Основная информация

Дата опубликования: 01 ноября 1991г.
Номер документа: С9100807
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОМИТЕТ ПО ОПЕРАТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&С9100807

&С9100807

КОМИТЕТ ПО ОПЕРАТИВНОМУ

УПРАВЛЕНИЮ

НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ СССР

Р+А+С+П+О+Р+Я+Ж+Е+Н+И+Е

от 1 ноября 1991 г. N 104р

Москва

В целях практической

поддержки предпринимательства и усиления положительного влияния частной

инициативы на преодоление кризиса предложить органам власти и управления

республик рассмотреть и реализовать с учетом специфики регионов рекомендуемый

комплекс мер (прилагается).

ПРИЛОЖЕНИЕ

к распоряжению Комитета по

оперативному

управлению народным хозяйством

СССР

от 1 ноября 1991 г. N 104р

НЕОТЛОЖНЫЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ

МЕРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ

СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ

УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОЙ

ИНИЦИАТИВЫ И

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Исходя из того, что

основой подъема экономики являются частная собственность, свобода

предпринимательства и конкуренция, первостепенной задачей является создание

благоприятных условий для ускоренного развития частной инициативы и

предпринимательства.

Для этого необходимо в

кратчайший срок разработать и реализовать комплекс правовых, экономических и

организационных мер, способствующих развитию предпринимательства в

цивилизованной форме и в направлениях, которые республики сочтут приоритетными,

особенно в отраслях народного хозяйства, от которых зависит жизнеобеспечение

людей.

В целях формирования

благоприятных и равных условий для предпринимательской деятельности Комитет по

оперативному управлению народным хозяйством СССР считает целесообразным

предложить законодательным и исполнительным органам принять правовые акты и

осуществить ряд неотложных мер, способствующих развитию инициативы и

предпринимательской деятельности.

При подготовке таких

актов Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР, исходя из

основных положений Договора об Экономическом сообществе в области

предпринимательства, предлагает руководствоваться следующими основными

положениями в соответствующих областях.

I. Общие принципы

предпринимательской деятельности

1. Государство

предельно ограничивает свое вмешательство в предпринимательскую деятельность.

Вмешательство

государства в предпринимательскую деятельность юридических и физических лиц

допускается только на основе законодательства и ограничивается, как правило,

только следующими вопросами, относящимися к исключительной компетенции

государства: соблюдение законности, оборона и безопасность общества,

безопасность и здоровье граждан, налоговое, ценовое и антимонопольное

регулирование, предоставление социальных гарантий, соблюдение экологических,

санитарных и противопожарных норм.

Собственникам частных

предприятий предоставляется право самостоятельно решать вопросы:

ценообразования, о количестве и номенклатуре изготовляемой продукции, формах и

способах ее реализации, выбора партнеров, найма и увольнения работников, о

структуре и видах финансово-хозяйственной деятельности, включая самостоятельное

решение вопроса об использовании полученной прибыли.

Увольнение работников

производится с соблюдением социальных гарантий и на основе действующего

законодательства.

В отдельных

предусмотренных законодательством случаях предприятия, основанные на частной

собственности, равно как и предприниматели, не являющиеся юридическими лицами,

могут привлекаться к работам по ликвидации последствий стихийных бедствий,

катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

2. Если в результате

издания государственным или иным органом акта, выходящего за рамки его

компетенции или не соответствующего требованиям законодательства, нарушаются

права предпринимателей, они могут обратиться в суд с заявлением о признании

такого акта недействительным.

Возникающие у

предпринимателей в результате запретов и других противоправных действий

государственных и иных органов и их должностных лиц убытки бесспорно

возмещаются последними полностью, включая упущенную выгоду, если

неправомерность этих действий будет признана судом.

3. Государства - члены

Экономического сообщества обеспечивают одинаковый правовой режим осуществления

хозяйственной деятельности для юридических и физических лиц как своего

государства, так и всех других государств, включая вопросы налогообложения,

товарообмена, соблюдения экологических требований, доступа к трудовым,

материальным, финансовым, информационным и природным ресурсам.

4. Экономическое

сообщество и суверенные государства принимают меры по соблюдению стабильности

принятого законодательства в области предпринимательства. Пересмотр в течение

трех лет ранее принятых законов в этой области может производиться только в

случае изменения экономической или политической ситуации, которое нельзя было

предвидеть заранее. Невозможность предвидения должна быть подтверждена Конституционным

судом.

5. В целях устранения

существующих ограничений в области предпринимательства законодательным и

исполнительным органам государств рекомендуется в минимально короткие сроки

пересмотреть действующее законодательство, имея в виду провести эту работу в

два этапа. На первом этапе определить нормативные акты, не противоречащие

развитию частной инициативы и предпринимательства. На втором - отменить все

действующие правовые акты, сдерживающие развитие частной инициативы и

предпринимательства.

Работу по пересмотру и

отмене законодательных актов следует провести в течение не более 2 месяцев с

тем, чтобы обеспечить с 1 января 1992 г. создание необходимой правовой базы для

ускоренного развития предпринимательства и частной инициативы.

6. Исходя из того, что

частная собственность является такой же равноправной, как и другие формы

собственности, она должна быть обеспечена аналогичной защитой от любых

посягательств. Учитывая, что в течение многих лет частная собственность была

фактически запрещена, а меры наказания за посягательство на личную

собственность были более мягкими, чем меры наказания за посягательство на

государственную собственность, необходимо установить эффективную систему

правовой защиты частной собственности. В этих целях следует ввести вновь или

ужесточить существующие меры уголовной и имущественной ответственности за

действия, наносящие прямой или косвенный ущерб предпринимательству: хищения,

вымогательство (рэкет), понуждение к принятию решений, не соответствующих

интересам предпринимателей, зачисление по принуждению на работу лиц, которые не

принимают трудового участия в деятельности предприятий или по своим

профессиональным качествам не могут приносить пользу предприятиям.

Активизировать работу

правоохранительных органов в направлении защиты частной собственности от

посягательств вплоть до создания ими специальных подразделений.

7. Признается

несовместимой работа на постоянной основе в государственных органах власти и

управления с занятием предпринимательской деятельностью.

II. Регистрация

участников предпринимательской деятельности

8. Все действующие,

создаваемые и реорганизуемые предприятия, основанные на началах

предпринимательской деятельности, регистрируются в судебном или ином

уполномоченном на то органе.

9. Вводятся

регистрационные сборы за регистрацию создаваемых и реорганизуемых предприятий,

основанных на началах предпринимательской деятельности. Ставки регистрационного

сбора могут быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности,

осуществляемой этими предприятиями. Суммы регистрационных сборов поступают в

доход местных бюджетов.

10. Ведение

государственного реестра участников предпринимательской деятельности поручается

налоговым инспекциям.

11. Право на

индивидуальную предпринимательскую деятельность без оформления статуса

юридического лица возникает на основании приобретения срочных гербовых знаков,

продаваемых финансовыми органами по месту этой деятельности. Цена гербовых

знаков устанавливается законодательными органами государств.

12. Законодательными

органами государств - членов Экономического сообщества утверждаются перечни

видов деятельности, подлежащих лицензированию, в которые включаются виды

деятельности, представляющие опасность для жизни и здоровья людей, а также виды

деятельности, находящиеся в исключительной компетенции государства. Указанные

перечни являются исчерпывающими и не подлежат расширению местными органами

власти. Считать необходимым активное участие обществ по защите прав

потребителей в подготовке этих перечней.

13. Совместные

предприятия, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные фирмы и

их филиалы, осуществляющие свою деятельность на территории государств - членов

Экономического сообщества, регистрируются на общих основаниях, если иного не

требует иностранный партнер.

III. Приватизация

14. Приватизация

допускается во всех отраслях народного хозяйства. Законодательными органами

государств - членов Экономического сообщества утверждаются перечни объектов

государственной собственности, не подлежащих приватизации.

15. В результате

приватизации государство утрачивает права владения, распоряжения и пользования

объектами государственной собственности, а государственные органы - право

управления ими.

16. Приватизация

осуществляется в форме приобретения покупателями акций государственных акционерных

обществ, покупки объектов государственной собственности по конкурсу или на

аукционе.

При согласовании

трудовым коллективом государственного предприятия программы приватизации

предприятия с органом по управлению имуществом приватизация проводится без конкурса

или аукциона.

17. Небольшие

предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и

иных отраслей народного хозяйства рекомендуется приватизировать по

символическим ценам с объявлением конкурсных условий.

18. При осуществлении

приватизации государственных предприятий используется преимущественно

возмездная форма передачи права собственности с предоставлением широкого

спектра льгот, включая скидки со стоимости имущества, рассрочку платежа, выдачу

кредитов и другие виды льгот.

19. Законодательным

органам государств - членов Экономического сообщества предлагается подготовить

и принять законы о приобретении гражданами и юридическими лицами объектов

государственной собственности (о приватизации).

IV. Финансы и банковская

деятельность

20. Предоставляется

право всем банкам, действующим на территории государств - членов Экономического

сообщества, осуществлять весь комплекс финансово-кредитных операций, включая

валютные операции и открытие корреспондентских счетов в зарубежных банках. За

все виды риска, связанного с деятельностью банков, государство ответственности

не несет и в работу банков не вмешивается.

21. Предприятия,

независимо от форм собственности (далее именуются - предприятия), имеют право

свободного приобретения и продажи валютных средств на договорной основе во всех

банках, а также на валютных биржах.

Участники торгов

являются равноправными.

22. Предприятия вправе

финансироваться и кредитоваться в любом коммерческом банке, а также открывать в

них неограниченное количество счетов.

Банки несут

ответственность за нарушение норм и сроков проведения операций по обслуживанию

предприятий в размере нанесенного ущерба, включая упущенную выгоду.

Ответственность банка не переносится. В соответствии с законодательством банк

вправе предъявить регрессный иск.

23. На банки не могут

быть возложены функции государственных структур управления и контроля.

24. Гарантируется

беспрепятственное получение собственниками своих средств в банках в любой

приемлемой для них форме (наличными, чеками, векселями, иными платежными

средствами или по перечислению) по первому требованию владельца средств без

ограничения суммы в пределах имеющихся на счетах средств.

25. Расчеты между

банками переводятся на прямые корреспондентские отношения с постепенной отменой

системы расчетно-кассовых центров центральных (национальных государственных)

банков.

26. В целях

ускоренного развития денежного рынка государство поощряет образование

коммерческих банков, меняльных контор, валютных и финансовых бирж.

Уровень обязательных

резервов коммерческих банков в центральных (национальных государственных)

банках не должен превышать 10 процентов привлеченных средств. Вводится плата

центральных банков за вносимые в них коммерческими банками резервы.

27. Коммерческим

банкам предоставляется право привлекать к охране помещений, имущества, денежных

хранилищ, а также инкассационных операций специализированные подразделения МВД,

частные службы безопасности и охраны или создавать свои аналогичные службы.

V. Налоговая политика

28. В целях

активизации развития предпринимательства законодательным органам государств -

членов Экономического сообщества рекомендуется изыскать возможность установить

на 1992-1994 годы налог на прибыль предприятий в минимально возможном размере,

как правило, не превышающем 25 процентов прибыли. Освобождается от

налогообложения прибыль, направляемая на развитие производства.

При этом ставки налога

следует дифференцировать в зависимости от видов деятельности. Устанавливаются

налоговые и иные льготы для предприятий, деятельность которых связана с

производством товаров народного потребления и оказанием услуг населению, в

первую очередь с производством товаров массового спроса, лекарств, медикаментов

и продуктов питания. Налоговые и иные льготы (включая налоговые кредиты)

предоставляются прежде всего начинающим предпринимателям.

29. В связи с отменой

контроля за ценами снимаются ограничения, связанные с уровнем рентабельности

производства. Регулирование размеров фонда оплаты труда и потребления

осуществляется на основе генеральных соглашений, заключаемых между союзами

предпринимателей, профсоюзами и правительствами, в которых предусматривается

размер минимальной заработной платы, решаются вопросы повышения заработной

платы в связи с ростом квалификации работников, ее индексация, а также другие

вопросы оплаты труда.

30. Законодательные

органы государств устанавливают размеры налога на валютные доходы предприятий с

учетом выплат по внешнему долгу Союза ССР.

31. В целях ускорения

процесса приватизации рекомендуется ввести для государственных предприятий

налог на основные и оборотные фонды в размере одного процента их стоимости.

Указанный налог взимается после уплаты налога на прибыль и поступает в

соответствующий бюджет.

32. Признается

недопустимым изъятие во внесудебном порядке органами государственного

управления и контроля (кроме случаев, предусмотренных законодательством)

денежных средств со счетов предприятий. В случае несогласия предприятия с

действиями органов управления и контроля, которым в законодательном порядке

предоставлено такое право, предприятия могут обжаловать их решение в суде.

Судам принимать к рассмотрению указанные дела в первоочередном порядке.

Ущерб, причиненный

предприятию неправомерными действиями должностных лиц, включая упущенную

выгоду, подлежит возмещению в полном объеме.

VI. Поддержка

предпринимательства и льготы его участникам

33. Помимо налоговых

льгот предпринимателям могут быть предоставлены и другие льготы, в частности,

передача в долгосрочное пользование земли и недвижимости на безвозмездной или

льготной основе.

34. Создается

государственный кредитный фонд для поддержки малого и среднего

предпринимательства, который размещается в специализированных коммерческих

банках. Предоставление средств и кредитов осуществляется этими банками на

исключительно льготных условиях.

VII. Ценообразование

35. Реализация всех

видов товаров и услуг осуществляется по свободным ценам. Государство регулирует

цены на основные виды сырья, энергоносители, ограниченный перечень продуктов

питания, тарифы на железнодорожные перевозки и услуги связи, а также исходя из

необходимости проведения антимонопольной политики. Перечень товаров и услуг,

цены на которые регулируются государством, определяется в соответствии с

соглашениями, заключаемыми на основе Договора об Экономическом сообществе.

VIII. Торговля и товарообмен

36. Правительствами

разрабатываются и осуществляются конкретные меры по поддержке бирж, брокерских

контор, торговых и посреднических фирм, информационных, транспортных, складских

и других предприятий, составляющих инфраструктуру рынка.

37. Запрещаются всем

исполнительным органам власти, профсоюзным и общественным организациям любые

прямые и скрытые формы ограничения свободы торговли.

38. Предоставление

прав на прописку, провоз товаров, отвод земли, проведение аукционов, ярмарок и

другие действия, которые входят в компетенцию местных органов власти, не должны

обусловливаться какими- либо дополнительными требованиями к предпринимателям

(неправомерные платежи, бесплатное предоставление товаров и услуг и т.д.).

Должностные лица, виновные в подобных действиях, привлекаются к уголовной

ответственности в соответствии с законодательством.

IX. Внешнеэкономическая

деятельность

39. Право участия во

внешнеэкономической деятельности предоставляется всем предприятиям. Им

разрешаются экспортно-импортные и прочие виды внешнеэкономических операций.

40. Ликвидируется

монополия каких-либо предприятий внешней торговли, за исключением проведения

экспортно-импортных операций по продукции и сырью стратегического назначения, драгоценным

металлам и другим государственным ценностям. Государственные специализированные

внешнеторговые организации преобразуются в акционерные общества.

41. Разрешаются все

виды товарообменных (бартерных) и компенсационных сделок, за исключением сделок

по продукции, указанной в пункте 40 настоящих рекомендаций.

42. Отменяются для

предприятий налоги на экспорт и импорт, кроме таможенных процедур и пошлин,

которые должны быть едиными на всей территории Экономического сообщества. На

таможенные организации возлагается осуществление статистического учета всех

видов грузов, пересекающих границу в том или ином направлении, в соответствии с

декларациями, представляемыми участниками внешнеэкономических операций.

43. Реэкспортные

операции налогом не облагаются, за исключением полученной предприятиями прибыли

от этих операций.

44. Отменяется

лицензирование экспорта и импорта товаров, за исключением указанных в пункте 40

настоящих рекомендаций. Законодательными органами государств - членов

Экономического сообщества вводится квотирование на экспорт энергоносителей,

продовольствия, пушнины отдельных видов, леса, пиломатериалов, редкоземельных

металлов, медикаментов или некоторых других видов продукции.

45. Предприятия имеют

право открывать свои валютные счета в любом банке мира и свободно перемещать

их.

46. В целях защиты

интересов покупателя вводится страхование всех видов внешнеэкономической

деятельности, а также имущества, собственности, вкладов, сделок, риска (включая

транспортный), которое может быть осуществлено в любой страховой компании мира.

47. Предоставляется

право всем предприятиям самостоятельно решать вопросы командирования за рубеж

своих специалистов, получения паспортов в соответствующих территориальных

ОВИРах и въездных виз в зарубежные страны непосредственно в посольствах этих

стран.

48. Предприятиям

предоставляется право беспрепятственно приглашать на работу иностранных граждан

в качестве наемного персонала на основании соответствующих договоров и трудовых

соглашений с предоставлением предприятием жилья и других необходимых гарантий.

49. Предоставляется

полная свобода предпринимательства предприятиям и организациям зарубежных

стран, включая реализацию на отечественном рынке товаров и услуг за рубли.

Иностранным юридическим лицам и гражданам разрешается инвестировать вырученные

рублевые средства в отечественную экономику. Снимаются все ограничения на

открытие иностранными фирмами рублевых и валютных счетов на территории

государств - членов Экономического сообщества.

X. Отчетность

50. Основным

документом, характеризующим результаты хозяйственной деятельности предприятия,

является его баланс. При проведении проверки деятельности предприятия налоговая

инспекция несет ответственность за разглашение коммерческой тайны. Ущерб от

разглашения коммерческой тайны, включая упущенную выгоду, может быть возмещен

на основании решения суда.

51. Основным

финансовым документом для граждан, занимающихся предпринимательской

деятельностью без оформления статуса юридического лица, является заполняемая в

общем порядке декларация о доходах, которая представляется в налоговую

инспекцию. В этих целях предлагается ускорить разработку и введение в практику

декларации о доходах.

XI. Политика

52. Предпринимателям

разрешается оказывать материальную, в том числе финансовую, поддержку партиям и

политическим движениям, защищающим интересы предпринимательства в

законодательных органах на всех уровнях власти, а также участвовать своими

средствами в поддержке избирательных кампаний независимых кандидатов. Указанная

поддержка проводится в порядке и размерах, установленных законодательством.

Все виды поддержки

оказываются только через общественные фонды, которые регулярно сообщают о

финансовых результатах своей деятельности. Такие пожертвования приравниваются к

благотворительным и налогом не облагаются.

53. На всех

предприятиях запрещается деятельность политических организаций, партий или

движений.

XII. Благотворительная

деятельность

54. Разрешаются и

всемерно поддерживаются все виды благотворительности, а также создание и

развитие благотворительных фондов, основанных на уставном капитале.

Законодательными органами государств - членов Экономического сообщества

подготавливаются и принимаются законы о благотворительных фондах и

благотворительности.

55. До 20 процентов

личных доходов граждан, направляемых на благотворительные цели, освобождаются

от налогообложения.

56. Благотворительные

пожертвования, поступающие из других стран в денежной и материальной форме в

адрес предприятия, принимаются им на баланс и расходуются исключительно на

цели, указанные благотворителем. Эти пожертвования налогами не облагаются.

57. Прибыль

благотворительных фондов, полученная от хозяйственной деятельности и

направляемая на увеличение уставного капитала фонда или на расширение его

деятельности, налогом не облагается.

XIII. Профсоюзы в

предпринимательских структурах

58. Наемный персонал

предприятий может создавать профсоюзные структуры внутри предприятий и

проводить соответствующую деятельность.

В случае если в

результате проводимых по инициативе профсоюза акций, признанных в установленном

порядке незаконными, предприятиям нанесен материальный ущерб, то он возмещается

профсоюзом в бесспорном порядке или по суду.

XIV. Уголовное

законодательство и административная

ответственность

59. Рекомендовать

законодательным органам государств - членов Экономического сообщества отменить

статьи уголовных кодексов, преследующие за осуществление предпринимательской

деятельности, как несовместимые с рыночной экономикой.

Регулирование валютных

операций, частно-предпринимательской, торговой и посреднической деятельности

осуществляется на основе норм гражданского законодательства.

60. Предлагается

освободить из заключения до 1 января 1992 г. всех осужденных хозяйственников и

частных предпринимателей, отбывающих наказание или находящихся под следствием

на основании отмененных статей уголовных кодексов государств - членов

Экономического сообщества, предусмотренных пунктом 59 настоящих рекомендаций, с

полной их реабилитацией и выплатой компенсаций. В таком же порядке

реабилитируются лица, ранее осужденные по аналогичным делам. При этом

компенсация умершим, осужденным по этим статьям, выплачивается родственникам.

Списки реабилитированных публикуются в печати.

61. Признается

целесообразной разработка законодательства о криминальном предпринимательстве,

имеющем целью извлечение прибыли из действий, наносящих ущерб обществу.

Устанавливается уголовная и имущественная ответственность за такое

предпринимательство.

Предпринимателям,

руководящим деятельностью предприятий, или предпринимателям, работающим по

контракту, может быть запрещено заниматься предпринимательством по решению

судебных органов, если в результате их недобросовестных или некомпетентных

действий предприятия были признаны в установленном порядке несостоятельными

(банкротами), а также в случаях неоднократного или грубого нарушения

законодательства, осуществления деятельности, занятие которой запрещено, либо

деятельности, требующей получения лицензии без наличия такого разрешения.

Списки указанных лиц публикуются в печати.

Законодательным органам

государств - членов Экономического сообщества предлагается ускорить разработку

и принятие законодательных актов о несостоятельности (банкротстве).

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать