Основная информация

Дата опубликования: 27 апреля 2023г.
Номер документа: RU16000202300777
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 27.04.2023 № 533

Об утверждении Положения о порядке и условиях установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами в Республике Татарстан

В целях защиты прав и законных интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке и условиях установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами в Республике Татарстан (далее – Положение).

2. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Республики Татарстан осуществлять разьяснения по применению Положения.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан

А.В.Песошин

Утверждено

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 27.04.2023 № 533

Положение

о порядке и условиях установления патронажа

над совершеннолетними дееспособными гражданами в Республике Татарстан

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами.

1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

патронаж – добровольная неоплачиваемая помощь совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, в форме совершения действий в интересах этого гражданина на основании заключаемого с ним договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;

помощник – совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

кандидат в помощники – совершеннолетний дееспособный гражданин, выразивший желание стать помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

1.3. Патронаж устанавливается посредством назначения помощника.

1.4. Помощник назначается совершеннолетним дееспособным гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Татарстан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

1.5. Полномочия по назначению помощника реализуются Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее – Министерство) в лице управлений (отделов) социальной защиты Министерства в муниципальных районах (городских округах) (далее – территориальные органы социальной защиты).

В исполнении территориальным органом социальной защиты указанного полномочия участвует комплексный центр социального обслуживания населения в части проведения обследования условий жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в назначении помощника.

1.6. Основанием для рассмотрения вопроса о назначении помощника является поданное гражданином, нуждающимся в назначении помощника, заявление о назначении помощника по форме, утвержденной Министерством.

Требования к кандидатам в помощники

2.1. К кандидатам в помощники предъявляются следующие требования:

наличие гражданства Российской Федерации;

совершеннолетний возраст;

наличие места жительства в муниципальном районе, городском округе, в котором проживает гражданин, нуждающийся в назначении помощника;

отсутствие следующих заболеваний, при наличии которых гражданин не может быть назначен помощником: хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании, острых инфекционных заболеваний, вирусного гепатита (В, С), сифилиса, болезней, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), туберкулеза, любых форм психических расстройств;

отсутствие факторов трудовой деятельности и (или) факторов обучения в образовательной организации, которые могут затруднять исполнение обязанностей помощника (частые направления в служебные командировки и их продолжительность, прохождение продолжительного обучения в другом населенном пункте);

отсутствие неснятой или непогашенной судимости, а также снятой (погашенной) судимости за особо тяжкие преступления или за мошенничество.

2.2. Не могут быть назначены помощником:

работник организации, осуществляющей социальное обслуживание гражданина, нуждающегося в назначении помощника;

недееспособные и ограниченно дееспособные граждане;

лица, которые по результатам осуществления контроля за деятельностью помощника ранее были отстранены от исполнения обязанностей помощника.

Подбор и учет кандидатов в помощники

3.1. Территориальный орган социальной защиты осуществляет подбор и учет кандидатов в помощники.

3.2. Территориальный орган социальной защиты информирует граждан, проживающих на территории муниципального района, городского округа, о возможности стать помощниками посредством размещения информации на информационных стендах, расположенных в здании территориального органа социальной защиты, в средствах массовой информации.

3.3. Кандидат в помощники представляет лично в территориальный орган социальной защиты по месту жительства заявление о назначении помощником с приложением следующих документов:

1) копия документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала для сверки и заверения копии);

2) справка с места работы (службы, учебы) с кратким описанием характера работы и условий работы (службы, обучения) (частота направления в служебные командировки и их продолжительность, прохождение продолжительного обучения в другом населенном пункте, если кандидат в помощники работает, служит или обучается);

3) медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в помощ-
ники;

4) решение о назначении (об отказе в назначении) помощником по форме,
утвержденной Министерством (в случае, если кандидат в помощники обратился вместе с конкретным гражданином, нуждающимся в назначении помощника);

5) решение о постановке (об отказе в постановке) на учет в качестве кандидата в помощники по форме, утвержденной Министерством.

3.4. О решении о назначении (об отказе в назначении) помощником или о решении о постановке (об отказе в постановке) на учет в качестве кандидата в помощники кандидат в помощники уведомляется способом, указанным в заявлении (по почте, по адресу электронной почты), в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

В решении об отказе в назначении помощником, в решении об отказе в постановке на учет в качестве кандидата в помощники указывается основание для отказа.

3.5. В день принятия решения о назначении (об отказе в назначении) помощником либо о постановке (об отказе в постановке) на учет в качестве кандидата в помощники территориальный орган социальной защиты вносит соответствующую запись в журнал учета заявлений и документов кандидатов в помощники.

3.6. Решение о постановке на учет в качестве кандидата в помощники действительно в течение двух лет со дня его принятия.

3.7. Кандидат в помощники снимается с учета:

по его заявлению;

при назначении его помощником;

при получении территориальным органом социальной защиты сведений о наступлении следующих обстоятельств, препятствующих назначению гражданина помощником:

переезд на постоянное место жительства в другой муниципальный район, городской округ;

выявление факторов трудовой деятельности и (или) факторов обучения в образовательной организации, которые могут затруднять исполнение обязанностей помощника (частые и (или) продолжительные служебные командировки, прохождение продолжительного обучения в другом населенном пункте);

выявление заболеваний, при наличии которых гражданин не может быть назначен помощником;

выявление неснятой или непогашенной судимости, а также снятой (погашенной) судимости за особо тяжкие преступления или за мошенничество;

признание гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным;

выявление информации об отстранении ранее гражданина от исполнения обязанностей помощника;

по истечении двухлетнего срока со дня постановки на учет в качестве кандидата в помощники.

3.8. Территориальный орган социальной защиты обязан ознакомить кандидата в помощники с обязанностями и ответственностью помощника, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан.

Порядок назначения помощника

4.1. Для рассмотрения вопроса о назначении помощника гражданин, нуждающийся в назначении помощника, либо его представитель лично представляет в территориальный орган социальной защиты заявление о назначении помощника с приложением следующих документов:

копия документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала для сверки и заверения копии) гражданина, нуждающегося в назначении помощника;

медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, свидетельствующее о наличии у него ограничений жизнедеятельности, препятствующих осуществлению и защите своих прав и исполнению своих обязанностей;

копия документа, удостоверяющего личность представителя гражданина, нуждающегося в назначении помощника;

копия доверенности на представление интересов гражданина, нуждающегося в назначении помощника (в случае, если заявление подается представителем гражданина, нуждающегося в назначении помощника).

В случае если копии документов не заверены в установленном законодательством порядке, они представляются с предъявлением оригиналов документов и заверяются специалистом территориального органа социальной защиты.

4.2. Территориальный орган социальной защиты в день поступления заявления о назначении помощника и приложенных к нему документов осуществляет их проверку и регистрацию в журнале учета обращений граждан о назначении помощника, который ведется по форме, утвержденной Министерством.

4.3. Основаниями для отказа в приеме заявления о назначении помощника и документов являются:

непредставление документов, предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Положения;

представление документов с истекшим сроком действия;

наличие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и исправлений, не заверенных в установленном порядке.

4.4. В течение трех рабочих дней со дня поступления (приема) документов территориальный орган социальной защиты передает сведения о гражданине, нуждающемся в назначении помощника, в комплексный центр социального обслуживания населения для организации выхода специалистов комплексного центра социального обслуживания населения по месту жительства гражданина, нуждающегося в назначении помощника, с целью проведения обследования условий его жизнедеятельности.

4.5. Комплексный центр социального обслуживания населения в течение пяти рабочих дней со дня получения от территориального органа социальной защиты сведений о гражданине, нуждающемся в назначении помощника:

осуществляет выход по месту жительства гражданина, проводит обследование условий его жизнедеятельности, по результатам которого составляет акт обследования условий жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в назначении помощника (далее – акт обследования), по форме, утвержденной Министерством;

выясняет у гражданина, нуждающегося в назначении помощника, вопросы, в решении которых ему требуется помощь помощника;

направляет в территориальный орган социальной защиты акт обследования и информацию о вопросах, в решении которых гражданину требуется помощь помощника.

4.6. Территориальный орган социальной защиты в течение 10 рабочих дней со дня получения акта обследования и информации от комплексного центра социального обслуживания населения:

производит оценку соответствия гражданина условиям, приведенным в пунк-
те 1.4 настоящего Положения;

в случае несоответствия гражданина условиям, приведенным в пункте 1.4 настоящего Положения, и (или) наличия противоречивых и (или) недостоверных сведений, указанных в заявлении и документах, представленных гражданином, нуждающимся в назначении помощника, принимает решение об отказе в назначении помощника по форме, утвержденной Министерством, и выдает его (при личном обращении) либо направляет по почте гражданину с указанием причины отказа;

в случае соответствия гражданина условиям, приведенным в пункте 1.4 настоящего Положения:

осуществляет подбор кандидата в помощники;

организует встречу гражданина и кандидата в помощники;

с согласия гражданина, нуждающегося в назначении помощника, и с согласия кандидата в помощники оформляет решение о назначении помощника и предоставляет им при необходимости примерную форму договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора между помощником и гражданином, нуждающимся в назначении помощника;

в случае если гражданин, нуждающийся в назначении помощника, не согласовал предложенного ему кандидата в помощники, проводит работу по подбору гражданину другого кандидата в помощники.

4.7. При принятии решения о назначении помощника:

территориальный орган социальной защиты в день принятия такого решения вносит сведения о гражданине, которому назначен помощник, в журнал учета граждан, которым назначен помощник;

между гражданином, которому назначен помощник, и его помощником в течение трех рабочих дней со дня оформления решения о назначении помощника заключается договор поручения, договор доверительного управления имуществом[1] или иной договор на срок не более двух лет.

Договор составляется в трех экземплярах – по одному для гражданина, которому назначен помощник, помощника и территориального органа социальной защиты.

4.8. В случае если гражданину, нуждающемуся в назначении помощника, в течение месяца с момента поступления заявления о назначении помощника помощник не назначен, патронаж осуществляется территориальным органом социальной защиты. Территориальный орган социальной защиты продолжает подбор помощников в порядке, установленном настоящим Положением.

Обязанности помощника

5.1. Помощник совершает действия в интересах гражданина, которому назначен помощник, на основании заключаемого с ним договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

При этом гражданин, которому назначен помощник, являясь полностью дееспособным, имеет право самостоятельно совершать любые сделки и иные юридически значимые действия.

Помощник не вправе, в том числе по доверенности, заключать (совершать) сделки по отчуждению движимого (недвижимого) имущества, принадлежащего гражданину, которому назначен помощник, на праве собственности либо на праве пользования.

5.2. Помощник обязан ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в территориальный орган социальной защиты в письменной форме отчет об исполнении взятых на себя обязательств, в том числе об использовании имущества гражданина, которому назначен помощник, на основании заключенного с гражданином договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по форме, утвержденной Министерством.

Условия осуществления помощником

обязанностей

6.1.              Помощник исполняет обязанности безвозмездно.

6.2.              По просьбе помощника, добросовестно исполняющего свои обязанности, и при наличии письменного согласия гражданина, которому назначен помощник, территориальный орган социальной защиты вправе разрешить помощнику в случае удаленности его места жительства от места жительства гражданина, которому назначен помощник, безвозмездно пользоваться имуществом гражданина, которому назначен помощник, в своих интересах.

В этом случае в договоре поручения, договоре доверительного управления имуществом или ином договоре между помощником и гражданином, которому назначен помощник, должны быть указаны состав имущества гражданина, которому назначен помощник, разрешенного к безвозмездному пользованию помощником, и срок его пользования помощником.

Прекращение патронажа

7.1. Патронаж, установленный в соответствии с настоящим Положением, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Гражданин, которому назначен помощник, обязан уведомить территориальный орган социальной защиты о прекращении патронажа, установленного над ним в соответствии с настоящим Положением, в семидневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня прекращения договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором, в письменной форме. Указанное уведомление может быть представлено в территориальный орган социальной защиты лично или направлено по почте либо в форме электронного документа через личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Территориальный орган социальной защиты обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенного между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Порядок осуществления территориальным органом

социальной защиты контроля за исполнением помощником

своих обязанностей

8.1. Территориальные органы социальной защиты осуществляют контроль за исполнением помощником своих обязанностей, в этих целях проводят плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом работы территориального органа социальной защиты, но не реже одного раза в шесть месяцев.

Внеплановые проверки проводятся по информации, свидетельствующей о ненадлежащем исполнении помощником своих обязанностей, на основании приказа руководителя территориального органа социальной защиты.

8.2. Территориальный орган социальной защиты в целях осуществления контроля за исполнением помощником своих обязанностей вправе затребовать от помощника представление информации и документов, подтверждающих исполнение помощником взятых на себя обязательств.

8.3. В рамках проведения проверки рассматриваются все вопросы, связанные с исполнением помощником условий договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора, заключенного между гражданином, которому назначен помощник, и его помощником.

По итогам проверки составляется акт проверки исполнения помощником своих обязанностей по форме, утвержденной Министерством.

8.4. В случае выявления нарушений, допущенных помощником и являющихся основанием для расторжения заключенного между ним и гражданином, которому назначен помощник, договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора, территориальный орган социальной защиты в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки:

извещает гражданина, которому назначен помощник, о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенного между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;

принимает решение о прекращении патронажа, заверенные копии которого выдает гражданину, которому назначен помощник, и его помощнику.

Заключительные положения

9.1. Решения территориального органа социальной защиты, принимаемые в рамках реализации настоящего Положения, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9.2. Территориальный орган социальной защиты обеспечивает ведение и хранение документации, связанной с реализацией настоящего Положения.

[1]Договор доверительного управления имуществом в соответствии со статьями 1017 и 551 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: PRAVO.TATARSTAN.RU от 27.04.2023
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать