Основная информация

Дата опубликования: 22 марта 1991г.
Номер документа: Р9100175
Текущая редакция: 18
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

Р9100175Р0602123

Р9100175Р0602123

ОПУБЛИКОВАНО: ВЕДОМОСТИ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР И

              ВЕРХОВНОГО

СОВЕТА РСФСР, 1991, N 16, СТ.499

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

ЗАКОН

от 22.03.91 г. N 948-I

Москва, Дом Советов РСФСР

О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ

РЫНКАХ

<При нарушении

предприятиями установленного порядка декларирования цен, включая

непредставление в органы ценообразования материалов для декларирования цен, к

ним применяются меры экономического и административного воздействия в

соответствии с настоящим Законом: Порядок, утвержденный постановлением Комитета

цен при Министерстве экономики РФ от 8 мая 1992 г. N 2; НГР:В9200263>

<Изменения:

Федеральный закон от

25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федеральный закон от

6 мая 1998 г. N 70-ФЗ; НГР:Р9801772,

Федеральный закон от

2 января 2000 г. N 3-ФЗ; НГР:Р0000014,

Федеральный закон от

30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ; НГР:Р0102428

(изменения вступают в силу с 1 июля 2002г.),

Федеральный закон от

21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454

(изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.),

Федеральный закон от

9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807,

Федеральный закон от

7 марта 2005 г. N 13-ФЗ; НГР:Р0500575,

Федеральный закон от

2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ; НГР:Р0600208,

Федеральный закон от

26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

(изменения вступают в силу с 26 октября 2006г.)>

<В тексте слово

"РСФСР" заменено словами "Российская Федерация" в

соответствующем падеже, слова "республиканский товарный рынок" и

"местный товарный рынок" заменено словами "товарный рынок",

слова "органы власти и управления" заменить словами "федеральные

органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органы местного самоуправления", слова "Совет Министров"

заменить словом "Правительство", слова "Антимонопольный комитет

РСФСР" заменить словами "федеральный антимонопольный орган",

слова "территориальное управление" исключить: Федеральный закон от 25

мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

<См. также:

приказ

Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических

структур от 26 октября 1993 г. N 112; НГР:В9301674,

приказ

Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых

экономических структур от 2 августа 1995 г. N 104; НГР:В9501018,

положение, утвержд.

приказом Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке

новых экономических структур от 13 ноября 1995 г. N 146; НГР:В9501555,

приказ

Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых

экономических структур от 13 ноября 1995 г. N 145; НГР:В9501619,

постановление

Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154; НГР:Р9600649,

Правила, утвержд.

приказом Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке

новых экономических структур от 25 июля 1996 г. N 91; НГР:В9601813,

постановление

Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 30 сентября 1999 г. N 7; НГР:В9903132>

<Пояснения к

порядку и условиям применения:

приказ Министерства

РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 27 октября

2003 г. N 373; НГР:В0303773>

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели

настоящего Закона

<В новой ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<Утрачивает силу с

26 октября 2006 г.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

1. Настоящий Закон

определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения:

монополистической

деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской

Федерации;

ограничения

конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного

самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов

власти органами или организациями.

2. Настоящий Закон

направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного

перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности

на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного

функционирования товарных рынков.

Статья 1-1.

Антимонопольное законодательство и иные нормативные

правовые акты о

конкуренции и об ограничении монополистической

деятельности на

товарных рынках

<В новой ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<Утрачивает силу с

26 октября 2006 г.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

1. Антимонопольное

законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из

настоящего Закона, федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные

статьей 2 настоящего Закона.

2. Отношения,

предусмотренные статьей 2 настоящего Закона, могут регулироваться также указами

Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему

Закону и федеральным законам.

3. На основании и во

исполнение настоящего Закона, федеральных законов, указов Президента Российской

Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления,

регулирующие отношения, предусмотренные статьей 2 настоящего Закона.

4. В случае

противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления

Правительства Российской Федерации настоящему Закону или федеральному закону

применяется настоящий Закон или соответствующий федеральный закон.

Статья 2. Сфера

применения настоящего Закона

<Название дано в

ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<Утрачивает силу с

26 октября 2006 г.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

1. Настоящий Закон

действует на всей территории Российской Федерации.

Настоящий Закон

распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в

Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические

лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти

субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные

функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также

физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Настоящий Закон

применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно

совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории

Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или

влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской

Федерации.

<Абзац второй в

ред. Федерального закона от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

2. Настоящий Закон не

распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за

исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены

на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение

исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к

недобросовестной конкуренции.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

3. Отношения,

связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на

рынках  финансовых услуг, за исключением

случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на

конкуренцию на товарных рынках, регулируются федеральными законами.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 3.

Антимонопольные органы

<Исключена:

Федеральный закон от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 4. Определение

основных понятий

<В ред.

Федерального закона от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

В настоящем Законе

используются следующие понятия:

товар - продукт

деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или

иного введения в оборот;

взаимозаменяемые

товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному

назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и

другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или

готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе

производственного);

товарный рынок -

сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров

на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из

экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей

территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

хозяйствующие

субъекты - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие

организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью,

в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также

индивидуальные предприниматели;

конкуренция -

состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия

эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать

на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

недобросовестная

конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в

предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые

противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового

оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут

причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо

нанести ущерб их деловой репутации;

доминирующее

положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких

хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо

взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность

оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем

товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на

рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех

случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение

указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого

на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это

установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего

субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам,

возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев,

характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение

хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не

превышает 35 процентов;

монополистическая

деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия

(бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение

или устранение конкуренции;

монопольно высокая

цена - цена товара, которая устанавливается занимающим доминирующее положение

на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий

субъект компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или)

получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может

быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции;

монопольно низкая

цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом,

занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в

целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных

затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая

хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в

качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара,

результатом установления которой является или может являться ограничение

конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка; приобретение акций

(долей) в уставном капитале хозяйственных обществ - покупка, а также получение

иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей

воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса на основании договоров

доверительного управления, о совместной деятельности, поручения, других сделок

или по иным основаниям;

антимонопольный орган

- федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;

группа лиц - группа

юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно

или несколько следующих условий:

лицо или несколько

лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право

прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров

купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения

или других сделок или по иным основаниям) более чем 50 процентов от общего

количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный

или складочный капитал вклады, доли одного юридического лица. При этом под

косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность

фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое

лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;

лицо или несколько

лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять

решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия

ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо

осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании

договора;

лицо имеет право

назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава

коллегиального исполнительного органа юридического лица и (или) по предложению

лица избрано более 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного

совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица;

физическое лицо

осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

одни и те же

физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица,

предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов

состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров

(наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и

более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано

более 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного

коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;

физическое лицо,

исполняющее трудовые обязанности в юридическом лице или во входящих в одну

группу лиц юридических лицах, одновременно является единоличным исполнительным

органом другого юридического лица либо физические лица, исполняющие трудовые

обязанности в юридическом лице или во входящих в одну группу лиц юридических

лицах, составляют более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного

органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного

коллегиального органа управления другого юридического лица;

одни и те же

физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические

лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных)

распоряжаться более чем 50 процентами голосов, приходящихся на голосующие акции

либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли каждого из двух

и более юридических лиц;

физические лица и

(или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей

(поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов,

приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный

капитал вклады, доли одного юридического лица, и одновременно данные физические

лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные

одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава

коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного

совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;

юридические лица

являются участниками одной финансово-промышленной группы;

физические лица

являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами;

положения относительно

группы лиц распространяются на каждое входящее в указанную группу лицо;

аффилированные лица -

физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность

юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

аффилированными

лицами юридического лица являются:

член его совета

директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления,

член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее

полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к

той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют

право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов,

приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный

капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в

котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20

процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо

составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического

лица;

если юридическое лицо

является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам

также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных

коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов

участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие

полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной

группы;

аффилированными

лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность,

являются:

лица, принадлежащие к

той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в

котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20

процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо

составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического

лица.

<В ред.

Федерального закона

от 6 мая 1998 г. N 70-ФЗ; НГР:Р9801772,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<Утрачивают силу с

26 октября 2006 г. абзацы второй - двадцать пятый части первой и часть вторая:

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

Раздел II

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

<Утрачивает силу с

26 октября 2006 г.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

Статья 5.

Злоупотребление хозяйствующим субъектом

доминирующим

положением на рынке

1. Запрещаются

действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего

доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом

недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов

других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:

изъятие товаров из

обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание

дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание

контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к

предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного

имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить

договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в

которых контрагент не заинтересован, и других);

создание условий

доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства,

реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в

неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами

(дискриминационные условия);

создание препятствий

доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

нарушение

установленного нормативными актами порядка ценообразования;

установление,

поддержание монопольно высоких (низких) цен;

сокращение или

прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы

потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

необоснованный отказ

от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии

возможности производства или поставки соответствующего товара.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

2. В исключительных

случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, указанные в п.1

настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект

докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в

социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого

товарного рынка.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 6. Соглашения

(согласованные действия)

хозяйствующих

субъектов, ограничивающие

конкуренцию

1. Запрещается

заключение договора, иной сделки, соглашения (далее - соглашение) или

осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на

рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут

привести к:

установлению

(поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

повышению, снижению

или поддержанию цен на аукционах и торгах;

разделу рынка по

территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту

реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

ограничению доступа

на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве

продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

отказу от заключения

договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

<Абзац первый в

ред. Федерального закона от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

2. Также запрещается

заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара

(взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных

действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение,

ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих

субъектов.

<Введен

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

3. Запрещается

заключение соглашения или осуществление согласованных действий не

конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими

субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими

(потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате

таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место

недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Положения настоящего

пункта не применяются к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на

рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

<В ред.  Федерального закона от 9 октября 2002 г. N

122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

4. В исключительных

случаях соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов,

указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, могут быть признаны антимонопольным

органом правомерными в порядке, предусмотренном статьей 19.1 настоящего Закона,

если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в

том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия

для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого

соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами

предусмотрена федеральными законами.

<В ред.  Федерального закона от 9 октября 2002 г. N

122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

5. Запрещается

координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая

имеет либо может иметь своим результатов ограничение конкуренции.

Нарушение указанных

требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации,

осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску

антимонопольного органа.

<Введен

Федеральным законом от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

<В ред.  Федерального закона от 9 октября 2002 г. N

122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<Нумерация дана в

ред.  Федерального закона от 9 октября

2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Раздел II\1. ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ

КОНКУРЕНЦИЮ АКТЫ,

ДЕЙСТВИЯ, СОГЛАШЕНИЯ ИЛИ

СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ НАДЕЛЕННЫХ

ФУНКЦИЯМИ ИЛИ ПРАВАМИ

УКАЗАННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

ОРГАНОВ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ

<Введен Федеральным

законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<Утрачивает силу с

26 октября 2006 г.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

Статья 7. Акты и

действия федеральных органов исполнительной власти,

органов

государственной власти субъектов Российской Федерации, органов

местного

самоуправления, иных наделенных функциями или правами

указанных органов

власти органов или организаций

<Название дано в

ред.  Федерального закона от 9 октября

2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

1. Федеральным

органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской

Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или

правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать

акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность

хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности

отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо

могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции

и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:

вводить ограничения

на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а

также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или

производство определенных видов товаров, за исключением случаев,, установленных

законодательством Российской Федерации;

необоснованно

препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо

сфере;

устанавливать запреты

на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской

Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой

или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу

(приобретение, покупку, обмен) товаров;

давать хозяйствующим

субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ,

оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном

заключении договоров без учета установленных законодательными или иными

нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

необоснованно препятствовать

созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

необоснованно

предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим

субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к

другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

2. Проекты решений

федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных

наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или

организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному

хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат

согласованию с антимонопольным органом.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

3. Запрещается

наделение полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим

результатом ограничение конкуренции, федеральных органов исполнительной власти,

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти

органов или организаций.

Запрещается

совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти

органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение

хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе

функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев,

предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<Нумерация дана в

ред.  Федерального закона от 9 октября

2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 8. Соглашения

или согласованные действия федеральных органов

исполнительной

власти, органов государственной власти субъектов

Российской Федерации,

органов местного самоуправления, иных

наделенных функциями

или правами указанных органов власти органов или организаций

<Название дано в

ред.  Федерального закона от 9 октября

2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Запрещается

заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий

федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных

наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или

организаций между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате

которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение

конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе

соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к:

повышению, снижению

или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если заключение таких

соглашений допускается федеральными законами или нормативными правовыми актами

Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

разделу рынка по

территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту

реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

ограничению доступа

на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 9.

Антимонопольные требования к проведению

торгов на право

заключить государственный или

муниципальный

контракт на поставки товаров, выполнение

работ, оказание услуг

для государственных или муниципальных нужд

<Статья дана в

ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ; НГР:Р0600208>

1. При проведении

торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт на

поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или

муниципальных нужд не допускается:

создание

преимущественных условий участия в торгах, в том числе доступа к

конфиденциальной информации, уменьшение платы за предоставление конкурсной

документации или документации об аукционе, уменьшение размера обеспечения

заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе для отдельных

участников торгов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от

21 июля 2005 года N 94-ФЗ; НГР:Р0502966 "О размещении заказов на

поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и

муниципальных нужд";

участие в торгах

государственного или муниципального заказчика, его работников и аффилированных

лиц, а также федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной

власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления,

уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от

21 июля 2005 года N 94-ФЗ; НГР:Р0502966 "О размещении заказов на

поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и

муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на

поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или

муниципальных нужд для государственных или муниципальных заказчиков,

юридического лица, привлеченного на основе договора для осуществления функций

по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для

государственных или муниципальных нужд путем проведения торгов, их работников и

аффилированных лиц, членов конкурсной или аукционной комиссии и их

аффилированных лиц;

осуществление

координации деятельности участников торгов лицами, указанными в абзаце третьем

настоящего пункта, если такая координация привела или может привести к

ограничению конкуренции между участниками торгов или ущемлению интересов

участников торгов;

ограничение

конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции

(товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с

товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются

предметом торгов;

необоснованное

ограничение доступа к участию в торгах.

2. Нарушение правил,

установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом торгов

недействительными.

Раздел III

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

<Утрачивает силу с

26 октября 2006 г.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

Статья 10. Формы

недобросовестной конкуренции

1. Не допускается

недобросовестная конкуренция, в том числе:

распространение

ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому

хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей

в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления,

потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

некорректное

сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с

товарами других хозяйствующих субъектов;

продажа, обмен или

иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов

интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации

юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

получение,

использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную

тайну и охраняемую законом тайну.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

2. Не допускается

недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием

исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица,

индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

<Введен

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

3. Решение

антимонопольного органа, касающееся нарушения положений пункта 2 настоящей

статьи в части индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых

услуг, направляется в федеральный орган исполнительной власти в области

патентов и товарных знаков для решения вопроса о досрочном прекращении действия

регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого

объекта недействительной в порядке, установленном законодательством о товарных

знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.

<Введен

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Раздел IV. АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ

ОРГАН

<Название дано в

ред.  Федерального закона от 9 октября

2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<Утрачивает силу с

26 октября 2006 г.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

Статья 11.

Антимонопольный орган

<Название и текст

в новой ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

1. Проведение

государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции,

осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного

законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической

деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию

действий осуществляются антимонопольным органом.

2. Полномочия

федерального антимонопольного органа определяются настоящим Законом и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Федеральный антимонопольный

орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные

органы и назначать соответствующих должностных лиц.

4. Территориальные

органы подведомственны федеральному антимонопольному органу и осуществляют свою

деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе

положения, утвержденного федеральным антимонопольным органом.

Федеральный  антимонопольный  орган 

наделяет  территориальные  органы 

полномочиями  в пределах своей

компетенции.

Статья 12. Полномочия

антимонопольного органа

<Название и текст

в новой ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

В соответствии с

настоящим Законом антимонопольный орган вправе:

1) при наличии

признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по

результатам рассмотрения которых принимать решения и выдавать предписания;

2) выдавать

хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:

о недопущении

действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства;

об устранении

последствий нарушения антимонопольного законодательства;

о восстановлении

положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

о принудительном

разделении коммерческой организации или некоммерческой организации либо о

выделении из их состава одной или нескольких организаций;

об изменении условий

или о расторжении договоров и иных сделок;

о заключении

договоров с хозяйствующими субъектами;

о перечислении в

федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного

законодательства;

об изменении или

ограничении использования фирменного наименования;

о выполнении

экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на

предупреждение создания дискриминационных условий;

о совершении

действий, направленных на обеспечение конкуренции;

3) выдавать

федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным

наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или

организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения

предписания:

об отмене или

изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству;

о прекращении

нарушений антимонопольного законодательства;

о расторжении или об

изменении соглашений, заключенных ими и противоречащих антимонопольному

законодательству;

о совершении

действий, направленных на обеспечение конкуренции;

4) привлекать

коммерческие организации и некоммерческие организации, их руководителей,

физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также должностных

лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных

наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или

организаций к административной ответственности за нарушение антимонопольного

законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством

об административных правонарушениях;

5) проводить проверку

соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами,

федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными

наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или

организациями, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в

письменной и устной формах;

6) обращаться в суд

или арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного

законодательства, в том числе:

о признании

недействительными полностью или в части:

противоречащих

антимонопольному законодательству актов, соглашений федеральных органов

исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или

правами указанных органов власти органов или организаций;

договоров и иных

сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству;

об обязательном

заключении договора с хозяйствующим субъектом;

о ликвидации

коммерческих организаций и некоммерческих организаций;

7) участвовать в

рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и

нарушением антимонопольного законодательства;

8) устанавливать

наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта;

9) давать разъяснения

по вопросам применения антимонопольного законодательства;

10) формировать и

вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного

товара в размере более 35 процентов;

11) давать в

установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения

конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия

таможенных тарифов и о введении нетарифных мер;

12) осуществлять

сотрудничество с международными организациями и государственными органами

иностранных государств, принимать участие в разработке и реализации международных

договоров Российской Федерации, работе межправительственных и межведомственных

комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации,

осуществлении международных программ и проектов по вопросам компетенции

антимонопольного органа;

13) осуществлять

обмен информацией с федеральными органами исполнительной власти, органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного

самоуправления, международными организациями и государственными органами

иностранных государств в пределах своей компетенции;

14) направлять

рекомендации о развитии конкуренции соответствующим федеральным органам

исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или

правами указанных органов власти органам или организациям;

15) проводить анализ

состояния товарных рынков;

16) осуществлять иные

предусмотренные настоящим Законом полномочия.

Статья 13. Право

доступа к информации

<В новой ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Сотрудники

антимонопольного органа, надлежащим образом уполномоченные, в целях выполнения

возложенных на них функций при предъявлении ими служебных удостоверений и

решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении

проверки имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы

исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или

правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие

субъекты для получения в установленном порядке документов и информации,

необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.

Органы внутренних дел

обязаны в пределах своих полномочий оказывать помощь сотрудникам

антимонопольного органа для выполнения ими служебных обязанностей.

Статья 14.

Обязанность по представлению

информации

антимонопольному органу

<Название дано в

ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Коммерческие и

некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной

власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы

местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных

органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в

том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию

антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные

объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным

органом  его законной деятельности.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 15.

Обязанности антимонопольного органа по соблюдению

коммерческой, служебной

тайны и охраняемой законом тайны

<Название дано в

ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Сведения,

составляющие коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну и

полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не

подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным

законом.

В случае разглашения

сотрудниками антимонопольного органа 

сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки

подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 16. Содействие

развитию товарных рынков,

конкуренции и

поддержка предпринимательства

<Исключена:

Федеральный закон от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Раздел V. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО

АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

<Название раздела

в ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<Утрачивает силу с

26 октября 2006 г.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

Статья 17.

Государственный контроль за созданием,

реорганизацией,

ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций

<Название дано в

ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<В ред.

Федерального закона от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

1. Слияние и

присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов

которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным

законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного

согласия антимонопольного органа.

<В редакции:

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807,

Федерального закона

от 7 марта 2005 г. N 13-ФЗ; НГР:Р0500575>

2. Лица или органы,

принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций,

представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в

регистрирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации,

ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих

организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и

реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную

информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем,

утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Антимонопольный орган

не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в

письменной форме о принятом решении.

В случае

возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен антимонопольным

органом, но не более чем на 20 дней.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

3. Антимонопольный

орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов

обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия

решения, является недостоверной, а равно если удовлетворение ходатайства может

привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате

возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или

хозяйствующих субъектов.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

4. Антимонопольный

орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления

указанных в пункте 3 настоящей статьи неблагоприятных последствий в случае:

если лица или органы,

принимающие решения о слиянии либо присоединении коммерческих организаций,

докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально -

экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого

товарного рынка;

выдачи предписания о

совершении лицами или органами, принимающими решение о слиянии либо

присоединении коммерческих организаций, действий, направленных на обеспечение

конкуренции.

<Введен

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

5. Антимонопольный

орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей,

участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня

внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):

о создании, слиянии и

присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих

партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее

двух коммерческих организаций;

об изменении состава

участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов,

некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций

входит не менее двух коммерческих организаций;

о создании

коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников)

по последнему балансу превышает 2 миллиона установленных федеральным законом

минимальных размеров оплаты труда, а также о слиянии и присоединении

коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему

балансу превышает 2 миллиона установленных федеральным законом минимальных

размеров оплаты труда.

При уведомлении

антимонопольного органа заявитель представляет информацию, предусмотренную

пунктом 2 настоящей статьи.

Требования настоящего

пункта распространяются на некоммерческие организации, осуществляющие или

имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности

своих участников (членов).

<В редакции:

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807,

Федерального закона

от 7 марта 2005 г. N 13-ФЗ; НГР:Р0500575>

6.  Если действия, предусмотренные пунктом 5

настоящей статьи, могут привести или привели к ограничению конкуренции,

антимонопольный орган выдает учредителям (участникам) коммерческой или

некоммерческой организации, лицам или органам, принявшим соответствующее

решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение

конкуренции.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

7. В случаях,

предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, лица или органы, принимающие

решения о создании, слиянии, присоединении, вправе до принятия таких решений

запросить согласие антимонопольного органа, который обязан рассмотреть

соответствующие ходатайства в порядке, установленном пунктом 2 настоящей

статьи.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

8. Государственная

регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из

единого государственного реестра юридических лиц коммерческих организаций

осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного

органа.

<В редакции:

Федерального закона

от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454

(изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.),

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

9. Создание, слияние,

присоединение коммерческих и некоммерческих организаций, изменение состава

участников некоммерческих организаций в нарушение установленного пунктами 1 и 5

настоящей статьи порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в

результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение

предписания антимонопольного органа, которое выдано в соответствии с пунктами 4

и 6 настоящей статьи, является основанием для их ликвидации в судебном порядке

по иску антимонопольного органа.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 18.

Государственный контроль за соблюдением

антимонопольного

законодательства при

приобретении акций

(долей) в уставном

капитале коммерческих

организаций и иных случаях

<В ред.

Федерального закона от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

1. С предварительного

согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или

физического лица осуществляются:

приобретение лицом

(группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного

общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться

более чем 20 процентами указанных акций (долей). Данное требование не

распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

получение в

собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой

лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого

хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего

предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10 процентов балансовой

стоимости основных производственных средств и нематериальных активов

хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;

приобретение лицом

(группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим

субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его

исполнительного органа.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

2. Предварительное

согласие на осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи,

требуется в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу

лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, превышает 30 миллионов установленных

федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или одним из них является

хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю

на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является

группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

Порядок формирования

Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара

более 35 процентов (далее Реестр), определяется Правительством Российской

Федерации. -

<В редакции:

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807,

Федерального закона

от 7 марта 2005 г. N 13-ФЗ; НГР:Р0500575>

3. Для совершения сделок,

указанных в пункте 1 настоящей статьи, лица обязаны представить в

антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и сообщить

необходимую для принятия решения информацию, предусмотренную пунктом 2 статьи

17 настоящего Закона.

Государственный

контроль за совершением сделок, предусмотренных настоящей статьей,

осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном пунктом 2

статьи 17 настоящего Закона.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

4. Антимонопольный

орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов

обнаружит, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия

решения, является недостоверной или участниками сделок по требованию

антимонопольного органа в установленный им срок не представлена информация в

соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также сведения об источниках, об

условиях получения и о размерах денежных средств и иного имущества, необходимых

для совершения сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а равно если

удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном

рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего

положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

5. Антимонопольный

орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления указанных

в пункте 4 настоящей статьи неблагоприятных последствий в случае:

если участники сделок

докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально -

экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого

товарного рынка;

выдачи предписания о

совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Решение

антимонопольного органа о согласии на совершение сделок, указанных в пункте 1

настоящей статьи, прекращает свое действие, если такие сделки не совершены в

течение года со дня принятия указанного решения.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

6. Антимонопольный

орган подлежит уведомлению по заявлению юридического или физического лица в

течение 45 дней с момента совершения сделки, указанной в пункте 1 настоящей

статьи, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, указанных в

пункте 1 настоящей статьи, превышает 2 миллиона установленных федеральным

законом минимальных размеров оплаты труда.

Хозяйствующие

субъекты, суммарная стоимость активов которых по последнему балансу превышает 2

миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда,

или хозяйствующие субъекты, внесенные в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих

долю на рынке определенного товара более 35 процентов, обязаны уведомить

антимонопольный орган об избрании физических лиц в исполнительные органы,

советы директоров (наблюдательные советы) в течение 45 дней с момента избрания.

При уведомлении антимонопольного органа заявитель представляет ему наряду с

заявлением информацию, предусмотренную пунктом 3 настоящей статьи.

<В редакции:

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807,

Федерального закона

от 7 марта 2005 г. N 13-ФЗ; НГР:Р0500575>

7. В случаях, если

предусмотренные пунктом 6 настоящей статьи действия привели или могут привести

к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления

доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов, лица,

осуществляющие указанные действия, обязаны по предписанию антимонопольного

органа совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

8. В случаях,

предусмотренных абзацем первым пункта 6 настоящей статьи, лица вправе

предварительно запросить согласие на совершение указанных действий у

антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие заявления в

установленном порядке.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

9. Сделки,

совершенные в нарушение порядка, установленного настоящей статьей, приводящие к

ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления

доминирования, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску

антимонопольного органа.

Неисполнение решений

и предписаний антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с пунктами 5 и

7 настоящей статьи, является основанием для признания соответствующей сделки

недействительной по иску федерального антимонопольного органа.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 19.

Принудительное разделение (выделение)

коммерческих

организаций, осуществляющих

предпринимательскую

деятельность

<Название дано в

ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<В ред.

Федерального закона от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

1. Антимонопольный

орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой

организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой

организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава

одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими

монополистической деятельности.

Под систематическим

осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение

трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической

деятельности.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

2. Предписание о

принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при

наличии следующих условий:

если это ведет к

развитию конкуренции;

возможности

организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

отсутствия между ее

структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности,

если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее

структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой

этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

возможности

юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке

определенного товара.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

3. Предписание

антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих

организаций или некоммерческих организаций осуществляющих предпринимательскую

деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им,

с учетом требований, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный

в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 19.1.

Государственный контроль за соглашениями или согласованными

действиями

хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию

<Введена

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

1. В соответствии с

пунктом 4 статьи 6 настоящего Закона хозяйствующие субъекты, имеющие намерение

заключить соглашение или осуществить согласованные действия, вправе обратиться

в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или

осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного

законодательства.

2. При представлении

заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение

или осуществить согласованные действия, либо уполномоченным из их числа в

антимонопольный орган также представляется информация в соответствии с перечнем

информации, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

3. Антимонопольный

орган в течение 30 дней со дня поступления всей необходимой для рассмотрения

заявления информации принимает решение о соответствии либо несоответствии

соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного

законодательства.

Основаниями для

отказа в принятии решения о соответствии соглашения или согласованных действий

требованиям антимонопольного законодательства являются:

условия,

предусмотренные пунктами 1, 2 и 3 статьи 6 настоящего Закона;

недостоверность

представленной хозяйствующими субъектами информации, имеющей значение для

принятия решения.

Непредставление

информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, является основанием для

отказа в принятии решения по заявлению.

В случае

необходимости срок рассмотрения заявления может быть продлен антимонопольным

органом, но не более чем на 20 дней. Антимонопольный орган сообщает заявителю в

письменной форме о продлении срока рассмотрения заявления с указанием причин

продления.

4. Решение

антимонопольного органа о соответствии соглашения или согласованных действий

требованиям антимонопольного законодательства прекращает свое действие, если

такое соглашение не достигнуто или согласованные действия не осуществлены в

течение двух лет со дня принятия указанного решения.

5. Антимонопольный

орган вместе с решением о соответствии соглашения или согласованных действий

требованиям антимонопольного законодательства вправе выдать участникам

соглашения или согласованных действий предписание, направленное на обеспечение

конкуренции.

6. Антимонопольный

орган вправе отменить решение о соответствии соглашения или согласованных

действий требованиям антимонопольного законодательства в случае, если:

после принятия

решения было установлено, что при рассмотрении заявления сторонами была

представлена недостоверная информация, имеющая значение для принятия решения;

участниками

соглашения или согласованных действий не выполняется предписание

антимонопольного органа, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи.

Статья 20.

Обжалование решений федерального антимонопольного

органа

(территориального органа), принятых

на основании статей

17, 18 и 19 настоящего Закона

<Исключена:

Федеральный закон от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 21. Учет

аффилированных лиц

<Исключена:

Федеральный закон от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Раздел VI

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

<Название раздела

в ред. Федерального закона от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

<Утрачивает силу с

26 октября 2006 г.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

Статья 22.

Обязательность исполнения решений и

предписаний антимонопольного

органа

<Название дано в

ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Коммерческие и

некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной

власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы

местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных

органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в

том числе индивидуальные предприниматели обязаны выполнить действия,

предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в

установленный в нем срок.

<В ред.

Федерального закона

от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 22-1. Виды

ответственности за нарушение

антимонопольного

законодательства

<Введена

Федеральным законом от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

1. За нарушения

антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или

правами указанных органов власти органов или организаций, коммерческие и

некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том

числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную

либо уголовную ответственность.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

2. Привлечение к

ответственности лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не освобождает их

от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа,

представить ходатайство (уведомление) для рассмотрения или совершить

предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

<Введен

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 23.

Ответственность коммерческих и некоммерческих

организаций

<Утратила силу с 1

июля 2002 г.: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ; НГР:Р0102428>

Статья 23\1.

Взыскание дохода, полученного в результате

монополистической

деятельности и недобросовестной конкуренции

<Введена

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Доход, полученный в

результате нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом,

чьи действия в установленном порядке признаны монополистической деятельностью

или недобросовестной конкуренцией, в случае неисполнения соответствующего

предписания подлежит взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску

антимонопольного органа.

Статья 24.

Ответственность руководителей коммерческих

и некоммерческих

организаций, должностных

лиц федеральных

органов исполнительной

власти, органов

исполнительной власти

субъектов Российской

Федерации, органов

местного

самоуправления и граждан

<Утратила силу с 1

июля 2002 г.: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ; НГР:Р0102428>

Статья 25.

Ответственность должностных лиц Федерального

антимонопольного

органа Российской Федерации

за нарушение

настоящего Закона

<Утратила силу с 1

июля 2002 г.: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ; НГР:Р0102428>

Статья 26. Взыскание

убытков, причиненных хозяйствующим

субъектам

Убытки, причиненные

физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий

(бездействия) федерального органа исполнительной власти, органа государственной

власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных

наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или

организаций, в том числе убытки, причиненные в результате издания ими правовых

актов в нарушение антимонопольного законодательства либо неисполнения или

ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей, подлежат

возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской

Федерации или муниципальным образованием.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Раздел VII

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И

ВЫДАЧИ ПРЕДПИСАНИЙ

АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ И ИХ

ОБЖАЛОВАНИЯ

<Название раздела

в ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<Утрачивает силу с

26 октября 2006 г.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ;  НГР:Р0602123

>

Статья 27. Принятие

решений и выдача предписаний

антимонопольным

органом

<В новой ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

1. Антимонопольный

орган в пределах своей компетенции принимает решения и выдает предписания,

предусмотренные настоящим Законом.

2. Основанием для

возбуждения и рассмотрения дел, принятия решений и выдачи предписаний

антимонопольным органом являются представления органов, заявления организаций и

физических лиц, а также инициатива антимонопольного органа.

3. Решения и

предписания, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий,

при наличии возможности должны быть ориентированы на конкурсные принципы и

могут содержать требования об обеспечении доступа заинтересованных лиц к

информации, позволяющей обеспечить сопоставление ими условий обращения товара и

(или) доступа на рынок, и (или) о публикации указанной информации в средствах

массовой информации, а также экономические, технические и иные требования.

Федеральными законами

и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут

устанавливаться требования, направленные на предупреждение создания

дискриминационных условий и не противоречащие положениям настоящего Закона.

4. Рассмотрение

антимонопольным органом представлений органов и заявлений организаций и

физических лиц, принятие решений и выдача предписаний, предусмотренных

настоящим Законом, а также контроль за соблюдением антимонопольного

законодательства осуществляется в порядке, установленном федеральным

антимонопольным органом.

Статья 28. Порядок

обжалования решений и предписаний

антимонопольного

органа

<Название дано в

ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

<В ред.

Федерального закона от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ; НГР:Р9502007>

1. Федеральные органы

исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или

правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица),

коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), физические лица, в

том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в суд или арбитражный

суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично

решений  и предписаний антимонопольного

органа.

<В ред.

Федерального закона

от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ; НГР:Р0102428,

Федерального закона

от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

2. Подача заявления

приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа о

перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения

антимонопольного законодательства, о принудительном разделении коммерческой или

некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких

организаций, об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок, о

заключении договоров с хозяйствующими субъектами на время его рассмотрения в

суде или арбитражном суде до вступления решения суда или арбитражного суда в

законную силу.

В остальных случаях,

предусмотренных подпунктом 2 статьи 12 настоящего Закона, подача заявления не

приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа.

Решение или

предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех

месяцев со дня принятия или выдачи решения или предписания.

<В ред.

Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Статья 29. Порядок

исполнения предписаний и других

решений федерального

антимонопольного органа

(территориального

органа)

<Исключена:

Федеральный закон от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ;  НГР:Р0204807>

Первый заместитель Председателя

Верховного Совета РСФСР

Р.И. Хасбулатов

[ТРТ:             07.07.94

юрист НЦПИ - Камалова   Р.Б.]

[ТРТ:             19.06.95

юрист НЦПИ - Бородкина  Е.А.]

[отформатировано: 21.06.95            - Булыгина   А.В.]

[ТРТ:             13.09.95

юрист НЦПИ - Артемьева  Л.В.]

[ТРТ:             05.12.95

юрист НЦПИ - Артемьева  Л.В.]

[ТРТ:             21.12.95

юрист НЦПИ - Жарова     М.К.]

[ТРТ:             04.03.96

юрист НЦПИ - Жарова     М.К.]

[ТРТ:             22.08.96

юрист НЦПИ - Артемьева  Л.В.]

[ТРТ:             19.05.98

юрист НЦПИ - Жарова     М.К.]

[ТРТ:           12.01.2000

юрист НЦПИ - Жарова     М.К.]

[ТРТ:           22.01.2002

юрист НЦПИ - Жарова     М.К.]

[ТРТ:           29.03.2002

юрист НЦПИ - Григорьян  И.В.]

[ТРТ:           18.10.2002

юрист НЦПИ - Григорьева А.А.]

[ТРТ:           21.01.2004

юрист НЦПИ - Городничая Н.Н.]

[ТРТ:           16.03.2005

юрист НЦПИ - Городничая Н.Н.]

[ТРТ:           22.02.2006

юрист НЦПИ - Романова   Н.П.]

[ТРТ:           25.09.2006

юрист НЦПИ - Жарова     М.К.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 020.030.040 Антимонопольное законодательство, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.000.000 Основы государственного управления, 030.030.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ПРЕДПРИЯТИЙ
№-1815984232 от 20 декабря 1991

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать