования, утверждения и исполнения бюджета;

предоставление информации о бюджете города для горожан в доступной и понятной форме;

расширение практики вовлечения жителей города в обсуждение и определение приоритетов расходования средств бюджета города.

Для реализации данного мероприятия планируется:

развивать сайт "Открытый бюджет города Красноярска" путем размещения актуальной финансовой информации и предоставления посетителям дополнительных инструментов для общественного взаимодействия с органами городской власти;

отвечать на интересующие жителей вопросы либо обсуждать темы, связанные с бюджетом города, с комментариями специалистов;

обсуждать бюджет города на различных общественных площадках с участием представителей науки и бизнеса;

проводить общественные обсуждения проектов документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципального образования;

принимать участие в реализации мероприятий в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности;

обеспечивать широкую общественную и профессиональную экспертизу принимаемых решений в сфере финансов;

развивать механизмы вовлечения горожан в бюджетный процесс Красноярска.

Информация об исполнителях и сроках исполнения мероприятий подпрограммы представлена в приложении 1 к настоящей Программе, о главном распорядителе бюджетных средств, объемах и источниках финансирования мероприятий подпрограммы - в приложениях 3, 4 к настоящей Программе.

Приложение 1

к муниципальной программе

"Управление муниципальными

финансами" на 2021 год

и плановый период

2022 - 2023 годов

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ И ОТДЕЛЬНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель мероприятия

Срок

Ожидаемый результат (краткое описание)

Последствия нереализации мероприятия

Связь с показателями Программы (подпрограммы)

начала реализации

окончания реализации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Подпрограмма "Организация бюджетного процесса"

2

Мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления"

департамент финансов

2021 год

2023 год

своевременное составление проекта "программного бюджета" города и отчета об его исполнении;

увеличение доходной части бюджета;

соблюдение ограничений по размеру дефицита, условно утверждаемых расходов, установленных законодательством;

повышение уровня исполнения бюджета города главными распорядителями бюджетных средств (далее - ГРБС) до 95 - 100%;

соблюдение требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и своевременному предоставлению бюджетной отчетности

нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и применение мер принуждения за его нарушение;

снижение эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента ГРБС, главных администраторов доходов;

снижение привлекательности города для инвесторов;

рост дефицита бюджета города;

невозможность выполнения взятых городом обязательств

влияет на целевые индикаторы:

доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска;

темп прироста доходной части бюджета города;

соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета об его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе годовой бюджетной отчетности;

соотношение объема проверенных средств бюджета города к общей сумме расходов бюджета города (без учета субвенций);

влияет на показатели результативности:

процент исполнения расходных обязательств города (за исключением безвозмездных поступлений);

доля полученных положительных заключений экспертной комиссии, осуществляющей проведение публичной независимой экспертизы проектов решений Красноярского городского Совета депутатов по бюджетным и налоговым вопросам;

доля органов администрации города, имеющих установленные показатели результативности деятельности;

соотношение количества контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения, к общему количеству проведенных контрольных мероприятий;

соотношение количества нарушений, по которым проверенными организациями разработаны меры по устранению и недопущению в дальнейшем, к общему количеству выявленных нарушений

3

Мероприятие 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города"

департамент финансов

2021 год

2023 год

внедрение современных технологий, направленных на автоматизацию процесса планирования и исполнения бюджета города

снижение качества планирования и исполнения бюджета города

влияет на целевые индикаторы:

доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города;

влияет на показатель результативности: количество дополнительно автоматизированных задач, решаемых в процессе планирования и исполнения бюджета города

4

Мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан"

департамент финансов

2021 год

2023 год

повышение доступности информации о бюджете города для граждан;

рост интереса граждан к процессу формирования и исполнения бюджета города;

повышение финансовой грамотности населения

снижение интереса граждан к сайту "Открытый бюджет города Красноярска";

отсутствие общественной оценки решений, принимаемых органами местного самоуправления;

снижение качества подготовки документов

влияет на целевые индикаторы:

количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска";

влияет на показатель результативности: количество посещений сайта "Открытый бюджет города Красноярска"

5

Отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска"

департамент финансов

2021 год

2023 год

снижение удельного веса муниципального долга в собственных доходах бюджета города с целью достижения показателей долговой устойчивости, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации по высокому уровню долговой устойчивости;

своевременное и полное погашение долговых обязательств и расходов на их обслуживание в соответствии с заключенными договорами и соглашениями; отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам города

установление ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации для муниципальных образований со средним или низким уровнем долговой устойчивости

влияет на целевые индикаторы:

удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города;

влияет на показатели результативности: доля расходов на обслуживание муниципального долга в объеме расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

просроченная задолженность по долговым обязательствам города;

доля платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов и дотаций

Приложение 2

к муниципальной программе

"Управление муниципальными

финансами" на 2021 год

и плановый период

2022 - 2023 годов

СВЕДЕНИЯ

О ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРАХ И ПОКАЗАТЕЛЯХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ПРОГРАММЫ, ПОДПРОГРАММЫ, ОТДЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ПРОГРАММЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ

№ п/п

Наименование целевого индикатора, показателя результативности

Единицы измерения

Вес показателя результативности

Источник информации

Периодичность определения значений целевых индикаторов, показателей результативности

Значения показателей

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами"

2

Целевой индикатор 1. Доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска

процент

x

решение о бюджете города;

годовой отчет об исполнении бюджета города

по итогам года

не менее 94

не менее 94

не менее 94

не менее 94

3

Целевой индикатор 2. Темп прироста доходной части бюджета города

процент

x

решение о бюджете города;

годовой отчет об исполнении бюджета города

по итогам года

3,0

3,2

3,4

3,5

4

Целевой индикатор 3. Соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета об его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города

процент

x

официальный сайт Красноярского городского Совета депутатов;

решение о бюджете города;

годовой отчет об исполнении бюджета города

по итогам года

100

100

100

100

5

Целевой индикатор 4. Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе годовой бюджетной отчетности

процент

x

годовая бюджетная отчетность

по итогам года

100

100

100

100

6

Целевой индикатор 5. Доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города

процент

x

официальный сайт администрации города Красноярска

ежеквартально

100

100

100

100

7

Целевой индикатор 6. Количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска"

раз

x

сайт "Открытый бюджет города Красноярска"

по итогам года

не менее количества внесений изменений в решение о бюджете города и ежемесячных отчетов об исполнении бюджета

не менее количества внесений изменений в решение о бюджете города и ежемесячных отчетов об исполнении бюджета

не менее количества внесений изменений в решение о бюджете города и ежемесячных отчетов об исполнении бюджета

не менее количества внесений изменений в решение о бюджете города и ежемесячных отчетов об исполнении бюджета

8

Целевой индикатор 7. Соотношение объема проверенных средств бюджета города к общей сумме расходов бюджета города (без учета субвенций)

процент

x

годовой отчет об исполнении бюджета города;

официальный сайт администрации города Красноярска

по итогам года

не менее 7,5

не менее 10

не менее 10

не менее 10

9

Целевой индикатор 8. Удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города

процент

x

решение о бюджете города;

годовой отчет об исполнении бюджета города

по итогам года

не более 100

не более 50

не более 50

не более 50

10

Подпрограмма "Организация бюджетного процесса"

11

Показатель результативности 1. Процент исполнения расходных обязательств города (за исключением безвозмездных поступлений)

процент

0,1

годовой отчет об исполнении бюджета города

по итогам года

не менее 95

не менее 95

не менее 95

не менее 95

12

Показатель результативности 2. Доля полученных положительных заключений экспертной комиссии, осуществляющей проведение публичной независимой экспертизы проектов решений Красноярского городского Совета депутатов по бюджетным и налоговым вопросам

процент

0,1

официальный сайт администрации города Красноярска

по итогам года

100

100

100

100

13

Показатель результативности 3. Доля органов администрации города, имеющих установленные показатели результативности деятельности

процент

0,1

муниципальные программы города Красноярска;

Решение Красноярского городского Совета от 25.01.2006 № В-166 "О структуре администрации города Красноярска"

ежеквартально

не менее 75

не менее 75

не менее 75

не менее 75

14

Показатель результативности 4. Количество дополнительно автоматизированных задач, решаемых в процессе планирования и исполнения бюджета города

единица

0,1

официальный сайт администрации города Красноярска

по итогам года

не менее 10

не менее 10

не менее 10

не менее 10

15

Показатель результативности 5. Количество посещений сайта "Открытый бюджет города Красноярска"

посещение

0,1

сайт "Открытый бюджет города Красноярска"

по итогам года

не менее 88000

не менее 90000

не менее 92000

не менее 93000

16

Показатель результативности 6. Соотношение количества контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения, к общему количеству проведенных контрольных мероприятий

процент

0,1

официальный сайт администрации города Красноярска

по итогам года

-

не менее 80

не менее 80

не менее 80

17

Показатель результативности 7. Соотношение количества нарушений, по которым проверенными организациями разработаны меры по устранению и недопущению их в дальнейшем, к общему количеству выявленных нарушений

процент

0,1

официальный сайт администрации города Красноярска

по итогам года

не менее 95

не менее 95

не менее 95

не менее 95

18

Отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска"

19

Показатель результативности 1. Доля расходов на обслуживание муниципального долга в объеме расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

процент

0,1

решение о бюджете города;

годовой отчет об исполнении бюджета города

по итогам года

не более 15

не более 5

не более 5

не более 5

20

Показатель результативности 2. Просроченная задолженность по долговым обязательствам города

тыс. рублей

0,1

муниципальная долговая книга города Красноярска, формируемая на основании Постановления Главы города от 03.09.2007 № 500 "О муниципальной долговой книге города Красноярска"

ежеквартально

0,0

0,0

0,0

0,0

21

Показатель результативности 3. Доля платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов и дотаций

процент

0,1

решение о бюджете города;

годовой отчет об исполнении бюджета города

по итогам года

-

не более 13

не более 13

не более 13

Приложение 3

к муниципальной программе

"Управление муниципальными

финансами" на 2021 год

и плановый период

2022 - 2023 годов

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РАСХОДОВ

ПО ПОДПРОГРАММАМ И МЕРОПРИЯТИЯМ ПРОГРАММЫ

Тыс. рублей

№ п/п

Статус

Наименование Программы, подпрограммы, мероприятий

Ответственный исполнитель, соисполнители

Код бюджетной классификации

Расходы по годам

ГРБС

РзПр

ЦСР

ВР

2021

2022

2023

итого на период

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Муниципальная программа

"Управление муниципальными финансами" на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов

всего, в том числе:

904

х

1200000000

х

1394699,00

1367899,00

1351699,00

4114297,00

департамент финансов

904

х

1200000000

х

1394699,00

1367899,00

1351699,00

4114297,00

2

Подпрограмма

"Организация бюджетного процесса"

всего, в том числе:

904

0106

1210000000

х

216619,00

216619,00

216619,00

649857,00

департамент финансов

904

0106

1210000000

х

216619,00

216619,00

216619,00

649857,00

3

Мероприятие 1

Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления

департамент финансов

904

0106

1210000210

120,

240,

850

212053,50

212053,50

212053,50

636160,50

4

Мероприятие 2

Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города

департамент финансов

904

0106

1210088020

240

4028,00

4028,00

4028,00

12084,00

5

Мероприятие 3

Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан

департамент финансов

904

0106

1210088030

240

537,50

537,50

537,50

1612,50

6

Отдельное мероприятие

"Управление муниципальным долгом города Красноярска"

департамент финансов

904

0113,

1301

1290088040

240,

730

1178080,00

1151280,00

1135080,00

3464440,00

Приложение 4

к муниципальной программе

"Управление муниципальными

финансами" на 2021 год

и плановый период

2022 - 2023 годов

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ПРОГРАММЫ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Тыс. рублей

№ п/п

Источники финансирования

Объем финансирования

всего

в том числе по годам

2021

2022

2023

1

2

3

4

5

6

1

Всего по Программе

4114297,00

1394699,00

1367899,00

1351699,00

2

По источникам финансирования:

3

1. Бюджет города

4114297,00

1394699,00

1367899,00

1351699,00

4

2. Краевой бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

5

3. Федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

6

4. Внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

7

Подпрограмма "Организация бюджетного процесса", всего

649857,00

216619,00

216619,00

216619,00

8

По источникам финансирования:

9

1. Бюджет города

649857,00

216619,00

216619,00

216619,00

10

2. Краевой бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

11

3. Федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

12

4. Внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

13

Отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска"

3464440,00

1178080,00

1151280,00

1135080,00

14

По источникам финансирования:

15

1. Бюджет города

3464440,00

1178080,00

1151280,00

1135080,00

16

2. Краевой бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

17

3. Федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

18

4. Внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Городские новости № 135 от 18.11.2020
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 020.040.000 Бюджетный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать