Основная информация

Дата опубликования: 06 ноября 2020г.
Номер документа: RU52029105202000305
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Администрация Володарского муниципального района Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОДАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 06.11.2020 № 1655

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛОДАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ)

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса РФ, Законом Нижегородской области от 3 марта 2015 года № 24-З «О стратегическом планировании в Нижегородской области», статьей 34 Устава Володарского муниципального района, и в целях формирования районного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, администрация Володарского муниципального района п о с т а н о в л я е т:

Одобрить прогноз социально-экономического развития Володарского муниципального района Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (приложение к настоящему постановлению).

Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Володарского муниципального района в сети Интернет.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника отдела экономики администрации Володарского муниципального района С.А.Андрееву.

И.о. главы администрации

Володарского

муниципального района

А.Г. Миронов

Приложение

к постановлению администрации

Володарского муниципального района

от 06.11.200 № 1655

Прогноз социально-экономического развития

Володарского муниципального района Нижегородской области

на среднесрочный период

(на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)

Введение

Прогноз социально-экономического развития Володарского муниципального района Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (далее - Прогноз социально-экономического развития Володарского муниципального района) разработан с учетом действующей нормативной правовой базы:

- Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- Федерального закона от 28.06.2014г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

- Закона Нижегородской области от 03.03.2015г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";

- решения Земского собрания Володарского муниципального района от 24.04.2014г. №603 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Володарском муниципальном районе";

- постановления администрации Володарского муниципального района от 28.08.2017г. №1692 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Володарского муниципального района Нижегородской области на среднесрочный период».

Прогноз является ориентиром социально-экономического развития территории на среднесрочный период. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Володарский муниципальный район на 2021 год разработан администрацией Володарского муниципального района в соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на период до 2023 года), методическими указаниями Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области.

Прогноз социально-экономического развития сформирован на основании сложившихся в районе социально-экономических условий, прогнозов развития основных крупных и средних предприятий района, индексов потребительских цен, определенных Министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области.

Прогноз социально-экономического развития Володарского муниципального района является основой для формирования параметров районного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

I. Прогноз социально-экономического развития Володарского муниципального района на 2021 год и на период до 2023 года1

Действия органов местного самоуправления Володарского муниципального района в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию мероприятий, целью которых является улучшение качества жизни населения за счет формирования конкурентоспособной экономики района на основе сбалансированного взаимовыгодного партнерства гражданского общества, бизнеса и власти. Кроме того, необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на преодоление негативного воздействия пандемии на бизнес.

Развитие реального сектора экономики в Володарском районе в среднесрочной перспективе определено программами комплексного развития моногородов района г.Володарск и р.п.Решетиха.

В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития Володарского муниципального района на 2021 год и на период до 2023 года приводятся ключевые подходы по формированию его параметров на среднесрочную перспективу, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин прогнозируемых изменений.

Итоги социально-экономического развития Володарского муниципального района в 2019 году, 1 полугодии 2020 года, оценка 2020 года и прогноз социально-экономического развития Володарского муниципального района

на 2021 год и на период до 2023 года

Показатели

2019 год

2020 год январь-июнь

2020 год оценка

2021 год прогноз

2022 год прогноз

2023 год прогноз

1.Население

Численность населения (среднегодовая), чел.

57964

-2

57972

57994

58074

58234

Общий коэффициент рождаемости, на 1000 чел. населения

7,5

-2

7,5

7,6

7,7

8,1

Общий коэффициент смертности, на 1000 чел. населения

10,7

-2

10,7

10,7

10,5

10,5

Коэффициент естественного прироста (убыли) населения, на 1000 чел. населения

-3,2

-2

-3,2

-3,1

-2,8

-2,4

Коэффициент миграционного прироста, на 10000 чел. населения

35,5

-2

31,0

39,6

46,5

60,1

2. Производство товаров и услуг

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по полному кругу предприятий), млн. руб.

10897,3

5201,2

10538,4

11256,3

12034,6

12888,3

темп роста в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

103,2

97,6

93,5

102,8

102,8

103,0

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям), млн. руб.

7151,6

3492,8

7133,4

7612,4

8131,2

8707,0

темп роста в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

104,5

101,4

96,5

102,7

102,7

103,0

в т.ч. по обрабатывающей промышленности, млн.руб.

2643,3

1227,7

2570,3

2763,0

2974,4

3238,8

темп роста в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

85,0

97,1

94,0

102,8

103,2

104,2

Валовая продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий: сельскохозяйственные предприятия, хозяйства населения, КФХ), млн.руб.

2820,0

-2

2876,0

3048,0

3233,4

3479,9

темп роста в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

99,8

-2

101,0

102,1

102,2

103,2

3. Торговля и услуги населению

Оборот розничной торговли, млн. руб.

4091,9

2082,4

4050,8

4320,0

4640,0

5033,0

ИФО оборота розничной торговли, % к предыдущему году

101,4

94,1

96,0

102,5

103,5

104,4

Объем платных услуг, оказанных населению по крупным и средним организациям, млн. руб.

502,6

192,7

410,0

452,0

486,0

523,0

ИФО объема платных услуг, оказанных населению, % к предыдущему году

91,7

67,1

78,7

106,1

103,1

103,2

4. Малое предпринимательство

Количество малых и средних предприятий, ед.

295

265

265

270

280

300

Количество индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, единиц

817

723

980

1030

1050

1100

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий

1830

1659

1680

1690

1750

1850

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) у индивидуальных предпринимателей, чел.

543

516

510

510

530

550

5. Финансовые ресурсы и инвестиции

Прибыль прибыльных организаций по кругу крупных и средних организаций, млн. руб.

297,9

90,6

226,3

232,1

237,7

243,6

Убыток убыточных организаций по кругу крупных и средних организаций, млн. руб.

297,6

50,7

238,8

247,3

256,1

265,3

Сальдо по кругу крупных и средних организаций, млн. руб.

-426,5

39,9

-12,5

-15,2

-18,4

-21,7

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

341,7

146,9

410,0

500,0

600,0

670,0

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году

40,1

2,2р.

113,3

115,5

114,1

106,6

6. Труд и занятость

Численность трудовых ресурсов, чел.

28822

-2

28663

28550

28589

28687

Численность занятых в экономике, чел.

15400

-2

15300

15350

15450

15600

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по району, руб.

27560,4

24145,9

28011,1

29537,6

31323,0

33411,3

Темп роста реальной заработной платы, %

104,4

102,4

98,3

101,5

102,0

102,6

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец периода), %

0,33

1,98

1,86

1,28

1,05

0,83

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения (на конец периода), чел.

71

432

406

280

230

180

Фонд начисленной заработной платы всех работников, млн. руб.

6019,2

2615,0

6110,9

6477,6

6911,6

7409,3

8. Развитие социальной сферы

Численность детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, чел.

2343

-2

2345

2350

2355

2365

Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные образовательные учреждения, %.

8,56

-2

8,1

8,0

7,7

7,4

Обеспеченность:

больничными койками на 10000 человек населения, коек

42

-2

42

42

42

42

общедоступными библиотеками, учреждениями на 100 тыс. населения

24,15

-2

24,15

24,1

24,1

24,1

учреждениями (подразделениями) культурно - досугового типа на 100 тыс. населения

17,3

-2

19,0

19,0

19,0

19,0

дошкольными образовательными организациями, мест на 1000 детей в возрасте 1 - 6 лет

670

-2

670

671

673

676

мощностью амбулаторно-поликлинических учреждений на 10000 человек населения на конец года, посещений в смену

207,0

-2

207,0

206,9

206,6

206,1

Численность:

врачей всех специальностей на конец года, чел.

72

-2

73

73

73

73

среднего медицинского персонала на конец года, чел.

176

-2

178

178

178

178

1 - пояснения приведены в пояснительной записке к прогнозу

2 – отчетность по показателю годовая

II. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Володарского муниципального района Нижегородской области

на среднесрочный период

(на 2021 год и на плановый период 2021 и 2022 годов)

Прогноз социально-экономического развития Володарского муниципального района разработан с учетом:

- тенденций социально-экономического развития Володарского муниципального района в 2019 году и первой половины 2020 года;

- прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2023 года;

- реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области
до 2035 года (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области
от 21 декабря 2018 г. № 889);

- сценарных условий развития Нижегородской области, основных параметров социально-экономического развития Нижегородской области на 2021 год и на период до 2023 года;

- перечня инвестиционных проектов, направленных на обеспечение стабильного развития моногородов Володарск и п.Решетиха.

Информационная база формирования Прогноза социально-экономического развития Володарского муниципального района:

- данные статистического и налогового учета за 2019 год и I полугодие 2020 года;

- прогнозы хозяйствующих субъектов района;

-прогнозные расчеты территориальных органов исполнительной власти Нижегородской области и структурных подразделений администрации района.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития

Нижегородской области на среднесрочный период

(на 2021 год и на период до 2023 года)

Показатели

2019

2020

2021

2022

2023

факт

оценка

прогноз

Индекс потребительских цен

в среднем за год, в % к предыдущему году

104,4

103,4

103,9

104,0

104,0

Валовой региональный продукт

млрд. руб.

1482,1

(оценка)

1418,4

1520,1

1626,7

1735,7

индекс физического объема, % к предыдущему году

103,0

(оценка)

94,5

102,9

102,5

102,6

Промышленное производство

Индекс промышленного производства,

% к предыдущему году

104,3

92,5

102,6

102,2

102,7

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам, млрд. руб.

1438,5

1263,0

1358,7

1451,9

1563,0

Индекс производства по обрабатывающим производствам, % к предыдущему году

105,2

92,0

102,8

102,4

103,0

Сельское хозяйство

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

77,5

78,3

82,1

86,5

91,6

индекс производства продукции, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,8

100,0

101,0

101,5

101,6

Торговля и услуги населению

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

780,7

765,1

816,4

864,4

919,7

индекс физического объема, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,3

95,0

102,6

102,0

102,4

Объем платных услуг населению, млрд. руб.

195,9

180,3

194,4

206,8

220,9

индекс физического объема, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,7

89,0

103,8

102,0

102,4

Инвестиции

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

292,6

309,9

339,6

371,9

407,0

индекс физического объема, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,2

100,0

103,8

104,1

104,4

Труд и занятость

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, рублей

35212,3

37000

39370

41480

43960

Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в % к предыдущему году

106,9

105,1

106,4

105,4

106

Реальная заработная плата работников организаций, % к предыдущему году

102,4

101,6

102,4

101,3

101,9

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), %

0,4

2,9

1,2

0,6

0,6

Фонд заработной платы работников организаций, млрд. руб.

524,0

526,5

564,5

602,3

645,7

Темп роста фонда заработной платы работников организаций в % к предыдущему году

108,0

100,5

107,2

106,7

107,2

Реальные денежные доходы населения, % к предыдущему году

102,5

96,0-98,0

102,3

101,7

102,2

Финансы организаций

Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу), млрд. руб.

247,7

228,2

234,8

251,0

266,2

Темп роста прибыли прибыльных организаций (по полному кругу) в % к предыдущему году

98,2

92,1

102,9

106,9

106,0

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития

Володарского муниципального района в 2019 году

и первой половине 2020 года

По итогам 2019 года по социально-экономическому развитию Володарский район занимает 47 место среди 52 муниципальных районов и городских округов Нижегородской области и относится к территориям с низким уровнем социально-экономического развития. В рейтинге по уровню жизни населения район находится на 11 месте, по наращиванию налогового потенциала на 51 месте.

В целом организациями Володарского муниципального района за 2019 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 10897,3 млн.рублей с темпом роста к уровню 2018 года 107,8% в действующих ценах. Объем отгруженной продукции за рассматриваемый период по крупным и средним предприятиям составил 7151,6 млн.руб. с темпом роста в действующих ценах 109,1%. Объем отгруженной продукции по обрабатывающим производствам по крупным и средним предприятиям составил 2643,3млн.руб. с темпом роста 88,7% к уровню 2018 года. Основная причина снижения объемов производства в обрабатывающей промышленности связана с перераспределением в отраслевой сегментации рынков сбыта производимой продукции в химической промышленности, повышением НДС и соответственно снижением объемов продаж.

Положительная динамика ряда социально-экономических показателей связана со стабильной работой ведущих предприятий района, определяющих развитие соответствующих отраслей: ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская», ООО «Мукомольный комбинат «Володарский», ООО «Лакокраска-Юганец», предприятия группы ОАО "Сетка".

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство является приоритетной сферой экономики района и формирует продовольственную безопасность не только Володарского района, но и региона. Базовой отраслью сельского хозяйства района, определяющей развитие отрасли животноводства, является птицеводство. Растениеводство специализируется на производстве зерновых, зернобобовых и кормовых культур.

ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская» - самый крупный производитель куриного яйца в области. В 2019 году предприятием произведено 568,9 млн. штук яиц, или 45% от общего объема производства по области. Поголовье птицы составляет 2,6 млн. штук. В 2019 году на XXI Российской агропромышленной выставке «Золотая осень» в номинации «За производство высококачественной пищевой продукции» ОАО «Агрофирма «Сеймовская» награждена Дипломом и Золотой медалью за куриные яйца «Сеймовские деревенские».

Доля производства муки производителями Володарского района (ООО «Мукомольный комбинат «Володарский», ООО «Бугровские мельницы») составила 70% на рынке Нижегородской области.

На территории района осуществляет деятельность малое предприятие ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство», которое является ведущим индустриальным рыбоводным предприятием Нижегородской области. Доля производства рыбы осетровых пород, выращиваемой в устройствах замкнутого водоснабжения, в 2019 году составила 90% на рынке области.

Объемы производства сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в 2019 году составили: зерна – 2 219 тонн (86,6% к уровню 2018 года), скота и птицы на убой (в живом весе) – 1 895 тонн (48%, снижение вызвано переходом на более эффективную технологию производства яйца, предусматривающую увеличение возраста продуктивности птицы, и как следствие, значительное снижение вынужденного забоя), молока – 5 274 тонны (108,2%), яиц – 571,3 млн. штук (102,7%), рыбы товарной 30 тонн (111,1%), муки – 142 323 тонны (100%).

Урожайность зерновых культур в районе составила – 21,87 ц/га при среднеобластном – 23,0 ц/га. На состояние посевов озимых культур негативно повлияли почвенная засуха в августе-сентябре 2018 года, низкие температуры воздуха при отсутствии снежного покрова во второй декаде ноября, а также сочетание высокого снежного покрова и слабого промерзания почвы, что привело к выпреванию посевов озимых. В регионе был введен режим чрезвычайной ситуации из-за гибели озимых. В районе гибель посевов составила 300 га, что привело к потере урожая зерновых порядка 660 тонн.

Общая посевная площадь в 2019 году составила 2 597 га, в том числе 1235 га - зерновые культуры, 370 га – кукуруза на силос. В оптимальные агротехнические сроки завершен сев озимых зерновых культур под урожай 2020 года, площадь посева увеличена на 45 га и составила 465га. Заготовлено сена 1 353,1 тонны, силоса - 6 250,8 тонн.

На 1 января текущего года в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота составляло 1 374 голов (80% к 2018 году), в том числе коров - 696 голов (83%), овец и коз 810 голов (102,4%), птицы 2 575 тыс. штук (94%), свиней 285 голов (108%).

Несмотря на негативные тенденции, имевшие место в районе в 2018 году (убытки предприятий в сумме 733,9 млн.руб., что выше прибыли в 2,2 раза), финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий района в 2019 году сложился положительным. Прибыль прибыльных предприятий уменьшилась на 10,5% и составила 297,9 млн.руб. В тоже время, уменьшились убытки убыточных предприятий в 2,5 раза и составили 297,6млн.руб. Основную долю убытка составила деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, предприятий-банкротов ильиногорского комплекса и предприятий, подведомственных Министерству обороны РФ.

По итогам 2019 года развитие потребительского сектора характеризуется следующими показателями. Объем розничного товарооборота по району вырос на 5,8% и составил 4091,9 млн.рублей. Оказано платных услуг крупными и средними организациями района (жилищно-коммунальные услуги, медицинские, услуги учреждений культуры, образования и др.) на сумму 502,6 млн. руб. Основная доля платных услуг 82% приходится на услуги на жилищно-коммунального хозяйства.

Важный социально-экономический показатель уровня жизни населения – доходы. В структуре денежных доходов населения основным источником является оплата труда. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и организаций района в 2019 году составила 26645 рублей с темпом роста 108,4% или 62% от среднеобластного значения (42936руб.). В реальном выражении рост заработной платы составил 104,4%.

Размер заработной платы в сельском хозяйстве составил 26281руб. (темп роста 104,9%), в обрабатывающем производстве - 39887руб. (102,9%), в сфере образования – 26751руб. (107,4%), в области здравоохранения и социальных услуг – 33238руб. (113,2%), в области культуры, спорта - 26637руб. (104,8%). Размер заработной платы по Володарскому району в сфере здравоохранения соответствует среднему значению по области, по остальным отраслям – значительное отставание.

Фонд оплаты труда в 2019 году по району сложился в размере 6019,2 млн.руб. с темпом роста 108,1% к уровню 20018 года.

Показатели демографических процессов в районе имеют те же тенденции, что и в предыдущие годы: смертность продолжает превышать рождаемость. Так, в 2019 году родилось 435 детей, что на 11 меньше, чем в 2018 году, с начала года умерло 621 человек, что ниже уровня 2018 года на 67 человек. Таким образом, по сравнению с 2018 годом смертность и рождаемость уменьшились на 9,7% и 2,5% соответственно. Несмотря на снижение рождаемости, естественная убыль населения уменьшилась по сравнению с 2018 годом на 56 человек. Таким образом, численность населения района за 2019 год увеличилась на 20 человека за счет миграции населения и на конец года составила 57974 человек (1,8% от населения области).

Показатели рождаемости и смертности по Володарскому муниципальному району, человек

Ситуация на рынке труда Володарского района относительно стабильна. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2019 года составил 0,33%. Численность официально зарегистрированных безработных граждан в Володарском районе составляла 71 человек, что выше, чем в 2018 года на 8 человек. Численность граждан, трудоустроенных при посредничестве службы занятости, составила 842 человека, что соответствует уровню 2018 года. Число обратившихся в центр занятости в поиске подходящей работы составило 1107 человек. Уровень общего трудоустройства в 2019 году составил 76,1%. Количество вакансий на конец года составляло 450 единиц. В 2019 году сохранилась потребность предприятий района в квалифицированных работниках. Востребованы: слесари-ремонтники, сборщики изделий из дерева, плотники, водители, мастера различных производств, монтеры пути. Среди профессий для служащих потребность в инженерных работниках, бухгалтерах. Также требуются врачи, учителя, воспитатели детских садов, сотрудники полиции.

Уровень официальной безработицы, %

По итогам 2019 года отмечен рост экономики района. Однако, социально-

экономическая ситуация I полугодия 2020 года в Володарском районе, как и в целом по России, оказалась под воздействием негативного влияния эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

В текущем году из-за карантинных ограничений часть предприятий приостановила свою деятельность. В условиях нулевой выручки предприниматели не могли выплачивать зарплату сотрудникам. Часть населения осталась без работы и потеряла доход, что привело к падению потребительского спроса. Похожая ситуация складывается и в бизнесе: инвестиции замораживаются, компании переходят в режим экономии, разрушаются производственные и логистические цепочки. В результате текущая ситуация повлияла на деятельность как коммерческих, так и бюджетных организаций. Ситуация усугубляется тем, что в условиях карантина многие отрасли оказываются невостребованными. Чтобы справиться с последствиями кризиса, федеральным и региональным правительствами были развернуты программы поддержки экономики.

Прогноз социально-экономического развития Володарского муниципального района на 2021 – 2023 годы сформирован с учетом ожидаемой ситуации до конца 2020 года, сценарных условий развития Нижегородской области на период до 2023 года и прогнозных намерений хозяйствующих субъектов.

Общий объем отгруженных товаров собственного производства по полному кругу предприятий за январь-июнь 2020 года составил 5201,2 млн.руб., что соответствует уровню 2019 года в действующих ценах (темп роста 100,9%). В сопоставимой оценке темп роста составил 97,6%. Объем отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним предприятиям составил 3492,8 млн.руб. с темпом роста 104,9% в фактическим ценах и 101,4% в сопоставимой оценке. Темп роста объемов отгруженных товаров в сельском хозяйстве составил 101,3%, в обрабатывающей промышленности соответствует уровню 2019 года.

Стоит отметить, что масштабного падения в базовых отраслях (за исключением торговли) в I полугодии текущего года удалось избежать, что нельзя сказать о секторе, ориентированном на потребительский спрос. Введение ограничительных мер и снижение реальных денежных доходов населения повлияли на сокращение объема оборота розничной торговли (индекс физического объема составил 94,1%) и платных услуг населению (индекс физического объема 67,1%) или 2082,4 млн.руб. и 192,7 млн.рублей соответственно.

В целях сглаживания негативного воздействия пандемии на бизнес, в области реализуется комплекс мер государственной поддержки. Основными направлениями являются: банковские кредиты на льготных условиях, прямая безвозмездная финансовая поддержка субъектов МСП, выдача микрозаймов субъектам МСП, автоматическое списание налогов для организаций и другие. В связи с этим, администрацией Володарского муниципального района была проведена большая работа по обеспечению функционирования организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020г. №27, в том числе по созданию инструментов финансовой поддержки для предоставления субсидий организациям Володарского муниципального района, пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях возмещения части затрат на оплату труда работников и на оплату коммунальных услуг в период действия режима повышенной готовности. Создана комиссия по оказанию мер поддержки хозяйствующим субъектам Володарского муниципального района. В целях поддержки работодателей пострадавших отраслей организована реализация мероприятий по выполнению социально значимых работ в поселениях района.

Таким образом, на 01 октября текущего года предоставлено субсидий субъектам малого предпринимательства на общую сумму 5687,9 тыс.рублей, в том числе на оплату труда работников – 3735,0 тыс.рублей и на оплату коммунальных услуг – 1952,9 тыс.рублей.

Несмотря на сложившуюся ситуацию в реальном секторе экономики, первая половина года сопровождалась ростом инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям (168% по сравнению с I полугодием 2019 года). Основными причинами роста физических объёмов инвестиций в основной капитал стало повышение инвестиционной активности в сельском хозяйстве – 120%, в обрабатывающем производстве – в 2,2 раза, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности – в 9 раз, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – в 5 раз.

Также наблюдалась положительная динамика прибыли прибыльных организаций. За январь – июнь 2020 года темп роста составил 145%. Сумма инвестиций в основной капитал составила 91,9 млн.рублей по крупным и средним предприятиям, прибыль прибыльных организаций - составила 90,6 млн.рублей.

В целях поддержки благосостояния населения в период карантинных ограничений принят и реализуется комплекс мер, направленный на поддержание доходов населения, как работающего, так и лишившегося работы с момента ввода ограничений, граждан, которые на тот момент уже состояли на учете по безработице, а также семей с детьми. По состоянию на 01 октября 2020 года общий объем социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными, составил 22,5 млн.рублей (за 9 месяцев 2019 года -3,4 млн.руб.).

Однако введенные меры позволяют ограничить, но не исключить высвобождение рабочей силы, рост уровня безработицы и снижение реальных денежных доходов населения. Численность официально зарегистрированных безработных на 1 июля 2020 года увеличилась с начала текущего года на 361 человека и составила 432 человека. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,98% (1.07.2019г. - 0,31%, численность безработных – 68 человек). Значительное увеличение числа безработных связано с постановкой на учет в качестве безработных в период пандемии граждан, ранее работавших без оформления или не по трудовому договору, а по договору подряда или оказания услуг (договору гражданско-правового характера). Количество граждан, потерявших работу в период пандемии, составляет 40% от числа официально зарегистрированных безработных.

Однако в условиях негативного влияния пандемии на благосостояние граждан удалось сохранить положительную динамику по заработной плате и не допустить ее снижения. Так по итогам I полугодия 2020 года она составила 24145,6 рублей, что
на 5,6% выше соответствующего периода 2019 года в действующих ценах. Темп роста
в реальном выражении (с учетом инфляции) – 102,4%.

2. Оценка 2020 года и прогноз

социально-экономического развития Володарского муниципального района на 2021 год и на период до 2023 года

Основные направления социально-экономического развития Володарского муниципального района в прогнозном периоде определены необходимостью решения задач по преодолению последствий распространения новой коронавирусной инфекции, стабилизации ситуации и достижению устойчивого экономического роста, а также выполнению задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21.07.2020г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Население

Оценка демографических показателей за 2020 год рассчитана с учетом итогов шести месяцев текущего года, фактических данных по численности населения на начало текущего года.

              Главной задачей в сфере демографии по-прежнему остается снижение темпов естественной убыли населения.

По оценке 2020 года коэффициент рождаемости составит 7,5 промилле, коэффициент смертности останется на уровне 2019 года и составит 10,7 промилле, коэффициент естественной убыли населения также соответствует уровню 2019 года (-3,2 промилле).

Таким образом, среднегодовая численность населения Володарского района в 2020 году составит 57972 человека, величина естественной убыли - 185 человек.

Прогнозные значения демографических показателей на 2020 - 2021 годы, принятые в Прогнозе социально-экономического развития Володарского муниципального района на 2020 год и на период до 2022 года, утвержденном постановлением администрации Володарского муниципального района от 07.11.2019г. № 2148 (далее - Прогноз до 2022 года), незначительно скорректированы с учетом итогов 2019 года и сложившейся ситуации в первом полугодии текущего года. В Прогнозе до 2022 года численность постоянного населения на 2020 - 2021 годы прогнозировалась 57949 и 57984 человек соответственно.

С учетом действия региональных проектов, входящих в национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография», а также реализации демографической политики к 2023 году прогнозируется снижение коэффициента естественной убыли населения до 2,4 промилле. В среднесрочном периоде прогнозируется незначительный рост рождаемости. В 2021 году коэффициент рождаемости составит 7,6 промилле, к 2023 году он достигнет 8,1 промилле.

Таким образом, в прогнозируемом периоде предполагается незначительное увеличение численности постоянного населения района, по прогнозу 2021 года среднегодовое число жителей района составит 57994 человек, к концу 2023 года - 58234 человека.

Также на увеличение численности населения Володарского района повлияет частичное миграционное замещение естественной убыли населения при условии создания на территории района новых рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения.

Производство товаров и услуг

Основные параметры прогноза социально-экономического развития Володарского муниципального района на 2021-2023 годы формировались с учетом анализа ситуации до конца 2020 года.

Исходя из факта шести месяцев 2020 года и намерений крупных и средних предприятий района, ожидается, что объем отгруженной продукции в 2020 году составит 10538,4 млн. рублей с темпом роста к 2019 году 93,5% в сопоставимой оценке.

По оценке 2020 года объем отгруженных товаров по крупным и средним предприятиям составит 7133,4 млн. рублей, что ниже уровня 2019 года на 3,5% в сопоставимых ценах. В 2021 году планируется объем отгруженной продукции по полному кругу предприятий района в сумме 11256,3 млн.рублей, что в сопоставимой оценке выше уровня 2020 года на 2,8%.

Объем отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности по крупным и средним предприятиям в текущем году оценивается в размере 2570,3 млн.руб., что ниже уровня 2019 года на 6% в сопоставимых ценах.

На малых и средних предприятиях снижаются объемы производства. Ключевым фактором снижения стали ограничения, связанные с распространением пандемии коронавируса, и как следствие, снижение спроса. Так, по итогам текущего года снижение объемов отгрузки планируется: ООО «Мукомольный комбинат «Володарский» - на 10% по сравнению с 2019 годом, ООО завод «Лакокраска-Юганец» на 5%. В малом бизнесе значительное падение отгрузки наблюдается в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях: базы отдыха (на 50%) и предприятия общественного питания (20%). Для оказания поддержки предприятиям пострадавших отраслей администрацией Володарского муниципального района за счет средств областного бюджета предоставлены субсидии на возмещение части затрат на оплату труда работникам 12 организациям и 8 организациям на оплату коммунальных услуг. Общая сумма субсидий составила 5687,9 тыс.рублей.

По прогнозу на 2021 год темп роста объемов отгрузки в сопоставимых ценах составит 102,8%, в суммовой выражении 11256,3 млн.рублей, в том числе по крупным и средним предприятиям – 7612,4 млн.рублей. Траектория роста экономики продолжится и в среднесрочной перспективе: прогнозные темпы на 2022-2023 годы составят 102,8-103,0%. Планируется, что к 2023 году объем отгрузки составит 12888,3 млн.рублей.

В соответствии с параметрами, утвержденными в Прогнозе до 2022 года, на 2021-2022 годы темп роста объемов отгруженных товаров собственного производства (по полному кругу предприятий) прогнозировался на уровне 103,1-103,8% ежегодно. Более сдержанные темпы роста до 2023 года (по сравнению с прогнозируемыми до 2022 года) обусловлены высокой степенью неопределенности, связанной с эпидемиологическими факторами.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство является приоритетной сферой экономики района и формирует агропродовольственный рынок и продовольственную безопасность не только Володарского района, но и региона. Базовой отраслью сельского хозяйства района, определяющей развитие отрасли животноводства, является птицеводство. Растениеводство специализируется на производстве зерновых, зернобобовых и кормовых культур.

В текущем году посевная площадь сельскохозяйственных культур увеличилась на 110 га и составила 2597га. Сельскохозяйственным производством занимаются ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская», ООО СИП «Агро-Сейма», ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство», УК ЛК ООО «Корпорация Руслен- Конопля», 10 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 700 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Валовая продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий: сельскохозяйственные предприятия, хозяйства населения, КФХ) по оценке 2020 года составит 2876 млн.руб., что в действующих ценах выше уровня 2019 года на 2%. В среднесрочном периоде планируются темпы роста объемов валовой продукции отрасли 102,1-103,2% в сопоставимой оценке, и к концу 2023 года объем валовой продукции составит 3479,9 млн.руб.

В 2020 году сельскохозяйственными организациями:

- в растениеводстве собрано зерна 3430 тонн, что выше уровня 2019 года на 42%, урожайность зерновых культур в районе составила – 29,4 ц/га при среднеобластном – 28,9ц/га;

- в животноводстве ожидается произвести на убой (в живом весе) скота и птицы – 1800 тонн, молока – 2879,7 тонн, яиц – 531 млн.штук, рыбы товарной – 30 тонн.

В структуре сельскохозяйственного производства наибольшая доля по-прежнему будет приходиться на сельхозпредприятия – 90%.

Достижению показателей в прогнозируемый период будут способствовать реализация государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 г. № 280, и муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса Володарского муниципального района Нижегородской области» на 2021-2025 годы, в рамках которых оказывается поддержка организациям агропромышленного комплекса посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов на развитие производства продукции животноводства и растениеводства.

Торговля и услуги населению

Прогноз развития потребительского рынка товаров и услуг в среднесрочной перспективе учитывает влияние снижения реальных денежных доходов населения и платежеспособного спроса в текущем году, инфляционных процессов и прогнозируемого роста реальных денежных доходов населения в среднесрочном периоде.

Данная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. На рынке розничной торговли в Володарском районе широко представлены магазины федеральных и региональных торговых сетей: «Магнит», «Пятерочка», «Светофор», фирменные магазины агрофирмы «Птицефабрика «Сеймовская», мясокомбината «Звениговский», «Павловская курочка», «Бристоль», «Красное/белое», «Пивоман», «Ерш».

Розничную и мелкорозничную торговлю осуществляют 103 организации, из которых 9 крупных и средних предприятий, 94 малых предприятий и 320 предпринимателей без образования юридического лица. В настоящее время на территории района функционируют 50 магазинов 9 розничных торговых сетей. Это приводит к повышению качества товаров, уровня удовлетворения потребностей населения, а также конкуренции в ценовом сегменте. В Володарском муниципальном районе действуют 253 магазина розничной торговой сети, из которых 48 – специализированных, 205 – универсальных.

В связи со сложными внешними и внутренними условиями развития экономики района, в текущем году на потребительском рынке района наблюдается снижение покупательского спроса. При ожидаемом индексе потребительских цен на товары в 2020 году 103,2% по оценке темп роста оборота розничной торговли в действующих ценах составит 99% или 4050,8 млн.руб. В сопоставимой оценке темп роста составит 96%.

В 2021 году на фоне роста доходов населения прогнозируется восстановление потребительского спроса: оборот розничной торговли увеличится на 2,5% в сопоставимых ценах, в 2022-2023 годах – на 3,5-4,4% соответственно. К концу прогнозируемого периода товарооборот достигнет 5033 млн.рублей. Основным фактором, который должен позитивно повлиять на развитие этого сектора экономики, станет снятие ограничений, связанных с пандемией, рост денежных доходов населения за счет повышения уровня заработной платы и среднего размера пенсий, снижение потребительской инфляции и процентных ставок по кредитам. Увеличение розничного товарооборота также обусловлено открытием магазинов сетевой торговли в поселениях района. Товарная насыщенность потребительского рынка в целом соответствует платежному спросу населения на важнейшие виды продовольственных и непродовольственных товаров.

Одной из сфер экономики, затрагивающих жизненно важные интересы населения, является сфера платных услуг. В 2019 году крупными и средними предприятиями района будет оказано платных услуг на сумму 502,6 млн.рублей, что на 3,9% ниже уровня 2019 года.

В текущем году действуют три концессионных соглашения на передачу объектов ЖКХ с ООО "УК "НОКК", реализуются инвестиционные программы по теплоснабжению и водоснабжению, в рамках которых в текущем году установлена блочно-модульная котельная в п.Инженерный, до конца года планируется приобретение блочно-модульной котельной для установки в п.Фролищи, обустройство второй скважины в п.Центральный для выравнивания давления и обеспечения жителей поселка качественной питьевой водой. Кроме того, в текущем году завершено строительство газораспределительных сетей в с.Золино.

Для повышения качества жилищно-коммунальных услуг в прогнозируемом периоде ООО "УК "НОКК" планируется замена сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения в г.Володарск, строительство станции водоподготовки в п.Инженерный, строительство двух блочно-модульных котельных в г.Володарск (ул.Военный городок, ул.Центральная), реконструкция канализационной насосной станции и сетей водоснабжения в п.Центральный, строительство блочно-модульных очистных сооружений в п.Инженерный. В связи с неэффективной работой МУП «Новосмолинское» проводится работа по передачи объектов теплоснабжения в концессию ООО "УК "НОКК". Также продолжается работа по повышению качества работы действующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и ликвидации убыточных предприятий.

В 2020 году крупными и средними предприятиями района будет оказано платных услуг на сумму 410 млн.рублей, что в сопоставимых ценах составит 81,6% к уровню 2019 года. Значительное уменьшение связано с некорректным (завышенным) предоставлением в Нижегородстат сведений Володарским филиалом "УК "НОКК" в 2019 году и снижением объемов платных услуг, связанных с пандемией коронавируса.

По прогнозу 2021 года объем платных услуг по крупным и средним предприятиям составит 452 млн.руб., с темпом роста 106,1% в сопоставимых ценах. Одной из основных причин увеличения объема платных услуг связано с ежегодным повышением платы за жилищно-коммунальные услуги. В прогнозном периоде не произойдет значительного изменения структуры платных услуг. По-прежнему 85% услуг будет приходиться на услуги жилищно-коммунального комплекса. Темп роста объема платных услуг населению в 2022-2023 годах в сопоставимых ценах прогнозируется на уровне 103,1-103,2%. Ежегодный прирост объема платных услуг населению в действующих ценах составит 107,5% и достигнет к концу 2023 года 523 млн.рублей.

Прогнозные темпы роста показателей потребительского рынка в сопоставимой оценке по объему платных услуг населению выше параметров Прогноза до 2022 года (прогнозировался рост по объему платных услуг - 102-102,6%) и выше по обороту розничной торговли (прогнозировался рост – 102,1-102,6%). Корректировка показателей связана с прогнозируемым восстановлением потребительского спроса при отсутствии ограничений, связанных с пандемией коронавируса.

Малое и среднее предпринимательство

Предпринимательская и инвестиционная деятельность является важнейшей составляющей социально-экономического развития района, поскольку определяет его потенциал и обеспечивает возможности для роста экономики. Поэтому основной целью государственной политики на муниципальном уровне является создание и обеспечение условий развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства района в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создание новых рабочих мест, развитие территорий, повышение уровня и качества жизни населения.

В настоящее время, 20,7 процентов от экономически активного населения района занято в малом и среднем бизнесе, среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей составляет 2175 человек, доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме отгруженной продукции составляет 32%.

В настоящее время в условиях сжатия предпринимательской деятельности, особенно в наиболее пострадавших отраслях экономики, существует ряд факторов, оказывающих ограничения деловой активности в малом предпринимательстве и влияющих на производственную деятельность предприятий:

- недостаточный платежеспособный спрос покупателей (заказчиков);

- недостаток финансовых средств;

- высокие издержки, связанные с высокой стоимостью материалов и конструкций, арендной платы, транспортных расходов;

- высокий процент коммерческого кредита;

- конкурирующий импорт;

- недостаток квалифицированных специалистов.

Стабилизации ситуации и достижению экономического роста в 2021 – 2023 годах будет способствовать реализация «Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения», выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», реализация национальных проектов, направленных на рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса, восстановление и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, восстановление работы отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавирусной инфекции и др.

В сфере малого предпринимательства Володарского района в текущем году наблюдается снижение числа малых предприятий. По оценке в 2020 году количество малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков налогового режима «Налог на профессиональный доход», составит 1245 единиц, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) составит - 2190 человек, что ниже уровня 2019 года на 7,7%. Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых, на 01.08.2020г. составило 207 человек.

Основные этапы развития малого предпринимательства в среднесрочном периоде будут связаны с мопрофильными муниципальными образованиями г.Володарск и р.п.Решетиха в рамках ТОСЭР. Постоянно проводится работа с потенциальными резидентами в части оказания содействия в реализации инвестиционного проекта, подключению к инженерной инфраструктуре и др.

В июле текущего года одобрены заявки на внесение изменений в Постановления Правительства РФ о создании ТОСЭР «Володарск» и «Решетиха» в части увеличения видов экономической деятельности в связи с обращениями инвесторов. Соответствующие изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 года №972. Планируется реализация инвестпроектов в прогнозируемом периоде 20 резидентами и создание 570 новых рабочих мест.

При благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в прогнозируемом периоде число малых и средних предприятий увеличится до 1400 единиц в 2023 году, среднесписочная численность работников ежегодно будет прирастать от 3,6 до 9 процентов.

Финансовые ресурсы и инвестиции

Одним из основных источников инвестиций в основной капитал является прибыль хозяйствующих субъектов. По оценке в 2020 году объем прибыли прибыльных крупных и средних организаций составит 226,3 млн. рублей, что ниже уровня 2019 года на 24%.

Снижение связано со значительным снижением производства на ключевых предприятиях района (ООО завод «Лакокраска-Юганец», ООО "Мукомольный комбинат «Володарский») и соответственно прибыли. Кроме того, предприятия жилищно-коммунального комплекса продолжают работать с убытком. Убыточная деятельность предприятий ЖКХ связана с неоплатой за потребленные топливно-энергетические ресурсы неотключаемых потребителей услуг (организации, учредителем которых является министерство обороны РФ или подведомственные МО РФ), а также задолженностью предприятий-банкротов ильиногорского комплекса. Данные организации-должники не оплачивают потребленный ресурс даже по решениям суда. Задолженность составляет 77,4млн.руб.

В связи с неэффективной деятельностью муниципальных унитарных предприятий проводятся мероприятия по ликвидации убыточных предприятий: МУП «Жилищник, МУП «Стандарт Сервис», МУП "Комфорт", МУП «Коммунсервис». В связи с неэффективной работой МУП «Новосмолинское» проводится работа по передаче объектов теплоснабжения в концессию ООО «УК «НОКК».

В прогнозном периоде темпы роста прибыли составят 102,5-102,6%. Прибыль прибыльных крупных и средних предприятий района в 2021 году прогнозируется в размере 232,1 млн.рублей и концу 2023 года составит 243,6 млн.руб. в соответствии с планами предприятий.

Темпы роста прибыли на 2021-2022 годы скорректированы в меньшую сторону по сравнению с параметрами, заложенными в Прогнозе до 2022 года (106,3-106,4% ежегодно), что связано с более низкими объемами производства в сложившейся экономической ситуации.               В тоже время, прогнозируемые в настоящее время объёмы прибыли, соответствуют параметрам, заложенными в Прогнозе до 2022 года.

Сальдо прибыли и убытков на предприятиях района в 2020 году ожидается отрицательным в сумме 12,5 млн.рублей. В последующие годы данный показатель также ожидается отрицательным. Это связано с убыточной деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Прибыль прибыльных организаций
Володарского муниципального района, млн.руб.

Привлечение инвестиций является одним из важнейших факторов роста экономики, который напрямую влияет не только на увеличение налоговых поступлений в бюджет от создания новых рабочих мест, но и на уровень и качество жизни населения. Темпы экономического роста Володарского района на среднесрочную перспективу будут определяться инвестиционным и внутренним платежеспособным спросами.

В июле текущего года одобрены заявки на внесение изменений в Постановления Правительства РФ о создании ТОСЭР «Володарск» и «Решетиха» в части увеличения видов экономической деятельности в связи с обращениями инвесторов. Соответствующие изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 года №972.

Планируется реализация следующих инвестиционных проектов:

- ТОСЭР «Володарск»: ООО «Энергосервис» (строительство мини-ТЭЦ), ООО «Прана» (производство оборудования специального назначения для химической промышленности)», ООО «Органика-инвест» (строительство комплекса по переработке куриного помета), ООО «СпецХимПродукт» (производство сырья для генератора огнетушащего аэрозоля, применяемого в аэрозольных противопожарных системах), ООО «Первая ткацкая фабрика» (строительство текстильного производства полного цикла), ООО НПП «РКЦ» (строительство маслоэкстракционного завода), ООО ПКФ «Химавангард» (строительство комплекса по производству бытовой химии);

- ТОСЭР «Решетиха»: ООО «КонтинентЭлектротехсервис» (производство электротехнических изделий), ООО Завод «Монопанель-Центр» (производство высокопрочных волокон из сверхвысокомолекулярного полиэтилена).

В текущем году присвоен статус резидента ТОСЭР «Володарск» ООО «ТД «Володарский» (производство сыра, объём инвестиций – 20 млн. руб., 20 новых рабочих мест), ООО «Евромаф.ру» (производство малых архитектурных форм, объем инвестиций – 11,5млн.руб., 30 новых рабочих мест), ООО «Лино Файер» (производство лакокрасочных материалов и огнезащитных, объем инвестиций – 87,5млн.руб., 130 новых рабочих мест) и ТОСЭР «Решетиха» - ООО «Текстиль-спорт» (производство спортивного инвентаря, объём инвестиций – 3,2 млн. руб., 12 новых рабочих мест).

В результате создания ТОСЭР планируется привлечь в ближайшие три года в экономику моногорода Володарск инвестиций – 840 млн. руб., создать 300 новых рабочих мест; моногорода р. п. Решетиха инвестиций – 560 млн. руб., создать 270 новых рабочих мест.

Основными сдерживающими факторами для привлечения инвесторов стали ограничения, связанные с пандемией, перенос сроков реализации новых инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для реализации инвестпроектов.

В среднесрочном периоде ожидается повышение инвестиционной активности организаций при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке и отсутствии ограничений. В 2021 году объем инвестиций в основной капитал составит 500 млн.руб. В 2022-2023 годах объемы инвестиций в сопоставимых ценах будут расти на 14,1 и 6,6 процентов соответственно.

Прогнозные темпы роста инвестиций значительно ниже параметров, заложенных в Прогнозе до 2022 года (на 2021-2022 годы – 121,0-124,2% ежегодно), что связано с имеющимся риском переноса сроков начала реализации новых инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.

Труд и занятость

Занятость

Ситуация на рынке труда Володарского района формируется под влиянием показателей, характеризующих состояние экономики.

К концу 2020 года ожидается, что уровень официально зарегистрированной безработицы составит 1,86%. Численность безработных граждан составит 406 человек. При этом ожидается, что реализация мероприятий государственной программы «Содействие занятости населения Нижегородской области» и мероприятий национальных проектов позволит стабилизировать ситуацию на рынке труда в прогнозируемом периоде 2021 – 2023 годов.

Численность занятого населения по оценке 2020 года составит 15300 человек. В среднесрочной перспективе в результате стабилизации экономической ситуации и реализации комплекса мероприятий по улучшению ситуации на рынке труда численность занятого населения будет увеличиваться и в 2023 году составит 15600 человек.

Количество вакансий составляет 487 единиц. В текущем году сохраняется потребность предприятий района в квалифицированных работниках. Востребованы: работники пищевой промышленности, плотники, дорожные рабочие, подсобные рабочие, грузчики, повара. Среди профессий для служащих потребность в инженерных работниках, бухгалтерах, врачах, фармацевтах.

Прогнозные значения численности занятых в экономике на 2021 - 2022 годы, принятые в Прогнозе до 2022 года (15820 и 15900 человек соответственно), скорректированы с учетом итогов 2019 года и сложившейся ситуации на рынке труда в первом полугодии текущего года.

В 2021-2023 годах рост потребности предприятий и организаций в рабочей силе, реализующих инвестиционные проекты, а также реализация мероприятий активной политики занятости населения и социальной поддержки безработных граждан, приведут к дальнейшему снижению числа безработных граждан и уровня официально зарегистрированной безработицы. В соответствии с информацией, предоставленной ГКУ «Центр занятости населения Володарского района», регистрируемая безработица будет снижаться на протяжении всего прогнозируемого периода и по итогам 2023 года ожидается на уровне 0,83%. Численность безработных в 2023 году составит 180 человек.

Сохранению стабильности на рынке труда будет способствовать реализация в муниципальной программы "Организация временной занятости населения Володарского муниципального района", утвержденной постановлением администрации Володарского муниципального района от 28.09.2017г. №1922. Ситуация в сфере занятости в 2021-2023 годах будет определяться созданием новых рабочих мест в рамках реализации Комплексных планов модернизации монопрофильных муниципальных образований. Распределение занятых в экономике в 2021 году составит: в сельском хозяйстве – 9%, обрабатывающие производства–7,5%, в жилищно-коммунальном хозяйстве–9%, в образовании–8,5%, здравоохранении –7,4%, государственное управление и обеспечение военной безопасности – 26%.

Уровень официально зарегистрированной безработицы, %

Фонд оплаты труда и заработная плата

Несмотря на сложные условия развития экономики района, в среднесрочной перспективе одной из основных задач экономического роста останется повышение платежеспособного спроса населения, роста качества и уровня жизни населения. Стабильная работа реального сектора экономики создаст базу для повышения уровня жизни населения. Объективным критерием оценки общей экономической ситуации в районе является размер доходов населения. Основным источником доходов является заработная плата.

В условиях негативного влияния пандемии на благосостояние граждан удалось сохранить положительную динамику по заработной плате и не допустить ее снижения. Так по итогам 1 полугодия 2020 года она составила 24145,9 рублей, что
на 5,6% выше соответствующего периода 2019 года в действующих ценах. Темп роста
в реальном выражении (с учетом инфляции) - 102,4%.

Фонд оплаты труда в 2020 году оценивается в сумме 6110,9 млн.руб. с темпом роста к 2019 году 101,5%. Расчет произведен на основании информации, представленной предприятиями и организациями района, и поступлений налога на доходы физических лиц в бюджеты всех уровней в I полугодии текущего года. Кроме того, на территории Володарского муниципального района дислоцируются воинские части, численность военнослужащих в которых и размер денежного довольствия являются секретной информацией, связанной с обеспечением государственной и военной безопасности. Расчет фонда оплаты труда данной категории произведен на основе поступлений НДФЛ от ФКУ «Единый расчетный центр министерства обороны РФ».

Фонда оплаты труда в 2021-2022 годах ниже параметров Прогноза до 2022 года на 1,5 и 2 процента соответственно.

Невысокие темпы роста фонда оплаты труда в 2020-2021 годах связаны с ситуацией, вызванной пандемией коронавируса (снижение спроса, снижение численности и соответственно снижение ФОТ) и другими факторами:

- сокращение ФОТ, оптимизация численности на следующих предприятиях: МУП ЖКХ «Ильиногорское» сокращение численности работающих в 2020 году на 26 человек с 01.10.2020г. (банкротство предприятия); ООО завод «Лакокраска-Юганец» планирует сокращение ФОТ на 6% в 2020 году в связи со снижением объемов продаж, темп роста в 2020 году – 106,2%; ОАО "Агрофирма "Птицефабрика Сеймовская" планирует оптимизацию численности на 52 человека в 2020 году (проведение мероприятий по увеличению производительности труда на всех участках производства, в 2020-2021 годах темп роста ФОТ составит 101%); ООО "Мукомольный комбинат Володарский" планирует оптимизацию численности, сокращение вспомогательных служб и снижение ФОТ на 5% в 2020 году, в 2021 году темп роста составит 103,1%; ООО «Шнур» в январе 2020 года прекратил деятельность в Володарском районе (переезд производства в г.Дзержинск, сокращение 21 человек); в связи со снижением объемов продаж, ограничением деятельности планируют снижение ФОТ предприятия пострадавших отраслей: ООО «Ильдорф», ООО «Бауерхов», ООО «Бискотти плюс» и другие малые предприятия района;

- планируемое сокращение ФОТ в ФКУ «Управление финансового обеспечения министерства обороны РФ по Нижегородской области» в 2020 году на 7% (сокращение субсидий), в 2021 году останется на уровне 2020 года; в филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ на 10,5% в 2020 году (снижение субсидий на оплату труда и численности работающих на 15 чел.), темп роста в 2021 году составит 103,1% в связи со снижением субсидий на выплату заработной платы. В штате ФКУ «УФО Минобороны РФ по Нижегородской области» персонал, обслуживающий войсковые части.

Объем фонда оплаты труда в 2021 году прогнозируется на уровне 6477,6 млн.рублей (или 106% к уровню 2020 года). В 2022 – 2023 годах ежегодный прирост составит 6,7-7,2%. Величина фонда оплаты труда к 2023 году достигнет 7409,3 млн.рублей.

Динамика ФОТ по Володарскому муниципальному району в 2018 – 2023 годах

В условиях эпидемиологических ограничений и на фоне снижения доходов населения по оценке 2020 года среднемесячная заработная плата в целом по району в действующих ценах увеличится на 1,6% и составит 28011 рублей. Темп роста в реальном выражении – 98,3%.

Наиболее высокие темпы роста заработной платы в текущем году по отношению к 2019 году по крупным и средним организациям наблюдаются в обеспечивающих отраслях (обеспечение электроэнергией – 108,7%, водоснабжение – 116,1%), в сфере торговли и ремонта автотранспортных средств – 122,1%, в сельском хозяйстве и в обрабатывающей промышленности – 109,3 и 109,5% соответственно, в социальной сфере соответствуют уровню прошлого года. На 01 октября 2020 года задолженность по заработной плате в Володарском районе отсутствует.

Заработная плата работников на малых предприятиях и по найму у индивидуальных предпринимателей в текущем году составляет 17800 рублей, что ниже, чем в среднем по району на 26%.

Для сохранения численности работающих в малом бизнесе в период режима повышенной готовности субъектам малого предпринимательства пострадавших отраслей предоставлены субсидии на оплату труда работников при условии выполнения социально значимых работ сотрудниками. Работники организаций выполняли социально значимые работы по благоустройству территорий поселений, в том числе очистка и озеленение территорий, зон отдыха и туризма, уборка территорий кладбищ и воинский захоронений, благоустройство зон, прилегающих к мемориалам и памятникам и др. Всего предоставлено субсидий 12 организациям на 3,7 млн.рублей.

Частично снижение доходов граждан, лишившихся работы, было компенсировано мерами социальной поддержки. В текущем году объем социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными, составил 22,5 млн.рублей, что выше уровня 2019 года в 6,6 раза.

В 2021-2023 годах, исходя из роста основных компонентов доходов населения заработной платы и пенсий, планируется восстановление роста реальных денежных доходов населения. В среднесрочной перспективе среднемесячная заработная плата в целом по району в 2021 году составит 29537,6 рублей (105,4% к уровню 2019 года) и к 2023 году достигнет уровня 33411,3 рублей. Темп роста реальной заработной платы в 2021 году составит 101,5%, в 2022–2023 годах – 102-102,6% соответственно.

Темпы роста реальной заработной платы в 2021-2022 годах, заложенные в Прогнозе до 2022 года, скорректированы в меньшую сторону в связи с текущей ситуацией и высоким риском повторных ограничений (планировался ежегодный рост 103,2%).

Начисленная и реальная заработная плата

Развитие социальной сферы

Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области в прогнозном периоде определены необходимостью решения задач и достижения целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Восстановлению социально-экономического роста будет способствовать реализация национальных проектов по 13 направлениям социально-экономического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, коммуникации между центрами экономического роста.

Каждый национальный проект включает несколько федеральных проектов, содержащих региональную составляющую. Соответствующие мероприятия федеральных проектов предусмотрены в государственных программах Нижегородской области. Усилия администрации Володарского муниципального района направлены на организацию участия района и поселений в реализации максимального числа мероприятий региональных программ.

Основными направлениями социально-экономического развития Володарского района на среднесрочную перспективу для органов местного самоуправления – это создание условий для комфортной жизнедеятельности населения района и развитие эффективной экономики. Основным механизмом реализации данных направлений будет выполнение мероприятий муниципальных программ Володарского муниципального района. Перечень муниципальных программ приведен в приложении 1 «Основные параметры муниципальных программ Володарского муниципального района Нижегородской области».

Развитие здравоохранения осуществляется в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Нижегородской области», утвержденной Правительством Нижегородской области от 26.04.2013 № 274. Кроме того, в настоящее время разрабатывается проект муниципальной программы по укреплению здоровья населения Володарского муниципального района.

В результате реализации мероприятий муниципальных программ планируется достижение следующих основных показателей:

- обеспеченность местами в дошкольных образовательных организациях на 1000 детей в возрасте 1 - 6 лет с 670 мест в 2020 году до 676 мест в 2023 году;

- доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, - 100%;

- сохранение уровня фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности: клубами и учреждениями клубного типа, библиотеками -100%;

- доля граждан Володарского района, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения района до 52% в 2023 году и другие.

В сфере здравоохранения:

- мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (количество посещений в смену в расчете на 10 тыс.населения) составит 207 посещений в смену;

- численность врачей всех специальностей составит 73 человека, остается потребность в узких специалистах (онколог, невролог, психиатр, гериатр, кардиолог, уролог, фтизиатр, профпатолог, врач-эндоскопист);

- обеспеченность населения больничными койками к концу 2023 года сохранится на уровне 2020 года и составит 42 койки на 10 тыс.жителей.

Для развития социальной сферы в среднесрочном периоде планируется:

- в сфере образования: строительство школы в г.Володарск (начало строительства в 2022 году, открытие - в 2024 году), открытие центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в 3 общеобразовательных учреждениях (занятия медиатворчеством, проектной деятельностью, шахматами, 3D-моделированием, работа с квадракоптерами, шлемами виртуальной реальности и другим новейшим оборудованием); создание цифровой образовательной среды в 3 общеобразовательных учреждениях района (проведение высокоскоростного интернета, оснащение учреждений компьютерными и лингафонными классами, приобретение лицензионного программного обеспечения, комплектование общеобразовательных организаций интерактивными комплексами, цифровыми лабораториями); создание новых мест дополнительного образования для увеличения охвата сертификатами персонифицированного финансирования дополнительного образования; в 2020-2022 годах – апробация федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования; проведение капитального ремонта учреждений в рамках государственных программ (в 2021 году: МБОУ СШ №6, МАДОУ детский сад №7, в 2022 году МАОУ СШ №8), участие МАДОУ детский сад №2 в ГП «Доступная среда» и др.;

- в сфере культуры и спорта: сохранение и развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры и спорта (в декабре текущего года открытие кинозала «Звезда» в Молодежно-досуговом центре п.Мулино и центра «Волонтеры культуры» в ГДК «Юбилейный», открытие виртуального концертного зала в ГДК «Юбилейный» в 2022 году, капитальный ремонт в учреждениях культуры в 2021 году (СДК п.Центральный, СДК п.Ильино, ДК п.Решетиха), капитальный ремонт кровли в ДК «Юбилейный» в 2022 году, участие в 2021 году в конкурсе на открытие модельной библиотеки в п.Мулино, благоустройство территории конноспортивного клуба «Гармония»), развитие художественного творчества (проведение событийных мероприятий: областной детский хоровой конкурс «Улица мира», фестиваль народной культуры «Фролищенские гостебы», конкурс патриотической песни «За веру. За Отчизну. За любовь», фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Синяя птица» и др.), обеспечение жителей всех возрастов возможностью для занятий физической культурой (проведение спортивно – массовых мероприятий, внедрение современных и доступных видов спорта), создание условий спортсменам для самореализации в спорте высоких достижений (проведение турниров высокого ранга на базе спортивных объектов района); участие конкурсах на получение грантов в сфере культуры и спорта;

- в части повышения уровня и качества жизни граждан: переселение граждан из аварийного жилья с 2020 года в г.Володарск, р.п.Решетиха, п.Центральный, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства для льготной категории граждан и многодетных семей, приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг в среднесрочном периоде планируется строительство газопровода до р.п.Фролищи, строительство блочно-модульной котельной в п.Фролищи, реконструкция единой системы водоотведения п.Новосмолинский, п. Мулино, с.Золино и централизация приема и очистки стоков на сооружения п. Новосмолинский, перевод на индивидуальное отопление многоквартирных домов в п.Ильино (ул.Луговая), замена сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения в г.Володарск, строительство станции водоподготовки в п.Инженерный, строительство двух блочно-модульных котельных в г.Володарск (ул.Военный городок, ул.Центральная), реконструкция канализационной насосной станции и сетей водоснабжения в п.Центральный. Также для развития транспортной инфраструктуры планируется завершение капитального ремонта автомобильной дороги от федеральной трассы М-7 «Волга» до п.Мулино (через д. Старково), строительство путепровода тоннельного типа через железную дорогу Москва - Н.Новгород - Киров в районе о.п.392км, капитальный ремонт автомобильной дороги от г.Володарск до п.Красная Горка и др.

В сфере здравоохранения в рамках мероприятий государственной программы в среднесрочном периоде планируется капитальный ремонт кровель двух зданий Ильиногорской больницы в текущем году, капитальный ремонт входных групп здания в г.Володарск, ул.Первомайская, капитальный ремонт систем водоснабжения, электроснабжения в амбулатории п.Центральный в 2021 году, капитальной ремонт пищеблока в Ильиногорской больнице в 2022 году и капитальный ремонт фасада в 2023 году, до конца текущего года оснащение медицинским оборудованием и мебелью для игровой зоны детской поликлиники, до 2024 года - компьютерным оборудованием структурных подразделений ГБУЗ НО «Володарская центральная районная больница» и установкой программно-аппаратного комплекса управления электронной очередью. В рамках муниципальной программы по укреплению здоровья населения района планируется проведение мероприятий по мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.

Несмотря на принимаемые меры по поддержки экономики в период пандемии, экономика района в текущем году вошла в состояние рецессии. Но структура экономики не нарушена, следовательно, падение в среднесрочном периоде сменится ростом после преодоления последствий ограничений и стабилизации ситуации. В тоже время, в связи с высокими рисками введения повторных ограничений для деятельности хозяйствующих субъектов в связи со «второй волной» коронавирусной инфекции остается высоким фактор неопределенности экономической ситуации в текущем году. С учетом этого, был разработан данный вариант Прогноза социально-экономического развития Володарского муниципального района на 2021-2023 годы, который предполагает в 2020-2021 годах адаптацию хозяйствующих субъектов к новым экономическим условиям, относительную стабилизацию ситуации и в 2022-2023 годах переход в стадию устойчивого развития и активной инвестиционной деятельности.

Стабилизации ситуации и достижению устойчивого экономического роста в 2021 – 2023 годах будет способствовать реализация «Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения», выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», реализация национальных проектов.

Приложение 1

Основные параметры муниципальных программ Володарского муниципального района Нижегородской области

(по состоянию на 1 октября 2020 года)

млн.руб.

Наименование

Период действия (годы)

Объемы финансирования, предусмотренные

на 2021 - 2023 годы

Всего

в том числе за счёт средств:

федерального бюджета

областного бюджета

районного бюджета

Прочих источников

1. МП «Развитие агропромышленного комплекса Володарского муниципального района Нижегородской области» (подготовлен проект)

2021-2025

117,3

3,1

20,2

0,5

93,5

2. МП «Энергосбережение, энергоэффективность на территории Володарского муниципального района» (постановление администрации Володарского муниципального района от 29.12.2017г. № 2625)

2018-2022

3,4

-

-

2,2

1,2

3. МП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Володарском

муниципальном районе» (подготовлен проект)

2021-2025

13,1

-

8,8

4,3

-

4. МП «Развитие образования Володарского муниципального района» (подготовлен проект)

2021-2025

2009,0

-

1348,6

660,4

-

5. МП «Социальная поддержка граждан Володарского муниципального района» (постановление администрации Володарского муниципального района от 28.09.2017г. № 1920)

2018-2022

43,8

6,9

21,6

15,3

-

6. МП «Организация временной занятости населения Володарского муниципального района» (постановление администрации Володарского муниципального района от

28.09.2017г. № 1923)

2018-2023

9,1

-

0,8

2,8

5,5

7. МП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Володарского муниципального района» (постановление администрации Володарского муниципального района от 02.10.2020г. № 1501)

2015-2022

157,5

-

27,6

129,9

-

8. МП «Развитие культуры и туризма Володарского муниципального района» (подготовлен проект)

2021-2025

384,8

-

11,5

297,6

75,7

9. МП «"Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Володарского муниципального района " (постановление администрации Володарского муниципального района от 24.11.2017г. № 2259)

2018-2022

5,5

0,9

3,5

1,1

-

10. МП «Обеспечение населения Володарского муниципального района качественными услугами

в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (постановление администрации Володарского муниципального района от 27.10.2017г. № 2114)

2018-2022

257,9

111,1

44,8

12,6

89,4

11. МП «Улучшение экологической обстановки в Володарском муниципальном районе» (постановление администрации Володарского муниципального района от 30.10.2017г. № 2120)

2018-2022

0,1

-

-

0,1

-

12. МП «Обеспечение общественного порядка и

противодействие преступности на территории Володарского муниципального района» (подготовлен проект)

2021-2025

18,2

-

-

18,2

-

13. МП «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Володарского муниципального района» (подготовлен проект)

2021-2025

75,5

-

-

45,3

30,2

14. МП « Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Володарского муниципального района» (подготовлен проект)

2021-2023

0,22

-

-

0,22

-

15. МП «Повышение безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и развития транспортной системы Володарского муниципального района" (постановление администрации Володарского муниципального района от 23.11.2017г. №2229)

2018-2022

5,0

-

-

5,0

-

16. МП «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы Володарского муниципального района Нижегородской области» (постановление администрации Володарского муниципального района от 13.12.2017г. № 2421)

2018-2024

42,3

35,4

1,5

-

5,4

17. МП «Управление муниципальными финансами Володарского муниципального района» (подготовлен проект)

2021-2025

308,6

5,5

198,2

100,9

4,0

18. МП «Управление муниципальным имуществом Володарского муниципального района» (постановление администрации Володарского муниципального района от

06.10.2014г. № 2296).

2020-2024

8,6

-

-

8,6

-

19. МП «Информационное общество Володарского муниципального района» (постановление администрации Володарского муниципального района от

28.09.2017г. № 1921)

2018-2022

13,4

-

4,1

4,9

4,4

20. МП «Укрепление здоровья населения Володарского муниципального района»

2021-2024

разработка проекта программы

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный сайт Володарского муниципального района Нижегородской области www.volodarsk.omsu-nnov.ru от 06.11.2020
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.150.000 Местное самоуправление, 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать