Основная информация

Дата опубликования: 13 мая 2020г.
Номер документа: RU31000202000287
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Белгородская область
Принявший орган: Белгородская областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 мая 2020г. № 473

О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

Принят Белгородской областной Думой 30 апреля 2020 года

Статья 1. Наделение органов местного самоуправления полномочиями по опеке и попечительству

1. Наделить органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочиями по опеке и попечительству.

В связи с наделением органов местного самоуправления указанными полномочиями они являются органами опеки и попечительства.

2. К полномочиям органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан относятся:

1) выявление, учёт и устройство детей, оставшихся без попечения родителей;

2) проведение обследования условий жизни детей, обеспечение защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, до решения вопроса об их устройстве, а также направление имеющейся информации об этих детях в орган исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в сфере опеки попечительства, для первичного учёта в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

3) направление документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в орган исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в сфере опеки попечительства, для учёта в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации их устройства в семью граждан Российской Федерации на территории Белгородской области;

4) направление в орган исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в сфере опеки попечительства, сведений о гражданах, лишённых родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстранённых от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, для учёта в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

5) осуществление отобрания ребёнка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью;

6) временное исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов;

7) исполнение обязанностей опекуна или попечителя по завершении пребывания ребёнка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет;

8) заключение соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребёнка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

9) избрание формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление (удочерение), опека или попечительство, приёмная семья);

10) подбор, учёт и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах;

11) подготовка заключения об обоснованности усыновления (удочерения);

12) заверение согласия родителей на усыновление (удочерение) их ребёнка;

13) выявление согласия ребёнка, достигшего 10-летнего возраста, на его усыновление (удочерение), назначение опекуна или попечителя;

14) принятие акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно;

15) принятия акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей, в том числе временно, либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей;

16) заключение (расторжение) договора с приёмными родителями или приёмным родителем;

17) принятия актов об устройстве детей в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги;

18) ведение учёта усыновленных (удочерённых) детей, детей, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на воспитание в приёмную семью;

19) ведение личных дел несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством;

20) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены несовершеннолетние граждане;

21) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;

22) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;

23) выдача опекунам и попечителям разрешений и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных;

24) установление противоречий между интересами родителей и детей и в случае разногласий между ними назначение представителя для защиты прав и интересов детей;

25) принятие решений, обязывающих родителей (одного из них) не препятствовать близким родственникам ребёнка общаться с ним, в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления им такой возможности;

26) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных;

27) выдача согласия на контакты с ребёнком родителя, родительские права которого ограничены судом, если это не оказывает на ребёнка вредного влияния;

28) представление законных интересов несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Белгородской области или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

29) выдача согласия на отчисление из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

30) направление при перемене места жительства подопечного его дела в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства;

31) выдача предварительного разрешения на отказ от наследства в случае, когда наследником является несовершеннолетний;

32) принятие решения с согласия обоих родителей об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;

33) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;

34) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребёнка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребёнка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов.

3. К полномочиям органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, совершеннолетних дееспособных граждан, и граждан, признанных безвестно отсутствующими, относятся:

1) выявление и учёт лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, освобождение, в том числе временно, и отстранение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

5) выдача разрешений на совершение сделок с имуществом лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

6) выдача предварительного разрешения на распоряжение доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;

8) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;

9) представление законных интересов лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными и находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Белгородской области или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

10) принятие решений о помещении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, под надзор в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами;

11) подбор, учёт и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

13) оказание помощи опекунам и попечителям лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в реализации и защите прав подопечных;

14) временное исполнение обязанности опекуна или попечителя в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, над которыми опека и попечительство не установлены;

15) участие в качестве законного представителя лица, в отношении которого ведётся производство, о применении принудительной меры медицинского характера, при отсутствии близких родственников;

16) ведение личных дел лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

17) назначение совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, помощника;

18) осуществление контроля за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещение находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;

19) определение лица, которому на основании решения суда передаётся имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им и заключение с указанным лицом договора о доверительном управлении;

20) выдача предварительного разрешения на отказ от наследства в случае, когда наследником является недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин.

Статья 2. Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий

1. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий вправе:

1) запрашивать и получать от органов исполнительной власти Белгородской области информацию (документы), консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

3) в пределах своих полномочий издавать муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных настоящим законом.

2. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий обязаны:

1) использовать финансовые средства и материальные ресурсы, предоставленные для осуществления переданных полномочий, по целевому назначению;

2) предоставлять в органы исполнительной власти Белгородской области, осуществляющие контроль за исполнением переданных полномочий, отчёты о ходе осуществления переданных полномочий, об использовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели;

3) в случае изъятия переданных полномочий возвратить неиспользованные финансовые средства и материальные ресурсы в порядке, предусмотренном настоящим законом.

Статья 3. Права и обязанности органов исполнительной власти Белгородской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий

1. Органы исполнительной власти Белгородской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий вправе:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов местного самоуправления документы и иную необходимую информацию, связанную с осуществлением ими переданных полномочий;

2) разрабатывать и издавать в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий.

2. Органы исполнительной власти Белгородской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий обязаны:

1) направлять информацию (документы), разъяснять и оказывать методическую помощь по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления переданных полномочий;

3) осуществлять контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий, в том числе правовых актов по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.

3. Орган исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в сфере опеки и попечительства, в соответствии с действующим федеральным законодательством выполняет также функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на основе информации, направляемой органами опеки и попечительства в соответствии со статьёй 1 настоящего закона.

Статья 4. Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий

1. Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

2. Средства на осуществление органами местного самоуправления переданных полномочий имеют целевое назначение.

3. Объём субвенций рассчитывается исходя из численности работников, осуществляющих в органах местного самоуправления функции по опеке и попечительству, определённой Правительством Белгородской области, и размера оплаты труда указанных работников и финансовых затрат на материально-техническое обеспечение их деятельности согласно приложению к настоящему закону.

4. Субвенции, указанные в части 3настоящей статьи, утверждаются законом Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию.

Статья 5. Материальные средства для осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий

Перечень подлежащих передаче в использование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий, определяется Правительством Белгородской области.

Статья 6. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий

1. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет орган исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в сфере опеки и попечительства. Контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных в соответствии с настоящим законом финансовых средств осуществляет орган исполнительной власти Белгородской области, осуществляющий функции управления финансами. Контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных в соответствии с настоящим законом материальных ресурсов осуществляет орган исполнительной власти Белгородской области, осуществляющий функции управления собственностью Белгородской области.

2. Органы исполнительной власти Белгородской области, указанные в части 1 настоящей статьи (далее – уполномоченные органы исполнительной власти) при проведении контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий:

1) проводят проверки работы органов местного самоуправления в части осуществления ими переданных полномочий;

2) получают от органов местного самоуправления необходимые документы, связанные с осуществлением ими переданных полномочий;

3) выявляют нарушения установленного порядка осуществления переданных полномочий, а также использования предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов;

4) дают письменные предписания об устранении нарушений, выявленных по результатам проверки работы органов местного самоуправления в части осуществления переданных полномочий;

5) вносят в Правительство Белгородской области представления об изъятии переданных полномочий.

Статья 7. Отчётность органов местного самоуправления об осуществлении переданных полномочий

Органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Белгородской области, представляют в орган исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в сфере опеки и попечительства, отчёты о ходе осуществления переданных полномочий, а в органы исполнительной власти Белгородской области, осуществляющие контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели финансовых средств и материальных ресурсов, отчёты об использовании финансовых и материальных средств, полученных на эти цели.

Статья 8. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий

1. В случае ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий Правительство Белгородской области по представлению уполномоченных органов исполнительной власти вправе изъять эти полномочия.

2. Изъятие переданных полномочий у органов местного самоуправления влечёт возврат в областной бюджет в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и законами Белгородской области, неиспользованных финансовых средств, выделенных органам местного самоуправления на осуществление указанных полномочий, а также возврат предоставленных на эти цели материальных ресурсов.

3. В случае изъятия переданных полномочий у органов местного самоуправления соответствующие полномочия осуществляются органами исполнительной власти Белгородской области, уполномоченными Правительством Белгородской области.

Статья 9. Вступление в силу настоящего закона

1. Настоящий закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу:

1) закон Белгородской области от 14 января 2008 года № 185 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Белгородской области» (Сборник нормативных правовых актов Белгородской области, 2007, № 1 (119);

2) закон Белгородской области от 28 марта 2008 года № 196 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Белгородской области» (Сборник нормативных правовых актов Белгородской области, 2008, № 7 (125);

3) статью 2 закона Белгородской области от 21 июля 2008 года № 224 «О внесении изменений в статью 2 закона Белгородской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» и статью 5 закона Белгородской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Белгородской области» (Сборник нормативных правовых актов Белгородской области, 2008, № 14 (132);

4) статью 4 закона Белгородской области от 3 июля 2017 года № 179 «О внесении изменений в некоторые законы Белгородской области» (Белгородские известия, 2017, 8 июля).

Губернатор Белгородской области

Е.С. Савченко

Приложение

к закону Белгородской области

«О наделении органов местного самоуправления

полномочиями по опеке и попечительству»

Методика

расчёта субвенций из областного бюджета на осуществление переданных полномочий

1. Расчёт субвенций из областного бюджета (далее - субвенции) осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий.

2. Размер субвенции, выделяемой муниципальному району или городскому округу, рассчитывается по следующей формуле:

Сомс = Оно + Озно + Ос хЧс + Ф х Ид,

где:

Сомс - объём субвенции, выделяемый муниципальному району либо городскому округу;

Оно - финансовые затраты на оплату труда начальника структурного подразделения, осуществляющего функции по опеке и попечительству, в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования, рассчитываемые по методике, принятой для формирования расходов на указанные цели на соответствующий год;

Озно - финансовые затраты на оплату труда заместителя начальника структурного подразделения, осуществляющего функции по опеке и попечительству в органах местного самоуправления, рассчитываемые по методике, принятой для формирования расходов на указанные цели на соответствующий год;

Ос - финансовые затраты на оплату труда специалистов, осуществляющих функции по опеке и попечительству, в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования, рассчитываемые по методике, принятой для формирования расходов на указанные цели на соответствующий год;

Чс - численность специалистов структурного подразделения, осуществляющего функции по опеке и попечительству, в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования;

Ф - финансовые затраты на материально-техническое обеспечение деятельности по опеке и попечительству, рассчитываемые по методике формирования бюджета на соответствующий год;

Ид - индекс-дефлятор.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.05.2020
Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О НАКАЗАХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
№2052979225 от 17 декабря 2020

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать