Основная информация

Дата опубликования: 26 октября 2020г.
Номер документа: RU72000202001064
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тюменская область
Принявший орган: Правительство Тюменской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.10.2020 № 669-п

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 04.01.2017 № Пр-32 по результатам проверки исполнения решений Президента Российской Федерации по вопросам эффективности принятия мер по сокращению дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации утвердить основные направления долговой политики Тюменской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению к настоящему постановлению.

Губернатор области

А.В. Моор

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ

Долговая политика Тюменской области является  составной частью бюджетной политики Тюменской области.

Основные направления долговой политики Тюменской области разработаны с учетом положений бюджетного прогноза Тюменской области на долгосрочный период до 2028 года, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 18.01.2017 №12-п и определяют цели, задачи, приоритеты и общие направления деятельности по управлению государственным долгом Тюменской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

1. Итоги реализации долговой политики Тюменской области

Долговая политика Тюменской области в 2019 - 2020 годах, как и в предыдущие периоды ориентирована на поддержание долговой нагрузки на бюджет на уровне, относящем Тюменскую область к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.

Отношение государственного долга Тюменской области к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, характеризующее уровень долговой нагрузки на областной бюджет на 1 января 2020 года составило 1,5 %, ожидаемая оценка по состоянию на 1 января 2021 года — 3,7 %.

Основные показатели долговой устойчивости Тюменской области по итогам  2019 и 2020 годов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели долговой устойчивости Тюменской области

N п/п

Наименование показателя

на 01.01.2019-отчет

на 01.01.2020-отчет

на 01.01.2021-(оценка)

1

Отношение объема государственного долга к общему утвержденному годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений

1,8%

1,5%

3,7%

2

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций

0,0002%

0,0002%

0,004%

3

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета

0,0002%

0,0002%

0,01%

4

Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга

0%

0%

0%

Объем государственного долга Тюменской области по состоянию на 01.01.2020 составил 3024 млн рублей, сократился на 15,4 % по сравнению с данными на 01.01.2019 в связи с уменьшением объема обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Тюменской области.

По итогам 2020 года ожидается увеличение объема государственного долга области  до 5 005 млн рублей (на 65,5%) в связи с планируемым привлечением заимствований в виде кредитов кредитных организаций для частичного покрытия дефицита областного бюджета.

Данные об объеме и структуре государственного долга Тюменской области приведены в таблице 2.

Таблица 2

Объем и структура государственного долга Тюменской области

Наименование показателя

На 01.01.2019

На 01.01.2020

На 01.01.2021 (оценка)

Объем госдолга, млн рублей

Доля, %

Объем госдолга, млн рублей

Доля, %

Объем госдолга, млн рублей

Доля, %

Государственный долг Тюменской области, всего, в т.ч.

3 576

X

3 024

X

5 005

X

Бюджетные кредиты

321

9

321

11

321

6

Государственные

гарантии

3 255

91

2 703

89

2 684

54

Кредиты кредитных организаций

0

0

0

0

2 000

40

В структуре государственного долга основную долю занимают государственные гарантии.

Государственные гарантии Тюменской области выступают важным инструментом государственной антикризисной поддержки, способствуют реализации инвестиционных и социально значимых проектов, позволяют юридическим лицам оперативно привлекать заемные средства в кредитных организациях.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации планируются бюджетные ассигнования на возможное исполнение государственных гарантий Тюменской области. Расчеты предельных объемов  этих ассигнований определяются исходя из графиков платежей по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Тюменской области и с учетом оценки вероятности наступления гарантийных случаев. В 2019 году на эти цели было предусмотрено 144 млн рублей, в 2020 году — 104 млн рублей.

Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Тюменской области не было, обеспеченные государственными гарантиями Тюменской области обязательства исполнены принципалами в полном объеме.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Тюменской области в 2019 году состояли из расходов по обслуживанию реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту в сумме 0,3 млн рублей или 0,0002 % от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, по оценке 2020 года они составят 9,2 млн рублей или 0,004%. Увеличение расходов ожидается за счет планируемого привлечения кредита кредитных организаций.

Состояние государственного долга, наряду с другими бюджетными показателями, обусловило наивысший уровень кредитного рейтинга по национальной шкале.

В 2020 году Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА АО) подтвержден присвоенный в 2017 году Тюменской области наивысший уровень кредитного рейтинга по национальной шкале («ААА», прогноз «Стабильный»).

Кредитный рейтинг свидетельствует о высоком уровне долговой устойчивости Тюменской области и создает возможности для осуществления государственных заимствований на более выгодных условиях.

Информация о величине и структуре государственного долга Тюменской области размещена на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://admtyumen.ru/ogv.ru/finance/finance/gosdolg.htm.

2. Основные факторы, определяющие характер и

направления долговой политики Тюменской области

В 2021-2023 годах долговая политика Тюменской области будет реализовываться в условиях влияния кризисных явлений в экономике.

Основными факторами, определяющими характер долговой политики Тюменской области на 2021-2023 годы при исполнении областного бюджета являются риски снижения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и роста расходов областного бюджета в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения.

В качестве основного источника финансирования дефицита областного бюджета рассматриваются рыночные заимствования.

              Объем и формы государственных заимствований Тюменской области на 2021-2023 годы будут определять следующие факторы:

              1. Формирование областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с дефицитом и планируемое осуществление государственных заимствований для его покрытия  приведет к увеличению государственного долга Тюменской области. При этом значения показателей долговой устойчивости Тюменской области будут находиться на безопасном уровне.

Целевые предельные значения показателей долговой устойчивости областного бюджета на 2021-2023 годы определены частью 6 настоящих основных направлений долговой политики.

2. Состояние внутреннего рынка заимствований.

В 2019-2020  годах решениями Банка России ключевая ставка снижена с  7,75 % годовых на начало 2019 года до 4,25 % годовых по состоянию на 1 октября 2020 года. Снижение ключевой ставки способствует снижению процентных ставок на финансовом рынке.

При определении формы и срока государственных заимствований Тюменской области на 2021 - 2023 годы стоимость заемных ресурсов будет являться определяющим фактором.

3. Цели и задачи долговой политики Тюменской области

В 2021 - 2023 годах долговая политика будет направлена на обеспечение  региона заемными ресурсами, необходимыми для социально-экономического развития региона при поддержании показателей долговой устойчивости на уровне, относящем Тюменскую область к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.

Основными задачами долговой политики Тюменской области являются:

1) привлечение необходимого объема государственных заимствований Тюменской области с учетом фактического исполнения и реальной потребности бюджета Тюменской области их диверсификация по видам и срокам заимствований;

2) минимизация бюджетных рисков при осуществлении государственных заимствований и при предоставлении государственных гарантий Тюменской области, а также в  течение срока их действия;

3) равномерное распределение долговой нагрузки по годам и минимизация стоимости обслуживания заимствований;

4) своевременное исполнение и обслуживание долговых обязательств Тюменской области;

5) поддержание показателей долговой устойчивости на уровне, относящем Тюменскую область к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью;

6) создание условий для сохранения кредитного рейтинга Тюменской области по национальной шкале на наивысшем уровне кредитоспособности.

7) обеспечение доступности информации о государственном долге Тюменской области в 2021 - 2023 годах путем размещения информации на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Инструменты реализации долговой политики

             

В качестве основных источников заемных ресурсов в 2021-2023 годах будут рассматриваются заимствования, диверсифицированные по видам и срокам погашения.

Государственные облигации Тюменской области планируются в качестве долгосрочного источника покрытия дефицита бюджета. Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются конкурентный механизм ценообразования, возможность гибкого управления государственным долгом в части, касающейся объемов и графиков платежей, использования ценных бумаг в рамках мероприятий по управлению ликвидностью областного бюджета, а также повышение открытости и прозрачности долговой политики Тюменской области.

Целевым ориентиром средневзвешенного срока до погашения портфеля государственных облигаций Тюменской области устанавливается срок до 10 лет, доходность - на уровне доходности облигаций эмитентов с аналогичными кредитными рейтингами.

Кредиты кредитных организаций планируются для покрытия потребности в краткосрочных и среднесрочных средствах.

Получение бюджетных кредитов из федерального бюджета в 2021-2023 годах рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации на возвратной основе.

Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность областного бюджета, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной и не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.

Расходные обязательства области по обслуживанию государственного долга  в 2021-2023 годах будут определяться на основании действующих долговых обязательств, прогнозного уровня доходности государственных облигаций Тюменской области и прогнозной стоимости кредитных ресурсов.

В 2021-2023 годах будет продолжено оказание государственной гарантийной поддержки, способствующей реализации инвестиционных, социально-значимых проектов.

Взаимодействие с инвестиционным сообществом и рейтинговыми агентствами (кредитными рейтинговыми агентствами) планируется осуществлять в 2021-2023 годах путем проведения онлайн-конференций,  семинаров и иных мероприятий.

5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Тюменской области

Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики Тюменской области на 2021 – 2023 годы, являются:

риск процентной ставки – риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;

              риск снижения ликвидности рынка – отказ инвесторов (потенциальных приобретателей государственных облигаций Тюменской области) предоставить заемные средства в результате изменения макроэкономической ситуации;

риск  наступления гарантийных случаев - неплатежи принципалов по обязательствам, обеспеченным  государственными гарантиями Тюменской области.

Основными мерами, принимаемыми для снижения рисков, являются:

проведение аналитической работы, мониторинг рыночной ситуации, прогнозирование движения процентных ставок;

осуществление постоянного мониторинга рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок на горизонте планирования расходов областного бюджета;

осуществление планирования государственных заимствований с проведением стресс-тестирования потоков по государственному долгу в целях определения уровня рисков по фактическому и прогнозируемому портфелю долговых обязательств с использованием таких показателей, как отношение краткосрочного долга к долгосрочным обязательствам, средний срок погашения (дюрация) долговых обязательств, наличие «пиков» платежей по долгу.

Для снижения рисков исполнения условных обязательств будут применяться следующие меры:

совершенствование правовой основы для предоставления государственных гарантий Тюменской области;

распределение рисков между Тюменской областью и получателями государственных гарантий Тюменской области (принципалами), гарантирование обязательств только в части основного долга;

установление права регрессного требования по предоставляемым гарантиям. Государственной гарантией, не предусматривающей право регрессного требования могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 % акций (долей) которого принадлежит Тюменской области;

анализ финансового состояния принципала, проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственных гарантий Тюменской области;

мониторинг финансового состояния принципалов, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью обеспечения после предоставления государственных гарантий Тюменской области.

6. Предельные значения показателей долговой устойчивости

Тюменской области на 2021 - 2023 годы

Предельные значения показателей долговой устойчивости областного бюджета на 2021 - 2023 годы:

Наименование показателя

На 01.01.2022

На 01.01.2023

На 01.01.2024

Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений

Не более 50%

Не более 50%

Не более 50%

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций

Не более 5%

Не более 5%

Не более 5%

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга  к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета

Не более 13%

Не более 13%

Не более 13%

Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга

Не более 15%

Не более 15%

Не более 15%

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 03.11.2020
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.010.000 Общие положения финансовой системы, 080.040.000 Общие положения бюджетного устройства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать