Основная информация

Дата опубликования: 20 мая 2020г.
Номер документа: RU38000202001102
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Иркутская область
Принявший орган: Законодательное собрание Иркутской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



от 20 мая 2020 г. № 42-ОЗ

ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1

Внести в Закон Иркутской области от 25 июня 2012 года № 54-ОЗ «О выборах Губернатора Иркутской области» (Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области, 2012, № 46, т. 1; 2013, № 52, т. 2, № 53, т. 1, № 55, т. 2; 2014, № 6, № 7, № 10, № 11, № 17; 2015, № 23, т. 1, № 29, т. 1; 2016, № 37; 2017, № 47, т. 1, № 56; 2018, № 5; 2019, № 12(В), 14 – 15, т. 1; Областная, 2020, 23 марта) следующие изменения:

1) в статье 29:

а) часть 1 дополнить словами «или в порядке самовыдвижения»;

б) дополнить частями 31, 32 следующего содержания:

«31. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может дать согласие на выдвижение на тех же выборах Губернатора Иркутской области избирательному объединению. Кандидат, давший согласие на выдвижение избирательному объединению, не может на тех же выборах Губернатора Иркутской области выдвигаться в порядке самовыдвижения.

32. В случае нарушения требований, установленных частью 31 настоящей статьи, действительным считается выдвижение, о котором Избирательная комиссия Иркутской области была уведомлена раньше, если не позднее дня, следующего за днем более позднего уведомления, кандидат не подаст заявление об отзыве ранее поданного уведомления.»;

2) дополнить статьей 301 следующего содержания:

«Статья 301. Самовыдвижение кандидата

1. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом Избирательной комиссии Иркутской области с последующим сбором подписей избирателей.

2. Кандидат в срок, предусмотренный частью 2 статьи 29 настоящего Закона, лично представляет в Избирательную комиссию Иркутской области заявление о согласии баллотироваться и иные документы, предусмотренные статьей 31 настоящего Закона.

3. Избирательная комиссия Иркутской области обязана незамедлительно после приема документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, выдать кандидату подтверждение получения указанных документов в письменной форме и разрешение на открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, подписанное уполномоченным лицом Избирательной комиссии Иркутской области.»;

3) в статье 31:

часть 1 после слов «статьей 30» дополнить словами «или статьей 301»;

в части 2 слова «пунктом 1 части 1» заменить словами «частью 1»;

4) в пункте 5 части 11 статьи 32 слова «с указанием наименования избирательного объединения» заменить словами «с указанием наименования избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, или указанием на выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения»;

5) дополнить статьей 321 следующего содержания:

«Статья 321. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения

1. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку 0,5 процента подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории Иркутской области в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, необходимых для его регистрации.

2. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата (далее – подписные листы) должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата. Подписи избирателей могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.

3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей избирателей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными.

4. Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат вправе заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата.

5. Подписные листы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к Федеральному закону.

6. Если у кандидата имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.

7. Сбор подписей избирателей осуществляется посредством их внесения в подписные листы. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись в поддержку самовыдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.

Избиратель вправе ставить подпись в поддержку самовыдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку самовыдвижения одного и того же кандидата.

8. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

9. Каждый подписной лист должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

10. При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.

11. После окончания сбора подписей избирателей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной Избирательной комиссией Иркутской области. Протокол подписывается кандидатом.   

12. Подписные листы представляются в Избирательную комиссию Иркутской области в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в Избирательную комиссию Иркутской области представляется на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Иркутской области, протокол об итогах сбора подписей избирателей.

13. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов.»;

6) в статье 33:

а) часть 1 дополнить пунктами 7, 8 следующего содержания:

«7) подписные листы (если кандидат выдвинут в порядке самовыдвижения);

8) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Иркутской области (если кандидат выдвинут в порядке самовыдвижения);»;

б) часть 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае представления подписных листов Избирательная комиссия Иркутской области предварительно заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству подписных листов, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. В этом случае в документе, указанном в настоящей части, указывается также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей.»;

7) в статье 34:

а) первое предложение части 3 после слов «в листах поддержки кандидата,» дополнить словами «соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах,»;

б) второе предложение части 4 после слов «а также в иные документы» дополнить словами «(за исключением подписных листов с подписями избирателей)»;

8) дополнить статьей 351 следующего содержания:

«Статья 351. Порядок проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах

1. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, Избирательная комиссия Иркутской области проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

2. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.

3. Проверке подлежит 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей в поддержку самовыдвижения кандидата и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия), проводимой (проводимого) членами Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса в порядке, установленном Избирательной комиссией Иркутской области. Выборка проводится в Избирательной комиссии Иркутской области непосредственно после выдачи кандидату документа, подтверждающего прием подписных листов.

При проведении выборки и при проверке подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица.

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. О соответствующей проверке кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей, извещается при приеме документов, необходимых для его регистрации.

Заключения экспертов, привлекаемых к проверке в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Закона, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

4. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

5. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в Избирательную комиссию Иркутской области.

6. Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.

7. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Закона.

8. Недействительными признаются:

1) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов;

2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;

3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Закона;

4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом;

5) подписи избирателей без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

6) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

7) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями;

8) подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, – на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Закона;

9) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;

10) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата;

11) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если хотя бы одна из подписей лиц, заверивших подписной лист (лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, и (или) кандидат), недостоверна;

12) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет;

13) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, признанным судом недееспособным;

14) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если не указана хотя бы одна из дат заверения подписного листа;

15) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа;

16) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные указанным лицом;

17) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом;

18) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме;

19) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате не соответствуют действительности;

20) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;

21) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным способом или карандашом;

22) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 10 к Федеральному закону;

23) все подписи избирателей в подписном листе, в который не внесены сведения, предусмотренные частью 6 статьи 321 настоящего Закона;

24) все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 321 настоящего Закона;

25) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 3 статьи 321 настоящего Закона;

26) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, – на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящей статьи;

27) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом;

28) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.

9. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям Федерального закона  и настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 – 24, 28 части 8 настоящей статьи.

10. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 10 – 24, 28 части 8 настоящей статьи.

11. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

12. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания Избирательной комиссии Иркутской области, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная Избирательной комиссией Иркутской области проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктами 14, 16 части 3 статьи 36 настоящего Закона, кандидат вправе получить в Избирательной комиссии Иркутской области одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению Избирательной комиссии Иркутской области о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия Избирательной комиссией Иркутской области указанного решения может быть осуществлена в соответствии с федеральным законодательством.»;

9) в статье 36:

а) второе предложение части 1 дополнить словами «или в порядке самовыдвижения»;

б) в части 3:

пункт 2 дополнить словами «(для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением)»;

дополнить пунктами 14 – 16 следующего содержания:

«14) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (для кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения);

15) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с настоящим Законом сбор подписей запрещен (для кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения);

16) выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки (для кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения).»;

10) пункт 1 части 2 статьи 60 изложить в следующей редакции:

«1) финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей, сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату изготовления подписных листов, листов поддержки кандидата, оплату труда лиц, привлекаемых для сбора указанных подписей, а также на расходы, связанные с нотариальным засвидетельствованием подлинности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата;»;

11) пункт 2 части 3 статьи 64 изложить в следующей редакции:

«2) информация о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения либо выдвижении кандидата избирательным объединением с указанием наименования избирательного объединения;»;

12) часть 5 статьи 65 дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, – слово «самовыдвижение»;»;

13) в приложении 2 слова «выдвижение избирательным объединением с указанием его наименования» заменить словами «выдвижение избирательным объединением с указанием наименования избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, или самовыдвижение».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования.

Положения настоящего Закона применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Закона.

Временно исполняющий обязанности

Губернатора Иркутской области

И.И. Кобзев

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 09.06.2020
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать